Рассмотрена политика содействия одиноким родителям как составляющая семейной политики — предпосылки возникновения, инструментарий, проблемные аспекты и перспективы дальнейшего развития.
Распространение одинокого родительства освещено как закономерное следствие социально-экономических и демографических трансформаций. Семья с одним родителем часто является сознательным выбором человека и имеет достаточный потенциал для полного развития ребенка. Однако в результате распространения одинокого родительства возникает ряд проблем, в частности в отношении бедности семей с детьми и возможностей сочетания родительства и занятости.
Сходство демографического развития Украины и других развитых стран обусловило сходство сопутствующих социально-экономических вызовов, а также возможность использования положительного опыта решения проблем, в частности в сфере содействия одиноким родителям. Современная политика такого содействия является комплексом мер по созданию комфортной социально-экономической среды для одиноких родителей с детьми.
Наиболее эффективной в борьбе с бедностью одиноких родителей является комплексная стратегия, которая сочетает оказание материальной поддержки одиноким родителям, содействие занятости родителей и предоставление социальных услуг по уходу за ребенком, распространение гендерного равенства.
Переход от приоритетности материальной поддержки одиноких родителей с детьми к расширению возможностей по занятости является длительной тенденцией в семейной политике развитых стран — содействие занятости является основным способом уменьшения рисков бедности семей с одним родителем.
В то же время, распространение неполной занятости повышает уровень бедности одиноких родителей, поэтому особый вес для расширения их возможностей по занятости и обеспечению достатка приобретает доступность услуг по уходу за ребенком.
Среди направлений развития политики содействия одиноким родителям в Украине можно назвать совершенствование системы дифференцированной материальной поддержки по очередности рожденных детей.
А также расширение сети дошкольных учреждений, улучшение качества их работы, повышение уровня подготовки персонала дошкольных учреждений, распространение других форм ухода за ребенком в раннем возрасте (здесь, семейные детские сады), повышение гибкости системы занятости для одиноких родителей, увеличение возможностей обучения, переквалификации и поиска работы.
Ключевые слова: семейная политика, одинокие родители, социальная политика, занятость, бедность, дошкольные учреждения.
Актуальность. Современные демографические сдвиги, трансформации брака и семьи, плюрализация форм родительства формируют новые вызовы для семейной политики развитых стран. Течение демографических процессов и плюрализация в сфере брачно-семейных отношений в последние десятилетия указывают, что практика содержания и воспитания детей одинокими родителями будет распространяться и в Украине, соответственно все большую актуальность будут приобретать связанные с этим риски.
Демографическая модернизация общества в Украине происходит в русле общемировых демографических тенденций. В частности характерных тенденций для развитых стран Европы. А также «Второго демографического перехода», одной из черт его является рост доли внебрачных рождений.
Постановка проблемы. Семейная политика, целью которой является создание комфортной для рождения и воспитания детей социально-экономической среды и «смягчение» основных рисков родителей с детьми, эволюционирует в соответствии с демографическими трансформациями, а поддержка одиноких родителей становится важной задачей в разных странах.
Изучение ведущего зарубежного опыта дает основания рассмотреть возможности влияния на связанные с одиноким отцовством проблемы и сформулировать рекомендации для совершенствования семейной политики Украины.
Анализ последних исследований и публикаций. Семейная политика развитых стран, функционирование инструментов и влияние на социально-экономическое и демографическое развитие уже длительное время находятся в поле зрения современных ученых. Эти вопросы рассматривал Г. Неер.
Рост значимости проблем одиноких отцов для современной социальной политики освещены в работах К. Эспин-Андерсен (С. EspingAndersen), Д. Бонолли (G. Bonolli). Функционирование инструментов семейной политики, ориентированных на одиноких родителей, исследовали Р. Ньевенхуис (R. Nieuwenhuis) и Л. Малдонадо (L. Maldonado), объяснив, в частности, высокий уровень бедности одиноких родителей с детьми на фоне высокого уровня занятости. Подобное объяснение на примере Нидерландов предоставили С. Дуюлмус (C. Duyulmus) и А. Ван де Берг (A. Van den Berg).
Исследование одинокого материнства в России выполнил С. Захаров (S. Zaharov).
Социально-экономическое положение одиноких родителей с детьми в развитых странах и проблемы ориентированной на них социальной политики изучено во время длительных научно-исследовательских проектов международных организаций, например, проекта Doing Better for Families (OECD, 2011) и Families and Societies (EU, 2017).
Исследует современные трансформации в сфере брачно-семейных отношений, и, в частности, института родительства, а также предпосылки и характер распространения семей с одним родителем в Украине Л. Слесарь. Изучением бедности семей с детьми и неполных семей занималась А. Реут (A. Reut). Юридическую сторону социальной защиты семей с детьми по законодательству Украины, в том числе и в отношении одиноких родителей, исследовала К. Бориченко (K. Borychenko).
Цель этой работы – развить представление о политике содействия одиноким родителям, исследовать современное состояние политики содействия одиноким родителям в Украине и странах Европы, сформулировать рекомендации по развитию политики содействия одиноким родителям в Украине.
Новизна заключается в дополнении представления о поддержке одиноких родителей в современной системе семейной политики и в формировании рекомендаций по совершенствованию семейной политики Украины.
Методы исследования. Из методов научного исследования применено сравнение, анализ, обобщение и индукция. Для предсказания потенциальных изменений в демографических процессах и анализа воздействия направленного на семьи с одним родителем, социальной политики использован метод исторической аналогии и системный подход для формирования выводов – абстрактно-логический метод.
Информационная база. Работа базируется на массиве статистических индикаторов, характеризующих распространение и социально-экономическое положение семей с одним родителем. Массив сформирован по материалам Государственной службы статистики Украины, Организации экономического сотрудничества и развития (OECD Family Database), Евростата (Eurostat), а также аналитических материалов о семейной политике, в том числе опубликованных в рамках проектов Doing Better for Families Families ы аnd Societies.
Изложение основного материала. Распространение семей с одним родителем, в которых воспитание и уход за ребенком осуществляет один из родителей, а не семейная пара, является следствием длительного процесса трансформации институтов брака и семьи под влиянием общего социально-экономического развития и демографической модернизации.
Характерные для современного общества свобода выбора и эмансипация непосредственно влияют на брачно-семейное поведение населения, результатом чего является плюрализация форм родительства.
В противовес прошлым историческим этапам, когда причиной одинокого родительства часто было негативное влияние внешних обстоятельств (в частности, смерть одного из родителей), формирование современной семьи из одного родителя является чаще всего результатом решения в кризисной ситуации: неудачный брак, кризис в супружеских отношениях, невозможность найти брачного партнера.
Все чаще одинокое семейство является сознательным выбором. Именно поэтому семьи с одним родителем надо воспринимать как закономерное явление в рамках современного демографического развития, распространенность которого имеет перспективы по росту.
Современные исследования отмечают, что семьи с одним родителем имеют достаточный потенциал для полноценного воспитания и развития ребенка, однако существует и ряд важных проблем, в частности, экономических.
Одинокое отцовство определяют ныне как новый социальный риск. Самой очевидной проблемой является больший риск бедности семей с одним родителем, чем семейных пар с детьми. На фоне экономических правительств существует и риск депрессии и асоциального поведения детей в таких семьях; отсутствует традиция участия отца, не проживающего с ребенком, в его воспитании.
Чрезвычайно острой для семей с одним родителем является проблема сочетания занятости и семейной жизни.
Трансформация брака и семьи в Украине происходит в русле общеевропейских и мировых тенденций демографического и социального развития, заметной чертой современного этапа является распространение внебрачной рождаемости. В Украине доля внебрачных рождений в последние годы несколько превышает 20% и близка к определенной в Польше (25%), Хорватии (19%), Молдове (22%). В некоторых странах Европы эта доля уже превысила 50% всех рождений (Франция, Норвегия, Швеция, Эстония, Словения).
Для стран Евросоюза (ЕС–28) значение доли внебрачных рождений выросло с 27% в 2000 до 43% в 2016 году. Относительно низкая доля внебрачных рождений в Украине исторически обусловлена и связана с тем, что большинство населения считает именно официальное брачное партнерство лучшим вариантом для рождения ребенка.
Однако длительная динамика этого показателя (в 1990-м судьба внебрачных рождений составляла 10%) и общеевропейская тенденция роста свидетельствуют о возможности дальнейшего увеличения доли внебрачных рождений в Украине.
Другим направлением образования семей с одним родителем является расторжение брака, в результате чего ребенок остается с одним из родителей. В совокупности развитых стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), брачные пары с детьми более склонны к разводам, чем брачные партнеры без детей. В целом в совокупности этих стран более половины разводимых семей имеют, по крайней мере, одного ребенка, а в Польше, Венгрии, Финляндии и Португалии эта доля больше 60%.
Наличие детей в разводящихся парах обусловлено продолжительностью брака, которая чаще всего составляет более 20 лет (27% всех разводов), 23% разводов происходит после 5-9 лет брака (27% в Эстонии и Великобритании). Совсем незначительное количество браков — менее 1% распадается в течение года.
Домохозяйства с одинокими родителями и детьми во всех развитых странах составляют меньшинство – 7,7% в странах ОЭСР и 6,8% в странах ЕС. Однако их доля существенно различная в разных странах. Так, в Латвии доля домохозяйств с одинокими родителями составляет 11% от всех домохозяйств, в Японии – 3%.
Всюду абсолютное большинство домохозяйств с одним родителем – это домохозяйства, где дети проживают с матерью (5,6% всех домохозяйств или же 82% домохозяйств с одним родителем), а не с отцом (18% домохозяйств с одним родителем).
В Украине большинство семей с детьми остается традиционным: в 80% семей дети живут с обоими родителями, почти 80% детей рождается у родителей, состоящих в зарегистрированном браке. В то же время в каждом пятом домохозяйстве, где есть дети, они живут без одного или обоих родителей.
Одним из самых острых вызовов, стоящих перед политикой содействия одиноким родителям в развитых странах, является высокий уровень бедности семей с одним родителем. Домохозяйства с детьми, в общем, имеют более высокие риски бедности, чем бездетные домохозяйства, что наблюдается, в частности, в 28 из 36 стран ОЭСР (исключениями являются Дания, Финляндия, Эстония, Словения, Латвия, Норвегия, Швеция и южная Корея), где черта бедности на уровне 50% медианного дохода.
С 2004 по 2013 год уровень бедности семей с детьми вырос в 13 странах ОЭСР и иногда этот рост был довольно заметным (4% в Испании, 6% в Греции). Но наблюдалось и снижение этого показателя: на 5% в Ирландии и 10% в Польше.
Домохозяйства с одним родителем находятся в сложных условиях, риски их бедности особенно возрастают во время экономических кризисов. Уровень бедности домохозяйств с детьми и с одним взрослым человеком выглядит чрезвычайно высоким – 31,6% для всей совокупности стран ОЭСР, в то время как в домохозяйствах с детьми, где двое взрослых, уровень бедности почти втрое меньше – 10,2%.
В частности, в Испании уровень бедности домохозяйств с одним родителем составляет 42,9%, а в домохозяйствах с детьми, где двое взрослых – 19%, во Франции – 24,7 и 6, в Швеции – 26,2 и 5, в Польше – 30,5 и 11, в Эстонии – 32,5 и 9,2% соответственно. В ряде стран ОЭСР разница может составлять более 30% (Канада, Австралия, Чехия), что характеризует домохозяйства с одним родителем как проблемные, даже в достаточно богатой стране и при общем низком уровне бедности.
Таким образом, проблема высокого уровня бедности домохозяйств с одним родителем является крайне весомой для всех развитых стран.
Сложность обеспечения благосостояния в семье с одним родителем, свойственная всем развитым странам, хорошо заметна по сравнению доходов в различных типах домохозяйств. Домохозяйства с детьми и одним взрослым, как правило, имеют заметно более низкие доходы, чем бездетные домохозяйства с двумя взрослыми. В частности, в Польше – на 18,4, Франции – 37,2, в Испании – на 15,7%.
Также доходы родителей-одиночек ниже, чем в других домохозяйствах с детьми, где есть двое взрослых, один из которых работает. В Польше – на 11,6, Франции – 9,5, в Испании – на 21,3%. В целом в странах ОЭСР домохозяйства родителей-одиночек имеют средний доход на уровне 70% от дохода домохозяйств из двух взрослых, один родитель из которых работает.
В то же время, занятость родителей способствует обеспечению достатка семей с детьми – домохозяйства с двумя и более работающими взрослыми имеют доход почти того же уровня, что и домохозяйства без детей и с одним взрослым, а в некоторых странах и значительно более высокий доход. Разница в доходах домохозяйств с двумя работающими родителями и домохозяйств родителей-одиночек, составляет 28% во Франции, 46 – в Польше, 58 – в Эстонии.
Домохозяйства с детьми и одним взрослым лицом в Украине также характеризуются более высоким уровнем материальных проблем, чем другие домохозяйства с детьми. Несмотря на то, что монетарная бедность семей одиночек менее выражена, чем семей с детьми в целом, другие аспекты бедности являются достаточно четкими.
В частности, в семьях с одним родителем более чем в три раза реже есть автомобиль, ниже обеспеченность абсолютно всеми товарами длительного пользования. По данным выборочного обследования домохозяйств по самооценке собственных доходов, среди домохозяйств одиночек 55% отмечали, что постоянно отказывали себе в самом необходимом, среди всех домохозяйств с детьми этот показатель меньше 40,1%.
Также среди домохозяйств с одним родителем 82% относят себя к бедным, а среди всех домохозяйств с детьми таких 70,6%. Интересно, что 50% домохозяйств у родителей-одиночек отметили, что дополнительные доходы направили бы на образование, а среди всех домохозяйств с детьми это сделали бы лишь 30,1%.
В общем, семьи с несовершеннолетними детьми составляют наиболее уязвимую с точки зрения малой обеспеченности группу населения в Украине, где риск бедности традиционно возрастает с увеличением количества детей в семье.
Так, за чертой относительной бедности в 75% медианных эквивалентных совокупных расходов в 2015 г. находился каждый третий ребенок, а наименьший риск попасть в категорию бедных в Украине имеют те домохозяйства с детьми, в которых все взрослые лица работают (в 2015 г. уровень относительной бедности составлял – 18,9%).
Содействие родителям с детьми, предотвращение бедности, создание для них как можно более комфортной социально-экономической среды и «смягчение» основных рисков находится в поле зрения семейной политики, которая эволюционирует под влиянием внешних вызовов, среди которых, безусловно, распространение семей с одним родителем.
Из 35 стран ОЭСР в настоящее время только четыре не используют никаких специализированных инструментов поддержки одиноких родителей. Содействие одиноким родителям, в том числе по предотвращению их бедности осуществляется путем комплексного сочетания «традиционных» инструментов семейной политики – материальной поддержки семей с детьми, средств содействия занятости родителей, социальных услуг по уходу за ребенком и тому подобное.
Материальная помощь одиноким родителям с детьми является инструментом, уменьшающим риски бедности этой категории населения.
Современные исследования признают эффективность материальной поддержки в борьбе с бедностью родителей с детьми, особенно когда существуют специализированные инструменты, ориентированные на одиноких родителей: денежные выплаты, компенсация расходов на жилье или использование социальных услуг по уходу за ребенком, а также обеспечение выплаты алиментов.
Однако отмечают, что уровень социальной помощи почти во всех развитых странах является недостаточным для достижения общепринятых порогов бедности.
Материальная помощь одиноким родителям существует, как правило, в виде ежемесячных платежей, не значительных по объему, однако дифференцированных по очередности ребенка и довольно часто пролонгированных на большой интервал времени – до достижения ребенком возраста 18-22 лет.
В частности, в разветвленной системе поддержки родителей с детьми во Франции материальная помощь для одиноких родителей заметно больше, чем для других родителей, предоставляется на условиях адреса (с учетом уровня дохода), а также дифференцирована по очередности – размер растет с каждым следующим ребенком.
Также имеется целевая небольшая помощь для решения жилищных проблем одиноких родителей.
Важно, что лучшие результаты материальной поддержки для снижения бедности семей одиночек наблюдаются в тех странах, где сочетаются универсальные выплаты и льготы семьям с детьми с дополнительными льготами для одиноких родителей.
Однако, щедрая материальная поддержка родителей с детьми может иметь и неожиданные негативные последствия: в ряде исследований доказано, что значительная материальная поддержка одиноких родителей, находящихся в отпусках по уходу, может иметь следствием более низкий уровень занятости или менее благоприятные условия занятости, что, в результате, приведет к высшему уровню бедности.
Важной чертой современной политики поддержки одиноких родителей, что влияет на все применяемые инструменты, является ее ориентированность на обоих родителей, а не исключительно на мать.
Поощрение практического гендерного равенства является общим вектором развития семейной политики стран Европы, что имеет влияние на уменьшение материнской и детской бедности, привлечение родителей к уходу за ребенком, более высокие показатели рождаемости. Можно сказать, что взаимосвязь занятости, гендерного равенства и детской бедности все больше обусловливает направление семейной политики развитых стран.
На первый взгляд, «конфигурация» системы материальной поддержки семей с детьми в Украине, соответствует приведенным выше рекомендациям и охватывает универсальное единовременное пособие при рождении ребенка и специализированную помощь одиноким матерям.
Однако продолжительность выплат является весьма незначительной, а также отсутствует дифференциация по очередности. Ежемесячное пособие одиноким матерям характерно еще и тем, что возможности получения помощи одиноким отцом существенно ограничены (предоставляется вдовцам и усыновителям).
Эту помощь все чаще, в частности в профессиональной среде, корректно называют «помощью на детей одиноким лицам», хотя в соответствующем законе название все еще сформулировано как «помощь одиноким матерям».
Сама конструкция закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» дает возможность говорить о ее ограничительном характере, поскольку закреплено право на помощь на детей только за одинокими матерями. Также законодательство Украины не содержит четкого определения понятий «одинокая мать» или «одинокий отец», заменяя их лишь перечислением характеристик, которым они должны соответствовать для получения этой помощи.
Размер помощи на детей одиноким лицам в Украине нельзя считать весомым, однако, наблюдается рост объемов выплат на протяжении последних лет – в 2015 году средний размер помощи на детей одиноким лицам составил 367 грн, и получали ее 188,5 тыс. получателей на 725,2 тысячи детей. В 2016 году средний размер этой помощи вырос до 855 грн, а в 2017 – до 1038 грн и получали эту помощь на 463,5 тысячи детей.
Заметим, что ежемесячные выплаты одиноким родителям в странах Европы тоже обычно не являются значимыми, но часто продолжаются до перехода ребенка во взрослый возраст.
На достаток семей с одним родителем влияет материальная поддержка со стороны второго родителя, которая предоставляется путем выплаты алиментов. Законодательство Украины, аналогично другим странам Европы, предусматривает обязанность родителей содержать ребенка до достижения им совершеннолетия.
Важность этого аспекта в современных условиях подтверждается данными Министерства юстиции Украины о том, что на начало 2018 года в органах государственной исполнительной службы Украины находилось на исполнении 531,7 тысяч документов о взыскании алиментов. Длительной проблемой были трудности во взыскании алиментов, однако законодательные нововведения 2017 года существенно способствуют созданию соответствующего эффективного механизма.
Политика борьбы с бедностью семей с одним родителем реализуется путем содействия занятости родителей, и именно это направление рассматривается как наиболее важное в обеспечении достатка родителей и детей.
В развитых странах занятость родителей рассматривается как предохранитель от бедности родителей и детей, поэтому значительные усилия прилагаются для возвращения родителей на рынок труда, приобретения ими новых навыков и квалификаций, создания возможностей для поиска необходимого рабочего места. В этом контексте особую актуальность приобретают меры по сочетанию занятости и семейной жизни.
В частности, гибкость отпусков по уходу за ребенком, возможности частичной занятости, предоставление социальных услуг по уходу за ребенком.
Отпуска по уходу за ребенком, введены для поддержки одиноких родителей, должны иметь достаточную продолжительность для обеспечения надлежащего участия в уходе и воспитании ребенка. Однако существуют риски, что чрезмерно длительный отпуск родителей имеет вредное влияние на экономические перспективы одиноких родителей. Важен также уровень оплаты отпуска, поскольку неоплачиваемые или низкооплачиваемые отпуска не поощряют работников ими пользоваться.
В Украине законодательство предусматривает оплачиваемый отпуск, в связи с беременностью и родами и длительный, но неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, что кроме матери также может взять отец или другой родственник.
По сравнению с Украиной, отпуска по уходу за ребенком в Европе являются достаточно длительными и частично оплачиваемыми (от 31% в Великобритании до 100% в Испании), в большинстве развитых стран родительские отпуска оплачиваются на уровне более 50% от предыдущего заработка. Специфической проблемой Украины является соблюдение работодателями трудового законодательства, поскольку распространение «теневой» занятости лишает работников, предусмотренных законодательством льгот.
Все более распространенными в развитых странах становятся отпуска, зарезервированные для отца, целью которых является как можно более полное привлечение мужчин к уходу за ребенком. Утверждается, что мужчины, которые активнее берут родительские отпуска, впоследствии охотнее берут на себя часть домашних дел, тем самым, освобождая женщину от двойной нагрузки. Однако, в случае одинокого родителя, возникает ряд закономерных проблем относительно такого распределения обязанностей.
Политика привлечения родителей к рынку труда в развитых странах дала результаты – сейчас наблюдается постепенный рост экономической активности одиноких родителей. В странах ОЭСР около 75% одиноких родителей имеют оплачиваемую работу, а в Италии, Швеции и Португалии эта доля доходит до 85%. Еще в середине 1980-х занятыми в этих странах были 66% одиноких родителей.
Не смотря на то, что именно занятость родителей рассматривается как «предохранитель» от бедности и многочисленные инструменты семейной политики ориентированы на упрощение участия родителей в рынке труда, высокая занятость не гарантирует отсутствия рисков бедности. Чему подтверждением может служить тот факт, что за период с середины 1980-х до конца 2000-х, на фоне роста экономической активности одиноких родителей уровень их бедности тоже несколько вырос (с 30,0% до 31,2%).
Сочетание высокой занятости и бедности можно считать парадоксом, однако объяснение существует, если смотреть на ситуацию с учетом ряда факторов – гендерного равенства (в том числе образования и возможности иметь высокую занятость), доступа к удобным дошкольным учреждениям, специфики семейной политики.
Исследование положения одиноких родителей в Нидерландах показало, что активная политика занятости одиноких родителей (с 25% занятых в середине 1980-х годов до 76,2% в 2008 году), которая сменила политику «пассивной» материальной поддержки семей с детьми, способствовала росту их бедности. Поскольку большинство родителей работали на условиях неполной занятости и на низко доходных должностях.
Также одинокие родители характеризовались как менее образованные и квалифицированные, а потому должны были работать дольше для обеспечения адекватного дохода.
В Украине традиционно занятость женщин без детей значительно превышает занятость женщин с детьми. Риски бедности соответственно возрастают в неполных семьях с детьми.
Об особой уязвимости одиноких женщин с детьми свидетельствует тот факт, что доходы от заработной платы обеспечивают лишь 45% совокупных доходов этой категории населения. Для сравнения: в структуре совокупных доходов женщин трудоспособного возраста в целом – 86,8%, а риск бедности традиционно возрастает с увеличением количества детей в семье.
На этом фоне надо учитывать особую роль системы социальных услуг по уходу за ребенком в системе государственной поддержки одиноких родителей. Доступные социальные услуги по уходу за ребенком увеличивают для родителей время продуктивной занятости, чем напрямую влияют на их благосостояние. Для одиноких родителей доступность дошкольных учреждений имеет еще более весомое значение, а отсутствие их становится огромным препятствием на пути занятости.
Страны с развитой сетью доступных для родителей дошкольных учреждений высокого уровня, характеризуются и высокими показателями полной занятости родителей. Например, во Франции и Швеции большинство (более 60%) родителей-одиночек работают именно целый день. Развитая сфера дошкольных учреждений уменьшает уровень бедности одиноких родителей с детьми в Финляндии, Франции, Нидерландах, Норвегии, Великобритании, Дании и тому подобное.
Среди проблем сферы дошкольных учреждений в некоторых странах можно выделить высокую стоимость, что ограничивает доступность и недостаточно высокий уровень услуг. Стоит отметить важность государственной поддержки сферы дошкольных учреждений и необходимости содействия именно одиноким родителям в обеспечении доступности ухода за ребенком.
Примером страны из развитой системы услуг по уходу за ребенком является Франция, где дошкольные учреждения доступны с трехмесячного возраста, однако доступ к различным типам ухода за ребенком заметно зависит от уровня доходов родителей.
В 2012 году только 63% детей в возрасте до трех лет во Франции занимались уходом родители, 6% – другие родственники, 13% пользовались услугами дошкольных учреждений, 18% – уходом индивидуальных сиделок. С ростом дохода доля детей, за которыми ухаживают родители, уменьшается, а использование социальных услуг по уходу за ребенком растет. Среди родителей, работающих на условиях полной занятости, услугами индивидуальных сиделок пользуется уже 37%.
В течение последнего десятилетия заметно возрос уровень охвата дошкольными учреждениями детей в возрасте 0-2 года и 3-5 лет в странах Европы, а также в Украине. Хотя уровень охвата у нас все еще является одним из самых низких в Европе (74,5% для детей в возрасте 3-5 лет и 14,1% для детей 0-2 лет).
Проблемой Украины является заметная перегруженность дошкольных учреждений, которая является самой острой в городах страны. Кроме нехватки мест стоит упомянуть об отсутствии гибкой системы режима дня в дошкольных учреждениях, низком качестве предоставления услуг, недостатке семейных детских садов (особенно в сельской местности); низком профессионализме воспитателей.
Тем не менее, именно сфера дошкольных учреждений и других форм ухода за детьми является одной из перспектив развития семейной политики Украины.
Если исходить из необходимости обеспечения достатка, то, как можно полнее привлечение родителя к рынку труда является очевидным приоритетом для политики поддержки родителей. Однако с точки зрения благополучия ребенка в возрасте до двух лет важным является и участие отца, что входит в конфликт с необходимостью занятости и дополнительно обусловливает необходимость материальной поддержки родителей с детьми.
Благополучие детей также связано с семейными отношениями, микроклиматом, отношениями с родителями, конфликтами в окружении. В этом контексте существует необходимость в оказании информационно-консультативных услуг родителям, наличие программ примирения, расширение навыков родителей по решению кризисных ситуаций, обеспечение надлежащего участия обоих родителей в воспитании ребенка, преодоление стрессовых ситуаций, других психологических и педагогических проблем.
Выводы. Распространение семей с одним родителем обусловлено социально-экономическими и демографическими трансформациями последних десятилетий и является характерной чертой современного демографического развития в большинстве развитых стран.
Все чаще ситуация, когда один из родителей занимается содержанием и воспитанием ребенка, является следствием именно сознательного выбора человека. Но, распространение семей с одним родителем создает также и ряд проблем, в частности относительно значительно более высоких рисков бедности и осложненного сочетания занятости и родительства.
Современная политика поддержки одиноких родителей является комплексом мер по оказанию материальной помощи, обеспечению сочетания родительства и занятости, предоставлению социальных услуг по уходу за ребенком. Семьи с одним родителем имеют более высокие риски бедности, чем бездетные семьи и семьи с обоими родителями в большинстве развитых стран мира и почти всюду уровень социальной помощи является недостаточным для достижения общепринятых порогов бедности.
Лучшие результаты по уменьшению бедности одиноких родителей наблюдаются в тех странах, где объединяют усилия для обеспечения полной занятости одиноких родителей и материальную поддержку – выплаты универсального характера и, что ориентированы на одиноких родителей с детьми.
Гибкость рабочего графика, возможности поиска необходимой занятости и переквалификации способствуют обеспечению безопасности родителей от бедности, однако распространение неполной занятости и длительное пребывание в отпусках по уходу за ребенком увеличивает уровень бедности одиноких родителей.
В то же время социальные услуги по уходу за ребенком увеличивают для родителей доступное для продуктивной занятости время, чем напрямую влияют на их благосостояние. Важной чертой современной политики содействия одиноким родителям является ее ориентированность на обоих родителей и распространение гендерного равенства, связанного с рынком труда, и, соответственно, с бедностью одиноких родителей.
Среди направлений развития политики содействия одиноким родителям в Украине можно назвать:
совершенствование системы материальной поддержки по дифференциации по очередности рождения детей;
расширение возможности занятости одиноких родителей путем увеличения гибкости рабочего графика, возможностей обучения, переквалификации и поиска работы;
наращивание сети доступных дошкольных учреждений, улучшение качества их работы, подготовки персонала и удобства для родителей, развитие других форм ухода за ребенком в раннем возрасте (здесь, семейные детские сады);
распространение практического гендерного равенства в обществе;
предоставление информационно-консультативных услуг одиноким родителям и улучшение их навыков в разных сферах.
Автор: Б.О. Кример, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: b.krimer.demostudy@gmail.com, ORCID 0000-0002-2103-6622
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.