09.01.2019 – Сектор электроэнергетики Украины последних несколько лет активно реформировался, однако в этом году процесс затормозился. Глава украинского офиса чешской компании Unicorn Systems Владимир Погойда в интервью рассказал об особенностях реформирования рынка электроэнергии в Украине.
Благодаря платформе этой компании в прошлом году «Укрэнерго» ввело электронные аукционы по пропускной способности межгосударственных линий электропередач. Владимир утверждает, что в данный момент Украина уже срывает сроки запуска одного из основных направлений реформы – балансирующего рынка.
Читайте также: Создание нового рынка электроэнергии и амбициозные проекты энергетиков: чего ждать украинцам в 2019 г.
Электростанция на крыше. Почему украинцы не спешат инвестировать в солнечную энергетику?
Один день с «невидимыми дирижерами»: репортаж из диспетчерской «Укрэнерго»
Как вы оцениваете успехи в реформировании украинского рынка электроэнергии, и стоит ли ожидать запуска нового рынка электроэнергии в следующем году?
К сожалению, реформа рынка электроэнергии в последнее время ощутимо замедлилась. Мы, как ИТ-компания, которая производит и реализует решения, заточенные под реформирование энергосектора, понимаем, что несколько лет назад в Украине появилась возможность получить качественные ИТ-инструменты, необходимые для либерализации рынка. Именно сейчас настало то время, когда нужно внедрять реформы в отрасли. Но этого по разным причинам не происходит.
Страна, которая должна была попасть в четвертую волну реформирования рынка электроэнергии в Европе, уже сейчас не укладывается в запланированные сроки, которые были озвучены правительством нашим западным партнерам.
Хотя на фоне других стран Европы, которые уже прошли этот путь значительно раньше, особенно тех, которые были первопроходцами (Норвегия, например), заявленные сроки либерализации рынка электроэнергии Украины очень оптимистичны. Завершить процесс к середине 2019 года — слишком амбициозная цель.
Почему внедрение инструментов нового рынка наталкивается на противодействие и идет недостаточно быстро? Как бы вы описали ситуацию с профильными тендерами?
Далеко не все однозначно плохо, но есть конкретные проблемы, которые самое время озвучить. Потому что ответственные за этот вопрос чиновники строят своего рода «потемкинские деревни». Уже сейчас специалисты понимают, что ничего не делается, в следующем году новый рынок не заработает.
Реформы остановили, потому что люди, которые взялись за выполнение этого проекта, например, балансирующий рынок электроэнергии в «Укрэнерго», не могут сделать этого до середины следующего года, это физически невозможно. Ведь уже в конце июня эта модель должна быть запущена. И сейчас, с декабря, должна запускаться в эксплуатацию специализированная ИТ-платформа. Но эта платформа, к сожалению, не внедряется, поэтому ответственные лица за этот вопрос пытаются создать информационный вакуум по этой проблеме.
Проблема в том, что «Укрэнерго» провело тендер с нереальными условиями — на реализацию проекта отводился ровно месяц, притом, что фактически она займет не менее 1,5 года. Его выиграла венгерская компания, которая перед этим реализовывала проект в «Укртрансгазе» и не справилась. Проект предусматривает многомиллионные финансовые санкции в отношении подрядчика за срыв сроков. Значит, либо в компании не понимают всю сложность этого проекта, или верят в то, что эти санкции к ним не будут применены.
А каковы основные, по вашему мнению, причины, по которым сложилась такая ситуация?
Самая главная причина заключается в том, что пока рынок непрозрачен, есть всего несколько крупных игроков, которые зарабатывают на нем миллиарды, и они могут себе позволить лоббировать саботаж реформ исполнителями, которые, помимо основных копеечных госзарплат, получают от них рыночные в конвертах.
В итоге реализация реформы затянется как минимум на 2-3 года. Какие последствия этой ситуации для Украины? Монополисты будут продолжать работать на газовом рынке, сохранится непрозрачное ценообразование, электроэнергию невозможно будет экспортировать и импортировать открыто.
На фоне того, что «Укрэнерго» не внедрило вашу аукционную платформу, вы активизировали сотрудничество с частными энергокомпаниями?
Пока не запустится балансирующий рынок, им покупать наше решение не имеет смысла. Это все равно, как если бы мы выпускали телевизоры, а в стране не было бы телевизионного сигнала. Балансирующий рынок скоро не запустится. Если проводить аналогии с телевещанием, строящаяся телебашня находится сейчас на этапе рытья котлована. При этом нам заявляют, что уже совсем скоро башня будет работать, но мы знаем, что сегодня там нет даже бетонного фундамента.
Как вы оцениваете запуск «Укрэнерго» электронных аукционов с экспортной пропускной способностью? Насколько значительной была роль компании в этом проекте?
Да, мы уже внедрили в «Укрэнерго» специализированную IT-платформу для этих аукционов. Их оборот в прошлом году составил рекордные для отрасли 300 млн. гривен, а по итогам этого года он составит уже около 600 млн. В 2019 этот объем как минимум сохранится.
А как обстоят дела в других стратегических госкомпаниях?
«Энергорынок» планирует внедрить платформу рынка «на сутки вперед». Тендер прошел, его выиграла известная словацкая компания, и у них есть шанс выполнить такой проект. В «Энергоатоме» сейчас объявлен тендер, в котором участвуем мы и еще четыре компании, торги будут в начале января.
Какие другие направления вы считаете наиболее перспективными? Планируете ли внедрять свои решения на других рынках, кроме энергетического?
В Украине сейчас другие отрасли, например, банковский сектор, они нам неинтересны. Единственный бизнес, который мы хотим развивать в Украине — это геоинформационные системы. Это направление очень актуально. Если вы, например застройщик, купили участок и хотите построить бизнес-центр. Для этого нужно взять справки у всех организаций, у которых есть подземные коммуникации: канализация, водопровод, газ, электричество, оптоволокно, военная коммуникация, метро. Этих справок может быть 20 и больше. Вы даже не знаете, у кого их брать.
Как это работает в Европе — есть общая база всех владельцев коммуникаций, вы даете координаты вашего участка, и они вам выдают список всех необходимых компаний. Мы хотим предоставить госструктурам и частным заказчикам технические средства, чтобы вести подобные базы в электронном виде.
На чем же тогда компания сконцентрируется в следующем году? На внешних рынках и проектах?
Да, мы выиграли несколько крупных тендеров в Европе, пока будем работать над этими проектами. Сейчас самый большой наш проект в энергетике посвящен разработке платформы LIBRA для проекта под названием TERRE (Trans European Replacement Reserve Exchange). В рамках этой инициативы европейские системные операторы намерены объединить усилия в направлении балансировки электрических сетей и внедрить единый рынок резервов замещения.
Резервы замещения – это резервы активной мощности, необходимые для восстановления или поддержания надлежащего энергоснабжения, с периодом активации от 15 минут до нескольких часов. Будущая платформа должна обеспечить сбор предложения по резервам и оптимизацию их распределения по всей Европе.
Европейские страны планируют участвовать в этой инициативе постепенно. Первую пилотную группу составляют системные операторы Великобритании, Испании, Португалии, Франции, Швейцарии и Италии. Они должны начать работать в новой платформе уже в следующем году. В будущем вся Европа должна включиться в этот проект — такие страны как Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания, Греция. Не исключено, что со временем Украина также сможет включиться в эту систему.
Интересно также, что благодаря своему богатому опыту в энергетике, Unicorn Systems не только внедрит эту систему, но и будет обеспечивать ее работу в будущем.
Хорошо, это самый большой ваш проект, или еще есть дополнительные?
Есть еще один проект, который разрабатывает Unicorn Systems на базе нашей основной системы Damas. Проект посвящен балансировке системы близко к реальному времени и называется aFRR – от Automatic frequency restoration reserves. Этот проект охватывает четыре страны: Норвегию, Швецию, Финляндию и Данию, он также должен заработать во второй половине следующего года.
Планируете ли расширяться, открывать филиалы или R&D-центры (центры исследований и развития) в других городах?
Сегодня мы работаем в двух офисах — в Киеве и Тернополе. В следующем году нам нужно будет выбрать третий город для открытия еще одного офиса. В Тернополе мы переезжаем из маленького офиса в гораздо большее помещение, в котором будут работать 40 человек, притом, что сейчас их 12. В Киеве также будем расширяться — у нас есть еще около 25 свободных мест.
Всего за два ближайших года мы планируем увеличить штат с нынешних 100 сотрудников до 300, то есть, вырасти в три раза.
В Unicorn помимо основного бизнеса есть свой собственный колледж. Можете рассказать о нем?
Да, этот ВУЗ находится в Праге, это частный университет. Ранее мы предлагали только диплом бакалавра, но как раз в этом году получили аккредитацию и сейчас можем выпускать магистров. Большая проблема для любого бизнеса сегодня в том, что студенты не получают актуальные знания и навыки во время обучения. Выпускникам приходится самим проходить какие-то дополнительные курсы для того, чтобы получить первую работу.
Мы решили кардинально подойти к решению этой проблемы и открыли свой ВУЗ, где мы даем молодым людям те знания, которые сейчас имеют спрос на рынке. И все выпускники автоматически находят себе работу. Лучших мы стараемся оставлять себе, всех других моментально поглощает рынок труда. Сейчас у нас параллельно учатся около трехсот студентов.
Каким еще образом вы решаете проблему нехватки квалифицированных IT-специалистов?
Мы стараемся обучать людей. Мы сейчас сотрудничаем с Тернопольским национальным техническим университетом. Предлагаем студентам возможность научиться ультрановым технологиям. После прохождения этого курса у каждого студента должна быть часть написанного им приложения, которое можно демонстрировать как реальный рабочий опыт при трудоустройстве.
На рынке сейчас очень много людей с низкой квалификацией, которые хотят работать. Даже притом, что их зарплата все равно ниже, чем подобных специалистов в Европе. И мы стараемся обучать их, включать в проекты, давать возможность поработать с более опытными коллегами, набраться знаний и опыта. Через некоторое время они становятся нашими полноценными экспертами и важными для компании. Соответственно, получают более высокие зарплаты или же покидают компанию и находят себе работу в других.
Как вы оцениваете итоги года для украинского IT-рынка и аутсорсинговых компаний?
Рынок стабильно растет, и одна из тенденций, которую мы видим — это переход от чистого аутсорсинга в разработку продуктов. Потому что не секрет — аутсорс это наименее квалифицированный способ работы с заказчиками, на котором зарабатывается меньше денег. Наиболее выгодные способы — это именно разработка продуктов. Многие украинские компании используют те деньги, которые они заработали на аутсорсе, реинвестируя их в разработку продуктов.
Какие глобальные планы компании на следующий год?
Глобально компанию сейчас ждут изменения, связанные с тем, что мы внедряем новую рабочую модель, которая называется UAF (Unicorn Application Framework). Мы хотим свести к общему знаменателю технические знания наших специалистов, а также процессы разработки программного обеспечения для различных клиентов. В результате мы сможем быстрее обучать людей, которых мы набираем, и более оптимально привлечь людей в разных проектах. Это даст возможность компании глобально расти.
Сейчас у нас для этого есть проекты и средства, но мы не можем эффективно расти, потому что у всех IT-компаний основная проблема — менеджмент. Для того чтобы из 2300 человек (по всей Европе), которые у нас работают сейчас, нам вырасти до 5000 сотрудников, нужно менеджмент увеличить не в два, а в четыре раза. Потому что возрастет сложность управления компанией. Поэтому мы хотим, сначала упростить способ набора и обучения людей, ротации между проектами.
Когда мы убедимся, что это работает, тогда мы сможем начинать значительно увеличивать компанию. Нашего офиса эти планы касаются в первую очередь, потому что мы решили сделать Украину пилотной площадкой этих изменений. Мы уже начали с 1 декабря применять новую методику в наших новых проектах. Это и есть основная задача на следующий год для компании в целом.
Автор: Павел Соломин
Источник: LB.ua
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.