22.08.2018 – Потребление продуктов питания в регионе MENA достигнет 1 трлн. долл. в 2030 г. Об этом говорится в справочнике экспортера молочной продукции, который подготовил Секретариат по поддержке экспорта украинской продовольственной и аграрной продукции (при поддержке Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и Европейского банка реконструкции и развития).
Регион Ближнего Востока и Северной Африки, который широко известный как MENA (англоязычная аббревиатура от Middle East and North Africa), на сегодня является одним из самых нестабильных регионов в мире, который проходит сложный период экономической и политической турбулентности.
Читайте также: Европейский союз, Индия и США производят половину молочной продукции в мире
Саудовская Аравия является крупнейшим производителем мяса в странах Персидского залива
Оценка мясного рынка стран Ближнего Востока и Северной Африки
Сирия, Ирак, Ливия и Йемен переживают гражданские войны, что наносит вред как непосредственно миллионам людей, так и инфраструктуре данных стран. Пятнадцать миллионов человек покинули свои дома в Иордании, Ливане, Джибути и Тунисе и пытаются найти покой в других, преимущественно Европейских, странах.
Это самый большой кризис беженцев со времен Второй мировой войны. Сейчас беспорядки в Йемене не просто остановили, а отбросили развитие этой страны на несколько лет назад. Блокады и регулярные циклы насилия в Газе привели к наивысшему в мире уровню безработицы. Страны, в которых происходят постоянные политические переходы власти, такие как Египет, Тунис, Марокко и Иордания, вынуждены решать проблемы безопасности в первую очередь.
Относительно мировых экспортеров нефти, таких как Алжир, Иран и страны Персидского залива, то правительства этих стран борются с низкими ценами на нефть наряду с хронической безработицей среди молодежи и не диверсифицированными экономиками.
Однако среди положительных трендов является достижение определенного политического консенсуса в Тунисе, а также относительная либерализация законодательства в Марокко, Иордании и Египте, которые дают больше прав женщинам и защищают свободу выражения мнений и обмена информацией. Это, помимо прочего, является подтверждением того, что граждане все чаще принимают участие в формировании политики своих стран.
Ситуация в регионе медленно, но меняется. Руководство таких стран, как Египет и Тунис, уделяет постоянное внимание внутренней стабилизации, сосредоточивает свои усилия на экономических реформах. Ожидается, что структурные реформы и улучшение бизнес-среды помогут восстановить подорванное доверие инвесторов. Другие страны, такие как Ливия и Ливан, продолжают страдать от конфликтов и беспорядков в пределах своих собственных границ или в соседних странах.
Объединенные Арабские Эмираты берут на себя ведущую роль в регионе. Проведение Expo-2020 и стремление страны к кардинальным реформам побуждают к росту количества экономических инициатив, направленных на повышение конкурентоспособности. Эти усилия приносят свои плоды: улучшается институциональная структура, инфраструктура страны, макроэкономическая стабильность, наблюдается использование современных технологий на высоком прогрессивном уровне.
Читайте также: Семь тезисов об экспорте в Объединенные Арабские Эмираты
Стабильная макроэкономическая среда, положительные аспекты роста доверия к государственным институтам власти, высокое общественное доверие политиков и правительства являются ключевыми конкурентными преимуществами ОАЭ.
По оценке Всемирного банка, прогноз экономического роста региона, который в конце 2015 г. составлял 2,9% за год, возможно, придется пересмотреть в сторону снижения, поскольку экономические перспективы стран Ближнего Востока и Северной Африки остаются не самыми оптимистичными.
Начиная с 2013 г., региону MENA не удалось избежать спирали «медленного роста» по целому ряду причин, среди которых в том числе войны и военные конфликты. Эти факторы, как ожидается, ослабят краткосрочные экономические перспективы в регионе, если не будет достигнут определенный прогресс в мирных переговорах.
Если перемирие в Сирии и мирные переговоры в Йемене и Ливии материализуются, что в свою очередь может уменьшить распространение нестабильности и конфликтов в других странах региона, тогда прогноз экономического роста может улучшиться в течение прогнозируемого периода (2017-2018 гг.). Рост реального ВВП в регионе MENA прогнозируется примерно на уровне 4% в 2017 и 2018 гг. Уровень безработицы момент на сегодня составляет 12%.
При этом дефицит государственного бюджета и государственный долг в странах остаются достаточно высокими. В частности, государственный долг Ливана уже составляет 138% ВВП и, как ожидается, увеличится еще на 7% ВВП в 2016 г.
Ситуация в странах-экспортерах нефти, в том числе шести странах Совета по сотрудничеству государств Персидского залива (GCC – Gulf Cooperation Council), будет зависеть от уровня цен на нефть и их стабильности. Темпы роста экономик в странах GCC, как ожидается, снизятся до 2,2% в 2016 г с 3,1% в 2015 году. Среди других стран-экспортеров нефти выиграет в частности Иран, прежде всего от отмены санкций в 2016 г. Стране удастся увеличить экспорт нефти до уровня перед введением санкций, и это, в свою очередь, приведет к росту ВВП, в среднем на 4% в 2016 и 2017 гг.
Неблагоприятные природные условия и нестабильная политическая ситуация во многих странах Северной Африки и Ближнего Востока ограничивают сельскохозяйственное производство. Почти 60% урожая от уборочной площади занимает пшеница. В таких странах, как Иран и Марокко, местная власть стремится повысить уровень собственного самообеспечения, используя различные схемы, направленные на стимулирование производства пшеницы. Положительные тенденции ожидаются в увеличении производства риса, корнеплодов и клубнеплодов, но они остаются нишевыми продуктами.
Мясные и рыбные сектора, скорее всего, не будут сохранять темпы роста предыдущего десятилетия, и их динамика составит всего около 1% в год, преимущественно за счет увеличения производства домашней птицы и овец. Молочный сектор будет оставаться стабильным.
МОЛОЧНЫЙ РЫНОК
Молоко, йогурты, сливки, сыр, масло и мороженое традиционно являются составной продовольственного рациона населения в странах MENA. Поскольку глобальные продовольственные тенденции демонстрируют рост спроса на более качественные и здоровые продукты, следить за своим рационом и его сбалансированностью начали и здесь.
Потребители чрезвычайно осведомлены, технически подкованы и имеют высокие ожидания от продуктов питания. В то же время растет спрос на инновационные продукты. Ожидается, что к 2030 г. потребление продуктов питания в регионе в денежном эквиваленте достигнет $1 трлн.
MENA является вторым по величине регионом молочного импорта в мире и в значительной степени зависит от импорта молочной продукции в качестве сырья для производства. Локальнее производство фокусируется на цельномолочной продукции.
Компания Almarai, базирующаяся в Саудовской Аравии, является крупнейшей вертикально интегрированной некооперативной молочной компанией на Ближнем Востоке, и именно ей зачастую приписывают развитие молочной отрасли региона в целом. Компания была основана в 1977 г. одним из тогдашних принцев Саудовской Аравии, который увидел возможность превратить традиционное молочное животноводство в высокотехнологичную отрасль промышленности Саудовской Аравии, чтобы удовлетворить быстро растущие потребности внутреннего рынка.
Almarai начала с производства свежего молока и лобану (домашний йогурт), однако на сегодняшний день ее портфель включает в себя детское питание, хлебобулочные изделия, мясо птицы, соки. Кроме того, компания сформировала совместные предприятия с PepsiCo и Mead Johnson Nutrition.
Недавно среди других международных инвестиций Almarai приобрела 1790 акров сельскохозяйственных земель в Калифорнии, чтобы обеспечить запас качественных кормов для своих молочных ферм.
Другие молочные компании в регионе MENA также создали совместные предприятия или достигли договоренностей по переупаковке продукции с иностранными компаниями, они получили возможность установить свое присутствие на рынке и расширить его. На сегодня имеется более десятка только американских компаний, вовлеченных в активную деятельность в регионе.
Таким образом, конкуренция в регионе достаточно высока. Кроме того, компании-экспортеры часто сталкиваются здесь с рядом других проблем, таких как колебания валютных курсов, затрудненность доступа к кредитным ресурсам, необычные традиции ведения бизнеса. Спрос на молочные продукты в регионе обусловлен многими факторами, в том числе повышением уровня доходов граждан, улучшением доступа к образованию, повышенным вниманием к здоровью и самочувствию, а также продолжающимся ростом направлении foodservice.
Кроме того, крупные розничные сети проводят политику активной географической экспансии и диверсификации продуктовых портфелей. Лучшие возможности в этой области имеет Саудовская Аравия, Египет и ОАЭ.
Однако в последнее время мы также можем наблюдать аналогичный рост и в меньших странах, в том числе Марокко, она имеет соглашение о свободной торговле с Соединенными Штатами и ЕС.
Саудовская Аравия является крупнейшим игроком в регионе MENA на рынке молочной продукции и одним из крупнейших импортеров. Сухое молоко, сыр, сливочное масло и обезжиренное сухое молоко является одним из значимых молочных продуктов, импортируемых страной, в то время как местные молочные компании в основном производят свежие и охлажденные продукты, такие как молоко и йогурты.
В то же время Египет представляет собой один из наиболее динамичных рынков молочной продукции, где сыр является ключевым продуктом молочного сектора после жидкого молока.
Марокко также имеет положительную динамику роста пищевой и перерабатывающей промышленности, но это сложный рынок для украинских компаний из-за его особой культуры и специфики ведения бизнеса.
Молочный сектор ОАЭ отличается высоким уровнем инвестиций в отрасль и развитием рынка диверсифицированных молочных продуктов. Спрос на молочные продукты и рост сектора foodservice происходят из-за быстрых темпов развития туризма в регионе.
Кроме обработанных и специально приготовленных сыров, на этом рынке существует спрос на высококачественную молочную сыворотку и пермиат, они активно используются в хлебобулочной и кондитерской отраслях.
СОСТОЯНИЕ РИТЕЙЛА В РЕГИОНЕ
В прошлом году Ближний Восток столкнулся с существенными экономическими и политическими потрясениями, что не могло не сказаться на ритейле. Несмотря на рекордное падение цен на нефть, рост розничных продаж, как и ожидалось, продолжается. Следует отметить чрезвычайно высокую интенсификацию.
Тенденция региональной экспансии со стороны местных чемпионов продолжается: Majid Al Futtaim (MAF), Landmark Group и Panda строят розничные сети по всему региону и активно наращивают свое присутствие.
Кроме того, на Ближнем Востоке продолжают процветать и международные бренды, такие как macy’s (в ОАЭ) и Harvey Nichols (в Катаре), что не мешает расширению уже существующих предприятий розничной торговли.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Развитие молочной промышленности играет важную роль в экономике стран Ближнего Востока и Северной Африки. Они имеют очень мало плодородной земли сельскохозяйственного назначения, которая быстро исчезает из-за эрозии почвы и активного расширения городов.
По темпам роста молочная промышленность рассматривается как одна из самых прогрессивных отраслей пищевой промышленности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Спрос на продукты питания в регионе MENA, как ожидается, будет довольно быстро расти, но производство не будет за ним успевать.
Целью данной работы был анализ особенностей молочной промышленности региона, определение приоритетных продуктов в потреблении местным населением и потенциальных рыночных ниш для украинских компаний. Однако, несмотря на всю показательную привлекательность, данный регион, как и рынки в нем, является достаточно специфическим и не простым для понимания украинским бизнесом.
Только в течение последних 5 лет сразу несколько украинских молочных компаний делали попытки открыть собственные представительства на территории Египта. Практически все из них завершились сворачиванием инвестиций и возвращением домой, хотя были и такие, что дали положительный результат.
Недавно международная группа специалистов проводила оценку корреляции прироста населения с количеством потребляемого молока. Ожидаемые результаты указывают на то, что признаки оцениваемых параметров соответствуют экономической теории, соответственно это показывает, что:
увеличение населения на 1% на Ближнем Востоке и в Северной Африке статистически приведет к росту потребления молока на 1,3%;
увеличение на 1% дохода на душу населения, и достижение лучших производственных результатов приведет к увеличению потребления на 2,86% и 0,611% соответственно;
увеличение цен импорта на 1% приведет к снижению количества потребления молока на Ближнем Востоке и в Северной Африке на 0,649%.
Данные расчетные величины является чрезвычайно статистически красноречивыми и очевидно, что страны Ближнего Востока и Северной Африки должны тесно сотрудничать между собой. Это взаимное сотрудничество приведет к улучшению их внутреннего производства молочных продуктов. Уже сегодня руководство стран региона, особенно кооперации стран GCC, разрабатывает исполнительные программы по стимулированию молочного сельского хозяйства для достижения полного самообеспечения в производстве.
Такая политика может помочь снизить риски, связанные с отсутствием продовольственной безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Однако это долгосрочные проекты, в то время как необходимость в продуктах питания существует уже сейчас.
Общие рекомендации:
- Организация ряда торговых миссий в страны региона с приоритетом на ОАЭ и Ирак при содействии Министерства АПК, Торгово-промышленной палаты Украины и Совета по вопросам экспорта продовольствия. Цель: поиск потенциальных партнеров, проведение предварительных переговоров и определение дальнейших направлений работы;
- Коммерческие предложения и презентационные материалы рекомендуется делать двуязычными: на английском и арабском языках. Не смотря на то, что большая часть делового населения данных стран англоязычная, вам, помимо прочего, желательно иметь с собой человека; который свободно владеет или хотя бы понимает арабский язык. Так вы снизите риски при проведении переговоров с потенциальными партнерами;
- При участии Минагрополитики и ТПП Украины организовать визит потенциальных импортеров в Украину. Цель: демонстрация производственных мощностей молочных перерабатывающих предприятий и фермерских хозяйств;
- Сделать полный аудит общественных организаций и ассоциаций, имеющих отношение к развитию связей с регионом MENA учитывая привлечение их к работе по выходу на рынки Ближнего Востока и Северной Африки.
На основе представленной информации и с учетом факторов макросреды региона Ближнего Востока и Северной Африки в целом и микросреды каждой из детализированных в данном отчете стран в частности. Мы считаем целесообразным, определить два ключевых направления для начала работы на рынке.
При выборе товаров для ритейла мы рекомендуем учитывать следующие ключевые критерии:
- Хранение продукта: товар должен иметь длительный срок годности (от 12 месяцев) и храниться без холодильного оборудования. Условия хранения – один из критически важных пунктов, соблюдение которого убережет вас от поражения в условиях работы на рынке.
- Низкие цены (даже при условии удешевления продукции за счет замены молочных жиров растительными) для стран вроде Египта и Ирака. При выборе товара значительная часть покупателей ориентируется исключительно на цену и низкий ценовой сегмент. Однако, в отличие от Африканского континента, регион MENA уже имеет мощный сформированный средний класс, особенно в странах GCC, и значительное количество состоятельного населения. ОАЭ – столица экспатов мира, что соответственно влияет на их выбор продуктов питания и товаров ежедневного потребления.
Именно эти категории населения наиболее чувствительны к появлению новых продуктов, которые будут базироваться на принципах пользы и здоровья для организма человека.
- Необходимо максимально эффективно рассчитывать размеры групповой упаковки для удешевления контейнерных перевозок. Поскольку стоимость логистики достаточно высокая, что, конечно же, существенно влияет на цену недорогих товаров (в частности, UHT-йогуртов), необходимо максимально наполнять контейнер (например, UHT-молоко из Польши продают по 21,6 тонн в 20-ти футовом контейнере).
При продажах B2B продуктов важно понимать, что основные конкуренты – это Новая Зеландия и ЕС. Поэтому этот бизнес для украинских производителей будет сезонным из-за нехватки сырья и высоких цен на нее зимой.
Однако рынок для продаж сухой сыворотки, сухого молока и масла достаточно развит, в первую очередь в Египте, который использует его для дальнейшей переработки в конечные продукты на местных заводах.
Как выиграть на рынках региона MENA:
- Фокус на ключевых, наиболее привлекательных рынках;
- Разработка нового бренда под регион с отличными от аналогов потребительскими характеристиками продукта;
- Тщательно продуманная маркетинговая коммуникация и трейд маркетинговая политика;
- Построение партнерских долговременных отношений с импортерами и дистрибьюторами с целью оптимизации затрат;
- Использование местных линий фасовки: целесообразнее отправлять из Украины блочные продукты (сыр, масло, и т. п.) и фасовать их на базе местной компании. Для этого также можно создать местный арабский бренд, который был бы близким потребителям.
Китай
ОБЩИЙ ОБЗОР РЕГИОНА
В 2014-2015 гг. рост ВВП Китая продолжил замедляться и впервые за много лет оказался на отметке менее 7%. Руководство страны поставило цель — удерживать средний экономический рост не ниже, чем 6,6% в течение 2016-2020 гг., удвоить ВВП и средние доходы на душу населения за этот период.
В реальном выражении ВВП Китая в течение 2011-2015 гг. увеличился на 66%, обеспечивая определенную фору для достижения установленной цели в 2020 г.
Темпам роста потребления способствует рост количества городского населения. Так, доля частного потребления в общем ВВП выросла с 34,4% в 2010 г. до 36,4% в 2015 году.
В 2014 г. в среднем в Китае располагаемый доход на душу населения городских домохозяйств составлял 28,8 тыс. юаней ($4578), что на 8,9% больше в сравнении с 2013 г. В 2014 г. Национальное бюро статистики Китая обнародовало данные, соответственно которым доход жителей городов в три раза превышал этот показатель в сельской местности. ТОП-5 областей включают: муниципалитеты Шанхай, Тяньзинь, Пекин и провинции Чжэцзян и Гуандун.
Средние затраты на приобретение для потребления продуктов питания, табачных изделий и напитков составили в 2014 г. 6 тыс. юаней (эквивалент до $952). При этом, основные продукты питания из расчета на душу населения по всей стране включают в себя: необработанное зерно (141 кг), масло и жир (12,3 кг), грибы и овощи (96,9 кг), изделия из мяса (25,6 кг), растительные и животные продукты с моря и рек (10,8 кг), яйца (8,6 кг), молоко и молочные продукты (12,6 кг), а также сушеные или свежие дыни и фрукты (42,2 кг), сахар (1,3 кг).
Пятерка лидеров среди городских рынков продуктов питания, табачных изделий и спиртных напитков включают в себя: Шанхай ($1498), Тяньзинь ($1281), Пекин ($1271), Гуандун ($1246), Чжэцзян ($1,160) за ними следуют Фуцзянь, Цзяну, Хайнань, Чунцин и Сычуань.
Если рассматривать несколько факторов, таких как население, ВВП, располагаемый доход и расходы на потребительские продукты на душу населения, то города Шанхай, Пекин, Шэньчжэнь и Гуанчжоу – это ключевые рынки розничного потребления в Китае.
Население Китая составляет 1,36 млрд. человек. Доля городского населения составляет около 55% и продолжает увеличиваться. Ежегодный рост в 2011-2015 гг. равнялся 2,8%.
Процессы сельской миграции активно развиваются в направлении восточных и южных городов страны.
Демографическая ситуация в Китае характеризуется такими факторами, как гендерный дисбаланс, старение населения за счет увеличения продолжительности жизни и снижением уровня рождаемости. Как результат, количество иждивенцев, согласно прогнозам, на одного работающего в КНР увеличится. Населения старших возрастных групп, как правило, больше потребляет и меньше производит. До конца 2014 г. Китай имел более чем 10% населения в возрасте старше 65 лет.
Такая ситуация может негативно сказаться на количестве трудоспособного населения. Конец политики «одного ребенка» рассматривается как полезный инструмент для решения проблемы старения, однако, вряд ли существенно повлияет на уровень рождаемости или макроэкономические показатели в краткосрочной перспективе.
МОЛОЧНЫЙ РЫНОК
Китай является четвертой страной в мире по объемам производства и потребления молока. По оценке государственной статистики, в 2015 г. было произведено 37,5 млн. тонн коровьего молока.
В течение 2016 г. производство, отражая растущее количество молочных коров, незначительно увеличится и достигнет, по прогнозам, в 38 млн. тонн. Других видов молока в Китае производится около 5 млн. тонн в год.
Крупнейшие производители молока в Китае – это северные регионы Внутренняя Монголия и Хэйлунцзян, Хэбэй возле Пекина, и Юньнань на юге. Эта картина не совпадает с распределением населения, поэтому внутреннее производство молочных продуктов имеет крупную логистическую составляющую в себестоимости.
Потребление молока в Китае является довольно низким по сравнению с международными стандартами, а именно 33 кг на душу населения, то есть меньше одной трети от среднего мирового показателя. Потребление молока имеет большой потенциал к росту, но проблемы с безопасностью производства молока порождают и большие требования к продукту, и спрос со стороны потребителя.
Интересно, что некоторые молочные фермы успешно продают свежее молоко в упаковке непосредственно потребителям в своих торговых точках. Есть даже примеры продаж в формате молочные баров, которые пользуются популярностью у местного населения.
В 2015 и 2016 г.г. рынок работал в условиях самых низких цен за последние несколько лет. Такая ситуация заставила многих мелких фермеров закрыть свои производства, а китайское правительство ускорить проведение структурных изменений в молочной отрасли. Эти изменения, в частности, предусматривают строительство крупных молочных ферм, повышение эффективности и снижение затрат производства. В правительстве считают, что большие по масштабам предприятия и будут обеспечивать большую безопасность молочных продуктов.
СОСТОЯНИЕ РИТЕЙЛА В РЕГИОНЕ
Общая ситуация
Китай является вторым по величине в мире розничным рынком после Соединенных Штатов Америки. Несмотря на замедление темпов роста экономики и объемов розничной торговли, страна имеет прекрасные перспективы дальнейшего развития ритейла.
Основными факторами этого является непрерывная урбанизация и рост численности среднего класса и среднедушевых располагаемых доходов.
Кроме того, инновационные бизнес-модели на базе интернета и мобильных устройств создали новые рынки и торговые инструменты.
В Китае есть поговорка «民以食为天 (Мин йи ши вэй т’янь инь пиньинь)», что означает «Пища является наиболее важным в этой жизни». В среднем, в 2014 г., счета за потребление продуктов питания достигали 31% от ежегодных расходов городских семей в Китае.
В денежном эквиваленте общий объем розничной торговли продуктами питания в Китае в 2014 г. достиг $413,8 млрд. США. Из этой суммы $233,1 млрд. США приходятся на продажи в розничных магазинах и $160,5 млрд. США – на сеть супермаркетов.
Розничная продажа в специализированных магазинах пищевых продуктов, напитков и табачных изделий составила лишь $4,88 млрд. США, но она выросла на 10% по сравнению с предыдущим годом. Ритейл крупных городов достаточно насыщенный и высококонкурентный. Высокая арендная плата и дефицит рабочей силы в городах первого эшелона заставили многих ритейлеров корректировать свои стратегические планы развития путем закрытия слабых магазинов в центральных районах крупных городов и открывать свой бизнес, проникая в города третьего и четвертого эшелона.
Важной чертой розничной торговли продуктами питания в Китае становится онлайн торговля. При поддержке центрального правительства многие предприятия традиционной розничной торговли начали добавлять сервисы на основе сети «Интернет плюс». С другой стороны, основные платформы электронной коммерции начинают активно взаимодействовать с традиционными формами розничной торговли в автономном режиме. По состоянию на июль 2015 г., в Китае насчитывалось более 4 млн. веб-сайтов и 668 млн. интернет — пользователей.
Кроме того, есть 650 млн. владельцев мобильных телефонов и 250 млн. пользователей мобильных сетей 4G.
Китай наметил для себя пятилетние цели на 2016-2020 гг., которые предусматривают увеличение онлайн — продаж на 20%.
Пограничные таможенные лицензионные склады и глобальные прямые источники поставок является новым явлением, которому как оптовые, так розничные продавцы уделяют особое внимание. Концепция заключается в создании интегрированной цепи поставок, поиске поставщиков импортных товаров напрямую из-за границы.
Успешные ведущие продавцы активно продолжают создавать и развивать свои собственные интегрированные системы снабжения. Программы прямых закупок с ферм и развития глобальных источников снабжения значительно поспособствовали предприятиям розничной торговли в сокращении операционных расходов, внесли препоны в традиционном сотрудничестве с депрессивными регионами страны и осуществлении закупок непосредственно в перспективных развивающихся регионах.
Развитие цепи холодного снабжения в значительной степени улучшилось в городах первого эшелона. Однако если речь идет о городах второго и третьего эшелона, то эта цепь на многих своих звеньях еще расторгнута. Наряду с традиционными крупными супермаркетами, операторы таких объектов розничной торговли, как China Resource Vanguard и Carrefour начали открывать магазины у дома и микрорайонные магазины.
Процессы слияния и поглощения приобрели рекордно высокий уровень в 2014-2015 гг. и сделали сильных игроков еще сильнее, как в цепочке поставок, так и в сфере каналов сбыта.
Высокую популярность среди потребителей получили франчайзинговые магазины. В то время как сегмент магазинов у дома, что занимают небольшие торговые площади и имеют низкие операционные расходы, растет, франчайзинг является практичной стратегией расширения, направленной на увеличение количества новых торговых точек и быстрого проникновения в новые районы.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Советы по выходу на рынок:
Провести исследование рынка.
Поиск китайского партнера.
Необходимо четко сформулировать цели вашей компании и организовать тщательное изучение целевого рынка. Стратегию выхода на рынок следует согласовать с местным партнером, который понимает особенности местного рынка и экономические условия его функционирования.
Посетить страну
Во время поездки в страны рекомендуется изучить и оценить партнерские отношения, установить новые контакты, закрепить и развить существующие связи, наладить отношения с профессионалами в вашей отрасли, а также выявить новые возможности и потенциальные препятствия. Хорошо совместить это с участием в таких профессиональных выставках, как: Food&Hospitality China (FHC) (Шанхай, ноябрь), SIAL-China (Шанхай, май), China Food&Drinks Fair (Чэнду, март). Ознакомьтесь с отдельными советами, как эффективно работать на выставке.
Найти местного партнера и/или дистрибьютора – важнейшая составляющая дела. Хороший дистрибьютор имеет решающее значение для успеха. На китайском рынке контакты часто важнее продукта и цены.
Пытаться понять основные китайские правила, регулирующие импорт товаров или инвестиций в вашей отрасли. Китайские правила часто сформулированы нечетко и непоследовательно, по-разному толкуются в разных портах и складах.
Таким образом, они не предусматривают единого подхода и требований ко всей группе импорта и всех мест ввоза груза. Ваш деловой партнер или дистрибьютор имеет лучший ресурс, чтобы помочь вам ориентироваться в особенностях экспорта вашего продукта.
Найдите свою нишу на рынке и сосредоточьтесь на ней. Китай огромный. Определите приоритетность рыночных возможностей, как географически, так и по сегментам рынка.
Определите перспективный для экспорта продукт и соответствующим образом адаптируйте свою продукцию. Китайские потребители часто имеют свои собственные предпочтения, в том числе вкусовые, а также в отношении упаковки и маркировки. Желательно адаптировать свою продукцию к их требованиям.
Будьте готовы инвестировать в продвижение вашего товара на рынок.
Импортный продовольственный рынок имеет жесткую конкуренцию. Акционные кампании имеют решающее значение для нового продукта и, как правило, требуют денег.
Не перекладывайте весь груз продвижения продукта на плечи ваших дистрибьюторов. Продемонстрируйте ему свою поддержку на этом пути. Беспроигрышная ситуация может вдохновить их продолжать экспансию на рынке.
Ищите и находите совместные маркетинговые возможности.
Защищайте свой бренд, свою торговую марку товара. Для производителей, стремящихся распространить свою продукцию в Китае, особенно потребительские товары розничной торговли, следует регистрировать торговую марку в Управлении защиты товарных знаков КНР (China Trade Mark Office (CTMO)) как можно раньше. Это предотвращает нарушения и создает долгосрочную репутацию бренда.
Многие задаются вопросами, есть ли потенциал для роста потребления сыра в Китае. Последние исследования и тенденции свидетельствуют о том, что данный продукт будет иметь значительный потенциал на китайском рынке в будущем. Ключевые выводы по сыру такие:
Вкусы китайского потребителя относительно сыра будут постепенно развиваться. Традиционно китайская еда подается с несколькими блюдами, и, в отличие от нас, китайцы не едят холодную пищу.
Что касается плавленых сыров, производителям следует внедрять инновации и запускать новые продукты для удовлетворения растущего спроса на «здоровое питание».
Сыры с добавками и дополнительными питательными свойствами обретут популярность среди родителей, которые стремятся обеспечить здоровое питание для своих детей.
Да, некоторые производители утверждают, что дефицит лактозы может задержать развитие ребенка.
Для категории так называемых натуральных сыров (Камамбер, Бри, сыры с плесенью, Рокфор и др.) может быть рассмотрен сфокусированный нишевый маркетинг. Например, использование ассоциации красного вина и высококлассного сыра.
Как и в случае с появлением шоколада на продуктовом рынке Китая 10 лет назад, просто нужно время для большинства населения Китая, чтобы понять сыр и понравиться ему. Постепенное привыкание к вкусу хорошего сыра – ключ к успеху.
Хорошим признаком того, что сыры завоевывают китайский рынок, является тот факт, что китайские производители начинают делать свой собственный сыр. Примерами могут служить: Shanghai Ambrosia Dairy (производит 23 марки сыра, в т.ч. Камамбер) и Le Fromager de Pekin (варит 16 сортов французского сыра).
Основные выводы и рекомендации относительно данного рыночного сегмента:
Рынок сыра в Китае является не простым и требует значительных затрат времени и ресурсов. Но и дает несравнимые возможности!
Китайский потребитель еще не до конца понимает сыр, как продукт питания. Это определенный вызов для европейских компаний.
Встает задача изменить вкусы потребителя, или же формировать новые вкусы на китайском рынке. Основным условием успеха является адаптация к вкусам локального производителя.
Привлекательные маркетинговые мероприятия с задействованием новейших цифровых технологий могут стать важным фактором продвижения сыра на рынок Китая.
Существенной составляющей успеха является информирование потребителя, которое можно проводить параллельно мероприятий, имеющих место на винном рынке.
Китай станет действительно большим рынком, если маркетологи смогут продать один кусочек сыра каждому из 1,3 млрд. китайцев.
Другие страны Азии
ОБЩИЙ ОБЗОР РЕГИОНА
Страны Южной и Восточной Азии наиболее неоднородные в социально-экономическом аспекте. Япония, Южная Корея, Сингапур и Тайвань принадлежат к капиталистическим странам с развитой многоукладной экономикой; Китай идет особым путем экономического развития, сочетая принципы планового и рыночного хозяйствования. Монголия ступила на путь экономических и политических реформ после 70-летнего господства тоталитарного режима.
Северная Корея является уникальной страной, где еще и до сих пор пытаются строить коммунизм на основе командно-административной системы в экономике и тоталитарного режима в политике.
Азия на сегодня занимает чуть более одной четверти мировых потребительских расходов и на этот регион приходится 56% населения мира, что подчеркивает разрыв в доходах между азиатскими потребителями и их коллегами в других регионах. Но ситуация меняется. Несмотря на снижение темпов роста экономики, в большинстве стран мира, динамика развития в странах Южной и Восточной Азии в целом остается устойчивой.
В 2015 г. было незначительное ожидаемое замедление, что отражает главным образом дальнейшее снижение темпов роста экономики в Китае. Относительно стабильная ситуация в регионе обусловлена осмотрительной макроэкономической политикой, усилиями по укреплению бюджетных позиций в экспорте сырьевых товаров.
Страны Южной и Восточной Азии занимают лидирующие позиции в рейтинге глобальной конкурентоспособности, который ежегодно готовит Всемирный экономический форум (World Economic Forum).
Этот рейтинг строится на базе оценок по 12 показателям экономического, институционального, инфраструктурного развития и другим.
Согласно данным обновленного отчета Всемирного Банка, основные тенденции в регионе следующие:
темпы роста экономик в странах Восточной Азии и Тихого океана остаются устойчивыми, ожидаемое снижение их развития будет незначительным: с 6,5% в 2015 году до 6,3% в 2016 г и 6,2% в 2017-18 гг.;
прогноз отражает постепенный переход Китая к более медленному, но более устойчивому росту, который, как ожидается, будет на уровне 6,7% в 2016 г и 6,5% в 2017 г., по сравнению с 6,9% в 2015 г.;
на регион Восточной Азии приходится почти две пятых роста мировой экономики в 2015 г., что более чем в два раза превышает суммарный вклад всех других регионов, стран;
не включая Китай, экономика стран региона, выросла на 4,7% в 2015 году, ожидаемый рост в 2016 г составит 4,8%, в 2017-18 гг. – 4,9%;
Филиппины и Вьетнам имеют наибольшие перспективы роста, по прогнозам — более чем на 6% в 2016 г. В Индонезии рост прогнозируется на уровне 5,1% в 2016 г и 5,3% в 2017 г., зависит от успеха недавних реформ и реализации амбициозной инвестиционной общественной программы;
несколько малых стран, в том числе Лаос, Монголия и Папуа Новая Гвинея, продолжат зависеть от низких цен на сырьевые товары и ослабления внешнего спроса. В тихоокеанских островных странах рост, вероятно, останется умеренным;
ожидается, что выгоды от цифровой революции будут максимальными в случае разработки нормативно-правовых режимов, которые будут способствовать конкуренции, а также помогать работникам, адаптировать свои навыки к требованиям новой экономики;
уровень бедности в развивающихся странах значительно снизился в течение последних лет. Прогнозируется ускорение его дальнейшего снижения в целом, хотя в ряде стран ситуация будет оставаться сложной.
МОЛОЧНЫЙ РЫНОК
Рост производства и потребления молочных продуктов в Азии превышает показатели всех других регионов мира. И на сегодня объем производства в Азии выше мирового лидера – Европейского Союза. На данный момент крупнейшим производителем в регионе является Индия (19% от общего объема). Согласно данным OECD-FAO Agricultural Outlook 2016-2025, глобальный рост рынка молока прогнозируется на уровне 20% с 2015 г. к 2025 г. Около 75% этого роста будет приходиться на развивающиеся рынки, в частности, на рынок Азии.
Производство молочных продуктов в Южной Азии преимущественно осуществляется небольшими фермами, на которых содержатся местные, или же гибридные породы КРС, в том числе, буйволы. Надои незначительные и в большей степени зависят от кормления – наличия растительного корма.
В Юго-Восточной и Восточной Азии производственные масштабы больше: шире используются специальные корма для молочного скота, определенное внимание уделяется совершенствованию пород. Однако во всех частях региона есть исключения в виде крупных ферм.
Согласно данным Международной сети сравнительного анализа деятельности фермерских хозяйств (International Farm Comparison Network — IFCN), уровень надоев молока в регионе достаточно низкий.
В большинстве стран он ниже 2 тонн на корову в год. Высшими средними надоями могут похвастаться Китай (5 тонн), Таиланд (4 тонны) и Вьетнам (2,3 тонны).
Данные IFCN показывают, что количество коров на одну ферму, в основном, составляет менее 10 голов, а в некоторых основных странах-производителях Южной Азии – меньше 5 голов.
Себестоимость производства молока в Южной и Юго-Восточной Азии, по оценкам IFCN, была, в целом довольно низкой – в диапазоне $20-40 США за 100 кг. Подобный уровень наблюдался и в Океании. В Китае себестоимость достигала $60 США за 100 кг. Среднемировой уровень – $46 США за 100 кг.
Азия демонстрирует большое разнообразие видов организации молочного рынка и производственно-сбытовых цепей, начиная от отдаленных сельских рынков к современным сетям супермаркетов. По некоторым оценкам, почти 60% (а в некоторых странах более 80%) потребителей покупают молочные продукты на неформальных и традиционных рынках.
При этом они лишь изредка потребляют обработанные, или же частично обработанные молочные продукты, да и те, как правило, домашнего производства. Судьба традиционных рынков в Восточной и Юго-Восточной Азии значительно меньше, чем в Южной Азии. Это все происходит на фоне очень быстрого роста спроса на молоко и молочные продукты в регионе.
В частности, в Восточной и Юго-Восточной Азии с ростом доходов меняются и потребительские предпочтения. Импорт молочных продуктов в некоторых частях этого региона весьма значителен и продолжает расти.
Наибольший рост спроса на молочные продукты ожидается в Восточной Азии. По некоторым прогнозам, почти удвоится к 2050 г. В Южной Азии он вырастет на 75%, в Юго-Восточной Азии – на 50%.
В целом же Азия была и продолжает оставаться крупным нетто-импортером молочных продуктов, покупая более 20 млн. тонн продукции в год. Основную часть завозят страны Восточной и Юго-Восточной Азии. Главные поставщики – страны ЕС, Австралия и Новая Зеландия.
Следует заметить, что в большинстве стран-импортеров потребители привыкли к питьевому молоку, восстановленному из сухих молочных продуктов. Например, на Филиппинах доля восстановленного молока в общем объеме потребления питьевого молока достигает 90%, в Индонезии – 60%, в Сингапуре и Малайзии – 40-50%.
СОСТОЯНИЕ РИТЕЙЛА В РЕГИОНЕ
Согласно исследованиям Euromonitor, рынок ритейла Азии вырос на 4,7% в 2014 г. в сравнении с ростом на 4,3% в 2013 г. Китай доминирует среди других стран по темпам развития организованной розничной торговли, но среди других исследуемых стран «горячими точками» можно назвать Сингапур, Гонконг и Вьетнам.
Несмотря на то, что на фоне стремительного роста ритейла Азия становится все более привлекательной для многих брендов, это очень разнообразный и фрагментированный рынок, где торговая марка вряд ли сможет воспользоваться одной формулой успеха в двух разных странах. Так, в Японии зрелый рынок с темпами годового прироста менее 1%, что имеет большой контраст с 11% в Китае (2014 г.).
Рынок ритейла в Азии фокусируется в отдельных городах, и мало когда речь идет об общенациональной дистрибуции. Для выхода на рынок Азии большинство игроков советует использовать такую ситуацию и искать города — хабы, например Гонконг, который называют воротами для Северной Азии (особенно Китая), а Сингапур – для Юго-Восточного региона.
По прогнозам Euromonitor, рост доли современных форм ритейла продуктов питания (таких как удобные магазины, гипермаркеты и супермаркеты) будет ключевым признаком рынка розничной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Среди этих форм эксперты выделяют очень активный тренд развития магазинов у дома в Китае, Индонезии и Таиланде.
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
По оценке некоторых международных экспертов-востоковедов, что дописывают на платформе ФАО ООН Dairy Asia, производство молока в большинстве стран региона Юго-Восточной Азии, это по мировым стандартам, является низким и, по имеющимся на сегодня данным, не может быть увеличено в ближайшей перспективе.
В то же время, следует отметить, что в области осуществлен ряд шагов, направленных на улучшение ситуации в указанной сфере. Это и достижения большей урожайности культур, используемых для производства кормов, улучшение их качества, выведение соответствующих пород животных, обеспечивающих рентабельное производство молока в тропических условиях, и т.д.
Эксперты считают возможным достичь большей продуктивности животных даже при условиях работы среди аналогичных пород. Многое зависит от условий содержания и кормления животных, их рациона. Размеры ферм здесь, как правило, небольшие. Затраты на труд и производство являются относительно низкими. Однако фермеры особо не заморачиваются расчетами относительно размеров фермы, продуктивности животных и рентабельности.
Механически переносить сюда экономический опыт производства молока и молочных продуктов ведущих стран, наверное, глупо. Но следует учитывать, что, скорее всего, размеры молочных ферм будут увеличиваться в тех районах, где темпы роста оплаты труда низкие.
В целом же, данные, приведенные в исследовании, свидетельствуют о том, что конкурентоспособность молочной продукции в Юго-Восточной Азии, с учетом повышения в регионе эффективности производства, высокая сейчас и будет расти в дальнейшем. Сами по себе молоко и молочные продукты – это товары с высокой стоимостью и эластичностью цен. Когда доходы населения растут, спрос на эти продукты реагирует очень быстро. Но эластичный спрос имеет и свою отрицательную сторону.
Если цена на молочные продукты стремительно растет, то может просто «задушить» спрос. Поэтому так важно сейчас для производителей молочной продукции в Азии максимально снизить стоимость производства.
Вероятно, что к 2050 г. спрос на молочные продукты будет постоянно расти в регионе. Такая ситуация делает его очень привлекательным для производителей молочной продукции. Однако страны Восточной и Юго-Восточной Азии будут оставаться нетто-импортерами, в то время как Южная Азия станет крупным экспортером молочных продуктов.
Можно предположить, что политики этого региона будут противостоять протекционистским тенденциям в этих странах с целью развития своей национальной молочной промышленности и строить надежные взаимовыгодные отношения в сфере внешней торговли молочной продукцией между Восточной и Южной Азией. Курс на либерализацию торговых отношений, скорее всего, продолжится и будет обеспечивать стимулы к развитию здоровой конкуренции на базе использования новых технологий и практик.
В то время как торговые отношения будут становиться все более активными, молочные рынки будут оставаться, в основном, на своем национальном и местном уровнях, со своими особенностями. Разница цен на внутренних рынках государств, вряд ли будет иметь значительное влияние на цены конкретного местного рынка.
Внимание местных политиков будет направлено на проведение мероприятий по смягчению концентрации рынка, в то же время будет поддерживаться развитие инфраструктуры, а также будут предоставляться благоприятные кредитно-финансовые и регуляторные условия для малого и среднего бизнеса.
Маленькие игроки, скорее всего, как и раньше, будут играть достаточно важную роль в связях, фермеров с рынком. Будет браться во внимание роль многочисленных более мелких участников рынка.
Кроме того, можно прогнозировать, что в некоторых странах Южной Азии крупные неформальные рынки молока будут продолжать удерживать большую долю рынка. Понятно, что инвестиции и меры регуляторной политики будут направлены на модернизацию таких рынков.
Также ожидается совершение в будущем ряда шагов ради активного привлечения мелких субъектов хозяйствования в животноводстве, образовательных процессов, тренингов, разъяснительной работы, имеющих цель улучшить бизнес — навыки, обеспечить переработку продукции, которая будет отвечать необходимым критериям качества и безопасности, а также, принятие стандартов, организацию и коллективные действия по модернизации производственно-сбытовых цепочек.
Вызовы, стоящие перед системой производства молока и дистрибуцией молочной продукции стран Азии:
повышение производительности и рентабельности вдоль всей пищевой молочной цепочки от коровы до потребителя, а также на уровне производства молока на ферме;
улучшение системы и взаимосвязей на уровне мелких производителей молока;
улучшение качества и безопасности молочных продуктов;
стимулирование государственного и частного инвестирования в молочную отрасль;
максимизация прибылей мелких молочных ферм и переработчиков со сведением к минимуму вреда окружающей природной среде (почве, воде, выбросов в атмосферу).
Отдельно следует отметить заострение конкурентной борьбы на рынке питьевого молока среди экспортеров стран ЕС, Австралии и Новой Зеландии в КНР и странах АСЕАН.
Относительно рынка КНР, то здесь впереди страны ЕС, доля рынка которых достигает до 60%, в то же время доля Австралии и Новой Зеландии на рынке АСЕАН составляет 30%, когда этот показатель у стран ЕС не превышает 10%.
Значительная часть импортного питьевого молока в КНР, вероятно, будет находиться в нижнем маржинальном секторе бизнеса. Экспортеры будут жестко конкурировать даже в этом ценовом сегменте.
Однако австралийские экспортеры, вероятно, не будут опускать руки, а скорее сосредоточатся на работе в таких ключевых областях, как повышение рентабельности производства и эффективности переработки молока, улучшение логистических и дистрибьюторских цепочек распределения во всей Азии и создание новых премиум -брендов.
Повышение репутации бренда премиум — класса потребует разработки инновационной продукции и упаковки, расширения разнообразия их категорий, проведения научных исследований, тщательного изучения, поддержки, удовольствия, а в случае необходимости – и изменения потребительского спроса потенциальных импортеров.
Австралийские эксперты убеждены: «Для тех, кто хочет построить свою собственную стратегию обеспечения высокомаржинального ценового предложения товара, удерживать и продвигать его, остается еще много возможностей сейчас, и они, вероятно, будут иметься и в будущем».
Как ожидается, Океания поставит около трети из 500 млн. литров жидкого молока импортированного в этом году в КНР.
В то время перспективы роста экспорта питьевого молока, оцениваются как стабильные, доходность этого бизнеса, по оценке Рабобанка, уже сейчас уменьшается, и не будет повышаться в ближайшее время, конкуренция будет все более жесткой.
На сегодня уменьшается и динамика роста потребления молока в КНР, которая сейчас оценивается около 2% в сравнении с ежегодными 3% в течение последних пяти лет.
Рынки стран Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Association of South East Asian Nations, ASEAN), таких как Вьетнам, Малайзия и Индонезия имеют сильный потенциал роста импорта.
Общие предложения:
насущной является необходимость создания ассоциации экспортеров молочных продуктов, которая бы наряду с вопросами законодательной инициативы и подготовки законодательных актов, направленных на поддержку украинского производителя и переработчика, продвигала бы украинскую продукцию за границу, решая вопрос экспорта на государственном уровне. Изучение опыта создания и работы Американского совета экспортеров молочных продуктов – The U.S. Dairy Export Council (USDEC) считается целесообразным шагом в этом направлении;
за короткий промежуток времени Министерство аграрной политики и продовольствия Украины сделало много для украинских экспортеров сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки. Считалось бы целесообразным более тщательно изучить и перенять опыт американских коллег с USDA относительно информационного обеспечения своих экспортеров, структуры и построения интернет — платформы части сайта, где размещается соответствующая информация, содержания этой информации и регулярности ее поступления. Цель: консолидация информации по профильным рынкам, мониторинг законодательного и информационного полей, предоставление полноценной информационной поддержки экспортно-ориентированным компаниям;
украинским профильным ассоциациям было бы целесообразно предоставить свои консолидированные предложения относительно своего видения структуры, полномочий и объема деятельности органа, который бы практически способствовал украинским экспортерам при дипломатических учреждениях Украины за границей;
роль координационного центра по организации торговых миссий украинских экспортеров различных регионов, их стран и участие в международных торговых форумах и выставках, пока четко нераспределенная. У нас есть несколько советов экспортерам, торгово-промышленных палат и торговых домов. Совет по вопросам экспорта продовольствия (Ukrainian Food Export Board – UFEB) мог бы более решительно и полно взять на себя эту функцию, по наличию понимания необходимости в этом и доброй воли со стороны самих производителей и профильных организаций. В Украине для этого должно быть движение снизу;
сделать полный аудит общественных организаций и ассоциаций, имеющих отношение к развитию связей с азиатским регионом учитывая привлечение их к работе по выходу на рынки Азии;
необходимо спланировать ряд торговых миссий в страны региона, наподобие таких, какие практически осуществила UFEB. Поодиночке системно пробиться на рынок практически невозможно, об этом свидетельствует опыт наших конкурентов.
необходимо при участии и поддержке Минагрополитики и ТПП Украины организовать визиты потенциальных импортеров в Украину. То есть следует продолжать те диалоги, которые мы начали в этом году во время наших торговых миссий за границу.
Затраты на такие мероприятия будут меньше, а польза может быть значительной. Цель: демонстрация производственных мощностей наших перерабатывающих предприятий и фермерских хозяйств;
коммерческие предложения и презентационные материалы рекомендовано делать (при наличии хоть какой-то возможности) двуязычными: на английском языке и национальном. Разумеется, в азиатских странах это сложнее, чем даже в ССА.
Однако эффект от такой подготовки достаточно прочный – это демонстрирует серьезность ваших намерений как экспортера и уважение своего потенциального партнера.
При выборе товаров мы рекомендуем учитывать следующие ключевые критерии:
- Хранение продукта: товар должен иметь большой срок годности (от 12 месяцев) и храниться без холодильного оборудования.
- Низкие цены (к сожалению, даже при условии ухудшения качества). При выборе товара большинство покупателей ориентируется исключительно на низкий ценовой сегмент.
- Наличие аналогичного продукта на рынке. Это открывает широкие возможности для бенчмаркинга.
Необходимо максимально эффективно рассчитывать размеры групповой упаковки для удешевления контейнерных перевозок.
- Все большую популярность в странах Азии приобретают сухие молочные продукты, пригодные для применения в пищу, такие как растворимое сухое молоко. При поставках сухого молока, можно продавать его под собственной ТМ в небольших упаковках: 200 г, 400 г, 1 кг. Или же поставлять его в стандартных мешках по 25 кг для дальнейшей упаковки под ТМ дистрибьютора.
- Определенное внимание также стоит обратить на сывороточносоевую смесь с переменными растительными и молочными составляющими. Пока аналогов таких продуктов нет в Украине и предыдущие партии, что выпускались, были изготовлены исключительно в исследовательских целях.
- При продажах B2B продуктов важно понимать, что основные конкуренты – это Австралия, Новая Зеландия и ЕС. Поэтому этот бизнес для украинских производителей будет сезонным из-за нехватки сырья и высоких цен на нее зимой. Однако рынок для продаж сухой сыворотки, сухого молока и масла достаточно развит, в первую очередь в ЮАР, они используют его для дальнейшей переработки в конечные продукты на местных заводах.
На основе представленной информации и с учетом факторов макросреды региона Юго-Восточной Азии в целом и микросреды каждой из детализированных в этом отчете стран в частности, мы считаем, целесообразным определить два ключевых направления для начала работы на рынке:
1) В2С продукты (UHT — молоко, UHT — йогурты, растворимое сухое обезжиренное молоко в фасовке от 200 г до 1 кг, сгущенное и концентрированное молоко, спреды, не требующие соблюдения температурного режима).
2) В2В продукты (сухое обезжиренное молоко, масло, сухая сырная сыворотка).
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.