13.02.2020 – Уважаемые читатели и посетители сайта! Представляем вашему вниманию вторую часть интервью председателя Ассоциации аграриев Украины (ААУ) Алексея Сидорова. Первую часть интервью читайте здесь.
Вы нарисовали сценарий, когда депутаты проголосуют за вариант, что иностранный капитал не сможет покупать землю, у него останется только право аренды?
Да. Нас же права аренды никто не будет лишать. Если мы не сможем покупать, нас же никто с Украины пока не выгоняет, но мы сможем арендовать. Но, по сути, как только закончится последний наш договор аренды, нас не станет. Во всяком случае, в том виде и с тем, же профилем деятельности, если говорить о классическом выращивании сельхозпродукции – это является фактом.
Все наши соседи и порядочные, и непорядочные понимают, что мы станем слабее в случае закрытого рынка, и которые могут к нам приходить, работать с нашими пайщиками, покупать землю, а мы покупать не сможем.
Это касается каждой компании, с иностранным капиталом, что сейчас работает на договорах аренды?
Да, конечно, мы первая мишень, потому что не в равных условиях. Это значит, что мы уже не сможем развиваться, и нам нужно будет либо менять профиль и подходы, либо уходить. Все наши соседи и порядочные, и непорядочные понимают, что мы станем слабее в случае закрытого рынка, и которые могут к нам приходить, работать с нашими пайщиками, покупать землю, а мы покупать не можем.
К нам будут приходить перед уборкой, показывая выдержку, будут говорить, мол, ребята, ваш договор аренды заключен не со мной, я вас не знаю, не буду подписывать дополнительного соглашения, и имею намерения свою землю использовать по назначению, и все что там находится – мое! Конфликт! Мы будем не сельским хозяйством заниматься, а конфликтом, привлекать свои ресурсы и время на улаживание всех этих рейдерских разборок. Или просто оппонент дождется окончания действия договора.
Сейчас узнать, до какого года действует у тебя договор, не проблема, потому что реестры будут открытыми. Они будут «работать» в первую очередь по тем договорам, которые у нас недолгосрочные, и в лучшем случае ждать их окончания, но так бывает не всегда. Если взять поле, у нас есть договоры на 15 лет, десятилетние, пятилетние, и те, которые заканчиваются. И даже работая поэтапно на этом поле, он мало того что потихоньку будет земельный банк у нас отбирать, а еще и наше поле будет становиться шахматным.
Наша экономика там, где у нас договоры пятилетние, десятилетние, пятнадцатилетние, благодаря тому, что будут появляться дыры, уже будет не те 300 га, о которых я говорил, а гораздо меньше. В целом наша перспектива будет очень туманной и вообще неперспективной. Потому что в этих условиях мы будем первой мишенью, даже в той редакции закона, которая принята сейчас.
Существует ли понимание, что будет с украинскими компаниями с иностранными инвестициями после вступления в силу с 1 октября 2020 года законопроекта о рынке земли в варианте ограничения для иностранцев. Как изменится лицо рынка? Тогда все компании, у которых есть хотя бы какой-то кусочек иностранных денег, которые были на бирже, они по сути все попадают под эту гребенку?
Если я правильно понимаю норму закона, то такие компании, как «Кернел», «Астарта» и другие, которые исконно украинские, но вышли на биржу и торгуются, и частично имеют иностранные инвестиции, тоже вне закона.
Получается, что после принятия законопроекта в этой редакции все агрокомпании, у которых есть хотя бы малая доля иностранного капитала, то ли владелец, то ли биржа, на бирже заимствования и продажа акций, они автоматом попадают под ограничения закона. Так ли это сейчас понимает аграрный рынок, или этого понятия тоже нет? Есть ли понятная на сегодняшний день в рамках этого закона четкая граница, что такое компания с иностранными инвестициями? Учредители, выход на биржу – это же тоже акции, это тоже, выходит, что ты владелец?
На сегодня мы можем понимать ситуацию, связанную с нашей компанией. У нас так получается, что основными бенефициарами являются граждане Чешской Республики, имеется капитал из Дании, есть капитал из Швеции. Значит, у нас все плохо. Но что меняет, если взять компанию «Кернел». Там у украинцев 50+ акций украинских, но есть 49, которые не украинцев. Это тоже их случай как минимум.
Можно говорить о том, что под норму об иностранцах попадут по сути компании, которые торгуются на бирже, и в которых могут в режиме онлайн меняться вот эти бенефициары – даже одна «неукраинская» акция ставит компанию вне закона, и это коснется всех прогрессивных представителей отрасли.
Я правильно понимаю, что законопроект в нынешней редакции, по сути, означает стоп в развитии для львиной доли украинских агрохолдингов, в частности, публичных?
Да, и, как минимум, если не исключает их с рынка уже сразу, то лишает кислорода, ресурса. На первых этапах эти компании будут лишены тех возможностей, которые у них были. Это означает, что рынок, по сути, уйдет в какую-то депрессию, он будет частично поражен.
То, что мы сейчас наблюдаем, что мы в принципе сейчас производим, из года в год наращиваем темпы, потому что рынок работает по понятным правилам, улучшаем технологии, привлекаем инвестиции, лучше выращиваем, лучше продаем, то есть динамика у нас положительная. Благодаря этой непонятной депрессии рынок и тренд будет нарушен и войдет в период стагнации, пока не будет понятной последующая ситуация.
Украина немного потеряет?..
В лучшем случае, да. Агросектор не будет в той динамике, которую выдерживал, он в лучшем случае остановится, в худшем — оттянется назад. Если взять агрохолдинги – ведь кто они? В 2000-е годы, когда началась тенденция, что колхозы отошли, земля в селах простаивала, пайщикам раздали землю, колхоз разрушился, что с этой землей делать никто не знал, она начала зарастать, где-то даже деревья выросли.
Приходили компании – сначала это были фермеры, которые хотели заниматься сельским хозяйством и начали землю у людей брать в обработку. Люди были рады, они отдавали, берите, потому что деревни вымирали, молодежь уезжала, они хоть видели, что что-то на поле выросло, и этому радовались. Начиналось все с этого. Эти компании, которые сейчас обвиняют, что «они село это уничтожили», этому селу не дали вымереть еще этих 20 лет назад.
Фермеры говорят, что крупные холдинги ничего не делают для социального развития. Опять же – вопрос спорный, делают или не делают. Мы знаем, когда наоборот – говорят, что фермер ничего не делает.
Вы на примере своей компании можете сказать, вы что-то делаете для своих пайщиков?
В среднем по разным направлениям в пределах от 50 до 100 грн. на га, это примерно такая общепринятая цифра, так или иначе, мы принимаем участие в социальной жизни села.
Известно, все делают что-то на Новый Год, Пасху, майские праздники, каким-то образом для пайщиков и жителей села дают какие-то подарки, помогают организовать в районном, местном Доме культуры концерт.
И мы это делаем, чтобы не отставать, однако, кроме этого, мы у себя, начиная с прошлого года, ввели так называемый день нашей компании. Это когда на целый день привозим в деревню какую-то самодеятельность, организуются по принципу шведского стола шашлыки, сладкая вата, другие угощения, для взрослых людей программа, батуты для детей, где все, в том числе и работники нашей компании вместе с сельскими жителями и дольщиками имеют возможность отдохнуть вместе – это людям нравится!
Когда приехали из районного Дома культуры какие-то танцевальные коллективы, потанцевали, спели, выступили, поели шашлык, пиво, ну, значит, мы для людей сделали праздник. Они этих праздников, по сути, не видели со времен колхозов! В прошлом году мы для себя выбрали такое направление, что будет в этом году – еще думаем, но обязательно будет интересно!
Как вы считаете, этого достаточно, что в среднем отчисления выделяются в размере 100 грн. на один га холдингами и фермерами на социальное развитие, в том числе и теми, кто будет частными владельцами земли?
Просто есть добросовестные компании, а есть несовестливые. Смотрите, вот что такое социальное развитие? Подход к нему у иностранцев, например, разный. Мы точно знаем, не буду называть имена, но наши соседи фермеры еще 3 года назад показывали не весь товарооборот, просто статистику занижали. Неуплата налогов — это самый большой вред для Украины. Только фермеры, которые платят налоги, имеют право получать субсидии.
По вашим оценкам, сколько по Украине фермеры в среднем недоплачивают?
Я расскажу про этот принцип. Он показывает меньшее количество выращенной продукции, у него такая возможность есть, показывает меньшую заработную плату. Например, у него в договорах везде, как правило, было еще 3 года назад написано «арендная плата 3% НГО». Мы реально понимали, что уже тогда, 3 года назад было 6% примерно, а где и все 8, в зависимости от нормативных требований и региона.
Значит, реальная арендная плата была в два-три раза больше. Фермер показывал 3%, налоги платил с этих 3-х%, далее доплачивал кэшем. И он, по сути, аккумулировал у себя недоплаченные налоги с той продукции, которую он не показал, и за наличные продал. Ездили компании, которые за наличные покупали, он это нигде не светил. Этот ЕСВ 22% из зарплаты также был его ресурсом.
Фермер считал нужным что-то типа для села сделать, это своего рода, вроде бы карму свою почистить. Он себя успокоил, и теперь спит спокойно. Например, церковь отремонтировал, в результате потратил половину из тех средств, которые он как будто сэкономил на налогах, но церковь отремонтировал, или перекрыл крышу. Это реально видно, это можно людям показать, он говорит: «Смотрите, я там школу отремонтировал, церковь построил, а вы говорите, что я налоги не отдаю. Как можно вообще говорить о том, что я где-то украл, вы же смотрите и видите мои дела!».
Люди не могут уже ему это предъявить, потому что он может показать, аргументировать, вот я то-то делал, там ко мне бабушка обратилась, я ей $10 тыс. дал, она операцию сделала, это реально видно! Но мы с этим столкнулись, это недобросовестная конкуренция, потому что мы платим налоги, а он нет. Не говорю что все, я лишь говорю, что таких возможностей куча, и на них трудно не соблазниться.
Поэтому информация относительно уплаченных налогов должна стать публичной, как, например, в Эстонии – где каждая компания имеет свой публичный налоговый кабинет – каждый может видеть, сколько налогов платил фермер или компания ежегодно. Там можно увидеть и отклонения от средних показателей, что сразу «бросаются в глаза». Это решит проблемы дефицита государственного бюджета.
Сколько вы платите на гектар налогов?
Мы $100 + платим на каждый гектар чистые налоги без НДС. Если говорить с НДС, то будет больше. И потому, чтобы какую-то вести конкуренцию, даже с этим фермером, трудно. Он ведь что – он эти же налоги может в 1 тыс. грн. наличными отдать, просто больше дать своему пайщику, и нам нужно со всем этим конкурировать, то есть эту тысячу тоже из своего бюджета выложить, чтобы наш дольщик был примерно в тех же условиях, как у фермера.
Плюс, когда он рассказывает, что он строит церковь и другие вещи, мы тоже должны что-то туда давать. Здесь мы несем дополнительные расходы, чтобы опять же выдерживать средний районный уровень по социальным выплатам, потому что обо всех говорят, о нем сказали, о нас не сказали. Мы выживаем в этом случае за счет, каких-то внутренних резервов, чтобы соответствовать вот таким реалиям, и, по сути, вымываем из бизнеса потенциал роста.
Хотя есть и плюсы во всем этом – такая необходимость конкурировать заставляет нас быть более оптимальными, более эффективными, а значит, в долгосрочной перспективе более живучими, как-то так. Если привести все компании к единым условиям, где, в принципе, есть посыл в рынке земли, упадут все вот эти теневые схемы.
Причем, чем больше на рынке, сейчас будет ограничений – тем больше возможностей для теневых схем. Сначала его цель была всех вывести на чистую воду, чтобы не какой-то там транснациональный капитал мог скупить украинскую землю, а, по сути, чтобы все сделки вывести из серого режима в официальный.
Сколько процентов рынка в тени сейчас, по вашим оценкам?
Цифры называют разные, думаю, не ошибусь, если скажу, что треть, а это уже серьезно! Нужно, чтобы все вышли из тени.
Значит, открытие рынка земли убирает когнитивный финансовый диссонанс, который существует сегодня между холдингами, фермерами?
Часть фермеров не платят налоги, и открытие рынка дало бы правильные просчеты. Фермер тоже, например, должен уже платить арендную плату не 3%, как в договоре, а, наверное, уже 12, он это уже должен декларировать. Сейчас они, правда, уже это делают, благодаря вот тем иностранцам, которые «плохие». Мы, «Ресилиент», когда инвестировали в компании, выкупая их у тех же фермеров, которые хотели выйти из бизнеса, всегда сталкивались с очень большим противодействием. Нас хотели, как бы это сказать «коррумпировать».
Был очень благоприятный момент. Когда приходит новая компания в село, есть уже сформированные, так называемые, авторитеты и понятия. Соседи нас всегда пытались подпортить, рассказать пайщикам, что вот там пришли, сейчас будет непонятная у вас ситуация, а вы уже нас знаете, переходите к нам. Опасения соседей вполне понятны – мы приходим, и сразу платим белую заработную плату, показываем реальную арендную плату – 10, значит 10, а не 3%, как у фермера.
Налоговая инспекция, район статистику ведет, и бюджетные поступления анализируют. Они это видят, говорят: смотри, «Ресилиент» пришел, они реально платят налог, а ты платишь меньше.
Рынок – это способ поставить на финишной прямой в равные условия всех?
Мы видим, что при наилучшем развитии ситуации иностранная компания, которая привлекла иностранные деньги, чтобы работать в Украине, уже не в равных условиях. Нам уже нужно готовиться к худшему. Я ставлю под большое сомнение, что уже в следующем году, когда все будут коммерсантами, а не производителями, аграрная отрасль Украины при благоприятном итоге останется на уровне текущего или прошлого года. Я думаю, что она ослабнет.
Будут «земельные войны»
По существу законодатель сегодня ставит часть рынка в условия жесткого шока?
Да, будут «земельные войны», нарушения закона, какие-то уголовные процессы. Все это на рынке скажется однозначно, и не в лучшую сторону. Если парламент проголосует закон в нынешнем формате, со всеми теми правками, которые сегодня на слуху, стоит ожидать, что 2021 год будет годом передела земельных отношений. Прежде всего, от этого пострадают иностранцы и украинские компании с иностранными инвестициями, потому что они, по сути, выбывают.
Найдите статистику, где, например, иностранец изобретал какую-то схему, не было ни одного случая, во всяком случае, я о нем не знаю, когда иностранец приходил и где-то занимался рейдерством, привлекал там титушок, какие-то военизированные структуры, чтобы прийти и отобрать у фермера землю.
Таких случаев не зафиксировано, и, наоборот – на примере моей прошлой компании «Ресилиент», где я за 3 года чего только не насмотрелся в противостояниях с рейдерами и бандитами. Еще совсем недавно, осенью прошлого года я стоял, и напротив меня 50 вооруженных боевиков на наших полях, которые говорят, что эта земля уже их, и теперь они ее «доят».
Они мне это заявляют, и что мне с этим делать. Все понимали, что мы слабее, пришли в чужую страну, не готовы работать по этим правилам, когда нужно просто иметь крышу, желательно покровительство начальника управления районной полиции, или областной, СБУ, прокуратуры, чтобы им что-то приносить, и тогда нас трогать не будут.
Мы так не работаем, ни один иностранец так не работает, а значит – мы слабые. Все те, кто так работают, у кого-то все равно есть родственники, какие-то связи, завязки. Фермеры, у которых 1 тыс. га, они уже вынуждены в наших условиях эти завязки иметь, ему или их навязали и сказали, что ты будешь платить, и у тебя все будет хорошо. Если бы он отказал, то он уже не был бы фермером, имеющим 1 тыс. га. Это Украина!
Если допуск иностранцев – это еще и борьба с коррупцией в правоохранительных органах, то, почему государство не может искоренить это за 28 лет?
Иностранец не будет платить взятки. Если мы будем разбавлять вот этот вот «суп», на нашем фоне мы поможем этому же рынку пойти законным руслом. Именно мы будем откатывать сам закон, а не схемы, будем прививать культуру законности, чтобы она работала, так, как прописано по закону.
Потому что мы по схемам не пойдем, не будем привлекать людей, мы, таким образом, не работаем, у нас нет таких возможностей, и более того, наша компания публичная, и никакой инвестор нам не даст денег, если только узнает, что мы занимаемся коррупцией и покупаем госорганы.
Стоит ли ожидать оттоков инвестиций из Украины в таком формате рынка, каким сейчас принимается с ОПК?
Прилива точно не будет, будет только отток. А во что инвестировать? В $300 на га доходов, которые каждый год и каждый год все сложнее удержать, не имея «воздуха» для развития. Никто не будет инвестировать в ограниченный и дискриминационный рынок без понимания, а что же будет дальше?!
Как себя проявит валютная выручка от агросектора в такой ситуации?
Если рынок будет в депрессии, он наработает в лучшем случае как в этом году, а я думаю, что меньше. Это означает, что валютная выручка будет меньше, потому что субъекты будут заниматься коммерцией по земле и войнами, все это будет отвлекать. Этот минус приведет к ослаблению гривны. Отрасль дает валютные поступления в те периоды, когда Украине они особенно нужны. С июля все мы начинаем продавать, по сути, до конца года, в ноябре идет приток валютных поступлений, потому что мы произвели и экспортируем.
Иностранная компания соблюдает законы, платит налоги, у них генетическая к этому прививка, товарооборот весь открыт. Компании, которые торгуются на бирже, они более публичные перед своими акционерами и перед инвесторами.
Какой главный аргумент, почему должен быть на украинских землях иностранный капитал собственников, а не просто арендодателей.
Если в Украину придет классический иностранец, что приехал из-за границы и хочет работать фермером в Украине, то у таких иностранцев, если вы говорите о западноевропейских или американских фермерах, уже имеются генетические прививки по соблюдению закона. Они их соблюдают у себя в стране, они их соблюдают тем более в чужой стране, в Украине, потому что они не будут подвергать риску свои деньги.
Иностранная компания соблюдает законы, платит налоги, у них генетическая к этому прививка, товарооборот весь открыт. Компании, которые торгуются на бирже, тем более они публичные перед своими акционерами и перед инвесторами. Любой сигнал, что компания занимается коррупцией или имеет какие-то схемы, для компании означает автоматическое падение ее котировок на рынке, это факт. Серьезные компании такими вещами не рискуют.
Значит, по сути, это переход украинского агросектора с периода неопалитета в неолит?
Благодаря иностранцам Украина хоть узнает, как работают ее законы, понимаете? Потому что, по сути, законы в Украине есть, они хорошие, многие, даже европейцы, говорят: «У вас хорошие законы, но они не работают». Иностранцев стоит допустить даже с той точки зрения, чтобы в Украине, наконец-то, через 28 лет начали работать законы. И чтобы просто проверить состояние дел на фоне иностранцев – это будет лакмусовая бумага, потому, что иностранец законы соблюдает, налоги платит. А если украинец немного не отвечает должному уровню, то значит, к нему есть вопросы.
Хотите увидеть в Украине действительно реформы, допустите иностранцев, то есть впустите иностранный капитал. Тогда ни на кого уже не нужно будет показывать пальцем, этот плохой, тот плохой и так далее. Это индикатор законности, будет, с чем сравнивать.
Когда я работал в «Ресилиенте», и мы приходили в район и начинали честно платить 12% и соответствующие налоги, много соседних фермеров считали нас, чуть ли не врагами номер один, поскольку уже невозможно было скрыть недополучение в бюджет, схемы и родственники при власти сразу же раскрывались, но это так, к слову.
А как быть с опасениями о возможной колонизации?
В отношении колонизации, как ее объясняют законодатели, следует отметить, что реально уже есть такие компании, которые не владеют, а имеют в управлении 200 тыс. и более га земли. А эти компании, как правило, и являются тем локомотивом, который создал инфраструктуру, у них есть и элеваторы, автомобили, выход в порт. Есть выход к экспортным контрактам, которые подтягивают под себя фермеров, у которых 1 тыс. га, даже 10 тыс., но у них нет выхода в порт, нет выхода под экспортный контракт, или элеватор он себе еще не построил.
Эти компании являются вот этим звеном, что позволяет все то, что выработалось в агросекторе, в том числе, не этими компаниями, чтобы оно двинулось в результате на экспорт и принесло выручку. Без этого никуда. Сейчас эти компании будут лишены источника, они ослабнут. Но мы понимаем, что ограничение о наличии на рынке 210 компаний – это возможно, но не сейчас.
Мы поддерживаем уменьшение этой концентрации до какого-то разумного минимума на первом этапе, чтобы посмотреть, ведь закон всегда можно переголосовать, увидеть, что рынок уже развивается и требует расширения. В таком случае будет не 200, а гораздо больше компаний, и это уже не «колонизация», как вы говорите. А если будут только одни фермеры по 1 тыс. га, мы корабль не загрузим, он не пойдет, понимаете. А для того чтобы продать, нужно, чтобы корабль ушел. Фермеры это не обеспечат.
Уже есть компании, которые это сделали, и этим компаниям нельзя мешать. Они тоже когда-то были маленькими, но благодаря, ним в том числе, аграрная отрасль стала локомотивом экономики, как сейчас выгодно говорить. Да, фермеры производят, их больше структурно, но фермеры грузят корабль через вот эти структурные компании, и они сами его не загрузят.
Значит, по-вашему, все – крупные, мелкие и средние смогут мирно сосуществовать и успешно работать на рынке…
По сути, мы много лет мирно сосуществуя, и даже сотрудничаем. Каждого, прежде всего, интересует сегодня свое хозяйство и свое развитие, и земля, на которой каждый уже не один год работает, а в целом это и двигает отрасль вперед.
Я сегодня много встречаюсь и общаюсь с коллегами, в том числе и иностранцами в рамках работы в Ассоциации аграриев Украины. Сегодня очень неохотно, но мы принимаем этот так называемый «разумный компромисс», которым является проголосованный законопроект в редакции первого чтения. Разве что норму по концентрации можно серьезно уменьшить – все равно на первом этапе значительных предложений по продаже не будет – мы бы просили поддержать будущий закон в том виде, в каком он есть сейчас в проекте 2178-10.
Все что с правками, это не о бизнесе и не о развитии! Не бойтесь иностранцев – их сегодня на самом деле очень мало – если брать «чистых» иностранцев – их всего 2% – они верят в Украину и украинцев, это наши союзники и партнеры, это наша гарантия на пути в Европу и к западным ценностям.
В этой редакции иностранцы и компании с иностранными инвестициями будут весьма ограничены – ограничены своим земельным банком, который у них в обработке, и этого вполне достаточно. А это значит, они будут сконцентрированы на своих сегодняшних позициях и никакой угрозы суверенитету Украины и соседним фермерам, уже представлять не будут.
И даже по вопросу относительно границ я бы подискутировал. Иностранец на границе не сможет объявить себя другим государством, как бы на этом сегодня не спекулировали, у нашего государства есть рабочие и адекватные механизмы для предотвращения таких сценариев.
Опять же нормы, лишить пограничный регион любой инвестиционной активности – значит, сделать его беднее остальной Украины и автоматически депрессивным – там будут оглядываться на ту же Россию еще с большей завистью, и мы будем иметь риски сепаратизма в будущем – такие регионы будут чувствовать себя отторгнутыми центром, и этого допустить нельзя.
Я бы предлагал сделать невозможным перепродажу земли, в случае ее приобретения по правилам рынка, в течение, по меньшей мере, 3-х лет, чтобы устранить спекулятивную скупку земель.
Если суммировать, каковы Ваши советы и предложения?
Главное, чтобы общество воспринимало информацию от авторитетных, а еще лучше – с официальных источников, и не поддавалось на провокации и манипуляции, то есть оценивало реальное положение вещей и делало соответствующие выводы. Как мы видим, тех самых иностранцев, которых все так боятся, очень и очень мало!
И повторюсь, под формулировкой «иностранец» надо понимать, что украинская компания с иностранными инвестициями. И даже если и иностранный фермер, а такие действительно есть, то это, прежде всего, фермер, зарегистрированный в Украине как украинский фермер, который работает здесь, у нас, платит у нас налоги, а некоторые из них и перебрались сюда жить, заведя семью и детей.
И не было бы ничего плохого, чтобы тем из них, которые уже долгие годы, по крайней мере, не менее чем 3 года, работают в Украине, работают на Украину, позволили им развивать свои хозяйства. Одновременно ограничив их возможности в покупке тех земель, которые уже находятся у них в обработке на какую-то определенную дату. Соблюдение этих ограничений необходимо поручить Антимонопольному комитету, предусмотрев мощные санкции.
Кстати, Антимонопольный комитет уже, сейчас, одобряет любую сделку, где концентрация соответствует уровню в 25% у одного лица, и это был бы лучший контроль и гарантия того, что в сельском хозяйстве Украины будет процветать цивилизованный и справедливый рынок.
Также я бы предлагал сделать невозможной перепродажу земли, в случае ее приобретения по правилам рынка, в течение минимум 3-х лет, чтобы устранить спекулятивную скупку земель. Мы поддерживаем концентрацию даже на уровне 10 тыс. га, как мы это слышим сегодня, с этим можно жить.
Еще бы хотел отметить целесообразность в изменении позиции относительно приграничных регионов, чтобы не «убивать» там инвестиционную активность и не отдалять их от центра и остальной страны, и не лишать возможностей.
И если уж речь идет о субсидировании банковских процентов, думаю, было бы честным предложить такие возможности для экономики Украины в целом, чтобы бизнес, и не только аграрный, тоже имел толчок к развитию.
Автор: Наталья Белоусова
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.