Принцип системности в аналитических исследованиях

Проведение аналитического исследования осуществляется согласно определенным регулятивным принципам, которые обеспечивают процедурную сторону его методологии и методики. К числу ведущих принципов экономического анализа относится принцип системности.

Термин «система» (организм, целое, состоящее из частей) возник в Древней Греции более 2000 лет назад. Античные ученые (Аристотель, Демократ, Платон и другие) рассматривали тела, явления и процессы Вселенной как состоящие из отдельных элементов (атомов, метафор). Развитие астрономии (Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон) позволило перейти к гелиоцентрической системе Вселенной.

Читайте также: Бизнес-прогнозирование – искусство или наука?

О комбинированных прогнозах в экономике

Методологические проблемы анализа механизма денежной трансмиссии

Меняйся или умри. К 2030 году исчезнет полсотни профессий

Модели экспоненциального сглаживания и прогнозирования временных рядов

Далее развитие системных знаний происходило под влиянием различных философских убеждений, теорий о структуре познания и возможности прогноза (Ф. Бекон, Г. Гегель, И. Кант и другие). В результате такого развития системные представления выходят на позиции методологической науки.

Естествоиспытатели XIX-XX вв. (А. Богданов, Ф. Берталанфи, В. Вернадский, Н. Винер, Д. Менделеев и другие) не только актуализировали роль абстрактного мышления и моделей в естественных науках, но и сформировали основные системообразующие принципы, принципы системности научных знаний, «соединили» теорию открытых систем, философские принципы и достижения естествознания.

Современное развитие теория систем, системный анализ получили под влиянием достижений как классических областей науки (математика, физика, химия, биология, история и др.), так и неклассических областей (синергетика, информатика, когнитология, теории нелинейной динамики и динамического хаоса, катастроф, нейроматематика, нейроинформатика и др.).

На сегодня можно с уверенностью констатировать факт наступления этапа научного, системно-междисциплинарного подхода к проблемам науки, образования, техники и технологий, этапа, концентрирующего внимание не только на вещественно-энергетических, но и на системно-междисциплинарных аспектах, построении и исследовании системно-информационной картины мира, о наступлении этапа системных парадигм.

Как справедливо отмечает в своих трудах профессор Мних Е. В., «Одним из основных направлений современной науки является комплексное исследование явлений и процессов как систем. Поэтому системный подход к исследованию экономических явлений и процессов … является ядром методологии экономического анализа». Однако с нашей точки зрения принцип системности анализа уместно рассматривать в следующих аспектах:

а) системный подход к проведению аналитического исследования, которое заключается в логически обоснованной последовательности комплексного изучения объекта, выявлении и привлечении резервов повышения эффективности его функционирования;

б) в восприятии объекта как системы или упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, которые организованно взаимодействуют для достижения общей цели;

в) в рассмотрении каждого объекта как составной части экономической системы высшего порядка, а итоги его деятельности как последствия сложного взаимодействия внутренних и внешних причин.

С одной стороны, «Системный анализ – совокупность понятий, методов, процедур и технологий для изучения, описания, реализации явлений и процессов различной природы и характера, междисциплинарных проблем; с другой, — «это совокупность общих законов, методов, приемов исследования систем».

В то же время, «Системный анализ — изучение объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему. В научных исследованиях он предусматривает оценку поведения объекта как системы со всеми факторами, которые влияют на его функционирование». Это – исследования сложных, часто не вполне определенных проблем теории и практики.

«Системный анализ – это методология исследования свойств и отношений в объектах с помощью отображения этих объектов в качестве целенаправленных систем и изучения свойств этих систем, а также взаимосвязей между целями и средствами их реализации».

Различают три ветви науки, изучающей системы:

– системологию (теорию систем) которая изучает теоретические аспекты и использует теоретические методы;

– системный анализ (методологию, теорию и практику исследования систем), который исследует методологические, а часто и практические аспекты и использует практические методы;

— системотехнику, системотехнологику (практику и технологию проектирования и исследования систем).

Общим у всех этих ветвей является системный подход, системный принцип исследования — рассмотрение совокупности не как простой суммы составляющих (линейно взаимодействующих объектов), а как исследуемой совокупности нелинейных и многоуровневых взаимодействующих объектов.

Системный анализ стал результатом воплощения принципов системного подхода на практике. По своему содержанию системный анализ является прикладным методологии управления сложными системами.

Эта наука, как и любая другая, ставит целью исследование новых связей и отношений объектов и явлений. Однако основной проблемой является исследование связей и отношений с тем, чтобы объекты, которые изучаются, стали бы более управляемыми, а «вскрытый» в результате исследования механизм взаимодействия этих объектов — более применимым к другим объектам и явлениям. Задачи и принципы системного подхода не зависят от природы объектов и явлений.

По утверждению Е.Г. Юдина, теоретическое и методологическое значение системного анализа выходит далеко за пределы его практической направленности и «определяется тем фактом, что системный анализ представляет собой, пожалуй, наиболее серьезную из всех осуществленных до этого попыток построить и реализовать методологию, специально приспособленную для решения проблем системного характера, что все чаще и острее возникают и в современной науке, и в практике».

Системный анализ тесно связан с философией. Если философия дает общенаучные методы предметного анализа, то системный анализ — общие методы формального, межпредметного анализа предметных отраслей, выявления и описания, изучения их системных инвариантов. Можно дать и философское определение системного анализа: системный анализ — это прикладная диалектика.

По мнению акад. М. Чумаченко, термин «системный подход» уместно употреблять, когда речь идет об исследовании сущности процессов и явлений (в том числе и экономических), которые могут быть описаны понятием системы, а термин «системный анализ» – в случае поиска адекватных методов управления системой.

Его точку зрения разделяет проф. Л. Примостка, считая, что «системный анализ и системный подход соотносятся как единичное и общее», и «…принадлежат к различным уровням методологического исследования». «При этом следует четко осознавать», отмечает автор, «что далеко не каждое системное исследование имеет целью управления системой».

При этих обстоятельствах требует дополнительного выяснения сущность понятия «экономический системный анализ». Что следует считать превалирующим в этом случае, — системный (а точнее систематизированный) подход к изучению, системный (а иногда еще и иерархический) характер объекта исследования?

Как это часто случается, отсутствие однозначного научного определения приводит к произвольной трактовке термина и, местами, немотивированного его применения. Из изложенного выше напрашивается следующий вопрос: следует ли считать такой анализ самостоятельным видом или относительно обособленным направлением экономического анализа?

Похожая ситуация касается и понятия «операционный анализ». Что кроется за этой категорией? Заимствованный из западной научной литературы в области производственного менеджмента «операционный подход» в анализе, ориентирован на оценку экономической эффективности хозяйственных операций, «анализ операционной деятельности», как отдельного вида хозяйственной деятельности согласно действующим стандартам учета и отчетности.

Опять же, отсутствие четкого категориального аппарата, несоответствие отечественной и зарубежной терминологии приводят к произвольному толкованию содержания, неприемлемого в науке манипулирования понятиями. По мнению проф. Л. Примостки, «…в научной сфере такая терминологическая путаница недопустима, поскольку приводит к необоснованному смешению понятий, а иногда — и к ошибочному выбору методологии научных поисков».

Возвращаясь к вопросу сущности экономического системного анализа, считаем возможным решение проблемы в плоскости необходимости применения системного подхода (то есть системного анализа) к исследованию различных уровней сложной иерархической открытой экономической системы, учитывая еще и тот аргумент, что экономический анализ экономических систем всегда осуществляется именно с целью управления такими системами.

Системный анализ применяется в любой предметной области, вместе с частичными и общими методами и процедурами исследования. Предметная область системного анализа — раздел науки, изучающий предметные аспекты системных процессов и системные аспекты предметных процессов и явлений. Это определение можно считать системным определением предметной области.

Предметной отраслью экономического системного анализа являются экономические системы. При этом правомерно рассматривать экономическую геосистему и экономические системы низшего порядка (макро-, мезо-, и микроуровень).

Системный подход в экономическом анализе опирается на такие элементы диалектической логики, как объективность и полнота рассмотрения проблем и явлений; изучение процессов в их развитии; выяснение взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлияния; сочетание исторического и логического подхода в исследовании; абстрагирование и конкретизация; анализ и синтез; индукция и дедукция; формализация и моделирование; эксперимент; композиция и декомпозиция; линеаризация и выделение нелинейных составляющих; структурирование и реструктурирование; распознавание и идентификация; типология и классификация; экспертное оценивание и тестирование; верификация и прочее.

Системный анализ предполагает учет проявления системой синергетических свойств. Синергетика — междисциплинарная наука, исследующая общие идеи, методы и закономерности организации (изменения структуры, ее пространственно-временного усложнения) различных объектов и процессов, инварианты (неизменные сущности) этих процессов. «Синергетический» в переводе означает «совместный, согласованно действующий».

Это теория возникновения новых качественных свойств, структур на макроскопическом уровне. Если до недавнего времени естественные науки объясняли мир исходя из движения, взаимопревращения вещества и энергии, то сегодня любая объективная реальность может быть объяснена, лишь с учетом сопутствующих системных, и особенно системно-информационных и синергетических процессов.

Согласно принципу системного подхода, каждая система влияет на другую. Весь окружающий мир – взаимодействующие системы. Цель системного анализа – выяснить эти взаимодействия, их потенциал и направить эти знания на совершенствование функционирования систем.

Системный характер аналитических исследований усиливается в условиях возрастающей сложности хозяйственных и общеэкономических процессов, «многовекторности» управленческих решений и их возможных последствий. Деятельность экономических систем при переходе к рыночным принципам хозяйствования, и учитывая глобальные процессы, что все больше усложняются с точки зрения нарастания информационного потока о состоянии меняющейся внешней среды, и соответственно, необходимости быстрой оценки и реагирования на возникающие изменения.

Основу системного анализа составляет не формальный математический аппарат, а общая идея, оригинальный подход к решаемой проблеме, своеобразный категорийный аппарат. Поэтому системный анализ следует рассматривать не только как «сумму научных методов и практических приемов решения сложных экономических проблем», а как отлаженную, постоянно действующую систему их поиска, оценки, диагностирования и устранения.

Проблема создания этой системы значительно шире, чем удовлетворение спроса на набор чудодейственных эффективных методик анализа. Однако, основываясь на общей теории систем, системный подход вобрал в себя ряд других исследовательских подходов по разработке многих родственных и смежных наук. Поэтому при его осуществлении используется широкий методический инструментарий, часто заимствованный из других наук.

В целом системный анализ является каркасом, соединяющим все необходимые научные знания, методы и действия для решения сложных проблем. Поэтому требуют своего решения вопросы организационного, информационного, кадрового обеспечения, и самое главное – связи анализа с системой управления (его способность удовлетворять потребности менеджмента), и встречной проблемы — степени использования результатов анализа в процессе управления.

Заслуживает особого внимания системный подход в оценке степени эффективности и сбалансированности экономических систем.

С точки зрения современной экономической теории под экономической системой понимают «совокупность всех видов экономической деятельности людей в процессе их взаимодействия, направленных на производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг, а также на регулирование такой деятельности в соответствие их цели».

Основными элементами экономической системы являются:

– производительные силы;

– технико-экономические отношения;

– организационно-экономические отношения;

– производственные отношения или отношения экономической собственности;

– хозяйственный механизм.

Каждая из этих подсистем состоит из отдельных элементов (компонентов) с присущей им совокупностью связей между собой и развивается по общим для всей совокупности экономическими законам, а также по свойственным только для этой подсистемы законам и противоречиям.

Степень эффективности и организованности экономической системы в значительной степени зависит от соотношения степеней развития подсистем, поскольку они развиваются в рамках единой экономической системы относительно самостоятельно.

По степени эффективности и сбалансированности использования основных экономических ресурсов в производственных системах выделяют:

– неинтенсивную (неэффективную) экономическую систему, при которой наращивание расходования основных экономических ресурсов преобладает над наращиванием экономических результатов деятельности.

Такая экономическая система формируется в условиях снижения производительности экономики, труда и действия закона убывающей предельной отдачи, когда каждая дополнительная единица продукции производится за счет большей единицы затрат основных ресурсов производства. Вследствие этого коэффициент затратной эластичности экономических результатов меньше единицы, то есть эластичность результатов низкая.

Неинтенсивная экономическая система склонна перерастать в гипернеинтенсивную (эластичность экономических результатов становится отрицательной).

Экономическую неинтенсивную систему называют всесторонней или чистой, если неинтенсивно используются все три типа основных ресурсов (труд, материальные ресурсы и основные средства), а соответствующие процессы называют всесторонней неинтенсификацией.

В односторонних (смешанных) неинтенсивных системах неинтенсивно используется лишь один из ресурсов, то есть они являются, например, трудоемкими, но материально — и фондосберегающими. В экономически развитых странах неинтенсивные системы свойственны лишь для отдельных отраслей производства в период спада;

— эффективную (экономную) экономическую систему сопроводит такое использование определенных ресурсов, при котором затратная эластичность результатов относительно соответствующих затрат ресурсов больше или равна единице;

– экстенсивную экономическую систему, при которой темпы изменения производственных ресурсов равны темпам изменения результатов деятельности, т. е. соотношение величины прироста экономических результатов и экономических затрат равно единице;

При условии, что ресурсы используются экстенсивно, экономическая система работает в режиме нормальной эффективности. При условии изменения пропорций рост основных ресурсов трансформируется в нечистую, неполную, смешанную экономическую систему, которая по характеру развития становится экстенсивно-неинтенсивной, или неинтенсивно-экстенсивной;

– интенсивную экономическую систему, в которой наращивание объемов производства осуществляется в условиях значительно меньшего наращивания объемов затрат основных ресурсов. Для интенсивных экономических систем затратная эластичность результатов деятельности больше единицы, и чем больше она за единицу, тем интенсивнее характер экономической системы.

Интенсивная экономическая система является совершенной (чистой, завершенной, всесторонней), если все основные ресурсы используются эффективно; или несовершенной, для которой характерно экономное использование одного или двух видов ресурсов, а другие используются экстенсивно (или неэффективно).

Чистые экстенсивные системы встречаются чаще, чем чистые неинтенсивные или интенсивные. Почти все современные экономические интенсивные системы по своему характеру реальны или смешаны. Среди них выделяют такие виды: интенсивно-экстенсивные, в которых одни факторы используются интенсивно, а другие — экстенсивно; интенсивно-неинтенсивные, для которых характерно неинтенсивное использование одного или двух ресурсов; интенсивно-экстенсивно-неинтенсивные, в которых каждый из трех ресурсов используется по-разному.

Несмотря на задекларированные традиционным экономическим анализом принципы комплексности и системности, оценка деятельности предприятий в таком контексте не осуществляется. В курсе экономического анализа обычно излагается методика оценки эффективности использования кадрового персонала, материальных ресурсов и основных средств, однако эти вопросы рассматриваются обособленно как основные направления в поиске резервов роста объема выпуска и реализации продукции.

А оценка предприятия как экономической системы, а также сбалансированности технико-технологического развития и использования основных экономических ресурсов с целью идентификации типа этой системы не освещается.

В определенной степени предложенный подход перекликается с изложенным В.В. Ковалевым сопоставлением динамики основных показателей деятельности предприятий с так называемым «золотым правилом экономики предприятия».

Деятельность системы может происходить в двух основных режимах: функционирование и развитие (эволюция).

Работа системы без смены цели существования является деятельностью, функционированием. Развитием является деятельность с изменением цели системы.

При функционировании системы, очевидно, не происходит качественного изменения инфраструктуры системы; при развитии системы ее инфраструктура качественно изменяется. Таким образом, развитие – борьба организации и дезорганизации в системе, которая связана с накоплением и усложнением внутренних связей, нарушением ее организации.

Если количественные изменения элементов и их связей в системе приводят к качественным изменениям, то такие системы способны на развитие. В системах, развивающихся в количественный рост элементов и подсистем, связи системы приводят к качественным изменениям (системы, структуры), а жизнеспособность (устойчивость), системы зависит от изменения связей между элементами (подсистемами) системы.

Если система эволюционирует за счет материальных, трудовых, энергетических, информационных или организационных ресурсов внутри самой системы, то ее называют саморегулирующейся.

Грань между процессами функционирования и развития не всегда выразительна, нередко эти процессы переходят один в другой. В частности, такие переходы особенно характерны для саморегулирующихся систем. Исследователями отмечено, что разграничение «функционирования» и «развития» вообще является одной из самых сложных философско-методологических проблем.

Экономическая система реагирует на изменение внутренней и внешней среды изменением числа и качества связей, проявляя свойство организованности, которое является способом уменьшения уровня сложности за счет связей между ее структурными элементами и между элементами и средой. Состояние, при котором функционирование системы полностью соответствует внешним и внутренним условиям, является ее равновесным состоянием.

Для систем, развиваются, характерные, с одной стороны, устойчивость структуры, а с другой — потеря устойчивости, разрушение одной структуры и создание другой. Накопление эволюционных изменений приводит к изменению состояния и переходу к новому качественному уровню. Под развитием экономической системы следует понимать количественные, качественные и структурные изменения в их взаимосвязи.

Хозяйственная система развивается экстенсивно, если ее сложность растет быстрее управляемости, а управляемость – быстрее, чем организованность. При экстенсивном развитии в хозяйственной системе постоянно накапливаются избыточные потенциальные связи, поскольку система порождает избыточное количество нереализованных взаимодействий. Интенсивный путь развития характеризуется опережающим в сопоставлении с потенциальными для реализации связями, ростом управляемости.

Эффективность, организованность экономической системы зависит от ее саморегуляции, способности создавать необходимые новые или развивать те элементы, которые недостаточно развиты.

Способность системы к структурной адаптации в ответ на изменения экономических характеристик по влиянию внешней среды, меняющимися социально-экономическими условиями, способность к регулированию, следует понимать как гибкость. Траектория движения системы определяется ее структурой, элементами, окружением. Под регулированием системы, ее поведением или траекторией следует понимать коррекцию параметров поведения системы с целью ее возврата в нужное состояние.

Поскольку анализ является не только средством количественной и качественной оценки изменений в траектории системы, но и способом поиска вариантов ее оптимизации по достижению (а иногда еще и корректировке) поставленной цели, то он, как и любая другая интеллектуальная деятельность, а тем более учитывая всеобщую роль анализа на всех стадиях процесса управления, обязан быть по своей сути системным, что предполагает использование совокупности взаимосвязанных системных процедур на пути от постановки задачи, целей, планирования ресурсов к поиску и принятию управленческих решений.

Из изложенного выше вытекает потребность в специалистах соответствующего профиля, и именно в их, похоже, больше всего сегодня нуждается украинская экономика на всех своих уровнях. При этом нуждается в специалистах в области аналитической деятельности:

Предметно-ориентированный аналитик – профессионал, изучающий, описывающий определенную предметную область, проблему (фондовый рынок, инвестиции, маркетинговые исследования, производственную деятельность и т. п.) согласно принципов и методов, технологий этой отрасли. Это не означает «узкое рассмотрение» этой проблемы, хотя подобное часто встречается.

Системный (системно-ориентированный) аналитик – эксперт высокого уровня, изучает и описывает системы в соответствии с принципами системного подхода, осуществляет системный анализ. Ему присущ особый склад ума, базирующийся на фундаментальном специальном образовании, владении современными технологиями и тонкостями макроэкономических связей, широком кругозоре и значительном опыте, высоком уровне интуиции и предвидения, умении принимать целесообразные управленческие решения.

Его основная задача – направить предметного аналитика на обоснование выбора оптимального решения прикладных проблем, выработать и определить критерии эффективности таких решений.

Самой авторитетной организацией системных аналитиков в США является корпорация REND, которая работает на военных, правительство и других заказчиков. И на вопрос, почему ведущий аналитик этой корпорации получает большую зарплату, чем министр обороны, здесь отвечают так: министра можно заменить, а аналитик – уникальный специалист.

В Украине системных аналитиков готовят в Институте прикладного системного анализа «Киевской политехники». Правда, технический уклон этого высшего учебного заведения влияет на акценты в подготовке и менталитете выпускников.

Подавляющее большинство из них пополняет ряды программистов, в профессии которых знания системного аналитика абсолютно необходимы, к тому же уровень оплаты труда таких специалистов является достаточно высоким, а постоянно растущая потребность в программном обеспечении определяет и постоянный кадровый спрос.

В результате того, что эта отрасль полностью поглощает соответствующих специалистов, потребность в квалифицированных аналитиках существует во всех без исключения отраслях производства и сферах управления. Как следствие, большинство практикующих аналитиков не являются специалистами ни в предметной сфере, ни в сфере системного анализа.

Решение проблемы следует видеть в усилении аналитической подготовки специалистов в системе высшего образования по экономическим специальностям на предмет достаточности аналитической нагрузки, как в фундаментальном плане, так и функционально-предметно-ориентированном разрезе.

Это будет способствовать расширению их компетенции будущих специалистов в определенной конкретно-экономической сфере; а также значительное внимание обратит на роль дисциплин аналитического цикла при формировании учебных планов выпускников неэкономических специальностей, особенно по тем направлениям подготовки, которые ориентированы на дальнейшую аналитическую деятельность.

Такая логика формирования профиля специалистов в определенной степени соответствует и внутренней специализации аналитической службы в прикладной деятельности:

– предметные аналитики (консультанты), которые обладают знаниями, практическим опытом и постоянно находятся в курсе новинок в определенной узкой функциональной или предметной области (специалисты, предметники);

– проблемные аналитики (консультанты), которые являются широкими специалистами, которые хорошо владеют методами исследования, ориентируются в ряде смежных отраслей управления и основное внимание обращают на их взаимодействие, координацию и интеграцию (универсалы, дженералисты или системные аналитики).

Специалисты в определенной прикладной области с хорошей аналитической подготовкой предлагают конкретные преобразования, тогда как системные аналитики с креативным мышлением и опытом предлагают методы преобразований. В целом успех аналитической деятельности заключается не в противопоставлении этих категорий и исключительной ориентации на определенный тип специалиста, а в удачном комбинировании их навыков для достижения оптимального эффекта.

Таким образом, экономический анализ будет более адекватно отражать степень сбалансированности, динамичности развития экономических систем, станет действенным инструментом выявления тенденций, закономерностей, а также эффективной поддержкой для обоснования решений относительно их развития на основании явлений и тенденций экономических процессов.

Изменения, которые происходят в экономических системах, определяют эволюцию управления их деятельностью, а также целей, подходов и методов экономического анализа, который обеспечивает подготовку решений в экономике.

Авторы: Ирина Спильник, кандидат экономических наук, доцент, кафедра учета и экономико-правового обеспечения агропромышленного бизнеса, Тернопольский национальный экономический университет.

Алексей Ярощук, кандидат экономических наук, доцент, кафедра учета и экономико-правового обеспечения агропромышленного бизнеса, Тернопольский национальный экономический университет.

Источник: Сборник научных трудов «Экономический анализ», том 28, №2 (2018) (издается Тернопольским национальным экономическим университетом).

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий