09.06.2020 – Этот экономический кризис продемонстрировал, что акции на кофе более стабильны, чем акции на нефть, поэтому звание «черного золота» теперь больше подходит к напитку. Украинские объемы потребления кофе колеблются напротив отметки 70 тысяч тонн в год, а темпы развития индустрии кофеен уверенно входят в топ-3 в Европе.
Сергей Корецкий совсем не употреблял кофе до 24 лет, а потом так увлекся напитком, что открыл сеть кофеен, инвестировав в бизнес собственные сбережения времен работы топ-менеджером WOG.
О кофейне третьей волны, масштабировании во время кризиса, отраслевых прогнозах и плюсах карантина – в интервью проекту Pravda SOS.
– Сергей, каковы размеры вашего бизнеса? Сколько кофеен в сети?
– Это пока средний бизнес, мы имеем 8 заведений, 4 из которых расположены в аэропортах Борисполь, Жуляны, Львов и Минск. Из-за карантина заведения в инфраструктурных объектах закрыты. Сейчас одновременно работаем над открытием еще 4-х новых заведений.
– Несмотря на кризис?
– Да. Новые заведения также будут и в аэропортах.
— Значит, можно сделать вывод, что финансовые потери из-за кризиса вашим планам по масштабированию не помешали.
– Я не считаю потерями деньги, которых мы не заработали.
Но и прямые потери немалые – это компенсация арендных и заработных плат; продукция, которую пришлось списать из-за закрытия заведений на карантин, потому что у нее вышли сроки хранения.
В основном это была еда на вынос, но также и зерна кофе. С жареными зернами мы придерживаемся дедлайна в три месяца после обжарки, ведь после этого кофе существенно теряет в своих вкусовых и ароматных свойствах. Поэтому в зернах кофе мы также потеряли.
– Если аэропорты закрыты, то разве вы должны платить аренду за свои кофейни?
– Аэропорты находятся в собственности Фонда госимущества и, да, аренду нам насчитали.
Сейчас мы участвуем в переговорном процессе, и Фонд госимущества говорит, что документы об аннулировании арендной платы находятся на рассмотрении в Кабмине.
Потому что это абсурд, когда аэропорты закрыты, допуска к объектам нет, а аренду начисляют. Я уверен, что ситуация скоро разрешится.
— Как приспосабливались к изменяющемуся спросу и как, собственно, изменился спрос на ваш продукт?
— Многие из нашей аудитории перешли в онлайн, и мы неплохо продавали свой кофе в зернах и дрипах через страницы в соцсетях. Дрипы — это такие вакуумные порционные пакеты со свежим молотым кофе, которые можно заварить ручным методом в любом месте.
Недавно начали продавать в заведениях напитки на вынос. К тому же, у нас есть корпоративные клиенты. Рестораны и кафе, отели были закрыты, но остались сети АЗС, которые продолжали покупать. Правда, в немножко уменьшенном объеме.
Если говорить о кафе, то мы прогнозируем и в дальнейшем падение посещений заведений в Украине где-то на 20%. Из-за психологического барьера люди будут избегать толп, но все это не умножится на ноль, это абсолютно точно.
Кофейня – это же и общение, и свидания, и встречи, капучино с пенкой. Все это не может исчезнуть.
– У вас очень боевое и бодрое настроение. Такое впечатление, что во время этого кризиса вы отделались легким испугом.
– Ну а как иначе? Оптимизм – это то, что нам всем сейчас действительно необходимо. На самом деле все не так просто, но верю, что скоро все вернется на круги своя. Конечно, экономика пострадала, а вместе с ней и финансовое состояние каждого из нас. Лишних затрат люди некоторое время точно делать не станут, но выпить чашку по-настоящему вкусного кофе – это тот элемент радости, который может себе позволить каждый.
– Признаюсь, я ожидала, что вы мне будете рассказывать другие истории, ведь сейчас, когда мы с вами разговариваем, в интернете вновь начался флеш-моб с лозунгом спасти сферу HoReCa (отели, рестораны, кафе), которой все пророчат ну очень трудные времена.
– Я вам больше скажу, мы еще и развиваемся. К тому же, мы не ресторан, ресторанам сейчас гораздо труднее.
В карантин мы совсем не скучали, ведь одновременно готовим к открытию 4 новые заведения. Я объездил и пересмотрел много мест в разных городах, договаривался с новыми инфраструктурными объектами.
— Сколько людей у вас работало? Как с ними поступили?
– Часть людей вынуждены были отправить за свой счет, были также и сокращения, но их меньшинство.
Большинству штата мы компенсируем часть заработной платы в размере от 20 до 100 процентов объема.
Тех, кого, увы, сократили, надеемся вернуть, как только возобновим работу по их направлениям.
— Есть ли проблемы с поставками сейчас?
– Все хорошо. Нам даже пришел груз из Японии с аксессуарами для кофе. Мы его растаможили, все быстро. И кофе идет.
– Как из-за пандемии в мире изменилась цена кофейных зерен на акции? И скажется ли это на конечном потребителе?
– Кофе – это второй в мире биржевой товар после нефти. Но, в отличие от нефти, цена на кофе стабильна.
Есть ожидания, что цены подрастут не более чем на 10 процентов, однако это зависит от различных факторов, в том числе и от сезонности.
В отношении конечного потребителя, то эластичность спроса имеет свои пределы, и невозможно переложить на плечи потребителя любые курсовые или какие-то другие колебания.
Это стопроцентно импортный продукт, и сейчас гривна немного девальвировала, но потребитель этого не заметит.
«Кофе – это второй в мире биржевой товар после нефти. Но, в отличие от нефти, цена на кофе стабильна»
– Как вы оцениваете кофейный рынок Украины? Насколько у нас развита культура потребления этого напитка? Например, Львов сделал кофе частью своей легенды. А как насчет остальной страны?
– Мы подсчитывали, что объем кофе в разных форматах – до 70 тысяч тонн в год. Наибольшая покупательская активность идет через сети супермаркетов, рынки, АЗС, рестораны, кафе и кофейни, а также онлайн.
Статистические данные подтверждают, что культура потребления кофе в Украине последние годы растет невероятными темпами. Страна имеет большое количество первоклассных родстеров (человек, который обжаривает кофейные зерна), которые находят лучшее зерно и лучший путь его обжарки. Эти темпы роста замечены уже и международными изданиями, на этот счет много пишут.
– Какой именно сегмент развивается у нас активно?
– Премиальный. Поводом к этому, я считаю, является так называемый фактор позднего развития – когда другие страны развивались в этом направлении, мы жили еще в Советском Союзе. А когда включились в процесс, то взяли последнее, что было популярным в мире и его начали развивать.
– И что именно сейчас популярно в мире? Какие признаки или характерные проявления кофейного премиального сегмента?
– Третью волну кафе отличает качество и вкус кофе, только 100% Арабика, ответственное потребление, минимум пластика, довольно часто – прямые закупки от фермеров, альтернативные виды заваривания кофе и цвета обжарки.
Например, итальянский или венский кофе — это обычно очень темная обжарка, которая помогает скрыть несовершенство или дефекты зерен.
– Вы говорите, что культура потребления кофе в Украине взлетела. А как насчет отечественных бариста, каковы их успехи на мировой арене?
– В стране уже более 500 ростеров. Наши украинские девушки и ребята занимают очень высокие места на всемирных чемпионатах в разных категориях, и у нас есть все основания для того, чтобы громко заявить миру об украинском кофе – это и зерна, и их селекция, методы и культура потребления, и большое сообщество профессионалов и любителей кофе.
Но, к сожалению, огромное количество людей все еще имеет комплекс неполноценности. Нам кажется, что иностранное лучше. Будут стоять рядом две пачки кофе из одной и той же плантации, на одной будет написано «обжарено в Германии», на другой – «обжарено в Украине»; большинство наших людей посчитает, что немецкий кофе лучше. И это очень обидно, ведь у нас талантливые, работоспособные люди. Этот комплекс надо разрушать.
– Какие еще шаги считаете необходимыми реализовать для развития кофейной культуры и сообщества?
– Сейчас запускаем кофейный маркетплейс SipSome.coffee, чтобы объединить исключительно отечественных работников по обжарке и приверженцев кофе. Там будут только украинские производители, фото — и видеоинструкции от бариста-чемпионов на тему того, как готовить кофе различными способами.
А еще будет подписка на кофе, когда человек сможет подписаться на конкретного работника по обжарке кофе или выбрать формат «дискавери» и довериться профессионалам, чтобы получать всегда новые и интересные зерна.
– Возвращаясь к карантину, хочу спросить, заметили ли вы какие-то плюсы в этом периоде?
– Онлайн стал ближе и понятнее для людей всех категорий и любого возраста. А еще я почистил и настроил свой фотоаппарат (улыбается).
– Ваше отношение к государственной программе «Доступные кредиты 5-7-9%» и к отмене ЕСВ? Лично вам это интересно и помогло бы во время кризиса?
– Нет, я не пользовался этой программой и не планировал. Знаю точно, что в других странах Европы дают беспроцентные кредиты на много лет, чтобы спасти бизнес, но наша страна, к сожалению, не может себе такое позволить. Мы не такие состоятельные, поэтому и меры, которые у нас принимают, соответствующие.
Однако если я буду постоянно на кого-то жаловаться и показывать пальцем, это ничего не изменит. Или мы выживаем сами и двигаемся дальше, или сядем и будем все ругаться в телевизоре и причитать, как все плохо. Да, сейчас сложно, но это не только в Украине, это во всем мире так случилось. Такие эпидемии очень редки и случаются раз в сто лет.
– Как бы вы сравнили кризис 2014 года и этот? Вы во время того кризиса были наемным работником или владельцем бизнеса? Ведь это, прежде всего, две разные степени ответственности.
– Я был руководителем крупной компании и прошел все этапы кризиса и в 2008-2009 годах и в 2014-2015 гг. шаг за шагом. Этот кризис течет более медленно и позволяет взвесить и принять решение. Основной эффект от него будет впоследствии. Предыдущие кризисы были более стремительны.
Автор: Татьяна Мерцалова
Источник: Украинская правда SOS
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.