Председатель НСЗУ Наталья Гусак: Лечение инфарктов и инсультов уже полностью оплачено государством, пациент платить не должен

Национальная служба здоровья впервые с конца 2019 года имеет полноценную главу. После четырех неудачных конкурсов Минздрав объявил еще один, пятый. По его результатам службу возглавила Наталья Гусак, которая до этого работала заместителем председателя Черновицкой ОГА.

Наталья Гусак имеет опыт внедрения реформы на местном уровне. Она также являлась экспертом в вопросах управления медицинскими учреждениями в условиях реформирования. Координировала поддержку реформы здравоохранения в Черновицкой и Ивано-Франковской области в рамках программы «ULEAD с Европой».

Свое видение развития Национальной службы здоровья и дальнейшего внедрения реформы Наталья Гусак изложила в первом на должности интервью для LB.ua.

«Во многих медицинских учреждениях нет четкого понимания, как работает НСЗУ» 

Расскажите, пожалуйста, как министру удалось уговорить вас возглавить НСЗУ.

Уговорить?

Разве он не уговаривал вас?

На самом деле в нашей стране происходит все чуточку по-другому. Объявляется конкурс через соответствующий портал Государственного агентства службы. Учитывая то, что он объявлялся пять раз, я задумалась о том, чтобы принять в нем участие.

Я видела, как формируется команда Виктора Кирилловича (Виктор Ляшко — министр здравоохранения). Большинство этих людей, я знала по практической работе. Мне интересно было посмотреть, как они оценивают положение дел, какие у них инициативы, насколько совпадает наше видение того, куда будет двигаться трансформация системы здравоохранения.

С Виктором Кирилловичем я была знакома до этого, один раз говорила по телефону. Потом говорили с ним, когда он приехал в Черновцы — это когда у нас был первый случай ковида. Все внимание тогда было на нашу область. У нас были почти все заместители и из команды Виктора Кирилловича, и из команды предыдущего министра. Когда они все приезжали и общались с руководителями наших медицинских учреждений, было очень много жалоб на НСЗУ.

И я уже тогда для себя четко разделяла, какие из этих жалоб являются справедливыми, а какие — абсолютно несправедливые. И видела, что во многих медицинских учреждениях нет четкого понимания, как работает НСЗУ.

Также к нам в область приезжала миссия ВОЗ, мы с ними говорили с руководителями заведений. И я увидела, что мои идеи, которые я не проговаривала ни с кем раньше, сопоставимы с тем, как видит развитие системы миссия ВОЗ. И тогда для себя решила подаваться на эту должность.

Поэтому когда в пятый раз не состоялся конкурс, и когда я уже поняла, что все свои задачи на посту заместителя председателя ОГА выполнила, то подала свою кандидатуру.

Значит, у вас не было разговора ни с кем из Министерства здравоохранения и правительства?

Предварительно я была на каком-то совещании, и во время кофе-паузы у меня кто-то из заместителей, кажется, спросил, хочу ли я податься. Я восприняла это полушутя. А уже потом имела долгую дорогу домой, обдумывала это, потом обсуждала с разными людьми. На самом деле это было сложное решение.

Кто-то переехал с вами в Киев?

Да, переехал муж. Дети сейчас дома в Черновцах.

«Мы будем подбирать людей» 

Вы уже месяц работаете на новой должности, вошли в курс дел. Что, возможно, планируете изменить в работе НСЗУ? Как видите дальнейшее развитие службы?

Нам надо увеличивать свой потенциал институциональной способности как органа государственной исполнительной власти. Я говорила об этом на собеседовании, а теперь еще больше укоренилась в этой мысли.

НСЗУ берет на себя все больше и больше обязательств — на первом этапе это была только первичная помощь, потом добавились “Доступные лекарства”, потом мы начали контрактовать заведения на специализированную помощь и так далее. Но мы не увеличиваем свою институциональную способность. Из-за этого мы имеем какие-то внутренние, возможно, недоработки и не удерживаем фокус на важных вещах.

Это, например, элементарные вопросы: работа горячей линии, скорость осуществления перерасчетов тарифов или скорость контрактов заведений. Если учреждения решили реорганизоваться и им необходимо возобновить договор уже на нового поставщика медицинских услуг, мы не можем сделать это быстро, потому что у нас в очереди еще тысяча учреждений, которым нужны дополнительные соглашения по отдельным пакетам.

Каким образом вы видите повышение потенциала?

Во-первых, это человеческий, кадровый потенциал. Мы будем подбирать людей. Служба укомплектована фактически на треть, а у нас все больше функций и задач. И в 2022 году их будет еще больше — нам надо думать о высокоспециализированной помощи, нам надо думать о тех заведениях, которые еще вообще не контрактовались и не рассчитывались, о развитии Программы медицинских гарантий. Мы постепенно что-то добавляем, начиная от неонатального скрининга в этом году, а на следующий год будем вводить в тарифы компоненты крови. Это все расчеты, требующие человеческого капитала.

Во-вторых, требуется расширение экспертных кадров. Есть очень много вещей, которые в НСЗУ на самом деле сегодня выполняются несколькими ключевыми лицами. И я понимаю, что эти люди просто выгорают в какой-то момент. Необходимо усиливать экспертный потенциал каждого работника, и взаимозаменяемость должна быть всегда.

За счет дополнительных специалистов?

И за счет дополнительных специалистов, и за счет тех специалистов, которые есть.

После завершения заключения контрактов мы будем говорить о функциях, задачах и содержании работы региональных департаментов. Когда НСЗУ создавалась как орган государственной исполнительной власти, то, согласно ее структуре, представительство НСЗУ должно было быть в каждом регионе. Сейчас мы имеем пять региональных департаментов: северный, южный, западный, восточный и центральный. Каждый объединяет несколько областей. Например, западный — восемь. Эти департаменты нужно укреплять, чтобы у них было больше возможностей и ресурсов работать на местах.

Это вопрос проработки, в том числе, жалоб, это близость к медицинским учреждениям, это коммуникация с органами местного самоуправления, и все это взаимосвязано.

Вы говорите о расширении штата, о новых сотрудниках. Но также сейчас обсуждается, что правительство планирует сократить расходы именно на работу службы и уменьшить зарплаты сотрудников. Это не так? 

Бюджет утверждается в рамках сметного назначения и в рамках бюджетной программы. Насчет сокращения — я не знаю, какой информацией вы владеете. Я слышу из разных источников, что у нас очень низкие зарплаты и что их надо повышать, каким-то образом обеспечить себя, чтобы не было сокращения.

Программа управления, из которой финансируется НСЗУ, в этой части абсолютно дает возможность синхронизировать те зарплаты и то финансовое положение с любым органом государственной власти. Дальше я хотела бы этот вопрос не развивать.

Что изменится в работе НСЗУ в ближайшее время?

Основная задача начала января — заключить все договоры с поставщиками медицинских услуг. 80% договоров должны быть заключены до 15 января, и дальше, соответственно, пойдут первые выплаты. Так же в январе НСЗУ оплатит приоритетные услуги за декабрь.

Если говорить о годовой перспективе для НСЗУ, то я вижу, что у нас есть определенные ошибки на этапе сбора предложений. Для нас важна стабильность работы. Важно, чтобы формирование требований к поставщикам медицинских услуг начали уже в первом квартале 2022 года.

Здесь нужна синхронизация усилий не только больниц и НСЗУ, но и органов местного самоуправления. Они должны видеть наши требования не в конце года, ведь иногда нужны капитальные дополнительные расходы для их выполнения. Не все руководители больниц вовремя ведут коммуникацию с местными властями относительно требований НСЗУ. И потом оказывается, что, например, необходимый рентген покупают в ноябре и больница не успевает получить и оформить на него все нужные документы.

Задача на второй квартал – широко обсудить эти требования со всеми заинтересованными лицами: и с теми, с кем мы вели диалог ранее, и с теми, с кем мы этих вопросов не обсуждали.

Кого вы имеете в виду?

Например, последний месяц я встречалась с медицинскими ассоциациями, которые говорят о том, что на этапе формирования требований у них достаточно много предложений и замечаний.

Это профессиональные сообщества, которые имеют замечания по расчету тарифов или качества услуг?

Не к тарифу, а к требованиям каждого пакета.

Мне хотелось бы, чтобы мы со всеми заинтересованными сторонами широко обсудили тарифы. Также есть ряд стратегических целей, которые мы начнем реализовывать в 2022 году. Например, мы будем пересматривать возможности НСЗУ по заключению договоров на несколько лет, и прорабатывать эту инициативу с поставщиками медицинских услуг. Фактически отдельные консультации уже начались с прошлой недели.

Также важна стратегическая цель — запустить все наши технические процессы. У нас есть определенная незавершенная работа по разработке внутренних информационных систем. Ее завершение даст возможность качественнее выполнять функции и задачи службы.

Речь идет об автоматическом контракте также?

В том числе. Это много процессов, которые зависят от внутренних процессов НСЗУ. Их завершение даст возможность службе быстрее просматривать отчеты, проводить мониторинги и тому подобное. Потому что мы не застрахованы от любых рисков, пандемия нам это показала. Нам пришлось среди года дополнительно заключать более пятисот договоров, а затем появились пакеты вакцинации. Это все дополнительная нагрузка, подкрепленная отчетностью.

«Если больница нарушает условия договора и не устраняет нарушения, наступают штрафные санкции» 

Возможности мониторинга также расширяются?

Да, расширяются. Принято постановление КМУ, которое среди прочего вводит санкции за нарушение условий договора.

Например, фактический мониторинг выявил или мы из документов увидели, что не выполняется требование о закупке и обеспечении медицинского персонала средствами индивидуальной защиты в ковидных больницах. Чтобы не останавливать финансирование, мы составляем для заведения план усовершенствования. Это перечень мер, которые нужно предпринять, чтобы исправить ситуацию. Если больница не выполняет его, то дальше идут штрафные санкции – 1% от уплаченной НСЗУ суммы.

Отлаженная система даст возможность делать много вещей в автоматическом режиме. Начиная от оказания первичной медицинской помощи. В автоматическом режиме можем отследить дубликаты электронных записей, можем отследить умерших лиц, видеть, где пациенты дважды получают одну и ту же услугу.

Да, в последнее время много жалоб на неправильные записи в системе. Люди заходят в «Хэлси» и видят, что они якобы посещали разных врачей в разных частях страны, хотя на самом деле – нет. В таком случае они должны подавать жалобу на горячую линию, да?  

Да.

А как они докажут, что не получили услугу? 

Тут еще вопрос во взаимодействии с семейным врачом. Я сначала советовала бы набрать именно его. Ведь семейный врач — это не просто врач, а дружественный к вам человек. Поэтому стоит все-таки набрать семейного врача и уточнить, почему такая ситуация сложилась.

Иногда мы видим, что в системе есть дубли, и сейчас их вычищаем. За последний год их было несколько десятков тысяч.

Почему так происходит?

Иногда это бывают проблемы с ковидными сертификатами, иногда бывают тезки, и система их подтягивает. В последний раз мы сверили дубли с ГФС по ИНН, это дало возможность идентифицировать людей.

Но это все комплексная работа. Наша электронная система здравоохранения на 2022 год имеет большие планы развития. Например, мы хотим запустить полномерное функционирование электронной медицинской карты пациента и личного кабинета пациента. Каждый сможет увидеть свою историю обращений, что ему выписали и куда направили. Это поможет избежать злоупотреблений.

«Пациент должен получить стент бесплатно» 

Мы плавно подошли к моему следующему вопросу. Что изменится для пациентов со следующего года?  

Если мы говорим о помощи в случае инфаркта, инсульта или родов, то есть приоритетных услугах, то объем тарифа полностью обеспечивает бесплатное оказание медицинской помощи. Здесь лечение инфарктов и инсультов уже полностью оплачено государством, пациент платить не должен. Точка.

Будет ли оплачиваться также расходный материал? Например, стенты?

Пациент должен получить стент бесплатно. Неважно, закупался ли он централизованно или через тариф НСЗУ.

Сейчас этого тарифа достаточно, он является рыночным. Мы видим, что, например, больница «Феофания» им заинтересовалась и будет в этом году контрактоваться. Так же отдельно мы работаем над широкомасштабной коммуникацией с пациентами, чтобы люди понимали, что на самом деле является бесплатным.

Если я напишу про бесплатные стенты, то у меня будет шквал сообщений о том, что людей все-таки заставили купить стенты. Пока эта широкомасштабная кампания разворачивается, как пациенту сориентироваться в безвозмездных услугах? 

Для того чтобы такие вещи выявлять, у нас действует система мониторинга. Сейчас она только на стартовых позициях. Так, в течение года мы отдельно вели мониторинг эффективности и полноты выполнения условий договоров о стационарном лечении. Мы обнаружили, например, что в отдельных больницах до мониторинга НСЗУ 27% получали КТ-обследование бесплатно, а после мониторинга – 97% пациентов.

Сейчас большая часть мониторинга будет сосредоточена именно на приоритетных услугах. Но при этом НСЗУ должна оставаться службой с человеческим лицом и не превращаться в карательно-контролирующий орган.

Мне кажется, что в системе мониторинга важна также роль органов местного самоуправления как учредителей медучреждений. Сейчас НСЗУ сообщает о результатах проверок учредителей, чтобы они также приучались к определенному качеству услуг, которое должен испытывать пациент.

Я помню, как разгонялось предательство, что государство ничего не делает, чтобы помочь больницам в борьбе с ковидом. После принятия постановления Кабмина относительно пакета услуг на стационарное лечение.

Когда ко мне приходили представители органов местного самоуправления и называли фамилии пациентов, которые лечились за свои деньги, я их как учредителей заведения отправляла обратно – поинтересоваться на самом деле своими функциями и полномочиями. Это значит, что прежде чем прийти ко мне, он должен был бы посмотреть, что в его больнице 20 миллионов гривен лежат на счетах, а не идут на лекарственные средства и медицинскую помощь.

В таких случаях результаты мониторинга – это помощь пациенту получить бесплатную качественную услугу и помощь основателю заведения лучше понимать, что происходит.

Например, договор НСЗУ четко прописывает график работы первичного звена. Здесь пациент должен знать не только, кто его семейный врач, а и в какие часы он работает, график работы, номер телефона, который зафиксирован в договоре НСЗУ, и этот телефон должен быть доступным. В договоре так же прописано, что если семейный врач уходит в отпуск, то пациентам должны сообщить, кто его заменяет. Это базовые договорные обязательства. Если они не выполняются, то, по условиям договора, мы можем приостановить оплату.

Часто пациентам не сообщают не только о смене врача на период отпуска, но и о том, что врач уволился.  

Но это также вопрос коммуникации, ведь НСЗУ не может на самом деле добраться до каждого поставщика. Каждый руководитель больницы, который подписывает договор с НСЗУ, должен понимать свои задачи и брать ответственность за указанное условие в договоре. НСЗУ в свою очередь берет ответственность на себя за оплату стоимости услуг до определенного числа, делает взаимопроверки, подписывает отчеты и тому подобное. Результатом этого двустороннего соглашения является качественная медицинская помощь.

Все-таки, что делать пациентам? Жаловаться на горячую линию НСЗУ?

С первых дней создания горячей линии мы ведем коммуникацию с больницами в отношении того, на что жалуются пациенты. Благодаря нашим партнерам в любой поликлинике или больнице теперь есть стенды, где описано, какие услуги являются бесплатными и куда можно жаловаться, если с пациентов требуют деньги.

Мы знаем, что в последнее время очень сложно дозвониться в наш контакт-центр. Это связано с тем, что НСЗУ обслуживает проблематику ковидных сертификатов. Большинство обращений касаются невозможности сгенерировать сертификат через приложение «Дия». Люди, которые имеют жалобы на качество медицинской помощи, должны прилагать значительные усилия, чтобы дозвониться в НСЗУ. Мы это знаем и то, что уже добавилось людей, которые звонят на горячую линию.

Есть еще такой момент – не все знают, что такое НСЗУ, и с этим надо работать. Но многие в то же время понимает, что есть какие-то чиновники в регионе, которые должны отвечать за охрану здоровья.

Но их не будут обвинять, если что-то не будет работать. Будут обвинять реформу.

В этом случае неважно, кто кого будет обвинять. Важно, как мы синхронизируем действия для того, чтобы реформа состоялась. Директора департаментов здравоохранения так же являются входными воротами для жалоб, и они важны.

«На Сумщине есть родильное отделение, которое приняло только четыре роженицы за год»

Я знаю, что со следующего года НСЗУ не будет контрактовать родильные дома и отделения, которые принимают меньше чем 150 родов в год. Какое количество родильных больниц не будет законтрактовано из тех, что были?  

У нас есть повышенные требования к четырем видам приоритетных услуг. Для инфарктов не будет законтрактовано только одно заведение, для инсультов около 20. Больше всего для родов – около 70. Но пока рано считать, там все же роды еще проходят.

Ситуация разнится от региона к региону. Есть регионы, где, например, около пяти заведений не выполняют требований. Но при этом, например, в Кировоградской области, мы знаем, из этих пяти два законтрактуем, чтобы обеспечить доступность оказания медицинской помощи.

Меня поразило одно родильное отделение на Сумщине, где объем предоставленных услуг с апреля по декабрь составлял четыре случая. Мы его не будем контрактовать. Сложно оценить практический опыт врачей, принимающих за целый год четыре случая родов. В Черниговской области есть заведение, где было 12 родов за год.

Честно говоря, это уже вопрос изменения маршрутов пациента. Раньше было так — женщины шли рожать в соответствии с местом прописки и проживания. Если не хочешь, то будь готова заплатить благотворительный взнос. После реформы мы позволили каждой пациентке выбрать заведение, где она будет рожать. Фактически за эти два года с исторического маршрута мы перешли на маршрут рынка медицинских услуг.

Когда есть пять родильных отделений и перинатальный центр или роддом, имеется их структура расходов, то можно увидеть, где ноль закупается по этому пакету услуг, а где рожениц обеспечивают всем, в полном объеме. А тут такой момент, особенно в сельской местности – информация о лучших больницах передается из уст в уста. Куда идти? А туда, где все бесплатно и есть соответствующее отношение. Потому что там борются за каждую женщину, потому что есть настоящая конкуренция на рынке медицинских услуг.

Большинство медицинских ассоциаций понимает, для чего НСЗУ поднимает требования качества. Больницами воспринимается, что мы такие плохие, одних контрактуем, других – нет. Но на самом деле НСЗУ два года контрактовала все родильные отделения.

В то же время формируется региональная политика, на местах работают учредители и департаменты. Они также видят, что происходит на местах. На самом деле уже давно на региональном уровне они могли бы сами вводить, вне наших требований, качественные, правильные, эффективные маршруты пациентов. Думать, что делать с отделениями, как их профилировать, перепрофилировать и как предоставлять второе дыхание для того, чтобы иметь возможность не терять на медицинских услугах.

Наибольшее количество родильных отделений у нас выпадает в Ивано-Франковской, Одесской области.

Вернулись ли партнерские роды в родильные отделения после карантинных ограничений? Будет ли контрактовать НСЗУ те родильные отделения, где партнерские роды так и не восстановили?

Обеспечение партнерских родов есть в требованиях НСЗУ, и их организация — в полномочиях руководства заведения. Конечно, пандемия вносила свои коррективы, но большинство больниц уже наладили этот процесс.

«Все медицинские услуги должны предоставляться в едином медицинском пространстве» 

Вы упоминали, что «Феофания» наконец приобщается в единое медицинское пространство и подписывает с НСЗУ контракт на приоритетные услуги — инсульты/инфаркты. Они будут получать деньги и от НСЗУ, и отдельно из бюджета? 

Они будут получать деньги за приоритетные услуги от НСЗУ. И предоставлять эти услуги за счет НСЗУ. Но также они оказывают ряд других медицинских услуг, которые будут финансироваться так же, как они финансировались до этого времени.

Возможно, присоединится еще кто-то из известных игроков, которые ранее не принимали участия в реформе?

Пока что мне известно только о «Феофании».

А Институт рака, Институт сердца, “Охматдет”? 

Надеюсь, они присоединятся в ближайшее время. Поскольку, наконец, был принят закон о государственных неприбыльных предприятиях, и сейчас учреждения государственной формы собственности будут начинать процесс трансформации.

Я надеюсь, что этот закон будет реализован очень эффективно. По крайней мере, НСЗУ сделает все, чтобы этот закон был реализован в части выполнения наших обязательств.

Мы с первого дня начала реформы говорили, что все медицинские услуги должны предоставляться в едином медицинском пространстве. Это дает возможность всем представителям услуг понимать правила игры, которые для всех одинаковы. А пациентам дает понимание, что в любом заведении, которое относится к государственной или коммунальной сферы собственности, услуги являются полностью бесплатными, они уже оплачены НСЗУ.

Если сейчас начнется подготовка, то, вероятно, государственные учреждения смогут контрактоваться с НСЗУ уже лишь на следующий 2023 год?

Прием заявок на большинство услуг будет открыт в течение всего года. Поэтому если какое-то заведение выполнит требования НСЗУ и захочет иметь контракт — оно будет иметь такую возможность.

Но если мы говорим о высокоспециализированной медицинской помощи и просчете тарифов для нее, то, безусловно, в 2022 году контракт еще не состоится. Речь идет, например, о трансплантации. Что же касается специализированной медицинской помощи — wellcome в одинаковые правила игры.

Не очень многие частные клиники захотели участвовать во втором этапе реформы, то есть предоставлять специализированные услуги за деньги от НСЗУ. Стало ли в этом году больше желающих частников по сравнению с прошлым?

Видела, что частные заведения, которые имели с нами договоры на некоторые пакеты специализированной помощи, отказываются от этого, им становится неинтересно. Не знаю, почему так. Возможно, они еще будут составлять контракты.

Они ждали совместную оплату, насколько я знаю. 

Некоторые наши тарифы, например, разного типа скопии (эндоскопии и т.д.), являются абсолютно рентабельными для большинства частных заведений. Мы даем всем равные возможности, и мы понимаем, что да, это хозяйственная деятельность, могут быть разные причины неучастия в программе.

Среди специализированных заведений, работающих по договору с нами, 87 частных и 13 врачей — ФЛП. Больше всего частных специализированных с договором по НСЗУ работают на Днепропетровщине, в Киеве и Донецкой области. 55 медицинских частных учреждений имеют договор на приоритетные услуги по раннему выявлению онкологических заболеваний.

Есть хорошие примеры, когда частники заходят на те услуги, которых раньше они вообще не рассматривали – это паллиативная медицинская помощь. Услуги мобильного паллиатива предоставляют частные заведения в Никополе, Шепетовке, Одессе, Кулиничах, Изяславе, в Хмельницком, Харькове и Черновцах. Договор на стационарный паллиатив имеет частное заведение в Кропивницком. Также частные заведения работают по договору с НСЗУ на гемодиализ.

Гемодиализ – это вообще яркий пример государственно-частного партнерства. Мы начинали контрактовать гемодиализ исключительно с коммунальными учреждениями. Они брали оборудование в аренду на условиях какого-то оперативного управления или партнерства у частников. А потом частники поняли, что они могли бы не просто сдавать оборудование в аренду, а выходить на прямые договоры с НСЗУ, потому что это выгодно. И у нас становится все больше и больше таких услуг. Сейчас у нас таких поставщиков девять.

Мы также хотели бы привлекать частные учреждения к пакетам реабилитации. Потому что частная реабилитация по стандартам отличается от государственной. У них было больше возможностей изучать зарубежный опыт и приближать услуги к европейским стандартам.

Когда-то, когда я работала экспертом U-Lead по реформированию медицинского сектора, я была в интересной больнице в Ивано-Франковской области. Идешь по больнице, а там ни одного пациента нет, только кровати.

Было понятно, что больнице надо перепрофилироваться. Руководство искало, чем им заниматься. У них было несколько массажных кресел, кажется, несколько этих аппаратов, которые касались ранее физиотерапии, и ульи с пчелами. И мне главный врач говорит: ”Вы знаете, на самом деле ульи с пчелами – это также реабилитация». Здесь понимания, что такое реабилитация, просто не было.

И как, та больница сейчас законтрактована на реабилитацию? 

Не думаю, что они имели возможность выполнить требования НСЗУ. Потому что у нас уже есть сформулированные и опубликованные требования, какой должен быть кадровый потенциал, каким должно быть материально-техническое обеспечение. За последний год сделано очень много, чтобы посмотреть на медицинскую реабилитацию под другим углом. Хотя мне кажется, что нам еще есть над чем работать.

Но есть и хорошие примеры. Когда Вашкивецкая ОТГ Черновицкой области была классической участковой больницей с инфекционным, хирургическим, терапевтическим отделениями, принимала много родов. Позже количество пациентов уменьшилось, их маршруты изменились. Врачи пошли искать лучшую работу. Закрылось родильное отделение, затем хирургическое. В начале реформы больница имела, по сути, лишь терапию. Посчитав бюджет, они поняли, что никак не выживут.

Я как эксперт за три месяца посчитала для них, что в радиусе двухсот километров нет ни одного учреждения, которое предоставляло бы услуги реабилитации после инсультов, и нет учреждений паллиативной помощи. Соответственно больница могла бы занять эту нишу и законтрактоваться в НСЗУ.

Я тогда, если честно, не верила в управленческий потенциал этой больницы, потому что мне казалось – достаточно сложно за два месяца выполнить все требования НСЗУ, сделать ремонт и наработать лицензию. Но они все смогли. Нашли оборудование через благотворителей, провели капитальный ремонт отделений, настроили доступность. Больница вовремя получила лицензию и законтрактовалась с НСЗУ. Сейчас они уже второй год имеют финансирование.

На самом деле, если больница не может законтрактоваться в хирургии или родах, это означает, что стоит поискать себя в других направлениях.

«Поднять любому заработные платы в Украине — это всегда хорошая идея» 

С нового года во всех медицинских учреждениях, которые получают деньги от НСЗУ, должны вырасти зарплаты: минимальная зарплата врачей — до 20 тысяч, медсестер — до 13,5 тысяч. Как вы думаете, все же насколько это хорошая идея — централизованно поднимать зарплаты в коммунальных некоммерческих учреждениях? 

Поднять кому-либо заработные платы в Украине — будь это учитель, или это врач — это всегда хорошая идея. Но не скажу, что это идея очень легкая в реализации. Потому что есть ряд моментов относительно распределения ответственности. Важно, чтобы все синхронизировали свои действия, важно понимать, кто на самом деле ответственный в конечном результате.

Еще на первом этапе трансформации системы здравоохранения речь шла о том, что реформа даст возможность значительно поднять заработные платы. Действительно, на первичном звене большинство заведений существенно повысили заработные платы. Есть исключения, связанные с подходом либо основателя заведения, либо его руководителя.

Например, в одном заведении в Ивано-Франковской области один семейный врач имеет в команде шесть медсестер. И это на 600 пациентов с декларациями. Когда я спрашиваю, почему так, мне ничего не могут ответить. Зачем нужно шесть медсестер одному врачу? Деньги распределяют на всех.

То же касается и специализированной помощи. Местные власти не всегда понимают, за что платит НСЗУ, и еще меньше понимают, как этими средствами распоряжаться. Почти 100 поставщиков медицинских услуг по Украине постоянно нам жалуются, что учредители заставляют оплачивать коммуналку средствами НСЗУ. Или что все средства идут на капитальные затраты: ремонты, оборудование. Это хорошо, но сначала должны быть закуплены лекарства для пациентов и мотивированный персонал, а потом уже в больницу можно купить четвертый аппарат УЗИ.

Есть большие перекосы от заведения до заведения. Кто-то имеет возможность покупать и лекарства, и медицинские средства, и мотивировать персонал, и повышать зарплаты. А кто-то иначе использует деньги НСЗУ. Поэтому об этом надо также говорить с учредителями. Средства, которые платит НСЗУ, должны идти на качественную медицинскую помощь, а не лежать на счетах, тогда как персонал не мотивирован и лекарства не закуплены.

Например, тариф на роды был девять тысяч. Сам тариф должен обеспечить и достойную оплату медработников, и все медицинские препараты. Женщина ничего покупать не должна. Когда мы анализировали, как заведения использовали эти средства, то оказалось, что в некоторых заведениях действительно повышают зарплату персонала и уже достигли уровня, который ставит указ президента. И при этом еще закупают лекарства. А в других больницах на приоритетную услугу — роды — могут закупать лекарств на ноль гривен.

Вы сейчас рассказали, что есть заведения, где все работает, как следует, и есть заведения, в которых все работает не очень. Во втором случае владелец должен обратить внимание на то, что происходит в его заведениях, почему они покупают четвертый аппарат УЗИ, а врачи до сих пор получают по шесть тысяч гривен. Это логика реформы, которая внедряется с 2017 года. Заведения автономные, решение принимает собственник. Но вдруг президент решает централизованно поднять всем врачам зарплаты до одинакового уровня.

Не вопрос, чтобы всем одинаково. В постановлении указана базовая заработная плата. Есть примеры зарплат и более 20 тысяч. Я уверена, что каждый управленец, который заботится о своем заведении и о том, чтобы привлекать лучших врачей, всегда найдет возможность дифференцировать зарплаты в соответствии с вкладом конкретного сотрудника.

А вы не думаете, что в заведениях те, кто получал больше, начнет получать меньше, чтобы хватило денег поднять минимальную зарплату всем?  

Никто не отменяет рынка медицинских услуг и конкуренции между медицинскими учреждениями, которая будет исключительно усиливаться.

Внутренних ресурсов, Программы медицинских гарантий и органов местного самоуправления абсолютно достаточно для того, чтобы правильно настроить работу. Но если мы говорим о системном видении, вы помните, как запускалась трансформация системы здравоохранения на первичном уровне? Сколько было подготовительной работы? Я помню множество учебных курсов, семинаров для руководителей заведений, я помню множество требований, например, к компьютерному обеспечению.

Так случилось, что специализированная медицинская помощь вошла в реформу уже тогда, когда грянул ковид. Сейчас из-за нехватки дополнительного обучения не все учредители понимают, что вообще такое финансово-хозяйственная деятельность коммунального некоммерческого предприятия.

Не все до конца понимают, на что выделяются средства, как их правильно перераспределить, какой от этого должен быть эффект. А эффект должен быть таким, что каждый их пациент, каждый житель общины придет и получит на самом деле бесплатную услугу — и ему не придется покупать лекарства и все остальное. Поэтому, я думаю, нам надо все же усилить коммуникацию с учредителями и разделять с ними ответственность за трансформацию системы здравоохранения.

Вы говорите, что ресурсов поднять врачам зарплаты до 20 тысяч хватит. Но все же есть определенная часть заведений, которые даже по подсчетам Минздрава не способны сделать это с января. А МИНЗДРАВ в своих подсчетах закладывает поддержку местной власти на уровне 40%, которой реально нет даже близко. Что должно происходить в заведениях, которые не смогут выплатить повышенные зарплаты? 

Если говорить о деятельности самих заведений — это их собственная внутренняя хозяйственная деятельность. Для меня, председателя НСЗУ, важно, чтобы все эти заведения своевременно получили финансирование в соответствии с договорами с НСЗУ, это, во-первых. Во-вторых — донести органам местного самоуправления, что тарифы на услуги на самом деле увеличены, и финансирование программы медицинских гарантий также значительно возросло.

Государство увеличивает объем финансирования медицины через программу медицинских гарантий. Возможно, местным властям также стоит посмотреть, что можно вложить в развитие и поддержку больниц.

Больницы с неустойчивой финансовой ситуацией могут иметь проблемы со структурой расходов. Я уже говорила о перекосах, и это не всегда в части медицинского персонала. Это может быть перекос в сторону административно-хозяйственного персонала. Или перекладывание ответственности за уплату коммуналки на ПМГ. Или формирование качественных медицинских услуг за счет капитальных расходов, а не мотивации медиков и закупки лекарств. Когда органы местного самоуправления это поймут, то получат возможность более основательно посмотреть, что на самом деле делается в больницах.

Сейчас мы идентифицировали больницы, у которых не все в порядке с финансовой стабильностью. Мы будем с ними работать, налаживать контакт и доносить информацию через межрегиональные департаменты, местное самоуправление. Для того чтобы владельцы заведений, утверждая финансовый план, обратили внимание на различные проблемные вещи.

Можно ли сказать, что необходимость поднять зарплаты обострила вопрос оптимизации заведений, который стоит перед учредителями? 

Вопрос обостряется в части ответственности. Основным ресурсом в общине в любом случае являются люди. Их здоровье и жизнь должны быть в приоритете общин. Здесь внимание к медицинским учреждениям должно быть приоритетным. Государство свою часть работы выполняет. Финансирование программы медицинских гарантий на 2022 год выросло на 27%. В тарифах учтена заработная плата, равно как и лекарства. Но в тарифах не учтены коммунальные платежи, к примеру.

Государство не отменяло каких-либо других норм, не добавляло какой-то другой ответственности, которой не было раньше.

Кроме того, что прибегло к ручному регулированию уровня зарплат в автономных заведениях.

Я не называла бы это ручной регулировкой. Это базовая заработная плата. Так же можно сказать, что тарифная сетка – это также ручная регулировка.

НСЗУ — это при любом понимании вертикаль, соответственно правительства Украины. Это учреждение, которое работает подотчетно Министерству здравоохранения. Мы являемся стратегическим закупщиком, но в любом случае мы орган, который работает в рамках реализации всей политики в сфере охраны здоровья. И я не хотела бы говорить сегодня о том, что мы можем выделять себя, и говорить, что кто-то будет входить в кризисные коммуникации, а мы немного не такие — и поэтому их не будет. Для нас это вызов.

Для НСЗУ это точно вызов. Потому что когда врачи не получат повышенных зарплат, они придут с претензиями именно к вам. 

Значит, нам нужно еще больше общаться, еще быстрее коммуницировать, еще эффективнее. И там, где мы недостаточно ведем коммуникацию, мы это прекрасно знаем. Потому что многие вещи касаются какого-то негатива НСЗУ, и это вопрос не кризисных коммуникаций в целом. Это вопрос того, что мы доводим до этих кризисных коммуникаций.

Автор: Виктория Гуерра

Источник: LB.ua

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий