Призрачное экономическое восстановление

инвестирование в Беларуси, инвестиционная привлекательность, СЭЗ «Гомель-Ратон», инвестиции, ПИИ, бизнес, СЭЗ, свободные экономические зоны, Doing Business, Беларусь, иностранный капитал

Почему так и не было создано необходимых условий для устойчивого экономического роста Украины.

Несмотря на отмену уже с июня большинства карантинных ограничений, экономика Украины, и прежде всего ее реальный сектор, остается далеким не только от восстановления докризисных показателей, но и вообще от прекращения падения. Более того, в ряде сфер показатели даже ухудшились.

А оптимистичные правительственные прогнозы относительно быстрого восстановления и тем более выхода экономики на траекторию устойчивого и динамичного роста оказываются политическими декларациями, лишенными реальной почвы.

Ведь системные проблемы, которые привели украинскую экономику к кризису задолго до начала пандемии COVID-19, так никто и не брался решать, а новые негативные факторы стремительно нарастают. К тому же хаотичные движения в экономической политике лишь провоцируют ее дальнейшее погружение в трясину деградации и сырьевой трансформации.

Последние прогнозы НБУ опираются на то, что экономическое падение продлится до I квартала 2021 года включительно, хоть и с торможением до -1,4% по сравнению с -11% во II квартале 2020-го. Со II квартала 2021 года в Нацбанке надеются на восстановительный рост благодаря низкой базе, по сравнению с 2020 годом.

Однако даже такой оптимистичный сценарий предполагает, что уже к концу 2021 года рост в основном иссякнет, а темп прироста ВВП уменьшится до 2,5% по результатам IV квартала 2021 года. В результате украинская экономика в 2021 году почти на 3% не будет дотягивать до уровня 2019-го.

В правительстве прогнозы более оптимистичны, там обещают «формирование качественной основы для устойчивого экономического развития в среднесрочной перспективе» на уровнях значительно выше 4% ежегодно.

Однако международные агентства осторожнее. По подтвержденному прогнозу Fitch Ratings ожидается более глубокое падение украинской экономики в 2020 году на 6,5% и медленный восстановительный рост лишь на 3,8% и 3,5% в 2021-2022 годах. Значит, до 2022 года возможно лишь восстановление до уровня 2019 года.

Отрицательные тренды

Еще весной текущего года, когда прогнозы государственных структур сводились к стремительному восстановлению экономики по V-образному сценарию после снятия вызванных карантином ограничений, «Неделя» обращала внимание, что они игнорируют тот факт, что кризис был спровоцирован совершенно иными факторами задолго до пандемии.

Прежде всего, снижением конкурентоспособности украинских предприятий, особенно в отраслях с более высокой добавленной стоимостью на внутреннем и внешнем рынках. Эта проблема никуда не исчезнет после окончания пандемии в мире, поэтому без изменения экономической политики упадок будет продолжаться.

И экономическая динамика подтвердила наши прогнозы. По данным НБУ уменьшение индекса производства базовых отраслей (ИПБО) сохраняется, несмотря на отмену карантинных ограничений. В июне–июле 2020 года он составил соответственно 9,6% и 5,3%. К тому же почти вдвое более низкое падение в июле по сравнению с августом стало результатом не улучшения ситуации в экономике, а вследствие резкого провала в агросекторе в июне (-40,6%) из-за более позднего начала сбора урожая.

В обрабатывающей промышленности падение с 15,6% в мае затормозило до 6,2–6,6% в июне–июле, однако все равно остается более высоким, чем у докарантинном II квартале 2020-го (4,6%) или в конце 2019 года (-4,9% и -5% соответственно в ноябре–декабре). Значит, отмена карантинных ограничений лишь вернула уменьшение производства к темпам, которые были до карантина и которые не связаны с COVID-19, поэтому падение будет продолжаться и в дальнейшем.

Отмена карантинных ограничений привела к восстановлению сферы услуг или розничной торговли, но мало повлияла на другие отрасли. В жилищном строительстве ситуация стремительно ухудшается даже после завершения карантина и обещанных президентом Зеленским дешевых ипотечных кредитов. В июле 2020 года жилищное строительство обвалилось на 33,9% по сравнению с аналогичным месяцем 2019 года.

В то же время еще в июне падение составило лишь 24,3% и даже в апреле–мае не превышало 28,3–28,9%. Важно то, что падение в отрасли началось еще до пандемии и карантина. Так, в феврале объем жилищного строительства уменьшился на 4,5%, и с тех пор падение набирало обороты независимо от наличия карантинных ограничений.

Со смягчением карантина не произошло существенного улучшения и в транспортной сфере. Если в январе–мае объем грузоперевозок был на 19,9% более низким, чем за аналогичный период в прошлом году, то в январе–июле (то есть после жесткого карантина) еще оставался на 18,9% ниже. Иначе и не могло быть, ведь обвал в отрасли так же начался задолго до пандемии и достигал 16%.

Автомобильные перевозки грузов также и дальше стремительно уменьшаются. Если в январе–мае они были на 12,5% ниже за аналогичный период докарантинного года, то в январе–июле падение уже составило 13,9%. Аналогичная ситуация и с пассажирооборотом. За январь–май снижение составило 51,6%, а после отмены карантина в июне – уже 56,2% по результатам семи месяцев.

Но самым убедительным свидетельством того, что причина кризисных тенденций не в пандемии коронавирусной болезни или связанных с ней ограничениях, но имеется ситуация с капитальными инвестициями: и в экономике в целом, и по отдельным ее отраслям. Темп их уменьшения в I квартале (когда на принятии инвестиционных решений еще не могли сказаться карантинные ограничения, существующие только во второй половине марта) почти не отличается от II квартала (большинство времени которого уже действовали ограничения).

В агросекторе соответствующее уменьшение инвестиций составило 43,9% и 44,6%, в промышленности 36,2% и 38,2%, в розничной торговле 11% и 14,5%. В складском хозяйстве 56,3% и 63,5%, в наземном транспорте 57,3% и 36,9%.

Значит инвестиции до начала карантина в большинстве отраслей экономики падали либо так же, как и после его введения, либо даже еще стремительнее. И были продолжением негативной тенденции, которая наметилась еще в IV квартале 2019 года, когда о COVID-19 никто даже не слышал. Например, падение капитальных инвестиций в агросекторе тогда составляло — 6,6%, в розничной торговле — 29,2%, в наземном транспорте -18,6%, в телекоммуникациях — 11,3%.

Указанные кризисные тенденции в украинской экономике и дальше происходят на фоне углубления. Например, падение в обрабатывающей промышленности (-6,2% в июне и -6,6% в июле) и далее значительно превышает аналогичные показатели добывающей (-4,9% в июне и — 0,7% в июле).

К тому же в таких отраслях обрабатывающей промышленности, как деревообработка (-16,8% в июне и -10,9% в июле), металлургия (-3% и -10,3% соответственно), металлообработка (-8,8% и -11,6%) и особенно машиностроение (-22,5% и -21,3%) это падение еще глубже, чем в обрабатывающей промышленности в целом.

К тому же падение в машиностроении стремительно углубляется: от 7,3% в декабре 2019-го и 13,2% в феврале 2020 года до 22,4% в карантинном мае и тех же 21,3–22,5% в посткарантинных июне–июле 2020 года. И это падение не зависит от карантинных ограничений.

Даже в горно-металлургическом комплексе в целом падение в производстве металла, а тем более готовых изделий из него, как минимум, в два раза выше, чем в добыче металлических руд (-4,8% в июне и -5,1% в июле). Наращивание экспорта железорудного сырья сопровождается уменьшением объемов производства украинской металлопродукции, ее поставок на внешние рынки.

Внешняя торговля на протяжении последнего времени также хорошо отражает негативные тенденции к углублению украинской экономики. Проблема заметнее вследствие стремительного роста в последнее время удельного веса Китая в украинской внешней торговле.

Если еще в I квартале 2019 года экспорт украинских товаров в ЕС превышал объем их поставок в Китай более чем в восемь раз ($5,23 млрд. и $0,64 млрд.), то за три летних месяца 2020 года, после коронавирусного карантина, соотношение резко изменилось ($4,09 млрд. против $1,96 млрд.).

И дело не в сезонности, а в отчетливом тренде: в I квартале 2019 года соотношение украинского экспорта в Китай и ЕС составляло 1:8, летом 2019-го уже 1:5, в I квартале 2020-го 1:4, и наконец, летом 2020-го – почти 1:2. В августе 2020 года, по сравнению с тем же месяцем в прошлом году, поставки украинских товаров в ЕС были почти на 15% меньше, чем в августе 2019-го, а в Китай почти на 40% больше.

В то же время среди крупных торговых партнеров в Европе минимальный рост сбыта украинской продукции зафиксирован только в Польше (на 0,7%). Все остальные показали более или менее значительный минус (Италия – на 35%, Германия – 10%). В Россию за это время они уменьшились на 25%, Турцию – на 13%.

Переориентация на торговлю с Китаем сопровождается углублением сырьевой украинской экономики. Крупнейшими статьями нашего экспорта в КНР остаются руды и зерно, объем экспорта которых, летом 2020 года был на 58% и 161% больше, чем в прошлом году. На эти две позиции не только приходится около 2/3 отечественного экспорта в Поднебесную, они обеспечили львиную долю всего прироста поставок за год.

Продажи масла остались неизменными, а поставки машиностроительной продукции даже уменьшились на 12%, несмотря на их и так мизерную долю в продажах украинских товаров в КНР. Как следствие, доля Китая в экспорте руды из Украины летом 2020 года превысила 70% против 41% летом 2019-го, зерна – 25,4% против 8,8%. Тогда как доля Поднебесной в экспорте украинской продукции машиностроения опустилась ниже 1% ее общего экспорта.

Структура и динамика нашей торговли с ЕС кардинально иная. Доля продукции украинской обрабатывающей промышленности в поставках на европейский рынок уже сейчас не только значительно больше, но и дальше стремительно растет. Однако количество сырьевых товаров наоборот уменьшается. При таких условиях дальнейшее снижение удельного веса рынка ЕС в экспорте украинских товаров и рост веса Китая будет означать ухудшение структуры нашей экономики.

Углубление сырьевой украинской экономики не только лишает надежды на устойчивый и прежде всего динамичный ее рост, но и делает страну все более уязвимой к капризам конъюнктуры мировых сырьевых рынков и погоды.

Например, в этом году из-за стечения ряда негативных обстоятельств высокой является вероятность и резкого снижения экспорта зерна, и валютных поступлений от него. Минэкономики недавно уже второй раз пересмотрело в сторону ухудшения прогноз урожая до 68 млн. т, или на 7 млн. т меньше, чем в прошлом году. Это ложится на значительно меньшие переходные запасы.

Неэффективная политика

Чтобы надеяться на устойчивый экономический рост, а не полагаться на эффект низкой базы сравнения и частичного отскока от дна после очередного резкого падения, необходимо менять экономическую политику и способствовать росту производства. Не способны обеспечить положительного эффекта и хаотичные и фрагментарные правительственные меры по якобы поддержке экономики путем стимулирования спроса и насыщения дешевыми деньгами.

Избирательность и отсутствие необходимых сопроводительных мер в других сферах приводит к тому, что вместо положительного эффекта для экономики такая политика лишь дискредитирует идею государственного стимулирования развития экономики.

Недавно во время форума малого и среднего бизнеса премьер-министр Денис Шмыгаль заявил, что проект бюджета на 2021 год предусматривает дефицит в 6% ВВП – в разы больше, чем традиционно поддерживался в Украине. А в государственном бюджете на следующий год заложено 159 млрд. грн. на увеличение заработных плат.

В правительстве надеются, что значительная часть этих средств вернется в бюджет как налоги после того, как поспособствует оживлению экономики. Но поскольку украинцы покупают все меньше отечественных товаров, то без изменения ситуации коэффициент полезного действия такого стимулирования для внутреннего производства будет менее высоким, чем для импорта.

Возможно, это и является настоящей целью правительства, ведь именно налоги и сборы по импорту в последнее время составляют самую большую статью доходов государственного бюджета, поэтому его значительное проседание в этом году болезненно ударило по наполнению государственной казны. Однако зависимость от импорта и дальнейшее стимулирование его роста за счет бюджета, который наполняется в долг и с большим дефицитом, – это бесперспективный путь в тупик.

По данным отчета Еврокомиссии средняя цена электроэнергии на рынке Украины в I квартале 2020 года, то есть еще до начала основных ограничений в связи с коронавирусной болезнью, была самой высокой в Европе. Зависимость государственной политики от баланса влияния ключевых олигархов, перетягивание каната между ними ценой государственных интересов и потери конкурентоспособности страны приводит к тому, что конкурентоспособность экономики в целом снижается.

Ведь стоимость электроэнергии и других видов энергии играет не последнюю роль и при принятии бизнесом решения о расположении новых, не говоря уже о переносе имеющихся производственных мощностей. Как следствие, вместо создания новых производств инвесторы наоборот выталкиваются за пределы страны, туда, где себестоимость развития бизнеса более привлекательна.

Нечего ожидать позитивных изменений и от снижения стоимости кредитов. Во время того же форума малого и среднего бизнеса Денис Шмыгаль пообещал, что «Цель – это кредитование в гривне в среднем под 7%… Убежден, что уже до конца года мы получим результат этой работы, и бизнес увидит реальные изменения в кредитных ставках и в доступности финансовых ресурсов в банковской системе Украины».

Однако дешевые деньги являются важным, но не самодостаточным фактором стимулирования экономического роста. Если не работают другие, то и этот метод не станет полезным экономике страны. Им воспользуются либо производители и экспортеры сырья, либо сектор торговли преимущественно импортными товарами, как это и происходило в последнее время с разрекламированной программой льготных кредитов для бизнеса «5-7-9».

Не приходится ожидать положительных изменений и от искусственного стимулирования спроса на жилье в условиях, когда на рынке жилищного строительства сохраняется и даже концентрируется под приближенные к власти бизнес-структуры, олигополия. Удешевление ипотеки при таких условиях способно привести разве что к надуванию очередного пузыря и дальнейшей разбалансировке экономики страны.

Выбраться из пропасти

Для устойчивого и динамичного роста и модернизации, экономика Украины требует не быстрых и искусственно удешевленных административными методами дешевых денег от НБУ, а кардинального изменения государственной политики в финансово-кредитной сфере.

Новая политика в кредитно-финансовой сфере должна заключаться в таргетировании активного накопления банками финансовых ресурсов физических лиц для их дальнейшего рентабельного и возвратного инвестирования в производство и инфраструктуру. Поэтому первоочередной задачей для государства должен стать комплекс мер налоговой и кредитно-денежной политики, который положил бы конец вымыванию кредитного ресурса на нужды потребления и перенаправил их на производственное инвестирование.

Важно поощрять граждан накапливать и использовать финансовые ресурсы для инвестирования во внутреннее производство товаров, а не способствовать потребительскому кредитованию, которое в нынешних условиях стимулирует только импорт. Необходимо превратить банковскую систему из инструмента стимулирования потребительского спроса, ипотеки или финансирования внутреннего долга страны в средство содействия появлению и росту национального бизнеса, расширения им производства и экспорта.

Так же активными действиями национального государства по поддержке внутреннего производства нужно бороться за экономическую перспективу страны и благоприятное место в мировом разделении труда и в цепочках стоимости. Ведь в условиях, когда внутренний рынок не защищен от наплыва импорта товаров из других государств, бизнесу выгоднее вкладываться в торговлю импортными товарами и оказание услуг.

Поэтому важно создавать условия не просто для роста потребления товаров и услуг в стране, а чтобы все большую часть товаров, которые будут потреблять в Украине, производили внутри страны.

В связи с этим показателен пример соседней с нами Турции, которая, в отличие от Украины, значительно больше интегрирована экономически с ЕС. В условиях пандемии CОVID-19 Анкара оперативно повысила тарифы на широкий спектр промышленных потребительских товаров, импортируемых в другие страны, и так защитила национального производителя.

Автор: Александр Крамар

Источник: Тиждень

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий