Приоритеты качественного развития дошкольного образования

Реформы, образование

Сегодня проблема дальнейшего развития дошкольного образования обсуждается в тесной связи с внедрением инновационных образовательных технологий, применением современных методов и инструментов функционирования учреждений дошкольного образования (УДО), совершенствованием их структуры и укреплением ресурсной базы.

Важно осознать, что мотивационным инструментом реализации этих глобальных трендов является оценка качества обучения в этих заведениях. Она подтверждает критическую важность и экономическую эффективность раннего развития детей для их дальнейшей жизненной перспективы с точки зрения педагогики и психофизиологии.

Независимая оценка качества образовательных программ является важнейшим средством информирования общества о принятии кардинальных решений о перспективном развитии системы дошкольного образования.

Целью статьи является определение условий создания адекватной среды в развитии дошкольного контингента детей с использованием опыта зарубежных стран.

Методы исследования: аналоговый, табличный и вариации для анализа количественных изменений величины исследуемого признака (бюджетных расходов).

Новизна работы заключается в получении результатов, прежде всего по развитию предметно-ресурсной среды УДО, а также характеристики шкал оценки качества дошкольного образования, что дают возможность совершенствования стратегии развития системы дошкольного образования, корректировки образовательных программ и повышения профессионального уровня педагогических работников УДО.

В статье дана характеристика «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных организациях», которые дают возможность объективно оценить соответствие функционирования УДО государственным стандартам развития дошкольного образования.

Аналитической оценке подвергнуты основные компоненты образовательной работы УДО. С целью их использования для оценки качества образовательной деятельности УДО акцент переносится с анализа результатов обучения детей на определение потенциала ресурсной базы таких учреждений.

В условиях отсутствия надежных гарантий со стороны государства на получение качественного дошкольного образования предлагаются определенные шаги, направленные на выравнивание стартовых возможностей доступа к обучению в современных УДО.

Ключевые слова: качество дошкольного образования, государственные стандарты дошкольного образования, шкалы определения качества учреждений дошкольного образования, государственные строительные правила и нормы, чистые показатели охвата учреждений дошкольного образования.

Постановка проблемы. Сегодня во многих странах мира формируется инновационная политика развития дошкольного образования. Развитость сети УДО рассматривается как первая ступень, что имеет значение для академических успехов в средней школе. В Украине доступности к современному дошкольному образованию мешает отсутствие четких представлений относительно оценки его качества, процедур и механизмов достижения высоких учебных результатов.

С целью выяснения того, насколько эффективно реализуются образовательные стандарты дошкольного образования, уместно применять специфические и сложные программы исследовательского формата, направленные на изучение комплекса условий процесса обучения. Для понимания перспектив развития дошкольного образования в Украине нужно, во-первых, определение ситуации в этой сфере с точки зрения международных усилий в достижении качества обучения в УДО.

Во-вторых, следует осветить основные направления совершенствования системы дошкольного образования с целью его качественного развития.

Анализ последних исследований. При рассмотрении актуальных проблем дошкольного образования преимущественно анализируются тенденции и перспективы развития сети УДО. Обсуждаются вопросы преемственности дошкольного и начального образования, профессиональной компетенции работников в УДО, кадровый состав.

В контексте проблематики качества образования вопросы рассматриваются комплексно, но без взаимосвязи между отдельными качественными параметрами дошкольного обучения и их приоритетным значением.

Труды такого содержания принадлежат Т. М. Кузнецовой (T. M. Kuzneczova), K. Казак (K. Kozak) и И. Швыдкой (I. Shvidka), Л. В. Поздняк (L. V. Pozdnyak) и Н. Н. Лященко (N. N. Lyashhenko).

Современный анализ оценки качества дошкольного образования на основе нормативного и процессуального подхода применяют зарубежные авторы Т. Хармс, Г. Клиффорд, Д. Крайзер (T. Harms, R. Kliford, D. Krejer). В связи с тем, что методология, используемая авторами, прошла апробацию в УДО и подтвердила полную пригодность как инструмент оценки качества дошкольного образования, необходимо проанализировать основные ее положения и условия использования.

Особенно актуальным представляется изучение этих принципиальных тезисов и инструментов сейчас, поскольку Украина настроена на реализацию современных подходов к оценке качества дошкольного образования.

В последние годы международными организациями и отдельными странами проведено немало масштабных исследований, посвященных развитию системы дошкольного образования. Полученные результаты свидетельствуют о связи качественного воспитания и обучения детей с их успеваемостью на последующих ступенях в овладении школьными предметами.

При нынешнем развитии сети УДО в Украине проблема достижения европейских образовательных уровней качества воспитания и проблема обеспечения доступа к УДО должны приобретать приоритетное значение (особенно в городах).

Цель статьи. В связи с тем, что тема оценки качества дошкольного образования занимает ведущее место в международном обсуждении проблем образования детей дошкольного возраста, целью статьи является определение условий в создании адекватной среды развития дошкольного контингента детей с учетом опыта зарубежных стран.

Методами исследования являются аналоговая, табличная вариации для анализа количественных изменений величины исследуемого признака (бюджетных расходов).

Новизна. Полученные в ходе исследования результаты, прежде всего по развитию предметно-ресурсного среды в УДО, а также характеристики шкал оценки качества дошкольного образования дают возможность совершенствования стратегии развития системы дошкольного образования, корректировки образовательных программ и повышения профессионального уровня педагогических работников УДО.

Изложение основного материала. В Украине в 2020 г. охват детей дошкольным образованием составляет в среднем 58%, хотя дифференциация показателей по территории страны весьма существенна. Разрыв между предельными значениями является следствием не только региональных различий в доступе к УДО, но и разницы в чистых показателях охвата учреждениями дошкольного образования детей различных возрастных групп.

В городах охват детей в возрасте 3-5 лет УДО составляет 88,6%, в сельской местности – 57,0%. В шестнадцати областях Украины уровень охвата детей УДО в городах превышает 90% (в Полтавской, Винницкой, Житомирской, Хмельницкой, Сумской, Черниговской области – 100%). В сельской местности в девяти областях посещение детьми УДО ниже 55%.

Именно этот фактор влияет на общий низкий показатель охвата УДО детей в возрасте от 3 до 5 лет, которые являются наиболее массовым контингентом дошкольников, посещающих эти заведения. Этот показатель сопоставим с аналогичным показателем стран ОЭСР и EU, который составляет 86 и 88% соответственно.

В связи с большим охватом детей в городах сетью УДО приоритетными направлениями государственной политики городской местности становится повышение качества образования. В Украине проблематика оценки качества работы УДО как важных социальных институтов уже не один год привлекает тщательное внимание.

При этом оцениваются только формальные структурные показатели (штатная укомплектованность кадрами, уровень их квалификации, наполняемость групп, количество помещений и их оснащенность, структурная разновидность и др.), а также доступность УДО.

Эти показатели достаточно просто измеряются. Однако структурные показатели, которые обычно доминируют в составе индикаторов качества образования в мониторинге государственных программ развития УДО, недостаточно отражают качество обучения.

Образовательные программы с количественным подходом к их измерению слабо коррелируется с оценкой образовательного процесса. Эта связь является сложной и неоднозначной.

Отношения воспитателей с детьми, их способность поддерживать и расширять заинтересованность детей в обучении, повышать уровень их мышления невозможно определить через процессуальные характеристики. Для этого нужны специфические и более адекватные предикторы, чем структурные показатели, которые преобладают в оценке образовательных результатов детей.

Переход к новой парадигме определения качества дошкольного образования в ситуации неопределенности образовательных стандартов несет в себе угрозу возврата со временем к типичным показателям оценки программ развития УДО.

В связи с этим основные идеи и ценности «Базового компонента дошкольного образования» в качестве Государственного стандарта дошкольного образования Украины не смогут быть реализованы, и пострадает инновационное развитие всей системы дошкольного воспитания.

Базовый компонент имеет «инвариантную» и «вариативную» составляющие и тринадцать основных направлений: личность ребенка, ребенок в сенсорно-познавательном пространстве, ребенок в естественной окружающей среде, ребенок в мире искусства, ребенок в социуме и социально-финансовая грамотность и тому подобное.

Каждое образовательное направление базового компонента завершается обобщенным определением результата образовательной работы — формированием определенного вида компетенций.

Фактически базовый компонент дошкольного образования ограничивается усвоением его содержания как завершенного этапа, рассчитанного на весь период дошкольного воспитания, минимальным формированием достаточного уровня образовательных компетенций ребенка, необходимого для его готовности к систематическому обучению в школе.

В контексте приобретения ребенком дошкольного возраста освоение элементарных (доступных) знаний перед его поступлением в школу трудно переоценить. Однако при внимательном знакомстве с содержанием базового компонента оказывается, что в нем не учтена территориальная специфика, показатели и индикаторы оценки, базовые характеристики качества дошкольного образования практически идентичны ценностям, принципам и основным положениям государственного стандарта.

Это подтверждено и перечнем принципов, на которых основывается базовый компонент дошкольного образования, как формирование основ демократичного общества, равный доступ к качественному образованию, обеспечение устойчивого развития и межведомственное взаимодействие, государственно-общественное и государственно-частное партнерство в организации и управлении дошкольным образованием, социально-педагогическое партнерство общины и всех участников образовательного процесса.

Правильное решение проблемы качества дошкольного образования находится в плоскости перехода от установившейся в Украине учебно-дисциплинарной модели к модели развития предметно-пространственной среды.

Собственно такая модель позволяет охарактеризовать качественный потенциал образовательного процесса, для чего требуются более сложные процедуры оценки дошкольного воспитания, чем структурные показатели. Такая модель апробирована во многих странах и получила положительные отзывы практиков.

Одним из функциональных драйверов, что обеспечивает полноценное использование модели, было лонгитюдное исследование нобелевского лауреата Дж. Хэкмана и соавторов Ф. Кунья, Л. Лохнер, Д. Мастерова «Интерпретация исследования формирования навыков жизненного цикла», которое показало критическую зависимость развития детей дошкольного возраста напрямую от педагогического процесса в УДО.

Инструментом комплексной оценки качества образования в УДО является «Шкала оценки окружающей среды для детей раннего возраста» (Early Childhood Environment Rating Scales – ECERS). Сегодня применение ECERS для оценки качества образования наблюдается во всем мире.

Инструмент шкал экспериментально подтвержден и прошел процесс стандартизации в более чем 30 странах. Он имеет высокую степень валидности, благодаря чему широко используется для оценки национальных систем дошкольного образования.

Надежность стандартизированных инструментов охватывает как структурные, так и процессуальные компоненты качества образования. В таком случае результаты применения шкал интегрального показателя ECERS оказываются настолько важными, что позволяют использовать их для кросс-культурных сопоставлений.

Адекватность данных обеспечивается соответствием выбранного инструмента правилам квалиметрии, в частности:

а) признание практической необходимости методов в количественной оценке качества услуг для решения задач планирования и контроля на различных уровнях организации в деятельности учреждений образования;

б) в теоретическом признании практической возможности измерения в количественной форме, как любых отдельных свойств и их сочетаний, в том числе комплексного обобщенного и интегрального показателя качества услуг.

Это означает, что при построении системы оценки качества дошкольного образования необходимо выбирать показатели, которые возможно зафиксировать методами квалиметрии, и которые приспособлены для прогнозирования развития системы УДО в контексте целей и задач, зафиксированных в Базовом компоненте дошкольного образования.

Ключевым направлением шкал определения качества в УДО является оценка условий реализации основных образовательных программ. Промежуточные или итоговые образовательные результаты детей не подпадают под эту процедуру. Фактически стандартом оспаривается оценивание результатов образования детей с целью их использования для усовершенствования образовательной деятельности в УДО.

Такой методологический принцип трактуется как научная новизна. Однако его следует рассматривать как важную доработку теоретической доктрины «непроизводственного труда», разработанную еще в классической политической экономии в лице таких ее видных представителей, как В. Пэтти, А. Смит, Д. Рикардо и К. Маркс.

Вероятный формат работы с детьми раннего возраста в УДО основывается на определенной педагогической философии, которая признает индивидуальную особенность каждого ребенка, предполагает его развитие и способствует этому. Идея активного участия детей в воспитательном процессе, учет детских интересов в конструировании учебной среды реализуется в современных стандартах дошкольного образования.

В шкалах образовательная работа систематизирована по шести направлениям, в соответствии с которыми распределяются все компоненты деятельности УДО. Эти функциональные направления включают пространственные условия, взаимодействие участников образовательного процесса, планирование, применение и многообразие материалов, индивидуализацию, участие в управлении.

Для понимания того, какие последствия шкалы ECERS имеют для образовательной среды в УДО, важно оценить их педагогический потенциал. Значимыми параметрами организации образовательного процесса, связанными с качеством обучения, признаются активность всех его участников и диалог между ними.

Важная характеристика практик дошкольного обучения дает возможность достичь высокого качества физического, психологического, социального благополучия не как набора характеристик, а именно баланса между индивидуальными ресурсами ребенка и вызовами, с которыми он сталкивается.

Это, прежде всего языково-коммуникативное развитие, предпосылки функциональной грамотности, умственное развитие, развитие логического мышления, социально-коммуникативное и эмоциональное развитие, физическое развитие и двигательная активность.

Специалисты считают, что знание природы, окружающей среды и предметов, математика, фантазийные и ролевые игры, занятия строительством и конструированием, изобразительным искусством, музыкой и танцем дают важный потенциал для творческого и эстетического творения. Речь и коммуникация – это сквозная центральная линия развития, пронизывающая все остальные отрасли педагогической работы.

Кроме этого, развитие речи, основ грамотности, способности слушать и выражать свои переживания и впечатления происходит на регулярных групповых занятиях, требования к которым также определяются необходимостью соблюдать равновесие между активностью, вкладом ребенка и импульсами (стимулами) со стороны взрослых.

Мультикультурное образование касается взаимодействия различных культур в УДО, а также анализа предубеждений, культурных противоречий и конфликтов. Раздел «Адаптация / эмоциональное благополучие» отражает начальный этап совместной работы детского сада и семьи; необходимость особого адаптационного периода и внимание к нему в настоящее время является неотъемлемыми требованиями к организации работы и программе любого детского сада.

Качественный присмотр и уход за детьми – это обязательная основа любой образовательной работы. Прием пищи и кормление, здоровье и гигиена, отдых и сон, а также безопасность являются компонентами педагогической работы, отвечающими основным потребностям детей и их правам на уход и пребывание в безопасной обстановке.

Организация питания, отдыха и сна, гигиены, уход за телом и воспитание здоровых привычек рассматриваются как социальные коммуникативные события, полноценные области учения, то есть входят в понятие качественного образования.

Указанные аспекты, на наш взгляд, убедительно свидетельствуют, что программа качества дошкольного образования, представлена, она предполагает решение проблемы ее доступности. Доступность обычно трактуется как метрика, или количественная характеристика.

В метрику включают, во-первых, надежность образовательной услуги, что служит для оценки ее дефицитов; во-вторых, функциональность, с помощью которой устанавливается наличие и правильность реализации функций образовательной услуги; в-третьих, сопровождение, благодаря которому измеряются ресурсы услуги.

В литературе доступность рассматривается как концепция, имеющая постоянную актуальность в научных исследованиях. Обзор различных показателей доступности анализируется, например, в работе Антония Пасет, Даррена М. Скота и Катрин Моренси «Measuring Accessibility: Positive and Normative Implementations of Various Accessibility Indicators».

Ключевые проблемы обеспечения доступности качества дошкольного образования охватывают следующие аспекты:

— отсутствие мест в УДО, что влечет за собой нарушение прав ребенка на дошкольное воспитание и отсутствие равных стартовых возможностей для обучения в начальной школе;

— слабую материально-техническую базу учреждений дошкольного образования, низкую долю расходов на их содержание, обеспеченность учебно-воспитательных процессов необходимым оборудованием;

— несоответствие оплаты труда педагогического персонала, что затрудняет привлечение в систему дошкольного образования квалифицированного персонала и обновление кадров;

— неадекватность внутренней среды УДО, что базируется на строительных нормативах и правилах и выделяется в специфический регулятор качества образования.

Учитывая изложенное выше можно сказать, что неотъемлемой частью современных концептуальных подходов к определению качества образования является соответствие просторно-физической среды, материалов и оборудования в УДО стандартам и требованиям, которые содержатся в «Шкалах оценки окружающей среды для детей раннего возраста».

В Украине решению вопросов доступности качественного дошкольного воспитания и обучения детей мешает неразвитость инфраструктуры дошкольного образования. Особенно неудовлетворительное состояние с доступом наблюдается в городах. Городские УДО работают с перегрузкой.

В среднем по Украине количество детей в этих заведениях в расчете на 100 мест составляет 115 человек. Максимальная загруженность зафиксирована в Львовской области (145 человек), минимальная – в Донецкой области (94 человек).

В дошкольном образовании доминирует явная дифференциация учреждений по показателям финансового обеспечения, состояния материально-технической базы, инвестиционных ресурсов.

Практика финансирования дошкольного образования свидетельствует, что теснота связи между бюджетными расходами на развитие УДО и количеством детей (воспитателей) со временем ослабляется.

Однако абсолютный уровень левой и правой частей равенства уменьшился, что указывает на ослабление тесноты связи между финансовыми инвестициями и численностью детей. Подтверждением нормального распределения или же нарушением является соотношение: σ = 1,25 d, где d – среднее абсолютное отклонение; σ – стандартное отклонение.

В 2000 г. оно равнялось 0,108 тыс. грн. = 0,104 тыс. грн., в 2019 г. – 2,612 тыс. грн. = 2,807 тыс. грн. Результаты подсчетов свидетельствуют, что в системе дошкольного образования хотя и сохраняется нормальный характер распределения, однако он со временем постепенно теряется. Это приводит к тому, что в абсолютном измерении бюджетные расходы между регионами Украины в расчете на одного ребенка растут.

Если в 2010 г. коэффициент соотношения максимального и минимального уровня затрат между областями был равен 1,28, то в 2019 году – 1,43. Показатель стандартного отклонения между регионами Украины в 2019 г. составил 2,6 тыс. грн. Это свидетельство значительной дифференциации расходов на одного ребенка между УДО.

Количественная характеристика доступности дошкольного образования включает показатели насыщенности пространственно–предметной среды разнообразными материалами, играми, спортивным оборудованием. Объем капитальных вложений, осуществляемых самими УДО, отличается значительной региональной дифференциацией. Коэффициент вариации объемов капитальных вложений по областям Украины равен 0,7, что означает значительную дифференциацию объемов инвестирования в развитие УДО.

Оценивая основные векторы развития инфраструктуры дошкольного образования, можно утверждать, что она не обеспечивает для всех регионов Украины в равной мере адекватных стартовых возможностей для внедрения современных инновационных инициатив, которые хорошо зарекомендовали себя в практике воспитания детей во многих странах.

Значительный вклад в теорию развития и воспитания детей дошкольного возраста сделал немецкий исследователь Р. Штайнер, когда создал Вальдорфскую педагогику и реализовал ее идеи в Германии. В воспитательной работе вальдорфских детских садов главным является обучение в группе с целью развития самостоятельной личности, способной жить в обществе.

Метотология школы Р. Штайнера быстро развивалась. Педагоги, вдохновленные успехами первой вальдорфской школы и ее педагогическими принципами, стали инициаторами создания вальдорфских школ и детских садов в других городах Германии, а также в США, Великобритании, Швейцарии, Голландии, Норвегии и других странах.

Сегодня воспитатели немецких вальдорфских детских садов обучаются антропософской педагогике в течение одного года после получения профессионального образования в направлении дошкольной или социальной педагогики.

Г. Штайнер считал, что, отвлекая дошкольника от его фундаментальных задач – постижение мира через взаимодействие с ним, через органы чувств и нагружая его интеллектуальными задачами, мы крадем у ребенка здоровье и жизненную энергию, необходимую для дальнейшего развития.

Необходимо предоставить детям возможности для естественного расширения границ их талантов и способностей. Воспитатель должен «питать душу ребенка» через искусство, музыку и пение, движения, танец, рисунок и живопись. А также через чтение сказок, чтение историй и стихов, кукольные спектакли, которые наполняют день малышей.

Большое внимание должно уделяться развитию мелкой моторики, а, следовательно, вязанию, вышиванию, лепке, пальчиковым играм и т.д. Квинтэссенция метода заключается в том, что в процессе обучения у детей развивают ту деятельность, которую ребенок может освоить в данном возрасте без внутреннего сопротивления организма.

Так, в дошкольном возрасте у детей обязательно развивают память, работают с их образным мышлением, апеллируют к чувству, а не к интеллекту. Материалы и оборУДОвание в вальдорфских детских садах словно «приглашают ребенка поиграть.

Современная зарубежная практика качества дошкольного образования показывает, что для достижения важных образовательных результатов дошкольников необходимо создавать соответствующий предметно-пространственный простор. Это вопрос инфраструктурного развития дошкольного образования. Анализ важных данных позволил обозначить и дефициты сети УДО. Они касаются, прежде всего, проблемы инновационного развития инфраструктуры функционирования УДО.

Решению проблемы доступности сегодня мешает неразвитость инфраструктуры, а с развитием инфраструктуры решаются задачи перехода на новое качество дошкольного образования. Признание этого факта актуализирует насущную необходимость изменения норм проектирования, строительства, а также реконструкции и капитального ремонта инфраструктуры дошкольных учреждений.

В этом контексте особую актуальность приобретает инновационная деятельность в строительной сфере, которая имеет перспективы реализации в части внедрения новых технологических регламентов, эквивалентных гармонизированным стандартам в рамках выполнения Регламента (ЕС) № 305/2011 Европейского Парламента и Совета от 09.03.2011 (Директива Совета 89/106/ЕС). Однако в Украине гармонизация с регламентами ЕС проведена не в полной мере.

Значительная часть государственных строительных норм была обновлена еще в 2016 г. и направлена на нормирование работ, технологии их выполнения. В то же время вследствие отсутствия государственного заказа на конечные итоги этой деятельности указанные работы были приостановлены. В результате треть государственных строительных норм устарела на десятилетия. Лишь небольшое количество строительных норм прошлого века, которые зафиксированы в ГОСТах и СНИП, были пересмотрены.

Предприятия, работающие без ГОСТов, пользуются «Техническими условиями» и не улучшают качество продукции. При этом исчезает возможность гарантий не только стоимости работ, но и гарантии соблюдения договорных сроков ввода в действие объектов строительства.

Инертность строительной отрасли и неприятие инноваций из-за причин ее несовершенства институциональному направлению мешает развитию системы дошкольного образования, ее нацеленности на создание оптимальных условий раннего развития ребенка, на выравнивание доступа к современным УДО, на обеспечение равных стартовых возможностей для дошкольного обучения.

С целью развития современной предметно-пространственной среды необходимо устанавливать санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, содержанию и организации режима работы в УДО независимо от форм собственности и их подчиненности.

Такие требования к организации режима работы созданы в ряде стран. Например, в РФ действуют несколько нормативных актов: на устройство, содержание и организацию работы дошкольных учреждений, на гигиену детей и подростков, организацию режима работы в дошкольных учреждениях.

Они регламентируют требования к транспорту, зданиям, внутренней отделке помещений, работе с оргтехникой и тому подобное. Так, при строительстве дошкольных образовательных учреждений следует учитывать радиус их пешеходной доступности: в городах – не более 300 м, в сельских населенных пунктах и малых городах одно — и двухэтажной застройки – не более 500 м.

В помещениях дошкольных учреждений, ориентированных на южные румбы горизонта, следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, с коэффициентом отражения 0,7–0,8 (бледно-голубой, бледно-зеленый). На северные румбы – теплые тона (бледно-желтый, бледно-розовый, бежевый) с коэффициентом отражения 0,7–0,6.

Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25% всей площади помещения. Поверхности стен помещений для музыкальных и гимнастических занятий следует окрашивать в светлые тона с коэффициентом отражения 0,6–0,8. Определены также определенные требования к работе с компьютерной техникой.

Нормативные параметры проектной организации дошкольного образования, зафиксированные в строительных требованиях и правилах, представляют собой потенциальную возможность создания условий для преодоления региональных дифференциаций в доступности образования и обеспечении качества дошкольного воспитания ребенка.

Доступность оценивается не только структурными и количественными характеристиками УДО. Для исследования этой проблемы необходимо принимать во внимание социально-экономические состояния домохозяйств. Родителям из бедных семей трудно устроить своих детей в УДО. Большинству домохозяйств недоступны негосударственные учреждения, а также пребывание детей в воспитательных группах.

Как демографическая группа дети определяются высокими рисками бедности. Детская бедность уже традиционно определяет ключевой вектор формирования украинской бедности. Уровень бедности в семьях с детьми, выше по сравнению с семьями без детей по любому монетарному критерию: уровень относительной бедности семей с детьми в Украине составлял 29,4%, абсолютной – 49,9%. От монетарной бедности в большей степени страдают дети до 3-х лет и 3-6 лет.

Очевидно, ежемесячная выплата пособия при рождении ребенка не компенсирует потерю заработка во время пребывания матери в отпуске по уходу за ребенком. Именно поэтому наличие в домохозяйстве малолетнего ребенка усиливает риск бедности. Уровень бедности в таких домохозяйствах в 1,5 раза превышал средне-украинское значение.

Определяя значимость доступности детей к качественному образованию, фокус общественного внимания должен сместиться в сторону социальных проблем обеспечения доступности УДО.

Достижению равенства в доступе к качественному образованию будет способствовать вовлечение негосударственных структур в процесс инновационного дошкольного образования. Сейчас формирование в Украине партнерской модели развития УДО резко контрастирует с ситуацией, что происходит в других странах.

В развитых странах государственно-частное партнерство широко используется в социальной инфраструктуре, в частности, в дошкольном и среднем образовании. Это связано с тем, что в странах с трансформационной экономикой государственно-частное партнерство функционально направляется на инвестирование в инфраструктуру дорожного строительства, энергетической отрасли, коммунального хозяйства.

Однако это не снимает ответственности правительства за партнерскую модель социально-инфраструктурного развития в условиях перехода к самоуправлению территорий.

Одним из главных недостатков медленной динамики процесса развития партнерских отношений является то, что региональная власть не владеет вопросами реализации механизма софинансирования социальных проектов, в т. ч. взаимодействия с финансовыми, страховыми учреждениями, девелоперскими организациями, поскольку не имеет высоко-квалификационных и разно-профильных специалистов по строительным вопросам.

Для улучшения инвестиционного климата в развитии сети объектов дошкольного образования предусматривается усовершенствованный организационный механизм принятия и реализации проектов государственно-частного партнерства, к которому привлечены распорядитель бюджетных средств, председатель местного совета, партнер государственно-частного сотрудничества, финансовые органы и определена их функциональная ответственность за принятие решения и выполнение инвестиционного проекта.

Итак, механизм государственно-частного партнерства должен решать вопросы передачи функций управления инвестиционным процессом, заинтересованным партнерам и на этой основе, в частности, обеспечить повышение качества дошкольного образования.

Выводы. В последнее время в Украине и за ее пределами проведено немало исследований, где дошкольная подготовка рассматривается как первый уровень системы образования, от которого в значительной степени зависит достижение высоких академических результатов на следующих ступенях школьного обучения.

Посещение детских садов становится обязательной социальной нормой для многих слоев общества. Формируется политика эффективности функционирования дошкольного образования, доступности и высокого качества обучения детей, которые становятся государственными приоритетами во всех развитых странах мира.

Акцент делается на фасилитацию обучения, целью, которой является помочь детям благодаря применению группы навыков и инструментов идентифицировать проблему и в процессе конструктивного обсуждения самостоятельно принять необходимое решение. Достичь положительных результатов возможно путем согласования структурных и процессуальных параметров.

При этом приоритетом считается качество материальных условий реализации основных образовательных программ. Сложная взаимосвязь формальных показателей предметно-пространственной среды с процессуальными характеристиками образовательного процесса является институциональной основой достижения качества дошкольного образования.

Инструментом, отвечающим в реализации упомянутых требований, являются «шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях» (ECERS).

Благодаря их применению обеспечивается реализация базового компонента дошкольного образования, целями которого является направление усилий родителей, педагогов, психологов на развитие творческого потенциала ребенка, на своевременное поддержание достижений индивидуального неповторимого своеобразия жизненного пути, обеспечение психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в дошкольные годы.

При этом в указанном документе вполне справедливо содержится возражение на использование целевых показателей при нормативной оценке качества дошкольного образования.

С помощью данных многочисленных исследований с использованием шкалы ECERS можно рекомендовать для использования три основных источника информации.

Это анализ отношения ECERS по смыслу к другим инструментам для всесторонней оценки качества работы УДО, соответствующих учреждений и документов, освещающих методические вопросы воспитания детей младшего возраста; данные исследований с использованием шкалы ECERS в учреждениях дошкольного образования; отзывы пользователей ECERS.

В связи с отсутствием гарантированного со стороны государства права, на подготовку ребенка к школе целесообразно обратить внимание на выравнивание стартовых возможностей доступа к обучению в УДО. В этом контексте усовершенствования требуется механизм формирования доходной части местных бюджетов и бюджетов территориальных общин.

Потенциальные возможности для преодоления дифференциации в доступе к качественному дошкольному образованию имеет институт государственно-частного партнерства. В случае применения механизма такого партнерства важно четкое определение ряда позиций.

Во-первых, статус обязательств органов самоуправления, которые должны возникать в рамках договоров о государственно-частном партнерстве, и соответственно, низкий уровень заинтересованности и защиты частного партнера.

Во-вторых, отсутствие практики принятия условных обязательств органами самоуправления, то есть обязательств, которые становятся действительными при наступлении определенного условия, например, передачи в собственность готового объекта.

В-третьих, отсутствие гарантий по возврату средств по будущим бюджетным периодам за переданный объект.

В-четвертых, отсутствие механизмов направления средств, сэкономленных от внедрения проекта, для расчетов с инвесторами.

В-пятых, отсутствие внесудебного порядка по взысканию задолженности органами самоуправления за счет средств бюджета развития.

В-шестых, трактовка некоторых норм, в результате чего возникают конфликты и возможность двоякого понимания отдельных юридических положений.

В-седьмых, необходимо усилить роль родительского контингента в деятельности учреждений дошкольного образования.

Учитывая, что дошкольное образование в стране наиболее затратное по сравнению с другими сферами обучения (например, стоимость обучения в учреждениях общего среднего образования на 12-13% дешевле), роль партнерских отношений будет способствовать улучшению доступа детей к качественному образованию.

Автор: В.М. Новиков, доктор экономических наук, профессор, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи НАН Украины, E-mail: valery.economy@ukr.net, ORCID: 0000-0001-5892-815Х, Scopus: ID 57221437748

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий