Председатель НКРЭКУ Оксана Кривенко: Я сама могу кран поменять, сантехнику починить, замок врезать

12.07.2018 – Новый состав Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ), проходит первые испытания на устойчивость. Соблазнов в этой сфере множество: годовой объем энергетического рынка достигает почти 500 млрд. грн.

Согласно закону о НКРЭКУ (вступил в действие с 26 ноября 2016 года), депутаты предусмотрели полное обновление состава регулятора с целью создания органа, независимого от политически-олигархических влияний. Больше двух месяцев работа Комиссии была парализована. Ротация членов НКРЭКУ искусственно блокировалось. И как только в конце мая определили первых пятерых новых членов Комиссии (всего должно быть 7 человек), председателем избрали Оксану Кривенко. Она стала первой в истории женщиной во главе НКРЭКУ, сменив на этом посту «легендарного» Дмитрия Вовка.

Кривенко сразу пообещала беспристрастное, прозрачное и открытое регулирование с учетом интересов, как потребителей, так и поставщиков услуг. Получится ли выполнить это, покажет время.

Показательно, что в первые дни своей работы новая команда открыто, вступила в бой с газовым монополистом «Нафтогазом». Комиссия выступила резко против блокирования введения процедуры суточной балансировки газотранспортной системы, которая должна начаться с 1 августа. Монополист открыто тормозит запуск модели прозрачного газового рынка. Лоббисты интересов «Нафтогаза» есть и в парламенте: под куполом раздались призывы к премьеру перенести дату старта новой модели якобы из-за неготовности операторов.

«Главком» встретился с Оксаной Кривенко в НКРЭКУ. Конец рабочего дня. Для нового главы Комиссии это первое интервью. Несмотря на 17 лет работы в Комиссии у нового руководителя заметно легкое волнение, красноречивые паузы и очень выверенные формулировки. Кривенко признается, что кресло, которое досталось ей от предшественников, неудобное и слишком большое. Но уверяет, что оказалась в нем она не случайно…

Несмотря на слухи, что Банковая не будет сдавать Дмитрия Вовка до последнего, 30 мая президент все-таки его уволил. А уже 6 июня вы возглавили Комиссию, и ее работа наконец-то была разблокирована. Что поспособствовало такой стремительной развязке интриги вокруг должности председателя НКРЭКУ?

Был проведен открытый конкурс, в котором принимали участие 50 кандидатов. Конкурсная комиссия организовала два профессиональных собеседования – одно общего характера по выявлению профессиональных и лидерских качеств, а второе направлено на оценку знаний во всех специальных областях. Конкурсная комиссия обнародовала на сайте ориентировочный перечень вопросов, но, конечно, на собеседовании задавали  много дополнительных.

Для меня это были относительно сложные испытания, ведь я давно никаких собеседований не проходила. По результатам этих собеседований были составлены рейтинги, и первых 10 кандидатов подали президенту на рассмотрение для назначения членами НКРЭКУ. Напомню, законом предусмотрено, что конкурсная комиссия избирает и подает предложение президенту на рассмотрение из расчета два кандидата на одну должность.

Какие напутственные слова сказал вам президент? Что-то советовал, просил?

Встреча была в онлайн трансляции и проходила при участии международных представителей, доноров Украины. Нам пожелали эффективно регулировать и создавать рыночные условия.

Значит, кроме публичного представления новых членов НКРЭКУ, у вас, как у председателя Комиссии, больше не было никаких встреч с президентом?

Нет. Президент именно на этой встрече объяснил свой выбор: он взял первую четверку кандидатов по рейтингу (а я была в рейтинге на четвертом месте), пятого члена НКРЭКУ президент выбрал из списка 10 кандидатов по принципу сбалансирования специалистов различных сфер регулирования – кандидата, имеющего опыт в коммунальной сфере.

Вы проработали в НКРЭКУ длительное время, но занимались вопросами нефтегазовой отрасли. Теперь активно овладеваете еще и электроэнергетикой?

Я работаю в Комиссии 17 лет. Основные принципы и подходы к регулированию всех сфер топливно-энергетического комплекса практически одинаковые. Есть некоторые технические и технологические нюансы и отличия, но в них тоже разобраться несложно. У меня два высших образования – экономическое и техническое.

Я реально имею не только теоретические технические навыки, но и практические, которые использую в быту, например, могу сама поменять кран (собственноручно меняла трижды), сама ремонтирую дома сантехнику, могу врезать замок, сама переставляла дверные петли, могу заменить розетку, навесить люстру, сама ремонтирую мебель, модернизирую. У меня есть много инструментов  элементарно необходимых (отвертки, пассатижи, разводные ключи), перфоратор. Мои любимые инструменты – это шуруповерт и электролобзик.

Но возвращаясь к основной теме: как я уже отметила, в регулирующей области действуют общие подходы. Невозможно работать в Комиссии и быть в вакууме, то есть иметь знания только в своей сфере. Я же принимаю участие во всех заседаниях, знаю, что и как происходит в других сферах. Мы постоянно общаемся с коллегами, обсуждаем все нормативные акты, подходы, поэтому для меня энергетика — не проблема. Хотя есть некоторые очень глубокие электроэнергетические тонкости, о которых я, возможно, не знала, но все равно узнаю.

Конечно, также есть определенные исторические нюансы, которых я могу не помнить, ведь в этой сфере не работала. А вот в газовой сфере я работаю с 2001 года, помню историю, как все происходило, как менялся рынок, как имплементировали вторую, а потом третью директиву ЕС. В электроэнергетике те же самые директивы, только названия немного другие. В одних рынок газа, а в других – электроэнергии; вот и вся основная разница.

Сейчас есть пять членов НКРЭКУ. Не дождавшись назначения еще двух необходимых, они из своей среды избрали председателя Комиссии. Не приведет ли это в будущем к определенным противоречиям?

Законом не предусмотрено, сколько членов НКРЭКУ должны выбирать председателя. Появился первый состав членов Комиссии из пяти человек, вот он и принял такое решение. После длительного отсутствия кворума нельзя было медлить в такой тяжелый период, ведь накопилось очень много вопросов: и лицензирование, и утверждение инвестиционных программ. Их надо решать, чтобы энергетические предприятия могли запуститься и готовиться к отопительному периоду.

Как происходило голосование за вас, были ли у вас конкуренты?

Не могу рассказать, ведь голосование было тайным.

Новые члены закрылись и сидели до тех пор, пока не «пошел белый дым»?

Нет, за процессом наблюдала комиссия в составе руководителя юридического департамента НКРЭКУ, руководителя аппарата и руководителя кадровой службы, которые контролировали процедуру. Членами НКРЭКУ были заполнены бланки для голосования, подсчитано количество голосов и составлен протокол – теперь все в архиве. Все происходило с пониманием важности этого процесса.

Каким образом теперь распределены полномочия между пятеркой членов НКРЭКУ?

Да, мы охватили все сферы регулирования и поговорили, кто, чем хотел бы заниматься, как целесообразно это сделать, чтобы сразу же эффективно включиться в работу, не тянуть, а готовить все нужные решения.

Итак, вы за собой оставили «вашу» нефтегазовую сферу?

Да, я оставила за собой нефтегазовую сферу, чтобы не терять времени и как можно быстрее включиться в работу. Также я курирую юридический департамент, он всегда за главой, и другие административные вопросы. Дмитрий Коваленко курирует управление энергорынка и департамент электроэнергетики; Елена Антонова – вопросы стратегического развития и розничный рынок электроэнергетики; Александр Формагей – лицензирование и лицензионный контроль, а Евгений Маглованный – вопросы теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и обращения с бытовыми отходами.

Прокомментируйте информацию о том, что ваш предшественник Дмитрий Вовк будет у вас советником?

Я не могу комментировать слухи. А это слухи или чьи-то желания, которые не соответствуют реальности.

Вы встречались с Дмитрием Владимировичем после того, как уже были избраны председателем?

Целенаправленных встреч не было.

Почему? Ведь это было бы нормально: предыдущий руководитель представил коллективу нового?

Сразу после выхода указа президента о назначении пяти новых членов НКРЭКУ, конечно, все они приехали в Комиссию, поэтому физически невозможно было не увидеться, поскольку на то время Дмитрий Владимирович еще был на работе (приказ о его увольнении опубликовали позже).

Представление нового состава Комиссии состоялось 1 июня, когда большинство из нас уже уволилось с предыдущих мест работы и внутренними приказами НКРЭКУ были приняты на работу. Представление сделал Руслан Машляковский (член Комиссии предыдущего состава).

Ранее были проведены конкурсы по отбору руководителей подразделений Комиссии. Документы о назначении подписал Дмитрий Вовк?

Нет. Был конкурс, на котором была выставлена вакансия только на руководителя одного подразделения. Но, ни у главы, ни у членов Комиссии нет, полномочий подписывать увольнение или назначение на работу работников НКРЭКУ. Этим занимается руководитель аппарата. Бывший председатель НКРЭКУ не подписывал ни одного документа о назначении, так как я не подписывала бы сейчас никаких документов.

Кстати, у нас конкурсные процедуры, возможно, даже немного тяжелее, чем мы проходили на членов Комиссии, потому, что там есть дополнительное компьютерное тестирование, которое никоим образом не обойдешь и обмануть которое невозможно. Это первый этап, он уже показывает уровень конкурсанта, есть минимально необходимый (проходной) балл для возможности участия в дальнейших этапах конкурса.

Всего предусмотрено три этапа на замещение вакантных должностей в НКРЭКУ, как и везде в государственной службе. Это и тестирование, и выявление организаторских и профессиональных способностей, а потом еще одно собеседование, где все члены конкурсной комиссии выставляют также баллы. Затем все баллы суммируются, и формируется рейтинг кандидатов.

В экспертной среде перед вашим назначением ходили слухи, что именно вы можете возглавить Комиссию. Для вас лично это тоже не было неожиданностью?

Это были слухи. Не удивительно, что они курсировали, потому что не надо иметь много ума, чтобы проанализировать способности каждого из участников конкурса: кто может стартовать сразу после назначения, у кого наибольший опыт и управленческий, и знание этой системы. Думаю, это были просто логические размышления.

Я 17 лет проработала в Комиссии, пришла в НКРЭКУ в 2001 году на должность государственного служащего второй категории. Сначала пришла на конкурс, первый раз не прошла, меня поставили в резерв как второго по рейтингу кандидата на ту должность. Потом с резерва меня взяли в Комиссию на самую низкую должность – вначале я занималась делопроизводством и ведением форм отчетности.

Дмитрий Вовк, близкий к Банковой, также претендовал остаться на этой должности…

Я не могу этого комментировать, мы никогда этого не обсуждали.

У многих есть подозрения, что новый руководитель – ставленник предыдущего. Хотя только что вы говорили, что даже не пообщались с Вовком в новом статусе. То есть он не смирился с такой кадровой развязкой и у него  есть обида?

Нет, я так не думаю. Просто, чтобы не давать повода слухам разрастаться, потому, что они не соответствуют действительности, возможно, именно по этим причинам мы не общались.

«Укртрансгаз» блокирует внедрение процедуры суточной балансировки на рынке газа

Несколько недель назад новый состав НКРЭКУ прошел первое испытание. По информации «Главкома», регулятор провел круглый стол по проблеме блокировки запуска с 1 августа процедуры суточной балансировки газа. Этой инициативе противостоит оператор газотранспортной системы «Укртрансгаз». Почему «Укртрансгаз» и «Нафтогаз» блокируют процесс, ведь запуск системы предусмотрен законом о рынке газа?

Доподлинно неизвестно. Есть определенные догадки, основанные на логических выводах, анализе ситуации на рынке. Начну с предыстории. О необходимости введения суточной балансировки было известно давно – это крайне необходимо для организации более эффективной работы рынка и трансграничной торговли газом. Суточные балансировки в некоторых случаях упрощают функционирование рынка, а также уменьшают финансовую нагрузку на потребителей.

В чем заключается суть суточной балансировки?

Газотранспортная система (ГТС) сама по себе всегда должна быть сбалансирована: сколько в систему газа пришло, столько должно оттуда выйти. И такие суточные небалансы нужно уравновесить, чтобы не было разницы между входом и выходом.

В 2015 году принят Кодекс газотранспортной системы (постановление НКРЭКУ от 2015 года №2493), уже тогда был предусмотрен переход на суточные балансировки. Но наша система была еще не готова — ни оператор ГТС, ни операторы газораспределительной системы. Поэтому сразу же начали нарабатывать изменения в кодекс, потому что кодексы — документы динамичные, мы их отшлифовываем, немного изменяем, а теперь пришло время вводить балансировку. Тем более что это было одно из требований «Нафтогаза Украины» и «Укртрансгаза».

С целью урегулирования этой ситуации в начале 2017 года была создана рабочая группа для разработки необходимых изменений в Кодекс газотранспортной системы для перехода к суточной балансировке. В рабочую группу входили многие участники рынка природного газа, в частности, «Нафтогаз Украины», «Укртрансгаз», поставщики газа и газораспределительные операторы, биржи и трейдеры – все кто хотел, участвовали в упомянутой рабочей группе.

Сразу же «Укртрансгаз» объявил тендер на разработку информационной технической платформы для обеспечения процесса суточной балансировки. Победителем тендера стала венгерская компания IP System, которая также потом вместе с «Укртрансгазом» принимала участие в разработке документов для обеспечения суточной балансировки.

Все участники рабочей группы знали, куда мы идем. Было учтено много предложений от «Нафтогаза». На финишном этапе, когда уже был одобрен проект и истек срок для замечаний и предложений, в течение недели проходило его открытое обсуждение, все имели возможность высказаться. Всего было более 500 страниц замечаний и предложений, каждый имел право высказаться и обоснованно настаивать на изменениях.

Много было изменений, которые предлагал «Укртрансгаз», мы большинство из них учли. В результате появился документ, который внес изменения в действующий Кодекс газотранспортной системы, он предусматривал переход к суточной балансировке (соответствующее постановление НКРЭКУ принято 27 декабря 2017 года №1437, которое вступает в силу с 1 августа 2018 г.).

С целью обеспечения суточного регулирования «Укртрансгаз» был обязан до 1 мая 2018 года разместить на своем сайте инструкции по пользованию информационной платформой, контактную информацию и часы работы службы поддержки информационной платформы. До этой даты должно быть введено тестирование платформы.

Ежемесячно до 1 августа 2018 года оператор должен предоставлять НКРЭКУ отчет о состоянии тестирования, наполнении платформы, а также готовности оператора ГТС к переходу на суточные балансировки.

Но для обеспечения суточной балансировки в первую очередь нужен стопроцентный учет газа. Известно, что раньше из-за его отсутствия с ГТС ежегодно бесследно исчезало до 6 млрд. куб. м газа, а доходы от его реализации оказывались в карманах «приближенных к кормушке». Учитывая то, что Украина много лет подряд живет без энергетического баланса, возникает подозрение, что кому-то до сих пор выгодно скрывать эти теневые потоки, поэтому суточные балансировки и блокируются?

Я не могу комментировать о теневых потоках, я не в курсе этой ситуации. Возможно, это слухи, а может и действительно где-то когда-то были такие небалансы. Действительно, одно из главных условий внедрения суточной балансировки – учет природного газа, но важнее – это IT-платформа. На сегодня у промышленных потребителей налажен стопроцентный учет потребления газа. В бытовых потребителей, которые используют газ для отопления, приготовления пищи и подогрева воды, − также стопроцентный.

Но все еще остается неучтенными определенное количество потребителей, которые используют газ для приготовления пищи в многоквартирных домах. Поэтому, чтобы ускорить и экономически целесообразнее использовать средства, предусмотренные тарифом на установку счетчиков, именно ради экономии устанавливается один домовый узел учета.

Следовательно, необходимым условием для суточной балансировки является учет газа. Важно также ежесуточно иметь показания и оперативно передавать данные оператору ГТС для возведения суточного баланса: сколько газа вошло в систему, столько и получилось на выходе; и прогнозировать потребности на следующие сутки. Это и есть баланс. Кто, где взял ресурс, сколько и кому его поставил. Баланс должен сойтись. То есть стоимостные расчеты за газ – они ежемесячные, а физические – должны исчисляться и прогнозироваться ежедневно.

Итак, когда заработает эта информационная платформа для суточной балансировки?

Непосредственный ответ на этот вопрос должен предоставить оператор ГТС. Нас этот вопрос также беспокоит, однако адекватного ответа мы не получили. Еще в начале года были активные действия по тестированию ИТ-системы, нам даже был предоставлен доступ для возможности обзора функционала системы.

Однако в последние месяцы происходили довольно странные вещи, «Укртрансгаз» заблокировал доступ к системе всем заказчикам услуг и фактически заблокировал работу по имплементации системы. Представители «Укртрансгаза» ищут надуманные поводы для блокирования работы ИТ-системы и, на наш взгляд, как следствие – блокирование внедрения суточной балансировки.

Конечно кроме подготовки ключевой детали (ИТ-системы) важным является также подготовка другого сегмента рынка. Одно из условий – обеспечить дистанционное считывание показателей, чтобы можно было спрогнозировать суточное потребление каждым потребителем, а каждый поставщик должен знать, сколько газа для его потребителей необходимо на эти сутки. Он также должен знать, где этот газ купить и обеспечить ресурсом всех своих потребителей на соответствующие сутки.

Поэтому в Кодексе ГТС, принятом в 2015 году, было предусмотрено, что все не бытовые потребители должны обеспечить установление дистанционных модулей передачи показателей. И последняя категория — самые маленькие потребители (годовой объем учета природного газа, у которых от 10 тыс. куб. м до 100 тыс. куб. м)  — они должны  обеспечить средства учета с дистанционной передачей данных до 25 мая 2018 года.

У нас было несколько пилотных проектов, реализация которых позволила определить необходимые суточные объемы обеспечения газом определенных групп бытовых потребителей. Такие пилотные проекты были реализованы несколькими компаниями (операторами газораспределительных сетей). Мы предусмотрели их реализацию в инвестиционных программах, поскольку там не предусмотрен долг бытовых потребителей обеспечивать дистанционным учетом данных, а прогнозирование нужно для суточной балансировки.

То есть все подготовительные процессы для перехода к суточной балансировке были предусмотрены. Сейчас поступает много жалоб даже от небольших юрлиц по поводу того, что они должны обеспечить дистанционную передачу данных. Но ведь было 2,5 года для того, чтобы спланировать такие действия и накопить деньги. Не бытовой потребитель должен за свои деньги оборудовать счетчик дистанционной передачей данных.

Какова стоимость такого дистанционного комплекса для отдельно взятого потребителя?

Стоимость зависит от того, какой счетчик газа стоит у потребителя. Если есть возможность дооборудовать его модемом, то этот модем стоит примерно 2 тыс. грн. Возможно, в некоторых случаях нужно заменить счетчик – для того, чтобы можно было установить модем для передачи данных. Это конкурентный рынок. Я не в курсе, сколько это точно стоит – возможно, от 3 до 8 тыс. грн.

Как повлияет введение процедуры суточного балансирования на рынок и цену газа?

Сегодня балансы сводятся по результатам месяца поставки. Де-факто такая ситуация открывает один раз в месяц рынок. Суточные балансировки создают стимулы для заказчиков в течение каждого дня выходить на рынок и балансировать собственное портфолио. Такие предпосылки значительно повысят ликвидность рынка природного газа. Следовательно, это может повлиять в сторону уменьшения цены, так как ежесуточная балансировка будет способствовать уменьшению цены из-за уменьшения размера финансовых гарантий и наличия конкуренции.

На сегодня финансовая гарантия предусмотрена в размере 20% от стоимости месячного объема потребленного газа. Финансовая гарантия оплачивается за возможные небалансы – из-за того, что они будут покрыты оператором газотранспортной системы.

Банк-гарант принимает на себя денежное обязательство перед оператором газотранспортной системы по его первому требованию платить за заказчика услуг по транспортировке, в случае невыполнения последним своих обязательств перед оператором газотранспортной системы по договору транспортировки газа.

За счет перехода на суточные балансировки такая финансовая нагрузка существенно уменьшится, потому что расчеты будут осуществляться в разрезе суточного потребления, суточного ресурса поставщика. Это также, возможно, упростит работу газовым трейдерам. Вся Европа работает на суточной балансировке, а у нас иногда возникают ситуации, когда невозможно сбалансировать объемы газа в точках газопроводов — интерконнекторов между двумя странами, потому что у нас лунная балансировка, а у них – суточная.

Сколько в Украине операторов, которые импортируют газ в Украину, кроме «Нафтогаза»? Эксперты сетовали, что «Нафтогаз» пытается не допускать других игроков на рынок.

Точно не скажу, где-то около 30.

Может ли суточная балансировка положительно повлиять на ход переговоров о продлении транзитного контракта с «Газпромом» после 2019 года, как дополнительный аргумент, что ГТС Украины современная, модернизированная и работает по европейским процедурам?

Прежде всего, это будет месседж нашим европейским партнерам, что мы готовы и можем работать по европейским стандартам. Такие действия значительно повысят инвестиционную привлекательность нашего рынка для европейских партнеров.

Мое личное мнение, что именно по этой причине НАК «Нафтогаз Украины» и не хочет вводить суточные балансировки, потому что хочет удержать под своим контролем оператора газотранспортной системы – компанию «Укртрансгаз», транзитера природного газа. Процедура введения суточной балансировки будет способствовать анбандлингу «Нафтогаза», то есть отделению от газового монополиста функции транспортировки и хранения газа.

Мы получим прозрачные незаангажированные процедуры балансирования системы, что не позволят, кому попало влиять на оперативно-диспетчерские решения оператора ГТС.

Анбандлинг вообще был заморожен после Стокгольмского арбитража? Руководитель «Нафтогаза» Андрей Коболев утверждает, что принятая правительством модель анбандлинга якобы требует пересмотра, ведь Стокгольмский арбитраж не утвердил возможность перевода контракта с «Газпромом» на другого оператора транзита?

Со стороны «Нафтогаза» это сдерживающий фактор для дальнейшего развития рынка газа.

Недавно Верховная Рада отказалась создавать единую базу данных потребителей газа, цель, которой – значительно сократить долю так называемых «мертвых душ», на которых облгазы списывают объемы неиспользованного газа?

Я думаю, что эта инициатива «Нафтогаза» создана для того, чтобы за «ниточки» дергать всех участников рынка и монополизировать рынок газа. Конечно, им нужна будет вся абонентская база уже готовая, чтобы не тратить свои усилия для самостоятельного создания, они же хотят быть поставщиками для всех потребителей Украины. Мы не против создания Единой абонентской базы, однако, она должна быть в руках независимой стороны. Возможно это может быть и оператор ГТС, но после его обособления в соответствии с Третьим энергетическим пакетом.

Но они прикрываются благородными намерениями: таким способом обещают сэкономить миллиарды?

Не думаю, что это даст такой эффект. В управлении НАК «Нафтогаз Украины» является ОАО «Кировоградгаз». У НАК есть полный доступ к абонентским базам оператора ГРС. Однако на сегодня информации о колоссальной экономии средств, вследствие поиска «мертвых душ» в НКРЭКУ не поступала. Если эта абонентская база окажется в руках одного поставщика, это создаст риски формирования монополии, что противоречит регламентам и директивам ЕС.

В принципе идея внешне довольно позитивная: создадим базу, будем видеть, кто сколько потребляет?

Так и сейчас это есть, но в дальнейшем монополия только усилится. Предложенная база не имеет целью защитить других участников рынка. Собственно, для чего требуется суточные балансировки? Это как система слежения за движением вагонов — у каждого есть номер, этот вагон едет к владельцу товара, тот владелец ждет вагон с определенным номером. И этот вагон должен быть у него, а не на, условно, станции Фундуклиевка. Ну и нужно еще знать, кто этот вагон отправил и откуда.

Если говорить о том, как осуществляется транзит газа через Украину, известно, что процесс запускает «Газпром», но «Укртрансгаз» не видит шиппер — кодов (аналогия штрих — кодов на все товары, они используются в газовых сделках между операторами ГТС и владельцами газа).

По правилам Европейской сети операторов газотранспортных систем (ENTSOG), с целью унификации и однозначной идентификации субъектов рынка, вводится понятие ЭИС — код — это код энергетической идентификации субъекта рынка природного газа или точки коммерческого учета.

На приграничных газоизмерительных станциях на западной границе Украины российская компания «Газпром экспорт» забирает транспортированный через Украину газ, и только в них есть перечень тех «номеров вагонов» (шиппер — кодов) и получателей товара в Европе. Поэтому внедрение суточной балансировки, прежде всего, на границах, позволит, выбить «Газпром» по нетипичным для Европы процедурам, закрепить статус транзитного государства для Украины, открыть понятную процедуру работы на украинском газовом рынке европейским трейдерам. А это уже увеличит конкуренцию, а увеличивая конкуренцию, мы снижаем цену газа и так далее.

Так же процедура суточной балансировки будет полезной и для газодобывающих компаний – они будут знать, что имеют конкретный рынок сбыта, смогут прогнозировать свою финансово-хозяйственную деятельность, увеличивать добычу и видеть отклик рынка (сколько нужно газа, возможно, нужно изменить режимы). Собственно, это краеугольный камень настоящего рынка газа. Если говорить о монетизации субсидий и решения того перекоса на рынке, который есть на сегодня, то без процедуры суточной балансировки они невозможны.

Процедура суточной балансировки действительно создаст конкуренцию на рынке, потому что можно покупать не раз в месяц у какого-то владельца ресурса, а ежесуточно у разных владельцев. И поставщик сможет выбирать, где дешевле ежедневно, сможет покупать газ на бирже.

Почему «Нафтогаз» противится такой реформе?

Действительно, проанализировав ситуацию, становится очевидным, что на самом деле НАК «Нафтогаз» этого не хочет и создает преграды для запуска суточной балансировки с помощью «Укртрансгаза». Потому что, во-первых, все небалансы будут идти на НАК «Нафтогаз», в частности, небалансы предприятий теплокоммунальной энергетики (ТКЭ). Сегодня самая большая проблема рынка – это все небалансы ТКЭ, с помощью которых НАК сегодня наказывает газораспределительные предприятия или других поставщиков (налаживает штрафы и пени).

Во-вторых, «Нафтогаз» не хочет допускать биржевую торговлю, потому что в соответствии с суточной балансировкой, купить газ для балансировки можно будет на бирже, а это уже конкуренция, а значит, цена будет другая. И тогда «Нафтогаз» не сможет диктовать свою политику благодаря наличию большего объема продаж ресурса, хотя «Нафтогаз» также имеет возможность участвовать в суточной балансировке со своими ценовыми предложениями.

«Нафтогаз» пытается сохранить монопольно высокую цену газа. Но это противоречит закону о рынке газа, который обязывает ввести суточные балансировки?

Да. Именно поэтому мы и настаиваем, что у оператора газотранспортной системы еще есть почти полтора месяца — до 1 августа — для того, чтобы все же «добить» ту информационную платформу, или другую альтернативную, и запустить процесс. За это время еще можно успеть.

Будет ли регулятор как-то вмешиваться в процесс замороженного анбандлинга НАК «Нафтогаз»? 

Это не полномочия регулятора, это дело правительства – оно является владельцем «Нафтогаза». Но мы полностью поддерживаем правительство на выбранном пути анбандлинга – создание «Магистральных газопроводов Украины».

Учитывая то, что сформирован новый состав Комиссии, вы могли бы заявить какую-то позицию по этому поводу. Ведь это влияет на процессы на рынке. 

Мы можем заявить позицию, которая соответствует нашему законодательству: законом о рынке газа предусмотрено, что не должно быть вертикально интегрированной компании (НАК «Нафтогаз»). Должен быть независимый оператор ГТС. Давно есть решение правительства о создании нового оператора на базе магистральных газопроводов Украины.

Согласно постановлению правительства от 01.07.16 №496 «О разделении деятельности по транспортировке и хранению (закачки, отбора) природного газа», которым утвержден план реструктуризации «Нафтогаза», предусмотрено создание ПАО «Магистральные газопроводы Украины», которому нужно передать имущество, используемое для транспортировки газа ПАО «Укртрансгаз».

«Нафтогаз» утверждает, что Стокгольмский арбитраж считает, что нельзя переводить контракт «Нафтогаза» с «Газпромом» на другого оператора? Эта причина, по вашему мнению, весомая?

В соответствии с транзитным контрактом, действительно, его контрагентами являются «Газпром» и «Нафтогаз». Все. А «Укртрансгаз» выполняет функцию транспортировки исключительно на договорных началах с «Нафтогазом», а не с «Газпромом». Но эта ситуация закончится в конце 2019 года. Мое личное мнение: можно было бы процедуру анбандлинга сделать уже сейчас. И ничего этому не мешает, так же, будучи контрагентом по транзитному контракту, НАК «Нафтогаз» может подписать такое же соглашение на транспортировку с независимым оператором ГТС – с «Магистральными газопроводами Украины».

Вице-премьер Владимир Кистион заявил, что правительство в глаза не видело решения Стокгольмского арбитража.

Да, я тоже его не видела, по слухам я знаю, что никто не видел решения Стокгольмского арбитража.

Как это понимать, ведь правительство владеет «Нафтогазом»?

Из прессы мне известно, что «Нафтогаз» считает решение Стокгольмского арбитража своей «интеллектуальной собственностью». Мы несколько раз направляли в «Укртрансгаз» письменные запросы с просьбой предоставить расчеты тарифов на транспортировку природного газа для точек входа и выхода, в том числе для трансграничных точек, просили предоставить свои планы на объемы и мощности транзита, но они, ни разу ничего не ответили. Расчетов не предоставили.

В Энергетической стратегии до 2035 года для сохранения транзита газа территорией Украины предусмотрен перенос точек приема-передачи голубого топлива с западной границы на восток. Как этот вопрос коррелирует с суточной балансировкой?

Без процедуры суточной балансировки это реализовать невозможно. Потому что один из шагов – это создание виртуальной торговой точки, например на базе компрессорной станции «Ромны» (Сумское линейное производственное управление магистральных газопроводов, которое транспортирует более 80% российского газа из России в Европу), которая стоит с другой стороны от газоизмерительной станции «Суджа» (Курская обл.).

А без суточной балансировки это будет «общение глухого с немым». Европейцы не смогут прийти и пользоваться нашей инфраструктурой, потому что инструментарий им непонятен.

В Украину природный газ поступает по 22 магистральным газопроводам. Его учет осуществляется на девяти газоизмерительных станциях (ГИС) и двух пунктах измерения расхода газа (ПВГ). Две ГВС расположены на территории Беларуси, остальные — в России, среди которых станция «Суджа» (Курская обл.)

Блокировка введения суточной балансировки, скорее всего, искусственно создана руками «Нафтогаза». Это наше предположение. Потому что «Укртрансгаз» должен был уже в тестовом режиме с 1 мая запустить информационную платформу. На последней встрече, которая была 15 июня со всеми участниками процесса, мы обсуждали детально, кто и что сделал, почему не сделал и что еще надо сделать.

Все участники, кроме «Укртрансгаза», готовы. Операторы газораспределительных систем отметили, что они у себя даже свою платформу сделали, и осталось только интегрировать их в платформу «Укртрансгаза» для передачи данных. Есть коды — они их все передали, то есть, уже можно наполнять базу, чтобы видеть, кто, где, кому и сколько поставляет газа, и прогнозирование уже есть, можно все это делать даже с бытовыми потребителями. И все другие участники готовы, в частности: биржи, поставщики. Не готов только «Укртрансгаз».

Сколько всего в Украине газовых бирж?

Несколько. В рамках рабочей группы мы общались с Украинской газовой биржей, которая заинтересована развивать рынок газа. Биржи как раз и создают конкуренцию на рынке. И на них выставляются наши внутренние газовые добытчики – и маленькие компании, и «Укргаздобыча». Но суточной балансировкой не предусмотрено, что исключительно на бирже может покупаться газ для балансировки. Покупать можно также и у того же НАК «Нафтогаз».

Вы давно знакомы с главой НАК «Нафтогаз» Андреем Коболевым. Пытались ли лично выяснить мотивы такого бойкота?

Я не могу назвать это знакомством. По работе могли встречаться на совместных совещаниях, в частности в Кабмине, в Минэкономразвития. Как председатель Комиссии я с ним еще не контактировала – не было необходимости.

Совет оптового энергорынка принял решение в сентябре 2017-го о том, чтобы принудительно не включать в работы те блоки тепловых электростанций, которые работают на антраците, даже если их ценовые предложения будут меньше предложения энергоблоков, работающих на газовом угле. Изменения планируются к внесению в Правила оптового энергорынка. Что противоречит украинскому и европейскому законодательству. НКРЭКУ должна дать свою оценку этому. 

Действительно, Совет ОРЭ утвердил изменения в приложении Договора между членами ОРЭ, то есть, к Правилам оптового энергорынка относительно выбора оборудования тепловых электростанций, которые работают по ценовым заявкам. Изменения и дополнения к настоящему договору и его приложениям согласовывают Министерство энергетики и угольной промышленности, НКРЭКУ и Антимонопольный комитет Украины после их утверждения Советом ОРЭ.

Комиссия должна рассматривать этот вопрос только после того, как получит копии документов о согласовании изменений Минэнергоугля Украины и Антимонопольным комитетом. В случае если решения этих органов будут положительные, тогда и НКРЭКУ анализирует и в случае необходимости согласовывает решения Совета ОРЭ. Но Антимонопольный комитет решением от 3 мая 2018 года №228-г запретил согласованные действия в виде внесения изменений в правила ОРЭ.

А секретариат Энергетического сообщества еще осенью 2017 года обратился к вице-премьеру Владимиру Кистиону (копии направлены министру энергетики Насалику и главе НКРЭКУ Вовку, первому заместителю председателя Антимонопольного комитета Нижнику), с требованием не согласовывать изменения в правила ОРЭ как такие, что противоречат целям договора Энергетического сообщества и закона «О рынке электрической энергии».

Следовательно, учитывая позицию секретариата Энергетического сообщества и выводы Антимонопольного комитета, принятие указанных изменений в правила ОРЭ грозит ограничением конкуренции на энергетическом рынке Украины.

За последние три года репутация регулятора ухудшилась. Негативное сопровождение медиа систем  Роттердам+, RAB-тарифов сказываются. Вы видите потребность восстановления общественного доверия к Комиссии? 

Конечно, это наш приоритет. Во-первых, своей открытостью, прозрачностью: любое решение должно обсуждаться и должно быть передано обществу. Сейчас мы хоть немного финансово независимые и уже лучше себя чувствуем, но финансирование Комиссии идет из спецфонда государственного бюджета и в связи с тем, что в нашем бюджете не предусмотрено финансирование на медийную поддержку, мы доносим информацию через наш сайт и путем публичных дискуссий, открытых обсуждений.

Вы уже подписывали решение о премировании членов НКРЭКУ? 

Нет. Мы еще мало времени проработали, чтобы принимать такие решения.

Но у вас есть такие полномочия, когда планируете воспользоваться?

Такие решения принимаются только на открытом заседании — чтобы все знали, сколько мы планируем предусмотреть премий и за какие особые заслуги. Такие премирования происходят лишь раз в квартал. То есть, кроме оклада, мы ничего не получаем. Даже я, имея большой стаж госслужащего, не получаю даже надбавки за выслугу лет.

Энергетическое сообщество ЕС выразило свое видение принятых Комиссией решений, в частности, установленных RAB-тарифов для облэнерго, принятых в пользу определенных бизнес — структур. Это вызвало дискуссию внутри страны, ведь тарифы на электроэнергию резко взлетят. НКРЭКУ пообещала дополнительно проанализировать наиболее резонансные решения и внести коррективы.

Мы прорабатываем изменения. Некоторые замечания, конечно, будут учтены.

С начала 2018 года НКРЭКУ ввела RAB-тарифы с целью привлечения инвестиций в восстановление распределительных энергосетей. Но перед тем как облэнерго были переоценены в разы, особенно резко подскочила стоимость частных облэнерго. И теперь их прибыль (12,5%) будет начисляться на переоцененные активы. Например, стоимость активов частной «ГТЭК Донецкоблэнерго» к приватизации была 575 млн. грн., а после переоценки – 8 млрд. грн. Следовательно, доходы компании теперь вырастут в разы, потому что резко возрастут тарифы для потребителей.

За последние годы стоимость электроэнергии выросла в разы, но не ликвидировано перекрестное субсидирование – десятки миллиардов гривен ежегодно. С 1 июля 2019 года вступает в действие новый закон о энергорынке, которым предусмотрена ликвидация перекрестного субсидирования. Следовательно, Комиссия стоит перед дилеммой: снижать цену для промышленности и поднимать стоимость электроэнергии для населения? 

Я надеюсь, что действительно заработает рынок электроэнергии и тогда в Комиссии больше не будет полномочий регулировать оптовую цену, она будет формироваться на рынке. Мы будем регулировать только монополистов. Но действительно останется проблема с бытовым потребителем. Я думаю, что путь, по которому пойдет правительство, это возложение специальных обязанностей. Как это введено на газовом рынке. А это предусмотрено законом на электрическую энергию.

Такая обязанность должна предусматривать, что, например, для бытовых потребителей, поставляется электрическая энергия по условно «льготной» цене, а разница между рыночной ценой и ценой, что поставляется бытовому потребителю, покрывается в соответствии с определенным правительством порядке.

Можем ли успокоить население: повышение тарифов на электроэнергию не будет.

Мы не планируем в ближайшее время, прибегать к этому.

А вообще, это нормально, когда Ахметов продает электроэнергию в Венгрию дешевле, чем в Украине? 

Думаю, что ненормально. Когда будет создан рынок, тогда все стабилизируется, ведь конкуренция будет стимулировать к снижению оптовой цены. У нас на рынке природного газа в сегменте не бытовых потребителей есть конкуренция, есть из чего выбрать, и там формируется именно конкурентная цена. Так же произойдет и на рынке электрической энергии.

Ситуация в Киеве: развод города с «Киевэнерго». Почему треть жителей столицы сидят без горячей воды и неизвестно когда она будет.

Вся проблема в том, что компания «Киевэнерго» не рассчиталась за предыдущие долги за газ, поэтому «Нафтогаз» не хочет подписывать договоры поставки с новым коммунальным предприятием «Киевтеплоэнерго». Один из выходов — реструктуризация долга, а затем передача его новому предприятию вместе с активами. Это предусмотрено законом и так должно быть.

Я надеюсь, до наступления отопительного периода, или раньше, эта ситуация должна быть урегулирована. Комиссия 14 июня уже выдала соответствующие лицензии на производство тепла и электроэнергии новому коммунальному предприятию «Киевтеплоэнерго». Что касается передачи ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6 в «Киевтеплоэнерго», мы это предусмотрели и обязали до 1 августа предоставить нам окончательные акты приема-передачи активов. Надеюсь, они обеспечат качественное предоставление услуг.

«За мной никто никогда не стоял, я всю жизнь доказывала, что я умная» 

Напоследок вопрос от Facebook-аудитории. Надеемся на откровенный ответ. Вы же понимаете, мало, кто верит, что после Дмитрия Вовка эту должность так просто отдали бы независимому человеку? Кто же стоит за вашим назначением? 

За мной никто никогда не стоял, я всю жизнь доказывала, что я умная, что я чего-то стою.

Председателем Комиссии на конкурсе выбрали умную и независимую женщину. Это же беспрецедентный случай? 

Сама в шоке (смеется).

Отдельные эксперты, например, увидели след Фирташа в вашем карьерном росте, потому что вы инициировали решение о введении абонентной платы за пользование газораспределительными сетями.

Что касается платы за мощность. Это тот самый тариф на распределение, который всегда платили потребители в структуре конечной цены на газ и который действует сегодня, только знаменатель другой (сегодня в знаменателе формулы определения тарифа – физический объем транспортировки, а в новой методологии – техническая мощность).

Это предусмотрено законом, тарифы на рынке природного газа должны оплачиваться как плата за мощность. Дизайн этой платы? В Европе он разный: есть стопроцентно фиксированная плата, где существует двухставочный тариф (часть — фиксированный платеж независимо от потребления газа, вторая часть – за фактический объем транспортируемого газа).

Мы прорабатывали идею двухставочного тарифа и побоялись, что нас еще больше не поймут и воспримут, что это действительно новый платеж: сегодня в структуре цены, тариф на распределение оплачивается как один платеж, а во время двухставочного тарифа их было бы два, и оба за услугу распределения.

Если бы потребители прожили с этим год, то по результатам года они бы поняли, что в большинстве из них годовая сумма расходов была бы меньше, чем сегодня. Да, был бы определенный процент потребителей, у кого бы годовой платеж увеличился бы незначительно (в гривневом измерении – это 20-40 гривен в месяц). А если сравнивать с какими-то товарами, то это было бы не больше, чем пачка сигарет.

Во время разработки новой методологии мы анализировали и рекомендации наших иностранных партнеров. Еще в 2010 году по проекту твининг (проект международной помощи) был проработан такой дизайн тарифов и применение стимулирующего регулирования. Грубо говоря, тариф, который есть, поделить на две части. И это не мое ноу-хау.

Но двухставочный тариф целесообразен там, где есть большая переменная часть. Поскольку у нас 90% расходов газораспределительных предприятий — постоянные расходы, то 10% расходов перекладывать на ставку «за объемы» нет смысла. Такой смысл есть во время стимулирующего регулирования.

Почти во всех странах Европы применяется стимулирующее регулирование, прибыль определяется как норма дохода на базу активов. Не смотря на то, что и норма дохода составляет около 8% (ставка), но в структуре тарифа это занимает 30-40% – прибыль.

И вот как раз с прибыли можно делать ту переменную составляющую, которая не является обязательной в течение всего года. А ставку в 50-60% постоянных затрат – фиксированной платой, которая идет как раз на финансирование стабильности работы, на финансирование обслуживания труб, ибо затраты не зависят от кубов, они зависят от протяженности труб, от состояния имущества, его надо обслуживать и зимой, и летом, а летом – еще и капитальные ремонты. Поэтому, чтобы убрать тот фактор сезонности – летний провал, все условно постоянные затраты были вложены в расчет тарифа на основе мощности.

Автор: Наталка Прудка, Николай Пидвезяный

Источник: Главком

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий