26.11.2019 – Президент Украины Владимир Зеленский подписал законопроект 1054-1, который дает старт большой приватизации госпредприятий в Украине. С молотка, по оценкам министра Тимофея Милованова, очевидно пойдут практически почти все предприятия отрасли АПК. В Украине действуют 3600 государственных компаний, из них 1260 – на стадии ликвидации.
На инвентаризацию для дальнейшего проведения приватизации передали 493 аграрных ГП. Из них 254 имеют юридический статус действующего лица, 193 – находятся на стадии прекращения, 7 – на временно неподконтрольной территории Украины.
Сейчас в правительстве рассматривают малую и большую приватизацию. Под малую подпадают предприятия с капиталом стоимостью до 250 млн. грн., их будут продавать на площадке электронных торгов ProZorro. Под большую приватизацию подпадут предприятия с капиталом от 250 млн. грн. Эти ГП будут переданы в Фонд госимущества, далее команда специальных советников займется организацией приватизации.
Когда определят стартовую цену каждого из объектов, выставят на аукцион. Больше всего шансов уйти с молотка – у объектов большой приватизации. Это ГПЗКУ, ПАО «Аграрный фонд», ГП «Укрспирт», концерн «Укрспирт», ГП «Артемсоль» и ГП «Коневодство Украины».
AgroPolit.com анализирует ситуацию, которая сложилась вокруг приватизации и продажи крупнейших аграрных предприятий.
По каким критериям будут отбирать ГП под приватизацию
В ЕС в среднем действует по 300 ГП на страну. Это более чем в 10 раз больше, чем в Украине. После принятия закона №1054-1, в офисе Зеленского анонсировали, что почти треть из 3600 ГП должна быть приватизирована в ближайшие 2-3 года. В 493 аграрных ГП подходит к концу процесс инвентаризации.
Первым критерием и причиной к приватизации называют убыточность государственных предприятий. Все ГП, которые перешли от Минагрополитики в подчинение Минрегионразвития, должны государству 8,95 млрд. грн., имеют кредиторскую задолженность 48,06 млрд. грн. В убыток работают 57% ГП. Таким образом, совокупный чистый финансовый результат отрицательный и составляет — 1,3 млрд. грн.
Второй критерий – высокий уровень коррупции, которая наносит ущерб государству и лишает имущества. По результатам инвентаризации, которую проводили на ГП, обнаружили, что в Госгеокадастре не зарегистрированы земли, которые должны принадлежать государству.
«По документам было 1,3 млн. га госземли под АПК. Теперь, после инвентаризации, 600-700 тыс. га. Государственная земля исчезла. У нас было документировано в собственности Минагрополитики 111 тыс. га государственной земли. Однако теперь, после инвентаризации, оказывается, что в Госгеокадастре зарегистрировано 67 тыс. га. Еще длится последний этап инвентаризации, поэтому может быть цифра максимум 75 тыс. га. Однако 300-350 тыс. га исчезли», – рассказал заместитель министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства по вопросам агрополитики Тарас Высоцкий.
Как предприятия потеряли земли и кто причастен к переоформлению, а, следовательно – к похищению земли – должны изучить правоохранительные органы, отметил представитель аграрного ведомства.
«Мы смотрим на документ. Акт постоянного пользования. Там есть определенное количество гектаров. Но нет никаких координат, где они расположены. Одни говорят, могло бы быть здесь, а теоретически – здесь, а старожилы говорят, что исторически работали здесь. Оно могло быть везде», – сказал Тарас Высоцкий.
Третий критерий – наличие «мерзлых» подразделений, которые ничего не производят, но пользуются средствами из бюджета государства. На госпредприятиях, которые ранее были подчинены МинАПК и сейчас переданы в Минрегионразвития, работают 12600 человек. За последние два года МинАПК сократило 12% работников на подвластных предприятиях, однако все еще остаются производители без результатов работы.
Какие аграрные ГП приватизируют первыми?
Больше всего шансов у больших. Речь идет о шести ключевых: ГПЗКУ, ПАО «Аграрный фонд», ГП «Укрспирт», концерн «Укрспирт», ГП «Артемсоль» и ГП «Коневодство Украины». AgroPolit.com разобрался подробнее о ситуации у них.
ГП «Укрспирт» и концерн «Укрспирт»
Производители спирта являются крупнейшими государственными работодателями отрасли. Здесь трудоустроено 5600 человек. Раскритиковал производителей спирта за чрезмерное количество работников без трудовых книжек Сергей Блескун, советник министра развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофея Милованова.
«В стране есть 70 недействующих спиртзаводов, которые просто стоят, ничего не производя. А на них числятся люди, которым начисляют зарплаты из государственного бюджета. Им пишут «восьмерки» за часы работы, будто они присутствуют на предприятии, а эти виртуальные работники давно на заработках, или за рубежом, или в других местах. Это и специалисты, работники цехов, бухгалтеры, охранники, грузчики.
За год государство тратит на содержание недействующих спиртовых заводов 250 млн. грн. Этих людей можно отправить под сокращение, или трудоустроить в отрасли, но они уже на лучшей работе, а эти предприятия необходимо ликвидировать», – сказал Блескун.
Чистый финансовый результат концерна «Укрспирт» отрицательный. Предприятие закончило 2018 год с минусовым показателем ЧФР на уровне -32 млн. грн.
«Укрспирт» – это проблемное предприятие. Там и советников убивали, и главу убили. Там даже исторически встал вопрос физической безопасности. Мы видим, что любые разговоры вокруг «Укрспирта» вызывают очень активную медийную войну всех против всех. Мы видим и проверяем компроматы, проверяем их. Правоохранительные органы к ним посылаем. Ситуация сложная. Наша позиция – решение проблемы «Укрспирта» заключаются не в самом предприятии, а в демонополизации отрасли», – рассказал о ситуации Тимофей Милованов.
Ускоряет процесс приватизации спиртзаводов президент Владимир Зеленский. Он подал на рассмотрение парламента законопроект о демонополизации спиртовой отрасли. После его принятия будут предоставляться лицензии на ведение деятельности по производству спирта. Это вроде бы должно повысить цену тех спиртовых заводов, которые выставят на продажу, объясняет заместитель председателя Офиса президента Юлия Ковалив.
«У нас производством занимается только ГП «Укрспирт». Лицензии на производство могут быть предоставлены только государственным предприятиям. При условии не отмены и не либерализации производства спирта в Украине продать предприятие можно только по цене металлолома. Для того чтобы изменить эту ситуацию, президент внес в Верховную Раду, и мы надеемся, что этот закон будет принят – о демонополизации спиртовой отрасли. В пакете с этим будет подготовлено к приватизации ГП «Укрспирт».
По нашим оценкам, приватизация предприятия принесет бюджету не менее чем 5 млрд. грн., она возможна исключительно на немонополизированном рынке», – сказала заместитель главы Офиса президента Юлия Ковалив.
В АП ожидают, что закон будет принят, и он вступит в силу до 1 января 2020 года. С этого момента начнется подготовка и приватизация всей спиртовой отрасли в Украине.
ГП «Коневодство Украины»
По оценкам Милованова, ГП «Коневодство Украины» за год заработало 29 тыс. грн., а должно быть 70 млн. грн.! Прибыль с 1 га в 2015 году составила 127 грн., в 2016 – 1,1 грн., в 2017 – 0,25 грн.
Последняя инвентаризация активов предприятия обнаружила, говорит Высоцкий, что в Госгеокадастр внесено лишь 60% земли, которая должна принадлежать ГП. Это притом, что владеет крупнейшим земельным банком среди государственных ГП – 50,6 тыс. га.
Ситуация с неэффективным использованием государственных земель в мае 2018 года заинтересовала Национальное антикоррупционное бюро Украины. Тогда Бюро открыло 25 уголовных производств по земельным «сделкам» на 7,36 тыс. га земли, потери от которых оцениваются в 450 млн. грн.
Один из масштабных примеров – земельная коррупция в ГП «Коневодство Украины», о котором рассказал советник главы МВД Михаил Апостол. Тогда около 90% земель ГП на основании различных сомнительных договоров было передано другим предприятиям. Теневая аренда 1 га стоила 1 тыс. грн.
Говорят, использование одного гектара таким способом стоит 1 тысячу грн. Представьте себе, 40 тыс. га – это 40 млн. грн. Это средства, которые никогда не попадут в казну государства или местных советов. Они идут в чьи-то карманы. Куда эти средства попадают дальше? Большая часть, вероятно, оказывается в тех, кто назначает руководителей госпредприятий», – говорил тогда Апостол.
Также в марте 2018 года СМИ со ссылкой на проект «Марлин» сообщали о результатах внутреннего аудита, проведенного Минагро по обращению Генпрокуратуры. Результаты аудита не разглашаются из-за тайны следствия, однако сообщалось, что в 2015-2016 годах руководство ГП «Коневодство Украины» вместе с частными предпринимателями умышленно занижали плодородие земель и объемы полученного урожая.
Впоследствии продукцию, которая не отражалась в бухгалтерском учете, реализовывали за наличные, которую распределяли между должностными лицами предприятия и предпринимателями.
О необходимости приватизации предприятия с последующим распаеванием земли в мае 2018 года инициативная группа заявляла на одном из филиалов ГП «Коневодство Украины» «Дибровский конный завод». 250 человек, из них – 113 пенсионеров завода и 20 действительных работников обратились с письмами в правительство и парламент с просьбой о приватизации. Отмечали, что на заводе было сокращено 350 рабочих мест, а убытки предприятия ежегодно составляют свыше 2,8 млн. грн.
ПАО «Аграрный фонд Украины»
Если с убыточными предприятиями ситуация понятна (где есть финансовые проблемы – предприятие может быть передано на приватизацию), то с прибыльными напоминает детективную историю и порождает кадровые скандалы. Яркий пример – ПАО «Аграрный фонд».
Кадровый скандал уже разгорелся вокруг контроля над предприятием. Министр развития экономики, торговли и сельского хозяйства Тимофей Милованов заявил, что освобождает его руководителя Андрея Радченко из-за несогласия видения правительства дальнейшей судьбы предприятия. Сам Андрей Радченко заявляет, что причин для увольнения нет, поскольку предприятие – одно из самых прибыльных в структуре МЭРТ.
Его отстранение, по мнению Андрея Радченко, бьет по предприятию. Под удар, прежде всего, попадает исполнение форвардных контрактов с фермерами и, в общем, вся операционная работа компании.
Сейчас вся эта риторика с увольнением Андрея Радченко зависла в воздухе. Официального решения о его увольнении нет, и существует ли оно вообще, да какие причины такого шага — в МЭРТ не комментируют. Запрос на эту тему AgroPolit.com уже две недели как пылится в пресс-службе МЭРТ и премьера.
Так же непонятна судьба самого «Аграрного фонда». Ликвидируют его, реорганизуют или приватизируют – ответов на это нет.
ПАО «Государственная продовольственная зерновая корпорация Украины»
О намерении приватизировать ГПЗКУ в правительстве пока не заявляли. Там заняты другим. Как и все предшественники власти, пытаются сменить руководство компании на свое. Сейчас, ситуация с будущим компании не слишком понятна, потому что не решено, как быть с китайским кредитом, который из года в год тянет ГПЗКУ на дно.
С другой стороны, компания имеет важное стратегическое значение для страны, а при условии удачного хозяйствования может стать государственным продовольственным хабом, который сделает его прибыльным и уникальным на рынке мира. О возможных вариантах вокруг будущего этого ГП недавно рассказала и.о. председателя правления ГПЗКУ Ирина Марченко.
«Отправлять ГПЗКУ на приватизацию можно будет только после того, как она рассчитается с долгами. Вряд ли ее кто купит с таким багажом. Однако это не отменяет необходимости готовить ее к приватизации. Что такое приватизация? Это, по сути, обычное IPO (публичная продажа акций частной компании), перед проведением которой необходимо провести финансовый и юридический аудит. Что мы и делаем», – сказала Марченко.
Марченко добавила, что по ее мнению, ГПЗКУ, как в государственной, так и в частной собственности может быть прибыльной. Среди факторов, которые могут в этом помочь, построение более качественного сотрудничества с представителями правительства.
«Уже год прошу правительство создать для ГПЗКУ наблюдательный совет. Не может государственная компания существовать без наблюдательного совета. Это было бы своеобразным лобби в корпорации со стороны Кабмина, Минфина и других органов. К сожалению, пока не вижу интереса к компании со стороны акционера – в нашем случае Кабмина. Хотя в последнее время наблюдается положительная тенденция повышения интереса со стороны правительства к нашей компании…
В целом я считаю, что ГПЗКУ может быть эффективной, ибо она является регулятором цены на внутреннем рынке стратегического продукта – муки. Во-вторых, мы очень тесно работаем по форвардным контрактам с аграриями. Это фактически кредитование рынка МСБ», – отметила Марченко.
Но не только приватизация – это единственный вариант для корпорации, убеждает она.
«Я вижу ее как своеобразный хаб, который выращивает продукцию, перерабатывает, экспортирует. К тому же, финансирует фермеров, помогает МСБ. Такой себе ледокол украинской продукции, но не просто сырья, а именно переработки. Для этого надо решить вопрос логистической цепочки, который на текущий момент является точкой зла. Чтобы пойти в вертикальную интеграцию, надо «заходить в землю». И даже после открытия рынка земли – инвестировать в нее. А также в переработку», – озвучивает Марченко еще один сценарий для развития ГП, который можно воплотить за 10 лет.
ГП «Артемсоль»
ГП «Артемсоль» (руководитель – Вадим Меткий) – имеет 15 место в общем рейтинге компаний, проанализированных и представленных в отчете МЭРТ. Там работает 2870 рабочих. ГП закончило 2018 год с чистым финансовым результатом – 126 млн. грн.
Возможность приватизации ГП «Артемсоль» в Минрегионразвития не рассматривают – предприятие расположено в г. Соледар Донецкой области и имеет важное значение для государства. Оно является одним из крупнейших предприятий по производству соли в мире. Поэтому решение о передаче документов в Фонд госимущества с целью дальнейшей приватизации чиновниками не принято.
«Это уникальный случай, который был продискутирован с представителями структур — и у нас общая позиция. Во-первых, это естественная монополия. Хотя к нам сейчас импорт пошел. А во-вторых, предприятие выполняет стратегические функции для государства, поскольку находится в зоне разграничения», – сказал Тарас Высоцкий.
Продавать или оставить?
Поэтому государство на распутье относительно своего имущества. С одной стороны, взят курс на полную распродажу госимущества во всех секторах экономики и направление полученных средств в госбюджет на покрытие госдолга. С другой – продать можно только раз, но все ли следует продавать и как быть со стратегическими предприятиями, по которым продажу уже не отмотаешь назад, когда дойдет, что продавать было нельзя?
Возможно, правительству, прежде чем резать, надо 7 раз проанализировать, а не один раз, что эффективно, а что может быть эффективным и приносить в бюджет постоянные доходы!
Автор: Оксана Тупальская
Источник: AgroPolit.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.