Из выводов о демографической ситуации в Украине и ее вызовов для экономики в долгосрочном отношении одним из основополагающих является то, что в течение будущих 20 лет, образовалась демографическая яма, если учитывать не рожденных детей за 20 лет независимости Украины.
Размеры ямы достигают 5 млн. человек, так как численность украинцев в возрасте до 25 лет по состоянию на 2010 г. составляла 13 млн. против 18 млн. в 1990 году.
Результатом такого провала является и будет не только и не столько проблема численности населения, имеющая тенденцию к его сокращению. А то, что в структуре населения, которое будет вступать в активную жизнь в течение следующих 20 лет, будет сравнительно меньше, чем в течение предыдущих 20 лет, части молодежи, которая начинает жизнь, готовясь к учебе, труду и рождению нового поколения.
Главным в таком случае для будущего является потенциальное торможение экономики, из-за ограниченного, прежде всего ресурса труда как одного из основополагающих ресурсов роста экономики и ее модернизации. Замещение его на этот период возможно за счет мигрантов, но это связано с проблемами их, как правило, низкой квалификации. Следовательно, замена по численности будет неадекватной по качеству.
Добавятся проблемы их гуманитарной адаптации, в том числе с возможными негативными последствиями. Поэтому первоочередным на будущее для экономического роста является обеспечение интенсивного повышения квалификации тех, кто будет, по крайней мере, в течение ближайших 20 лет, вступать в трудоспособный возраст и будет иметь возможность активно работать.
К тому же в сложившихся условиях на сравнительно меньшую часть молодого поколения, вступающую сегодня и в перспективе в жизнь, реально повышается нагрузка по пенсионному обслуживанию той части населения, которая выходит на пенсию.
А это снижает конкурентоспособность экономики, поскольку увеличиваются затраты, что тоже тормозит экономический рост. Поэтому для его обеспечения в перспективе проблема качества рабочей силы и ее профессиональной ориентации и подготовленности является особенно важной. А это, в свою очередь, означает, что адекватной к такому роду проблемам в части формирования высокого профессионального уровня населения должно быть, прежде всего, образование.
Основной ее задачей, наряду с высокой квалификацией, которая должна обеспечивать процессы нововведений, благодаря чему будет происходить формирование движущих сил экономического роста, должно быть также формирование человека, способного включиться одновременно в поиск национальной модели модернизации среди их возможного множества.
Ведь нам необходимо на данном этапе реализовать проект модернизации современного содержания, несмотря на то, что последний был сформулирован еще в XVIII веке философами Просвещения.
Суть его состоит в том, чтобы «неустанно развивать объективирующие науки, универсальные основы морали, права и автономное искусство с сохранением их своевольной природы. Но одновременно в том, чтобы высвобождать накопленные таким образом когнитивные потенциалы из их высших эзотерических форм и использовать их для практики, то есть для разумной организации жизненных условий».
В современном проекте модерна отражается качественно новая специфика данного этапа развития цивилизации, когда «…нововведения не ограничиваются достижениями науки и технологии, а включают в себя выявление и удовлетворение потребностей потребителей, улучшение маркетинга распределения и услуг, что не менее важно, чем разработки, возникающие в научных лабораториях».
В современном измерении речь должна идти о достаточно широком спектре потребностей человека, спрос на которые удовлетворяется как рынками, так и государством. В соответствии с такими изменениями в экономике реструктуризируется и общественная жизнь в направлении доминирования в ней действий, имеющих креативный характер. Свидетельством этого является доминирующая тенденция роста научных и инженерных кадров и высококвалифицированных рабочих.
При этом наиболее успешным является тот проект модернизации, в котором имеет место или достигается демократическое управление экономикой в условиях развитых институтов гражданского общества. В таком случае конфигурация сил макросистем состоит из государства, общества, экономики и характеризуется как сильная.
Развитие науки и практики организации жизни со временем в мире родили множественность подходов модернизации, которые обновляли общество тех стран, где их реализовывали. Основным характерным признаком такого обновления становился постепенный отход от доминирующей традиционности и переход к инновационным признакам общественной жизни с одновременной, присущей национальной и культурной традициям, системой управления.
Следует иметь в виду, что в прошлом не все происходило однозначно в отношении достижения признаков инноваций, поэтому исторические уроки прошлого в процессе обеспечения модернизации нужно хорошо усвоить. А из нашей истории, согласно выводам И. О. Ключевского, известно, что во времена Мономахов и Мстиславов в Киевской Руси были училища с языками латинскими и греческими.
А при правлении Иоаннов в Московии не стало хватать школ начальной грамотности. Объяснение этому находим у другого исследователя нашей истории. В частности, А. Янов пишет, что «причина такого печального положения – трагическая отсталость образования, за что ответственна православная церковь, которая не выполнила в средневековом обществе роль просветителя, а лишь увеличила свою власть и богатство».
Таким образом, из приведенного материала исходят, по крайней мере, три основополагающих вывода, которые актуальны и сегодня:
— ключевая роль в процессах преобразований принадлежит, прежде всего, образованию;
— должна быть общественная сила, которая является носителем изменений;
— погоня носителя в процессе перемен за властью и богатством лишает его силы модернизации.
Из данного перечня два первых являются, казалось бы, очевидными и общепризнанными, но на самом деле их придерживаются далеко не всегда. Третий вывод несколько необычен в восприятии, но, как свидетельствует история и современность, последствия такого подхода для общества крайне негативны. Для усиления доказательности сказанного обратимся к выводам А. Ф. Тютчевой, которые именно и дают на это ответ.
В частности, она отмечает, что не могла не задавать себе вопрос, какое будущее ожидает народ, высшие классы которого проникнуты глубоким растлением, благодаря роскоши и пустоте вовсе утратили национальное чувство и особенно религиозное сознание, а низшие классы погрязли в рабстве, угнетении, необразованности, что систематически поддерживается. Какова аналогия между таким прошлым и настоящим?
Ответ заключается в том, что «…постсоветская бюрократия за ширмой демократических лозунгов осуществила реформы в интересах собственного обогащения, успешно заместив ими интересы национального развития, при полной беспомощности общества, в том числе, его образованных групп.
Пытаясь сохранить приемлемый жизненный уровень, неспособная (интеллигенция – В. Г.) из-за своей обособленности противостоять аморализму, транслируемому с верхних этажей социальной пирамиды, массовая интеллигенция стала на путь негативной адаптации.
Об этом свидетельствуют поборы в средней школе и системе медицинского обслуживания, взятки в суде и в правоохранительных учреждениях и даже … святая-святых интеллигенция в отечественной высшей школе. Кто же в таком случае может и должен предложить массовым прослойкам населения образцы социально одобрительного поведения, более того – общественные идеалы?».
Основополагающую роль как будто должна сыграть наука и образование, но «к сожалению, российская социальная наука оказалась не на высоте. … Социальная наука фальсифицирует прошлое (главным образом историю); мифологизирует современное (побуждает людей действовать во имя реализации неосуществимых мифов, будь-то сплошная коллективизация или сплошная приватизация, тотальное планирование или абсолютно свободный рынок).
А также мистифицировать будущее (призывает жертвовать счастьем и нормальными условиями жизни тем, кто живет ныне, во имя «построения» утопического счастливого будущего для отдельных поколений)». Приведенное значение является во многом характерным и для Украины. А что есть в образовательных тенденциях?
Определенные выводы вытекают из статьи И. Ликарчука, который утверждает, что имеет место коллапс украинского образования и приводит ряд факторов и причин, с одной частью которых можно согласиться, с другой – необходимо дискутировать, но вместе с тем неслучайно как результат охарактеризованных выше процессов имеем негативные тенденции по развитию человеческого потенциала.
Как видно из приведенных данных во многих странах мира в динамике человеческого потенциала также имеет место тенденция к снижению, кроме Китая, но лидером снижения является Украина, а за ней Россия и Беларусь, то есть по сравнению с другими странами, в том числе и восточноевропейскими, мы теряем свои позиции.
Если по индексу человеческого развития в 1991 г. от Германии Украина отставала на 9%, то в 2010-м уже на 19%. Польшу в 1990 году она опережала на 1%, а в 2010-м – уже отставала на 8 процентов. От Чехии она отставала в 1990 году на 5%, а в 2010-м – уже на 16 процентов. Первое, что часто называют среди причин такого положения дел, это то, что Украина тратит недостаточно средств на человеческое развитие.
Прежде всего, на образование, которое, несмотря ни на что, вместе с наукой воспроизводят интеллектуальную элиту, которая потенциально должна взять на себя задачу основного и ответственного носителя.
Но данные свидетельствуют, что, по сравнению с другими странами, государственные расходы на образование в процентах к ВВП являются далеко не малыми по удельному весу, хотя государственные расходы на здравоохранение в структуре ВВП сравнительно меньше многих стран (меньше тратит разве что Российская Федерация).
И это в то время, когда нынешнее состояние системы здравоохранения в Украине на фоне стран Европы является едва ли не худшим. И это не случайно, потому что, как свидетельствуют данные, Украина явно опережает стран-соседей по затратам на обслуживание долга.
Эта статья расходов, к сожалению, будет иметь, скорее всего, в ближайшие годы тенденцию к росту, и только после 2013 г. можно ожидать изменений к лучшему. Это означает, что вряд ли Украина сможет увеличить удельный вес расходов на образование и здравоохранение в течение ближайших двух-трех лет, что значительно актуализирует проблему эффективности расходов, как на образование, так и на здравоохранение.
В таком контексте подготовка качественной рабочей силы на будущее имеет не только характерные проблемы в образовании, которые необходимо будет решать (о чем будет идти речь далее), но и важным будет обеспечение здорового образа жизни, что потенциально сокращает расходы на здравоохранение и, главное, обеспечивает более продуктивный труд.
Что касается здорового образа жизни, то это все то, что «… в человеческой деятельности …касается сохранения и укрепления здоровья, все, что способствует выполнению человеком своих человеческих функций через деятельность по оздоровлению условий жизни – труда, отдыха, быта».
Поскольку из-за вышеозначенной демографической ямы основная нагрузка ложится на молодое поколение, важно, прежде всего, для них обеспечить формирование здорового образа жизни, имеющего многогранное измерение, в структуре которого важнейшими являются:
— занятия физкультурой и спортом;
— отказ от употребления алкоголя, табака, наркотиков;
— полноценное питание;
— безопасное сексуальное поведение и планирование семьи;
— свободное время и активность молодежи;
— поддерживающая социальная среда в семье, учебном заведении, рабочем коллективе;
— доступность медико-социальных услуг по сохранению и укреплению здоровья, в том числе мер предосторожности по профилактике ВИЧ-инфицирования.
Исследования по этим составляющим показали довольно неутешительные результаты. В частности, если в десятилетнем возрасте только 55% девочек и 58% мальчиков регулярно занимались физической культурой, то в двадцатидвухлетнем возрасте только 10% девочек и 18% мальчиков продолжают ею заниматься.
До этого в десятилетнем возрасте 10% девушек и 23% парней уже имели опыт курения. А в двадцатидвухлетнем возрасте среди парней таких уже было 91%, а среди девушек – 63%. Благодаря такой тенденции в Украине непрерывно растет смертность, связанная с курением. Если на 100 тыс. человек таких в 1980 г. было у мужчин несколько более 600 случаев, то в 2008 г. – уже около 1000.
Опыт употребления алкоголя в десятилетнем возрасте имели 26% девушек и 40% парней. Двадцатидвухлетних молодых людей по возрасту таких уже было 99% среди парней и 96% среди девушек, то есть почти 100%.
«Знакомство молодежи с наркотическими веществами происходит в достаточно раннем возрасте (11-12 лет – у парней, 13-14 лет у девушек). С возрастом растет удельный вес молодежи, имеющей опыт употребления наркотических веществ. Примерно треть респондентов в обеих возрастных группах делали это один раз, еще треть 2-3 раза в жизни».
Относительно питания у молодых украинцев «наметилась тенденция приближения структуры рациона питания к оптимальным физиологическим потребностям и нормам, ее сбалансирование по основным параметрам, росту количества и частоты употребления продуктов и напитков, что оказывает положительное влияние на самочувствие и состояние здоровья».
Что же касается активности молодежи в свободное время, то здесь наблюдаются негативные явления, поскольку молодежь 75% свободного времени проводит у телевизора, пассивно просматривая телевизионные программы. А 72% предпочитают общение в своей возрастной среде, ограничивая возможности расширения мировосприятия через другие формы общественной жизни, что должно способствовать формированию активной позиции молодежи уже во взрослой жизни.
В сексуальной жизни наблюдается рискованное сексуальное поведение, особенно среди молодежи, у которой был рискованный половой акт в 46% случаев среди женщин и 85% среди мужчин в возрасте 15-24 лет, и около половины не использовали презервативы.
Следует отметить, что низкий уровень склонности к ведению здорового образа жизни в отношении, например, потребления алкоголя значительно отличает украинскую молодежь в возрасте 15-29 гг. от молодежи стран ЕС. Так, смертность от отравления алкоголем у мужчин в Украине выше европейских показателей в 16,3 раза в расчете на 100 тыс. населения, у женщин в таком же возрасте – в 16 раз.
А показатели количества убийств и последствий нападения с целью убийства или повреждения в Украине выше для мужчин в возрасте такого же возраста в 5,1 раза, а для женщин – в 4,3 раза. Существенные различия и в отношении смертности от умышленных самоповреждений и самоубийств.
В Украине эти показатели выше европейских значений для мужчин 15-29 гг. на 100 тыс. населения почти в 2,6 раза. А для женщин – больше как в 1,6 раза. Наконец, еще одна причина смерти от внешних причин это транспортные несчастные случаи. Украина опережает Европу, несмотря на меньшее количество транспортных единиц, в расчете на 1000 взрослого населения, по мужчинам в 2,3 раза, а по женщинам – в 1,9 раза.
Таким образом, можно уверенно утверждать, что в Украине такая составляющая здорового образа жизни молодежи, как обеспечение полноценного питания, выглядит лучше, чем все остальные составляющие. Что касается остальных составляющих, то их уровень, зависящий как от материального состояния и места жительства, так и от уровня осведомленности и сложившегося поведения в общественных и семейных обстоятельствах, по нашему мнению, является явно недостаточным.
И требует, прежде всего, повышения роли образовательной деятельности, за счет которой именно и формируются жизненные приоритеты у молодежи и ее ценности, в том числе и отношение к здоровому образу жизни.
Многие из исследователей уже неоднократно доказывали, что у украинской молодежи формирование основных приоритетов относительно ценностей жизни связано именно с образованием, поскольку благодаря образовательной деятельности можно преподнести не только уровень восприятия профессиональной подготовки, но и здорового образа жизни, что у молодежи может повысить ожидаемую продолжительность здоровой жизни и активного труда.
Сегодня в Украине ожидаемая продолжительность здоровой жизни при рождении является одной из самых низких среди европейских стран и на 2003 г. составляет 54,9 года у мужчин и 63,6 года у женщин. Причем более низкие показатели в отношении мужчин имела только Россия, а в отношении женщин РФ даже опередила Украину.
Какие же тенденции на фоне охарактеризованных проблем, которые оно должно решать или способствовать их решению, имеет украинское образование?
В Украине охват образованием населения школьного возраста является достаточно высоким и составляет 98,9% населения младшего школьного возраста, 94,4% населения среднего школьного возраста. По обоим показателям Украина опережает РФ и приближена к большинству других стран. Что касается охвата обучением после получения среднего образования, то этот уровень в Украине приближается к США и значительно превышает показатели по большинству других стран Европы.
Это свидетельствует о перегрузке высшим образованием населения старшего школьного возраста, тогда как многие из европейских стран на высшее образование тратят меньше, а, скорее всего, ориентируются на подготовку специалистов со средним, но уже специальным образованием.
Массовый охват молодежи высшим образованием обусловил явные структурные перекосы в расходах государства на высшее образование в Украине. Если Австрия на это выделяла в 2007 г. 26,9% расходов на отрасль, Германия – 24,2%, Польша – 19,2%, то Украина – 28,9%, что при почти однозначности всех расходов на образование от ВВП, как было показано в работе, свидетельствует о том, что по удельному весу недофинансированы наука, среднее профессиональное и начальное образование.
Если даже учесть, что наши отдельные заведения отнесены к высшему образованию, а фактически являются средними, то это также означает, что имеет место перекос и в классификации заведений, что не может не влиять на качество образования. А это достаточно важно, особенно, если учитывать, что по общему индексу глобального таланта (GTI) Украина имеет довольно высокие показатели с одновременной системой склонности к привлечению таланта, которая развивается все больше.
Как свидетельствуют данные, Украина входит в двадцатку лучших стран мира по общему индексу таланта, и в динамике этот показатель, как видим, имеет тенденцию к повышению. Ожидается, что за 5 лет (2007-2012 гг.) Украина с 19-го места переместится на 17-е и по индексу таланта достигнет уровня Италии и Российской Федерации.
Кроме того, указанное международное исследование свидетельствует, что и склонность в Украине к привлечению таланта тоже повышается. Если в 2007 г. Украина имела 27-й ранг, то на 2012 г. ожидается, что она поднимется на 4 единицы, достигнув 23-го ранга, хотя по индексу склонности привлечения таланта мы проигрываем нашим ближайшим соседям: России, Польше.
А тем более богатым европейским странам, среди которых Франция, Германия, Испания, Италия и ряд других, что побуждает талантливую молодежь продолжать реализовывать склонность к своему таланту в других странах-соседях, которые могут на более высоком уровне предоставить возможности для его реализации. И это является важным фактором в борьбе за высококвалифицированные кадры, которые необходимы для обеспечения новой волны технологического обновления.
Вполне понятно, что ключевую роль, как в системе подготовки высококвалифицированных кадров, так и в системе реализации таланта, прежде всего молодых людей, играет все же образование.
Нынешнее его состояние по оценке населения по сравнению с другими странами подано согласно приведенным данным опроса, с баллом 3,88 по состоянию на 2009 г. Украина относится к странам с баллом ниже среднего (5,0), если учитывать, что 10,0 это балл, который характеризует уровень образования страны как очень хороший.
Таким образом, нынешнее состояние системы образования в Украине среди приведенных 32-х стран Европы оценивается скорее как плохое или очень близкое к нему, поскольку Украина с баллом 3,88 занимает одно из последних мест. При этом замечаем, что оценка в ноль характеризуется как очень плохая.
Итак, неудовлетворительный уровень образования в Украине побуждает лучших и тех, кто имеет финансовую возможность, выезжать учиться за границу, и количество их растет. Так, если в 2007 г. таких было 36 тыс. человек, то в 2008 г. – более 38 тыс. человек.
И хотя образование за рубежом доступно сравнительно небольшой части молодежи, но со временем по мере развития систем привлечений на обучение и работу в иностранных странах, численность миграции молодежи, особенно талантливой, на обучение за границу будет расти, особенно, если и в дальнейшем будет падать качество образования в Украине. А такая тенденция, как видно, имеет место (за период с 2005 по 2009 гг. средний балл качества образования снизился в Украине на 6%).
Учитывая ожидаемые в мире перспективы технологического обновления в период 2010 – 2020 гг., то есть в течение ближайших 10 лет, и, исходя из того, что в мире ожидается обострение борьбы за кадры высшей квалификации, что своей деятельностью будут предопределять новую волну технологического подъема. Впереди, еще больше, чем в настоящее время, будет обостряться борьба за кадры, которые это будут осуществлять.
А это значит, что развитый мир отправляется на поиски, привлечение и подготовку, прежде всего, научных кадров. Именно поэтому не случайно уже сегодня в ведущих странах мира (например, Германии, Франции) в структуре выпускников высших учебных заведений наибольшую часть занимают специалисты, подготовленные для проведения исследовательской работы.
Если в названных странах удельный вес таких выпускников достигает более 16%, то в Украине это в 4 раза меньше, а сопоставимо с Россией – почти в 2,4 раза меньше. У нас, их даже меньше чем в Венгрии или Польше, которые в сфере ряда современных высоких технологий (космос, ядерная энергетика, самолетостроение) практически не ведут научные разработки и не имеют соответствующих производств, по сравнению с Украиной.
Кроме того, на сегодня Украина имеет в структуре экономики виды деятельности, которые относят к сравнительно высоким технологиям.
Она также владеет производствами, относящимися к индустриальным видам деятельности (химия, металлургия), от деятельности которых зависит современное состояние экономики, и в то же время имеет место самый высокий удельный вес дефицита знаний и навыков у имеющихся работников. И это является, по результатам опросов, одним из основных препятствий для функционирования и развития компаний.
Как видим, таких компаний сегодня 20%, и это не учитывая перспективы формирования производств новых технологических укладов. Дефицит знаний и навыков работников чаще рассматривается как серьезное препятствие для бизнеса в Украине, чем в других странах региона ЕСА.
В то же время, если обратиться к исследованию, то мы увидим, что по численности специалистов в структуре подготовки кадров в высшем образовании Украины доминирует гуманитарная сфера.
И это притом, что в Украине доминируют индустриальные производства, в которых первоочередной является потребность в научно-технических работниках. Падение престижа профессии инженера в экономике Украины привело к тому, что даже отдельные высокотехнологичные производства укомплектованы кадрами в возрасте более 60 лет.
К тому же средний возраст и научных работников, задействованных в исследованиях указанного направления, является достаточно значительным. Так, если в 1995 г. докторов наук в возрасте более 61 года было 36,9%, то в 2009 г. докторов такого возраста было уже 50,8%. Что касается кандидатов наук, то в 1995 г. в возрасте 61 и старше было 13%, а по состоянию на 2009 г. таких было уже 23,3 процента.
Вместе с тем в возрастной структуре научных кадров, имели место и определенные положительные тенденции. В частности, в 1995 г. докторов наук среди специалистов, которые имели научную степень в возрасте до 40 лет, было 2,8%, а в 2009 г. таких было уже 3,3%.
Среди кандидатов наук, соответственно, в 1995 г. было 21,8%, а в 2009 г. – 32%. При этом количество работников с научной степенью, выполнявших научно-технические разработки, в 1990 г. составляло 32,5 тыс. чел. А в 2009 г. их было только 21,5 тыс. человек, то есть на 34% меньше.
Количество специалистов, выполняющих научные и научно-технические разработки, снизилось за указанный период почти в 3,5 раза. Это означает, что те, казалось бы, прогрессивные изменения в отношении молодых научных кадров с научной степенью произошли в основном за счет гуманитарной сферы.
Понятно, что для индустриальной экономики Украины такие изменения были явно регрессивного характера, поэтому не случайно подготовка кадров по такому образовательному направлению, как «исследование» имела удельный вес в 4,4%.
Что касается необходимых изменений в гуманитарной части образования, то дальше речь должна идти в направлении, с одной стороны, ее реструктуризации, то есть сокращения удельного веса соответствующих выпускников, а с другой стороны – расширения современной подготовки всего спектра специалистов.
Ведь будущее социально-экономическое развитие будет иметь в своей основе новую парадигму, основой которой являются гуманитарные подходы, поскольку «…человечеству нужна, наряду с системой инструментальных знаний, корректирующая и направляющая система, образующая норму знаний, назначение которой – удерживать от деструктивных видов активности или предостерегать от превращения продуктивной активности в разрушительную».
Среди образовательных проблем в подготовке кадров одно из основных значений имеет профессиональная ориентация молодежи и соответствующее образование по спросу на кадры на рынках труда. Данные показывают, что в этом в Украине есть серьезные недостатки, поскольку по отдельным специальностям достаточно небольшая часть людей, получивших высшее образование, работает по полученной специальности.
Согласно данным, наибольшие потери среди специалистов по физическим, математическим и техническим наукам (более 70%), прикладным наукам и технике (около 71%), служащих, связанных с информацией (около 68%).
Обобщенные оценки работающих по полученной специальности достигают величины в 60%, то есть 40% тех, кто учился по определенной специальности, затем работает не по своей специальности, что свидетельствует о значительном неэффективном расходовании средств на образование и явно недостаточной профессиональной требовательности на тех рабочих местах, где они нашли работу.
Возможно, была бы надежда, что позже они повысят свою квалификацию или ее изменят в результате продолжения обучения на курсах повышения квалификации. Но, как свидетельствуют данные, удельный вес таких людей на всех предприятиях достигает величины в 5%, тогда как в Швеции их 46%, в Чешской Республике – 59, Франции – 46 и тому подобное. Это означает, что во многих странах работники раз в 2 – 3 года в среднем повышают свою квалификацию.
В Украине для этого требуется 20 лет, и это не случайно, поскольку технологическое обновление происходит довольно слабо.
Так, по данным Госкомстата Украины, если в 1995 г. было внедрено 2936 единиц новых прогрессивных технологических процессов, то в 2009 г. их было всего 1893, или на 35,6% меньше. Хотя по сравнению с худшим за этот период 2000 годом прирост составил 34,9%, но, как видим, уровень кризисного 1995 года пока не восстановлен. По количеству предприятий, внедряющих инновации, ситуация также не лучше. В 2009 г. таких предприятий было на 21% меньше.
В таких условиях многим работникам предприятий можно не беспокоиться о своем постоянном повышении квалификации. Собственно, как бы образовался замкнутый круг.
Одни не модернизируют предприятия, потому что в Украине сформировались другие механизмы получения прибылей, а другие – не беспокоятся о своей квалификации и не тратят на это время и средства, потому что на производствах, которые не реструктуризируются, с устаревшим производственным аппаратом можно работать и без новых знаний.
В то же время исследования показывают, что слабым местом в подготовке кадров в высших учебных заведениях Украины является не только то, что их готовят по специальности, которая не является результатом спроса на рабочую силу определенной квалификации и специальности.
И не только то, что слабой является их переподготовка и повышение квалификации, но и то, что подготовка кадров по инновационным направлениям является довольно слабой. В работе представлена структура выпускников по инновационным направлениям образования.
Как видим, только около 0,6% выпускников обучаются по инновационным направлениям, определяющим новую волну технологического обновления, а потому складывается перспектива, которая не может ориентироваться на быстрый процесс модернизации и налаживания новых технологических укладов в экономике Украины, если даже произойдут качественные мощные изменения в экономической и научно-технической политике.
Поскольку для подготовки высококвалифицированных кадров требуется не менее 5 лет, то еще несколько лет следует ждать того, чтобы был изменен характер учебного процесса. Поэтому глубоких изменений следует ждать через 8-10 лет, и это при том, если действия в этом направлении начать в течение ближайшего года.
Это означает, что изменения в образовательных процессах необходимо делать как можно быстрее, поскольку мы можем не успеть сесть в «поезд» нового технологического подъема уровня 2020 года.
В конце концов, по нашему мнению, важно оценить, насколько эффективными являются в Украине мотивационные механизмы ориентации населения на повышение своей квалификации и получение высокого уровня образования. Общим является вывод о том, что более образованные имеют более высокие доходы. Но насколько сильны стимулы к этому?
Как свидетельствует исследование, разрыв в уровнях доходов между теми, кто не имеет образования, и теми, кто имеет научную степень, является довольно несущественным по сравнению с другими странами, такими как Швейцария, Франция, Польша.
Данные свидетельствуют, что в Украине разрыв в доходных группах между начальным и базовым средним образованием и полным высшим является несколько большим, чем в 2 раза, что, на наш взгляд, является недостаточным для пробуждения сильных мотивов к повышению квалификации.
По сравнению с другими странами Европы кривые распределения среднего уровня дохода в зависимости от уровня образования значительно более выражены, и, следовательно, политика доходов в большей степени ориентирована на зависимость от уровня образования. Это, по нашему мнению, наиболее эффективный социальный лифт, положительно влияющий на производительность труда и на экономический рост.
В результате приведенного выше анализа и оценок можно прийти к ряду выводов и предложений.
- Качество образования в Украине является сравнительно низким и не удовлетворяет требованиям бизнеса и сдерживает его развитие.
- Структура подготовки кадров в части исследований и научно-технических разработок для производства не является рациональной с доминированием специалистов по гуманитарным направлениям.
- Подготовленные кадры в вузах в значительной степени – до 40% в среднем по стране, а по отдельным направлениям более 70% — не работают по специальности. Следовательно, средства на образование расходуются не эффективно.
- Система профориентации и профотбора фактически не работает, и только 5% работающих лиц ежегодно повышают свою квалификацию.
- Повышением квалификации в Украине после окончания обучения, в сравнении с другими европейскими странами, занимаются в 3-10 раз меньше людей.
- Инновационные направления подготовки кадров вузов имеют слишком низкий удельный вес — до 0,6% выпускников в год, что дает пока мало надежд на освоение 6-го и 7-го технологических укладов, которые будут определять развитие многих стран после 2020 года.
- Размер личного дохода работающих лиц не существенно зависит от уровня образования, в отличие от европейских стран. Следовательно, в значительной степени образование перестало быть мотивирующим фактором, дифференцирующим личный доход по примеру европейских стран.
- Социальные лифты мало действенны, поскольку:
Во-первых, имеет место увеличение удельного веса платного образования. Нарастание платности для многих слоев населения резко уменьшает возможности одного из главных каналов социальной мобильности;
Во-вторых, семья, мобилизуя все свои ресурсы, остается наиболее надежным институтом, обеспечивающим и путь “в гору”, но сравнительно немного тех, кто может воспользоваться ее действенной помощью в преодолении низкого статуса.
В-третьих, служба в армии, особенно вхождение в офицерский корпус, что ранее было доступно всем при наличии соответствующих воинских качеств, перестала быть надежным средством социальной мобильности;
В-четвертых, стаж трудовой деятельности (мобильность в рамках профессии) также нивелировал свое значение (отсутствие существенной разницы в доходах среди тех, кто имеет незначительный трудовой стаж, и тех, кто работает 10-15 лет);
В-пятых, в Украине для представителей малообеспеченных слоев, даже для тех, кто имеет высокий уровень образования, профессиональной подготовки и социальной активности, социальные лифты не выполняют своих функций, поскольку доминируют такие факторы, как:
— наличие влиятельных социальных связей;
— оплата за услуги в восходящей социальной мобильности.
В-шестых, в Украине отсутствуют критерии и механизмы обеспечения восходящей мобильности, а существующие — не прозрачные и коррумпированные.
Для ответа на демографические вызовы и обеспечения поднятия производительности труда и экономического роста в части сказанного выше необходимо:
— разработать не менее чем на 10 лет прогноз рынка труда по его квалификационным и структурным признакам, разработать и реализовать на этой основе прозрачную систему государственного заказа на подготовку кадров в высших учебных заведениях на конкурсных началах;
— сформировать систему профориентации и профотбора, адекватную требованиям рыночной экономики, подразумевая, что даже в высокоразвитых странах (таких, как США) за подготовку и особенно переподготовку рабочей силы ответственность в большинстве случаев несет государство;
— расширить масштабное обучение населения на протяжении жизни, заменив существующую систему последипломного образования;
— коренным образом изменить подходы в оценке качества знаний в целом, расширить масштабы подготовки кадров специальностей 6-го и 7-го технологических укладов, которые будут определять подъем экономики после 2020 года, сформировав для этого, как первый шаг, соответствующий академический университет, в котором научно-исследовательские институты, ведущие соответствующие фундаментальные исследования, будут играть ключевую роль;
— к формированию академического университета широко приобщить, прежде всего, учреждения Национальной академии наук Украины, создав в них соответствующие профильные кафедры;
— реструктуризировать систему подготовки кадров в региональном разрезе в направлении органического сочетания: ВУЗ, колледж, ПТУ, бизнес;
— учитывая, что применение высоких технологий, прежде всего, будет иметь место в традиционных отраслях специализации экономики Украины (металлургия, химия, энергетика, сельское хозяйство) необходимо расширить подготовку кадров со знанием высоких технологий именно в этих сферах, использовать для этого, как базовые, так и лаборатории научных академических учреждений;
— в высших учебных заведениях расширить практику подготовки специалистов со знаниями, которые обеспечивают реализацию механизмов трансферта технологий, что будет способствовать ликвидации разрывов между фундаментальной наукой и практикой инновационной деятельности.
Автор: В.Н. Геец, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины, академик НАН Украины
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.