Мировое экономическое сообщество достаточно быстрыми темпами использует все достижения цифровизации. Именно от ее уровня развития зависит экономическая ситуация в стране, уровень социальной защищенности населения, перспективы развития структур бизнеса, налаживание внешнеэкономических связей.
Нестабильность мировых рынков, последствия пандемии, неблагоприятные политические ситуации свидетельствуют о необходимости повышения потенциала мировой цифровой экономики, которая очень скоро станет вытеснять рыночную и станет основой национальных экономик стран, стремящихся к эффективному развитию.
Цели. Целью исследования является обобщение теоретических положений и аналитической информации для оценки уровня потенциала цифровизации среды бизнеса.
Метод (методология). Применены методы логического обобщения, анализа, сравнения и синтеза для оценки потенциала цифровизации среды бизнеса.
Результаты. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости ускоренного развития отечественной цифровой экономики, а уровень потенциала цифровизации потенциала бизнес-среды имеет средний уровень, которому присущи значительные резервы роста.
Отечественная экономика является плацдармом для формирования новых, интеллектуальных, креативных, интеллектуально-вместительных рынков, в том числе и «цифрового». Главной целью эффективного формирования потенциала цифровизации является не ожидание, что процесс произойдет сам по себе, а необходимость в активизации и стимулировании для ускорения развития, использования возможностей интеллекта и получения цифровой добавленной стоимости.
Нестабильность бизнес–среды, последние события в мире и экономике побуждают и деловую элиту к ускорению цифровой трансформации моделей ведения бизнеса. Именно цифровизация бизнес-процессов позволяет обеспечить гибкость всей деятельности предприятия, а также позволяет получить устойчивые конкурентные позиции бизнеса в будущем.
Цель и задачи статьи
Целью исследования является идентификация потенциала цифровизации отечественной экономики, оценка существующего состояния и выявление перспектив осуществления. Основной задачей, поставленной перед исследователями, является оценка уровня потенциала цифровизации отечественной бизнес-среды.
Изложение основного материала исследования
Последнее десятилетие характеризуется внедрением и широким использованием элементов цифровой экономики. Плеяда как отечественных, так и зарубежных ученых считают, что цифровизация бизнес-среды в первую очередь должна касаться образовательных и научных интересов государства и общества, особенно в период интеграции в мировую экономику.
Проблема исследования эффективности и проблемных моментов виртуализации и цифровизации бизнес-среды в Украине приобрела значительную актуальность среди отечественных ученых, несмотря на быстрые темпы информатизации общества. Наиболее весомыми являются исследования таких авторов, как Л. Кит, И. Малика, А. Филипенко, А. Джусова, С. Апалькова, К. Крауса, О. Голобородько и других.
В то же время значительное количество проблем относительно видения концепции цифрового развития, эффективных способов привлечения инноваций в развитие цифровой бизнес-среды, оценки потенциала его развития остаются недостаточно раскрытыми.
Практическим примером цифровой экономики, которая ориентирована на потребителя, является возможность государства предоставлять различные услуги. Например, это предоставление гражданам справок, получение и регистрация запросов или заявлений, ответы на запросы в электронном виде, осуществление электронных платежей из любой точки и др.
Особенно это касается деятельности интернет-магазинов, онлайн-магазинов, использования социальных сетей, интернет-банкинга. Цифровая экономика или диджитализация в современных условиях хозяйствования и в период пандемии охватила практически все сферы жизни общества – образование, управление, медицину, торговлю, различные сферы бизнеса.
Поскольку данная категория является новой и не до конца изученной, то значительное количество ученых пытаются определить сущность данной категории.
Так, Краус Н. и Голобородько А. отмечают, что цифровая эпоха меняет подход к ведению бизнеса, а также требования к используемым информационным технологиям: системам управления маркетингом, продажам и сервисам; телефонии и месенджерам; системам документооборота и управления персоналом; учетным системам и множеству других корпоративных приложений.
Причем, именно этими авторами еще и выделены основные цифровые технологии и инновационные продукты (услуги) – BioTech, NanoTech, RetailTech, FinTech, LegalTech, InsurTech, GovTech, BlockChain, Digital marketing, CRM&BPM и тому подобное.
В соответствии с определением Украинского института будущего, цифровая экономика — это тип экономики, где ключевыми факторами (средствами) производства являются цифровые данные: числовые, текстовые и т. д. Их использование как ресурса позволяет существенно повысить эффективность, производительность, ценность услуг и товаров, построить цифровое общество.
В классическом понимании цифровая экономика — это деятельность, в которой ключевыми средствами производства являются цифровые данные – как числовые, так и текстовые. Термин «цифровая экономика» ввел в 1995 г. Дон Тапскотт.
Анализ показал, что в основном цифровую экономику трактуют, как глобальную систему экономических и социальных мероприятий, осуществляемых через интернет, и мобильную сенсорную сеть, однако практически отсутствует формулировка потенциала цифровизации или цифровой экономики.
По нашему мнению, потенциал цифровизации среды бизнеса базируется на возможностях, полученных от доступа к виртуальному пространству и характеризуется увеличением продаж, повышением производительности и образованности работников, снижением отдельных статей затрат, повышением конкурентоспособности бизнеса.
В соответствии следствием цифровизации экономики является процесс информационного наполнения всех сфер жизни общества и бизнес-среды. В нашем обществе цифровизация является главным фактором роста мировой экономики, поскольку она способствует повышению производительности труда, экономии времени, росту продаж, созданию спроса на новые товары и услуги и тому подобное.
В то же время происходит переход от рыночной экономики к цифровой среде в бизнесе во всех секторах национальной экономики – производственной и непроизводственной сфере, государственном и частном секторе, финансовой сфере, сфере услуг и других.
Создание современного цифрового пространства и соответствующей инфраструктуры является выгодным для всех: и для граждан, и бизнесу, и внешним инвесторам. Согласно приоритетному сценарию цифровизации страны первоочередной задачей является устранение законодательных, институциональных, фискально-налоговых и других барьеров, мешающих развитию цифровой экономики.
Для определения уровня потенциала цифровизации бизнес-среды отдельной страны используется целый ряд показателей и критериев, но наиболее распространенными являются следующие: охват Интернетом, процент населения, обладающих цифровыми компетенциями, и что получают онлайн-услуги, доля интернет-торговли в розничной сети и тому подобное. Рассмотрим показатели цифровизации бизнес-среды Украины и стран ЕС.
Можем видеть, что Украина в контексте цифровизации отстает от стран ЕС абсолютно по всем приведенным показателям.
При оценке уровня потенциала цифровизации отечественной бизнес-среды стоит обратить внимание на основные критерии, которым она должна соответствовать. Так, Международной организацией OECD (Organisation for Economic Co-operation and Development) и, ученым Томасом Мезенбургом было определено и выделено три основных компонент цифровизации бизнес-среды.
Это поддерживающая инфраструктура (аппаратное и программное обеспечение, телекоммуникации, сети и прочие); электронный бизнес (e-business бизнес — ведение хозяйственной деятельности и любых других процессов бизнеса через компьютерные сети); электронная коммерция или e-commerce (дистрибуция товаров через Интернет).
Стоит отметить, что отечественная цифровая экономика отвечает этим компонентам, причем каждый из них отдельно используется как на государственном уровне, так и на уровне отдельных участников национальной экономики.
Цифровизация бизнес-среды предполагает взаимосвязь между участниками процессов в режиме онлайн, который проявляется через матрицу электронного пространства. Ее особенностью является взаимодействие субъектов цифровой бизнес-среды — между представителями бизнеса, потребителями и государственными органами.
Согласно указанным методам оценки уровня цифровизации экономики и основных рейтингов, наше государство в течение 2016-2020 гг. сделало значительные сдвиги в сфере цифровизации.
Рейтинговые показатели (на основе глобальных индексов развития):
- В 2020 году Украина – № 40 в рейтинге Networked Readiness Index (WEF) (64-е место в 2016 г.).
- В 2020 году Украина – №40 в рейтинге Global Innovation Index (INSEAD, WIPO) (56-е место в 2016 г.).
- В 2020 году Украина – №50 в рейтинге Global Competitiveness Index (WEF) (85-е место в 2016 г., кумулятивный индекс).
Как видим, Украина является достаточно активным участником процесса цифровизации экономики, что в будущем приведет к росту экономических и социальных показателей развития.
Кроме того, цифровизация должна обеспечивать каждому гражданину равный и неограниченный в правах доступ к услугам, информации, информационно-коммуникационным технологиям. Именно такие требования ускоряют развитие информатизации общества и отдельных сфер национальной экономики.
При осуществлении цифровизации основным элементом ключевых цифровых трансформаций являются цифровые технологии. Стоит отметить, что само существование технологий всех приведенных видов позволит эффективно осуществлять цифровизацию любой отрасли, общества и экономики страны.
Достаточно важен тот фактор, что практически весь отечественный бизнес поддерживает и реально внедряет цифровизацию экономики. Использованием IT-технологий сопровождаются практически большинство процессов в бизнесе.
Стоит отметить, что цифровизация бизнес-среды, как и любое экономическое явление или процесс, как правило, имеют определенные последствия. Обычно, эти последствия делятся на положительные и отрицательные, а в отдельных случаях на критические.
Цифровизация бизнес-среды влечет за собой определенные выгоды, которые следует рассматривать с позиции экономического и социального характера. Достаточно позитивным моментом цифровизации бизнеса являются — это изменение подходов к ведению бизнеса, управлению маркетинговой и сервисной деятельностью, совершенствование системы документооборота и управления персоналом, улучшение учетных приложений, содействие развитию интернет-торговли и тому подобное.
Что касается основных принципов использования цифровых технологий бизнесом, то IT-индустрия вышла на 2 место в украинском экспорте услуг и составляет 20% общей величины услуг. Для сравнения, в структуре экспорта в Великобританию, например, более 50% – экспорт IT-услуг.
Индустрия информационных технологий дает более 3% ВВП Украины. Согласно данным НБУ, отечественная IT-индустрия за первое полугодие 2018 года принесла украинской экономике 1,5 млрд. долл. экспортной выручки. Это на 29% больше показателей 2017 года. Уровень занятости в отрасли вырос в 2018 году на 30 тыс. человек.
По результатам 2017 года объем выручки рынка IT-услуг составляет 3,6 млрд. долл., а количество IT-специалистов составило более 120 тыс. человек со средним уровнем оплаты труда 1,8-2 тыс. долл. в месяц. Кроме того, в 2018 году в мировой рейтинг «ТОП-500 лучших IT-разработчиков» вошли 12 украинских и международных компаний, имеющих представительства в Украине. В прошлом году их было только 8.
Весьма важным следует выделить тот момент, что цифровизация бизнес-среды связана с устранением так называемых барьеров (законодательные, институциональные, фискальные, налоговые и тому подобное). Причем, если не будет сформирована система мотивации цифровизации, то есть доступности к цифровым технологиям (финансовая и технологическая) в создании условий для использования цифровых средств ведения бизнеса, то уровень отечественной цифровой экономики останется на начальном этапе.
По данным исследования некоммерческой организации Internet Corporation for Assigned Names and Numbers, Украина занимает 39 место по показателям степени развития телекоммуникационной инфраструктуры (доступ к сети, скорости каналов связи, стоимости трафика). Причем, довольно невысокое место в рейтинге, тем не менее, позволяет Украине сократить «электронные барьеры», которые во многих случаях являются искусственно созданными и наладить быстрые темпы развития цифровизации.
Несмотря на целый ряд положительных моментов, процесс цифровизации влечет за собой и негативные последствия, особенно они, касаются общества.
Негативные последствия цифровизации:
– увеличение безработицы (появление целого класса «лишних» людей, тотальное переобучение персонала, разрушение привычных механизмов «гарантий будущего» (достойной пенсии, гарантированной социальной защиты и тому подобное));
– уровень общего благосостояния населения будет тоже уменьшаться, а соответственно и платежеспособный спрос, что в свою очередь может привести к замедлению развития отдельных секторов экономики.
Однозначно, что основой цифровизации экономики является, конечно, развитие IT-технологий и сопутствующих им услуг. В приложении и приведен Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index) за 2013-2017 гг., который свидетельствует о развитии именно цифровой экономики и перспектив.
Украина по этому рейтингу в 2017 году заняла 79 место, ухудшив свои позиции по сравнению с предыдущим годом, несмотря на некоторое улучшение значений самих индексов. Учитывая представленные данные, можно сделать вывод о том, что в Украине наблюдается рост «цифрового разрыва» за счет существенного отставания развития цифровых технологий от этого показателя развитых стран.
Выводы и перспективы дальнейших исследований
Цифровизация бизнес-среды обычно повышает уровень ее конкурентоспособности, является перспективным направлением развития всех участников регионального и отраслевого бизнеса, а уровень цифровой трансформации экономики страны является ее визитной карточкой при оценке инвестиционного потенциала.
Соответственно не вызывает сомнения утверждение, что чем выше уровень потенциала цифровизации бизнес-среды тем выше уровень развития общества, национального, продуктивного управления бизнесом, социальной сферы и тому подобное.
Причем цифровизация бизнес-среды является еще и вопросом национальной безопасности государства, финансово-экономической безопасности бизнеса, конкуренции отечественного бизнеса и места на международном рынке.
Успешное развитие цифровизации необходимо для быстрого преодоления государством «цифрового разрыва» и стимулирования развития экономики в целом.
Дальнейшие исследования будут посвящены выявлению путей повышения уровня потенциала цифровизации отечественной бизнес-среды с использованием национальных стандартов и передовых практик наиболее развитых мировых лидеров.
Авторы: Людмила Шостак, кандидат экономических наук, доцент, кафедра предпринимательства и маркетинга Волынский национальный университет имени Леси Украинки, E-mail: Shostak.Lyudmyla@vnu.edu.ua, ORCID ID: 0000-0001-8786-9582
Иван Бельо, кафедра предпринимательства и маркетинга, Волынский национальный университет им. Леси Украинки, E-mail: biloivan24@gmail.com
Евгения Микитюк, кафедра предпринимательства и маркетинга, Волынский национальный университет имени Леси Украинки, E-mail: Zhenya.mykytyuk@gmail.com
Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ» (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.