Представитель президента Роман Лещенко: Мораторий – это лучшая форма хищения украинской земли

13.12.2019 – Уполномоченный правительства по земельным вопросам Роман Лещенко рассказал AgroPolit.com в эксклюзивном интервью о своих отношениях с Владимиром Зеленским и приподнял завесу над внутренней политикой в «Слуге народа».

Также мы узнали позицию представителя президента по земельным вопросам и срокам, которые определил президент для решения первоочередных задач, связанных с открытием рынка земли.

Расскажите, пожалуйста, как вы оказались на должности уполномоченного по земельным вопросам, что этому предшествовало?

Владимира Александровича я знал еще до того, как он стал кандидатом в президенты Украины. Перед стартом избирательной гонки он пригласил всех, кто разделяет его подходы и ценности, и предложил присоединиться в команду.

Я полностью поддержал его намерение идти в президенты, поскольку из того перечня кандидатов, которые на тот момент заявляли о намерении баллотироваться, я не видел ни одного нового лица. А учитывая хорошие отношения между нами и мое уважение к этому человеку, я для себя принял решение, что изменить ту систему, в которой Украина находится много лет, может человек, не связанный с политическими структурами и элитами прошлых времен.

Тем более что Зеленскому удалось за 20 лет вырасти с активиста студенческой организации до владельца успешного международного медиа холдинга. И сделал он это без каких-либо дотаций, приватизаций и государственных должностей.

В свою очередь, я чувствую себя компетентным в области финансового права, ведь я имел практический юридический опыт в этой сфере и осуществлял преподавательскую деятельность в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко (КНУ). Я четко заявил, что в рамках работы команды я имею 4 базовых компетенции: международное налогообложение, общественные финансы, земельное и аграрное право.

Стоит объяснить, что я, имея юридическое образование и ученую степень в области права, решил в возрасте 25 лет продолжить дело своего отца и своей семьи в аграрном секторе. В силу того, что мой отец в свое время сильно заболел и не смог заниматься делами, я принял волевое решение взять на себя ответственность за трудовой коллектив, пайщиков и производство в целом. Поэтому, когда Владимир Александрович спрашивал каждого из команды, кто, чем может быть полезен в рамках своей компетенции, я заявил об общественных финансах и АПК.

В силу этих обстоятельств я стал довольно молодым аграрием. Большинство вопросов отрасли и сфер мне близки и понятны, ведь за 5 лет работы в агро я имел возможность ознакомиться на практике со всеми проблемами, которые возникают в сельской местности. Я переехал из Киева в село и в режиме реального времени видел, что там происходит и какая проблематика существует на каждом уровне.

Поэтому, когда встал вопрос, кто сможет присоединиться к решению земельных проблем именно в практической плоскости (не среди депутатов или представителей исполнительной власти, а на местах), я дал свое согласие, поскольку понимал, что это будет наиболее эффективная коммуникационная связь между аграриями, пайщиками, органами местного самоуправления и президентом Украины. Фактически это альтернативный канал информации для президента.

Земельная реформа — это один из первичных этапов, ведь за земельной идет аграрная реформа 

Есть ли у руководства государства четкая стратегия земельных реформ и в чем она заключается? Какой результат вы хотите увидеть за 5-10 лет?

Безусловно, вопрос земельной реформы – это вопрос не столько тактики, сколько стратегии. Последняя комплексная земельная реформа в Украине проводились более 100 лет назад, еще во времена Петра Аркадьевича Столыпина. Все, что было после того (колхозно-совхозная система и полушаги реформирования уже во времена независимости) – я не считаю это реформами. Мы обсуждали это с президентом. Он спрашивал у меня о моем видении земельной реформы.

Я ответил, что наиболее результативным аспектом земельной реформы будет проведение комплексных мероприятий, которые позволят «сырьевой» аграрный ВВП страны с 20 млрд. долл. увеличить в течение 10 лет в 10 раз. Это произойдет за счет глубокой переработки сырья; развития и привлечения современных технологий в производства, связанные с орошением, садоводством, органическим земледелием, альтернативной энергетикой, логистической инфраструктурой и биотехнологиями.

Стоит заметить, что эти меры предусматривают стабильность правовых титулов на землю.

Земельная реформа – это один из первичных этапов. Ведь за земельной реформой идет аграрная реформа, которая предусматривает уничтожение внутренних монополий, формирование прозрачного рынка зерна, упрощение административных процедур, обеспечение четкого и прозрачного разграничения субъектов хозяйствования, децентрализации в сфере государственной и региональной поддержки, разработку программ стимулирования отдельных направлений аграрного сектора, которые требуют больших инвестиций и технологических решений. Больше чем другие направления.

В момент запуска земельного рынка немалая часть аграриев окажется очень закредитованной 

На кого среди аграриев сегодня ориентируется правительство (чьи потребности имеют наибольший приоритет) при открытии земельного рынка? 

Правительство подошло очень прагматично к решению этого вопроса. Когда оно получило поручение от президента провести земельную реформу, была взята наработанная проектная база 2017 года, которая была собрана профильными аграрными ассоциациями в т. ч. о концентрации.

Эти наработки есть в публичном доступе. Выполняя поручение президента по оперативному решению поставленной задачи, правительство рассматривало следующие факторы в рамках проведения земельной реформы: концентрацию земель, свободный рынок, субъектный состав, абсолютно либеральные правила допуска к обращению и четкие дедлайны по выполнению поставленных задач.

Когда мы вели дискуссию с президентом о том, в чьих интересах, в первую очередь, должна осуществляться земельная реформа, то пришли к согласию, что это должны быть малые и средние землевладельцы и производители, в силу того, что они формируют около 70 % аграрного ВВП.

Для того чтобы эти малые и средние производители вышли на более глубокую переработку продукции и формирование продукции с высокой добавленной стоимостью, мы должны провести земельную реформу так, чтобы создать первичное право покупки именно им, предоставить надлежащие финансовые инструменты для этого и ограничить доступ иностранцев.

Я имею в виду тот факт, что за последние годы малый (до 100 га) и средний бизнес (до 10 тыс. га) активно развивались, а проблематика заключается в том, что такие субъекты много реинвестировали средств в основные средства, технику, элеваторы и животноводство и не закладывали отдельное бюджетирование под запуск оборота земель.

Поэтому в момент запуска земельного рынка немалая часть аграриев окажется очень закредитованной текущими кредитами и обязательствами, а часть (особенно животноводы) просто не смогли накопить необходимый объем капитала для выкупа земель после открытия рынка.

Правительство установило цель – полностью наполнить кадастр до первого августа 2020 года 

Какие были очерчены сроки выполнения поставленных задач? 

Президент обозначил требование, чтобы с момента принятия пакета законопроектов о земельной реформе за год были решены основные задачи. Чтобы было предусмотрено программное финансирование для малого и среднего бизнеса, чтобы оно не смогло быть использованным в коррупционных сделках и, одновременно, чтобы эта система была действенной.

Мы пришли к выводу, что наиболее оптимальная формула — это компенсация не менее половины процентной ставки из расчета годовой учетной ставки в гривне в течение 5 лет. Мы исходили из расчета, чтобы в этой ситуации выгоднее было брать кредит на выкуп земли, чем платить аренду в течение этого срока. И чтобы такое финансирование не было дискриминационным – на один объект хозяйствования, который арендует землю и официально платит налоги, выделялось не более 5 млн. грн.

Учитывая тот факт, что при самых оптимальных условиях рынок земли будет запущен не ранее 1 октября 2020 года, к концу года останется всего 3 месяца. Даже при условии, если все будут использовать эту программу под выкуп земельных паев, заложенных средств – 4 млрд. грн. – хватит.

Правительство предусмотрело эти 4 млрд. грн., но учитывая тот факт, что запуск земельной реформы четко предусматривает наполнение геокадастра и обеспечение надлежащими финансовыми инструментами, правительство установило цель – полностью наполнить кадастр до первого августа 2020 года. Это очень амбициозная цель.

Если с ней удастся справиться до определенного срока, средств на компенсацию хватит, если не хватит времени и кадастр не успеют наполнить, а существует высокая вероятность такого развития сценария, тогда эти 4 млрд. грн. будут перераспределены на государственные программы поддержки АПК.

Почему ставится такая амбициозная цель? Немало популистов кричит, что власть спешит продать украинскую землю. Нет. Речь идет о том, чтобы были четкие дедлайны выполнения поставленных задач. Ведь если взглянуть, например, на последние 5 лет, мы увидим, что правительству давались различные поручения, с разными сроками, но ничего не делалось фактически.

Поэтому президент четко обозначил, что должны быть установлены дедлайны, он их контролирует, чтобы работа выполнялась, а не создавалась имитация работы. Мы сейчас создаем Национальную инфраструктуру геопространственных данных, проводим инвентаризацию и аудит по всем формам собственности земель, проверяем накладки, двойную регистрацию права собственности, переводим все бумажные носители в цифру. Осуществляется большой объем работ.

Для широкой общественности результаты сейчас не получится прокомментировать, ведь – это процесс, а людям нужно показать результат. Об этапах выполнения этого процесса мы отчитываемся на расширенных совещаниях с участием президента и представителей профильных ведомств: министра, заместителей, представителей областных администраций, председателя Госгеокадастра и всех причастных к процессу органов. Мы друг друга синхронизируем, дополняем информацией и усиливаем взаимосвязи между различными ведомствами.

Было решено, что те иностранцы, которые работают – пусть работают, а новых – не допускать

Как на это отреагировали ваши оппоненты?

Когда о первых шагах и предложениях узнали политики, которые любят на этом спекулировать, сразу появились заявления о 0,5 % страны, 213 тыс. га в одни руки, иностранцах с первого дня работы рынка, продаже украинской земли и сразу на этом этапе появилась деструктивная позиция, а правительство оказалось в невыигрышной ситуации.

Вместо того чтобы получить возможность объяснить свою позицию, оно было вынуждено обороняться от нападок с первых дней работы. Коммуникативная часть была утрачена, а оппоненты очень жестко и агрессивно пытались помешать работе.

Тогда парламент, в лице председателя аграрного комитета Николая Тарасовича Сольского, взял на себя ответственность в корректировке инициатив по открытию земельного рынка. Было решено, что те иностранцы, которые работают – пусть работают и имеют право выкупа арендованных земель, а новых – не допускать к выкупу. Концентрацию решили не трогать, а между первым и вторым чтением законопроекта доработать эти вопросы.

Такое решение вызвало еще большее сопротивление у оппонентов, и тогда президент был вынужден взять на себя инициативу, и обозначить позицию, что в данном случае, если общество не принимает иностранцев, значит – никаких иностранцев, только через референдум. Если общество не воспринимает формулировки в коэффициентах 0,5-0,3 %, тогда должна быть четкая цифра концентрации земель в одних руках, которая будет обсуждена в рамках национальных диалогов по областям, чтобы получить их предложения и в рамках обсуждения в сессионном зале.

Как сказал президент, для него не стоит вопрос – быть, или не быть земельной реформе? Земельная реформа – это аксиома 

Позиция президента по рынку – это было единоличное решение президента или коллегиальное решение?

Конечно, президент советовался со всеми, решение принималось коллегиально. К тому же, президент хотел для себя понять, почему вопрос открытия земельного оборота столь категорично воспринимается частью общества и чего больше всего опасаться.

Когда только начиналось обсуждение земельной реформы, мы выяснили с помощью социологических опросов, что в обществе наибольшие тревоги вызывает присутствие иностранцев на будущем земельном рынке. На что президент заявил, что мы проводим реформу в интересах украинцев и украинских компаний и если общество боится присутствия на рынке иностранцев, значит, вопрос их присутствия пока что снимается. Пусть решает народ, выходя с избирательных предложений президента, где он четко говорил о решении важнейших вопросов через механизмы народовластия.

Но, как только президент предлагает компромисс с референдумом по иностранцам, оппоненты сразу говорят, что пусть он тогда инициирует всеобщий референдум об обороте земель с/х назначения. Стоит, открывать его или нет?

На что Зеленский ответил, что он был избран большинством народа, и в его предвыборной программе открытие рынка земли было четко прописано одним из пунктов. И он четко заявлял, что будет делать земельную реформу, что готов взять на себя эту ответственность, делать непопулярные шаги, жертвовать рейтингом, но, в конце концов, навести порядок в земельных отношениях.

И такая позиция – это позиция исключительно его политической ответственности. Как сказал президент, для него не стоит вопрос – быть, или не быть земельной реформе? Земельная реформа – это аксиома. Вопрос срочности земельной реформы за 28 лет уже «перезрел».

Какие наибольшие риски вы рассматриваете во время проведения земельной реформы в целом и ее отдельных частей, например, во время организации и проведения того же референдума? 

В данном случае – гражданское общество. Поскольку гражданское общество через различные профильные ассоциации больше всего отстаивало позицию запрета продажи земель иностранцам. Призыв «Нет продажи земель иностранцам» – стал основным требованием. Требование общества запретить продажу земли иностранцам — было услышано и будет учтено в законе.

Когда, по вашему мнению, состоится второе чтение закона об обороте с/х земель ввиду 4364 правки к этому закону?

С точки зрения регламента Верховной Рады, если постатейно все это рассматривать, процесс займет несколько недель очень активной работы. Аграрный комитет должен выработать позицию по концентрации земель, по ограничениям для иностранцев, общему регулированию, субъектному составу – вот это основные моменты, которые требуют существенной доработки.

Исходя из того, что мы делаем реформу в интересах малого и среднего землевладельца, объем концентрации земли в одних руках должен быть уменьшен в разы 

Как вы считаете, каким должен быть лимит концентрации земель в одних руках? Что вы предложили ко второму чтению закона о рынке земли и концентрации?

Лично моя позиция – исходя из того, что мы делаем реформу в интересах малого и среднего землевладельца, объем концентрации земли в одних руках должен быть уменьшен в разы, в отличие от максимально допустимого в рамках страны — 213 тыс. га, как это прописано в проекте закона №2178-10. Это должно быть сделано по одной простой причине: малому и среднему землевладельцу, учитывая его объемы (от 10 до 10 тыс. га) 200 тыс. га не нужно. Ему нужна земля в рамках того земельного банка, который он обрабатывает.

Если мы исходим из позиции среднего класса, то я считаю, что речь должна идти о собственности – сколько в собственности и сколько может быть в аренде, в совокупности. Что на группу связанных лиц – в собственности может быть столько и в совокупной аренде, соответственно, столько. Чтобы у нас концентрация была разграничена и в собственности, и в аренде.

Среди предохранителей, которые должны сделать норму об ограничении эффективной, и на которые обращали внимание, разрабатывая документ – это продажа корпоративных прав, перепродажа земельных участков, также предохранители в части залоговых инструментов на третьих лиц.

Также предохранители предусмотрены в части дарения, мены и в других аспектах, которые дают те или иные потенциальные возможности обходить запреты. Мы стараемся сделать так, чтобы попытка обойти запрет, теряла всякий экономический смысл.

Для нас самое главное в ходе реализации земельной реформы, чтобы субъекты, которые работают на земле, продолжали на ней работать и развиваться. Значит, земельная реформа не должна допустить спекуляции, с точки зрения покупки, перепродажи земли и других моментов. Этого можно достичь юридически-административными методами и налоговыми. Имеется в виду, что любая перепродажа купленной земли, в определенном периоде времени (2-3-5 лет) будет невозможна или не будет иметь экономической выгоды для продавца.

В рамках дискуссии по будущему земельному рынку, которая до сих пор продолжается, прослеживается ли компромиссный вариант 

Рассматриваются ли этапы открытия рынка земли в качестве предохранителя от разного рода неожиданностей?

Безусловно. В рамках дискуссии по будущему земельному рынку, которая до сих пор продолжается, пока что самым компромиссным вариантом из тех 4 тыс. поправок, предложенных народными депутатами, является одновременный допуск физических лиц граждан Украины и юридических лиц. Где учредителями являются исключительно граждане Украины (без двойного и мультигражданства), но с существенными ограничениями по концентрации в одних руках.

Три посла европейских стран (Чехии, Швеции и Дании) прислали письмо с возмущением о не допуске на будущий рынок земли компаний с иностранным капиталом. Они апеллируют к тому, что компании, владельцами которых являются иностранцы, уже принимают активное участие в рынке. Кроме того, в Украине создана ассоциация аграрных компаний с иностранным капиталом для защиты их интересов. Какой выход вы видите из этой ситуации? 

Это наш внутренний вопрос и мы сами с ним разберемся. Мы же не высказывали свою позицию, когда поляки или чехи проводили свои реформы. К тому же, мы не ограничиваем права иностранцев. Они как работали на тех арендных землях, то так и работают.

Во всех странах Европы были разработаны этапы запуска рынка и были ограничения. Мы не нарушаем ни одной европейской конвенции. Если вы обратите внимание на официальную позицию Европейской комиссии, они приветствуют проведение земельной реформы, но четко заявили, что это внутреннее дело Украины каким способом открывать земельный рынок.

Что делать с референдумом? Когда его самое реалистичное проведение? Решит ли он вопрос, связанный с иностранцами?

По моему убеждению, если пакет народовластия будет принят в ближайшее время, вопрос референдума может быть вынесен в течение календарного года в публичную плоскость. Единственное, что консультации с Центральной избирательной комиссией (ЦИК) могут повлечь за собой определенные задержки. ЦИК выражает позицию, что раз мы уже решили проводить общеукраинский референдум (который последний раз проводился почти 20 лет назад), то с целью экономии бюджетных средств, стоит внести еще какие-то важные вопросы на обсуждение.

Мы пришли к согласию, что должна быть 30 км буферная зона, которая требует особого регулирования 

Как вы относитесь к идее главы ГО «Прозрачная земля» Владимира Коваленко о 30 км мораторной зоне вблизи государственных границ, чтобы избежать угрозы захвата части территории Украины? 

В рамках программы «Национальные диалоги» мы с правительством и депутатами из разных фракций за 2 месяца проехали 17 областей Украины, в том числе и прифронтовые. И мы пришли к согласию, что должна быть 30 км буферная зона, которая требует особого регулирования. Мы сейчас этот вопрос обсуждаем, выясняем, каким образом это юридически прописать и лучше защитить.

К тому же, в Луганской и Донецкой областях существует немало фортификационных сооружений, которые расположены на землях местных аграриев. Люди платят налоги за эту землю, но фактически ее не используют.

Мы наработали некоторые законопроекты в части освобождения аграриев от налогообложения и механизмы компенсации именно по таким видам земель. Это очень важный вопрос и мы юридически еще нарабатываем механизмы, как нам буферную прифронтовую зону защитить от этих опасных моментов.

В ближайшее время мы планируем, полностью отобрать у Госгеокадастра право распоряжения и передать его органам местного самоуправления 

Вы неоднократно заявляли о большом количестве махинаций с землями (как государственными, так и паевыми). Какие инструменты предусмотрены государством для исправления ситуации?

В свое время, работая исключительно в аграрном производстве, я считал, что мораторий – это лучшая защита для украинской земли. Я был искренне в этом убежден. И я вместе со всеми аграриями выступал за позицию сохранения моратория.

Когда я получил доступ к государственным информационным базам и увидел, что у нас 4 млн. га подмораторных земель выведено из-под действия моратория, когда 3 млн. га государственной земли выведено в частную собственность, когда в Академии аграрных наук (НААН) половина земель выведена через различные сомнительные схемы договоров о совместной деятельности, через механизмы рейдерских перерегистраций, я понял, что мораторий – это лучшая форма хищения украинской земли.

И тогда я понял, насколько для нас важна эта земельная реформа. Мало того, что нам нужно вывести из тени серый и черный рынок оборота земель, но – это не основная задача. Основная задача – навести порядок в том, что у нас осталось, ведь с таким вариантом моратория пройдет еще лет 10 и у нас вообще не останется государственных и коммунальных земель.

Я просто назову одну цифру: количество уголовных производств по злоупотреблению правилами земельных правоотношений лишь в НААН составляет более 300 уголовных дел.

Более 100 тыс. га земель, которые были на балансе государственных предприятий (ГП) Минагрополитики (сейчас – Министерство экономики) – осталось меньше половины. У нас вывод земель из государственной в частную собственность по ГП (да и вообще) за последние годы ускорился. Только через эмфитевзис за последние 3 года было выведено более 1 млн. га.

Например, сейчас Госгеокадастр в старом виде доживает свои последние дни, однако там не прекращают штамповать приказы в режиме реального времени. Здесь стоит помнить, что Госгеокадастр ликвидировать нельзя, но у них необходимо отобрать право распоряжения землями. Мы в ближайшее время планируем, полностью отобрать у них право распоряжения и передать его органам местного самоуправления.

Мы провели 3 комплексные встречи с общинами, и они говорят, что мы поздно к ним пришли с передачей полномочий 

Какие предохранители предусмотрены государством для предотвращения обезземеливания общин за счет нечистых на руку руководителей общин? 

Во-первых, ОТГ уже практически обезземелены. Резерв и запас разграблен. Госгеокадастр в областях распоряжается землями органов местного самоуправления вне пределов населенного пункта. Органы местного самоуправления даже не знают, что их земли уже выведены приказами, в которых даже еще нет номера… Но земли уже нет.

Фактически в последние 5 лет обезземеливание ОТГ ускорилось в разы.

Мы провели 3 комплексные встречи с общинами, и они говорят, что мы поздно к ним пришли с передачей полномочий. Но у нас еще остаются резервы – земли госпредприятий, которые находятся на территориях ОТГ. Мы из этих ГП планируем распаевывать земли для бывших работников предприятий, ветеранов АТО/ООС, которые еще не получили землю и стоят в очереди, а часть земель планируем передать в общины, чтобы у них был резерв.

А где гарантия, что с этим резервом не повторится предыдущий вариант разворовывания земель? 

Мы сейчас рассматриваем варианты. Провели ряд совещаний с представителями общин и, кстати, они совершенно спокойно относятся к тому, что мы им не даем права продажи земель коммунальной собственности, а только, право аренды. Но у них есть одна большая просьба – выровнять налогообложение по гектарам, чтобы все платили, и фермеры, и единоличники. Чтобы привязка налогообложения была до 1 га в соответствии с нормативной грошовой оценкой НДО.

А во-вторых, это касается договоров по 1,5–2–3–4 % на 49 лет, чтобы мы нормативно предусмотрели в законе нормативную плату на уровне не менее чем 8-12% от НДО. Мы это прописали в изменениях к законопроекту №2194.

Это позволит наполнить местные бюджеты. Пусть остаются там люди, которые пользуются этой землей – пусть пользуются! Мы не пересматриваем их право аренды. Речь лишь идет о выравнивании ставки аренды. Ведь кто-то на аукционе выиграл под 12 %, а кто-то под 15 %, а кто-то сегодня платит 3 %.

Кстати, на аукционах идет дискуссия по средствам предотвращения рисков. В рамках системы Prozorro, учитывая предыдущие случаи злоупотреблений, вводится предохранитель из гарантийных платежей на уровне 30 % (если игрок сорвал торги, денежные средства не возвращаются); юридическое лицо, что сорвало торги, не допускается к аукциону; участие в аукционе должны принимать те юрлица, которые работают в соответствующем регионе (сейчас этот вопрос дискутируется).

В аукционе принимают участие те компании, которые работают в области и будут торговаться на аукционе, а не какая-то там компания из другой области, которая может манипулировать и сорвать торги.

Мы сейчас обсуждаем этот вопрос по участию. Чтобы у компании была привязка к территории. Где работаешь, там и участвуешь в аукционах, а не так чтобы – выиграл аукцион, сдал землю в аренду и не имеешь никакого представления о социальной составляющей и развитии той территории, где находятся угодья. Сейчас мы обсуждаем эту норму.

Сегодня мы можем вернуть украинца из-за границы только при условии создания здесь конкурентных условий 

Распространяется ли правительственная программа о возвращении работающих лиц за границей в Украину на начало бизнеса в агросекторе? 

Мы сейчас вышли с предложением, открыть микрокредитование для граждан Украины, которые проживают за пределами нашей страны и работают там, чтобы им предоставляли займы под 5-7% годовых для развития бизнеса в Украине. Сегодня мы можем вернуть украинца из-за границы только при условии создания здесь конкурентных условий. Сегодня самая большая ценность – это наличие конкурентной заработной платы, которая дает возможность человеку поддерживать высокий уровень качества жизни.

Исходя из этого, мое видение программы следующее: под 5-7-9% годовых предложить кредитные средства тем, кто захочет начать в Украине собственное дело. Первый этап реализации программы – возвращайся и оставайся. По моему убеждению, для развития сельских территорий эта программа однозначно должна распространяться на развитие бизнеса в агросекторе.

А украинская банковская система готова к такому сценарию и к таким процентам?

Программа запускается в тестовом режиме. Цель – посмотреть, насколько она будет популярной и действенной. Единственный нюанс, из-за которого эту программу уже начали критиковать, мол, что помешает взять средства под 5% и положить их на депозит под 15% и получить с этого выгоду без каких-либо рисков и проблем, связанных с развитием производства.

Но, это технические моменты и их можно урегулировать через механизм целевого использования средств и через другие дополнительные юридические предохранители.

Как побудить предпринимателей, которые уже работают здесь, выходить из тени?

Возвращение этих предпринимателей в правовое поле возможно исключительно через механизм регистрации, прозрачной и доступной программы финансирования и самое главное – кооперации. Такая деятельность и кооперация – это то, что можно сделать сегодня для выхода бизнеса из тени.

Мы недавно приняли законопроект о кооперации в первом чтении и в ближайшее время доработаем этот законопроект в интересах малого и среднего товаропроизводителя. Чтобы максимально стимулировать их выход из тени, объединяться в союзы и масштабировать свое аграрное производство по примеру наших европейских коллег (речь идет об этой сфере в первую очередь во Франции и Польше).

Никто не заинтересован оборотные средства выводить под покупку земли  

Кого вы считаете противником открытого рынка земли, и с чем это связано? 

Это довольно сложный вопрос. Речь здесь не о противниках, а о доверии. Существует институциональное недоверие аграриев к государству как гаранту соблюдения правил игры на рынке.

За последние 5 лет аграриев лишили специального режима НДС, наиболее эффективного, по моему мнению, механизма поддержки национального товаропроизводителя за последние 20 лет. Ввели соевые правки, тем самым лишив аграриев справедливой цены на с/х продукцию, государственные дотации отдали агрохолдингам вместо того что было обещано малым и средним агропредприятиям, ввели акцизные склады на топливо для аграриев и тому подобное.

Не забывайте, что это все сопровождалось такими ужасами как аграрное и земельное рейдерство без надлежащей защиты правоохранительных органов. Вы не можете это просто одним махом изменить.

Это кропотливая работа на годы вперед, где каждая маленькая победа в части наведения порядка будет свидетельствовать об искренности ваших намерений, где будет национальный диалог и поиски компромисса. Без этих элементов земельная реформа не состоится должным образом. А если земельная реформа не будет первоосновой в интересах большинства аграриев, то все последующие реформы не будут иметь эффекта. Поскольку без порядка в земельных вопросах, вы не сможете обеспечить устойчивое развитие страны.

Автор: Виталий Хворостян

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий