Политика преодоления территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения: опыт некоторых стран

На протяжении всей истории человечества существовали значительные диспропорции в уровне и качестве жизни населения. За последние века в жизни людей произошли большие изменения, которые в целом поспособствовали улучшению  жизни одних стран или регионов и ухудшению в других.

Другой проблемой стало нарастание поселенческих диспропорций в уровне и качестве жизни, что частично влечет за собой уменьшение численности населения сел и городков и неконтролируемый рост городов.

Особенно остро встал вопрос преодоления территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни в странах, больших по площади, и таких, где значительная часть территории государства характеризуется сложными рельефными или климатическими условиями, а также в урбанизированных странах, где наблюдается значительный разрыв между современными городами и депрессивной по условиям жизни провинцией.

Анализируя международный опыт по преодолению территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения можно выделить основные инструменты, которые для этого используют государства. Это федеральные субсидии и трансферты, налоговые преференции, платежи выравнивания, делегирование решения важнейших социальных проблем на местах, создание специальных торговых зон, создание специализированных фондов и институтов развития отсталых регионов, развитие инфраструктурных проектов, создание государственных предприятий и государственные инвестиции.

Ключевые слова: международный опыт, территориальные диспропорции, уровень и качество жизни населения, региональные трансферты, государственные инвестиции.

Вступление. Возникновение явления территориальной диспропорциональности как чрезмерной дифференциации в развитии отдельных территорий в различных странах начали угрожать торможением любого прогрессивного движения, неравномерностью развития отдельных элементов социально-экономической системы, и, в конце концов, нарушением социальной стабильности и общественной безопасности.

Это явление происходит по-своему как в разных государствах, так и в частях света, и даже регионах одной страны. С ростом населения в слаборазвитых странах проблемы глобальных территориальных диспропорций вышли на новый уровень и повлекли ряд противоречий: от миграций до войн за ресурсы.

Другой проблемой стало нарастание поселенческих диспропорций в уровне и качестве жизни – территориальных диспропорций между городами и сельской местностью, что существенно способствует уменьшению численности сел и городков и неконтролируемому росту городов.

Анализ последних исследований и публикаций. В целом, как украинскими учеными, так и исследователями из других стран было сделано немало для исследования уровня и условий жизни населения, а также территориальных диспропорций. При этом работы были посвящены исследованию уровня и качества жизни в целом, а также региональным и поселенческим аспектам.

Основные методологические подходы к исследованию уровня и качества жизни населения представлены в работах Е. Либановой (E. Libanova) и Л. Черенько (L. Cheren’ko). Проблемы поселенческих диспропорций освещены в исследованиях И. Гнибиденко (I. Hnybidenko).

Что касается зарубежных исследователей, то Г. Мюрдаль (G. Myrdal) доказывал зависимость между развитием бизнеса региона, объемами доходов предприятий и населения, местными бюджетами и региональной инфраструктурой, а  В. Кристаллер (W. Christaller)  показал влияние экономических центров на уровень жизни населения всего региона.

Также в целом уровень жизни населения и отдельные аспекты региональных диспропорций исследовали М. Баранский (M. Baranskyi), Н. Бункина (N. Bunkina), З. Варналий (Z. Varnalii), З. Герасимчук (Z. Herasymchuk), М. Долишний (M. Dolishnii), К. Павлов (K. Pavlov), Я. Столярчук (Ia. Stoliarchuk), В. Геец (V. Heiets), Я. Жалило (Ia. Zhalilo), Д. Лукьяненко (D. Luk’ianenko), Б. Губский (B. Hubskyi)  и другие ученые.

Несмотря на значительное количество работ, остается немало нерешенных проблем в данной области, среди которых исследование и систематизация международного опыта в преодолении территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения.

Постановка задачи. Целью написания этой статьи является попытка систематизации опыта разных стран в формировании политики преодоления территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения, а также выделение основных механизмов осуществления данной политики.

Изложение основного материала. По мере обострения проблем различия в уровне и качестве жизни населения в отдельных регионах стран, правительство стало формулировать кратко-, средне — и долгосрочные задачи с целью борьбы с чрезмерными территориальными диспропорциями, определяло порядок решения и органы, ответственные за исполнение этих решений, выделяло необходимые средства и устанавливало порядок финансирования.

Особенно острым является вопрос преодоления территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни в странах, больших по площади, и таких, где значительная часть территории государства имеет сложные рельефные или климатические условия, а также в высоко урбанизированных странах, где наблюдается значительный разрыв между современными городами и депрессивной по условиям жизни провинцией.

Первые попытки вмешательства государств в региональное развитие были вызваны мировым экономическим кризисом 1929-1933 годов, который вскрыл региональные диспропорции в разных странах. Активное государственное вмешательство в процесс экономического развития с целью сглаживания региональных контрастов интенсивнее наблюдалось уже в послевоенный период.

Меры региональной политики проводились в США, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Японии и ряде других стран. Но более или менее систематизированная поддержка в анализируемых странах основана в 1960-х годах: в Канаде, в частности, это связано с утверждением бюджета 1960 г., в США — утверждением акта коммунальных работ и экономического развития 1965 г.

Так, в Германии «политика выравнивания» исходит из нормы среднедушевых налоговых поступлений в бюджеты земель. Земли, у которых доход выше этой нормы, перечисляют определенные суммы землям с доходами ниже нормы. Данное перераспределение осуществляется непосредственно между землями, минуя федеральный бюджет. Если этого выравнивания недостаточно, используют федеральные субсидии.

Во Франции проблемы региональных диспропорций требовали реализации специальной политики «территориальной перестройки», имели всесторонний характер, и проводились всеми государственными и региональными органами от министерств до муниципалитетов и местных комитетов.

Наиболее депрессивным районам составляли планы экономического и социального развития, утверждаемые правительством и координированные в соответствии с национальными планами. Для стимулирования развития промышленности в районах и зонах, определенного планами, используют различные меры регулирования.

Предприниматели получают от государства льготные займы, премии, компенсации на перебазирование предприятий, средства на подготовку кадров, землю по сниженным ценам, дотации на оплату электроэнергии и тому подобное.

Государство создает объекты производственной и социальной инфраструктуры, выдает рекламные проспекты, региональные справочники и  другие с целью децентрализации промышленности, ограничения ее потенциала в столичном регионе и форсирования индустриализации аграрных районов.

В Австралии большая часть налогов (80% всех налоговых доходов страны) поступает в федеральный бюджет. При таком объеме централизованных налоговых поступлений штатам не хватает собственных доходов для финансирования закрепленных за ними расходов. Поэтому федеральная власть широко применяет систему субсидий штатам из своего бюджета, одновременно осуществляя «политику выравнивания».

Размер субсидий определяется на основе жесткого федерального контроля над расходами штатов. Только после признания их расходных требований обоснованными может быть принято решение о выделении субсидий, размер которых определяется разницей между признанными обоснованными затратами и ожидаемыми доходами. С ростом доходов размер субсидий корректируется.

В Швейцарии долгое время политика выравнивания практически не была внедрена из-за особенностей налоговой системы, налоговой базы федерального уровня, главным образом таможенных сборов и некоторые виды акцизов.

Практически все виды налогов собирают кантоны, которые и несут всю ответственность за проведение внутренней политики. Выравнивание осуществлялось стихийно преимущественно за счет миграции населения из бедных районов в богатые. В последнее время появилась практика выравнивания путем предоставления субсидий из федерального бюджета.

Великобритания столкнулась с проблемами депрессивных регионов после закрытия шахт, бывшие добывающие регионы получили тысячи безработных и значительное падение уровня жизни населения. М. Тэтчер и ее команда, понимая, что увольнение тысяч горняков – это серьезная социальная проблема, попытались научить бывших шахтеров новым профессиям.

Для этого было создано Национальное угольное предприятие, которое инвестировало деньги в различные проекты, связанные с переквалификацией горняков, а также вкладывало средства в создание новых рабочих мест. Так, предпринимателям, которые хотели открыть свое дело в шахтерских районах, давались ссуды до 250 тыс. фунтов.

Нужно сказать, что ожидаемого эффекта эти меры все же не дали. По итогам приватизационных процессов угольных шахт британское правительство вынуждено было признать, что до сих пор в бывших шахтерских регионах страны безработица составляет около 20%, а те, кто все же смог овладеть новой профессией, стали зарабатывать меньше, чем тогда, когда опускались под землю.

Одной из стран, где вопрос территориальных диспропорций стоит особенно остро, является Российская Федерация. Во времена СССР отдаленные регионы хорошо финансировались, было много разнообразных льгот и дотаций, поэтому население, например, полярных широт жило в не худших условиях, чем остальные страны. Более того, созданные условия оживляли трудовые миграции в регионы с неблагоприятными климатическими условиями.

Также происходило стимулирование заселения отдаленных провинций, таких как Дальний Восток, где население жило в одних из лучших условий. Однако с середины 1990-х годов Дальний Восток утратил былую привлекательность и в уровне жизни, и в перспективах развития региона в целом. Сравнялась заработная плата, ухудшилось качество жизни, исчезли государственные программы развития. И с этого времени начался отток населения.

Сегодня в Российской Федерации предпринимают попытки поднять уровень жизни депрессивных регионов. Так, например, предложено предоставить территориям Дальнего Востока и Байкальского региона особый статус с льготным налогообложением и специальными таможенными режимами. Появилась идея создания инфраструктурного каркаса, который сделает Дальний Восток доступным для населения и бизнеса.

Для реализации таких масштабных инфраструктурных проектов в рамках комплексного развития региона правительству необходимо наполнить инвестиционный фонд реальными финансовыми ресурсами для их предоставления на долгосрочный период с низкой процентной ставкой, используя для этого государственные инфраструктурные облигации, в том числе за счет средств Пенсионного фонда или под государственные гарантии.

Для социального благополучия программа развития Дальнего Востока предлагает установить заработные платы не ниже прожиточного минимума, с увеличением его на районный коэффициент и надбавку за стаж работы в неблагоприятных климатических условиях.

Схожая с российской наблюдается ситуация и в Канаде. Здесь значительные территории также характеризуются сложными климатическими условиями, а население отдаленных городков находится в гораздо худших условиях, чем люди умеренного пояса страны.

Правительство Канады в своей политике по обеспечению устойчивого развития провинций (регионов) использует на федеральном уровне весь комплекс характерных для рыночной экономики механизмов поддержки региональных властей и бизнес-сообществ провинций.

Главным бюджетно-финансовым механизмом, который использует правительство Канады для стимулирования социально-экономического развития регионов (провинций и территорий), а также для поддержания уровня их благосостояния, является система федеральных бюджетных трансфертов, которые правительствами провинций после получения используются самостоятельно, как правило, на финансирование инфраструктурных и социальных проектов, осуществляемых на тендерной основе.

Система федеральных трансфертов состоит из трех основных групп:

— прямые трансферты гражданам, в т. ч. пенсии, пособия по безработице, государственные страховые выплаты, гранты на образование;

— выравнивающие платежи, с помощью которых федеральное правительство перераспределяет общегосударственные средства между «богатыми» и «бедными» регионами;

— оговоренные (целевые) трансферты, направленные в канадские провинции на различные инфраструктурные и социальные программы.

Что касается обеспечения финансирования программ строительства и последующего оперативного управления различных инфраструктурных объектов в регионах, то в последние десятилетия преобладающей формой их реализации стало партнерство федерального правительства Канады с частными компаниями или их консорциумами.

При этом ряд таких объектов реализован на основе принципа «построить – использовать – передать». В 1987 г. для развития экономики западных территорий Канады, прилегающих к тихоокеанскому побережью страны, которые весьма схожи с территориями Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации, на федеральном уровне принят закон по экономической диверсификации западных провинций Канады.

На основании этого закона правительство Канады создало Агентство по экономической диверсификации западных провинций.

Цель агентства заключается в обеспечении комплексного развития четырех провинций тихоокеанского побережья Канады (Британская Колумбия, Альберта, Саскачеван и Манитоба), а именно в создании на их территории новых конкурентоспособных предприятий и различных видов бизнеса, привлечении зарубежных инвесторов, а также осуществление мер по оздоровлению экономики провинций.

Основной задачей в рамках своей деятельности агентство считает поддержку инновационной деятельности в различных областях промышленности, оказание финансовой поддержки предприятиям, которые разрабатывают новые продукты и технологии, имеют значительный потенциал роста, выработку жизнеспособной стратегии и формирование квалифицированной управленческой команды.

При этом агентством разработан целый ряд конкретных программ, направленных на стимулирование и развитие экономики регионов тихоокеанского побережья:

  1. Программа по инновациям;
  2. Программа развития малого и среднего бизнеса;
  3. Программа развития бизнеса агропромышленного сектора западных провинций.

Анализируя попытки повышения уровня и качества жизни в Китае, стоит отметить, что в данной стране восточные провинции находятся на значительно более высоком уровне развития, что сказывается на условиях жизни населения. В то же время полупустынные северо-западные, горные западные и юго-западные провинции в результате сложных природных условиях находятся в гораздо худшей ситуации.

В последние 10-15 лет руководство КНР после достижения стабильного экономического развития страны реализует планы укрепления могущества. За счет использования богатых природных ресурсов малоосвоенных северо-западных районов. Наиболее значимым и успешно реализованным проектом китайской региональной политики является государственная программа ускоренного развития западных районов Китая, утвержденная Госсоветом КНР в декабре 2000 года сроком на 10 лет.

В руководстве экономикой вводится комплексный и планомерный подход для обеспечения сбалансированного развития всех регионов, что уменьшит тенденции экономического сепаратизма развитых провинций.

В рамках реализации вышеупомянутой программы правительство Китая также предоставило западным регионам налоговые преференции. В частности, ставка подоходного налога для всех предприятий стратегического значения была снижена с 25% до 15%. Из вновь созданных предприятий в сфере транспортных услуг, электро — и водоснабжения, почтовых услуг, радио и телевидения подоходный налог не взимался в течение первых двух лет, а в последующие три года – по льготной ставке.

Предприятия сферы строительства скоростных автомагистралей были освобождены от уплаты земельного налога. Кроме того, были снижены ставки импортных пошлин и акцизов на ввоз высокотехнологичного оборудования. По данным Государственного управления налогов, на протяжении 2001-2008 гг. в западном регионе КНР налоговые преференции получили 43,5 тыс. предприятий на общую сумму 189 трлн. 269 млрд. юаней.

На данный момент основными элементами стратегии развития Китая являются: развитие инфраструктуры (транспорт, энергетика, телекоммуникации и т. п.), привлечение иностранных инвестиций, усиление экологической безопасности (восстановление лесов), улучшение образования и предотвращение утечки мозгов. По состоянию на 2006 год на развитие инфраструктуры западных провинций было потрачено более 1 трлн. юаней.

В то же время в Китае с 2003 года реализуется стратегия возрождения районов Северного Востока Китая. Это три провинции: Хэйлунцзян, Цзилинь и Ляонин, в них расположены старые промышленные базы страны, созданные в 1950-е годы с помощью СССР. В период индустриализации северо-восточные предприятия КНР внесли значительный вклад в развитие экономики страны.

За годы реформ экономическая значимость северо-восточных провинций снизилась из-за наличия большого удельного веса предприятий государственной формы собственности, а уровень и качество жизни населения значительно ухудшились, особенно по сравнению с передовыми приморскими провинциями. Значительная часть предприятий относится к тяжелой и добывающей промышленности, регулирование которой находится под государственным контролем.

На координацию ключевых аспектов регионального развития и проведение эффективной политики, в том числе конкретных мер, направленных на ускорение процесса возрождения экономики, ориентирована программа возрождения северо-востока Китая, впервые обнародованная в 2007 году.

Основными задачами программы являются углубление реформы, стимулирование инноваций для возрождения старых промышленных баз, решение экономических и социальных проблем в проблемных городах, повышение уровня жизни, сбалансированное развитие города и села, стимулирование устойчивого развития.

План развития экономики Северного Востока Китая, что также имеет целью поднятие уровня жизни населения, предусматривает ряд мероприятий и проектов, реализуемых при участии и за счет средств центрального правительства:

  1. Освобождение от взимания отдельных неуплаченных к настоящему времени налогов в соответствии с определенными условиями и на основании специальных решений Госсовета КНР, а также поэтапное расширение перечня продукции для снижения ставок НДС;
  1. Ежегодное определение ключевых проектов, финансирование которых осуществляется за счет средств центрального бюджета;
  1. Программа развития энергетики Северного Востока Китая до 2020 года предусматривает увеличение инвестиций из центрального бюджета в расширение генерирующих мощностей по производству электроэнергии;
  1. Оказание помощи предприятиям центрального подчинения (в основном оборонного назначения) в решении социальных проблем, связанных, в первую очередь, с обеспечением вторичного трудоустройства и пенсионным обеспечением работников, которые высвобождаются в процессе конверсии и перепрофилирования производства.

Для устранения территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения в разных регионах Япония пошла по пути передачи на местный уровень важнейших социальных функций, например, большой круг экономических функций и прав.

Это – регламентация землепользования, поддержка местного предпринимательства, регулирование трудовых отношений и занятости, сельскохозяйственная политика, строительство и эксплуатация разнообразных объектов производственной и социальной инфраструктуры (по японской терминологии – «общественного капитала»), где действуют муниципальные предприятия.

В ведении местного самоуправления находится чрезвычайно важная социальная сфера: страховая медицина, социальное обеспечение, культура, спорт. Местная власть крайне заинтересована в развитии предпринимательства в своем регионе, и поэтому политика его поддержки занимает заметное место в ее деятельности.

Органы местного самоуправления (ОМС) играют все более заметную роль в реализации общенациональной региональной экономической политики, в том числе в рамках программ по улучшению уровня жизни регионов, перевода производства из центральных в отдаленные районы и другие.

Бюджетная система Японии построена таким образом, что местные власти собирают чуть более трети от общих налоговых поступлений в стране. Понятно, что ограниченность собственной финансовой базы ОМС вступает в противоречие с большим объемом возложенных на нее функций.

В связи с этим в ходе бюджетного процесса выполняется балансировка доходов и расходов центрального и местных бюджетов, когда местные власти получают существенные трансферты из центра по каналам перераспределения налогов, государственных субсидий и дотаций. В результате конечные налоговые поступления в местные бюджеты увеличиваются более чем до 1/2 общих налоговых поступлений в стране, в зависимости от уровня развития региона.

При распределении трансфертов правительство исходит из того, что гражданин, проживающий в любой префектуре или городе, является одновременно гражданином Японии и уже, поэтому он должен получить определенный набор общественных услуг независимо от того, каким является финансовое положение местного органа власти. Речь, конечно, не идет об «уравниловке» в любой форме.

Трансферты распределяются между префектурами и муниципалитетами не в равной степени. В среднем они составляют около 40% доходной части бюджетов префектур и 30% – муниципалитетов, но за этими средними показателями стоит значительный разброс по отдельным регионам. Перераспределение налогов осуществляется по принципу полного или частичного сбалансирования разницы между основными финансовыми потребностями и основными финансовыми поступлениями.

В то же время у японской политики борьбы с территориальными диспропорциями есть яркие примеры, как положительные, так и отрицательные. В качестве противоположностей можно привести города Куттян и Юбари.

Город Куттян с населением 16 тыс. жителей сумел развить собственный бренд и горнолыжный туризм, в результате чего цены на землю в черте города выросли в 2007-2008 гг. на 40,9%. Город также является одним из региональных лидеров по количеству международных туристов (из Китая и Гонконга).

Город Юбари с населением 13 тыс. человек также развивался как горнолыжный курорт, однако из-за удаленности от Саппоро и аэропорта Син-Титосе, особенно острой проблемы старения населения (40% жителей старше 65 лет) и других факторов, городу не удалось успешно развиваться.

В 2007 г. муниципалитет Юбари объявил о банкротстве, были закрыты все муниципальные учреждения – госпиталь, городской музей, парк развлечений и тому подобное. Юбари стал широко известным в Японии примером неудачи современной политики властей в отношении регионов и муниципалитетов.

Одной из особенностей жизни Бразилии являются резкие различия в региональном развитии, особенно между Северным востоком и Югом. Северо-восток сосредотачивает более 70% обрабатывающей промышленности. Один штат Сан-Паулу дает 59% всего промышленного производства.

В начале 1990-х годов уровень оплаты труда на северо-востоке был вдвое ниже, чем на юге, продолжительность жизни на 10 лет короче, число неграмотных в два раза выше. В этом районе проживает 30% населения страны, но в нем производится 15% ВВП.

Экономический рост и развитие хозяйства в Бразилии не сократили неравенства в распределении личных доходов. Несмотря на общее повышение доходов, различия в их уровнях практически увеличились.

Бразилия реализует масштабную политику, направленную на повышение уровня экономического развития севера и запада страны. Однако, к сожалению, пока эта политика не имеет особого успеха. Причины этого заключаются в следующем:

— такие инструменты, как финансовая поддержка реализованных в регионе проектов, направленных на стремительное экономическое развитие, а также стимулирование частных лиц относительно инвестиций в развитие экономики, несомненно, могли бы быть весьма эффективными. Но они являются фрагментарными – их общее число невелико, однако даже финансовая поддержка, направленная на стимулирование развития экономики в регионе, не всегда доходит до адресата – уровень коррумпированности чиновников в Бразилии один из самых высоких в мире;

— политика национальной экономической интеграции развивается преимущественно  наиболее экономически развитых регионов, при этом регионы Севера и Запада в ней практически не участвуют;

— государственные инвестиции в развитии более передовых регионов увеличивают различия в экономическом развитии севера и юга страны; самые крупные и существенные инвестиции осуществляются в добывающую промышленность, что мало сказывается на уровне и качестве жизни населения.

В США вопросам развития неосвоенных, отдаленных и депрессивных (слаборазвитых в экономическом смысле) регионов и территорий традиционно уделяется серьезное внимание на федеральном уровне.

Основной акцент сделан на формировании благоприятной внешней среды (прежде всего его инфраструктурной составляющей) для развития предпринимательства (особенно малого и среднего бизнеса) для того, чтобы заложить долговременные стимулы для привлечения инвестиций на основе природной динамики рынка.

Существенным компонентом выхода из депрессивного состояния является реализация крупных инфраструктурных проектов (дорожное строительство, сооружение водохранилищ, дамб, гидростанций и др.).

В качестве институциональной основы для решения задач экономического развития упомянутых регионов и территорий правительство США использует крупномасштабные и долгосрочные целевые программы регионального экономического развития, управляемые специально создаваемыми государственными корпорациями (например, администрация бассейна реки Теннеси) или автономными федерально-штатными агентствами развития (например, Аппалачская региональная комиссия).

Сильнейший толчок регулированию территориальных диспропорций в экономическом развитии и уровне и качестве жизни в США дала «великая депрессия» 1930-х годов. Федеральное правительство приняло ряд законодательно-нормативных актов по поддержке депрессивных регионов, охваченных массовой безработицей (Юго-восток и другие).

Осуществление проекта подъема отсталого района особенно результативно проявилось на примере комплексного освоения бассейна реки Теннеси на базе энергетики (под руководством специальной государственной корпорации).

В течение трех десятилетий этот район имел самые высокие темпы экономического роста и превратился в высокоразвитый производственно-территориальный комплекс. Во время Второй мировой войны огромные государственные капиталовложения были сделаны в экономику тихоокеанских штатов.

С 1960-х годов в США действует закон о развитии депрессивных районов, активизировалась разработка региональных программ. Главным рабочим органом управления ими является Федеральный совет регионального развития.

В непосредственном управлении принимают участие федеральные министерства, ведомства, агентства, местные органы администрации. Основной рычаг регулирования — федеральные субсидии, предоставляемые при условии частичного участия средств регионов. Для привлечения частного капитала федеральными властями широко используются налоговые льготы, особенно льготные кредиты, государственные заказы и т. п.

Другие обязанности возложены на Аппалачскую региональную комиссию. Работа комиссии по реализации программы строится в соответствии со среднесрочным стратегическим планом на период 2011-2016 гг., утвержденным в ноябре 2010 года. В рамках этого плана поставлены четыре основных задачи по экономическому развитию региона:

  1. Увеличение уровня занятости населения и повышение среднедушевых доходов;
  2. Повышение уровня конкурентоспособности региона и его человеческих ресурсов;
  3. Дальнейшее развитие инфраструктуры региона (систем централизованного водоснабжения и водоотведения, канализации, систем современных средств телекоммуникаций, а также инфраструктуры для обработки и перевалки грузов);
  4. Дальнейшее развитие региональных (шоссейных) и местных автодорог для снижения транспортной изолированности подведомственных территорий.

В отличие от администрации комиссия не является активным инвестором на подведомственной территории, за исключением проектов автодорожного строительства. Она сосредоточивает свои усилия на формировании благоприятной среды, прежде всего информационной и кадровой, для привлечения инвестиций в регион и развития имеющегося бизнеса, а также в оказании консультационной поддержки и помощи представителям регионального сообщества  бизнеса.

Примером успешной борьбы с поселенческими диспропорциями является Польша.

В 1990-х годах, накануне подписания Соглашения об ассоциации с ЕС, ситуация в Польше была очень похожа на нынешнюю украинскую. А именно, в крупных польских городах уже тогда жилось более-менее нормально, тогда как ситуация в селах стала хуже, чем во времена предыдущего режима. Однако осуществление дальнейших мероприятий приблизило уровень жизни сельского населения Польши к уровню в городах.

Во-первых, польские крестьяне практически освобождены от налогов. Общего подоходного налога (19% от доходов физических лиц) они не платят, вместо этого оплачивая специальный сельскохозяйственный налог, который является чисто символическим — эквивалент 300-1000 грн в год (обычный житель города с сопоставимыми доходами платит в месяц более высокую сумму).

Во-вторых, польские крестьяне имеют отдельную, очень выгодную систему пенсионного обеспечения под названием KRUS. Месячный пенсионный сбор с человека составляет где-то 20-50 злотых, тогда как в общей пенсионной системе ZUS — это примерно 20% от месячного дохода, в среднем несколько сотен и более злотых.

Крестьяне имеют доступ без проблем к государственной системе здравоохранения, причем также с лишь символическими взносами в государственный медицинский фонд, которых хватает на покрытие только 5-10% потребностей.

А потому за пенсионное, социальное и медицинское обеспечение польских крестьян должен доплачивать, за счет других категорий граждан, государственный бюджет. Поэтому городское население платит дважды: за свое пенсионное обеспечение и еще, через налоги, за своих сельских сограждан.

В наибольшей степени эти обязанности возложены на мелких предпринимателей, и именно поэтому налоговая нагрузка на мелкий бизнес в Польше одна из самых высоких в ЕС.

Польское село изменилось также благодаря щедрым инвестициям из фондов ЕС, благодаря чему, здесь построили канализацию, местные дороги, дома культуры, спортивные площадки и т. д.

Анализируя международный опыт преодоления территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения можно выделить основные инструменты, которые используют государства для этого:

  1. Федеральные субсидии и трансферты, налоговые преференции, выравнивающие платежи характерны больше для больших по площади государств, какими являются, например, США, Канада, Австралия. Такие инструменты в этих странах служат для повышения уровня жизни в регионах со сложными природными условиями или для подъема старых промышленных территорий.
  1. Делегирование решений важнейших социальных проблем на места наиболее ярко представлено в Японии, где на места передана регламентация землепользования, поддержка местного предпринимательства, регулирование трудовых отношений и занятости, сельскохозяйственная политика, строительство и эксплуатация разнообразных объектов производственной и социальной инфраструктуры, а также медицина.
  1. Создание специальных торговых зон, где самым ярким примером является развитие Дальнего Востока в Российской Федерации, которому была предоставлена возможность пользования особым статусом с льготным налогообложением и специальными таможенными режимами.
  1. Создание специализированных фондов и институтов развития отсталых регионов, что характерно опять же для больших стран со сложными природными условиями и территориями, что были заняты старыми отраслями промышленности.
  1. Развитие инфраструктурных проектов для дальнейшей экономической привлекательности региона также характерно для большинства крупных по площади стран мира для привлечения ресурсов в отдаленные части государств.
  1. Создание государственных предприятий и государственные инвестиции наиболее представлены в Китае, где особенности экономики позволяют делать большие финансовые вливания государства в энергетический сектор и тяжелую промышленность, что в свою очередь позволяет привлечь значительное количество населения в промышленность.

Надо отметить, что борьба с территориальными диспропорциями в уровне и качестве жизни в разных странах имела как положительные примеры, так и отрицательные. Ярким примером неудачной региональной политики является муниципалитет Юбари в Японии, где различные факторы определили банкротство, несмотря на неплохие стартовые условия развития горнолыжного курорта.

Выводы. Таким образом, территориальные диспропорции регионов в уровне и качестве жизни населения присущи почти всем странам, их проявление зависит только от уровня экономического и социального развития страны.

Учитывая это, государства пытаются осуществлять региональную политику для минимизации негативных последствий этого явления. В то же время существует разница в инструментах реализации данной политики, зависящая от экономических возможностей страны, а также общественно-политического устройства и институциональной организации.

В целом международный опыт преодоления территориальных диспропорций в уровне и качестве жизни населения представлен следующими инструментами.

Это федеральные субсидии и трансферты, налоговые преференции, выравнивающие платежи; делегирование решения важнейших социальных проблем на местах; создание специальных торговых зон; создание специализированных фондов и институтов развития отсталых регионов; развитие инфраструктурных проектов для дальнейшей экономической привлекательности региона; создание государственных предприятий и государственные инвестиции.

Существует значительное количество примеров как успешного использования одного и того же инструмента региональной политики для преодоления диспропорций в уровне и качестве жизни, так и такого, что провалилось.

Одним из таких провальных фактов является разное влияние передачи на местный уровень важнейших социальных функций в подобных японских городах, где один город развился в перспективный курорт, а другой объявил о банкротстве с закрытием большинства объектов социальной сферы.

Автор: Ю. Л. Когатько, кандидат географических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М. В. Птухи НАН Украины, E-mail: kogatko@gmail.com

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий