«Слив» топлива, пожалуй, самый распространенный вид краж в хозяйствах. Но, учитывая рост цены из-за запрета со стороны крупнейших экспортеров, это очень «больно» для предприятий.
Как быть в курсе всех тонкостей хищения топлива и как его искоренить, рассказывает консультант компании SmartFarming по GPS-мониторингу транспорта и контролю топлива Николай Пилипенко.
Как именно воруют топливо в хозяйствах?
— Сначала рассчитывают тот объем дизельного топлива, который можно украсть не заметно. Для этого либо изначально закладывают неправильные нормы расхода на сезон, или потом додумывают способы его «сбережения». И если с нормами все понятно, то способов «сбережения» не счесть: «недовозы» на заправочные станции, расширение топлива при увеличении температуры или манипуляции со счетчиками, нарушение технологических операций, недозаправки до полного бака и тому подобное.
К примеру, ответственные лица за топливозаправочные станции часто меняют шестерню счетчика на ту, что имеет меньше зубов. Поэтому, затем он показывает одно значение, а по факту – топливо не доливается в транспортное средство.
В бочке остается около двух канистр, которые успешно сливают и продают.
Существует и другой способ «махинации» на заправочной станции или топливозаправщике — принудительный нагрев цистерн. Персонал специально открывает горловину на бочке с горючим, чтобы оно нагрелось на солнце, горючее расширяется, соответственно больше неучтенных остатков остается внутри. Вот и имеем еще пару канистр. «Сэкономленное» топливо потом можно слить.
Но, в первую очередь горючее умельцы экономят за счет нарушения технологических операций. Например, на пахоте уменьшают глубину обработки с 25 см до 20 см, и имеем + 10% топлива из бака «в карман». При этом кражи из баков могут быть, как одним сливом, так и несколькими мелкими за смену.
Какие инструменты используют для этого?
– Когда мы говорим о прямом сливе, то дедовские методы из бака через шланг ныне заменяют на более технологичные. К примеру, к шлангу присоединяют мини-мотор и вставляют его в бак. При движении трактора или другой машины топливо перекачивается в канистру, которая находится в кабине транспортного средства.
Документально бывает так, что закладывают неверные нормы топлива на тот или иной вид операции. Пусть на вспашку заложили 20-25 л/га, а по факту трактор потратит 17-20 л/га. Тот, кто закладывает неправильную норму, может даже и подтвердить неверные показателями потребления горючего. Вот только мало кто проверяет эти показатели. На деле при проведении хронометражей (контрольных замеров) просто отключается передний привод трактора, он начинает буксовать и сжигать больше топлива. Именно эти данные показывают при утверждении норм.
А как тогда фермер может себя уберечь от неправильных расчетов?
– В этом случае хозяин или сам проверяет правильность настройки техники, или может нанимать специалиста, который сделает это за него.
Если перевести украденное горючее на деньги, о каких суммах идет речь?
– Если на технике отсутствует система мониторинга топлива, это около 10% от того объема, который заправили в машину. Соответственно при заправке 600 л слив будет составлять около 60 л (3 канистры). Учитывая стоимость дизтоплива – 29 грн., кто-то присваивает почти 2 тыс. грн. И это мы говорим только за одну единицу техники.
Как обычно руководители поступают с подчиненными, которых «поймали» на воровстве?
– По-разному. Механизаторам или кладовщикам на складах могут предложить компенсировать украденное топливо в гораздо большем размере. Иногда увольняют и привлекают к уголовной ответственности. Если водитель признает вину в суде, то может получить только до одного года условного наказания.
Однако следует понимать, что сейчас мало людей, которые воруют по одному. Как правило, в хозяйстве, это целая система, от агронома или инженера до механизатора и кладовщика.
Немалое количество фермеров устанавливает датчики уровня топлива для контроля, поговаривают, что и их научились обходить. Как быть?
– Не могу полностью согласиться, так как датчики уровня топлива — это наиболее эффективный вид контроля, который позволяет снизить кражи до минимума. Особенно когда они работают в паре с CAN-шиной (дополнительная система для контроля расхода топлива).
Тут скорее главным недостатком является отсутствие квалифицированных специалистов, которые смогут работать с системами мониторинга топлива и способны отличить реальный «слив» от обычного перетекания между баками.
Значит, все-таки нужно дополнительно кого-то привлекать на предприятие?
— Все зависит от размера хозяйства и типа используемого оборудования. Когда речь идет о хозяйстве 3-5 тыс. га, стоит нанять отдельного человека, который будет следить за работой систем мониторинга на машинах. Особенно важно иметь своего специалиста, когда на технике стоят «проточные» счетчики – те, которые контролируют, сколько топлива ушло из бака в двигатель и сколько не использовали.
Также под воздействием различных внешних факторов, счетчики контроля топлива могут показывать некорректные данные. Поэтому однозначно нужен специалист, который имеет навыки работы с GPS-оборудованием, может настроить датчики и отличить сбои от внешних вмешательств. Обычно, рано или поздно, руководство решает создать диспетчерскую службу которая будет следить за перемещением техники, сравнивать фактические затраты с данными, поступившими с GPS-оборудования на технике и тому подобное.
В агрохолдингах, к примеру, на одного такого специалиста приходится до пяти предприятий. Или, если перевести в технику, то на одного диспетчера приходится 50 единиц. В зависимости от региона зарплата такого специалиста может быть от 7 до 10 тыс. грн. на руки.
Что входит в систему контроля топлива и сколько это стоит?
– Под системой мы понимаем трекеры, которые стоят на тракторе и оборудовании с GPS-приемником и GSM-передатчиком. Далее к ним подключаются датчики горючего, и вся эта информация передается на сервер, который обрабатывает и ретранслирует информацию на рабочие места диспетчерской службы.
В зависимости от количества баков горючего на технике (один или два), стоимость систем контроля топлива находится в пределах 7-12 тыс. грн. на единицу техники. Кроме того, еще есть абонентская плата за пользование программой, которая показывает данные, считанные из техники. Ее стоимость от 150 грн. за единицу техники.
Программным обеспечением можно пользоваться как удаленно через «облачный» доступ, так и сразу приобрести серверное решение. Например, украинская компания IT Innovations, которая предлагает системы контроля на базе собственного программного обеспечения WTM имеет оба решения: когда пользователь работает на их сервере – начисляется ежемесячная абонентская плата, или существует возможность единовременного приобретения серверного программного обеспечения за несколько тысяч долларов, в зависимости от количества техники.
С учетом затрат на покупку и установку систем, какую реальную сумму может сэкономить фермер?
— Были такие кейсы, где общая экономия топлива составляла более 20%. Но система будет работать только в комплексе, где будут иметь место такие факторы как надежное оборудование, конкурентные условия труда и вознаграждение за лояльное отношение к работе. В результате можно получить значительную экономию и увеличить объемы выполненных работ при одних и тех же ресурсах. Отдача от покупки оборудования будет ощутима уже через полгода. Однако, к сожалению, кроме хищения горючего воруют и сам урожай, средства защиты растений, минеральные удобрения и другие.
Какие бывают нюансы по работе с системами контроля топлива?
– Основной нюанс – это уметь различать реальный слив, от сбоя датчика.
На «проточных» счетчиках часто можно встретить «завоскованное» топливо. Это может происходить при несвоевременном переходе с летнего на зимнее горючее. Также в датчики могут попадать различные примеси или песок, а это может привести к тому, что они перестанут пропускать через себя топливо, как результат – остановка техники.
Порой бывает и такое, что не все виды баков техники годятся для установки датчиков уровня топлива. К примеру, некоторые тракторы Challenger имеют баки сложной формы и на них или очень тяжело устанавливать датчики или они будут показывать не совсем корректную информацию. Баки со сложным доступом имеют и высокомощные тракторы John Deere.
С какими проблемами приходят к вам в SmartFarming аграрии?
— Агропредприятия хотят автоматизировать процессы контроля топлива: от завоза в хозяйство, до его расходов. Однако проблема в том, что принимать горючее только по весам (нетто), работающим с 1С (для автоматизации) не получается, ибо в случае расхождения более чем 0,5%, его уже нельзя вернуть обратно в автоцистерну, а сами веса необходимо постоянно проверять, потому что в их работу могут вмешиваться.
Альтернатива весам – это счетчики Кориолиса, но их стоимость слишком велика для хозяйств (от 10 тыс. евро). Да и не известно они будут ли работать с горючим, которое не совсем Евро-5, а заточены они именно под него.
Автор: Екатерина Шевченко
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.