05.10.2018 – Заместитель генерального директора Генерального директората по вопросам политики соседства и переговоров по расширению Европейской комиссии Катарина Матернова в интервью УНИАН рассказала, почему важно не сбавлять обороты в проведении реформ накануне выборов, почему не следует называть конкретные даты вероятного вступления Украины в ЕС и выразила мнение относительно намерений закрепить евроинтеграционный курс в Конституции.
Читайте также: Посол Украины в Румынии Александр Баньков: «Темные времена» в наших отношениях закончились
Посол Сергей Корсунский: В дипломатии нет, и не может быть никаких мелочей
Evas2 – инструкция по регистрации в Литовском консульстве
Посол Венгрии Эрно Кешкень: Украине не надо так строго относиться к двойному гражданству
Со времени провозглашения украинской властью стратегического направления на внешнеполитическое углубление отношений и сближение с Европейским Союзом, европейская интеграция в Украине постепенно превратилась из привлекательных для украинских граждан лозунгов в практическое измерение кропотливой работы, которая не приносит сразу мгновенных результатов, а требует еще больших усилий во внедрении реформ и реализации определенных мероприятий, которые уже не кажутся такими привлекательными для той части украинского общества, которое не привыкло ждать и сверхурочно работать для постепенного достижения заметного прогресса.
Во второй декаде сентября в Киеве состоялась международная конференция, посвященная теме улучшения законотворческого процесса в Украине, в том числе, относительно продолжения внедрения европейских практик в украинские законы на правительственном уровне и в Верховной Раде в контексте Соглашения об ассоциации с ЕС и с учетом успешного опыта стран-членов ЕС.
В рамках события УНИАН встретился с представительницей Еврокомиссии Катариной Мартеновой и расспросил ее о текущем состоянии дел в развитии отношений между Украиной и ЕС, в частности, в плане перспектив дальнейшей евроинтеграции Украины.
Какой была главная цель вашего визита в Украину и что вы хотите донести до украинской власти и политиков?
На этот раз причин для моего визита в Украину несколько. Одна из них заключается в том, что мы проводим международную конференцию для министров и членов Верховной Рады, лиц, определяющих политику. Этот семинар фокусируется на разработке законодательства и законодательных процедурах, а также намечает пути более эффективного принятия законов.
Согласно повестке дня Соглашение об ассоциации, и в основном в соответствии с его торговой частью углубленной и всеобъемлющей зоны свободной торговли – существует много законодательных актов, которые, как ожидается, Украина должна принять. А такой существенный импульс для законодательного процесса неизбежно приводит к неэффективности и вызывает путаницу в законах. Именно поэтому мы будем делиться примерами стран, которые сталкивались с подобными вопросами ранее, с украинскими должностными лицами, которые определяют политический курс.
Например, я родом из Словакии, и перед вступлением страны в ЕС, нам пришлось принять огромное количество законодательных актов для достижения согласованности с положениями и правилами Европейского Союза. Итак, это задача стоит перед Верховной Радой и правительством.
Кроме того, мы проводим первую ассамблею международных доноров и ведем дискуссию по поводу созданного Фонда энергоэффективности с вице-премьер-министром Геннадием Зубко.
Вы довольны тем, как украинский парламент выполняет Соглашение об ассоциации?
Политическая и законодательная жизнь — это не бинарные вопросы. Речь не идет о том, довольны или нет. Я думаю, что Украина осуществила значительный прогресс в этом вопросе, а совсем недавно была принята дорожная карта. Однако мы находимся в процессе, на который отведено десять лет. Даже поддержка выполнения взятых обязательств, внедрение дорожной карты и дальнейшее продолжение этих усилий будет свидетельствовать о том, что все ли будет хорошо.
Начало было медленным, но сейчас мы не останавливаемся и готовы оказать большую помощь, как организационным потенциалом, так и любым техническим опытом. Чтобы действительно ускорить и упорядочить процесс, мы плодотворно сотрудничаем с командой вице-премьер-министра Иванны Климпуш-Цинцадзе. Удалось достичь существенного прогресса, но нам нужно сохранить динамику имплементации.
В совместном заявлении после саммита речь шла о необходимости увеличения усилий по реализации Соглашения об ассоциации. Видите ли вы в Украине обстоятельства, замедляющие имплементацию этого Соглашения?
В целом, Украина внедрила огромное количество реформ в течение короткого периода. За последние три года Украина осуществила больше реформ, чем за предыдущие двадцать. Поэтому существует естественная усталость от них. Очень важно поддерживать динамичный процесс реформирования, но существуют и препятствия. Украина входит в новый избирательный процесс: в следующем году состоятся две крупные избирательные кампании.
Во-первых, вполне закономерно, что в предвыборный период сложно поддерживать такую же динамику, как и в период, когда выборы уже прошли.
Во-вторых, по всем реформам, а особенно направленным на демонополизацию, искоренение коррупции, усиление прозрачности и верховенства права, непременно оказывается сопротивление со стороны тех, кто стремится сохранить статус-кво и собственные привилегии.
Любой процесс реформирования обязательно будет сопровождаться борьбой между теми, кто хочет внедрять реформы, и теми, кто хочет сохранить существующее положение дел. А особенно в Украине, которая не реформировалась долгое время, где власть корыстных интересов была неограниченной. Следовательно, это одна из преград на пути к беспрепятственной имплементации Соглашения об ассоциации.
Вы упомянули о новом фонде энергоэффективности. Можете ли вы конкретизировать?
Над реформой энергоэффективности Украина работает на протяжении последних лет. В прошлом году была принята вся законодательная база. Четыре важных закона прошли через Верховную Раду, и на самом деле, как партии коалиции, так и ряд оппозиционных депутатов поддержали программу энергоэффективности.
Более того, один из депутатов вспомнил о том, на чем он всегда подчеркивает в Верховной Раде: кто не голосует за законы по энергоэффективности – тот голосует против Украины, потому, что улучшение энергоэффективности является первоочередным приоритетом для страны. По простой причине: если бы даже по энергоэффективности вы были бы на уровне одной из стран Европейского Союза с самым низким показателем такой эффективности, вам бы не пришлось импортировать и капли газа.
Поэтому, это один из приоритетов, который охватывает создание бизнеса, новых рабочих мест и касается энергетической безопасности Украины. Следовательно, правительство решило учредить Фонд энергоэффективности, чтобы улучшить энергетическую эффективность зданий, жилых домов и направило значительные ресурсы на эти цели.
Со стороны Европейского Союза — имеем два разных программных периода и обязательства, выделить 100 миллионов евро на данные цели. Мы уже имеем 50 миллионов (18 апреля 2018 года было подписано соответствующее соглашение между Кабинетом министров Украины и Европейской комиссией) и все условия для следующих 50 миллионов уже выполняются.
И когда Украина получит другую часть средств?
Это часть нынешней программы. Важно то, когда фонд начнет распределять средства жилищным ассоциациям, а это ожидаемо произойдет в марте следующего года. Сейчас фонд начинает работать, был назначен исполнительный директор, сейчас мы формируем надежную надзорную структуру, чтобы быть уверенными, что все осуществляется должным образом.
Итак, сейчас начальный этап. Мы завершили работу с законодательством и всеми подзаконными актами. Теперь происходит практическое создание структур и механизмов, и я ожидаю, что к концу первого квартала следующего года деньги фактически поступят ассоциациям домовладельцев. И в этом году поступят следующие 50 миллионов, но, уже сейчас есть достаточно средств, чтобы начать работать.
Как вы оцениваете результаты саммита Украина-ЕС, который состоялся в июле в Брюсселе, чего удалось достичь, и где постигла неудача?
За два года это был первый саммит, на котором было принято совместное заявление. По моему мнению, принять его было очень важно, ведь совместное заявление на саммите означает, что все 28 стран-членов ЕС согласовали его. Это произошло, и это, по моему мнению, — большое достижение. Также заявление учитывает формулировку новых амбиций, к которым Украина стремилась, отмечает ряд направлений, где мы плодотворно сотрудничаем и направлений, в которых нужен дальнейший прогресс.
Поэтому, я не совсем понимаю, как возможно применить мой ответ в контексте выражения «неудачи на саммите». Я не думаю, что саммит был «неудачным». Я считаю, что саммит был хорошим событием. Мы преуспели в установлении нашего будущего сотрудничества.
Украинская сторона выдвигала ли требование о предоставлении перспективы членства в ЕС во время саммита?
Я думаю, что наши украинские партнеры пока знают о критериях и ограничениях, согласно которым мы сейчас работаем и то, что перспектива членства не является вопросом завтрашнего дня или следующего года. Поэтому, я не думаю, что вокруг этого вопроса царила особая напряженность. Я имею в виду, что заявление саммита, равно как и заявление саммита «Восточного партнерства», удостоверяет евроинтеграционное стремление, но не предпринимает дальнейших шагов.
Какие основные достижения политики «Восточного партнерства» и когда придет время предложить Украине что-то новое?
«Восточное партнерство» является многосторонним форумом. Речь идет не только об Украине: речь идет об Украине и ее пятерых восточных партнерах. «Восточное партнерство» касается многостороннего измерения политики соседства для Восточной Европы. Оно предоставляет рамки для более тесного взаимодействия шести стран с Европейским Союзом и государствами-членами.
Прежде, чем очерчивать будущее «Восточного партнерства», важно, чтобы все страны, а особенно Украина, максимально эффективно использовали имеющуюся нормативную базу.
Инициатива «Восточного партнерства» — очень важное измерение для нас, она занимается частью мира. Это партнерство было основано девять лет назад, в 2009 году, с целью укрепления отношений между ЕС и его ближайшими партнерами.
В следующем году мы будем отмечать десятую годовщину основания. С институциональной точки зрения, это измерение, которое способно вызвать интерес части мира, она может быть легко забыта в разгар кризиса, миграционных вопросов, глобальных и экономических проблем с которыми мы столкнулись. Поэтому «Восточное партнерство» – это процесс, который теперь стал значительно более прагматичным и практичным.
Объединив усилия, мы вместе стремимся предоставить гражданам ощутимые результаты. В этом смысле, мы разработали 20 ключевых задач на период до 2020 года, которые представляют собой пакет очень конкретных взаимных обязательств с нашими восточными партнерами. Он был запущен на последнем саммите «Восточное партнерство» и уже приносит конкретные и ощутимые результаты.
Я поднял этот вопрос, потому что некоторые политики отмечают, что если три страны уже имеют Соглашения об ассоциации и три другие — нет, то это может быть основанием для деления стран «Восточного партнерства» на две разные группы.
Я не думаю, что в данный момент кто-нибудь раздумывает над разделением «Восточного партнерства». И те из нас, кому не безразлична эта часть Европы, считают, что распределение «Восточного партнерства» не принесет пользу странам.
Украина, Молдова и Грузия различаются сами по себе. Эти три страны получают пользу от Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, от глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли, которые существенно приближают Украину, Молдову и Грузию в ЕС. Глубокая и всеобъемлющая зона свободной торговли – это самая совершенная торговая сделка, что существует в Европейском Союзе.
Какова ваша позиция относительно намерения украинской власти внести изменения в Конституцию, чтобы закрепить стратегический курс государства с целью приобретения Украиной членства в Европейском Союзе?
Это не я буду планировать конституционные изменения в стране. Многие страны практикуют это, многие страны вносят конституционные гарантии против возможных в будущем изменений курса, многие страны вносят в конституции вопросы национальной идентичности и т.д.
Я не вижу конкретной проблемы в этом, но я считаю, что приближение в членство или дальнейшее продвижение по пути интеграции зависит, прежде всего, от результатов на местах, независимо от того, что прописано в Конституции. Но, если есть воля изменить Конституцию и для этого найдутся голоса, это будет правильным делом для Украины.
Президент Украины Петр Порошенко хочет, чтобы Украина вступила в ЕС до 2030 года. Также он заявлял, что сегодняшние украинские школьники точно будут жить в ЕС. А какова ваша позиция по этому поводу?
Я считаю, что озвучивать даты несколько преждевременно. Столько всего должно произойти, чтобы страна была готова. Так же и в ЕС — чтобы быть готовым к дальнейшему расширению. Я считаю, что такое стремление у детей, которые сейчас учатся в школе, безусловно, правильное.
Я думаю, что ни одна из сторон не находится в состоянии, когда бы она могла объявить о своей готовности к такому шагу в ближайшем будущем.
В итоговом заявлении 20-го саммита Украина-ЕС стороны согласовали необходимость отменить требование о подаче электронных деклараций общественными активистами. Каким образом украинская сторона объясняет неспособность решить этот вопрос?
Я бы не решилась сказать, как украинская сторона объясняет неспособность. Я не знаю, это слово было ли употреблено в таком значении, но это очень близкий вопрос для нас, поскольку жизнеспособное гражданское общество является основой основ демократического развития страны. Развитие Украины в течение последних трех лет вполне очевидно показало — без активного гражданского общества было бы очень сложно внедрить ряд реформ.
В таком контексте это будет аспектом, на который мы будем давить вплоть до того времени, пока он не будет исправлен. С другой стороны, я также понимаю тенденцию, что привело к тому, что требования были поставлены на первое место. И я думаю, что чем ближе к выборам, тем труднее будет провести ряд изменений в Раде, поэтому я не знаю, когда это удастся исправить. Но мы очень надеемся, что это произойдет, ведь это вопрос может стать изрядной занозой в движении наших отношений.
Европейский Союз потребовал от Украины создать Высший антикоррупционный суд, в течение долгого периода времени, в конце концов, украинский парламент принял закон и теперь мы начинаем процесс создания этого суда. Каковы ваши ожидания и что вы хотели бы увидеть во время этого процесса?
Во-первых, позвольте мне сказать, что мы очень рады, что закон о суде был одобрен. Кроме того, что это очень важная институция для развития Украины, это ключевое условие программы Международного валютного фонда, а программа МВФ, в свою очередь, является необходимым условием для предоставления как нашей макрофинансовой помощи, так и макрофинансовой помощи Всемирного банка.
В целом это большой объем ресурсов, в которых сейчас нуждается Украина. Поэтому, позвольте мне акцентировать: мы очень рады, что закон был одобрен. Мы также рады отметить, что мы тесно сотрудничаем с партиями, другими институтами, двусторонними донорами при подготовке предложений, и мы предложили международных экспертов в суд (в общественный совет предложены эксперты для избрания судей Антикоррупционного суда). Мы ожидаем, что суд будет создан в ближайшем будущем и судьи будут выбраны путем прозрачного и должным образом организованного процесса.
Каковы ваши главные ожидания от Украины до конца этого года, что вы хотели бы увидеть?
Я хотела бы увидеть, как Украина получит достаточное внешнее финансирование, что означает, что миссия МВФ успешно завершит и сможет представить новую программу, которая находится в процессе подготовки, представит совет директоров для одобрения. Также, что мы сможем одобрить первый транш в рамках программы макрофинансовой помощи Евросоюза в размере 1 млрд. евро и выделить его.
Во-вторых, я очень надеюсь, что приватизация состоится… и вы сможете успешно осуществлять продажу отдельных предприятий на прозрачных аукционах, потому что это создаст возможности для поступления инвестиций.
И, в-третьих, надеюсь, что будет конкурентный, должным образом организованный и цивилизованный предвыборный период и выборы обеспечат непрерывность реформ и направления, в котором движется страна.
Автор: Виталий Саенко
Источник: УНИАН
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.