Потребность орошения в Украине: инвестиции, противодействие последствиям засухи, финансовая составляющая

В Украине насчитывается 5485,3 тыс. га мелиорированных земель, в том числе 2178,3 тыс. га орошаемых и 3307 тыс. га осушаемых земель с соответствующей мелиоративной инфраструктурой. Постоянного орошения требуют почти 19 млн. га пахотных земель, а водного регулирования – 4,8 млн. га. Эта цифра будет расти!

Согласно прогнозам специалистов, дальнейшие изменения климата будут ухудшать условия естественного обеспечения почв влагой. Вследствие этого роль орошения и дренажа в производстве сельскохозяйственной продукции будет только расти. И хотя сегодня в Украине создано более 1160 водохранилищ общим объемом около 55 куб. км, сеть магистральных каналов (более 1000 км) и водоводов (свыше 2000 км) – этого недостаточно для полноценного развития сельского хозяйства.

Ежегодно на нужды населения и различных производств забирается около 11 куб. км воды, в том числе около 2 куб. км – для сельского хозяйства. Такой объем водозабора составляет лишь треть от уровня максимального водозабора, который был в Украине в 1990 году. С тех пор ситуация с инфраструктурой оросительных систем лишь ухудшалась. AgroPolit.com выяснил текущую ситуацию во внедрении оросительных систем и расспросил специалистов о перспективах для аграриев в 2021 году.

Законотворческое «болото»: проблемы орошения, мелиорации и противодействие засухе  

Для решения насущных проблем в законотворческой сфере, которая касается водопользования и орошения, 9 октября 2019 года под председательством Николая Сольского в комитете Верховной рады Украины по вопросам аграрной и земельной политики были рассмотрены вопросы реформирования системы управления водными ресурсами и развития орошения и дренажа. А также рассмотрен проект закона об объединении водопользователей.

Также были представлены основные положения разработанного проекта «Концепции реформирования управления водными ресурсами» и одобренной решением КМУ от 14 августа 2019 г. № 688-р «Стратегии орошения и дренажа в Украине на период до 2030 года».

Отдельное внимание в «Концепции реформирования управления водными ресурсами» было уделено институциональной реформе системы управления водными ресурсами.

В частности необходимости образования:

Национального водного совета;

Государственной службы водных ресурсов;

отдельного субъекта хозяйствования по управлению и эксплуатации инженерной водохозяйственной инфраструктуры (оросительные и дренажные системы, магистральные каналы);

создание ОИК как самоуправляющихся неприбыльных организаций, которые предоставляют своим членам-водопользователям услуги по орошению и дренажу.

После этого за год, 10 июля 2020 года, состоялась открытая межведомственная дискуссия о необходимости восстановления мелиоративных систем в Украине и создания объединения водопользователей в контексте орошения. В мероприятии приняли участие представители Минэкономики, комитета ВРУ по вопросам экологической политики и природопользования, комитета ВРУ по вопросам аграрной и земельной политики, Минэкологии, Госводагентства, Госгеокадастра, Института водных проблем и мелиорации НААН, представители профильных ассоциаций.

«Восстановление орошения откроет Украине хорошие перспективы в агросекторе. Только наладка поливов на площади 500-550 тыс. га позволит нам дополнительно производить сельскохозяйственной продукции на 8-10 млн. тонн ежегодно», – заявил тогда во время выступления министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Украины Игорь Петрашко.

Поэтому правительство одобрило стратегию развития орошения и дренажа в Украине на период до 2030 года, а Кабмин опубликовал постановление №776 о нормативах экологически безопасного орошения, осушения, управления поливами и водоотведением.

«Во время длительных обсуждений со всеми заинтересованными сторонами в вопросе орошения было решено выйти в публичную дискуссию с целью принятия конкретных законодательных решений. Речь идет о завершении регистрации законопроекта о создании объединения водопользователей, его принятии и реализации с точки зрения дополнительного импульса для развития орошения в Украине», – отметил Тарас Высоцкий.

Однако долговременные обсуждения с заинтересованными сторонами не решают насущных проблем аграриев, чьи угодья нуждаются в живой воде уже сегодня.

Позиция бизнеса: закон о консолидации полей, программа льготного кредитования на покупку оросительных систем и льготы на стоимость поставки воды для новых станций

Как прокомментировал для AgroPolit.com ситуацию генеральный директор HarvEast Дмитрий Скорняков: «От засухи вся аграрная отрасль несет огромные потери. Только по результатам 2020 года можно говорить о миллиардах долларов».

По его словам, особенно Юг Украины как зона рискованного земледелия постоянно работает в условиях повышенного риска наступления засухи.

«Мы, обрабатывая почти 100 тыс. га земли в Донецкой области, нашли выход во внедрении систем орошения. Однако чтобы более эффективно и системно развивать орошение, что особенно важно в масштабах всей страны, а не отдельных областей, аграриям необходима поддержка со стороны государства. В первую очередь нужен действенный закон о консолидации полей, о правовой защите инвесторов, нужна программа льготного кредитования на покупку оросительных систем. Ведь стоимость проекта «под ключ» у нас в Украине варьируется от $ 1,5 до $ 4 тыс.

В зависимости от близости источника воды, от конфигурации полей и выбранной оросительной техники. Было бы также замечательно, если бы государство позаботилось и о модернизации магистральных сетей, без нормального состояния которых невозможно внедрять орошение. Сегодня нам стоит брать пример с США, Израиля, Испании – они за 15 лет совершили гигантский прорыв в этом направлении. Верю, что и мы так сможем», – заявил Дмитрий Скорняков.

Сейчас украинский бизнес решает вопрос с обеспечением влагой почв на полях, исходя из собственных возможностей, но без государственной помощи справиться с вызовами могут только крупные компании, которые имеют доступ к дешевым ресурсам.

Как прокомментировал ситуацию для AgroPolit.com директор предприятия «Приднепровский край» компании «Кернел» Михаил Петров, аграрии используют имеющиеся ресурсы, но состояние их в различных регионах страны существенно отличается.

«Учитывая то, что мы обрабатываем земли в разных областях, но они расположены в основном вдоль русла Днепра, буду говорить именно об этой местности (Полтавская и Черкасская области). По состоянию на сегодня мы имеем немало инфраструктурных остатков еще советских времен, которые в силу различных обстоятельств интегрированы в дочерние предприятия Госводагентства. Это и каналы, и насосные станции, и водохранилища. Также существуют остатки старых снабжающих водой систем, которые были законсервированы.

Но сегодня какие-то системы еще находятся в рабочем состоянии, а какие-то уже порезаны на металлолом. Мы вместе с соседними хозяйствами используем доступные системы, декларируем свои потребности, намерения и готовы на партнерских началах сотрудничать с государственными органами, если это возможно. Например, инвестировать средства в обновление и увеличение мощности насосных станций, что, в свою очередь, увеличит площадь подачи воды», – заявил Михаил Петров.

По словам Михаила Петрова, отдельная тема в вопросе развития систем орошения – эффективность использования ресурсов, ведь фиксируются большие потери электроэнергии в сети из-за использования устаревшего оборудования.

«И все это на фоне непонятной тарифной политики по закупке электроэнергии. Учитывая потребности в больших объемах электроэнергии (вполне прогнозируемых процентов на 70) для орошения, необходимое количество электроэнергии уже сегодня можно закупать на полноценных аукционах, а не через компании-прокладки, которые покупают ее у производителя и перепродают предприятиям. Это достаточно большой объем работы, которую нужно выполнить для удешевления поставки воды», – уверен Петров.

Как пояснил Петров, уже на этот год прогнозируется увеличение стоимости электроэнергии на 50 %, увеличение стоимости воды в точках забора, которым пользуется его предприятие.

«И это увеличение цен явно не пойдет на пользу развитию систем орошения. Стоит заметить, что крупный бизнес, который имеет доступ к дешевым ресурсам, еще может самостоятельно справиться с этими вызовами но, если государство намерено стимулировать спрос на земли под орошение, регулятор, например, должен был бы ввести какие-то льготы на стоимость поставки воды для новых станций, или, же предусмотреть дотации. Также нужно разобраться с формированием тарифов и влиянием на этот процесс Госводагентства.

Выяснить, что именно они «тянут» на балансе, и почему их услуги стоят именно столько?» — заявил Михаил Петров.

По его словам, уже в 2021 году они планируют увеличить на 600 га площадь земель под орошением.

«У соседей также грандиозные планы. Воды на всех не хватает, поэтому строятся отдельные от советских водохранилищ огромные резервуары с запасами воды. Бизнес уже собственноручно вкладывает средства туда, куда бы должно было инвестировать государство, если оно позиционирует себя как поставщик этих услуг.

Оборудование для полива стоит около $2-2,5 тыс. из расчета на один гектар – это если использовать американское оборудование и подключать его к действующей сети. В Украине для полива зерновых используется как дождевальное орошение сверху, так и капельное, когда влага подается к корню растения подземными шлангами. Наибольшие перспективы прироста урожайности с использованием систем полива у кукурузы. Используя современные технологии и качественные гибриды, система орошения окупится через 5-6 лет», – объясняет Петров.

Проект закона Украины об объединении водопользователей  

24 сентября 2020 года на внеочередном заседании в режиме онлайн общественный совет при Госводагентстве рассмотрел проект закона Украины об объединении водопользователей и вопрос о роли заповедных водно-болотных территорий.

В заседании совета принял участие председатель Госводагентства Валентин Шлихта. Знакомясь с членами консультативно-совещательного органа при агентстве, он отметил, что важным аспектом деятельности агентства является максимальное налаживание коммуникации со всеми заинтересованными сторонами, которые касаются водохозяйственной отрасли. И общественный совет является одной из консолидированных таких сторон.

Приятно отметить, что общественный совет поднимает действительно актуальные вопросы деятельности водохозяйственной отрасли. Так, сейчас идет активная работа над проектом закона Украины об объединении водопользователей. И мнение общественного совета является важным в этой работе, ведь по состоянию на сегодня идет стадия дискуссий, и от общественного совета мы ждем конкретные предложения или замечания к положениям законопроекта.

Вместе с тем члены общественного совета должны занять активную позицию, ведь до следующего сезона орошения должны быть законодательно урегулированы вопросы образования объединений водопользователей. Это новая институция, которая позволит аграриям участвовать в управлении мелиоративными системами.

Проблемы для развития орошения в Украине  

В свою очередь председатель объединения «Аграрный продовольственный совет» Иван Слободяник указывает на ряд причин, которые могут помешать оперативному решению проблемы орошения со стороны государства.

«Если говорить о полноценной программе орошения для Украины — это не тот вопрос, который можно решить в течение одного года. Что можно сделать оперативно, чтобы не допустить потерь, которые мы видели у производителей в 2020 году из-за засухи – ввести компенсацию страхового платежа, чтобы максимально обезопасить аграриев от последствий засухи», – в этом убежден Иван Слободяник.

По его мнению, вопрос орошения должен стать приоритетом в работе восстановленного Минагрополитики. Однако существует проблема, ведь приоритетом в работе восстановленного министерства этот вопрос может быть, но будет ли министерство иметь соответствующий инструментарий?

 Сегодня идет борьба за полномочия Минагро. Минэкономики и экологический комитет настаивают, чтобы водное агентство не было передано в подотчетность Минагрополитики, приводя собственные замечания, почему это неуместно. Во многом эти замечания справедливы, однако я считаю, что водное агентство должно быть передано Минагро. Однако в части мелиорации и орошения я считаю, что Минагрополитики сможет справиться с проблемой даже в том случае, если водное агентство не будет входить в его структуру, – заявил Иван Слободяник.

Он убежден, что вопрос своевременного реагирования на вызовы уже в текущем году зависит от того, как быстро сможет Министерство аграрной политики возобновиться.

«Сейчас существует коллизия, что получается так, что у нас есть Министерство экономики (МЭРТ) и Минагрополитики. Минагро должно отвечать, в том числе и за орошение, но его нет. По официальным данным, восстановление Министерства аграрной политики откладывается до 1 марта 2021 года. И это еще не факт, что в марте оно запустится, а посевная ждать не будет.

Поэтому не стоит рассчитывать на то, что со стороны исполнительной власти стоит ожидать каких-то мощных шагов в этом направлении, однако на законодательном уровне вводится ряд инициатив, в том числе – это объединение водопользователей. Национальный совет реформ вместе с Водагентством внедряют ряд шагов по реформе в части мелиорации и орошения. В 2021 году аграриям стоит рассчитывать на свои собственные силы и на компенсацию страхового платежа, который обещают обеспечить за счет программы господдержки.

Стоит напомнить, что существует так называемое индикативное страхование, и бизнес должен обратить внимание на этот инструмент. Также стоит обратить внимание на тот факт, что машины для полива подпадают под программу компенсации при покупке техники», – объясняет ситуацию Иван Слободяник.

5 шагов для решения проблемы орошения 

Более детально и пошагово подойти к решению вопроса с восстановлением систем полива предложил президент Украинской аграрной конфедерации Леонид Козаченко.

По его мнению, вопрос орошения стратегически важный для Украины, и это касается не только прошлого года, но и предыдущих лет, когда мы видели потерю влаги в разных регионах страны. Проблема засухи набирает обороты, и она особенно актуальна для производителей, которые занимаются выращиванием кормовых культур: кукурузы, сахарной свеклы и других.

«Стоит помнить, что, например, на территории Николаевской и Херсонской области есть немало плодородных земель, которые содержат высокий процент гумуса, но они почти не обрабатывались из-за постоянной нехватки влаги в тех краях. А сегодня, когда климатические изменения во весь голос о себе заявили, использование тех земель для выращивания высокомаржинальных культур невозможно без орошения в принципе. Стоит напомнить, что с 1980-х годов в Украине более 2 млн. га земель под орошением, но сегодня орошается всего около 500 тыс. га угодий», – напоминает Козаченко.

Почему вопрос развития орошения не решается? По словам Козаченко, самая главная причина – отсутствие финансирования.

«Что касается водных ресурсов, специалисты утверждают, что нам пока их хватает, однако ситуация коренным образом может измениться в худшую сторону уже через 10-20 лет. Все зависит от климатических изменений и реакции на них. Конечно, если исчезнут доступные источники водоснабжения в южных регионах страны из рек и прудов на поля, можно использовать опреснение морской воды, как это, например, делают в Саудовской Аравии или других странах. Но стоит понимать, что такая процедура раз в 10 дороже тех инструментов, которые мы используем сегодня», – заявил Леонид Козаченко.

Поэтому, по мнению Козаченко, мы можем использовать те ресурсы, которые имеем. Но использовать их нужно обязательно с самыми современными технологиями и наработками.

Перечень первоочередных вопросов, которые, по мнению Леонида Козаченко, нужно решить:

Вопрос №1. Нам нужно решить вопрос с подключением к системе водоснабжения. И это как раз те вопросы, которые нужно решать на законодательном уровне, ведь каналы, по которым подается вода, были в государственной собственности.

В Верховную раду даже подавался закон о том, что нужно создавать частные компании, передавать каналы в собственность общинам, частным структурам или объединениям, которые будут заниматься поставкой воды на фермерские поля. Это вопрос №1, который нужно решить на законодательном уровне.

Вопрос №2 – это доступность к дешевым финансовым ресурсам, ведь окупаемость таких систем — минимум 5 лет. И банки сегодня не дают такие кредиты, что требует создания новых инструментов финансирования. По моему мнению, один из лучших инструментов для решения этого вопроса – ипотечный земельный банк. Мы пошагово расписали, как Украина может использовать такой инструмент для привлечения «длинных» и дешевых средств.

По нашим расчетам, это позволит привлечь около $30 млрд. Такой кредит будет стоить не более 2% в год для фермера. В первую очередь, этот инструмент мы разрабатывали под открытие рынка земли, но и для развития систем орошения он также является действенным. Повторю, мы все пошагово расписали, однако встретили сопротивление со стороны государственных представителей.

Мы предлагаем передать специально созданным фондам, которые дадут средства банку, как залог государственной земли сельскохозяйственного назначения. Основные аргументы против такого плана были такие, давайте передадим земли общинам, а они уже пусть решают, что с ними делать.

В свою очередь мы пытаемся доказать, что эти дешевые средства и так смогут получить общины и использовать на свои нужды, однако в нашем варианте предусмотрены действенные предохранители от хищения этих земель. Ведь в нашем случае мы предлагаем передать управление банком международной структуре с безупречной репутацией, которая получит в управление не контрольный пакет (51% акций будет иметь государство), а лишь 49% акций, однако сумма вкладов этой структуры будет равна государственной доле.

Что касается передачи земель общинам, то эти земли действительно нужно передать общинам, но не в собственность, а в управление. Они могут сдавать эту землю в аренду, она может в это же время находиться в залоге. Под эту землю мы минимум $15 млрд. возьмем кредит под 1 % годовых, а если еще с $15 млрд. придет крупный международный инвестиционный банк (например, немецкий или из США), и он будет кредитовать развитие местных общин, то там никогда не будет коррупции.

И вот эти средства можно использовать для развития программы орошения, ведь на земельную реформу нам нужно около $6 млрд., так и на восстановление орошения хотя бы на 2 млн. га, как это было ранее – $2,5 млрд. хватит. Остальные средства можно использовать на развитие перерабатывающей отрасли (около $10 млрд.), а также на реализацию мероприятий по утилизации отходов и другие проекты.

Среди других инструментов финансирования программы орошения рассматривался и так называемый китайский кредит, но китайцы ставят достаточно жесткие условия. Действительно, сегодня Китай имеет достаточно большой «инвестиционный избыток», они меньше всего среди других стран пострадали от коронавируса.

Однако, во-первых, предлагая средства, они рассматривают перспективу собственности на кредитующие активы. В этом случае – в аграрном секторе. Во-вторых, когда они финансируют отрасль, одним из требований является исключительные условия для китайской продукции: использование только китайских систем орошения, программного обеспечения, китайских труб и другого оборудования.

Но дело в том, что такие условия лишают нас выбора, поскольку кроме Китая есть много других стран, которые могут обеспечить Украину конкурентными товарами – это Индия, которая в свое время скооперировалась с Израилем, и выпускает очень качественное оборудование; США, особенно их наработки за последние годы.

Стоит заметить, что ряд штатов США за последние годы столкнулись с резким дефицитом влаги. Например, год назад мне звонил советник Трампа и спрашивал, не нужны ли украинским фермерам современные системы полива, которые были закуплены для техасских фермеров и которые он предлагал перекупить для Украины, поскольку климатические условия резко изменились, и вода исчезла там, где она еще была в прошлом году.

Вот и получилось, что почти новое оборудование, которое эксплуатировалось менее года, оказалось ненужным и лежало без дела, ведь чтобы добраться до воды, им нужно бурить скважины 1,5 км глубиной.

Фермеры готовы оборудование продать чуть ли не по цене металлолома, но доставка из США – это уже дорого. Я и начал было спрашивать у наших производителей, которые нуждались в таком оборудовании, но мне каждый второй говорит – нам нужно, но помогите с кредитом, даже не на 10 лет, а на два-три. Начали искать варианты, но бесперспективно. Поэтому проблема доступного финансирования становится первоочередной, когда нужно решать какие-то вопросы на практике.

Вопрос №3. У нас есть отечественные наработки. Есть отечественные производители, которые начали выпускать украинские системы орошения. Очень важно поддержать их, ведь это пойдет на пользу не только отечественному сельскому хозяйству и производству, но и экономике государства.

Вопрос №4. Водоемы, которые выступают в роли источников водоснабжения, требуют особого внимания. Сегодня идет дискуссия о том, кому их стоит передать – МинАПК или Минэкологии. На самом деле — это второстепенный вопрос.

Главное – должно быть выделено финансирование и применены действенные шаги для спасения источников водоснабжения, ведь мы уже сегодня имеем проблемы, если раньше баржи с буксирами могли свободно дойти до Чернигова и даже дальше, сегодня это уже проблематично. Через лет 5 — станет вообще невозможным.

Вопрос №5. Использование экологических и симбиозных конструкций. Например, компания занимается выращиванием семян кукурузы. Для полива своих полей используется вода не из реки, а из пруда. Воду туда нагнетают два насоса, которые качают ее с небольшой глубины (40-50 м). Сами насосы работают на солнечных батареях, что снимает потребность в использовании электросети. Дополнительно имеется бизнес — разведение рыбы в этом водоеме.

Такой подход особенно актуален для Центральной Украины, где реки обмелели, но существование прудов вполне жизнеспособно. Такие возможности стоит изучать и при случае использовать.

«В заключение хочу добавить, что для того, чтобы это все нормально работало, необходимо иметь соответствующие работоспособные органы. Таким органом должно стать Министерство аграрной политики, и все шаги должны быть прописаны в стратегии, которую оно будет имплементировать. Должен быть разработан план реализации этой стратегии. С этим планом должно ознакомиться профессиональное сообщество, которое будет контролировать его выполнение, и за каждую часть плана должны быть конкретные ответственные структуры», – убежден Леонид Козаченко.

По его мнению, в министерстве должна быть четкая вертикаль, которая будет опираться на областные и районные уровни, а также на уровень общины.

«У нас сейчас вообще этой вертикали нет. Когда мы говорим об аграрной политике — самого министерства нет, а когда его восстановим – в областных администрациях департаментов нет сельскохозяйственных, они ликвидированы. В районах — они тоже ликвидированы. В общинах вообще об этом никто не говорит.

Когда с этим вопросом обращаемся к действующим представителям власти — они предлагают создавать аграрные департаменты в областях и районах по ситуации, кому надо – пусть тот и создает. По моему мнению, это… Я не хочу говорить слово «преступление» — очень непрофессионально. Поэтому должно быть четко структурированное министерство, которое сможет контролировать имплементацию политики в аграрной сфере и в восстановлении и развитии систем орошения, и тому подобное», – комментирует текущее положение вещей Леонид Козаченко.

Еще хотелось бы напомнить, что в 2020 году парламент принял в целом законопроект № 3295 по господдержке, которым предусмотрена прямая норма о возможности выделения бюджетной дотации на единицу поврежденных угодий, а также и государственные гарантии для предоставления банками кредитов пострадавшим аграриям, чтобы они могли продолжать свою деятельность, и не обанкротились.

Как заявил в ноябре 2020 года народный депутат от «Слуги народа», председатель подкомитета по вопросам совершенствования структуры государственного управления в сфере агропромышленного комплекса Олег Тарасов, что вопрос компенсации потерь посевов неоднократно поднимался им как на заседании аграрного комитета, так и перед Минэкономики. Однако воз и ныне там.

Несмотря на то, что на все программы поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей в бюджете предусмотрено 4 млрд. грн., хотя бы какую-то часть из этих средств найти и выделить на актуальный и болезненный для агросектора вопрос правительство и комитет так и не смогли.

Автор: Виталий Хворостяный

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий