Получить землю в собственность просто: озвучены главные аспекты судебной практики

Часто, на практике, получить в собственность земельный участок физическому лицу в порядке бесплатной приватизации бывает сложнее, чем это описано в законодательстве Украины. Подтверждением тому является многочисленная судебная практика, которая возникает на основании споров с субъектами властных полномочий по поводу их противоправных действий или наоборот, бездействия.

Подробно о законности отказов в утверждении проекта землеустройства и о неоднозначности судебной практики в агроблоге Agronews.UA рассказала юрист компании «Devoso» Ирина Бердниченко.

В большинстве случаев споры касаются отказов в утверждении проекта землеустройства по основаниям, не определенным украинским законодательством.

Однако даже в судебной практике существуют разногласия в понимании тех же оснований для отказа в согласовании проекта землеустройства, и в основаниях для отказа в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность.

С целью надлежащей защиты нарушенных прав и интересов, необходимо различать эти два этапа процедуры отвода земельного участка, а также иметь понимание в каких именно случаях субъект властных полномочий имеет право предоставить вам отказ в согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность. А в каких случаях – отказ в его утверждении. И вообще предусмотрен ли законодательством отказ в утверждении уже согласованного проекта землеустройства?

Об этих и других вопросах читайте далее в статье.

Какова процедура бесплатной приватизации? 

Порядок безвозмездной приватизации земельных участков гражданами регулируется Земельным кодексом Украины (далее – «ЗК Украины»).

Согласно частям первой-третьей статьи 116 ЗК Украины, граждане и юридические лица приобретают право собственности и права пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных настоящим ЗК Украины, или по результатам аукциона.

Приобретение права на землю гражданами и юридическими лицами осуществляется путем передачи земельных участков в собственность или предоставления их в пользование.

Безвозмездная передача земельных участков в собственность граждан производится в случае:

– приватизации земельных участков, находящихся в пользовании граждан;

– получения земельных участков вследствие приватизации государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;

– получения земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности в пределах норм бесплатной приватизации, определенных ЗК Украины.

Порядок безвозмездной приватизации земельных участков гражданами определен статьей 118 ЗК Украины.

Граждане, заинтересованные в получении безвозмездно в собственность земельный участок из земель государственной или коммунальной собственности, должны получить разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность.

Для этого необходимо подать ходатайство в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочиям, определенным статьей 122 настоящего Кодекса.

Соответствующий орган рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение или предоставляет мотивированный отказ в его предоставлении.

В случае если в месячный срок со дня регистрации ходатайства соответствующий орган, не предоставил никакого ответа, гражданин, заинтересованный в получении в собственность земельного участка безвозмездно, в месячный срок со дня истечения указанного срока имеет право заказать разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка без предоставления такого разрешения.

Разница между согласованием проекта землеустройства и его утверждением?

Согласно частям 8 статьи 118 ЗК Украины проект землеустройства по отводу земельного участка согласовывается в порядке, установленном статьей 186-1 ЗК Украины.

Согласно статье 186-1 ЗК Украины, проект землеустройства по отводу земельных участков всех категорий и форм собственности подлежит обязательному согласованию с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений.

Согласно постановлению Кабинета Министров Украины № 15 от 14 января 2015 г. центральным органом исполнительной власти, который реализует государственную политику в сфере топографо-геодезической и картографической деятельности, земельных отношений, землеустройства является Государственная служба Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра (в дальнейшем также – «Госгеокадастр»).

Таким образом, согласование проектов землеустройства по отводу земельного участка в собственность осуществляется территориальными органами Госгеокадастра.

Согласно части 5 ст. 186-1 ЗК Украины, территориальный орган Госгеокадастра обязан безвозмездно предоставить или отправить заказным письмом с уведомлением разработчику свои выводы о его согласовании или об отказе в таком согласовании с обязательной ссылкой на законы и принятые в соответствии с ними нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в соответствующей сфере.

При этом, основанием для отказа в согласовании проекта землеустройства относительно отвода земельного участка может быть только несоответствие его положений требованиям законов и принятых согласно им нормативно-правовых актов, документации по землеустройству или градостроительной документации.

В заключении об отказе согласования проекта землеустройства относительно отвода земельного участка должен быть предоставлен исчерпывающий перечень недостатков проекта землеустройства по отводу земельного участка и разумный срок для устранения таких недостатков, который по письменной просьбе разработчика проекта может быть продлен.

В свою очередь, отказать в согласовании проекта землеустройства относительно отвода земельного участка возможно лишь в случае, если не устранены недостатки, на которые было отмечено в предыдущем заключении. Нельзя отказать в согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка по другим причинам или указать другие недостатки.

Повторный отказ не лишает права разработчика проекта землеустройства по отводу земельного участка устранить недостатки проекта и подать его на согласование.

В соответствии с ч. 9-10 ст. 118 ЗК Украины, соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность согласно полномочиям, определенным статьей 122 настоящего кодекса, в двухнедельный срок со дня получения согласованного проекта землеустройства по отводу земельного участка, а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно закону – после получения положительного заключения такой экспертизы, принимает решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления ее в собственность.

Отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суде.

Таким образом, системный анализ приведенных норм права дает возможность прийти к выводу, что законом предусмотрен определенный алгоритм и этапы процесса бесплатной передачи земельных участков государственной и коммунальной собственности в собственность граждан, а именно:

1) Представление гражданином ходатайства в соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в отношении получения земельного участка в собственность;

2) Получение разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, или мотивированный отказ в его предоставлении;

3) После разработки проекта землеустройства такой проект согласовывается, в том числе с территориальным органом центрального органа исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере земельных отношений в соответствии с предписаниями статьи 186-1 ЗК Украины;

4) Осуществление государственной регистрации сформированного земельного участка в Государственном земельном кадастре;

5) Представление гражданином согласованного проекта землеустройства соответствующему органу исполнительной власти или органу местного самоуправления, который передает земельные участки государственной или коммунальной собственности в собственность. Что, в свою очередь, такой орган в двухнедельный срок, обязан принять соответствующее решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка и предоставления его в собственность или решение об отказе в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения.

Следовательно, согласно положениям статьи 186-1 ЗК Украины, отказ в согласовании проекта землеустройства возможен лишь в случае несоответствия его положений требованиям законов и принятых согласно им нормативно-правовых актов, документации по землеустройству или градостроительной документации.

Однако, частью 10 ст. 118 ЗК Украины установлено, что единственным основанием для отказа в утверждении проекта землеустройства, как отдельного этапа приватизации земельного участка, может быть лишь то, что проект землеустройства не согласован в порядке, установленном статьей 186-1 Земельного кодекса Украины. А также отсутствием обязательной государственной экспертизы в определенных законом случаях и сведений о государственной регистрации сформированного земельного участка в Государственном земельном кадастре.

Для сведения: Согласно ст. 9 закона Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации», обязательной государственной экспертизе подлежат:

схемы землеустройства и технико-экономические обоснования использования и охраны земель административно-территориальных единиц;

проекты землеустройства по установлению (изменению) границ административно-территориальных единиц, проекты землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного, лесохозяйственного назначения, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимообразующих объектов;

проекты землеустройства по отводу земельных участков особо ценных земель, земель лесохозяйственного назначения, а также земель водного фонда, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;

проекты землеустройства по благоустройству территории населенных пунктов; проекты землеустройства по приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;

техническая документация по землеустройству относительно инвентаризации земель в случае формирования земельных участков за счет особо ценных земель, земель лесохозяйственного назначения, а также земель водного фонда, природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; техническая документация по бонитировке почв, нормативной денежной оценке земельных участков.

Указанное подтверждается и многочисленной судебной практикой, согласно которой суды различают этап согласования проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность и его утверждение в дальнейшем, устанавливая при этом разные основания отказа органов исполнительной власти или местного самоуправления в согласовании проекта землеустройства и отказа в его утверждении.

Такие выводы изложены, в частности, в постановлениях Верховного Суда от 06 марта 2019 года по делу №1640/2594/18, от 30 октября 2018 года по делу №820/4852/17, от 03 июля 2019 года по делу №823/1103/16, от 22 апреля 2019 года по делу №263/16221/17, от 02 июля 2020 года по делу № 825/2228/18 и др.

Однозначна ли судебная практика? 

Часто суды в спорах по отводу земельного участка в собственность применяют положения, касающиеся отвода земли в пользование, а также отождествляют этапы согласования проекта землеустройства с его утверждением.

В качестве примера можно указать постановление Большой палаты Верховного Суда от 03 октября 2018 года по делу № 820/4149/17.

Согласно выводов, указанных в постановлении Большой палаты Верховного Суда «единственным основанием для отказа в утверждении проекта землеустройства является несоответствие его положений требованиям законов и принятых согласно им нормативно-правовых актам, документации по землеустройству или градостроительной документации (ч. 6 ст. 186-1 ЗК Украины)».

Однако указанная норма касается именно отказа в согласовании проекта землеустройства, а не в его утверждении, как уже было выяснено выше.

В постановлении также указано следующее:

Проект землеустройства по отводу земельного участка соглашается в порядке, установленном статьей 186-1 ЗК Украины.

По предписаниям ч. 6 ст. 123 ЗК Украины соответствующий орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения проекта землеустройства относительно отведения земельного участка, а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно закону – после получения положительного заключения такой экспертизы принимает решение о предоставлении земельного участка в пользование.

Основанием отказа в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка может быть только его несоответствие требованиям законов и принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов.

Отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в пользование или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суде (ч. 10, 13, 14 ст. 123 ЗК Украины).

Анализ приведенных норм дает основания для вывода, что ими установлены основания, порядок, сроки передачи земельного участка в собственность граждан и определены органы, уполномоченные рассматривать эти вопросы.

Апеллируя положениями законодательства относительно разработки проекта землеустройства для предоставления земельного участка в пользование, суд приходит к выводам о наличии оснований для передачи земельного участка в собственность.

Внимательно, ведь следует различать процедуры разработки и утверждения проекта землеустройства по отводу земельного участка в пользование и в собственность.

Каков порядок предоставления земельного участка в пользование?  

Порядок предоставления земельных участков государственной или коммунальной собственности в пользование установлен ст. 123 ЗК Украины. Согласно указанной статье, орган исполнительной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок со дня получения проекта землеустройства относительно отведения земельного участка, а в случае необходимости осуществления обязательной государственной экспертизы землеустроительной документации согласно закону – после получения положительного заключения такой экспертизы принимает решение о предоставлении земельного участка в пользование.

Согласно ч. 14 ст. 123 ЗК Украины, основанием отказа в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка может быть только его несоответствие требованиям законов и принятым в соответствии с ними нормативно-правовым актам. Изменение типа акционерного общества или преобразование акционерного общества в другое хозяйственное общество не является основанием для отказа в утверждении проекта землеустройства или технической документации по землеустройству.

Отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в предоставлении земельного участка в пользование или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суде.

Значит, если лицо инициировало отвод земельного участка в пользование, согласно процедуре, определенной ст. 123 ЗК Украины, то отказ в утверждении проекта землеустройства относительно отвода земельного участка в пользование может быть только в случае несоответствия проекта требованиям законов и принятых согласно им нормативно-правовых актов.

Однако если речь идет о проекте землеустройства по отводу земельного участка в собственность, то основанием для отказа в его утверждении является, лишь отсутствие согласования проекта землеустройства, в порядке определенном ст. 186-1 ЗК Украины, предоставленного на утверждение соответствующему субъекту хозяйствования

Значит, соответствие проекта землеустройства требованиям законов и принятых согласно им нормативно-правовых актов должно осуществляться именно на этапе согласования проекта, а не на этапе его утверждения.

Никаких иных правовых оснований для отказа в утверждении проекта землеустройства после его согласования в порядке статьи 186-1 ЗК Украины, нормы статьи 118 Земельного кодекса Украины не содержат. При этом проверка на соответствие проекта землеустройства требованиям законов и принятых согласно им нормативно-правовых актов должна осуществляться именно на этапе согласования проекта.

Таким образом, судебная практика о признании противоправными отказами в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность существенно различается правовыми выводами.

Считаем необходимым все же различать порядок отвода земельного участка в пользование и в собственность, а также разделять такие этапы приватизации земельного участка как согласование проекта землеустройства и его утверждение.

Что нового в судебной практике?

Стоит быть внимательным относительно обжалования заключения о согласовании или отказе в согласовании проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность, отдельно от обжалования отказа в его утверждении.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении от 13 мая 2020 года по делу № 815/1788/15 Большой палаты Верховного суда, не подлежат обжалованию решения органов властных полномочий, которые не являются конечными (окончательными) и не порождают правовых последствий и не могут нарушать какие-либо права.

Защите подлежит только реально нарушенное право. В случае обжалования решения органов властных полномочий судам следует проверить (установить) является ли обжалуемое решение таким, по результатам выполнения которого наступают юридически значимые действия. В частности выдача свидетельства о праве собственности, или наступает другой конечный результат, это решение с учетом которого (на основании которого) принимается окончательное решение органа властных полномочий.

При этом указывая, что «вывод управления о рассмотрении проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность не может быть отдельным предметом исковых требований.

Он должен оцениваться и рассматриваться вместе с обжалованием решения соответствующего совета «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков» и отмене свидетельства о праве собственности, полученного на основании решения «Об утверждении проекта землеустройства по отводу земельных участков», что было и реализовано по делу № 495/8567/16-ц, по результатам рассмотрения которого было принято решение об удовлетворении исковых требований».

Следовательно, вывод территориального органа Госгеокадастра относительно согласования проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность не является конечным решением, которое влияет на права лиц и не может быть обжаловано отдельно от решения об утверждении проекта землеустройства или отказа в его утверждении.

Какие бывают средства защиты нарушенного права?

Стоит указать, что для правильного определения способа защиты нарушенного права важна форма отказа в утверждении проекта землеустройства.

Правовой статус главных управлений Госгеокадастра в областях определены соответствующим положением о главном управлении Госгеокадастра в области, которое утверждено приказом Министерства аграрной политики и продовольствия Украины от 29 сентября 2016 года №333 и зарегистрированное в Министерстве юстиции Украины 25 октября 2016 года за № 1391/29521.

Пунктом 8 Положения № 333 предусмотрено, что Главное управление в пределах своих полномочий издает приказы организационно-распорядительного характера.

Следовательно, согласно положениям указанных нормативно-правовых актов определено, что по результатам рассмотрения любых основных вопросов деятельности территориального органа Госгеокадастра, последним должен издаваться соответствующий приказ. При этом листы составляются при предоставлении ответа на обращение граждан.

Таким образом, решение об утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность или об отказе в его утверждении, должно оформляться распорядительным индивидуальным правовым актом в форме приказа Главного управления Госгеокадастра в области.

Об этом свидетельствуют и выводы судов, изложенные в постановлениях Верховного Суда от 03 июля 2019 года по делу №823/1103/16, от 06 марта 2019 года по делу №1640/2594/18, от 30 октября 2018 года по делу №820/4852/17.

Отсутствие надлежащим образом оформленного приказа Главного управления Госгеокадастра в области, свидетельствует о том, что орган не принял ни одного решения из числа тех, которые он должен принять по закону.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 5 Кодекса административного судопроизводства Украины, способом защиты прав лица от противоправного бездействия является признание бездействий субъекта властных полномочий противоправными и обязательства совершать определенные действия. Действия, которые он должен совершить по закону.

Как уже отмечалось выше, согласно ч. 10 ст. 118 ЗК Украины, отказ органа исполнительной власти или органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставление ходатайства без рассмотрения могут быть обжалованы в суде.

Стоит помнить, что в зависимости от того, оставили ли ваше ходатайство без рассмотрения либо отказали в утверждении проекта землеустройства, используются различные способы защиты в суде.

Соответственно, в случае, если вообще отсутствует ответ соответствующего органа в течение двухнедельного срока или имеется отказ в утверждении проекта землеустройства, но не в форме приказа территориального органа Госгеокадастра, надлежащим способом судебной защиты будет признание противоправным бездействие территориального органа Госгеокадастра в обязательствах совершить действия в вопросе утверждения проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность.

В случае если вы получили отказ в утверждении согласованного проекта землеустройства, изложенный в форме приказа (ч. 10 ст. 118 ЗК Украины), надлежащим способом защиты будет признание отказа в утверждении проекта землеустройства по отводу земельного участка в собственность противоправным и обязательства совершить действия (утвердить проект землеустройства по отводу земельного участка в собственность).

Так как одним из участников спора о нарушении прав, свобод и интересов физических лиц в сфере публично-правовых отношений является субъект властных полномочий, такие споры следует рассматривать в порядке административного судопроизводства.

Такие выводы изложены в постановлениях Большой палаты Верховного Суда от 21 марта 2018 года по делу № 536/233/16-ц (производства № 14-5 зц 18), от 03 октября 2018 года по делу № 820/4149/17 (производство № 11-759 апп 18), от 11 сентября 2019 года по делу № 280/191/19 (производство № 14-377цс19), от 04 марта 2020 года по делу № 280/174/19 (производство № 509цс19) и по делу № 296/3870/19 (производство № 14-532цс19).

С целью защиты в суде своих законных интересов, связанных с реализацией права на бесплатную приватизацию земельного участка в порядке ст. 118 ЗК Украины, необходимо понимать какой именно этап процедуры нарушен субъектом властных полномочий, какие основания предоставления отказа на том или ином этапе отвода земельного участка, а также какие надлежащие способы защиты нарушенного права необходимо применить.

Следует различать процедуру отвода земельного участка в собственность от процедуры отвода в пользование. А также понимать разницу между этапом согласования проекта и его утверждением.

Обращайте внимание на последнюю судебную практику и имейте в виду, что не подлежат обжалованию решения органов властных полномочий, которые не являются конечными (окончательными) и не порождают правовых последствий и не могут нарушать любые права, в частности выводы о согласовании проектов землеустройства или отказа в таком согласовании.

Автор: Ирина Бердниченко, юрист компании DEVOSO (юридическая фирма, специализирующаяся в решении аграрных и земельных споров, а также споров в сфере энергетики)

Источник: Agronews.UA

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий