Полное погружение: как виртуальная реальность может помочь бороться со страхом

Цифровые технологии все чаще используют в сфере здравоохранения для поддержки уже имеющихся структур помощи. Ранее мы рассказывали о применении новейших технологий в психотерапии. Наука не стоит на месте, и сегодня отдельного внимания заслуживает терапия тревожных расстройств с помощью виртуальной реальности.

По данным Немецкого общества психиатрии и психотерапии (Deutsche Gesellschaft für Psychiatrie und Psychotherapie), в Европе от тревожных расстройств страдают около 60 млн. человек. Эти недуги охватывают социальные и специфические фобии, панические атаки, сепарационную тревогу, выборочную немоту, а также паническое, посттравматическое стрессовое и генерализированное тревожное расстройство.

Конечно, каждый из нас может бояться определенных вещей, но когда речь идет о диагностированном расстройстве – это, прежде всего, означает сильную и длительную по времени тревогу, которая значительно ухудшает качество жизни.

Для их лечения врачи нередко используют экспозиционную терапию, или, как ее еще называют, терапию длительного воздействия. Ее суть заключается в том, что во время лечения терапевт постепенно вводит пациента в ситуацию, которая вызывает у него страх. Вместе с врачом пациенты противостоят своим страхам и учатся их преодолевать.

Но возможно ли позволить пострадавшим балансировать на канате, натянутом между небоскребами, или странствовать по пустыне, полной ядовитых змей или пауков, или – как в распространенном случае с посттравматическим расстройством – снова оказаться в зоне боевых действий? Именно здесь на помощь приходит технология виртуальной реальности (VR). Специально разработанные имитированные стимулы могут вызывать настоящие страхи, очень похожие на опыт в реальном мире.

Когда мы смотрим на какой-то объект, наш мозг обрабатывает два изображения: одно из левого глаза и одно — из правого. Мозг накладывает два изображения, создавая тем самым трехмерную картинку. VR-очки работают так же, пара встроенных линз создает два немного разных изображения, благодаря чему увиденное изображение представляется трехмерным. Оно не ограничено по бокам, как тот же телевизор или дисплей, и это позволяет почувствовать себя частью мира, который мы видим сквозь очки.

Такое ощущение погружения в симулированное изображение называется иммерсией, и благодаря ней наш мозг реагирует на зрительный раздражитель и не различает реальное и виртуальное. Само явление иммерсии в последнее время используют в медицине, в частности в психиатрии.

Сценарии лечения акрофобии (страх высоты), арахнофобии (патологическая боязнь паукообразных), клаустрофобии (страх замкнутого пространства), аэрофобии (страх полетов), или расстройств социального поведения можно очень хорошо моделировать в виртуальном мире. Звучит знакомо по научно-фантастическим фильмам, где героям во время испытаний предлагают виртуальные симуляции. Итак, будущее ближе, чем мы представляем.

Виртуальную реальность легко контролировать, у нее нет непредсказуемых внешних воздействий. Именно эта управляемость и обеспечивает чувство защищенности пострадавших. Кроме этого, с помощью VR-технологии можно моделировать ситуации, к которым трудно получить доступ в реальности.

На самом деле исследования с различными формами VR продолжаются уже 25 лет. Федеральное министерство образования и исследований Германии (Bundesministerium für Bildung und Forschung) в настоящее время финансирует проект EVElyn VR в рамках программы «Исследования здоровья». Цель его — внедрение «самой современной технологии виртуальной реальности в амбулаторную психотерапию тревожных расстройств».

Профессор клинической психологии и психотерапии Андреас Мюльбергер из Университета Регенсбурга уже 20 лет занимается VR-терапией тревожных расстройств. Важнейшее преимущество VR-терапии он видит в том, что люди могут справиться со своими страхами в знакомом окружении: «Идея противостоять своим страхам в защищенной среде для многих пациентов легче и менее стрессовая».

На сайте университета подробно объяснено, как именно проходят терапевтические сеансы с помощью виртуальной реальности. Для сеанса нужны компьютер, монитор для терапевта, датчики, которые фиксируют движения пациентов, а также гарнитура с наушниками и VR-очками.

Процедурный кабинет максимально пуст, чтобы пациент мог беспрепятственно передвигаться в нем. Во время терапии пациенты надевают VR-очки и под руководством специалиста сталкиваются с объектами и ситуациями, которые вызывают у них страх. Постепенно пациент привыкает к ним, успокаивается и получает новый опыт, то есть воспринимает свои страхи уже не так критично.

В процессе терапии изменяется не только эмоциональный спектр, но и физические реакции, например, частота биения сердца, возвращается к нормальному уровню, уменьшается потоотделение, снижается давление и тому подобное. Врачи из Регенсбургского университета докладывают, что виртуальную реальность легко контролировать, у нее нет непредсказуемых внешних воздействий.

Например, паук или змея будут вести себя именно так, как их запрограммировали, и при необходимости их активность можно точно «дозировать» и корректировать в соответствии с прогрессом в поведении пациента. Именно эта управляемость и обеспечивает чувство защищенности пострадавших. Кроме этого, с помощью VR-технологии можно моделировать ситуации, к которым трудно получить доступ в реальности.

Лучшим примером для этого является страх перед полетом. Было бы очень дорого, да и долго каждый раз совершать настоящий рейс в терапевтических целях. К тому же самолет не может остановиться, если пациент больше не в силах выдержать своего страха, а с помощью VR всем может управлять терапевт.

Другой пример — терапия социальных фобий. Пациенты с этим типом тревожного расстройства критически реагируют на определенные ситуации, которые связаны с взаимодействием с другими людьми. Например, они боятся публично выступать или вообще говорить с незнакомыми людьми.

Даже, казалось бы, такие обыденные вещи, как оплата покупок в магазине, могут вызвать у таких пациентов значительный стресс. Из-за этого они стараются избегать критических ситуаций, что нередко существенно ограничивает их действия в повседневной жизни. Но с помощью виртуальной реальности и так называемых аватаров моделируют социальные ситуации, например, пациент должен выступить перед виртуальной аудиторией, реакцией которой можно полностью контролировать.

Кроме этого, VR-технологии эффективно используют в педиатрии. С помощью VR-очков дети погружаются в виртуальный мир и отвлекаются, например, в рамках онкологической терапии или у стоматолога. Сценарии виртуальной реальности, которые обеспечивают расслабление или показывают дыхательные и двигательные упражнения для имитации, могут улучшить качество жизни людей с деменцией или прикованных к кровати.

Также ученые исследуют использование виртуальной реальности в терапии зависимости и расстройствах пищевого поведения.

В то же время область исследований терапевтических эффектов виртуальной реальности еще относительно мала. Так же из-за новизны технологии и формы терапии сейчас до сих пор нет долгосрочных исследований, которые бы рассматривали все возможные последствия для пациентов в течение нескольких лет.

Стоит также упомянуть о рисках. Несмотря на многочисленные преимущества виртуальной реальности, этот метод лечения подходит не всем. Около 10% пользователей очков виртуальной реальности страдают от так называемой кибербезопасности с такими симптомами, как тошнота или головокружение.

Люди с деменцией также могут окончательно потерять связь с реальностью, а при лечении социальных фобий есть риск, что пациенты разовьют эмоциональную связь с виртуальными людьми, и все больше будут удаляться в нереальное пространство. Поэтому виртуальная реальность может лишь дополнить традиционную терапию, но никогда не заменит ее.

Автор: Ксения Фукс

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий