Председатель совета Национального банка Украины Богдан Данилишин об итогах 2020 г. и задачах на 2021 г.

Основные достижения и неудачи украинской экономики в 2020 году и экономические риски 2021 года.

Экстраординарные шоки пандемии, вызвавшие усиленное сокращение реального ВВП в Украине, динамика падения которого, началась еще до кризиса от коронавируса.

В течение 2020 года траекторию падения ВВП удалось затормозить, и по результатам года снижение реального ВВП будет вероятно находиться на уровне до -5%, которое использовалось правительством при составлении плана государственного бюджета на 2020 год.

Стоит отметить, что восстановление экономической активности в Украине происходит быстрее, чем в большинстве соседних стран Европы.

Так, если в III квартале ВВП Украины сократился на 3,5% против соответствующего квартала предыдущего года, то в таких странах как Чехия – на 5%, Венгрия – на 4,6%, Румыния – на 6%, Хорватия – на 10%.

Стабильность банковской системы

Экономический кризис в связи с распространением эпидемии COVID-19 не привел к нарушению стабильности банковской системы в Украине.

Банковская система Украины сохраняет значительный запас финансовой устойчивости и потенциала к кредитованию: адекватность регулятивного капитала банков на 01.12.2020 составляла 21,67%, в том числе основного капитала – 15,51%, что более чем вдвое превышает нормативные значения Н2 и Н3 (10% и 7% соответственно).

Регулятивный капитал банковской системы вырос в ноябре на 0,6%, а с начала года – на 21% – до 181,9 млрд. гривен. Банки также с существенным запасом выполняют нормативы покрытия ликвидности (LCR) как в иностранной валюте, так и по всем валютам.

Низкий уровень развития кредитного и фондового рынка поспособствовал тому, что кризис реального сектора почти сказался на стабильности финансового сектора.

Риски дестабилизации финансового сектора были невысокими. Источником распространения кризиса на этот раз, в отличие от всех предыдущих кризисов (1997, 2008 и 2014 годов) был не финансовый сектор, а реальный сектор и сфера здравоохранения.

Поэтому в достижения этого года можно записать добросовестное выполнение банковской системой своей функции обслуживания клиентов (включая адаптацию сервисов к кризисным условиям), обеспечение стабильного функционирования валютного рынка, устранение проблемы массового дефолта заемщиков.

Целевой уровень инфляции

После пребывания в течение 11 месяцев уровня более низкого, чем целевой коридор Национального банка, по результатам 2020 года потребительская инфляция вернется к целевому диапазону, определенному «Основными принципами денежно-кредитной политики на 2020 год».

В то же время длительное пребывание инфляции ниже, чем нижняя граница целевого диапазона обусловило дополнительную нагрузку на заемщиков, которые вынуждены были обслуживать кредиты по ставкам, которые включали завышенный уровень инфляции, который не был реализован.

Несмотря на вероятность временного превышения инфляцией своего целевого уровня в 2021 году, сдержанный внутренний спрос будет определять умеренные темпы роста цен в Украине в среднесрочной перспективе.

Успешный бюджетный год для государственных финансов 

Несмотря на негативную экономическую динамику в течение года Министерству финансов удалось наверстать отставание от плана (более 40 млрд. грн. в начале года), и в 2020 году доходная часть бюджета была выполнена.

В то же время, ряд политических эксцессов привел к срыву выполнения плана внешних государственных заимствований, в результате чего в конце года наблюдалось напряжение с выполнением плана расходов, а также стремительно повысилась процентная ставка по новым размещениям ОВГЗ.

В декабре украинская сторона провела успешные переговоры с МВФ, что разблокировало программы внешнего кредитования.

Сохранено доверие и поддержка международных партнеров

Эффективные переговоры с международными партнерами о продлении программ финансовой поддержки Украины способствовали разблокированию доступа Украины к международным финансовым рынкам и достижению существенного прогресса в реализации кредитных соглашений с международными организациями.

Министерство финансов обеспечило получение от Европейской комиссии первого транша в рамках программы макрофинансовой помощи объемом 600 млн. евро под процентную ставку с погашением в 2035 году, что увеличило общую выборку Украиной средств льготной кредитной поддержки ЕС в 2014-2020 гг. до 4,4 млрд. евро.

Между Украиной и МБРР было подписано соглашение о втором дополнительном финансировании, направленном на преодоление последствий пандемии COVID-19, в размере 300 млн. долларов США.

Правительство Украины подписало кредитное соглашение с Европейским инвестиционным банком по проекту восстановления инфраструктуры Донбасса общим объемом 340 млн. евро.

Украина также осуществила размещение дополнительного выпуска еврооблигаций на сумму 600 млн. долларов США с рекордно низкой доходностью 6,2% и ценой предложения при вторичном размещении 108,914%.

Состояние платежного баланса улучшилось

В 2020 г. текущий счет платежного баланса улучшился более чем на 11 млрд. долларов США по сравнению с прошлым годом.

Это было вызвано сокращением спроса на импорт и ростом цен на ключевые товары украинского экспорта, а также устойчивостью поступлений на оплату труда и переводы граждан, объем которых снизился лишь на 7% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Присутствие Национального банка на валютном рынке позволило предотвратить необоснованное укрепление гривны и способствовало сохранению ценовой конкурентоспособности украинских экспортеров, что положительно повлияло на динамику экспорта.

Введена государственная поддержка кредитования

В 2020 году успешно начата реализация президентской инициативы по стимулированию кредитования малого и микробизнеса путем внедрения программы компенсации части процентной ставки по банковским кредитам. Это позволило бизнесу получить около 16 млрд. гривен кредитов с компенсацией процентов.

Начата программа предоставления портфельных гарантий государства по кредитам под открытие нового бизнеса. На такие цели в Государственном бюджете в 2021 году предусмотрено 5 млрд. грн.

Снижены ставки по кредитам банков 

Средневзвешенная ставка по гривневым корпоративным кредитам в гривне в декабре 2020 года составляла около 8,2% годовых, что почти вдвое ниже, чем в декабре прошлого года.

Это стало возможным благодаря снижению учетной ставки НБУ, что ускорило нисходящий тренд по стоимости фондирования банков за счет гривневых депозитов, процентные ставки по которым в декабре снизились до исторически самого низкого уровня – 4,5%, в том числе по гривневым депозитам субъектов хозяйствования – до 3,9%, физических лиц – до 8,8%.

Что не удалось сделать в 2020 году – задача на 2021 год 

Возобновление процесса кредитования не состоялось. Уровень кредитования экономики находится на отметке около 12% ВВП. Это — один из самых низких показателей в мире.

Начиная с апреля 2020 года, прирост кредитования экономики приостановился. Колебания номинального прироста работающих кредитов происходят в пределах +/- 1 % к предыдущему году (с учетом эффекта изменения обменного курса). Разрыв с соседними странами по уровню кредитной поддержки экономики – увеличился.

Институт финансового посредничества работает неэффективно

Застой в сфере кредитования экономики наблюдается на фоне динамичного роста денежной массы в банковской системе. Наряду с этим сокращается денежный мультипликатор. Это является признаком того, что институт финансового посредничества и механизм монетарной трансмиссии работают неэффективно.

Особое беспокойство вызывает тот факт, что в условиях дефицита кредитной ликвидности в экономике банки увеличивают свои вложения во внешние активы.

Слабая инвестиционная активность предприятий

Уровень инвестиций в экономике, который и до этого находился на низком уровне (до 18% ВВП), в период кризиса существенно ухудшился. За 9 месяцев текущего года валовое накопление основного капитала составляет лишь 12,6% ВВП. При этом среди источников финансирования инвестиций кредиты украинских банков составляют лишь 4,3% (в 2019 г. было 5,6%).

В значительной степени инвестиционный процесс 2020 г. поддерживался за счет государственных инвестиций в инфраструктурные проекты (доля средств государственного бюджета среди источников инвестиций выросла до 6% против 4,9% в прошлом году).

Приток иностранных инвестиций остается низким

Торможение структурных реформ и неопределенность перспектив влияния пандемии на украинскую экономику пока сдерживает настроения потенциальных внешних инвесторов. Сальдо притока ПИИ за 10 месяцев 2020 г. составило лишь 0,2 млрд. долларов США. Чистый приток портфельных инвестиций в частный сектор также был близок к нулю.

Почти в течение всего 2020 года нерезиденты изымали средства из гривневых ОВГЗ. Лишь на последних аукционах декабря их доля в ОВГЗ несколько увеличилась (за 11 месяцев 2020 г. портфель ОВГЗ, которые находятся в собственности нерезидентов, уменьшился на 28% до 77 млрд. грн. по состоянию на 11.12.2020).

Падение сбережений

Падение сбережений – ключевой тренд украинской экономики последних лет. Падение доли ВВП, которая направляется на прирост национальных сбережений, стало специфическим признаком нынешнего состояния экономики Украины.

К сожалению, во время кризиса эта негативная тенденция усилилась. За 9 месяцев 2020 г. на цели формирования национальных сбережений было направлено лишь 7% ВВП (в 2017 г. было 17,8%, в 2018 г. – 15,2%, в 2019 г. – 12,2%).

Притом, что в странах ЕС в условиях нынешнего кризиса, напротив, наблюдается стремительный рост сбережений (до 27% ВВП), что формирует фундамент для быстрого посткризисного восстановления их экономики.

Уменьшение сбережений домашних хозяйств

С середины 2019 года домашние хозяйства Украины не только не создают заметного позитивного вклада в национальные сбережения, но, наоборот, уменьшают их. За последний текущий год (по состоянию на II квартал 2020 г.) норма сбережений населения составляет — 0,9% от их располагаемого дохода.

Для сравнения – среднегодовой за последние 10 лет прирост сбережений населения в странах ЕС не опускался ниже 10% ВВП, а в период нынешнего кризиса – стремительно повысился до 20% ВВП.

Низкий уровень формирования сбережений консервирует проблему экономической отсталости Украины, поскольку при таком состоянии не создается базовый ресурс для инвестиционного воспроизводства экономического роста.

Основные риски 2021 года 

Продолжение негативного влияния коронакризиса на экономику 

Снижение ВВП Украины за 9 месяцев 2020 года составило 5,4%, а по результатам года в целом составит около 5%. Основным драйвером восстановления экономической активности продолжают выступать отрасли с быстрым оборотом средств. В частности, розничная торговля, физические объемы которой за 11 месяцев 2020 года выросли на 7,8% к соответствующему периоду прошлого года.

В то же время, инвестиционная активность предприятий является критически низкой – объем капитальных инвестиций предприятий за 9 месяцев 2020 года был на 35,4% ниже показателей прошлого года, а производство промышленных товаров инвестиционного назначения в октябре 2020 года – на 19,3% ниже октября 2019 года.

Недостаток капитальных инвестиций консервирует состояние отечественного производства товаров с высокой добавленной стоимостью и ограничивает экономический потенциал отечественной экономики.

Недостаточная глубина внутреннего рынка государственных заимствований 

Общая сумма потребностей в финансировании государственного бюджета в 2021 году составит около 16% ВВП, что наряду с плановыми показателями 2020 года является рекордными значениями за всю историю Украины.

Для финансирования потребностей в погашении долга и покрытия дефицита в 2021 году предполагается привлечь 702 млрд. гривен (в том числе внешних – 153,3 млрд. гривен, внутренних – 549,1 млрд. гривен), еще 12 млрд. грн. планируется получить от приватизации государственного имущества.

Несмотря на то, что почти 70% потребностей в финансировании бюджета предполагается покрывать за счет внутренних заимствований, это ставит соответствующие требования по емкости и ликвидности рынка ОВГЗ. Существенное расширение участия государства на внутреннем рынке государственных заимствований может негативно повлиять на стимулы банков осуществлять кредитование реального сектора экономики и спровоцировать рост процентных ставок по кредитам.

Высокая стоимость государственного долга 

Высокая стоимость государственного долга может вызвать кризис государственных финансов и существенно ограничивает возможности фискальной политики. Расходы на обслуживание долга в 2021 году составят 161 млрд. грн. или 3.6% ВВП (это существенно выше, чем в 2018-2020 гг.).

Поскольку уровень государственного долга составляет около 60% ВВП, это означает, что эффективная ставка обслуживания государственного долга Украины составляет около 6% годовых. Это вдвое выше аналогичной процентной ставки в странах мира с формирующимися рынками.

Зависимость государственных финансов от долгового финансирования существенно усилилась в течение 2018-2019 годов. Если в 2017 г. новые заимствования составляли 16% от суммарного потока средств от налогов, социальных взносов и заимствований, то в 2018 г. этот показатель вырос до 19%, в 2019 г. – до 24%, а в период за текущий год с ноября 2019 г. по октябрь 2020 г. – до 26%.

Риск повышения стоимости государственных заимствований существенно усложняет выполнение государственных программ по поддержке экономики, которые являются необходимыми для выхода экономики Украины из кризиса.

Отсутствие достаточного пространства для финансирования государственных расходов по приемлемой стоимости ставит Украину в неравные условия со странами ЦВЕ в контексте преодоления последствий кризиса.

Волатильность цен на мировых финансовых и товарных рынках

Несмотря на то, что конъюнктура на мировых сырьевых рынках в 2020 году была благоприятной для украинского экспорта, значительная зависимость Украины от динамики цен на внешних рынках остается фактором риска.

Государственная промышленная политика должна в дальнейшем направляться на стимулирование инвестиционной активности в отраслях с высокой добавленной стоимостью, что будет способствовать как увеличению валютных поступлений в страну, так и уменьшению зависимости от конъюнктуры внешних рынков.

Как выполнить задание на 2021 год? 

Развитие инструментов инвестирования

Стимулирование сбережений будет осуществлено путем улучшения выполнения перераспределительной функции государственных финансов, повышения эффективности института финансового посредничества, улучшения механизма монетарной трансмиссии. Это потребует конструктивного взаимодействия монетарной и фискальной политики.

Со стороны государственных финансов мерами должны быть: более справедливое перераспределение доходов; устранение диспропорций в оплате труда различных отраслей, которые финансируются из бюджета; введение адекватного уровня прожиточного минимума; упрощение механизмов привлечения средств граждан в государственные ценные бумаги.

Со стороны монетарного блока – повышение денежного мультипликатора путем усиления заинтересованности банков в кредитовании инвестиционных проектов в национальной экономике (вместо аккумулирования средств на НОСТРО-счетах в иностранных банках и в ценных бумагах иностранных эмитентов); повышение заинтересованности банков в развитии финансовой инфраструктуры и привлечении средств граждан в банковскую систему для их производительного использования.

Развитие инструментов инвестирования на основе усиления аллокационной функции государственных финансов, формирование точек роста с высоким мультипликационным эффектом (включая развитие физической инфраструктуры).

Возобновление кредитования экономики и оздоровление механизма трансформации национальных сбережений в инвестиции через банковскую систему; создание институциональных предпосылок (завершение структурных реформ) для повышения заинтересованности иностранных инвесторов в инвестировании в производственный потенциал национальной экономики; государственное содействие привлечению стратегических инвесторов в крупные инвестиционные проекты.

Активная политика на внутреннем рынке государственных заимствований

В международной практике с начала кризиса, связанного с коронавирусом, центральные банки, как развитых стран, так и стран с формирующимися рынками прибегли к созданию или расширению программ выкупа активов. Обычно такие программы направляются на восстановление кривой доходности на долгих сроках, недопущение роста рыночных процентных ставок и дестабилизирующих тенденций на рынке.

Среди стран с формирующимися рынками, с начала коронакризиса программы «количественного смягчения» с масштабным выкупом государственных облигаций на рынке, ввели центральные банки Венгрии, Польши, Румынии, Хорватии, Турции, Южно-Африканской Республики, Чили, Колумбии, Коста-Рики, Индонезии.

Восстановление Национальным банком операций с государственными ценными бумагами на открытом рынке, учитывая имеющийся мировой опыт и положение закона Украины «О Национальном банке Украины» позволит минимизировать угрозы широкомасштабного кризиса в реальной экономике и секторе государственных финансов.

Объем таких операций должен быть достаточным для покрытия разрыва финансирования дефицита государственных финансов с учетом наличия других источников.

Стимулирование привлечения средств населения в ОВГЗ

Практика других стран мира показывает, что именно в периоды финансовых кризисов заимствования государства у населения становятся одним из каналов финансирования потребностей правительства в валютных средствах ввиду снижения суверенных рейтингов и ограниченного доступа к коммерческим внутренним и внешним рынкам капиталов.

По данным Eurostat, объем заимствований у населения, которые смогли мобилизовать правительства Венгрии, Португалии, Мальты превышает 10% ВВП; Кипра, Италии, Ирландии – более 3% ВВП по состоянию на конец 2018 года.

После восстановления экономического роста, стабилизации состояния государственных финансов, улучшения суверенных кредитных рейтингов, как правило, правительства постепенно уменьшают суммы заимствований у населения, отдавая предпочтение коммерческим заимствованиям на внутренних и внешних рынках.

Привлечения в бюджет валютных средств населения в ОВГЗ позволит получить альтернативный канал покрытия потребностей правительства в иностранной валюте и снизить внешние долговые риски государственных финансов.

Внедрение целевых программ рефинансирования банков

Введение целевых операций долгосрочного рефинансирования банков, что будет направляться на антикризисную поддержку предприятий реального сектора, позволяет активизировать (ускорить) кредитование экономики и предотвратить «вытеснение» финансовых ресурсов из реального сектора в пользу государственных заимствований.

Такая практика уже применяется в странах ЕС. С 2014 года Европейский центральный банк (ЕЦБ) ввел программу TLTRO, которая направлена на рефинансирование банков Еврозоны под кредиты, предоставленные нефинансовым корпорациям и домохозяйствам (преимущественно для малого и среднего бизнеса) на льготных, по сравнению со стандартными условиями.

Основной целью таких изменений является поддержка наиболее пострадавших от кризиса малых и средних предприятий. Разработка и внедрение Национальным банком инструментов целевого рефинансирования банковских кредитов, предоставленных субъектам экономической деятельности, облегчит нагрузку на государственный бюджет в части мер, направленных на поддержку экономической деятельности.

Расширение государственных программ поддержки кредитования

Объем предоставленных кредитов в рамках государственной программы «Доступные кредиты 5-7-9%» составляет на сегодня лишь 3,6% от общего объема кредитов субъектам малого и микропредпринимательства. При этом параметры программы не поощряют увеличивать объемы нового кредитования банки-партнеры, однако стимулируют банки и их клиентов использовать бюджетные ресурсы для рефинансирования ранее выданных кредитов под 0%.

Учитывая это, целесообразно усовершенствовать критерии участия в государственной программе «Доступные кредиты 5-7-9» с целью ее фокусировки на вновь созданные бизнесы и бизнесы, которые являются наиболее уязвимыми к снижению спроса вследствие кризиса COVID-19, и усиления его инвестиционной направленности.

Дальнейшее конструктивное взаимодействие монетарной и фискальной политики является ключевой задачей на будущее и фактором успеха государственных антикризисных программ. Акцентом такого взаимодействия должно быть создание условий для эффективного перераспределения доходов, формирования единого внутреннего рынка и стимулирования новых инвестиций в расширение производственного потенциала национальной экономики.

Автор: Богдан Данилишин, председатель совета НБУ, академик НАН Украины

Источник: ЭП

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий