06.09.2019 – Сразу после своего назначения новый премьер-министр Украины Алексей Гончарук с самого утра встретился с журналистами. Были приглашены представители шести СМИ, среди которых оказалась и «Украинская правда».
Обычно похожие знакомства происходят в формате off the record, то есть без записи, однако на этот раз журналистам позволили фиксировать все сказанное.
Разговор происходил во внутреннем дворе Кабмина посреди уютного парка.
В ходе общения Гончарук обратил внимание на белок, оккупировавших дерево.
– Это сотрудники УГО, – шутили журналисты.
– Полковник или майор, интересно? – поддержал шутку премьер.
Самый молодой в украинской истории глава правительства был одет в стильный темно-синий костюм с платочком в кармане. В течение часа он довольно спокойным тоном рассказал о своем видении работы правительства.
Единственный вопрос, который заставил его смущаться – почему Арсен Аваков остался министром внутренних дел.
«Украинская правда» публикует полную расшифровку первой встречи нового премьера с журналистами.
О задачах правительства, налогах и ФЛП
– В Украине сейчас много проблем. Я не думаю, что есть смысл их все перечислять. Но нужно понять, что с этим делать. Моим ответом на все вопросы является экономический рост.
Мы хотим безопасность? Хорошо, безопасность стоит денег. Для того чтобы у государства были деньги, их надо заработать. Это означает, что экономика должна расти. Поэтому фокусом этого правительства будет экономический рост.
Более того, мы понимаем, что в экономике Украины есть определенные особенности, которые вызваны двумя факторами. А в мире давно это норма. Поэтому сделать экономику более мобильной – это важная задача.
Мобильность экономики дает возможность эффективнее противостоять мировым кризисам. Когда в мире случается кризис, если экономика мобильна, она быстро перестраивается и меньше теряет. Если экономика зашита в жесткое регулирование, там присутствует государство, а государство, как правило, ведет себя консервативно…
Мы же все понимаем, в чем заключается разница модели поведения государства и бизнеса в экономике? Бизнес склонен рисковать, и поэтому он побеждает. Директор компании, конкурирующей с более рискованными оппонентами, всегда проигрывает. Потому что он ограничен в ресурсах, он не может длительно планировать, и боится, что к нему придет прокурор и расскажет ему о том, что он нецелевыми способами тратит государственные средства.
В таких условиях экономика не может развиваться. Поэтому разобраться с этим через дерегуляцию, через приватизацию – это невероятно важное задание. Это не только для того, чтобы побороть коррупцию, хотя это тоже важно, это и для того, чтобы обезопасить себя от возможных мировых потрясений.
Многие предсказывают мировой кризис и тому подобное. Сам по себе мировой кризис — как погода: ты к нему можешь лишь подготовиться. И у тебя или есть зонтик в этот момент, или его нет.
Вторая история о стоимости ресурсов. У нас очень дорогие ресурсы, потому что нам не верят. У нас тотальное недоверие внутри один к одному: банков к заемщикам, заемщики считают банки спекулянтами и рейдерами и все остальное. Это клубок, который давно нужно решить.
Нам нужны дешевые деньги в экономике. Где их взять? Банковская система в принципе готова кредитовать и бизнес, и население. В Украине может появиться ипотека. Она в следующем году может быть 12-13%, и мы понимаем, как это сделать.
Мы будем работать с Нацбанком, не влияя на него административно. Будем работать по-партнерски, строя с ними нормальные отношения. Мы должны понимать их ожидания, а они – понимать наши.
Наши ожидания заключаются в том, чтобы у бизнеса, и у людей, которые хотят купить себе недвижимость, была бы возможность пойти в банк и под вменяемые проценты взять и оформить ипотеку.
Вторая составляющая, кроме стоимости ресурсов – это защита права собственности. Фактически это уменьшение рисков для кредиторов.
Ни для кого не секрет, что у нас процветает рейдерство. Компании переписываются, реестры «моргают» и все это продолжалось много времени. Поэтому новый министр юстиции, который вчера был представлен, это человек с огромным опытом работы в качестве консультанта группы Всемирного банка. Он очень хорошо понимает эти проблемы.
Я очень надеюсь, что в ближайшие месяцы команда министерства юстиции прекратит эту позорную практику. Владелец должен быть защищенным. Если владелец будет защищен, если будет работать механизм защиты прав кредиторов, мы еще на пару процентов снизим кредитную ставку.
Для того чтобы экономика заработала, с одной стороны нужно создавать механизмы, которые бы строили доверие внутри страны, а с другой стороны – защищать того, кто ведет себя правильно.
Необходимо наказывать мошенников и в то же время защищать добросовестных людей. У нас очень часто выигрывает тот, кто играет не по правилам. А так не должно быть.
Далее — конкуренция. Те, кто играют по правилам, должны побеждать. У нас сейчас и налоговая система несправедлива. Она спроектирована таким образом, что добросовестный налогоплательщик проиграет. Ты вынужден оптимизировать для того, чтобы конкурировать с другими, и это неправильно.
Мы планируем глубокую реформу налоговой системы весной. Это ложная практика и, как правило, ее быть не должно, когда во втором полугодии ты усложняешь налоговый режим. Упростить ты теоретически можешь, но усложнять – точно нет.
Поэтому на весну мы готовим налоговую реформу, которая вступит в силу 1 января 2021 года. Этой осенью безотлагательно наша главная задача – навести порядок с администрированием налогов. У нас для этого есть госпожа Маркарова. Я считаю, что она хороший менеджер и порядочный человек, и я очень на это рассчитываю.
– По налогам сразу уточнение. По физическим лицам, предпринимателям – какое вы видите будущее?
– Здесь есть две вещи. Первое: налоговую систему надо исправлять, но начинать надо не с малых, это точно. Наличие этой упрощенной системы, ее главная проблема не в том, что люди не платят налоги.
Главная проблема в том, что это используется, чтобы отмывать контрабанду. Когда в государстве ты не можешь проследить происхождение продукта, то ты не можешь обеспечить уровень безопасности, ты не можешь защитить потребителя. Так не должно быть.
В нормальной стране IPhone на раскладке вы не купите. Ты должен понимать, откуда приходит товар – по разным причинам, даже для того, чтобы строить нормальные цивилизованные отношения.
Мне сейчас сложно говорить о модели, которую мы предложим, но мы будем исходить из того, что упрощенной должна быть вся страна. Налогообложение должно быть таким простым, чтобы оно не было обременительным ни для кого.
Это расходование бизнесом сотни часов на заполнение никому не нужных бумажек — должно уйти в прошлое. Это не может существовать. Бумажный ВВП, то есть когда деятельность происходит ради того, чтобы заполнить какую-то «бумажку» – это должно уйти в прошлое.
Должно произойти упрощение трудовых отношений. Потому что сейчас у нас часто взять человека на работу – это все равно, что его усыновить. Люди боятся брать кого-то на работу, потому что потом ты ничего с этим не сделаешь. Если человек тебе не подошел, и ты ошибся, ты попадаешь в деньги. Поэтому люди уходят от того, чтобы легально кого принимать на работу.
У нас уровень безработицы такой высокий, в том числе потому, что легальное трудоустройство – это очень опасно для бизнеса. Извините, но легче расстаться, чем кого-то уволить, и над этим надо задуматься (смеется). Поэтому весь этот набор правил, который родился в Советском Союзе, в этом сдерживает нашу экономику, делает ее уязвимой к кризисам.
– Налоговая амнистия – когда она будет?
– Амнистию нужно делать, но один раз. Это означает, что к ней надо очень хорошо подготовиться. Этот год мы посвятим инвентаризации. Мы объединяем реестры, посмотрим, сколько у нас субъектов — мы должны понять, с чем мы имеем дело.
Мы должны максимально загнать в цифру всю страну в этом году. Насколько это вообще возможно.
Это, в том числе, и об упрощении администрирования налогов. Когда налоговая начинает себя вести приторно, без коррупции, я хочу понять, каков уровень поступлений тогда будет в бюджет.
И с этой базы уже можно будет стартовать в следующий год. Потому что очень часто сейчас проблема не в модели, а в том, как она используется.
Замысел такой, что следующие несколько месяцев, кроме управляемости системы, увольнение коррупционеров, установление для каждого чиновника KPI, нужно хорошо думать, как увидеть реальное положение дел.
Мы не понимаем сейчас, сколько у нас граждан. У нас последняя перепись была в 2001 году! Мы как страна не знаем, сколько у нас граждан. Наши программы социальной защиты очень неэффективны.
О переписи, дорогах и контрабанде
– Вы будете инициировать перепись населения?
– Мы не будем инициировать – мы проведем. Она уже была запланирована на декабрь следующего года. Но мы изучаем возможность провести его уже в этом году.
Ее хотели проводить в следующем году, потому что в этом году осенью должны были быть выборы, а перепись очень затратная штука и проводить ее с выборами было бы сложно. Сейчас выборов не будет.
— И местных тоже не будет?
Я не знаю, но думаю, что нет. Решения об этом принимаю не я. Идет дискуссия, но сейчас уже поздно объявлять общенациональные местные выборы. Отдельный еще вопрос, как проводить выборы в условиях незавершенной децентрализации, когда полстраны в общинах, а пол – в обычных деревнях и городах.
– Значит, перепись будет в следующем году?
– Она была запланирована на следующий год. Но это, же вопрос даже не в деньгах, а в мобилизации больших ресурсов, людей, которых надо научить. Что такое перепись? Это когда один человек приходит к другому и анкетирует его. Чтобы этот процесс не вызвал сопротивления, этому должна предшествовать коммуникационная кампания, качественный менеджмент, посчитана должна быть вся эта логистика.
Вот мы сейчас этим занимаемся и очень хотим провести перепись в этом году.
Ибо по нашим оценкам, это позволит государству сэкономить в следующем году огромные средства. Исчезнут «Мертвые души», нам надо увидеть — сколько нас.
– Немножко на другую тему. Беда Украины – дороги, инфраструктура. Какая у вас тут концепция?
– Я позволю себе завершить о конкуренции, а тогда отвечу про дороги. Но конкуренция – это как раз ответ на дороги.
Контрабанда — это вещь, которую мы должны побороть в этом году. Есть Макс Нефедов. Я ему очень верю, я считаю его очень сильным менеджером и порядочным человеком. Поэтому я очень верю, что в этом году контрабанда как системное явление уйдет в прошлое.
У нас для этого есть все: есть Служба безопасности, Пограничная служба с новым менеджером, есть Макс. Ему нужно пару месяцев, чтобы сделать систему управляемой, потому что сейчас это, скорее, мозг без рук и ног.
Когда сейчас говорят, что назначили нового менеджера, а контрабанда идет, то надо понимать, что построение такого большого органа, такой махины, оно требует времени. И до конца года это будет сделано.
По разным оценкам, объем контрабанды достигает миллиардов долларов. Поэтому, кроме того, что контрабанда вредит конкуренции, это еще и большой вред для экономики. Мы рассчитываем, что это может дать дополнительные ресурсы для реализации лозунга президента о преодолении реальной бедности.
Речь не о прожиточном минимуме, который реально вдвое меньше того, что на бумаге. На, те деньги, которые выделены, ты, в самом деле, прожить в Украине не можешь. Наша задача найти ресурсы. Конечно, сразу на всех не хватит. Но терять времени точно нельзя.
Теперь об инфраструктуре. Мы сейчас дискутируем с коллегами. Программа деятельности правительства должна быть представлена через месяц в парламенте.
Украина должна инвестировать в инфраструктуру, образование и технологии. Здесь самые большие мультипликаторы. Если ты инвестируешь в инфраструктуру, то потом эти деньги возвращаются в экономику. И приводят за собой дополнительные деньги.
У нас есть 24 тысячи километров, так называемых mainroads (главных дорог). Мы должны их отремонтировать в течение 5 лет. Это очень амбициозная цель. Это не значит, что они должны быть построены с нуля. Это означает, что они должны быть приведены в хорошее и удовлетворительное состояние.
В этом году для нас невероятно важно построить дорогу на Мариуполь. Это задача номер 1. Потому что это украинский город, который сейчас является неким логистическим островом. Это не должно так быть. Предварительная дата 18 октября, когда мы планируем открыть эту дорогу.
Уже месяц там идет строительство и днем и ночью, потому что нам нужно успеть в этом сезоне. После этого нельзя зимой строить. Далее начинаются природные особенности.
У нас запланирован еще и инвестиционный форум для Донбасса. Мы хотим привести туда деньги, бизнес. Для нас развитие территорий, прилегающих к неподконтрольным, является одним из приоритетов. Люди оттуда уехали, бросили все, районы депрессивные. Это не должно так остаться.
У нас готовится на следующий год стратегия по дорогам. Мы ожидаем, что каждый год мы будем увеличивать финансирование на строительство дорог. Дополнительные средства мы планируем взять за счет наведения порядка с уплатой акцизов. Надо убрать тень с рынка горюче-смазочных материалов. Если ты хочешь строить дороги, должен бороться с коррупцией.
– Прошлое правительство запланировало на следующий год 75 миллиардов на дороги. Вы планируете больше?
– Конечно. Но еще раз, это средства, которые поступают от того, как люди покупают топливо. Логика такая: ты покупаешь литр бензина, а там, в стоимости, по сути, сидит налог на дороги. По факту у нас в Украине дороги платные, но ты платишь не за какую-то конкретную дорогу, а за все. С этой точки зрения, если ты едешь автомобилем из Киева в Одессу, то дорога является платной, потому что ты все-таки за нее заплатил. Просто заплатил, когда покупал бензин.
Поэтому эти средства поступят в дорожный фонд. И мы ожидаем, что получим дополнительные средства, когда наведем порядок на рынке горюче-смазочных материалов. Вы же знаете, что у нас масса «серых» заправок, которых ты не видишь, в бюджет ничего не получаешь.
И нам нужно научиться эффективно, работать с международными финансовыми организациями. Потому что мы по разным оценкам выбираем очень незначительную часть тех средств, которые бы могли выбирать. У нас есть дешевый ресурс, нам просто нужно научиться работать.
Сейчас мы думаем над обновлением менеджмента и, собственно, уже есть новый министр Влад Криклий. Он довольно современный молодой амбициозный парень. И одним из главных задач является обновление и усиление этой вертикали, которая отвечает за дороги.
Нам нужно набрать туда очень сильную команду менеджеров, которые за следующий год сделают, а я хотел бы, чтобы вдвое, больше. Но о реальных цифрах мы поговорим через месяц, когда будет программа.
Я не хочу быть сейчас голословным, мы должны посмотреть, что происходит. Извне правительства оно может выглядеть по одному, а когда ты закопался в детали, могут быть определенные коррективы. Поэтому я здесь каких-то радужных оценок давать не хочу, но это точно будет больше.
Дороги нужно строить и это один из приоритетов, которые поставил президент, и для нас это очень-очень важно.
Об успешных реформах, приватизации, «Украинской железной дороге» и кадровых решениях
– Мы все в ожидании очень важного дела, это обмен пленными. Информация противоречива. Была информация, что обмен состоялся, затем, что он продолжается. Могли бы вы объяснить?
– Не могу. Вот почему. Это очень чувствительный процесс, в команде президента есть ответственные люди, которые это транслируют. Если от разных людей будет выходить коммуникация, это может навредить.
– Прошлые чиновники начали процесс реформирования страны, было проведено много разнообразных изменений. Какие из этих изменений вы считаете правильными и их нужно продолжать? А какие реформы нуждаются в кардинальной перезагрузке?
– Медицинская реформа – это однозначно правильная история. Реформа образования, новая украинская школа – однозначно правильная история. Есть вопросы менеджмента конечно. Идея правильная, но как они были воплощены, мы сейчас посмотрим внутри министерств. Честно.
Когда ты понимаешь замысел, деньги ходят за ребенком, деньги ходят за пациентом. Это очень правильные вещи. Правильные механизмы финансирования. Когда человек имеет своего конкретного врача, когда государство платит за эти услуги. Это очень правильные вещи. Это эффективность, путь к эффективности. Это также стимулирует конкуренцию.
Но насколько качественно происходила имплементация, каким был менеджмент этой истории, мы посмотрим. Сейчас давать оценок не хочу.
В этих сферах есть новые министры, и я думаю, что, основываясь, в частности, на их оценках, наши планы по этим двум реформам вы получите очень быстро. Думаю, примерно за месяц.
Я вообще считаю, что в течение 5 лет страна двигалась в правильном направлении, но очень медленно. Большая часть реформ была искажена отдельными коррупционными частными интересами. Это моя общая оценка.
И конкуренция на энергетических рынках, и в ProZorro – это однозначно достижение. Кстати, сейчас есть новый законопроект, чтобы усовершенствовать эту систему и распространить ее. Это нужно сделать еще и на аренду государственного коммунального имущества.
Значит, друзья, мы должны становиться эффективнее. Мы очень много времени и денег тратим на ненужные вещи.
Мир очень мобильный. Поэтому все это нужно продолжать и поддерживать. И реформу публичных финансов, когда государство начинает планировать на 3 года. Например, ЕС планирует на 7 лет, и вот уже в 2021 году они будут принимать бюджет на 7 лет.
Что это значит? Это означает, что когда ты можешь планировать на 7 лет, ты можешь привести инвестора, он может спланировать свои расходы. Ты можешь договариваться с кем-то на условиях рассрочек. А когда ты зажат в бюджетный год, где 12.31 (31 декабря) все преображается, как Золушка. Этот эффект Золушки очень вредит.
– Большая приватизация. Ваше отношение к приватизации УЖД и «Центрэнерго»? Кто будет руководить Фондом госимущества?
– Большая приватизация нужна. Лично моя позиция – чем меньше государства в экономике, тем лучше.
Конечно, останутся предприятия, которые являются стратегическими. И сама УЖД, там есть часть, которая не должна быть в частных руках. Она должна быть поделена. Есть модель, когда она делится на операторов трех различных частей. Это отдельная сложная история.
Здесь очень простая штука: то, что может быть естественной монополией, и является естественной монополией, и там не может быть конкурентного рынка, это в принципе можно оставлять государству. Я бы заводил туда частный капитал на миноритарную долю для того, чтобы она строила эффективность.
Мы сейчас думаем над созданием государственного холдинга, который вывел бы все ГП, КП (государственные и коммунальные предприятия) из-под министерств, чтобы у каждого министра не было этих хозяйств, которые висят. Из-под Кабмина это надо забрать.
По поводу кандидатуры на Фонд госимущества, у нас также есть сильный человек, который может его возглавить. Но финальные договоренности не достигнуты, поэтому я бы, не хотел сейчас называть фамилии.
Укрпочта. Господин Смелянский — замечательный менеджер, он за довольно короткий период времени сделал хорошее дело. Я думаю, он воспитал на «Укрпочте» себе достойную замену, и мы поищем для него более амбициозную задачу. Об этом мы с ним уже говорили.
– В отношении УЖД – ее глава останется дальше работать?
– Смотрите (пауза). Я хочу принимать все кадровые решения на основании анализа. Я не сомневаюсь, что Украинская железная дорога сейчас пронизана низовой коррупцией – кто-то имеет на тендерах, кто-то руководит в ручном режиме на отдельных железных дорогах.
УЖД – это же только надстройка. Если не ошибаюсь, есть шесть отдельных железных дорог, каждая из которых имеет свой менеджмент. Какая версия правильная, существующий менеджер – правильный парень, который делал все, что может, и есть какие-то этому доказательства, или же он был лишь витриной – мы разберемся и дадим оценку. Но сейчас я бы не хотел об этом говорить однозначно.
Уверяю: кадровые решения точно будут приняты, в том числе и по Украинской железной дороге, но позже.
Про Авакова
– Как Аваков остался?
– Это решение всей команды. По процедуре это происходит следующим образом. Есть фракция, фракция предлагает мне, я подаю в парламент. Я получаю документ от фракции, там перечень лиц, я передаю их в парламент.
Но это и моя ответственность. Я с себя ответственность за кадровые решения не снимаю.
Решение и вопрос по Авакову, конечно, дискутируется, и он является сложным. А в деле, которым мы с командой занимаемся, вообще нет простых решений. Очень часто тебе приходится принимать очень сложные решения.
И единственное, что я могу сказать, что мы очень четко обозначили красные линии. Мы поговорили серьезно.
– Лично с Аваковым?
– Конечно. И у президента был разговор, и не один. И я лично общался с ним об этом. Мы поговорим еще не один раз и внимательно посмотрим на то, что происходит внутри министерства. Это сложный длительный процесс.
– Ваше личное отношение. Этот человек должен уйти?
– Я считаю, что Аваков сделал много хорошего для страны в определенный период времени. Есть много оснований считать, что он – крупный бизнесмен, который в том числе имеет свои интересы. Я думаю, что решение уже принято по поводу того, чтобы он работал в правительстве.
Сейчас он является частью команды, и было бы неправильно, чтобы я сейчас публично говорил, что он должен уйти. Только. Я сказал на трибуне парламента о том, что в правительстве воровать не будут. Это означает, что никаких исключений быть не может.
И если вы – пресса, гражданское общество, с которым мы будем очень тесно сотрудничать – будете иметь очень конкретные, предметные претензии… мы с президентом договорились, что первое основание серьезно считать, что модель поведения такая, которая не может быть допустимой – любой человек, а не только Аваков, должен уйти. Если есть претензии, по сути.
Для того чтобы не терять доверие к правительству, команде в целом, человек должен уйти.
– Почему он незаменим? Как так вообще произошло, можете объяснить?
– Подождите… Все – окей! На самом деле, ничего удивительного нет.
Это действительно сложная для меня тема. Потому что это вообще одно из самых сложных решений, которое принималось во время формирования правительства. Это – непростая история, я вам скажу (пауза).
Почему Аваков незаменим? Ну… Он точно не незаменимый. Сто процентов! Абсолютно точно есть люди, которые могли бы его теоретически заменить.
Почему было принято решение его оставить сейчас? Из одного рассуждения, самого главного: в стране война. В условиях войны, человека, который отвечает за самый безопасный блок в правительстве, учитывая, что правительство достаточно молодое, много очень людей, которые не имеют дополнительного опыта…
Учитывая, что г-н Аваков участвовал в обеспечении проведения честных, прозрачных выборов, его роль в этом в определенной степени была.
Вы видели, что Украина как демократическое государство состоялась. И это подтверждается, в том числе тем, какими у нас были выборы. Поэтому по совокупности всех плюсов и минусов команда приняла решение оставить господина Авакова в составе правительства.
По состоянию на сегодня решение принято. Я бы предлагал сконцентрироваться на конструктивной части.
Я бы с удовольствием поговорил, как реформировать министерство. Это важная очень штука. Потому что на самом деле я недоволен. Одна из тех реформ, которая не состоялась – это реформа полиции. «Патрулька» была, потом ее свернули, и дальше она не пошла.
Реформа уголовной полиции – это очень важная реформа, которую точно нужно продолжать. Но это сложный разговор, который еще будет у меня с господином министром. Мы с ним уже договорились на следующей неделе встретиться, глубоко поговорить на эту тему.
Учитывая, что решение уже принято, я предлагаю поставить какие-то пропорции. Я красные линии очертил, все понятно – если будет обоснованное подозрение, будут основания считать, что происходит какое-то коррупционное деяние…
– Не только коррупционное…
— Но отсутствие реформ — это об эффективности. Коррупция – это красная линия для всех.
Программа деятельности, которую мы представим за месяц, будет предусматривать набор критериев эффективности.
Думаю, что мы пробудем в таком «траял-периоде» (trial – экспериментальный), потому что мы будем где-то примеряться… Но никогда в Украине не было реальной изменяемости в политике. Потому что, когда ты впервые запускаешь эту систему, ты можешь ошибиться.
На первых порах это будут сигнальные вещи, но в следующем году мы планируем жить в режиме эффективного государства, где менеджер отвечает за результаты от «а» до «я».
– Если результат будет плохой, что должен делать министр?
— Должен уйти в отставку.
– А вы сможете его отправить?
– Почему нет? Конечно! Премьер-министр – это игрок на поле. Это нужно понимать. Есть большая команда: президент, офис президента, СБУ, прокуратура, правительство, парламент. Это все – система управления государством. У нас в законе прописаны процедуры, как принимается решение.
Как менеджер, который возглавляет правительство, конечно, смогу поставить вопрос о том, что министр должен уйти, если он будет очевидно неэффективным. Естественно. И я это сделаю!
«Медицинская реформа – это однозначно правильная история. Реформа образования, новая украинская школа – однозначно правильная история. Есть вопросы менеджмента, конечно. Идея правильная, но как они были воплощены, мы сейчас посмотрим внутри министерств. По-честному», – говорит Гончарук.
Про свою команду и бюджет
– Будете ли вы делать представление на увольнение Виталия Кличко с КГГА?
– Не изучал этот вопрос. Лично не знаком с господином Виталием. Поэтому не готов отвечать на этот вопрос.
– Вы могли бы охарактеризовать свою команду? Вы сказали, что команда молодая и неопытная…
– Я не сказал, что неопытная. Сори. Если я сказал, что «неопытная», я ошибся.
– Охарактеризуйте вашу команду. Главные плюсы и минусы.
– Экономика… Еще одну вещь хочу сказать: те люди, которые представлены как члены правительства, это лидеры направлений. Под ними есть, и будут формироваться команды с опытом по направлениям.
Возьмем любое. Например, Министерство экономики. Мы как хотели… Единственное, что нас действительно ограничивало, это время. Когда ты, по сути, являешься частью офиса президента, кроме операционных задач, которые на тебя валятся, с которыми ты должен справляться, параллельно должен формировать правительство…
Объективно я никогда в жизни правительство не формировал. Немного людей в стране, которые имеют практический опыт формирования правительства, поэтому этот опыт для меня новый. Но это не означает, что люди не могут, и не будут справляться с задачами.
Есть люди, которые понимают, как работают их министерства. Например, госпожа Маркарова прекрасно понимает, как работает Минфин. Госпожа Новосад прекрасно понимает, как работает Минобразования. Соколовская прекрасно понимает, как работает Минсоцполитики.
Есть люди, которые не работали в министерствах, например, Бородянский. Классный менеджер, но он совершенно из другой сферы. Для него эта штука будет новой.
Кто-то — сильный менеджер, а кто-то лучше понимает, что происходит на местах. Мы пытались искать баланс между профессиональностью узкоспециализированной, менеджерскими, лидерскими качествами и безупречной репутацией.
Это вещи, которые мы пытались балансировать. Что вышло? Посмотрим.
Почему я не хочу зацикливаться на кадровых вопросах? У нас намерения очень просты – мы хотим за очень короткий период времени в корне изменить Украину. Для этого мы подобрали тот менеджмент, который видим, чисто операционно. Если что-то не будет работать, где-то мы ошиблись – окей! Ничего страшного! Мы просто сделаем работу над ошибками.
– «Мотор Сич». Ситуация серьезная с экономической и политической точки зрения. Какой выход вы видите?
– Я бы сейчас не комментировал это. Объясню почему. Это больше о безопасности, чем об экономике. Поэтому в офисе президента этим занимались абсолютно разные люди. Я до деталей эту ситуацию не чувствую. Идут постоянно переговоры, консультации. Я не хочу навредить публичным оценкам.
– Несколько вопросов по поводу МВФ. Известна ли дата приезда миссии?
– С 10 по 24, насколько я знаю.
– Я бы хотел спросить о незаконном обогащении. Это требование МВФ. Обсуждали ли вы с фракцией, как быстро возможно принять этот закон?
– За этот вопрос отвечал другой человек в команде, и, насколько я знаю, этот вопрос уже решен. Конечно, его надо проголосовать.
– Когда его могут проголосовать, у вас есть понимание?
– Моя оценка – в ближайший месяц. Точных оценок давать не буду, ибо могу ошибиться.
– Понятно, что одним из самых дискуссионных вопросов будет вопрос газа. Если на тот момент, когда будут проходить переговоры, цены на международных хабах будут показывать, что Украина должна поднять тарифы на газ для населения, готовы ли вы пойти на это и будет ли какой-то дедлайн?
– Я считаю, что здесь есть две составляющие: первая составляющая – правительство вообще не должно вмешиваться административными решениями в ценообразование, даже на энергоносители. Это неправильно.
Когда политик начинает вмешиваться в цену, это приводит к двум вещам: к неэффективности, коррупции и популизму. Этого не должно быть.
Если есть какая-то часть населения, которая сама не справляется с рыночной ценой, государство должно помочь. Мы должны понять, кто это, и помочь ему прямо, вплоть до того, что оплатить за него стоимость этого ресурса.
Поэтому когда мы говорим о платежке, то есть о цифре, которую человек увидит, то это проблема правительства. И надо работать над тем, чтобы, во-первых, цифры не повышались, и мы будем делать для этого все от нас зависящее.
С другой стороны, те люди, которые не могут справиться с существующими цифрами, должны получить соответствующую помощь государства. Это точно.
Вопрос в другом, что инструмент административного вмешательства в ценообразование – неправильный, он приводит к неэффективности, к популизму и к коррупции. Этого делать нельзя, и мы к такой практике возвращаться не хотим.
Мы сейчас внимательно изучаем ситуацию на энергетических рынках. Конечно, трудно реагировать в первые недели работы на какие-то вызовы, которые появятся, но я думаю, что мы из любой ситуации найдем достойный выход.
– Вопрос о бюджете. Вы сказали, что за месяц дадите направления деятельности, но как будет с главным документом?
– Не направления деятельности, а программу деятельности правительства. Мы по закону так должны сделать.
– Это фактически вместе с бюджетом?
– Это параллельный процесс, конечно. Очевидно, что выборы с самого начала не были запланированы на лето. Это означает, что бюджетный процесс на это не рассчитан и мы, несмотря на то, что правительство за один день, до 15 сентября должно подать проект бюджета в парламент.
Сегодня буду иметь совещание с министром финансов по поводу того, насколько эта задача реалистична, насколько мы к этому готовы. Мы поймем ситуацию и отреагируем. Но, конечно, мы сделаем все, чтобы выполнить норму закона.
Мы хотим быть очень дисциплинированными не потому, что это норма закона, потому что, если это записано в законе, это на самом деле нужно выполнять, иначе к тебе иностранные и внутренние инвесторы и граждане будут относиться с недоверием.
О «Нафтогазе» и ценах на газ
– Вопрос газового транзита – это ваша компетенция или это НАК «Нафтогаз»? И вообще, как вы относитесь к деятельности НАК «Нафтогаза» и не планируете ли там что-то изменить?
– Конечно, это вопрос правительства. Давайте скажу так (делает паузу)…
Мы глубоко понимаем ситуацию, которая происходит. Мы готовимся к переговорам и формируем позицию. Я не хочу сейчас комментировать это публично, чтобы оставить определенный люфт для маневров.
Анбандлинг в» Нафтогазе » нужен, мы, безусловно, его сделаем, модель дискутируется. Мы нашли интересное решение, которое предварительно согласовали с нашими международными партнерами. Вопрос анбандлинга, его модели и сроков должен решиться в ближайшие недели.
— Вы вообще Коболевым довольны?
– Я не оценивал его деятельность. У меня нет объективных оценок. Лично я общался много раз с господином Коболевым. Он производит впечатление человека, который понимает, о чем он говорит. Поэтому я бы точно не принимал поспешных решений.
— Владимир Гройсман говорил, что сначала отопительного сезона цена не будет повышаться, поскольку «Нафтогаз» закупал газ по сниженным рыночным ценам и его достаточно, чтобы отопительный сезон мы прошли по цене, которая уже есть сейчас. Что скажете по этому поводу?
– Для того чтобы избежать спекуляций. Это правда, что в хранилищах закуплен достаточный объем газа для того, чтобы уверенно себя чувствовать зимой. Это дает нам более уверенную позицию и на переговорах, и в плане цены на газ.
Мы как правительство будем делать все возможное, чтобы человек в платежках не видел больших цифр. Каким образом мы будем это делать? Мы посмотрим, я этого еще не знаю. Очень многое зависит от цены на газ в мире. Сценариев очень много.
Вообще, этот и следующий год для Украины чрезвычайно сложный. Нам надо много отдавать долгов за прошлые годы. В следующем году мы вынуждены отдать каждую третью гривну бюджета на обслуживание долга. Это огромные деньги. Страна работает, а трети денег сразу нет. И это не единственная проблема.
Украина будет эффективнее за два-три года, я могу сказать наверняка, потому что понимаю, что будут определенные результаты. Что делать во время этого периода, для того, чтобы людям становилось не хуже, и они чувствовали, что что-то все-таки происходит – над этим мы будем думать. Это точно наша задача.
О коммуникации с президентом
– Мы сейчас говорим о кадрах. А расскажите, как вам самому предложили стать премьером? Кто и как это происходило?
– Президент.
– Это когда еще было?
– Хороший вопрос. Не было такой встречи, на которую меня позвали: «Тарадам! Привет, давай ты будешь». Все произошло в рабочем процессе.
– Вы договаривались с президентом о графике работы? Вы встречаетесь каждый день, или созваниваетесь каждый день? Как ваша коммуникация будет происходить?
– До этого я видел президента почти каждый день. Сейчас, конечно, будем видеться реже. Кабмин – это большая махина, здесь есть, чем заниматься. Времени будет очень мало.
Я рассчитываю на то, что мы с президентом – а я являюсь частью его команды – будем общаться настолько тесно, насколько это необходимо для того, чтобы мы понимали друг друга с полуслова.
Потому что он политический лидер команды, он был выбран украинским народом, и абсолютно точно он – это тот камертон, с которым нужно сверять все сложные решения, которые мы будем принимать.
Мы более такая команда менеджеров, которая нанята, навести порядок в процессах.
– Президент дал вам дедлайны, когда вы должны показать результат, и если вы его не выполните, он попросит вас на выход?
– У господина Зеленского есть один дедлайн – это вчера. Нужно делать все настолько быстро, насколько это возможно.
Про какой-то конкретный дедлайн мы не договаривались, но я считаю, что год – это достаточный срок времени, чтобы сделать выводы. Даже по закону, через год мы должны отчитаться перед парламентом. Но мы исходим из того, что в этом году, именно в этом году, мы вместе с парламентом должны принять все принципиальные реформы.
Мы должны реформировать железную дорогу, реформировать реку, спроектировать пару национальных проектов, мы должны дать ответ на вопрос, какой должна быть стратегия развития энергетики, мы отказываемся ли от угля, если да – то когда… Много комплексных сложных вопросов.
– Вы не боитесь, что со временем у вас возникнет конфликт с президентом? Все-таки у нас парламентско-президентское государство, а не наоборот. Например, накануне, когда президент сказал, что не боится распускать парламент, этот месседж прозвучал некорректно. Ведь в Конституции четко указано, при каких условиях он может это делать.
– А я думаю, что прозвучал корректно.
Что важно понимать? В реальной жизни Зеленский – это человек, которому выразили доверие 73% украинцев. На самом деле он сейчас является представителем народного запроса.
Он, по сути, является представителем заказчика и очень привередливый. Если он будет пользоваться этим доверием снисходительно, то он, пожалуй, не оправдает ожидания. Поэтому я поддерживаю такую модель поведения президента. Он должен быть жестким в своих требованиях.
С другой стороны, в правительстве мы сделаем все для того, чтобы в существующих условиях без фантастики и каких-то космических кораблей дать ту эффективность, которую можно дать.
Автор: Роман Кравец
Источник: Украинская правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.