Проблемы реагирования правоохранительных органов на домашнее насилие сквозь призму общественного мнения

Статья посвящена вопросам развития должного ответа правоохранительных органов на вызовы, связанные с проблемой домашнего насилия в Украине. Целью статьи является обоснование целесообразности внедрения социологических инструментов мониторинга и оценки эффективности работы правоохранителей по противодействию и предупреждению насилия в семье.

Представлены результаты специального опроса граждан, подвергшихся домашнему насилию и обращавшихся по этому поводу в полицию. Опрос выполнен при поддержке Фонда народонаселения ООН и инициативы МВД Украины.

По итогам опроса пострадавших, которые обращались в правоохранительные органы, проанализированы основные формы пережитого насилия, категории обидчиков, обстоятельства обращений к правоохранителям и особенности предупредительных мер, которые были применены к нарушителям.

Отдельный фокус исследования связан с оценкой уровня удовлетворенности граждан решениями, которые были приняты полицией на месте происшествия, в контексте рисков повторения насилия, последствий для жизни семьи, ощущения безопасности членов семьи.

Оценка работы правоохранителей охватывала различные аспекты взаимодействия с населением: своевременность и эффективность оказанной помощи, прозрачность и беспристрастность действий правоохранителей, объективность принятого решения и обеспечение надлежащей осведомленности граждан о доступных услугах и процедурах привлечения обидчиков к ответственности.

Обозначены особенности видения гражданами основных проблем, которые могут возникать в случае обращения в правоохранительные органы в связи с домашним насилием, и возможных путей их решения. Среди первоочередных шагов – необходимость применения более строгих мер к обидчикам, усиление информационной работы по вопросам предупреждения насилия и повышение профессионального уровня правоохранителей в контексте обращения с потерпевшими.

Результаты исследования могут быть использованы для разработки государственной политики предотвращения домашнего насилия с целью совершенствования системы социальных услуг, предоставляемых пострадавшим и их семьям.

Ключевые слова: домашнее насилие, общественная полицейская деятельность, мобильные группы полиции по противодействию домашнему насилию, уровень доверия к правоохранительным органам.

Постановка проблемы. Домашнее насилие остается одной из самых острых социальных проблем. От него могут страдать женщины, мужчины и дети. Согласно положений закона Украины «О предотвращении и противодействии домашнему насилию», домашним насилием является «деяние (действия или бездействие) физического, сексуального, психологического или экономического насилия, совершаемые в семье или в пределах места жительства или между родственниками, или между бывшими или нынешними супругами или между другими лицами, которые совместно проживают (проживали) одной семьей, но не состоящих (не состоявших) в родственных отношениях или в браке между собой, независимо от того, проживает (проживало) лицо, совершившее домашнее насилие, в том самом месте, что и пострадавшее лицо, а также угрозы совершения таких деяний».

Несмотря на высокую скрытность домашнего насилия, масштабы проблемы остаются весьма значительными в Украине. В частности, в течение 2016 года в органы Национальной полиции Украины поступило 127,5 тыс. заявлений и сообщений о совершенных правонарушений и других событиях, связанных с насилием в семье (или 2,5% от общего количества зарегистрированных заявлений и сообщений), из них 982 были поданы лично детьми.

В течение года было расследовано 893 уголовных производства по уголовным правонарушениям, совершенным в семейной среде. К административной ответственности по ст. 173-2 КУОАП привлечено 87,6 тыс. человек, из которых 246 – несовершеннолетние.

Домашнее насилие обусловливает значительные медико-демографические потери, что определяются безвозвратными потерями населения, получением тяжелых травм и инвалидностью пострадавших, ухудшением репродуктивного здоровья и вероятностью длительных психологических расстройств у жертв насилия.

Кроме непосредственного вреда для здоровья пострадавших, насилие в семье имеет весомые общественные последствия, которые измеряются экономическими убытками, связанными с нетрудоспособностью пострадавших, стоимостью функционирования системы государственных услуг для жертв насилия и тому подобное.

Не менее важными являются нематериальные убытки, связанные с психологическими последствиями пережитого насилия для детей, которые стали его свидетелями, и их возможного влияния на формирование моделей будущего поведения в собственных семьях. Это определяет высокую актуальность исследований проблематики домашнего насилия в Украине, научного поиска наиболее эффективных механизмов предотвращения насилия и оценки эффективности социальных услуг, предоставляемых пострадавшим.

С целью реализации новых форм и методов работы  реагирования на случаи домашнего насилия, в территориальных органах полиции Дарницкого управления полиции Главного управления Национальной полиции в г. Киеве, Малиновского отдела полиции Главного управления Национальной полиции в Одесской области и Северодонецкого отдела полиции Главного управления Национальной полиции в Луганской области был внедрен пилотный проект по созданию мобильных групп реагирования на сообщения о совершении насилия в семье.

В состав групп входят работники превенции, а именно – участковые офицеры полиции, работники ювенальной превенции, следователи уголовного розыска и экипаж патрульной полиции удаленно.

Специальные подразделения полиции под названием «Полина» заработали в июне 2017 года, и за первый месяц после старта проекта правоохранители получили 376 обращений, которые завершились составлением 115 административных протоколов и открытием четырех уголовных производств.

По состоянию на 01.11.2017 г. в территориальные подразделения полиции в пилотных районах поступило уже 1 451 обращение, по поводу которых совершено 1 411 выездов мобильных групп, из них 91 выезд – совместно с работниками социальных служб. На месте происшествия принято 483 решения, 473 человека признаны потерпевшими от насилия в семье.

Внедрение новейших форм и методов борьбы с домашним насилием требует разработки соответствующей системы оценки их результатов. Кроме объективных показателей работы правоохранительных органов, отображаемых административной (ведомственной) статистикой, важным индикатором эффективности работы полиции являются результаты субъективных оценок населения.

Подобное углубление сотрудничества с активными гражданами соответствует основополагающим принципам стратегии community policing, направленной на развитие партнерства с местными общинами в обеспечении общественной безопасности. Самым распространенным методом сбора такой информации остаются социологические опросы, которые позволяют оценить уровень доверия населения к правоохранительным органам, удовлетворенность граждан полученными услугами или доступность соответствующих служб на местах.

Анализ предыдущих исследований. Проблемы насилия в семье исследовали отечественные специалисты в области психологии, педагогики, криминологии, административного и уголовного права. Это А. Ковалева (O. Kovalyova); Н. Анищук (N. Anischuk), K. Левченко (К. Levchenko), Г. Христова (G. Khrystova), В. Бондаровская (V. Bondarovska) и О. Кочемировская (O. Kochemyrovska).

Задачи этих исследований заключались в разработке комплексных рекомендаций по совершенствованию законодательной среды и усилению мер государственной политики по противодействию домашнего насилия.

Оценка уровня распространенности насилия, определение его причин и последствий достаточно давно находятся в фокусе социальных исследований. Так, первые национальные оценки распространения насилия в отношении женщин были выполнены в рамках Медико-демографического обследования Украины (МДОУ–2007), программа которого содержала специальный модуль «Насилие в семье» с вопросами относительно личного опыта домашнего насилия.

В 2014 году осуществлено репрезентативное обследование населения по вопросам насилия в отношении женщин и девушек, которое основывалось на том же тематическом модуле МДОУ–2007.

Результаты этих обследований позволяют в определенной степени оценить уровень распространения гендерного обусловленного насилия и лучше понять его природу, причины и последствия.

Особенности общественного мнения в отношении насилия в семье исследовали и в рамках мульти индикаторного кластерного обследования в 2012 году (MICS). Некоторые вопросы, связанные с проявлениями домашнего насилия в отношении пожилых лиц, были рассмотрены в программе социологического опроса «Пожилые женщины и мужчины: качество жизни и социальное благосостояние» (2013).

Вопросы эффективности функционирования учреждений, оказывающих услуги пострадавшим женщинам, исследованы в Отчете по результатам мониторинга специальных заведений для женщин, пострадавших от домашнего насилия (2012)  и в рамках социологического исследования «Доступность социальных услуг женщинам, пострадавшим от насилия».

Становление новых вызовов в сфере гендерного обусловленного насилия в связи с развитием вооруженного конфликта на востоке Украины обусловило потребность в новом исследовании различных форм насилия в отношении женщин на территориях, пострадавших от конфликта.

Наконец, в 2017 году реализована первая в стране комплексная оценка экономической стоимости последствий насилия в отношении женщин, в рамках которой рассчитаны суммарные экономические потери от домашнего насилия и оценен личный ущерб пострадавших женщин.

Вместе с тем, многочисленные аспекты взаимодействия граждан, пострадавших от домашнего насилия, и правоохранителей остаются вне возможностей системного мониторинга.

Неполнота информации, характеризующей проблемы, с которыми они могут сталкиваться во время обращения в правоохранительные органы, ограничивает разработку эффективных инструментов противодействия домашнему насилию, которые отвечали бы реальным потребностям потерпевших, обеспечивали адекватное наказание обидчиков и способствовали предупреждению рисков повторения насилия.

Это обусловливает необходимость поиска новых научных подходов к сбору и обобщению информации, что должны основываться на лучших международных стандартах и учитывать национальные особенности развития.

Целью данной статьи является начало экспертного обсуждения актуальных проблем, существующих в сфере реагирования правоохранительных органов на случаи домашнего насилия. С этой целью был проведен специальный опрос граждан, подвергшихся насилию в семье и обращавшихся за помощью в правоохранительные органы.

Исследование субъективных оценок, предоставленных гражданами работе специальных подразделений национальной полиции по противодействию домашнему насилию, выполнено при поддержке Фонда ООН в области народонаселения (UNFPA) по инициативе Министерства внутренних дел Украины.

Научная новизна данного исследования заключается в обосновании и апробации новых методологических подходов к оценке эффективности работы правоохранительных органов, основанных на использовании социологических методов исследования.

Использование новых показателей мониторинга и оценки позволит не только повысить эффективность реагирования на домашнее насилие и усилить уровень безопасности граждан, но и повысить уровень доверия населения к правоохранительным органам. А также улучшить межсекторальное взаимодействие между службами, привлеченными к противодействию насилию, и способствовать развитию гендерной чувствительности правоохранителей в контексте их непредвзятого отношения к проблеме домашнего насилия.

Социально-демографические характеристики респондентов. Целевая группа опроса была представлена гражданами, которые обращались в правоохранительные органы в связи с домашним насилием в течение января–октября 2017 года.

Методом индивидуального интервью в пилотных регионах, где работают мобильные группы полиции по противодействию домашнему насилию «Полина», было опрошено 349 респондентов. Их рекрутинг осуществлялся при участии правоохранителей, работников социальных служб и общественных организаций, оказывающих помощь пострадавшим от насилия.

Подавляющее большинство опрошенных граждан, которые обращались к правоохранителям по поводу домашнего насилия, были женщины, однако мужчины составили почти пятую часть всех респондентов. Основная часть опрошенных принадлежали к наиболее активному репродуктивному возрасту (20-39 лет), вместе с тем в выборочной совокупности были представлены и старшие возрастные группы (17% респондентов старше 50 лет), а также несколько лиц в возрасте до 20 лет.

Более половины опрошенных граждан, которые пережили домашнее насилие, состояли в официальном или незарегистрированном браке, почти половина из них имели детей в возрасте до 18 лет. Подавляющее большинство респондентов имели высшее образование, более 60% из них были заняты на рынке труда. Вместе с тем, в выборочную совокупность попали и другие категории граждан, – безработные, пенсионеры, лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и тому подобное.

Около трети респондентов подтвердили принадлежность к определенной уязвимой категории населения, в том числе внутренне перемещенных лиц (18%), семей в сложных жизненных обстоятельствах, которые состоят на учете социальных служб (14%), многодетных семей и людей с инвалидностью (10%).

Основные результаты исследования. Как показали результаты опроса, домашнее насилие может превращаться в системную проблему для потерпевших, поскольку более трети респондентов отметили, что им и раньше приходилось обращаться в полицию по этому поводу.

Уровень повторных обращений по поводу насилия в семье остается достаточно высоким: каждый пятый респондент обращался к правоохранителям с этой проблемой, по крайней мере, несколько раз, а 3% опрошенных сообщили, что они постоянно сталкиваются с проявлениями насилия в собственной семье.

Наиболее распространенной причиной обращений в полицию по поводу домашнего насилия является нанесение физических повреждений различной степени. В частности, половина респондентов сообщили, что основной причиной их обращения было именно физическое насилие. Треть пострадавших обращались в полицию по поводу эмоционального насилия в семье, что выражалось в форме ссор, угроз, шантажа или контроля.

Каждый седьмой респондент обращался к правоохранителям в связи с совершением экономического насилия, когда члены семьи отбирали у него имущество или деньги, лишали средств существования. Лишь 3% опрошенных граждан отметили, что они обращались в полицию по поводу совершения сексуального насилия в семье.

 Более половины обращений потерпевших в полицию были связаны с действиями теперешних или бывших супругов. Это подтверждает большую гендерную обусловленность домашнего насилия, в результате которой наиболее распространенным остается насилие со стороны интимного партнера. Абсолютное большинство среди пострадавших этой категории составляют женщины (91% респондентов), более половины их обращений связаны с проявлениями физического насилия.

Привлекает внимание и заметная роль поколенного насилия в семьях, поскольку каждый девятый респондент обращался в полицию по поводу насильственных действий со стороны собственных детей или внуков. Эта категория пострадавших преимущественно представлена пожилыми людьми: половина респондентов, которые сталкивались с насилием со стороны детей, принадлежали к возрастной группе старше 60 лет. Их обращения также в основном связываются с физическим насилием; эмоциональное насилие выступало причиной обращения лишь в трети случаев.

Около 8% респондентов обращались в полицию в результате насилия со стороны собственных родителей; основной формой насилия в этом случае было эмоциональное.

Привлекает внимание, что в этой группе пострадавших растет доля мужчин (почти 40%), а основная часть жертв в возрасте 20-29 лет. Четверть потерпевших отметили, что свидетелями тех насильственных ситуаций, которые им пришлось пережить, были несовершеннолетние дети, а несколько процентов респондентов отметили, что дети также пострадали на месте происшествия.

Среди других групп обидчиков респонденты отмечали такие категории родственников, как собственные братья/сестры, родители супругов, отчимы и даже сожители дочерей.

Учитывая высокую скрытность домашнего насилия, значительный интерес представляет исследование причин, которые определяют нежелание потерпевших привлекать обидчиков к ответственности, и обстоятельства обращений в полицию.

Как показали результаты опроса, обращения в полицию по поводу насилия в семье в основном поступают от самих потерпевших (69% обращений), 16% обращений инициировали посторонние лица, которые были свидетелями насилия, в том числе соседи, знакомые, случайные свидетели произошедшего, представители организаций, работающих с жертвами насилия, или местных органов власти.

Лишь 13% граждан, которые контактировали с правоохранителями, сообщили, что обращение в полицию поступило от их родственников или других членов семьи, 2% респондентов отметили, что обращения были инициированы самими обидчиками.

Не меньший интерес представляет и информация о способе обращения в полицию в связи с домашним насилием. Данные опроса показали, что две трети пострадавших обращались на экстренные телефонные номера (102, 112, другие местные номера), поскольку нуждались в срочной помощи полиции. Каждый шестой респондент звонил в районное отделение полиции или участковому инспектору, 13% пострадавших лично посещали отделение полиции, чтобы пожаловаться на обидчиков.

Несколько процентов опрошенных обращались за помощью к правоохранителям в индивидуальном порядке (через знакомых, при встрече на улице); незначительное количество обращений поступило от ответственных работников социальных служб/ общественных организаций, работающих с пострадавшими от насилия.

В соответствии с действующим законодательством, по итогам обращения пострадавших от домашнего насилия правоохранители могут принимать решения о различных мерах предосторожности к нарушителю на месте происшествия. Основная часть респондентов сообщили, что по итогам их обращения была проведена профилактическая беседа с обидчиком, а также составлен административный протокол по факту правонарушения (40% респондентов).

В основном эти решения применялись в случаях физического и эмоционального насилия в семье. Вынесением официального предупреждения нарушителю завершилось лишь каждое десятое обращение опрошенных потерпевших, в то время как о задержании нарушителей, составлении защитных предписаний и возбуждении уголовных производств (за совершение физического насилия, что привело к физическим повреждениям) сообщили лишь несколько респондентов данного опроса.

Две трети граждан, которые обращались в полицию по поводу домашнего насилия, оказались в основном довольны решением правоохранителей, при этом 37% из них были полностью довольны результатом обращения.

Вместе с тем, тот факт, что каждый десятый пострадавший был полностью недоволен результатом обращения, должен привлечь внимание специалистов, которые отвечают за мониторинг и оценку работы правоохранительных органов, и стимулировать применение более эффективных мер к обидчикам.

Основная причина недовольства граждан решением, которое было принято полицией по итогам обращения (более 40% недовольных респондентов), связана с тем, что избранная мера не способствует решению проблемы насилия в их семьях. Также, по мнению трети опрошенных, наказание обидчиков является недостаточным и не защищает их от повторения подобных ситуаций в будущем.

Значительно меньше респондентов выразили недовольство тем, что принятое решение может иметь негативные последствия для их семей. Или привести к нежелательной огласке обстоятельств произошедшего случая.

Другим аспектом, сдерживающим эффективность мер предосторожности в отношении обидчиков, является нежелание жертв подавать на них заявления в правоохранительные органы или распространение случаев, когда потерпевшие забирают свои заявления в течение непродолжительного времени.

Действительно, по результатам опроса, официальные заявления на обидчиков сразу на месте происшествия или в отделении полиции написали меньше половины пострадавших граждан. Остальные не подавали заявления на нарушителей, при этом 5% респондентов проинформировали, что подготовленные ими заявления не были зарегистрированы в полиции.

Среди причин, по которым заявления не были должным образом зарегистрированы, потерпевшие называли отсутствие у них времени на прохождение сложных административных формальностей или отсутствие у них на руках необходимых документов (например, паспорта). Вместе с тем, девять респондентов сообщили, что им отказали в регистрации заявления, сославшись на необоснованность обвинений или отсутствие состава преступления, а пять опрошенных отметили, что правоохранители отказали им в регистрации заявления без объяснения причин отказа.

Те же потерпевшие, которые сознательно не подавали заявления на своих обидчиков, ссылаются на личные причины этого шага (например, нежелание широкой огласки события, стремление сохранить семью или же опасения негативного влияния на детей) и исчерпание конфликта, в связи, с чем дальнейшие шаги были нецелесообразными.

Каждый шестой респондент сообщил, что подавать официальное заявление его отговорил сам обидчик или другие родственники и знакомые. В развернутых ответах потерпевшие также отмечали такие причины, как страх перед обидчиком, отсутствие времени и незнание процедурных моментов привлечения нарушителей к ответственности: «я даже не знала, что это можно сделать, а полиция мне не предложила» (женщина, 49 лет).

Не менее важным вопросом превентивных мер в сфере противодействия домашнему насилию является развитие межсекторного взаимодействия различных служб и поставщиков услуг, привлеченных к поддержке пострадавших.

Информирование граждан о возможностях получения социальных услуг, помощи психолога и функционирования специальных кризисных центров должна быть неотъемлемой составляющей работы правоохранителей, особенно специальных подразделений по противодействию домашнему насилию.

К сожалению, уровень обращения граждан по специализированным услугам для жертв домашнего насилия остается достаточно низким: лишь половина респондентов, которые контактировали с полицией по этому поводу, обращались также и в социальные службы, способные предоставить профессиональные, информационные, консультативные, реабилитационные услуги.

Еще менее распространенными оказались обращения к психологам (каждый пятый респондент) и в общественные организации, оказывающие разноплановую поддержку жертвам домашнего насилия (каждый десятый респондент).

Единичные граждане вспоминали об обращении на горячие информационные линии, получение информации в Интернет-ресурсах и социальных сетях, или обращение в местные органы власти.

С целью оценки уровня удовлетворенности граждан результатами взаимодействия с правоохранительными органами были использованы балльные оценки (по шкале от 1 до 5 баллов), которые позволили оценить уровень удовлетворенности пострадавших от домашнего насилия предоставленными услугами.

Процесс оценивания предусматривал охват различных аспектов работы правоохранительных органов, от которых зависит уровень доверия населения: своевременность и эффективность оказанной помощи, прозрачность и беспристрастность действий правоохранителей, объективность принятого решения и обеспечение надлежащей осведомленности граждан.

Согласно результатам опроса в исследуемых регионах, пострадавшие от домашнего насилия оценили уровень удовлетворенности результатами взаимодействия с правоохранителями в среднем в 3,7 балла по шкале от 1 до 5 баллов (где 1 – полностью неудовлетворен, 5 – полностью удовлетворен).

В разрезе отдельных аспектов взаимодействия, самые высокие оценки получили беспристрастность правоохранителей, которая измерялась уровнем их толерантности и уважения ко всем участникам события (3,9 балла), и своевременность оказанной помощи, то есть скорость реагирования на обращение (3,8 балла).

Несколько ниже оказались оценки прозрачности действий правоохранителей (3,7 балла) и эффективности оказанной помощи (3,7 балла), которые рассмотрены сквозь призму серьезности восприятия причин обращения и надлежащего выяснения всех обстоятельств происшествия.

Уровень информирования участников происшествия об их правах, возможностях и доступности специализированных услуг для потерпевших (кризисные центры, социальные услуги, юридическая поддержка и т. п.) граждане оценили в 3,6 балла из пяти возможных.

Меньше всего пострадавшие были удовлетворены объективностью решения, принятого правоохранителями по итогам обращения (соответственно 3,3 балла).

Об эффективности работы правоохранителей будет свидетельствовать и положительная динамика ощущения безопасности пострадавших после обращения в полицию. К сожалению, лишь около четверти опрошенных подтвердили, что они чувствовали себя намного безопаснее после обращения.

В то же время, хотя 44% пострадавших отметили, что чувствуют себя сравнительно безопаснее, они высказывали опасения относительно возможности повторения насилия в будущем. Обращается внимание, что 17% опрошенных не чувствовали себя ни чуть безопаснее после обращения в полицию, а каждый десятый из них считал, что обращение никоим образом не повлияло на его ощущение личной безопасности.

К положительным последствиям обращения в правоохранительные органы следует отнести и повышение осведомленности потерпевших относительно стратегий поведения в случае повторения домашнего насилия и источников поиска помощи. Две трети опрошенных граждан отметили, что на момент опроса они четко знали, как себя вести и куда можно обратиться за помощью, еще 30% респондентов были осведомлены, где можно получить необходимую информацию в случае необходимости.

Только 5% опрошенных (как женщины, так и мужчины всех возрастов), сообщили, что они не знают, как вести себя в случае повторения насилия, и где следует искать нужную информацию.

Наконец, опрос граждан дает возможность узнать об их видении конкретных проблем в работе правоохранительных органов, с которыми они могли сталкиваться, и пути их преодоления. Хотя треть респондентов данного исследования сообщили, что они не видят никаких проблем в работе правоохранителей, остальные оказались довольно активными в формировании предложений.

Так, 38% опрошенных убеждены в необходимости применения более строгих мер к обидчикам, каждый пятый отметил необходимость в усилении планирования безопасности потерпевших, разъяснении возможностей привлечения обидчиков к ответственности и информировании относительно организаций, которые предоставляют специализированные услуги.

Респонденты были обеспокоены и нехваткой уважения и эмпатии со стороны правоохранителей (16% опрошенных), а также возможностью огласки персональной информации по всем обстоятельствам происшествия (10% пострадавших).

Предоставляя свои предложения по совершенствованию работы правоохранителей, опрошенные граждане отмечали целесообразность введения специальных механизмов изъятия обидчиков из семьи, что должны изменить подходы предоставления временного безопасного жилья пострадавшим. Они также привлекали внимание к важности быстрого реагирования полиции на обращения граждан по поводу домашнего насилия, поскольку именно от этого во многих случаях может зависеть жизнь человека (женщина, 34 года).

Выводы и рекомендации. Современный прогресс в сфере противодействия домашнему насилию в Украине связывается не только с совершенствованием национального законодательства и его постепенным приведением в соответствие с международными стандартами, но и широкой информационно-просветительской работой, которая призвана способствовать повышению осведомленности населения.

В частности, рост количества обращений граждан на Национальную «горячую» линию по предупреждению домашнего насилия, торговли людьми и гендерной дискриминации демонстрирует преодоление общественных установок на замалчивание подобных случаев и восприятия их как нормальной модели поведения в семье.

Следствием разъяснительной работы с населением является и рост числа сообщений о случаях домашнего насилия в правоохранительные органы, что свидетельствует о постепенном повышении уровня доверия граждан к полиции.

Вместе с тем, статистика обращений граждан в правоохранительные органы не позволяет оценить эффективность работы правоохранителей по противодействию и предупреждению домашнего насилия, очертить проблемные вопросы взаимодействия, исследовать общий уровень удовлетворения граждан результатами взаимодействия.

С этой целью в международной практике применяются социологические опросы, которые являются не только инструментом оценки уровня доверия населения к полиции, но и каналом «обратной связи» с представителями местных общин.

Результаты опроса граждан, которые обращались в правоохранительные органы в связи с домашним насилием, дали возможность уточнить самые распространенные формы домашнего насилия, «профили» уязвимости потерпевших и особенности их обращения за помощью. В то же время, был очерчен ряд проблемных вопросов в работе полиции и возможные пути их решения.

Наибольшей поддержкой опрошенных лиц пользовались идеи применения более строгих мер к нарушителям, которые совершают домашнее насилие, и разъяснение потерпевшим их прав и возможностей привлечения обидчиков к ответственности.

Важно, что значительная часть респондентов, также считает, что правоохранителям пока не хватает эмпатии и толерантного отношения к пострадавшим от домашнего насилия. Это обуславливает необходимость разработки и широкого внедрения специальных  программ тренинга для работников правоохранительных органов, способствующих повышению их гендерной чувствительности, наработки основ этического общения с лицами, пережившими домашнее насилие.

Автор: А.В. Герасименко, кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Институт демографии и социальных исследований им. М.В. Птухи Национальной академии наук Украины, Е-mail: geranna@ukr.net

Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий