Почему не работает экспериментальный проект с регистраторами расчетных операций?

Если бы количество кассовых аппаратов на душу населения в Украине соответствовало хоть показателю соседней Польши, то государственный бюджет получал бы дополнительно только от торговли 150-200 миллиардов гривен поступлений ежегодно.

К слову, в компании «Терабайт» можно купить по доступным ценам современные онлайн кассы под ФЗ-54 (см. подробнее здесь trbyte.ru). Указанная кассовая аппаратура позволит вам полностью автоматизировать передачу в режиме онлайн соответствующих сведений в рамках Федерального закона России №54 вкупе с обеспечением прозрачности данных о расчетах по вашим товарам, услугам и работам. На данный момент среди российских юридических лиц и индивидуальных предпринимателей наибольшей популярностью пользуются фискальные накопители и онлайн кассы АТОЛ, Эвотор, МТС и Меркурий.

В этом году Украине предстоит заплатить внешним кредиторам в счет погашения и обслуживания долга около 179 миллиардов гривен, или 6,1 миллиарда долларов по официальному курсу Национального банка. Именно эти цифры назвал в интервью УНИАН заместитель министра финансов Василий Шкураков. По словам чиновника, уже в мае должны погасить миллиард долларов по евробондам, размещенным в 2014 году под гарантии правительства США.

В связи с крупными размещениями облигаций внутреннего займа Минфин увеличил прогнозную оценку платежей на выплату для погашения и обслуживания государственного долга в 2019 году до 445,67 миллиарда гривен. Это на 17,3 миллиарда больше, чем на начало февраля, и на 54,1 миллиарда больше, чем на начало года. В целом (об этом в интервью VoxUkraine заявил председатель НБУ Яков Смолий) в течение 2019-2020 годов Украина должна выплатить около 12 миллиардов долларов по внешнему государственному долгу, в том числе процентные платежи.

Что предлагает власть? По словам министра финансов Оксаны Маркаровой, сообщает УНИАН, Министерство финансов рассчитывает в этом году получить из внешних источников около 4 миллиардов долларов финансирования. Сделать это без Международного валютного фонда мы не сможем. А потому предложение подписать новую программу с МВФ экономически обосновано.

Наполнять бюджет нечем?

Ситуация сложная, но не безнадежная. По крайней мере, так считают в Ассоциации «УкрЭККА» (украинские электроника, компьютеры, кассовые аппараты). При этом руководство ассоциации ссылается на данные Государственной фискальной службы, которая отчиталась, что в результате усиления контроля над оборотом наличности, увеличения количества регистраторов расчетных операций (РРО) выручка, зарегистрированная РРО в 2018 году, составила 1060 миллиардов гривен и выросла по сравнению с 2017-м на 166,5 миллиарда гривен.

– Такая выручка, – говорит исполнительный директор Ассоциации «УкрЭККА» Василий Маципура, сопоставимая с оборонным бюджетом страны в состоянии войны, осуществили ее лишь 106 тысяч (4%) всех субъектов хозяйствования (юридические и физические лица), в пользовании которых находится 308 тысяч РРО.

Мы пришли к выводу, что только НДС (с полной цепочкой производства-продажи), который гарантированно попал в бюджет, составил в прошлом году не менее 200 миллиардов гривен. К нему можно добавить еще примерно такую же сумму, которая поступила в государственную казну от налога на прибыль субъектов хозяйствования, единого социального взноса и НДФЛ на заработную плату их работников.

Итак, 4% субъектов хозяйствования обеспечили 2018 году 40% поступлений в бюджет. А что же остальные 96% из 2 миллионов 800 тысяч активных субъектов хозяйствования, из которых 1 миллион 100 тысяч составляют юридические и 1 миллион 700 тысяч – физические лица – предприниматели?

Можете вспомнить, например, когда вам выдавали расчетный документ в общественном транспорте (автобусе, метрополитене или на аэровокзале во время приобретения билета на самолет), в ресторане, в туристическом агентстве перед вылетом в Турцию или Египет? А на рынке, в киоске, интернет-магазине, при покупке билетов в киноконцертные залы, театры, на стадионы и т. д.?

Правительство ищет средства на оборону страны, образование, медицину, строительство дорог, Минфин предлагает брать кредиты в МВФ, продолжая продавать олигархам облигации внутреннего займа под 15% годовых (Нацбанк поддерживает такие действия и считает их обоснованными), а не учтенная наличность течет мимо государственной казны в частные карманы! Представьте, как пополнился бы бюджет страны, если бы весь наличный оборот регистрировался через кассовые аппараты и в работе были не 308 тысяч РРО, а в пять раз больше!

– Мы подсчитали, – говорит дальше господин Маципура, – что если бы количество кассовых аппаратов на душу населения у нас отвечало хотя бы показателю соседней Польши (52 РРО на тысячу населения), то государственный бюджет получал бы дополнительно только от торговли 150-200 миллиардов гривен, или 5-6,6 миллиарда долларов поступлений в год. И это лишь прямой эффект. А есть еще побочные положительные последствия – уменьшение контрабанды и контрафакта, когда не учтенный товар нельзя продать через кассу.

Ликвидация не учтенной наличности снимает с повестки дня вопрос зарплаты в конвертах, следовательно, увеличатся поступления по НДФЛ и ЕСВ. Нехватка не учтенной наличности ведет к честной конкуренции или равных условий для всех предпринимателей, что в итоге снизит уровень теневой экономики до 10-15%, как в цивилизованных странах.

И наконец-то, применение РРО там, где это необходимо, будет способствовать темпам роста ВВП в первые два года на 10-15%, а в следующие – на 7-10%, прозрачности и простоте ведения бизнеса, повышению инвестиционной привлекательности Украины. Именно этого, а не увеличение тарифов на газ и электроэнергию или повышение пенсионного возраста требуют от нас западные партнеры-кредиторы.

Из-за усиления контроля над оборотом наличности, увеличения количества регистраторов расчетных операций (РРО) выручка, зарегистрированная последним в 2018 году, составила 1 триллион 60 миллиардов гривен, что на 166,5 миллиарда больше, чем в 2017 г.

Смартфон вместо РРО

Нельзя сказать, что в государстве не понимают важности использования РРО. В июне 2018 года на заседании Кабинета Министров новая глава Министерства финансов Оксана Маркарова презентовала упрощенное применение РРО через внедрение инновационных технологий.

Предлагали вместо старых кассовых аппаратов установить новые, современные программно-технические комплексы низкой стоимости, которые были бы доступными и простыми в использовании. При этом регистрация РРО должна проходить в один шаг (за день) на основании лишь заявления по упрощенной форме и без бумажных приложений. Новая техника должна интегрироваться с любым программным обеспечением.

Руководитель Минфина ссылалась на международный опыт использования РРО трех поколений. Это со встроенной фискальной памятью (первое поколение). С возможностями подключения к интернету для передачи фискальных данных и отчетов прямо или косвенно в соответствующие контролирующие органы (второе поколение). И РРО с возможностями подключения к интернету, но с применением современных методов криптографической защиты информации с цифровой подписью каждого выданного чека и его электронной копии, он отправляется в ГФС (третье поколение).

Постановлением №472 Кабинет Министров 13 июня 2018 года утвердил порядок проведения экспериментального проекта и передал полномочия по организации его проведения Министерству финансов и ГФС. Новейшие модели комплексов для РРО должны иметь технологические решения, внедренные в применении РРО, отвечать требованиям законодательства, обеспечивать выполнение фискальных функции, утвержденных постановлениями Кабинета Министров №№149 и 199, пройти проверки и получить соответствующие сертификаты соответствия.

Новейшие РРО должны были проверить и внести в государственный реестр РРО до 1 апреля 2019 года, что дало бы возможность их использовать в предпринимательской деятельности согласно требованиям сферы применения на всей территории Украины.

– С тех пор прошло почти 10 месяцев, – присоединяется к разговору председатель совета Ассоциации «УкрЭККА» Владимир Мигаль. – И что на самом деле? Созданная приказом Минфина № 592 от 2 июля 2018 года межведомственная рабочая группа за это время провела всего шесть заседаний.

Участники нашей ассоциации – производственники-практики с 25-летним опытом, которые производят и экспортируют РРО в частности в страны Евросоюза, еще в прошлом году в августе разработали и подали на рассмотрение межведомственной рабочей группы, Минфина, ГФС предложения по концепции развития государственной системы фискального контроля расчетных операций. К сожалению, рабочая группа при Минфине за восемь месяцев так и не нашла возможности их рассмотреть и обсудить. Минфин и ГФС тоже ничего не ответили.

А мы спроектировали и изготовили новые кассы третьего поколения, которые впитали самый современный мировой опыт и технологические решения. Они способны хранить ключи шифрования в защищенной зоне памяти, обеспечивать криптографическую защиту информации, накладывать цифровую подпись на создаваемые документы, отчеты и их электронные копии, поддерживать онлайн-верификацию системного программного обеспечения.

Чеки таких РРО можно заверять цифровой подписью, они имеют статус полноценного документа, могут содержать QR-код для упрощения процедуры проверки о наличии копии чека в базе данных ГФС покупателем. Наша техника может также обрабатывать и передавать данные параллельно – по имеющейся технологии защиты информации, разработанной НБУ (по информационным эсквайрам), и по инновационной, с криптографической защитой и цифровой подписью непосредственно в ГФС.

И самое главное – эти РРО полностью отвечают требованиям законодательства, они внесены в государственный реестр. Стоимость таких устройств (до 100 долларов за штуку на складе производителя) при условии массового производства будет ниже, чем тех, которые применяют в странах Евросоюза, в 5-10 раз. РРО выполнено в формате фискального принтера, им можно управлять с телефона, планшета, компьютера.

Два заседания группы

В этом году состоялось два заседания межведомственной рабочей группы – 14 и 25 марта. На первом были обсуждены итоги работы МРГ в 2018 году, установлен срок подачи производителями предложений по новейшим РРО — до 20 марта 2019 года включительно. Рекомендовано было подгруппам, образованным из состава участников МРГ, проработать представленные предложения и дать по ним соответствующие выводы. Замечания представителей ассоциации и ГСТЗИ о необходимости проверки предложенных моделей, к сожалению, рабочая группа не учла.

25 марта МРГ собралась в 15:00 и за час рассмотрела все предложения «новейших РРО», единогласно проголосовала «подать Минфину предложения, согласно прилагаемому перечню, в который вошли восемь предложений новейших моделей комплексов.

– Без проверки документов о подтверждении соответствия и предусмотренных Порядком проведения экспериментального проекта, – господин Мигаль делает ударение на каждом слове. — Думаете, Минфин вернул необоснованное, незаконное предложение МРГ? Нет!

На следующий день на сайте Минфина был опубликован приказ №121 министра финансов Оксаны Маркаровой об утверждении перечня новейших моделей, пунктом 3 которого Государственная фискальная служба до 1 апреля 2019 года обязана была «обеспечить регистрацию в Государственном реестре регистраторов расчетных операций новейших моделей, которые участвуют в экспериментальном проекте».

Может, ГФС стала на страже государственных интересов и отказалась выполнять незаконный приказ? Нет! В тот же день, 26 марта 2019-го, обнародован приказ Государственной фискальной службы №247, которым восемь новейших моделей РРО внесены в государственный реестр и соответственно разрешены к использованию на всей территории Украины. Без проверки соответствия, надлежащей документации, эталонных образцов!

По нашему мнению, включение этих систем в государственный реестр – прямое нарушение законов, некоторых постановлений Кабинета Министров, прежде всего «О проведении экспериментального проекта…» и других подзаконных актов. Фактически это дискредитация государственного реестра и отказ от фискального контроля расчетных операций.

– Мы не против пилотного проекта, предложенного правительством, где как РРО можно использовать инновационные устройства и технологии, – добавляет Василий Маципура. – Даже всячески поддерживаем инициативы, направленные на улучшение налогового учета, автоматизацию всех учетных и контрольных процессов, расширение сфер применения РРО. Смартфоны, планшеты, персональные компьютеры используют в системах учета как POS-системы.

Но в развитых странах их применяют только со специальным защищенным устройством, которое обрабатывает и хранит фискальные данные и управляет механизмом печати фискальных чеков.

Нашим экспертам, среди которых есть люди с большим опытом работы и научными званиями, не известные технологии надлежащей защиты налоговой информации в фискальных системах на основе гаджетов с открытыми операционными системами. Это подтверждают и стандарты в области защиты информации и мировой опыт.

К сожалению, ни один из претендентов новейших моделей не предоставил доказательств надежности защиты информации от искажения, обеспечения выполнения фискальных функций. Напротив, все они имеют распределенную клиент-серверную архитектуру, которая позволяет изменять фискальные данные с помощью специального программного обеспечения и на стороне клиента еще до шифрования цифровой подписи, и при определенных условиях на стороне сервера, как говорят, оптом.

В этих условиях большим соблазном для пользователя или владельца фискального сервера становится вмешательство в работу системы с помощью специального скрытого программного обеспечения Zappers и Phantomware для корректировки фискальных данных и уменьшения налоговых обязательств. Обнаружить такие скрытые программные средства почти невозможно. И практика показывает, что такие случаи в развитых странах случаются все чаще.

Фискальный чек

Недопустима с точки зрения обеспечения фискального общественного контроля, защиты прав потребителей отмена требований к обязательности выдачи покупателю бумажного фискального чека. Это единственное физическое подтверждение осуществления публичного договора купли-продажи, полноты расчетов, их правильной регистрации, оплаты потребителем установленных государством налогов, перехода прав собственности, возникновения обязанностей и ответственности, связанных с ними.

Кстати, обслуживание клиентов без бумажных чеков, которые якобы пропагандируют как инновационное, нанесет государству, по мнению членов ассоциации, больше вреда, чем пользы. Василий Васильевич продемонстрировал это на примере. Многим из нас приходится пользоваться услугами ресторанов. И мы хорошо знаем, что чек у них, как правило, выдают не фискальный, а распечатанный на обычном принтере.

– Этот чек видит только владелец принтера, а не налоговая инспекция – исполнительный директор Ассоциации «УкрЭККА» показывает один из таких бумажек. – Обратите внимание: сумма – почти 8000 гривен. Именно столько за вечер потратили на дне рождения 10 человек за двумя столиками. А в этом заведении таких столов я насчитал почти 100.

Почему владелец ресторана платит налог как упрощенец, если за неделю его выручка превышает миллион гривен, предусмотренный Налоговым кодексом на весь год? Да и подакцизных товаров в чеке я насчитал несколько, что обязательно предполагает наличие кассового аппарата.

Таких ресторанов тысячи. И не только их: без кассовых аппаратов работают брендовые бутики, «7-й километр», «Барабашова», другие рынки. Неужели руководители Минфина и ГФС об этом не знают? А если знают, то почему не прекратят беспредел? Повторюсь: лишь 4% субъектов хозяйствования использовали в прошлом году РРО и честно исполняли обязанности налоговых агентов. Остальные работали на собственный карман!

В заключение хочу сказать, что Положением о министерстве финансов Украины определено: «Минфин является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную финансовую и бюджетную политику, а также формирование и реализацию государственной политики в сфере государственного финансового контроля, казначейского обслуживания бюджетных средств, предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Значит, все, о чем шла речь, – в непосредственной компетенции и ответственности Министерства финансов. Поэтому, по мнению всех членов Ассоциации «УкрЭККА», не может Минфин принимать судьбоносные для государства решения в спешке, некомпетентно, нарушая законы и нормативно-правовые акты.

КОММЕНТАРИЙ ОТ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ

«Урядовый курьер» обратился за комментарием к Министерству финансов Украины. Пресс-служба Минфина направила ответы на вопросы «ПК».

– Прошли ли до 1 апреля 2019 года новейшие модели комплексов, которые межведомственной рабочей группе (МРГ) представили производители, надлежащую проверку на искажение отчетной информации и государственной регистрации? 

С целью реализации инновационных технологических решений для регистрации расчетных операций 13 июня 2018 года принято постановление Кабинета Министров Украины № 472 «О реализации экспериментального проекта по регистрации и эксплуатации новейших моделей программных и/или программно-технических комплексов, предназначенных для регистрации расчетных операций» (постановление № 472).

Согласно постановлению №472, предусмотрена реализация экспериментального проекта по регистрации и эксплуатации новейших моделей программных и/или программно-технических комплексов до 31.12.2019.

Механизм реализации экспериментального проекта по регистрации и эксплуатации новейших моделей, программных и/или программно-технических комплексов, предназначенных для регистрации расчетных операций, в частности усовершенствованных компьютерно-кассовых систем, определенных Порядком реализации экспериментального проекта по регистрации и эксплуатации новейших моделей программных и/или программно-технических комплексов, предназначенных для регистрации расчетных операций, утвержденных постановлением №472 (далее Порядок).

Согласно п. 4 Порядка, организационное сопровождение экспериментального проекта осуществляется межведомственной рабочей группой по вопросам реализации инновационных технологических решений для регистрации расчетных операций в сфере торговли (в том числе торговли с использованием интернета), общественного питания, купле-продаже иностранной валюты, торговле через автоматы по продаже (предоставлении) товаров (услуг), предоставления услуг по приему наличных для дальнейшего перевода, перевозки пассажиров и других услуг.

В соответствии с п. 5 Порядка, МРГ в частности обеспечивает предварительную проверку соблюдения требований по осуществлению фискальных функций новейшими моделями комплексов и обобщает информацию о соблюдении / несоблюдении требований по осуществлению таких функций и подает Минфину данные по результатам рассмотрения предложений производителей (поставщиков) предложения по включению или отказу во включение новейших моделей комплексов в перечень таких моделей.

После поступления утвержденного Минфином перечня новейших моделей комплексов, которые участвуют в экспериментальном проекте, ГФС, в соответствии с п. 9 Порядка, в частности:

обеспечивает регистрацию таких моделей в Государственном реестре регистраторов расчетных операций до 1 апреля 2019 года;

организует работу территориальных органов ГФС по реализации экспериментального проекта и регистрации новейших моделей комплексов;

осуществляет обобщение и анализ контрольно-отчетной информации, поступающей в системы учета данных через новейшие модели комплексов;

проводит оценку своевременности, полноты, защищенности данных, поступающих в систему учета данных и хранящихся в системе хранения данных.

Согласно п.п. 3 п. 5 Порядка, по результатам рассмотрения предложений производителей (поставщиков) новейших моделей комплексов 25.03.2019 МРГ было принято решение подать Минфину предложения о включении в перечень новейших моделей программных и/или программно-технических комплексов, предназначенных для регистрации расчетных операций, которые участвуют в экспериментальном проекте, соответствующих моделей.

Таким образом, сегодня реализация экспериментального проекта, проведение изучения и опытной эксплуатации новейших моделей регистраторов расчетных операций (далее РРО), возможности их применения для осуществления расчетных операций продолжается в рамках задач и сроков, определенных постановлением № 472.

— Какими нормативными, законодательными актами, методиками пользовались члены МРГ, выясняя соответствие моделей требованиям по реализации фискальных функций? 

Согласно п. 7 Порядка, к новейшим моделям комплексов применяются на период проведения экспериментального проекта требования, утвержденные постановлениями Кабинета Министров Украины от 18 февраля 2002 г. № 199 » Об утверждении требований по реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для различных сфер применения». (Официальный вестник Украины, 2002 г., №8, ст. 362) и от 2 марта 2016 г. № 149 «О требованиях по реализации фискальных функций регистраторами расчетных операций для отдельных сфер применения «(Официальный вестник Украины, 2016 г., №20, ст. 802), с учетом следующих особенностей:

1) программные комплексы должны обеспечивать:

– выполнение расчетной операции и передачи контрольно-отчетной информации в систему учета данных в режиме реального времени;

– печатание расчетных и других отчетных документов;

— сохранение данных об описи товаров, фискальной информации, данных, на основе которых формируются расчетные документы и отчеты о расчетных операциях;

– использование электронно-цифровой подписи с соблюдением требований закона Украины «Об электронной цифровой подписи» для осуществления технологических операций;

– использование технологии, разработанной Национальным банком, или электронно-цифровой подписи с соблюдением требований закона Украины «Об электронной цифровой подписи» для защиты от подмены и модификации данных регистраторов;

2) программно-технические комплексы должны состоять из таких узлов:

– программно-техническое средство, где хранятся данные об описании товаров, фискальная информация, данные, на основе которых формируются расчетные документы и отчеты о расчетных операциях;

– часы-календарь с отдельным элементом питания;

– процессор, который управляет механизмом печатания чеков и отчетов, с индикаторами новейшей модели комплекса, денежным ящиком, клавиатурой, другим оборудованием, включенным в его состав, а также выполняет операции по формированию отчетов о расчетных операциях и расчетных документах, внесение фискальной информации в фискальную память;

– запоминающее устройство, которое содержит внутреннее программное обеспечение новейшей модели комплекса (программную память);

– модуль безопасности, согласно технологии, разработанной Национальным банком, обеспечивает осуществление контроля отсутствия искажения или уничтожения данных о расчетных операциях для новейшей модели комплекса, который создает контрольную ленту в электронной форме.

Кроме того, п. 6 Порядка предусмотрено, что для участия в экспериментальном проекте производители (поставщики) подают МРГ предложения относительно новейших моделей комплексов вместе с описанием их технологии, процесса выполнения ими фискальной функции, расчетной операции, программных или программно-технических составляющих модели; данных об основных конструктивных и функциональных параметрах; структурными схемами систем; подтверждение соответствия таких моделей согласно требованиям закона Украины «О технических регламентах и оценке соответствия» и других нормативно-правовых актов, а в случае необходимости – выводы об их соответствии указанным требованиям и правилам работы, определенным Национальным банком; информацию о центрах сервисного обслуживания.

Таким образом, при проведении предварительной проверки МРГ руководствовалась требованиями, определенными вышеуказанными нормативно-правовыми актами.

– Сколько новейших моделей РРО прошли проверку МРГ или же были забракованы, и сколько времени на это было потрачено? Какую ответственность несут за правильность своего решения члены МРГ?

До 25.03.2019 МРГ рассмотрела предложения девяти производителей. По итогам проведенной предварительной проверки, соблюдение требований по осуществлению фискальных функций новейшими моделями комплексов МРГ, рекомендовано включить в соответствующий перечень восемь моделей. Не рекомендуется включение одной модели, которая на момент принятия решения МРГ уже была внесена в Государственный реестр регистраторов расчетных операций.

Осуществление предварительной проверки предложений производителей (поставщиков) было обеспечено до 22.03.2019 включительно.

Члены МРГ несут ответственность в соответствии с законами Украины.

– Не считаете ли нарушением закона включение новейших моделей комплексов в Государственный реестр регистраторов расчетных операций на основании рекомендаций МРГ без надлежащей проверки уполномоченными организациями? 

Следует сразу подчеркнуть, что согласно статье 19 Конституции Украины, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и способом, что предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Кроме того, согласно статье 117 Конституции Украины, Кабинет Министров Украины в пределах своей компетенции выдает постановления и распоряжения, являющиеся обязательными для выполнения.

Так, во исполнение п. 9 Порядка, утвержденного постановлением №472, ГФС должна обеспечить регистрацию новейших моделей комплексов, которые участвуют в экспериментальном проекте, в Государственном реестре регистраторов расчетных операций, что было осуществлено 10 апреля 2019 года.

Таким образом, регистрация новейших моделей комплексов осуществляется в соответствии с положениями постановления №472.

 Участие в экспериментальном проекте приняли члены Ассоциации «УкрЭККА»? 

Согласно п. 4 Порядка, Минфином образованы МРГ и утвержден их персональный состав, в который вошел представитель Ассоциации «УкрЭККА». Представитель Ассоциации «УкрЭККА» участвовал в совещаниях и заседаниях МРГ, обсуждениях вопросов повестки дня указанных заседаний.

Кроме того, представители Ассоциации «УкрЭККА» приобщаются к работе МРГ в качестве экспертов (членов МРГ).

Автор: Александр Крючков

Источник: Правительственный курьер

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий