Практико-ориентированная модель профессионального образования

В условиях трансформации экономики Украины дефицит квалифицированных кадров становится одним из главных препятствий развитию промышленности, аграрного производства, строительной отрасли, социальной инфраструктуры.

Предпосылкой экономического роста является сохранение и развитие профессионально-технического образования. Проблема требует системного подхода к решению вопросов подготовки квалифицированных работников, в пределах которого координируются законодательные, нормативные, организационно-управленческие, финансовые и программно-педагогические мероприятия.

В Украине решение о внедрении практико-ориентированного (дуального) образования принято в 2018 году. За основу взят опыт обучения в Германии. Для наработки опыта функционирования новой модели профессионального образования необходимо определенное время, однако само по себе признание и копирование международной практики не решает экономических и социальных вопросов подготовки квалифицированных кадров.

Дуальная модель предусматривает привлечение в систему профессионального образования работодателей как провайдеров образовательных услуг. В Украине, как и во многих странах мира, внедрение дуальной модели в таком формате является проблематичным. Отсутствует достаточная нормативная база и институциональные механизмы для заинтересованности работодателей в развитии дуальной формы обучения как прогрессивной формы получения образования, отличающейся от других форм, примененных в рамках практико-ориентированного профессионального образования.

В работе дуальное образование рассмотрено как инфраструктурная государственно-региональная модель, которая обеспечивает взаимодействие ряда процессов: кадровый прогноз, профессиональную ориентацию молодежи, разработку квалификационных стандартов, планирование и организацию образовательного процесса, и оценку уровня образования выпускников учебных заведений. Изложены соответствующие предложения по развитию дуальной модели образования.

Ключевые слова: профессионально-техническое образование, практико-ориентированная модель, дуальное обучение, профессиональные стандарты, кластер.

Постановка проблемы, актуальность. С начала девяностых годов прошлого века профессионально-техническое образование постепенно теряет свой имидж. А последствия кризисных явлений нулевых годов нельзя преодолеть без структурных преобразований в сфере профессиональной подготовки кадров.

Среди основных проблем, требующих срочного решения, актуальным является внедрение гибкой системы управления отраслью, создание в рамках государственно-частного партнерства новых подходов к мотивации работодателей с целью подготовки высококвалифицированных рабочих. Сегодня самый известный мировой бренд в профессиональном образовании — дуальное обучение, которое применяет Германия и другие страны.

Разработка основ и адаптация элементов дуального образования с учетом социально-экономических особенностей Украины является актуальной задачей для ученых и практических работников.

Степень изучения проблемы и анализ публикаций. Проблематика исследования процессов внедрения дуального образования в структуру системы подготовки кадров в Украине пока не заняла соответствующее ей стратегическое значение места в отечественных научных разработках.

Преимущество в освещении вопросов развития дуального образования принадлежит ныне государственным управленцам и педагогическим работникам системы профессиональных заведений.

Положительные последствия дуальной формы обучения определял М. Кучинский (M. Kuchinsky), подчеркивая ее важную потенциальную роль в получении профильного (профессионального) среднего образования, в реализации собственных образовательных траекторий и обеспечении мобильности молодежи на рынке труда. А. Луцка (A. Lutskа) обращает внимание, что для развития дуального образования нет достаточной нормативной базы и заинтересованности работодателей в ее внедрении.

Сущность немецкой модели и первые шаги страны по внедрению дуального образования приведены Т. Пятничук (T. Pyatnychuk). К нерешенным вопросам дуального обучения К. Кудря и О. Сталинская (K. Kudrya and O. Stalinskaya) вполне справедливо относят создание институциональных механизмов стимулирования по оценке и применению дуальной формы образования на предприятиях.

Практику применения дуального образования в Германии и в Украине в контексте профессиональных стандартов анализировал В. Новиков (V. Novikov). Заслуживают внимания исследования И. Каленюк (I. Kalenyuk), посвященные анализу и применению в Украине мирового опыта развития профессионального образования.

Цели. Определить состояние профессионально-технического образования в Украине и на основе анализа институциональных особенностей дуальной формы обучения в Германии предложить пути модернизации государственной образовательной системы в практико-ориентированном направлении подготовки кадров.

Новизна. Обоснованы необходимые экономические условия и мотивационные факторы обеспечения эффективности дуальной формы обучения и возрождения профессионального образования в стране.

Методы исследования. Использован графический метод для обзора и анализа статистических данных, в частности для сравнения отчетных показателей профессионально-технических учреждений, характеристики состава совокупности профессиональных кадров на рынке труда, определение динамики бюджетных расходов.

Изложение основного материала. В ХХІ веке состояние экономики стран мира определено качеством рабочей силы. В отличие от ХІХ и ХХ веков, которые были периодами технической революции и освоения финансовых и информационных ресурсов,  нынешний век характеризуется развитием и реализацией человеческого капитала. Использование социальных технологий в управлении человеческим капиталом является первоочередным условием социально-экономического развития.

Украинские и зарубежные исследователи единодушны в том, что повышение качества рабочей силы становится главным приоритетом в обеспечении конкурентоспособности национальной экономики.

Увеличение инвестиций в образование, совершенствование профессионально образовательного уровня работников приобретают определяющее значение для экономического развития. В Украине потенциал рабочей силы профессионально не соответствует запросам работодателей и уровню международных квалификационных стандартов.

Усиление конкуренции на рынке труда выдвигает все более высокие требования к работникам. Работодатели стараются привлечь не только высококвалифицированную рабочую силу, но и такую, которая по профессионально-квалификационному уровню соответствует технологическим характеристикам производства. Постепенно понятие качества рабочей силы приобретает значение «усложненной категории».

Между тем, действующая система подготовки кадров характеризуется высокой инерционностью. Она слабо реагирует на изменения рынка труда под влиянием новых технологий и не обеспечивает адаптацию выпускников профессионально-технических заведений к требованиям работодателей.

Причина этого в отсутствии координации между образованием и работодателями, потере престижности рабочих профессий, низком качестве образовательных услуг для предпринимателей, нацеленных на освоение современных технологий.

В результате уменьшается количество желающих поступить в профессионально-технические учебные заведения (ПТУЗ) и выпуск ими квалифицированных работников. По сравнению с 2000 годом численность кадров, получивших профессии в ПТУ, сократилась на 125,5 тыс. человек.

Уровень безработицы выпускников ПТУ является самым высоким среди тех, кто окончил любое учебное заведение и получил соответствующее образование. В 2017 году на рынке труда среди выпускников учебных заведений, которые не смогли трудоустроиться, ПТУ составляли 37%. Фактически доля безработных выпускников ПТУ имеет не только наибольший уровень среди выпускников учебных заведений, но и восходящую динамику.

В течение 2000-2017 годов профессионально-техническое образование функционировало в условиях финансовых ограничений по сравнению с ростом финансовых ресурсов в образовательную отрасль в целом. Общие расходы сводного бюджета в образование выросли с 14,7% до 16,8%.

В профессионально-техническое направление, наоборот, уменьшились с 0,9% до 0,8%. Больше всего выросло финансирование общего среднего образования: с 2000 до 2017 года почти на 51%. Финансовые вливания в общее среднее образование не связаны с обучением учащихся профессиональным навыкам с целью облегчения их трудоустройства после окончания средней школы.

Обучение учащихся направлено на формирование предметных компетенций, а также некоторых ключевых компетенций, например, коммуникации. Однако образовательные стандарты оценки результатов обучения не содержат критериев основы их измерения, что приводит к затруднениям в изучении уровня учебных достижений учащихся.

Сохраняется типологическое разнообразие учебных предметов и курсов, несовершенство структурированного содержания, особенно в старшей школе, что препятствует удовлетворению потребностей, обусловленных дальнейшими жизненными планами и ориентацией на будущую профессию. Поиск национальных моделей профиля старшей школы, как одна из определяющих основ ее эффективного функционирования в современных условиях происходит недостаточно и со значительными трудностями.

Обеспечение подготовки выпускников по профессиональным направлениям, общее среднее образование даже при надлежащей организации деятельности может выполнять лишь частично. Решение этого вопроса требует сосредоточения внимания на развитии специального профессионального образования.

За последние годы в системе ПТУ наблюдались негативные тенденции: сокращение сети и контингента учащихся, медленное обновление перечня направлений профессиональной подготовки, уменьшение объемов государственного заказа и финансирования профессионального образования.

Качество профессиональной подготовки квалифицированных рабочих и младших специалистов в Украине в основном перестало отвечать требованиям современного рынка труда. В стране существует неудовлетворенный спрос со стороны работодателей на профессии высокого уровня квалификации: металлистов (токарей, фрезеровщиков, слесарей, водителей автотранспорта, рабочих по ремонту электрического оборудования и других).

Потребность в рабочей силе в большинстве областей Украины удовлетворена лишь на 30-37%. Машиностроение требует рабочих 5-6 разрядов, тогда как выпускники профессионального технического образования в основном имеют третий разряд. Особенно остро квалификационный дисбаланс в подготовке рабочих ощущается на металлообрабатывающих предприятиях.

Ограниченность бюджетных расходов предопределяет дальнейшее обострение проблемы кадрового обеспечения развития национальной экономики. Бюджеты учреждений профессионально-технического образования реально являются бюджетами не развития, а выживания: 90% расходов составляют заработная плата, стипендиальное обеспечение, питание, оплата энергетического, тепло — и водоснабжения. Лишь 10% — расходы на развитие учебного заведения.

Дефицит финансовых ресурсов профессионально-технического образования обуславливает поиск новых моделей функционирования соответствующих учреждений и организаций учебно-воспитательного процесса.

Преодоление неадекватности системы финансирования ПТУ и активизация их модернизации в развитии нуждаются в поддержке государства и предпринимательского сектора экономики. Среди важнейших задач – повышение эффективности кадровой политики государства на основе усовершенствованного механизма функционирования профессионально-технического образования.

Дефицит высококвалифицированных рабочих кадров является одним из ключевых препятствий, что мешает украинским предприятиям обновлять технологию производства, а территориальному образованию – обеспечивать условия для инвестиционной привлекательности регионов.

Преодоление инерционности ПТУ заключается в переходе от традиционной к целевой модели подготовки рабочих. Это подтверждается зарубежным опытом функционирования профессионального образования в формате сетевого взаимодействия образовательных учреждений и предприятий в реализации программы развития новых форм обучения.

Такой опыт существует во многих странах, но широко распространена немецкая модель. Немецкую систему практико-ориентированной подготовки кадров, («дуальное образование») внедрили многие страны. Это Австрия, Канада, Китай. Румыния, Швеция, Швейцария, Россия и другие страны.

«Дуальная система» как научная дефиниция – это основной принцип осуществления преобразований в системе профессионального образования, который устанавливает взаимодействие между органами государственной власти, предприятиями и образовательными учреждениями через механизм государственно-частного партнерства.

Однако, пример Германии, содержание которого заключается в целостности и системности, не стал полным аналогом для стран, которые выбрали эту модель для себя, поскольку каждая из них имеет собственные экономические и региональные особенности.

В Украине кадровая политика на основе дуальной методологии становится ключевым приоритетом с 19 сентября 2018 года, когда Кабинет министров Украины одобрил Концепцию подготовки специалистов по дуальной форме получения образования.

По прогнозам Министерства образования и науки Украины, внедрение дуального образования возможно не ранее, чем через пять лет. Начальным шагом правительственных структур стала разработка плана мероприятий, направленных на совершенствование системы профессионального образования.

Однако признание и копирование международного опыта не решает экономических и социальных вопросов подготовки профессиональных кадров. Эффективным механизмом внедрения дуальной модели образования может стать административная политика формирования благоприятных условий деятельности субъектов дуального образования, которая одновременно будет фактором реализации модели.

Ознакомление с перечнем указанных мероприятий свидетельствует, что они недостаточно отражают содержание институциональных изменений, характерных для практико-ориентированного подхода к подготовке профессиональных кадров. В связи с этим полезно проанализировать практику Германии с применения института дуального образования, ее регулирующего влияния на разработку соответствующего экономико-правового инструментария.

Немецкой дуальной системе профессиональной ориентации, самоопределения и обучения присуща коллегиальность принятия решений. На всех этапах образовательного процесса между определенными функциональными структурами (федеральной и земельными властями, предприятиями, центром компетенций, профессиональной школой и торгово-промышленными палатами) существует взаимодействие, научно-методическое обеспечение, которого осуществляет Федеральный институт профессионального образования Германии.

Такой подход обеспечивает качественный результат профессиональной деятельности. Производственное обучение происходит как в профессионально-технических учреждениях, центрах компетенций, так и на предприятиях на основе проблемно-аналитического метода предоставления материала.

Законодательной основой дуального обучения в Германии является федеральный закон «О профессиональном образовании», который содержит два важных понятия, которые отражают сущность и определяют общий подход к перестройке образовательной системы – «учебное предприятие» и «компетенция».

Учебному предприятию предоставлены административные функции учебного заведения, хотя эти структуры не тождественны. Этим обеспечена гибкость и определено целевое назначение дуального обучения.

Предприятие, на котором ведется обучение, контролирует посещение заведения, успешность освоения учебных программ, организует аттестацию в торгово-промышленной и ремесленной палате. Торгово-промышленные палаты принимают участие в программе подготовки специалистов среднего звена для предприятий, ремесленные – квалифицированных рабочих.

На предприятиях существуют специальные подразделения по вопросам производственного обучения. С каждым учеником заключен учебный договор, для каждого разработан индивидуальный план на весь срок обучения. Образовательный процесс предполагает обучение непосредственно на предприятии для приобретения практических навыков и в профессионально-техническом заведении для получения теоретических знаний по выбранной профессии.

На основе договоров определяют количество учащихся и объем государственной субсидии. Если ресурсная база «учебного предприятия» недостаточна для приобретения студентом необходимой квалификации, формируется сетевая учебно-производственная структура.

Существует четыре традиционные модели сетевого обучения: «Предприятие и предприятия-партнеры»; «Профессиональная подготовка на заказ»; «Учебный консорциум»; «Учебная ассоциация». Они функционируют на общих принципах: партнерства, ротации и денежного возмещения. Дополнительно к ним организован Центр компетенций как промежуточное звено обучения, где учащиеся получают первоначальные профессиональные навыки.

В основу организации образовательного процесса на предприятиях и в профессиональных учреждениях положены регламенты профессий, которые являются официальными документами разработки учебных программ. В регламентах профессий выделены два вида компетенции: обще-профессиональные и профильные. Компетенции, независимые от конкретной профессиональной деятельности, являются обще-профессиональными.

Понятие компетенции в дифференцированной форме введено в закон «О профессиональном образовании» в 2005 году, что расширило правовое определение «знаний и умений», необходимых для оценки производственной деятельности.

Законодательная фиксация понятия «компетенции» способствовала тому, что квалификационная характеристика учебного процесса в немецкой дуальной системе образования определяется по трем стандартам: профессиональным, образовательным и квалификационным.

Прогрессивность дуальной системы Германии заключается в том, что профессиональные стандарты комбинируются с образовательными и квалификационными стандартами. Профессиональные стандарты описывают типовые компетенции для определенной профессии, отдельно их не разрабатывают, но учитывают в процессе разработки образовательных и квалификационных стандартов.

Таким образом, дуальная система регулирует обучение на предприятии и в учебных заведениях как процесс, а не как результат выполнения количественных норм. Нормы и требования отдельно положены в основу оценки качества и присуждения профессиональных квалификаций по результатам экзаменов.

Общие правила их проведения закреплены в законе «О профессиональном образовании» Германии. Организация экзаменов является функцией торгово-промышленных и ремесленных палат, что дает возможность выявить некоторые проблемные вопросы и акцентировать внимание на их решении.

Опыт Германии свидетельствует, что для построения профессиональных стандартов и учебных профессиональных программ нужен новый дидактический подход к разработке структуры профессионального профиля. Профессиональные профили, ориентированные на аудиторную теоретическую нагрузку, необходимо заменить профессиональными профилями, в значительной степени ориентированными на производственные процессы.

Профессиональные профили тождественны понятию «трудовой функции работника», которого нет в Кодексе законов о труде Украины, что не соответствует современному пониманию профессиональных и образовательных стандартов.

Трудовая функция работника, основанная на компетенциях, обеспечивает гибкость образовательных программ и возможность трудоустройства, уменьшение затрат на обучение и переобучение рабочего в случае изменения места труда. Финансирование профессиональной подготовки на предприятиях обеспечивается средствами бюджета федеральных земель, обучение в учебных заведениях – муниципального (местного) бюджета.

Результаты реализации проекта дуального образования в Германии показали, что решение проблемы лежит в сфере логического определения ключевых приоритетов государственного управления системой профессиональной подготовки кадров. Это имеет важное значение для Украины, поскольку во многих регионах подготовка кадров слабо реагирует на экономические преобразования и характеризуется инертностью профессиональных образовательных организаций.

По результатам анкетирования работодателей заключен и обоснован перечень компетенций, которым должен соответствовать современный конкурентоспособный юрист. Это – квалификация, профессиональная компетенция, постоянное самосовершенствование, профессиональная мобильность, быстрая адаптация к изменениям производственных условий, освоение современных производственных технологий, знание ИКТ.

Высокому уровню компетенций должны соответствовать профессии, на которые существует стабильный спрос работодателей: слесари, токари, фрезеровщики, электрогазосварщики, водители автотранспортных средств, рабочие по ремонту электрического оборудования, другие дефицитные ныне специальности.

Однако ПТУ не могут удовлетворить спрос работодателей, прежде всего, по причине социальной непривлекательности рабочих профессий для молодежи, что обусловлено сложностью трудовой адаптации в коллективе, неудовлетворительными условиями трудоустройства, общественной непрестижностью должности, неопределенностью карьерного роста и тому подобное.

В дуальной модели эти проблемы, как показывает опыт, нейтрализуются институтом наставничества.

Наставничество – это целенаправленная деятельность руководителей и наиболее опытных сотрудников предприятия, направленная на подготовку стажеров к самостоятельному выполнению служебных обязанностей. Как трудовая функция наставничество может быть включено в должностные обязанности работника.

С одной стороны, этот институт отражает высокие требования к компетенциям, закрепленным официальными документами на федеральном уровне. С другой стороны, – обеспечение устойчивого положительного имиджа, престижа профессии в обществе и карьерного роста. Для заимствования немецкого опыта и адаптации элементов дуального обучения с учетом особенностей Украины важно расширить комплекс мер по совершенствованию профессионального образования.

Главными задачами подготовки законодательных проектов являются разработка современной модели и формирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений и предприятий по подготовке профессиональных кадров и стимулирование работодателей к финансированию учебных программ.

Дуальное образование как известный мировой бренд можно трактовать в узком и широком смысле. В узкой трактовке организация образовательного процесса сочетается с практическим обучением на предприятии безальтернативно, независимо от условий современного экономического уклада и экономической модели развития.

В частности, рассматриваются принципы построения дуальных программ в немецких профессиональных школах, оцениваются преимущества данной формы для учащихся и работодателей.

В широком контексте проблематика дуального образования направлена не только на учет институциональных условий, в которых происходит воспроизводство человеческого капитала, но условий, обеспечивающих координацию субъектов рыночной экономики с целью заинтересовать их в инвестировании средств в профессиональную подготовку работников.

Координационную функцию в вопросах подготовки кадров выполняют торгово-промышленные палаты. Их роль заключается в защите инвестиций работодателей в повышении квалификации кадров, снижение риска оттока рабочих с предприятий и перехода их к конкурентам.

 В условиях украинского рынка труда с его текучестью кадров и высокой миграцией предприниматели, как правило, не могут рассчитывать на стабильную занятость работников, прошедших обучение. Это не стимулирует их брать на себя финансовые обязательства по обучению молодых сотрудников.

Оценивая ситуацию в сфере профессионального образования в Украине, где влияние профсоюзов и объединения работодателей на ситуацию на рынке труда незначительно, важно для внедрения дуального образования определить не только институциональные структуры, способные отвечать за риски, связанные с инвестициями в систему профессионального образования. Но и управленческие, организационные и финансовые механизмы поддержки новой модели повышения квалификации.

Немецкий опыт показывает, что институциональное оформление практики дуального образования может иметь свои особенности в каждой стране. Это обязывает к предвидению возможностей и ограничению распространения этой модели в Украине. В Германии из 90% компаний, имеющих разрешение на обучение на производстве, лишь 21% предприятий предлагают профессиональное обучение.

Ограничение дуальной модели подготовки квалифицированных кадров заключается, прежде всего, в экономической плоскости. Неравномерность динамичного роста региональных экономик, неблагоприятная экономическая конъюнктура, отсутствие условий для технологического перевооружения производства, отраслевые границы, где принципы и методы дуальной системы не могут быть уполномочены (медицина, педагогика, искусство и другие), недостаточный опыт государственно-частного партнерства.

Однако широкомасштабному внедрению дуального обучения способствуют устойчивый спрос на квалифицированную рабочую силу, осуществление инвестиционной региональной политики, наличие высокотехнологичных секторов в промышленности и в аграрном производстве, кооперация профессиональных учебных заведений с предприятиями на основе кластерного подхода.

В Германии инвестиции в высокотехнологичные кластеры распределены между государством и работодателями в пропорции 50:50. При отсутствии крупных инвестиционных проектов доля работодателей в структуре доходов профессионально-технических заведений составляет 10– 20%.

Учебные заведения, ориентированные на подготовку кадров для малого и среднего бизнеса и для предприятий по традиционной технологии, образуют третью кластерную группу дуального образования. Возможности взаимодействия учебных заведений и работодателей в этом кластере незначительны.

С учетом немецкого опыта можно утверждать, что включение дуальной модели образования в технологическое развитие экономики Украины предусматривает совершенствование правил и законодательных условий реформирования профессионального образования на базе сетевого взаимодействия ПТУ и предприятий.

В данном контексте важно ориентироваться на отраслевые потребности экономики в подготовке кадров и формировании государственного заказа на обучение, что будет соответствовать приоритетным направлениям развития рынка труда.

Поскольку Украина в настоящее время находится лишь на подготовительном этапе разработки практико-ориентированной модели обучения, Германия может быть примером того, какое место на рынке отведено новой форме образования. Так, в «стране — первооткрывателе» дуального образования из 3,6 млн. предприятий по этой программе обучения работает 500 тыс. (13,9%), при этом более половины – это малые и средние предприятия.

Больше всего предложений дуального обучения касаются инженерных специальностей, информатики, бизнес-администрирования. В последнее время появляется спрос на социальные и медицинские профессии, в частности эрготерапия, гериатрия.

Исходя из целей и результатов, реализации практико-ориентированной модели образования в Германии, можно сказать, что сегодня дуальное обучение является перспективным направлением в подготовке специалистов для реального сектора экономики с участием крупного бизнеса с высокотехнологичным производством с учетом международных стандартов качества продукции и квалификации кадров.

В Украине рынок труда не имеет инновационного характера. В государственной службе занятости на начало 2018 года насчитывалось 50,4 тыс. вакансий и еще 39 тыс. предложений поступило из других источников. По региональной структуре более 40% вакансий приходилось на четыре региона (Киев, Львовскую, Киевскую и Днепропетровскую область).

По видам экономической деятельности больше всего вакансий есть на предприятиях и в учреждениях перерабатывающей промышленности (23%), в торговле и на ремонте автотранспорта (16%), на транспорте (11%).

Фактически 50% предложений рынка труда приходится на отрасли, что не являются приоритетными для технологического обновления экономики на основе концепции «новой индустриализации».

Не высокий спрос рынка труда на традиционные специальности. Это на швеи, электромонтеры, слесари, токари, каменщики, продавцы, повара, официанты, бармены и тому подобное. Это показывает, что в условиях традиционной структуры экономики, во-первых, существует критический дисбаланс на рынке труда, связанный преимущественно со спросом на сквозные специальности; во-вторых, экономика не предъявляет заметных запросов на рабочую силу новых технологических укладов.

Ситуацию усугубляет то, что профессионально-техническое образование проходит этап реформ, и учебный процесс еще не адаптирован к требованиям подготовки кадров для инновационной экономики.

К новым технологическим сложным профессиям по инерции относят операторов телекоммуникационных услуг, укладчиков напольного покрытия, подручных сталеваров конвейерного производства, мастеров ресторанного обслуживания, монтажников строительных, деревообработчиков строительных материалов и тому подобное.

Они, по примеру Германии, являются составляющими второго и третьего кластера дуального образования. В их рамках трудно решать проблему мотивационного стимулирования развития социального партнерства для подготовки квалифицированных кадров.

Существующая система профессионального образования имеет высокий уровень инерционности в сфере внедрения образовательных технологий и несовершенные механизмы обеспечения качества обучения, что не позволяет адаптировать выпускников к требованиям работодателей. Однако перемены, что назрели в профессионально-техническом образовании, требуют безотлагательного и взвешенного перехода от традиционной к целевой модели подготовки кадров для производства.

Выводы. Для того чтобы дуальное образование стало самой перспективной формой обучения, необходимо иметь минимальный набор программных мероприятий. Это целевой заказ специалистов на основе средне — и долгосрочного прогноза кадровых потребностей; двуединый принцип формирования профессиональных образовательных программ на базе образовательного стандарта и корпоративного профессионального стандарта; внедрение международных стандартов в профессиональные образовательные программы; оценка качества профессиональных квалификаций.

Последовательной реализации практико-ориентированного (дуального) образования будут способствовать следующие факторы. Это создание коллегиального органа, что осуществляет оперативное планирование и контроль над внедрением дуальной модели образования.

А также разработка комплексной стратегии развития образования с учетом отдельных целей и ключевых показателей эффективности для системы профессионального образования; переформирование образовательных организаций в ресурсные центры профессионального обучения для повышения престижа рабочих профессий и специальностей с определением приоритетных направлений подготовки для каждого образовательного учреждения.

Создание единой системы стандартов рабочих профессий с точки зрения требований к умениям, знаниям, компетенции и квалификации, а также унификация образовательных программ; активное продвижение в регионах рабочих профессий взаимодействия образования и системы профессионального образования; содействие привлечению финансирования развития участников кластера дуального образования.

Обеспечение соответствия квалификации выпускников профессионально-образовательных учреждений запросам работодателей нуждается в законодательной поддержке.

Во-первых, подготовка списка перспективных и востребованных на рынке труда профессий и специальностей, требующих среднего профессионального образования.

Во-вторых, разработка и внедрение профессиональных стандартов наиболее перспективных и востребованных профессий и специальностей, в том числе в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями.

В-третьих, государственная поддержка модернизации системы среднего профессионального образования в форме государственных субсидий, выделенных для реализации региональных программ развития профессионально-образовательных учреждений.

Автор: В.M. Новиков, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: valery.economy@ukr.net, ORCID 0000-0001-5892-815Х

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий