11.11.2019 – В какой стране Uber платит налог с заработка в Украине, сколько зарабатывают водители, зачем нужна реформа такси, и почему UberShuttle работает без разрешений.
Сервис вызова такси Uber работает в Украине с 2016 года и сейчас доступен в семи городах. По приблизительным расчетам, 51% рынка такси по количеству поездок приходится именно на Uber.
По оценкам BRDO, годовой оборот рынка составляет около 40 млрд. грн., а 98% его участников работают в тени и не платят налогов.
Uber в Украине активно выступает за вывод рынка из тени. При этом в компании не разглашают количества автомобилей, зарегистрированных в сервисе, свои оценки объема рынка, количества поездок и любую другую информацию, с помощью которой можно оценить рынок.
По приблизительным оценкам, чистый комиссионный доход Uber в Украине может составлять 100 млн. грн. в месяц и больше.
Компания расширяет деятельность и вводит новые услуги. В мае Uber запустил в Киеве свою «маршрутку» – UberShuttle. Недавно журналисты общественного движения «Честно» провели эксперимент, который выявил немало нарушений в работе нового сервиса.
«Рейд» активистов показал, что некоторые водители не имеют удостоверения нужной категории и нарушают правила, а микроавтобусы нового сервиса курсируют без необходимой для пассажирских перевозок разрешительной документации.
На обращение журналистов общественного движения в Uber не реагировали. Однако в компании изъявили желание прояснить ситуацию после выхода на ЭП статьи «Нелегалы Uber Shuttle», в которой описывались основные нарушения.
В Uber отмечают, что речь идет о «пилотном проекте», который, как, оказалось, может существовать бессрочно. В компании говорят, что шаттлы курсируют по «динамическим маршрутам», которые не относятся ни к одной действующей категории пассажирских перевозок и не урегулированы законодательно.
Об этом и не только ЭП рассказал руководитель по развитию Uber в странах Центральной и Восточной Европы 29-летний харьковчанин Георгий Соколянский.
Он окончил юридический факультет КНУ Шевченко и школу экономики Лундского университета (Швеция). Два года работал консультантом в Ernst & Young в Дубае. В 2017 году его пригласили в финансовый отдел Uber в Амстердаме.
Итак, в какую страну идут деньги из Украины, которые Uber зарабатывает на комиссии от перевозок? В какой стране Uber платит с них налоги?
По какой схеме сервис сотрудничает с водителями и как выплачивает им заработок? Почему американская компания в отличие от эстонских конкурентов не страхует поездки пассажиров в Украине, и как работает UberShuttle?
Важно знать. Uber Technologies Inc – американская международная публичная компания из Сан-Франциско, основанная в 2009 году.
Она создала одноименное мобильное приложение для поиска, вызова и оплаты такси или частных водителей и доставки еды.
В большинстве случаев водители используют собственные автомобили, а также машины таксопарков или партнеров. В большинстве стран 80% оплаты получают водители, 20% – Uber.
Рыночная капитализация Uber составляет 52 млрд. долл. В 2018 году оборот компании составил 11,2 млрд. долл., операционная прибыль – 2,8 млрд. долл., чистый убыток – 1,8 млрд. долл.
В Украине сервис работает с июня 2016 года. Он доступен в семи городах: в Киеве, Львове, Одессе, Харькове, Днепре, Запорожье и Виннице. Жители Украины скачали приложение Uber 3 млн. раз.
Зачем Uber реформа рынка такси
– Эксперты считают, что рынок такси в Украине на 98% находится в тени, а ежегодный оборот рынка только в Киеве составляет около 192 млн. долл. Вы можете назвать оборот рынка Киева?
– Мне трудно ответить, не разглашая наших операционных финансовых показателей, поэтому я не могу подтвердить какие-то цифры. Но вы правы: рынок, к сожалению, находится в тени. Есть попытки вывести рынок из тени, причем они достаточно эффективны.
Последняя попытка, на которую мы возлагаем надежды, – инициатива Министерства инфраструктуры и Офиса эффективного регулирования (BRDO), которые предлагают так называемую реформу такси. Реформа не идеальна, она ограничит рост рынка, но хорошо сбалансирует интересы государства и водителя.
Офис эффективного регулирования инициировал подписание участниками рынка такси меморандума об объединении усилий для внедрения новой концепции законодательного регулирования рынка такси. Это замечательно, потому что ни одна служба такси не может себе позволить пойти в крестовый поход, пытаясь «обелить» рынок. Вместе мы это можем сделать.
– Что вам даст «отбеливание» рынка, учитывая, что Убер и так занимает примерно 50% рынка?
– Мы много инвестируем в Украину, и мы это делаем с очень длинным горизонтом. Для нас важно снизить риски нашего бизнеса и регуляторную определенность – это лучше.
Я буду счастлив, иметь бизнес с хорошим регулированием. Это позволит мне внутри нашей компании быстрее убеждать людей в том, что Украина – это страна, куда нужно инвестировать капитал и где надо внедрять технологии.
– Во что вы инвестируете в Украине?
– Две крупнейшие недавние инвестиции – это запуск проектов Uber Shuttle и Uber Green. Uber Shuttle – это микроавтобусы, Uber Green – это электромобили.
– Сколько денег Uber инвестировал в эти проекты?
– Не могу раскрывать цифры. Могу сказать, что на платформе Uber Green сейчас около 300 автомобилей. Мы – платформа, поэтому это не наши автомобили, не наш парк, но мы инвестируем путем субсидирования поездок в те продукты, которые считаем важными. Через полгода после запуска электромобили Uber Green проехали 8 млн. км. Это немало.
– Вернемся к Uber-такси. Сколько у вас машин в Украине и в Киеве?
– Все вопросы об операционных или финансовых показателях мы можем отложить, потому что, к сожалению, я не смогу ответить ни на один из них. Я могу сказать, что Украина для нас – один из важнейших рынков региона, один из тех, которые быстро растут.
Причина в том, что с приходом Uber личная мобильность впервые стала доступной многим людям за небольшую плату. Мы хотим продолжать работать в этом направлении и относительно базовых продуктов, и в отношении других, таких как Shuttle.
– Из личного опыта могу сказать, что Uber предлагает одни из самых высоких цен на услуги такси. Если я заказываю такси через телефонную службу, это гораздо дешевле.
– Возможно, это касается некоторых поездок и некоторых служб. Мы ориентируемся на то, чтобы произошло как можно больше поездок. Мы стараемся балансировать интересы водителей, которым нужно зарабатывать деньги, с интересами пассажира.
В какой стране Uber платит налоги, с полученной в Украине прибыли
— Расскажите о цепочке, которую проходят деньги от пассажира до компании Uber. Я сел, проехал, заплатил. В какую страну пошли деньги, на какое юридическое лицо?
– Ситуация стандартная и простая. Uber – это технологическая платформа, а не оператор автомобилей, не перевозчик. Что это значит? Что Uber зарабатывает комиссию от заработка водителя.
Итак, пассажир платит водителю за перевозку. Если вы выбираете безналичный метод расчета, мы делаем эквайринг, то есть, снимаем деньги с карточки пассажира и отдаем их водителю за вычетом нашей комиссии. Если вы выбираете наличный платеж, тогда деньги идут непосредственно наличными водителю, а мы забираем комиссию.
— Куда при этом идут 25% комиссии?
– На нашу нидерландскую компанию. Почему Нидерланды? Это наша европейская штаб-квартира, в которой работаю и я, там же происходит софтверная разработка. Компания владеет приложением и правами на интеллектуальную собственность. Соответственно, это тот человек, который также совершает билинг поездок.
Это наша стандартная схема, в том числе для стран ЕС. Если не ошибаюсь, исключение – Австрия. По регуляторным причинам там совершенно другая система приема платежей.
У нас также есть дочерняя компания «Uber Украина», в стенах которой мы находимся. Это местное украинское юридическое лицо, которое платит здесь налоги.
– Правильно ли я понимаю, что налоги с 25% комиссии Uber платит в Нидерландах?
— Налоги по Uber, который по нашей консолидированной отчетности, к сожалению, не является прибыльной компанией – это интересный вопрос. Но те налоги, которые связаны с деятельностью украинского юридического лица, включая налог на прибыль, уплачиваются в Украине.
– Насколько я понимаю, украинское юридическое лицо отвечает за маркетинг, рекламу и за какую-то операционную деятельность.
– Есть определенные налоговые правила, которые, по сути, распределяют прибыль или убыток по юрисдикциям, по рынкам. Естественно, мы их выполняем…
– На базе открытых данных Monobank я считал, что оборот Uber только в отношении клиентов Monobank составляет 30 млн. грн. в месяц. Речь идет об обороте Uber в Украине объемом сотни миллионов гривен в месяц. 25% из них идет в Uber. Компания зарабатывает в Украине 25% с этой суммы, но платит налоги не в Украине. Насколько это правильно?
– Здесь есть несколько аспектов.
Первое. Наша эффективная комиссия не 25%. 25% – это номинальная комиссия. Мы также платим бонусы водителям. Я не могу разглашать, прибыльные или убыточные мы в Украине, но мы не говорим о 25% денег, которые выходят из Украины.
Второе. По нашей консолидированной отчетности, Uber в целом — убыточная компания. Причем наше украинское юридическое лицо прибыльное. Мы платим налог на прибыль в Украине. Именно столько, сколько предусмотрено Налоговым кодексом.
– Однако, как мы уже определили, вы платите, налог с деятельности юрлица, что не связан напрямую с заработком на поездках. Я правильно понимаю?
— Я не хочу очень глубоко идти в налоговые правила, но относительно той деятельности, которая происходит в Украине, налоги платятся в Украине.
– Значит деньги, которые Uber зарабатывает на поездках украинских таксистов в Украине, вы выводите в Нидерланды и потом платите налоги в Украине?
– Мы же не с выручки платим налоги, а из чистой прибыли. Чистой прибыли на консолидированном уровне у нас нет. При этом есть прибыль, есть у украинского юридического лица, которую мы платим юридическому лицу из Нидерландов за те функции, которые украинское юридическое лицо выполняет.
Как вы правильно сказали, это операционные, маркетинговые и другие услуги. Поэтому создается ситуация, при которой мы платим налог на прибыль в Украине, но при этом в целом Uber не является прибыльной компанией.
– Прибыль в Украине есть, но из нее, получается, Украина не получает налогов?
– Получает. Uber в Украине платит все налоги.
– Юридическое лицо, которое занимается операционной деятельностью, маркетингом, рекламой, а основной бизнес – это перевозка.
– Если мы говорим о налоге на прибыль, то он уплачивается из чистой прибыли. Доход, по сути, выручка минус расходы. Таким образом, чистая прибыль, а не выручка, распределяется между разными рынками.
– А поскольку прибыли нет, то налоги не платите?
– Хотя по консолидированной отчетности прибыли нет, украинское юридическое лицо является прибыльным и платит налог на прибыль в Украине.
– А в целом как платформа такси, в какой юрисдикции вы платите налоги?
– Если ваш вопрос заключается в том, где находится выручка, не прибыль, от нашей комиссии, то она находится в Нидерландах. Однако налоги платятся не с выручки, а с чистой прибыли, и этот показатель распределяется на всех рынках, на которых мы работаем, в том числе в Украине.
В Украине положительная доходность. Финансовую отчетность компании «Uber Украина» можно получить из единого реестра.
Схема сотрудничества с водителями и схема выплат
– Как вы выплачиваете водителю деньги? Вы заключаете трудовой договор с водителем, водитель должен быть ФЛП или вы платите просто как частному лицу?
— Мы не являемся работодателем водителей. На самом деле, вся философия Uber заключается в том, что для водителя это возможность заработать деньги со свободным графиком, не имея трудового распорядка. Мы не говорим водителям, когда им выходить на линию. Вы можете выйти один раз на полчаса и просто зарабатывать, когда вышли.
Мы просим предоставить подтверждение, что имеется налоговая регистрация: юридическое лицо или физическое лицо-предприниматель. Тогда вы можете напрямую сотрудничать с Uber. Некоторые водители выбирают возможность сотрудничать с Uber не напрямую, а через партнеров, например, через автопарки.
– В чем преимущества работы через посредников, учитывая, что они берут комиссию 10%?
– На рынке существуют различные комиссии. Подозреваю, что водители не хотят заниматься бухгалтерией. Водителям трудно открыть ФЛП. Возможно, объективно это не так трудно, но для водителя это трудно. Ты хочешь ездить, ты не хочешь ходить в налоговую службу.
Необходимость искать время на оформление ФЛП, ведение отчетности – одна из причин, почему реформа такси необходима на данный момент времени. Именно потому, что реформа идет по принципу «купи патент онлайн, заплати деньги онлайн и получи разрешение заниматься перевозками».
Таким образом, государство получило деньги, но водителю не нужно ходить в налоговую. Это одна из лучших черт этой реформы.
— Выплаты на карту или наличными?
– Относительно оплаты поездок наличными – деньги остаются у водителя. Относительно безналичных поездок – мы выплачиваем деньги на любой украинский счет.
– Сколько зарабатывает водитель Uber в Киеве, если работает по восемь часов в день, кроме выходных?
– Водитель может зарабатывать на платформе Uber значительно больше, чем средняя зарплата в Украине, и больше, чем на других платформах, потому что у нас больше заказов. Чтобы дать вам ориентир, чистый заработок может быть 25-30 тыс. грн. Это после комиссии Uber, уплаты всех налогов и расходов. То, что я считаю реальным.
– Застрахован ли пассажир, и на какую сумму? Были ли уже прецеденты, когда страховая компания осуществляла выплаты в пользу пострадавших пассажиров Uber?
– Мы требуем у водителя подтверждения наличия полиса страхования ответственности, но это именно ответственность перед третьими лицами. Uber в Украине не предлагает страхование поездок. Мы пока не нашли механизма, который был бы эффективным.
Кстати, одно из условий будущей реформы такси – требование для водителя иметь полис страхования ни, только, ответственности перед третьими лицами, но также страхование поездки. Я считаю, что это правильно. Мы стараемся больше фокусироваться на избегании аварий и не пытаемся через механизмы страхования переводить финансовый риск для третьих сторон.
Как будет работать кассовый аппарат в такси
– Президент недавно подписал закон об обязательном использовании кассовых аппаратов предпринимателями. Как это скажется на стоимости поездок на Uber?
– Это зависит от того, как закон будет имплементирован. Мы общаемся с Государственной налоговой службой, чтобы попытаться правильно имплементировать это решение. У нас есть два принципа, мы за налоговую прозрачность и против бюрократии.
Физически кассовый аппарат в каждой машине я считаю бюрократией. Нам нужно найти способ делиться данными так, чтобы обеспечить налоговую прозрачность.
Еще лучше – чтобы прошла реформа такси, которая скажет водителю, ты можешь в интернете купить право работать в такси на месяц, квартал или год, и тогда тебе не нужно отчитываться по твоей выручке или прибыли, потому что это трудно подтверждать.
– Как вы оцениваете идею установить приложение на смартфон и использовать его как кассовый аппарат?
– Это однозначно лучше, чем физический кассовый аппарат. Такое решение может работать в такси и работает в других странах. Если это решение будет качественно имплементированным, тогда это будет хорошим решением.
О пилотном проекте Uber Shuttle
– Что такое «пилот»?
– У нас есть гипотеза, которую мы хотим проверить. Для большинства людей в Украине такси слишком дорогое. Мы решили пойти по пути «комфортная и безопасная машина на несколько человек». Так поездка становится дешевле для пассажира.
Мы хотим убедиться, что этот продукт нужен людям в Киеве. Мы уже имеем положительные отзывы от пассажиров, которые желали иметь новый, комфортный, безопасный и доступный по цене сервис.
Законодательное регулирование автобусных перевозок сложное. Мы впервые в Украине запустили продукт с динамическими маршрутами. Статический маршрут, которым ездит общественный транспорт, от остановки до остановки. «Шаттлы» работают от клиента до клиента в пределах заранее определенного меню, где можно останавливаться по правилам дорожного движения.
Мы сотрудничаем с органами местного самоуправления, чтобы найти правильную модель или в рамках действующего регулирования, или совместно прийти к его изменениям.
Если этот продукт нужен людям и это хорошо для города, то есть устраняет заторы и покрывает места, плохо покрытые общественным транспортом, мы должны сделать так, чтобы регулирование работало для продукта, а не убивать его из-за отсутствия регулирования.
Когда писалось законодательство в советское время, никто не мог подумать о приложениях, смартфонах или динамических маршрутах (закон был принят в 2001 году).
— На какой срок зафиксирован «пилот»?
– У нас нет конечной даты. Если мы увидим, что это нужный продукт, то мы его продолжим.
– Вы за полгода не определили, нужен ли он людям?
– Первые сигналы очень положительные. Спрос превышает предложение, особенно в пиковые часы. Наш вопрос – найти достаточное количество автобусов, которые отвечают нашим стандартам качества.
Что отличает «пилот» от постоянного продукта? То, что мы должны вместе с правительством и КГГА прийти к пониманию, что мы находим правильное регулирование, которое устроит все стороны.
– С кем вы это согласовывали и подкрепляли документально?
— Я не хочу употреблять понятия «согласовывали». Бизнесу не нужно согласовывать проект с государством, если он соответствует закону.
Мы имели разговоры и с Киевом (КГГА), и с Министерством инфраструктуры, и с другими стейкхолдерами и нашли понимание. Также начали разговоры о том, каким должно быть правильное регулирование таких продуктов.
– Имеется документ или это были устные договоренности?
– Я бы не назвал это даже договоренностями и точно не назвал бы это согласованием. У нас был разговор о сервисе и последующих шагах. Единая форма согласования автобусного сервиса — лицензирование. Каждый автобус, участвующий в проекте, лицензирован. Это можно проверить в публичной базе данных.
Мы не являемся оператором или автопарком этих автобусов, поэтому любой орган даст вам ответ, что Uber Shuttle не имеет лицензии. Мы являемся информационной технологической платформой. По закону, лицензию получает оператор.
— Осуществляет ли Uber Shuttle регулярные перевозки?
– Мы считаем, что эта модель – противоположность нашей модели.
Что такое режим регулярных перевозок? Орган местного самоуправления сам определяет, что нужен определенный маршрут, объявляет конкурс, выбирает перевозчика. Перевозчик приобретает права и обязанности ездить по статическим маршрутам от остановки до остановки, не имея возможности пропустить хотя бы одну остановку общественного транспорта.
«Шаттл» — это противоположность, динамичный маршрут. Потребность в маршруте определяет рынок. Продукт работает по предварительному заказу и в этом весь сервис. Именно поэтому мы считаем, что он не регулируется как «регулярные перевозки» в понимании закона «Об автомобильном транспорте».
— По вашему мнению, «шаттлы» легальны?
– Конечно, они легальны, но есть определенная регуляторная неопределенность, которая нам очень не нравится. Думаю, и городу Киеву, и министерству тоже. Из-за этого мы не можем инвестировать в продукт.
Если занять позицию, что продукт ближе к регулярным специальным перевозкам, то он идет вне конкурсов КГГА. Но есть паспорт маршрута – это бюрократическая бумажная процедура. Одобрение маршрута на бумаге длится 60 дней.
Самым сложным для нас и наших партнеров является то, что утвердить динамический маршрут невозможно по законодательству.
– Какие есть наработки законодательства?
– Мы подали в министерство свои предложения. Как только это регулирование будет создано, мы будем действовать согласно нему.
– Вы не считаете, что это тот случай, когда вседозволенность порождает вседозволенность?
– В Украине есть конституционный принцип, все, что не запрещено, разрешено. Как только будет урегулирован вопрос перевозок для ограниченного круга пользователей по предварительному заказу автобуса по динамическим маршрутам, мы будем придерживаться этих норм.
– Uber имеет договорные отношения с автопарками?
– Это юрлица или ФЛП, которые имеют лицензии на перевозки. У нас ограниченный круг автопарков, в качестве их услуг мы уверены.
– Сколько маршрутов у вас предусмотрено?
– Муниципальный транспорт должен быть основой киевского транспорта. Мы через наши данные по спросу видим, где есть «дыры». Мы делали опрос пользователей, имеем аналитику, где есть спрос и когда.
– Думали ли вы о том, что в «шаттлы» смогут пересаживаться водители собственных автомобилей, которые едут в столицу из пригородов, разгружая, таким образом, дороги?
– Именно так, это главная идея.
– Есть ли автостоянки, на которых водители оставляли бы свои авто?
– Я не имею ответа. Парковка является проблемой города и нашей в частности. Было бы интересно с департаментом транспортной инфраструктуры КГГА попытаться найти совместное решение. Мы не намерены обустраивать паркоместа, это не является нашей функцией. Мы рады помочь КГГА собственными данными.
— Приобщаются ли представители Uber к выбору водителей для «шаттлов»?
– У нас существуют договорные отношения с автопарками. Мы являемся технологической платформой. Мы не вмешиваемся в то, как автопарки ведут свой бизнес. Есть определенные документы, которые мы проверяем, том числе регистрацию ООО или ФЛП, из соображений налоговой прозрачности.
Ни сейчас, ни в будущем мы не будем просить у сотрудников трудовые книжки. Наша договоренность с автопарками такая, они обеспечивают определенное количество автобусов в определенное время в определенных местах. Автопарк решает, как организовать работу водителей.
Из соображений безопасности мы проверяем наличие водительских прав категории D для автобусов с более 15 местами. Мы можем гарантировать, что водители имеют необходимую категорию.
– А как насчет категории D1? Во время нашего эксперимента полиция составила на водителя протокол. Он не имел права садиться за руль микроавтобуса на 12 мест. Поэтому ожидали человека с соответствующей категорией прав, который смог бы отогнать автобус.
– Это вопрос к полиции. Согласно Венской конвенции о дорожном движении, категория D1 является подкатегорией D, потому что D более тяжелая категория и подходит для больших автобусов.
— Учит ли компания водителей работать с клиентами?
– Проводим инструктаж по пользованию приложением. Чем Uber отличается от остальных перевозчиков? Если у вас был невежливый водитель или если он нарушил ПДД, вы можете поставить ему одну звездочку. Рейтинг падает, и водитель больше не может сотрудничать в проекте.
– Нам известно, что по договоренности с КГГА «шаттлы» не могут осуществлять посадку пассажиров на остановках общественного транспорта.
– «Шаттлы» – это не регулярные перевозки, поэтому мы не имеем права и не используем эти остановки. У нас определены возможные места остановок, которые должны соответствовать ПДД.
– А что с графиком работы водителей?
– График водителей – это вопрос автопарка. Из соображений безопасности мы делаем программное ограничение – 12 часов. Это не определено трудовым законодательством, потому что мы не имеем трудовых отношений. Это определено безопасностью пассажиров.
Есть две вещи: часы, когда имеется сервис на определенном маршруте, и часы работы одного водителя. Мы не считаем, что Uber должен утверждать правила внутреннего трудового распорядка для людей, которые не являются нашими работниками.
Что мы не будем делать? Мы не диктуем нашим партнерам-автопаркам, как им организовывать свою работу, потому что мы платформа и это не наше дело. Что касается штрафов водителей: пока существует неопределенность относительно того, это регулярные перевозки или это режим, регулировка которого еще не создана, думаю, будут штрафы.
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.