Приоритетная цель монетарной политики Нацбанка Украины – обеспечение ценовой стабильности

09.06.2019 – Приоритетной целью монетарной политики Национального банка Украины является обеспечение ценовой стабильности. Среди других целей – содействие финансовой стабильности и устойчивым темпам экономического роста. Об этом говорится в годовом отчете Национального банка Украины.

Для достижения приоритетной цели мы используем монетарный режим инфляционного таргетирования, сущность которого заключается в публичном объявлении центральным банком количественных целей по инфляции и обязательстве достигать их в течение среднесрочного периода.

Де-факто мы перешли к режиму инфляционного таргетирования в августе 2015 года, объявив среднесрочную цель по инфляции (5%) и траекторию постепенного приближения к ней – на 2016 – 2018 годы.

Так, для декабря 2018 года целевой показатель индекса потребительских цен был установлен на уровне 6% ± 2 п. п. Начиная с декабря 2019 года и в дальнейшем, он составляет 5% ± 1 п. п.

Определенные в августе 2015 года количественные цели по инфляции и принципы проведения монетарной политики на основе инфляционного таргетирования не менялись и ежегодно получали подтверждение в Основных принципах денежно-кредитной политики.

В 2018 году совет Национального банка утвердил Стратегию монетарной политики, официально закрепив неизменность целей и принципов реализации монетарной политики. Последовательность в проведении монетарной политики на основе режима инфляционного таргетирования будет способствовать стабилизации инфляционных ожиданий населения и бизнеса, стимулировать долгосрочные сбережения и инвестиции в экономику.

По итогам года инфляция снизилась до 9,8% г/г – самого низкого за последние пять лет показателя. Достичь этого однознакового уровня удалось, прежде всего, благодаря жесткой монетарной политике, которой придерживался Национальный банк.

В то же время выход показателя инфляции в 2018 году за пределы целевого диапазона был следствием действия ряда факторов, которые находились вне влияния монетарной политики: это повышение административно регулируемых цен и тарифов, рост производственных затрат под влиянием повышения заработных плат, повышение мировых цен на нефть.

Мы сознательно выбрали более длительный период достижения среднесрочной цели по инфляции. Но еще более жесткая монетарная политика могла вернуть инфляцию к цели в 2018 году, но она бы привела к дополнительным потерям в экономическом росте в Украине.

Следовательно, гибкость режима инфляционного таргетирования дала нам возможность, с одной стороны, значительно замедлить инфляцию, а с другой – избежать необоснованных потерь темпов экономического роста.

Инфляция и в дальнейшем будет постепенно замедляться. Мы ожидаем, что она снизится до 6,3% на конец 2019 года, войдет в пределы целевого диапазона (5%± 1 п.п.) в начале 2020 года и достигнет 5% уже под его конец. Именно поддержание инфляции на низком и стабильном уровне станет фундаментом для устойчивого роста украинской экономики.

Решением по монетарной политике и  макроэкономической подоплеке для нивелирования влияния проинфляционных факторов и обеспечения снижения инфляции до целевого уровня в 2018 году мы проводили жесткую монетарную политику. В течение года учетная ставка повышалась четыре раза — всего на 3,5 п. п. до 18,0% годовых.

Принимая решение о повышении учетной ставки, мы принимали во внимание, как сохранение инфляционного давления, так и вероятность реализации инфляционных рисков. А более длительный путь возвращения инфляции к цели выбрали ввиду стремления минимизировать потери для экономического роста.

В I квартале 2018 года при отсутствии признаков ослабления инфляционного давления мы продолжили начатый осенью 2017 года цикл повышения учетной ставки: в январе она была повышена на 150 б. п. и на 100 б. п. в марте – до 17,0% годовых.

Повышение учетной ставки было реакцией на значительные инфляционные риски: рост уязвимости экономики Украины из-за отсрочки получения очередного транша по программе сотрудничества с МВФ, повышенные инфляционные ожидания экономических агентов, существенные темпы роста потребительского спроса.

Жесткая монетарная политика была важным фактором укрепления курса гривны относительно валют стран – торговых партнеров и не только способствовала снижению импортированной инфляции, но и заложила основу для улучшения инфляционных ожиданий.

Высокие ставки по инструментам в гривне также усиливали интерес инвесторов к украинскому рынку на фоне растущей турбулентности на финансовых рынках стран, что развиваются. Учитывая эти факторы, мы в течение II квартала 2018 года удерживали учетную ставку на неизменном уровне.

Начиная с июля, на прогнозном горизонте появились дополнительные факторы давления на инфляцию. Это стало результатом дальнейшей задержки с финансированием по программе сотрудничества с МВФ, сохранения высокого потребительского спроса вследствие роста реальных зарплат и объемов переводов мигрантов, ухудшения инфляционных ожиданий и условий внешней торговли из-за обострения торговых конфликтов в мире, а также ослабления интереса инвесторов к развивающимся рынкам.

При таких условиях проведение еще более жесткой монетарной политики было одним из ключевых факторов, который должен обеспечить дальнейшее замедление инфляции. Соответственно в III квартале мы дважды повысили учетную ставку – на 50 б. п. в июле и в сентябре до 18%.

В течение IV квартала наблюдалось умеренное снижение инфляции, что явилось результатом проведения жесткой монетарной политики с октября 2017 года. Кроме того, проинфляционные риски, связанные с конъюнктурой на мировых рынках, существенно ослабились.

Сдержанная фискальная политика во втором полугодии способствовала снижению давления со стороны потребительского спроса, а благоприятная ситуация на валютном рынке – укреплению обменного курса гривны. В то же время утверждение новой программы сотрудничества Украины с МВФ Stand-by Arrangement существенно снизило риски для макрофинансовой стабильности.

Принимая во внимание, с одной стороны, ослабление проинфляционных рисков, а с другой – сохранение существенного фундаментального инфляционного давления, в IV квартале 2018 года Национальный банк дважды оставлял учетную ставку неизменной на уровне 18,0% годовых.

Публикация итогов дискуссии комитета по монетарной политике  

Мы сделали очередной шаг в повышении прозрачности и предсказуемости монетарной политики, начав по примеру передовых центробанков – таргетеров инфляции обнародование итогов по дискуссии членов комитета по монетарной политике относительно уровня учетной ставки (далее – итоги).

Сегодня результаты обсуждения уровня ключевой ставки публикуют как центробанки развитых стран (Швеции, Польши, Чехии, Чили, Венгрии, Великобритании, Исландии, Израиля), так и страны с развивающимися рынками (Бразилии, Турции, Колумбии, Румынии).

Обнародование таких документов поможет общественности лучше понимать логику решений центрального банка.

Итоги дискуссии членов комитета по монетарной политике регулярно публикуются на нашем сайте с февраля 2018 года. Каждый раз такая дискуссия предшествует принятию правлением Национального банка решения относительно уровня учетной ставки.

В отличие от пресс-релизов относительно решений по монетарной политике, которые отражают консенсусную позицию правления, итоги содержат обезличенную позицию всех членов комитета по монетарной политике относительно целесообразности изменения учетной ставки и соответствующую аргументацию, к тому же не только большинства членов, но и альтернативные мнения.

В 2018 году мы обнародовали восемь таких документов, что соответствует количеству проведенных заседаний комитета по монетарной политике.

Публикация итогов была положительно воспринята участниками рынка и экспертной средой, о чем свидетельствует высокий уровень цитирования документа и оживленное его обсуждение в аналитических отчетах и СМИ. Также это улучшило понимание участниками рынка наших решений по монетарной политике.

В то же время повышение способности участников рынка предсказывать дальнейшие изменения в монетарной политике будет способствовать более эффективному управлению инфляционными процессами.

Трансмиссионный механизм монетарной политики

Выполнение операционной цели – ставки на МБКР 

Процентная политика Национального банка – это регулирование Национальным банком спроса и предложения на денежные средства через изменение процентных ставок по своим операциям с целью влияния на процентные ставки субъектов денежно-кредитного рынка и доходности финансовых операций.

Изменяя учетную (ключевую) ставку, Национальный банк влияет на краткосрочные процентные ставки на межбанковском денежно-кредитном рынке, которые, со своей стороны, транслируются в изменения процентных ставок по другим финансовым активам (в частности государственным ценным бумагам) и изменения процентных ставок банков по кредитам и депозитам. Эти ставки имеют непосредственное влияние на объемы потребления и инвестиций домохозяйств и предприятий, а, следовательно, и на инфляцию.

Мы определили как операционную цель монетарной политики содержание гривневых ставок на межбанковском кредитном рынке в рамках коридора процентных ставок по инструментам постоянного доступа (кредитам овернайт и депозитным сертификатам) на уровне, близком к учетной ставке. Одновременно индикатором уровня гривневых межбанковских процентных ставок для целей процентной политики нами определен Украинский индекс межбанковских ставок для кредитов и депозитов овернайт в национальной денежной единице (UIIR).

В течение 2018 года UIIR должным образом реагировал на повышение учетной ставки и находился в пределах коридора процентных ставок по инструментам постоянного доступа.

В то же время движение UIIR в пределах этого коридора обуславливалось преимущественно объемами ликвидности банковской системы. В частности, учитывая значительный профицит ликвидности UIIR на протяжении большей части года тяготел к нижней границе коридора. Во второй половине года он уже вплотную приблизился к учетной ставке из-за уменьшения профицита ликвидности.

Монетарные операции в условиях профицита ликвидности 

В 2018 году в банковской системе сохранялся структурный профицит ликвидности, главным образом в результате наших операций по покупке иностранной валюты.

При таких условиях основными операциями монетарной политики были операции по размещению депозитных сертификатов Национального банка на двухнедельный срок. Учитывая возвращение Министерства финансов на внутренний рынок краткосрочного государственного долга и появление альтернативных индикаторов стоимости 3-месячных гривневых ресурсов, Национальный банк в феврале 2018 года приостановил размещение депозитных сертификатов на этот срок.

Несмотря на структурный профицит ликвидности банковской системы, ее сужение в отдельные периоды и сегментированность межбанковского кредитного рынка, увеличивался спрос на кредиты рефинансирования со стороны отдельных банков. Однако объем этих операций был незначительным.

Трансмиссия ставки ОВГЗ и банковской системы

Повышение учетной ставки в 2018 году повлияло на рост доходности облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) по всем срокам погашения. В то же время влияние на доходность гривневых инструментов с короткими сроками погашения было самым ощутимым, что обусловлено, прежде всего, значительными привлечениями Кабинета министров в отдельные периоды на финансирование фискальных потребностей.

Подавляющую часть года кривые доходности сохраняли инвертированную форму, что свидетельствовало об ожиданиях снижения ставок в будущие периоды ввиду замедления инфляционных процессов. В течение 2018 года доходность гривневых инструментов в реальном измерении оставалась одной из самых высоких среди стран, рынки которых развиваются, что поддерживало благоприятную ситуацию на валютном рынке, в отличие от стран – ОТП.

В течение 2018 года гривневые процентные ставки банков по операциям с клиентами также росли под действием трансмиссионного механизма. Дополнительными факторами повышения процентных ставок по кредитам было сохранение значительного спроса на кредитные ресурсы, как со стороны предприятий, так и со стороны населения, а дополнительными факторами повышения доходности депозитов нефинансовых корпораций – конкуренция между банками за корпоративных клиентов.

Менее ощутимое влияние процентной ставки на динамику ставок по депозитам для физических лиц было следствием значительного профицита ликвидности банковской системы и высоких темпов роста гривневых вкладов населения.

Снижение объемов ОВГЗ в портфеле Национального банка

В 2018 году продолжалось снижение объемов ОВГЗ в портфеле Национального банка. Таким способом мы придерживали обязательство избегать любых форм фискального доминирования, в частности прямой или косвенной поддержки бюджетных расходов.

Это обязательство, что вытекает из принципа институциональной, финансовой и операционной независимости Национального банка,  включено в Основных принципах денежно-кредитной политики на 2018 год и среднесрочной перспективе и подтверждено Стратегией монетарной политики Национального банка Украины, утвержденной в июле 2018 года советом Национального банка.

На выполнение этого обязательства правление Национального банка установило предельный объем ОВГЗ в портфеле Национального банка, который не предусматривал возможности купли Национальным банком новых ОВГЗ. При таких условиях в течение прошлого года объем ОВГЗ в нашем портфеле постепенно уменьшался за счет их планового погашения. По состоянию на 01.01.2019 остатки ОВГЗ в портфеле Национального банка составили 348,1 млрд. грн., что соответствовало их предельным объемам.

Плавающий обменный курс и валютные интервенции

Задача интервенций Национального банка на валютном рынке

Придерживаясь режима плавающего обменного курса, мы не направляем монетарную политику для достижения определенного уровня или диапазона обменного курса гривны, ведь его динамика к иностранным валютам формируется под влиянием рыночных факторов, определявших спрос на иностранную валюту и ее предложение на внутреннем рынке.

Мы осуществляем валютные интервенции для выполнения задач, определенных в Стратегии валютных интервенций Национального банка на 2016 – 2020 годы:

накопление международных резервов;

сглаживание функционирования валютного рынка;

поддержание трансмиссии ключевой процентной ставки как основного инструмента денежно-кредитной политики.

Осуществляя валютные интервенции, мы не противодействуем фундаментальным тенденциям, а лишь сглаживаем чрезмерные курсовые колебания, которые являются вредными для экономики. Это дает возможность в рамках выполнения задачи по осуществлению валютных интервенций предотвращать накопление внешнеэкономических и финансовых дисбалансов.

В течение 2018 года мы проводили валютные интервенции на выполнение двух из указанных целей накопления международных резервов и сглаживания функционирования валютного рынка.

Изменение подхода к проведению интервенций 

Для повышения рыночности и прозрачности курсообразования гривны в 2018 году мы изменили подход к приоритизации форм валютных интервенций. Приоритетными были определены те формы интервенций, по которым Национальный банк не предлагает, а принимает предложенную другими участниками валютного рынка цену, а именно – валютный аукцион и интервенция по самому выгодному курсу.

Главной целью таких изменений была минимизация влияния центрального банка на рыночное курсообразование во время проведения валютных интервенций. В то же время целесообразность использования тех или иных форм интервенций определялась в зависимости от ситуации на межбанковском валютном рынке. Такой гибкий подход позволяет нам при необходимости использовать и другие формы валютных интервенций, в частности — по единому курсу.

Новый подход к осуществлению интервенций утвержден изменениями в Стратегию валютных интервенций Национального банка Украины на 2016 – 2020 годы (далее – Стратегия), которая определяет нашу политику на межбанковском валютном рынке с сентября 2016 года.

Для повышения прозрачности монетарной политики в части проведения интервенций на валютном рынке в 2018 году мы также начали ежеквартальное объявление ориентировочного ежедневного объема интервенций по покупке иностранной валюты для пополнения международных резервов Украины. Так, индикативным значениям в течение 2018 года, начиная со II квартала, была покупка валюты в объеме 10 млн. долл. на день.

Объявленный объем интервенций для пополнения международных резервов был незначительным, если сравнить с общим объемом операций на межбанковском рынке. Соответственно покупка такого объема валюты существенно не влияла на курсообразование. Кроме этого, в зависимости от ситуации на рынке. интервенции по покупке могли быть меньшими или вообще не происходили.

Приоритезация форм валютных интервенций и установление их количественных индикаторов являются важными элементами обеспечения режима плавающего обменного курса, при котором присутствие Национального банка на валютном рынке направлено не на достижение определенного уровня курса, а на выполнение задач по накоплению международных резервов, сглаживание чрезмерных курсовых колебаний и поддержание трансмиссии ключевой процентной ставки.

Метчинг (Matching)

Во втором квартале 2018 года мы перешли к осуществлению валютных интервенций с использованием метчинга – нового функционала для заключения соглашений в торгово-информационных системах (Bloomberg и др.), который предоставил возможность нам и другим участникам рынка мгновенно заключать сделки по купле-продаже иностранной валюты по выбору лучших из анонимных котировок.

Анонимность является основным преимуществом проведения валютных интервенций через использование метчинга. К тому же участники торгов видят все котировки в режиме онлайн, но информацию о контрагенте получают только после заключения соглашения.

Это дает возможность уменьшить влияние Национального банка на курсообразование, ведь участники рынка не видят предварительного объявления о проведении валютных интервенций и не имеют возможности подстраивать под них свои котировки. Кроме того, новый функционал минимизирует риск «субъективности» в проведении наших интервенций – выбор конкретного контрагента в условиях анонимных котировок невозможен.

Еще одним преимуществом нового функционала является неограниченное количество участников. Учитывая технические особенности других функционалов в интервенции, в форме запроса в отношении самого выгодного курса раньше могли участвовать только 20 учреждений с лучшим рейтингом среди других участников межбанковского валютного рынка.

Метчинг сделал возможным одновременное подключение всех банковских учреждений и обеспечил быстрее заключение соглашений с лучшими курсовыми параметрами. Как итог, новый функционал расширил конкуренцию на межбанковском валютном рынке и создал условия для рыночного, прозрачного и точного определения курса гривны на межбанковском валютном рынке.

Действия Национального банка на валютном рынке

Третий год подряд мы пополняем международные резервы за счет валютных интервенций. Чистая покупка валюты в 2018 году составила почти 1,4 млрд. долл. Поэтому чуть ли не три четверти от общей суммы, на которую возросли объемы международных резервов Украины (+2 млрд. долл.), были обеспечены операциями Национального банка на межбанковском валютном рынке.

В течение года мы придерживались Стратегии валютных интервенций Национального банка на 2016 – 2020 годы и не направляли свои операции на поддержание определенного уровня курса. Вместе с тем усиление курсовых колебаний в январе-феврале и июле-августе и в конце ноября, вызванные временными и сезонными факторами, были сглажены интервенциями Национального банка по продаже валюты.

Общие объемы торгов на межбанковском валютном рынке в 2018 году выросли на 38% до 117 млрд. долл. (без нашего участия), а объемы наших интервенций по покупке и продаже валюты составили всего 5 млрд. долл. Следовательно, влияние валютных интервенций Национального банка на формирование курса было несущественным.

Углубление валютного рынка усиливает его способность к самосбалансированию и создает условия для дальнейшего снижения роли Национального банка в нивелировании дисбалансов между спросом и предложением и избегания проявлений дисфункции рынка.

Накопление международных резервов

Благоприятная ситуация на валютном рынке на протяжении большей части 2018 года позволила нам продолжить наращивать международные резервы. В 2018 году они достигли пятилетнего максимума, увеличиваясь уже четвертый год подряд.

В первой половине года высокий уровень предложения валюты обеспечивали благоприятная внешняя ценовая конъюнктура для товаров украинского экспорта и оживление интереса международных инвесторов к развивающимся рынкам.

Во втором полугодии избыток валюты на межбанковском рынке формировался, прежде всего, благодаря поступлению выручки от экспорта рекордного урожая зерновых и другой аграрной продукции.

Кроме того, на предложение валюты со стороны банков сказывалась чистая продажа валюты населением. По итогам года население продало банкам на 1,5 млрд. долл. больше, чем купило.

Совокупность этих факторов позволила нам выкупать валюту в резервы без влияния на направление движения курса гривны, который в 2018 году укрепился на 1,4%.

Положительное сальдо валютных интервенций Национального банка вместе с поступлением средств от международных финансовых учреждений и размещением Кабинетом министров Украины государственных ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, позволили увеличить объем международных резервов на 10,6% до 20,8 млрд. долл.

Уровень и волатильность обменного курса

В 2018 году волатильность обменного курса гривны снизилась и находилась в диапазоне 2-10%. Такой диапазон присущ странам – таргетерам инфляции (2-15%).

Турбулентность на валютном рынке повышалась в отдельные периоды 2018 года. Так, во второй половине июля – августе сформировалось девальвационное давление на обменный курс гривны вследствие действия внутренних факторов (ожидания сезонной девальвации в осенний период, отсрочки транша МВФ) и негативных событий на внешних рынках (усиления турбулентности на валютных рынках стран, что развиваются).

В конце же ноября временный ажиотажный спрос на иностранную валюту привели эскалация конфликта с Россией в Азовском море и введение военного положения в нескольких областях.

В то же время экспорт рекордного урожая кукурузы, позитивные новости относительно новой программы сотрудничества с МВФ, сдержанная фискальная политика и сохранение жесткой монетарной политики обусловили нетипичное поведение участников валютного рынка в декабре 2018 года. А в целом за год жесткие монетарные условия были среди главных причин укрепления обменного курса гривны – на 1,4% к доллару США, на 6,7% и 13,1% к корзине валют стран торговых партнеров соответственно в номинальном и реальном измерении.

В течение года операции Национального банка на валютном рынке не противодействовали изменениям курсовых трендов, ведь курс определялся соотношением спроса и предложения на иностранную валюту.

Уменьшение курсовых колебаний в Украине произошло не только благодаря нашему присутствию на валютном рынке, но и благодаря снижению чувствительности обменного курса к шокам, вследствие углубления межбанковского валютного рынка и зрелости наличного рынка.

Развитию и углублению валютного рынка способствовали, в частности, как отмена ряда болезненных валютных ограничений, так и постепенное привыкание всех участников рынка к функционированию в условиях плавающего валютного курса.

В 2018 году поведение участников наличного рынка все больше отражало стандартную логику его функционирования при плавающем обменном курсе. Так, объемы продажи валюты населением существенно выросли в начале года во время пика девальвации, однако во время укрепления гривны – наоборот падали.

Взвешенная реакция участников валютного рынка на курсовые колебания облегчает выполнение мандата Национального банка по обеспечению ценовой стабильности, ведь ожидания общественности меньше фокусируются на колебаниях обменного курса и более – на показателе, который более важен для планирования и принятия собственных решений, – инфляции.

Стабильная, прозрачная и эффективная банковская система

Работа банковского сектора 

В 2018 году почти все ключевые показатели работы банковского сектора имели положительную динамику: очищенный банковский сектор получил рекордную за более чем десятилетие чистую прибыль, рентабельность капитала в среднем превысила 14%, розничное кредитование сохраняло высокие темпы роста в течение года.

Корпоративное кредитование также росло, особенно в сегменте качественных заемщиков. В то же время, хотя на балансах до сих пор остаются значительные объемы неработающих кредитов, банки уже отразили почти все убытки от ухудшения качества кредитного портфеля.

Еще один важный показатель покрытия NPL резервами – составил 90%, что является приемлемым уровнем в соответствии с международными стандартами.

В 2018 году банки ориентировались, прежде всего, на внутренний рынок фондирования, вследствие чего внешний долг сократился до исторических минимумов. Параллельно депозиты населения и бизнеса увеличивались, хотя и были краткосрочными и волатильными. Финучреждения успешно перешли на новый норматив ликвидности – LCR.

Структурные изменения банковского сектора

За прошлый год количество действующих банков в Украине уменьшилось на пять учреждений, на которые приходилось 1,2% чистых активов сектора на начало 2018 года:

два банки реорганизовались в финансовые компании;

два банка присоединились к другим по упрощенной процедуре;

один банк признан неплатежеспособным.

Неплатежеспособным в течение года был признан банк с российским капиталом в связи с утратой им ликвидности, ухудшением финансового состояния и из-за того, что собственники не приняли мер для предотвращения неплатежеспособности.

Соответственно, на начало 2019 года в Украине насчитывалось 77 платежеспособных банков.

Вследствие интенсивного кредитования населения среди групп банков выросли доли АО «КБ ПРИВАТБАНК» и частных банков в чистых активах — на 1,3 п. п. и 0,9 п. п. — до 20,7% и 14,8% соответственно. В то же время степень концентрации в секторе на протяжении последних двух лет не менялась: на 20 банков приходится 91% чистых активов. Однако индекс Херфиндаля-Хиршмана по чистым кредитам стабильно находился на уровне около 1 000, что свидетельствует обо все еще умеренной концентрированности сектора.

В то же время позиция государственных банков, как и ранее, остается доминирующей на рынке – на них приходится 54,7% активов и 56,4% обязательств сектора.

Активы

За год чистые активы банков выросли на 1,8%9 – до 1 361 млрд. грн., прежде всего благодаря увеличению кредитного портфеля.

На динамику кредитов существенно влияло продолжение работы банков с неработающими кредитами и переход на МСФО 9 в начале 2018 года. Банки также вкладывали свободную ликвидность в ОВГЗ и депозитные сертификаты Национального банка. В результате портфель ценных бумаг, что рефинансируется Национальным банком, в целом по системе увеличился на 54 млрд. грн., или 13% – до 469 млрд. грн.

В то же время объемы межбанковских кредитов и средств в Национальном банке снизились на 1,5%.

В 2018 году чистые гривневые кредиты корпорациям выросли на 8,1%, заметнее всего в частных и иностранных банках: 17,6% и 7,6% соответственно. Государственные банки (кроме «Приватбанка») прекратили наращивать корпоративное гривневое кредитование, и за отчетный год оно сократилось на 1,5% против роста на 12,7% в 2017 году.

В то же время чистые валютные кредиты бизнеса впервые с начала кризиса выросли на 2,6% г/г в долларовом эквиваленте. Ключевые заемщики в валюте – предприятия альтернативной энергетики, торговли и аграрные компании-экспортеры.

Динамика корпоративного кредитного портфеля отличалась для разных групп заемщиков. Так, кредиты добросовестным клиентам, которые не имели дефолтов в 2014 – 2018 годах, продолжали расти высокими темпами – на 25,8% г/г в гривне.

Кредитование населения сохраняло высокие темпы прироста – 34,1% в год в гривне за вычетом резервов. Самые высокие темпы роста были зафиксированы в частных (54,2% г/г) и государственных банках (49% г/г).

Прежде всего, увеличивались кредиты на текущие нужды, особенно у банков, постоянно и системно занимающихся этим видом кредитования. Ипотечные кредиты в 2018 году впервые с начала кризиса заметно выросли – на около 6% в год, однако их объемы пока остаются незначительными. В то же время розничное кредитование на сегодня остается самым прибыльным сегментом для банков, в котором есть динамичный платежеспособный спрос, – в структуре активов их доля выросла на 1,5 п. п. — до 8,4%.

В течение 2018 года качество кредитного портфеля улучшилось, а доля неработающих кредитов (NPL) сократилась на 1,7 п. п. — до 52,8%. Главный фактор – оживленное развитие розничного кредитования, что приводит к статистическому сокращению доли NPL. Сейчас более 80% объема неработающих кредитов находится в банках с государственным и российским капиталом, и их объемы почти не сокращаются.

Фондирование 

В 2018 году банки продолжали полагаться на внутренние источники ресурсов, а не на внешнее финансирование. При таком условии валовой внешний долг банков за девять месяцев сократился на 10,7% г/г – до 5,8 млрд. долл. — самое низкое значение от 2005 года.

Около половины в нем составляли средства, привлеченные госбанками от выпуска еврооблигаций. До 85% общих обязательств банков привлекались на внутреннем рынке. Доля средств населения и бизнеса в обязательствах банков за год выросла на 0,8 п. п. — до 77,9% за счет увеличения доли средств физических лиц на 1,5 п. п.

Удельный вес средств бизнеса на конец 2018 года был несколько ниже, чем по итогам 2017 года, однако оставался на одном из самых высоких уровней за  10 лет. Доля кредитов Национального банка в обязательствах финучреждений в течение года находилась на минимальных значениях – около 1,2% обязательств.

За 12 месяцев 2018 года гривневые средства населения выросли на 14,8% г/г, валютные – на 1,4% г/г в долларовом эквиваленте. Стоит отметить, что приток средств был наибольшим в первом полугодии, однако уже во втором начались колебания, связанные с изменениями валютного курса и рыночных ставок. На конец года система гарантирования вкладов полностью покрывала 98% общего количества вкладов, что соответствует международным стандартам, определенным IADI, и 59% вложений по сумме депозитов.

Также в 2018 году значительно возрос интерес физических лиц к инвестициям в ОВГЗ – за год сумма выросла в 4,1 раза – до 6,1 млрд. грн.

Депозиты бизнеса росли, хотя на три четверти оставались текущими. В 2018 году гривневые средства субъектов хозяйствования были более волатильными, чем в 2017 году, и увеличились на 6,8% г/г, в частности в декабре – на 15,7%. Главным фактором такого притока средств корпораций в последние дни года были значительные бюджетные расходы. Валютные средства бизнеса сократились на 6,2% в долларовом эквиваленте.

По нашим прогнозам, текущая структура фондирования сохранится в ближайшие годы, поскольку банки Украины мало заинтересованы в кредитовании в иностранной валюте, а валютные ресурсы на внутреннем рынке для них на сегодня дешевле, чем иностранный долговой капитал. К тому же распространение безналичных расчетов будет способствовать перетеканию средств со счетов физических лиц на счета бизнеса во время оплаты за товары и услуги вместо снятия и оплаты наличными.

Самым слабым местом текущей структуры фондирования сектора является его краткосрочность, хотя в стабильных условиях банки могут использовать краткосрочное фондирование, предоставляя долгосрочные кредиты.

Однако такая ресурсная база создает немалые риски в случае наступления шока. Чтобы краткосрочность фондирования не привела к кризису ликвидности, в декабре мы ввели новый норматив ликвидности LCR. И это побуждает банки держать на балансе достаточно высоколиквидных активов, чтобы иметь возможность покрыть оттоки средств клиентов в стрессовые периоды.

С 2020 года мы также планируем внедрить норматив чистого стабильного финансирования (NSFR), который будет поощрять банки привлекать фондирование на более долгий срок.

В 2018 году мы четыре раза повышали учетную ставку с 14,5% до 18% годовых, последний раз – в конце III квартала.

Несмотря на это, в первом полугодии процентные ставки по депозитам почти не изменились, а начали расти только с конца III квартала из-за замедления темпов роста депозитов и сужения свободной ликвидности ряда банков. Усиление конкуренции за средства корпораций привело к удорожанию депозитов бизнеса до 14,5% годовых (+5,3 п. п. за год).

Финансовые результаты и капитал 

По результатам года сектор получил рекордную за более чем десятилетие чистую прибыль – 21,7 млрд. грн. (в 2017 ущерб составил 20 млрд. грн.), которую впервые можно назвать настоящей, а не «нарисованную» из-за не отражения банками реальных резервов под активные операции в отчетности. Количество убыточных финучреждений, если сравнить с 2017 годом, сократилось с 18 до 13.

Этому способствовало сокращение объема отчислений в резервы вдвое и наращивание чистых процентного и комиссионного дохода более чем на треть.

Платежеспособные на конец 2018 года банки получили 121 млрд. грн. операционного дохода, что на 27,5% больше, чем в 2017 году. Активизация потребительского кредитования и стабильные ставки по депозитам в первом полугодии способствовали увеличению чистого процентного дохода в течение года на 37,8%. Чистый комиссионный доход вырос на 37,6% г/г, прежде всего в активных на рынке розничных безналичных расчетах банков. Операционные расходы выросли за год на 27,6%.

В то же время операционная прибыль до формирования резервов также выросла на 25,4% – до 50 млрд. грн. На конец года оставалось 14 банков, которые имели операционный убыток до отчислений в резервы, среди них – два государственных.

В целом государственные банки зафиксировали операционные убытки из-за отрицательного результата от переоценки отдельных финансовых инструментов и значительных операционных расходов, но благодаря расформированию резервов за год им удалось получить умеренную прибыль.

За год уставный капитал платежеспособных банков увеличился на 11,1 млрд. грн., или на 2,4%, преимущественно из-за докапитализации банка с российским капиталом. Регулятивный капитал возрос на 15,4 млрд. грн., или на 12,7%, прежде всего у иностранных банков. Уровень адекватности капитала в целом по системе оставался выше минимально необходимого объема.

Источник: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий