Подготовка рабочих кадров на производстве: ретроспективный анализ и оценка современных тенденций

В статье выявлены и обобщены основные направления развития системы подготовки рабочих кадров в Украине в XIX-XX веке, проведена оценка исторического опыта и современных тенденций, сформулированы рекомендации по обеспечению развития профессионально-технического образования без отрыва от производства.

Ключевые слова: система подготовки рабочих кадров, профессиональное образование, профессиональное обучение, профессионально-техническое образование, рабочие кадры, квалификация, периодизация.

Постановка проблемы. Уровень кадрового обеспечения является определяющим фактором развития промышленных предприятий. Столкнувшись с растущей конкуренцией и быстрым обновлением технологий, предприятия направляют инвестиции в развитие человеческих ресурсов, в состав которых входят и квалифицированные рабочие кадры. Проблема организации и подготовки рабочих кадров для предприятий имеет исторические корни.

Становление и развитие системы подготовки рабочих кадров происходит одновременно с развитием промышленного производства и является одним из направлений развития системы профессионального образования в стране.

Практика хозяйствования предприятий промышленности свидетельствует о недостатке кадров по отдельным профессиям, особенно рабочих, что снижает их конкурентоспособность в условиях несоответствия уровня подготовки кадров, представленных на рынке труда, требованиям рабочих мест, непривлекательности рабочих профессий, отсутствия привязки профессиональной подготовки специалистов к потребностям общественного производства.

Эти и другие обстоятельства снижают общую эффективность кадрового обеспечения и требуют пересмотра его методологических основ.

Актуальность темы. Система подготовки кадров, которая возникла как ответ на объективную потребность общества в квалифицированных рабочих и специалистах, является одним из важнейших звеньев образования, активно влияет на развитие науки, культуры, материального производства.

Ныне образование выступает как важнейшая общечеловеческая ценность, определяет, в конечном итоге, главный критерий общественного прогресса – развитие личности. Поэтому государство не может оставить без внимания систему образования, и в частности профессионального.

Для реализации своих целей оно проводит в этой области политику, которая зависит от потребностей страны в определенном уровне образования и культуры граждан, и одновременно отражает стратегические и тактические задачи, групповые интересы различных слоев населения и представляет их в политической системе партий и общественных организаций.

Самой острой на протяжении ряда лет проблемой промышленности является обеспечение отрасли достаточным количеством квалифицированных рабочих кадров. Хроническая нехватка рабочих и специалистов, высокий уровень их текучести негативно сказались на темпах роста производительности труда, повышения эффективности производства. Таким образом, актуальность исследования определяется местом и ролью системы подготовки кадров в жизни общества.

Анализ последних исследований и публикаций. Первые научные труды, в которых характеризуется процесс создания и функционирования сети учебных заведений, где осуществлялась подготовка рабочих кадров, появились в конце XIX – начале XX века.

Это, прежде всего, исследование И. Максина (I. Maksina) «Очерки развития промышленного образования в России за 1888-1908 гг.», И. Анопова (I. Anopova) «Опыт систематического обозрения материалов к изучению современного состояния среднего, низшего технического и ремесленного образования в России», И. Стебута (I. Stebuta) «Сельскохозяйственные знания и сельскохозяйственное образование.

В этих работах, которые содержат значительное количество статистического материала, на достаточном научном уровне проанализированы процессы, происходившие в системе низшего профессионального образования, особенно промышленного, охарактеризовано нормативно-правовое обеспечение деятельности учреждений и учреждений профессионального образования.

Важными обобщающими исследованиями по истории профессионально-технического образования Украины этого периода является изданный в 1927 году труд Я.М. Звягильского (Ya.М. Zvyahil’s’koho) и М. И. Иванова (M.И. Ivanova) «Профессиональное образование в Украине», труд Н.П. Авдиенко (N.P. Avdiyenko) «Народное образование в Украине», научная разработка А. А. Альберштейна (A.O. Al’bershteyna) и В. И. Ястржембского (V. I. Yastrzhembs’koho) «Система народного образования», которая вышла в свет в 1929 году.

Следует отметить, что эти содержательные публикации вплоть до начала 1990-х годов были изъяты из научного обращения.

Первые научные работы советского периода по проблемам подготовки рабочих кадров появились в конце 1920-х – начале 1930-х годов. Их содержание во многом отражало официальный курс партии, подготовку специалистов в рабоче-крестьянской среде. Вследствие того, что авторы были непосредственными участниками социалистического строительства, эти публикации имели, в основном, агитационный характер.

Среди авторов советского периода, занимавшихся обозначенными проблемами, можно выделить В. Н. Вихирева (V. N. Vikhireva), Д. А. Васильева (D.A. Vasyl’eva), А. Г. Когана (A.H. Kohana), О. Л. Аникст (O.L. Anikst), И. О. Ликарчук (I. O. Likarchuk), В. А. Александрова (V. A. Oleksandrova), Н. В. Яковлева (N.V. Yakovleva), М. С. Пузанова (M.S. Puzanova), Г. О. Терещенко (H.O. Tereshchenka), С. Я. Батышева (S.Ya. Batysheva) и других.

Однако научная значимость исследований этого периода снижается их декларативностью, отсутствием критического подхода к проблеме, хотя они были написаны с привлечением большого фактического материала. В них освещались, в основном, вопросы целесообразности и способов перестройки начального и среднего профессионального образования, разработки принципов комплектования техникумов, совершенствования учебно-воспитательного процесса в них.

Современным проблемам кадрового обеспечения общественного производства посвящены работы многих зарубежных и отечественных ученых. В частности, весомый вклад в исследование вопросов регулирования процессов, связанных с обеспечением экономики кадрами в необходимом количестве и качестве, с аргументированными предложениями по преодолению разрыва связей между рынками труда и образовательных услуг сделали следующие ученые.

Это С. И. Бандур (S.I. Bandur), В. М. Данюк (V. M. Danyuk), Т. А. Заяц (T.A. Zayats’), А. М. Колот (A.M. Kolot), О. В. Крушельницкая (O.V. Krushel’nyts’kа), Е. М. Либанова (E.M. Libanova), Л. С. Лисогор (L.S. Lisohor), В. М. Олуйк (V. M. Oluyk), Т. П. Петрова (T.P. Petrovа), В. А. Савченко (V.A.  Savchenko), А. Л. Скрипник (A.L. Skrypnyk) и другие украинские ученые.

Цель статьи заключается в выявлении и обобщении основных направлений развития в системе подготовки рабочих кадров в Украине и СССР в XIX–XX вв. для оценки исторического опыта, что будет способствовать пониманию, как негативных явлений, так и того положительного, что должно учитываться на современном этапе развития отечественной экономики.

Изложение основного материала. Вопрос качественной стороны подготовки и воспитания рабочих кадров никогда не терял своей значимости. Важное значение имеет исследование этой проблемы в свете реализации закона «Об образовании», в котором образование признано «основой интеллектуального, культурного, духовного, социального, экономического развития общества и государства» и Национальной стратегии развития образования в Украине на 2012-2021 годы, где сфера образования провозглашена приоритетной.

Для того чтобы правильно и вовремя прогнозировать подготовку рабочих кадров на перспективу, целенаправленно проводить в жизнь принципы государственной образовательной политики, постепенно менять сложившуюся систему образования, необходимо представлять процессы, происходившие в системе образования в прошлом.

Опираясь на документальные свидетельства, которые приведены в монографиях и диссертационном исследовании И. Ликарчука «Проблемы подготовки рабочих кадров в Украине (1920-1929 гг.)», «Профессионально-техническое образование Украины: исторический путь и перспективы», «Управление системами подготовки квалифицированных рабочих в Украине (1888-1988 гг.)», обнародованных в 1996-1999 годах, можно утверждать, что основы низшего профессионального образования в Украине были заложены еще в Киевской Руси. Уже при Ярославе Мудром была основана школа переводчиков и переписчиков книг.

Традиции профессиональной подготовки молодежи продолжились в деятельности ремесленных цехов украинского Средневековья, когда достаточно развитой была система индивидуального ученичества, получили свое развитие в казацком обществе. Распространение технических знаний, создание ремесленных школ, технических училищ, курсов и обществ, стало предметом опеки земств.

Процесс становления и развития системы подготовки рабочих кадров в XIX-XX веке детерминирован развитием промышленности, основные этапы которого обуславливают необходимость централизации или децентрализации системы подготовки рабочих кадров.

Так, одним из факторов формирования системы подготовки рабочих кадров стал промышленный рост в конце XIX века, в ходе которого количество предприятий увеличилось на 31%, количество работников – на 24%, объем реализованной промышленной продукции – на 52%, также наметилась тенденция роста производительности труда в промышленности.

Можно говорить о первом этапе развития системы подготовки рабочих кадров, в рамках которого в конце XIX века на основе частной инициативы действовали первые профессиональные учебные заведения, а в начале ХХ века была создана система специального образования.

Подготовка рабочих кадров на первом этапе имела индивидуальный характер, обучение проводилось в контексте профессиональной деятельности с опорой на личный опыт ученика. Для подготовки большого количества квалифицированных рабочих кадров такая система была неприемлемой.

В 1917-1918 гг. произошел слом существовавшей в то время системы подготовки рабочих кадров, что обусловило резкий дефицит квалифицированных рабочих кадров в 1920-1930 гг. ХХ века.

Начался второй этап развития профессионального обучения, который заключался в переходе к широкой программе профессиональной подготовки, обусловленной бурным развитием промышленности в СССР в эпоху индустриализации. Развитие системы подготовки рабочих кадров на втором этапе происходило в течение нескольких периодов.

В рамках первого периода были созданы школы фабрично-заводского обучения (ФЗН) и производственные коллективы. Школы ФЗН были основной формой рабочего образования и обеспечивали предприятия высококвалифицированными кадрами, с общекультурными, общенаучными, общетехническими и специальными знаниями, умениями и навыками.

В годы первой пятилетки происходил быстрый рост количества школ ФЗН и производственно-технических школ типа ФЗН и контингентов учащихся. Если в 1925-1926 г. насчитывалось 2276 таких учебных заведений с общей численностью учащихся 228,3 тыс. лиц, то в 1932-1933 г. их было соответственно 3900 и 958,9 тыс.

Причем с 1929 по 1932 г. количество учащихся школ ФЗО повысилось более чем в три раза. Особенно быстро развивалась в этих школах подготовка квалифицированных рабочих для тяжелой промышленности. Если в 1930 г. в школах ФЗН «Наркомтяжпрома» обучалось 42351 человек, то к началу 1932 г. — уже 333 251, то есть в 8 раз больше.

Производственные коллективы обеспечивали предприятия работниками низкой и средней квалификации, подготовка которых проводилась в условиях мастерских, что были при предприятиях и выполняли их заказ, а в конце 1920-х гг. – в учреждениях, созданных непосредственно в структуре предприятий.

Можно говорить о тенденции централизации системы подготовки рабочих кадров, что имела в то время двойственный характер обучения в ФЗО и в условиях производственных коллективов, созданных на предприятиях.

Впоследствии централизация в разных вариациях определяла развитие системы подготовки рабочих кадров к концу 1980-х гг. XX века.

Однако, несмотря на положительный вклад созданной системы в дело подготовки рабочих кадров, в начале 1930-х годов вновь стала ощущаться нехватка квалифицированной рабочей силы, обусловленная дальнейшим ростом промышленного производства в период индустриализации. Произошел переход ко второму периоду развития системы подготовки рабочих кадров, имевшему более централизованный характер.

Двойственный характер системы подготовки рабочих кадров в 1930-е годы ХХ века заключался в том, что наряду с подготовкой в ФЗО, что имела специально-профессиональную направленность, были предложены и стали внедряться в практику производственные курсы, на которых использовалась методика, разработанная Центральным институтом труда (ЦИП).

На производственных курсах, что создавались в структуре промышленных предприятий, подготовка рабочих кадров осуществлялась в сжатые сроки за счет внедрения и использования инновационного метода «трудовых установок» – системы трудовых приемов, которые доводятся до автоматизма и объединяются в трудовые операции, которые пошагово описывались в инструктивных картах.

Метод трудовых установок основывался на таких принципах, как создание квазипрофессиональной учебной среды, это простота каждого упражнения, пошаговое формирование комплексных навыков через простые упражнения, детальное изучение производственного процесса с целью рационализации приемов труда; использование методов обучения, которые формируют универсальные навыки. Результаты исследований ЦИП впоследствии были реализованы и в школах ФЗН.

В третий период (1941-1945 гг.) формировалась и развивалась система трудовых резервов, что способствовало устранению резкого дефицита квалифицированных рабочих, обусловленного началом Великой Отечественной войны. Подготовка проводилась преимущественно на рабочих местах, формировалась система наставничества. Теоретическое обучение имело характер инструктажа на рабочем месте.

Сроки обучения были предельно сжаты, работники усваивали от одной до трех операций, которые и выполняли в течение определенного времени, закрепляя сложившиеся умения и доводя их до автоматизма.

Можно считать, что произошел переход к децентрализации подготовки рабочих, которая велась непосредственно на рабочем месте под руководством опытных рабочих-наставников, что неизбежно приводило узкую специализацию подготовленных рабочих. Однако необходимость системы трудовых резервов была обусловлена потребностями введения в действие эвакуированных предприятий при острой нехватке рабочей силы.

В послевоенные годы продолжалось развитие системы трудовых резервов, появлялись многочисленные училища трудовых резервов при предприятиях, которые переросли впоследствии в профессионально-технические училища (ПТУ), укреплялись связи между системами общего и профессионального образования.

В рамках третьего этапа развития промышленности (1959-1989 гг.) происходит окончательный переход к централизованной системе подготовки рабочих кадров системы начального профессионального образования.

Создаются учреждения единого типа – средних профессионально-технических училищ (СПТУ) и проводится единая государственная политика в области подготовки рабочих кадров, которая заключалась в унификации содержания и сроков подготовки и во внедрении программ общего образования в учебный процесс СПТУ.

Одновременно совершенствуется подготовка рабочих кадров в условиях предприятия, целью ее становится повышение культурно-технического уровня рабочих, обусловленное автоматизацией и механизацией производства. Разрабатываются и внедряются в практику обучение в школах по изучению передовых приемов и методов труда, производственно-технические курсы, курсы бригадиров, учебно-курсовые комбинаты, создаются отделы технического обучения в структуре кадровых служб предприятий.

Авторы работ, посвященных проблеме совершенствования обучения рабочих, считают, что реорганизация системы профессионального образования, которая состоялась в 1960-1970-х гг. ХХ века, одним из направлений которой стала централизация системы подготовки рабочих кадров, имела положительные последствия для плановой экономики. На государственном уровне были разработаны единые учебные планы и программы учебных дисциплин, введено обязательное общее среднее образование в СПТУ.

На государственном уровне СПТУ обеспечивались необходимым материально- техническим оснащением, внедрялись инновационные методики обучения. Основная масса учебной литературы для подготовки рабочих кадров была издана в середине 1970-х – начале 1980-х гг.

Однако радикальные социально-экономические изменения в конце 1980-х – начале 1990-х гг. ХХ века привели к неопределенности степени ответственности государства и предприятий за стабильное функционирование и развитие искусственно централизованной системы подготовки рабочих кадров, что, в свою очередь, привело к ее дестабилизации, к отрыву учебного процесса от условий реального производства и общей стагнации.

Из-за дестабилизации системы подготовки рабочих кадров с начала 1990-х годов ХХ в. большинство учреждений централизованной системы учебных заведений были не в состоянии воспроизвести реальные производственные условия, не успевали соответствовать новейшим технологиям и, следовательно, не смогли обеспечить подготовку рабочих кадров с необходимыми профессионально-квалификационными характеристиками.

Подготовка рабочих кадров в централизованной системе ПТУ велась в основном с ориентацией на потребности конкретных предприятий, как «на выпуск», при этом централизованные учебные планы не отражали специфику деятельности предприятий в условиях рыночной экономики.

Обретение Украиной независимости актуализировало как развитие поисков дальнейшего развития систем профессиональной подготовки рабочих кадров, так и необходимость научной реконструкции и обобщения закономерностей, специфики и особенностей их генезиса.

Конец XX — начало XXI века обозначились привлечением внимания к проблемам профессионально-технического образования, и вызвали активизацию беспристрастных научных исторических исследований. На повестке дня встала задача реформирования отрасли профессионально-технического образования в связи с кардинальным изменением требований к качеству конечной продукции. Этими признаками характеризуется четвертый этап развития системы профессиональной подготовки.

Система современного украинского профессионально-технического образования характеризуется такими количественными показателями:

— по состоянию на 01.01.2014 года в стране функционирует 968 государственных профессионально-технических учебных заведений (ПТУ) различных типов, в которых обучается более 391,2 тыс. учащихся;

— в 2013 г. подготовлено и выпущено 227,3 тыс. квалифицированных рабочих;

— на основании полученных лицензий квалифицированных рабочих готовят более 1 тыс. ведомственных и частных учебных заведений.

Несмотря на разветвленную многоуровневую систему предоставления образовательных услуг населению, профессионально-техническое образование не в состоянии решить ключевую проблему – провести подготовку квалифицированных рабочих в ПТУ в соответствие с потребностями рынка труда; очевидным является разрыв между спросом и предложением рабочей силы.

На украинских предприятиях хронически не хватает квалифицированных рабочих по производственным профессиям, в частности, рабочих с инструментом – 20% от общего количества свободных рабочих мест (на конец 2012 г.), по обслуживанию, эксплуатации и контролю над работой технологического оборудования, по сборке оборудования и машин – 13,7%.

Эти проблемы подкрепляются еще рядом других трудностей – в частности, централизованная система, унаследованная еще с советских времен, при которой полномочия по принятию решений сосредоточены в руках национальных органов власти, а региональные и местные участники имеют крайне ограниченное поле для маневра на фоне структурных изменений в экономике.

Вдобавок, центральное управление процессом подготовки квалифицированных рабочих ухудшается и нехваткой адекватных механизмов прогнозирования потребностей в квалификациях.

Работе ПТУ препятствует использование устаревших учебников и оборудования. Финансирование ПТУ в основном осуществляется из государственного бюджета, который предоставляет 90,5% общих средств для их функционирования. Работодатели дают 1,5%, а остальные 8,5% поступает из других источников. Впрочем, учитывая нынешнюю экономическую ситуацию, в ближайшей перспективе увеличение государственного финансирования на устранение недостатков ожидать, не приходится.

Еще одна проблема — это недостаток обновленных профессиональных характеристик и негибкая структура, которая не предусматривает возможностей для обучения на протяжении жизни и не позволяет проводить систематическое повышение квалификации работников.

И, наконец, основные потребители результатов работы ПТУ, работодатели, а также и другая сторона (профессиональные союзы) недостаточно влияют на вопросы профессионально-технического образования на государственном, региональном и местном уровне. К тому же, им не хватает организованности.

На сегодня квалификация рабочих кадров, в том числе выпускников профессионально-технических учебных заведений, не соответствует текущим и перспективным социально-экономическим потребностям, что вызвано:

— устарелостью материально-технической базы;

— применением неэффективных механизмов управления и остаточного принципа финансирования;

— недостаточным участием субъектов хозяйствования в выполнении задач профессионально-технического образования;

— падением престижа рабочих профессий, низким уровнем оплаты труда;

— отсутствием системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогического персонала;

— несовершенством нормативно-правовой базы;

— неэффективным мониторингом потребностей рынка труда;

— несовершенным механизмом формирования государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих.

Решение проблем, связанных с обеспечением развития профессионально-технического образования в течение жизни, направленной на удовлетворение потребностей украинской экономики в квалифицированных рабочих, лучшего соответствия уровня и качества их квалификаций и компетенций требованиям работодателей, возможно путем:

— поэтапной децентрализации управления профессионально-техническим образованием, проведением государственно-общественного управления с целью повышения роли и ответственности социальных партнеров, субъектов хозяйствования и местных органов исполнительной власти за соответствие объемов, направлений и качества подготовки квалифицированных рабочих требованиям экономики;

— увеличения доли негосударственного финансирования образовательных программ;

— разработки и внедрения единой методологии мониторинга рынка труда и формирования на этой основе государственного заказа на подготовку квалифицированных рабочих в профессионально-технических учебных заведениях;

— внедрения моделей непрерывного образования и обучения;

— внедрения новых форм и механизмов оценки и контроля эффективности в деятельности ПТУЗ;

— внедрения механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности учебных заведений;

— повышения инвестиционной привлекательности профессионально-технического образования.

Выводы. Таким образом, сравнивая различные исторические этапы развития системы профессиональной подготовки в Украине, можно говорить о взаимосвязи основных этапов развития промышленности и развития системы подготовки рабочих кадров.

Так, в период устойчивого функционирования промышленности возрастает роль государства в области подготовки специалистов и наблюдается общая централизация системы подготовки рабочих кадров, разрабатываются единые требования к подготовке, единая программная, методическая и учебная документация. Увеличивается роль учреждений системы образования, качество подготовки находится на достаточно высоком уровне, и подготовленные работники являются конкурентоспособными на рынке труда.

В переходные периоды, связанные со спадом промышленного производства, централизованная система подготовки рабочих кадров стремительно теряет свой образовательный потенциал, что неизбежно отражается на качестве обучения работников и их конкурентоспособности на рынке труда. Происходит децентрализация системы профессионального обучения, растет роль предприятий в области подготовки рабочих кадров, формируется и развивается внутрифирменное обучение.

В это время рост промышленного производства приводит к коренным изменениям в структуре профессий, появляются новые профессии, необходимые работодателям, растет образовательный ценз – многие современные рабочие профессии требуют среднего и высшего профессионального образования.

Это приводит к повышению роли теоретической подготовки и, соответственно, к изменению стандартов профессионального образования, к развитию социального партнерства между государством, предприятиями и учебными заведениями в области корпоративного обучения рабочих кадров, как на основе сформированных требований работодателей, так и на основе требований гражданского общества.

Автор: И.Л. Жук, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: Zhukin@rambler.ru

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий