Обоснована необходимость дифференцированного подхода в работе с бездомными лицами, которые потеряли жилье в результате лишения свободы. Рассмотрены правовые нормы о социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и проанализированы отечественные реалии относительно мер социальной поддержки определенной категории бездомных.
По результатам эмпирического исследования выявлены основные социально-демографические характеристики бездомных лиц, которые потеряли жилье вследствие лишения свободы, охарактеризовано состояние здоровья, средства к существованию, определена специфика потребностей по реинтеграции. Даны рекомендации по внедрению эффективных социальных мер поддержки данной категории бездомных лиц на основе выявленных специфических потребностей.
Особое внимание уделено проблемам трудоустройства – показано, что именно трудоустройство является главным условием процесса эффективной социальной реинтеграции и адаптации бездомных лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Выявлены проблемные аспекты трудоустройства данной категории лиц, не способных конкурировать на рынке труда, важным направлением повышения занятости среди этой категории лиц определены развитие специализированных социально-экономических предприятий.
Ключевые слова: бездомность, лишение свободы, реинтеграция, специфическая потребность, социально-демографическая характеристика.
Постановка проблемы. Социальная адаптация и реабилитация лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которые пополняют группу бездомных граждан Украины, является важной задачей государственной власти и органов местного самоуправления. Эта тема становится все актуальнее с каждым годом, ведь количество людей, которые становятся бездомными, постоянно растет в результате сложных социально-экономических условий.
После освобождения бывшие заключенные сталкиваются с массой социальных проблем. Прежде всего, это отсутствие жилья, средств к существованию, постоянной работы. Значительная часть освобожденных лиц потеряли социально полезные связи, нуждаются в психологической, социальной, юридической и медицинской помощи.
Как показывает опыт, освобожденные из мест лишения свободы люди часто возвращаются к прежнему образу жизни или пополняют ряды бездомных. Одна из основных причин — сложная социальная адаптация.
Поэтому в структуре такой социальной группы, как бездомные, особенно сложным является процесс реинтеграции лиц, утративших жилье в результате лишения свободы. Отметим, что под бывшими заключенными как группой риска не понимаем всех тех, кто вообще в течение жизни отбывал наказание в местах лишения свободы, а только тех, кто находится в состоянии реинтеграции в общество после отбытия наказания.
Наказание в виде лишения свободы сказывается на всей дальнейшей жизни и карьере человека, а именно на его психологическом состоянии и конкурентоспособности на рынке труда.
Украина находится на этапе формирования политики в отношении бездомности, поэтому изучение специфических потребностей отдельных социально-демографических категорий в структуре такой социальной группы как бездомные лица, позволит эффективнее выстраивать стратегии поддержки бездомных, осуществлять целевое распределение средств и ресурсов, гибче реагировать на потребности этой категории.
Анализ последних публикаций и исследований. Более чем десятилетний опыт работы с бездомными в нашей стране и изучение международного опыта возвращения бездомных к нормальному образу жизни указал на необходимость дифференцированного подхода в работе с этой группой населения.
Социологические исследования, проведенные, в частности, Центром перспективных социальных исследований, позволили обосновать утверждение, что совокупность бездомных лиц как социальной группы по своим социально-демографическим и культурно-психологическим характеристикам является неоднородной. Следовательно, требует дифференцированных подходов и средств реинтеграции, разные категории бездомных внутри данной социальной группы имеют разные специфические потребности.
Поэтому проблематика реинтеграции бездомных лиц, которые потеряли жилье в результате лишения свободы, находится на пересечении исследований практики работы с бездомными.
Ею занимаются Н. Кабаченко (N. Kabachenko), Л. Соловей (L. Soloviy), С. Ананко (S. Ananko), М. Соха (M. Sokha) и осуществляют наработки в области социальной работы с лицами, освобождающимися из мест лишения свободы Т. Журавель (T. Zhuravel), В. Каливошко (V. Kalivoshko), О. Кочемировская (O. Kochemirovska), В. Проскура (V. Proskura), О. Вакуленко (O. Vakulenko).
Однако проблема разработки и реализации социальных технологий, которые бы охватывали способы организации содействия осужденным в создании предпосылок для успешной адаптации на этапе отбывания наказания, а также непосредственных средств социальной адаптации после освобождения при условии отсутствия жилья, пока остается недостаточно разработанной.
Цель статьи — выявить специфические характеристики, потребности, уровень социальной поддержки бездомных лиц, потерявших жилье вследствие лишения свободы, для оптимизации мер по их реинтеграции.
Изложение основного материала. Важным фактором успешной социализации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, является наличие жилья после освобождения, как одной из базовых потребностей человека для его жизнедеятельности. В частности, статьей 47 Конституции Украины предусмотрено, что каждый гражданин имеет право на жилье.
Государство создает условия, при которых каждый гражданин имеет возможность построить свое жилье, приобрести его в собственность или взять в аренду. Гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилье предоставляется государством или органами местного самоуправления безвозмездно или за доступную для них плату согласно закону.
В реальной жизни значительному количеству осужденных некуда возвращаться после освобождения, они часто сталкиваются с тем, что, даже имея определенную жилую площадь до заключения, теряют ее на момент после освобождения.
Выясняется, что они потеряли жилье по разным причинам: родственники за время отсутствия заключенного продают жилье или выписывают его из квартиры (разумеется, с нарушением законодательства), или происходят незаконные операции с недвижимостью со стороны мошенников.
Администрация учреждений исполнения наказаний в соответствии с нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы ресоциализации, социальной адаптации осужденных, является главным субъектом, который отвечает за социально-бытовое устройство лиц, готовящихся к освобождению, в том числе путем определения места жительства осужденного.
Уголовно-исполнительным кодексом Украины, а именно ч. 1 статьи 156 предусмотрено, что администрация учреждения не позднее, чем за три месяца до окончания срока наказания через территориальные органы внутренних дел и центры занятости населения принимает меры к трудовому и бытовому устройству осужденного по избранному им месту жительства.
Координация взаимодействия субъектов социального патронажа осуществляется на основе «Порядка взаимодействия учреждений исполнения наказаний и субъектов социального патронажа во время подготовки к освобождению лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок».
Законом Украины «О социальной адаптации лиц, которые отбывают или отбыли наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок» также предусмотрено решение жилищных вопросов осужденных.
В частности, в п. 2 статьи 10 этого закона говорится о том, что освобожденные лица, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, имеют право на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном законодательством. Там же указано, что к освобождению из учреждений исполнения наказаний за лицами, которые отбывают наказание, сохраняется жилое помещение, которое они на законных основаниях занимали до осуждения.
Статьей 71 Жилищного кодекса уточнено, что жилое помещение сохраняется в случаях взятия под стражу или осуждения и ареста, ограничения свободы. А также лишения свободы на определенный срок или пожизненное лишение свободы – в течение всего времени нахождения под стражей либо отбывания наказания, если в этом доме, квартире (их части) остались проживать другие члены семьи.
Если в этом доме, квартире (их части) не остались проживать другие члены семьи, это жилье может быть предоставлено по договору аренды (найма) в установленном законом порядке другому гражданину до освобождения таких лиц из-под стражи или отбытия ими наказания.
Основные вопросы предоставления и использования жилищного фонда гражданами Украины регулируются нормами жилищного законодательства.
Жилищное законодательство сегодня – это, прежде всего, Жилищный кодекс Украинской ССР от 30.06.1983 № 5464. А также Постановление Совета министров Украинской ССР и Украинского республиканского совета профессиональных союзов от 11.12.1984 № 470 «Об утверждении правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставлении им жилых помещений в Украинской ССР», закон Украины от 12.01.2006 № 3334-IV «О жилищном фонде социального назначения».
Согласно статье 128 Жилищного кодекса, действует порядок предоставления жилой площади в общежитиях для временного проживания лиц, отбывавших наказания в виде ограничения или лишения свободы на определенный срок. И когда они нуждаются в улучшении жилищных условий или их жилая площадь временно заселена, или вернуть им прежнее жилое помещение нет возможности, определяется соответствующими органами местного самоуправления.
Принятие Верховной радой Украины закона Украины «О жилищном фонде социального назначения» является фактически первым важным шагом на пути реформирования отношений в сфере предоставления бесплатного жилья. Социальное жилье – это жилье всех форм собственности (кроме социальных общежитий) из жилищного фонда социального назначения, которое бесплатно предоставляется гражданам Украины, нуждающимся в социальной защите, на основании договора найма на определенный срок.
Для того чтобы получить социальное жилье, необходимо находиться на социальном квартирном учете.
Социальный квартирный учет осуществляется соответствующими органами местного самоуправления по месту жительства граждан, которые имеют право на получение квартир из жилищного фонда социального назначения, после приобретения ими полной гражданской дееспособности. Предоставление гражданам жилья из жилищного фонда социального назначения осуществляется по решению соответствующего органа местного самоуправления.
Указанные процедуры требуют наличия необходимого комплекта документов у лица, однако значительная часть бывших заключенных не имеют документов, удостоверяющих личность, соответственно, автоматически «выпадают» из этой системы.
Самое главное, что государственные программы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, носят декларативный характер, поскольку упираются в бюджетное законодательство Украины. В соответствии со статьей 91 Бюджетного кодекса Украины, все социальные программы для этих слоев населения финансируются только за счет местных бюджетов.
Но лица, которые освобождаются из мест лишения свободы, в основном не имеющие постоянного места жительства и регистрации, поэтому не считаются членами территориальной общины и на них не направляются средства местных бюджетов.
Таким образом, современные правовые нормы не сопровождаются созданием условий, предотвращающих бездомности граждан, которые освобождаются из мест лишения свободы. Законодательство предусматривает определенные меры по снижению риска попадания бывшего заключенного в состояние бездомности, однако на практике в большинстве случаев они не действуют.
Решение вопросов, связанных с ресоциализацией бывшего заключенного, начинается в лучшем случае только тогда, когда он сам, уже после освобождения, обращается в соответствующий орган или благотворительную организацию.
В общем, проработка рекомендаций и целевых программ по работе с бездомными лицами в Украине крайне затруднена из-за проблем сбора статистической информации, определения количественных характеристик, что в свою очередь усложняет разработку адекватных, действенных мер по преодолению явления бездомности.
Кроме того, уже задействованные социальные программы и мероприятия требуют анализа текущих результатов, выявления недостатков, негативных тенденций и разработки корректирующих рекомендаций. Поэтому необходимо привлечение результатов эмпирических исследований бездомности.
Относительно исследуемой категории бездомных лиц, то по данным социологического исследования «Социальный портрет бездомных лиц» (2012), было определено, что среди опрошенных количество тех, кто потерял жилье в результате лишения свободы, составляет 18,3%. Это преимущественно мужчины – 82,9% (женщин, соответственно, 17,1%). В основном это лица трудоспособного возраста.
Образовательный уровень опрошенных лиц представлен средним и средне-специальным образованием. С высшим образованием только 5,8%, а вот неполное среднее имеют 15,1%. Приведенные данные еще раз подчеркивают тот факт, что этой категории трудно трудоустроиться – во-первых, из-за низкого образовательного уровня, во-вторых — из-за неприятия работодателями их криминального прошлого.
Среди бездомных, потерявших жилье в результате лишения свободы, 75,8% имеют документы, удостоверяющие личность; однако 24,1% отметили, что не имеют таких документов. Фактически половина опрошенных лиц (46,5%) не имеют регистрации.
Подавляющее большинство опрошенных лиц проживают в приюте (42,8%) и в центре реинтеграции (29,8%). Значительная часть (14,2%) находятся на улице.
Как видим, основным средством существования для 45,4% опрошенных является помощь родственников и друзей. Временным трудом зарабатывают на жизнь лишь 19,3%, и это притом, что подавляющее большинство опрошенных лиц – трудоспособного возраста. Помощью благотворительных заведений пользуются 19,3%, а государства лишь 12,5%, кстати, это самый низкий показатель среди средств существования.
Что касается состояния здоровья, то лишь 42,5% отметили, что вполне здоровы. Среди опрошенных бездомных, которые больны туберкулезом, тех, кто потерял жилье в результате лишения свободы – 42,8%; среди больных ВИЧ/СПИД – 33,4%, среди больных гепатитом – 30,7%.
Среди бездомных лиц, потерявших жилье в результате лишения свободы, 94,3% отметили, что стремятся вернуться к полноценной жизни, трудно ответить – 5,7%, и ни одного ответа, который бы отрицал это желание.
Для этого опрошенным необходимо, в первую очередь, получить жилье (70,9%) и найти работу (55,8%). Учитывая тот факт, что лишь 19,3% средством существования назвали временный труд, а стремятся работать более половины респондентов, вновь акцентируется внимание на сложностях трудоустройства этой категории бездомных, которые, учитывая еще и возрастное распределение, нуждаются в разработке отдельных подходов по трудоустройству.
Получение жилья бездомными лицами в современной социально-экономической ситуации вообще кажется несбыточной задачей, поэтому переориентация в работе с проблемными категориями бездомных именно на трудоустройство усматривается приоритетным направлением.
Для бывших заключенных, которые еще и пополняют группу бездомных — это попадание в замкнутый круг, в ситуацию двойного исключения из общественной жизни. Работа как возможность преодоления состояния бездомности становится для этой категории невыполнимой задачей. По сути, сегодня эти люди обречены на отторжение обществом.
В Украине до сих пор не существует общегосударственного масштабного проекта по социальной реабилитации людей, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц без определенного места жительства. Этот вопрос остается открытым. На наш взгляд, прежде всего, нужно убедить общество в том, что люди, которые освобождаются из мест лишения свободы и оказываются на улице, это такая же часть общества и именно оно должно быть заинтересовано, чтобы эта часть была качественной и производительной.
Разрабатывая рекомендации по смягчению бездомности среди лиц, вышедших из мест лишения свободы, в первую очередь стоит акцентировать внимание на том, что работа по снижению риска попадания в статус бездомного касается не только периода после заключения, но и гораздо более раннего этапа содержания под стражей.
Так, работу по правильному оформлению соответствующих документов надо начинать еще во время оформления в СИЗО, и меры по сохранению накопленного человеческого капитала должны приниматься в течение всего срока пребывания в пенитенциарном учреждении. По возможности, если это допускают условия заключения и поведение самого заключенного, за некоторое время до освобождения необходимо принимать дополнительные меры по его предварительной социальной адаптации.
Это возможно в разных форматах – в частности, разные артели, где используется труд бывших заключенных. Производство такого рода имеет несколько преимуществ: бывшие заключенные приобретают определенные рабочие навыки; у них появляется возможность заработка; таким производствам легче контактировать с властью (приобретение «положительного» статуса) и тому подобное.
Однако есть здесь и существенные минусы, главный из которых заключается в том, что в данном случае не решается вопрос ресоциализации и возврата к нормальной трудовой деятельности, поскольку это лишь предложение трудоустройства.
Кроме того, не всякое подобное производство способно приносить стабильную и достойную прибыль. Но в целом, в качестве промежуточного решения, препятствующего росту бездомности и социального исключения в бывших заключенных, описанный вариант трудоустройства является достаточно эффективным.
В дальнейшем трудоустройстве, поскольку именно оно является главным условием процесса эффективной социальной реинтеграции и адаптации бездомных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и, учитывая проблемные аспекты трудоустройства данной категории лиц, не способных конкурировать на рынке труда, важным направлением повышения занятости для данной категории является развитие социально-экономических предприятий.
Именно они обеспечивают работой людей, которые в силу сложных жизненных обстоятельств (бездомность, освобождение из мест лишения свободы) не могут трудоустроиться на обычных предприятиях, а полученная прибыль на таких предприятиях направляется на поддержку социально уязвимых людей.
Важно отметить, что ни одна служба сама по себе и, соответственно, ни один специалист сам по себе не может предоставить уязвимому клиенту весь спектр необходимых услуг для решения его проблем. Здесь нужен комплексный подход, то есть организация межведомственного взаимодействия, тщательное планирование, проработка плана вмешательства и контроль над его воплощением в жизнь, ведь сам клиент этот план построить и воплотить в жизнь, как правило, не может.
Таким образом, уязвимому клиенту с множественными проблемами нужна тщательно спланированная, координированная помощь, чтобы он смог достичь положительных изменений и со временем отделиться от помощи социальных служб. Поэтому в качестве основного метода решения проблем бездомных лиц, освободившихся из мест лишения свободы, является социальное сопровождение:
— во-первых, укрепляется позитивная социальная практика клиента: у граждан появляется вера в возможность защиты своих прав; появляются необходимые навыки общения с представителями органов власти;
— во-вторых, происходит улучшение психологического, социального положения и, как следствие, жизненная активность, а в целом и качество жизни клиента, возникает основа для постепенного перехода клиента к самостоятельному решению проблем, без участия специальных служб;
— в-третьих, в процессе социального сопровождения удается получить важную информацию о существующих проблемах, об эффективности работы тех или иных служб, а также нормативно-правовых актов, которые регулируют различные касательные сферы, что позволяет нарабатывать рекомендации для представителей власти.
Поэтому среди важнейших видов нужной социальной помощи для лиц, которые потеряли жилье в результате лишения свободы, целесообразно выделить дальнейшее развитие коммунальных и негосударственных учреждений по оказанию имеющегося перечня традиционных социальных услуг лицам, освобожденным из мест лишения свободы.
Наиболее актуальной деятельностью в указанном направлении сейчас представляется количественное развитие сети помощи освобожденным (значительное увеличение численности учреждений) и совершенствование порядка и, главное, практики взаимодействия этих учреждений с государственными организациями, от которых зависит эффективность помощи – прежде всего, местными подразделениями государственных администраций, систем исполнения наказаний и внутренних дел.
Выводы. Несмотря на ряд, нормативно-правовых актов, направленных на подготовку к освобождению и поддержку лиц, которые отбывали наказание в виде ограничения свободы, проблема бездомности вчерашних узников не является объектом активных действий государства. А отсутствие достоверного мониторинга нарушений прав этой категории бездомных и оценки масштабов этого социального явления не позволяет разработать эффективную комплексную стратегию профилактики бездомности среди заключенных и их реинтеграции.
Многие вопросы, без решения которых невозможно создать полноценную систему противодействия росту бездомности среди бывших заключенных, пока остаются без ответа. Это касается, в частности, ведомственных ограничений и административных барьеров, затрудняющих доступ бездомных к рынку труда, медицинской помощи, образовательных институтов, информации, правовой защиты.
Стоит отметить, что государственная пенитенциарная система в принципе не настроена на действенную помощь тем, кто освобождается, потому что свое главное назначение видит в другом направлении – обеспечить эффективное исполнение наказания.
А мощность других государственных и негосударственных служб и учреждений по предоставлению социальных услуг освобожденным лицам настолько незначительна по сравнению с масштабом явления, что не может обеспечить массового решения самых насущных вопросов.
Продуктивной деятельности по преодолению социального исключения лиц, возвращающихся из мест лишения свободы, в Украине в настоящее время препятствуют следующие факторы:
— декларативность правовых норм, регулирующих поддержку бывших заключенных;
— специальные заведения для бездомных не решают проблемы в связи с короткой срочностью пребывания в них тех, кто нуждается в помощи и жилье;
— негативное отношение руководителей предприятий к приему кадров из числа оставшихся заключенных;
— отсутствие соответствующих экономических стимулов;
— полная или частичная потеря навыков по решению жизненно важных проблем за время пребывания в заключении;
— невозможность решить свои проблемы самостоятельно, поскольку заработанных в учреждениях отбывания наказаний мизерных денег для этого совершенно недостаточно;
— разрыв социально полезных связей и осложненное возникновение новых, в том числе из-за того, что заключенные отбывают срок не в регионе своего проживания;
— практически полное отсутствие связи между учреждениями отбывания наказаний, заключенными и гражданским обществом.
Бездомные лица, потерявшие жилье в результате лишения свободы, больше всего страдают от таких проблем:
— правовая незащищенность – в целевой среде преобладает недостаточная информированность о своих правах/обязанностях, организациях, способствующих реализации их прав, соответственно, неосведомленность, а значит и недоступность помощи извне формирует стереотип неполноценности, второсортности;
— паспортизация — фактически треть освобожденных не получают паспортов в учреждениях исполнения наказаний, что лишает их возможности найти временное жилье, получить регистрацию, устроиться на работу;
— состояние здоровья – режим содержания в учреждениях исполнения наказаний не позволяет сократить заболеваемость туберкулезом, наоборот, здоровье за время заключения существенно ухудшается, заключенные инфицируются новыми опасными для жизни болезнями.
Среди освобожденных туберкулез встречается в 25-30 раз чаще, чем в среднем среди населения страны; на воле большинство больных не получают своевременного обследования и качественного лечения, вследствие чего становятся распространителями опасной болезни, пребывание в состоянии бездомности дополнительно ухудшает ситуацию;
— трудоустройство лица данной категории имеет недостаточный профессиональный уровень, низкую мотивацию к труду, неудовлетворительное состояние здоровья, склонность к неадекватному поведению и нарушению трудовой дисциплины. Поэтому они менее востребованы работодателями, чаще подвержены риску увольнения и дискриминации при приеме на работу.
Одна из главных проблем заключается в том, что эти люди могут ухудшить свое положение, соглашаясь на невостребованные рабочие места, в низкооплачиваемые отрасли промышленности, с небольшими возможностями карьерного роста и тому подобное.
В результате для тех, кто действительно стремится изменить свою жизнь, возникает дополнительный барьер. Преимущества стабильного образа жизни представляются незначительными, поскольку не приводят к реальному возвращению человека в общество, а, наоборот, затягивают его в замкнутый круг низких заработков и маленьких перспектив.
Бездомные лица, которые потеряли жилье в результате лишения свободы, требуют отдельного внимания еще и по той причине, что потенциально в качестве средства существования могут выбрать путь возврата к преступной деятельности.
Многие из бывших узников, которым не повезло наткнуться на очаг социальной помощи, или не охват информацией, других возможностей для обращения за помощью, имеют печальные перспективы: бездомность, нелегальное существование, случайные заработки, рецидив криминала. В этих условиях некоторые видят наиболее приемлемым возвращение в тюрьму.
Все проблемы, с которыми сталкивается исследуемая категория граждан, а также найденные решения стоит фиксировать и анализировать. О выявленных проблемных зонах необходимо уведомлять власти как об инструменте лоббирования внесения системных изменений в организацию работы с бездомными. Реализуя мероприятия комплексно, системно и последовательно можно существенно уменьшить трудности социальной адаптации этой категории граждан Украины.
Автор: А.А. Давидюк, кандидат социологических наук, старший научный сотрудник, зав. отдела по проблемам социальных услуг, Научно-исследовательский институт труда и занятости населения Министерства социальной политики Украины и Национальной академии наук Украины, E-mail: olena.davydyuk@gmail.com
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.