Постановка проблемы. Формирование психологической готовности выпускников школы к осознанному выбору профессии, учебного заведения, к труду стало ныне не только острой необходимостью, но и многогранным и сложным процессом. От него в значительной степени зависит возможность самореализации, психологический комфорт, статус в обществе, удовлетворенность трудом, материальное благосостояние.
Главной проблемой профессионального самоопределения является то, что выбор профессии современными старшеклассниками обусловлен не только внутренними объективными факторами, но и затруднен внешними, на которые человек не может влиять.
Необходима систематическая, последовательная и долговременная работа, особенно в условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. обеспечить эффективность этого процесса может, прежде всего, четко поставленная профессиональная ориентационная работа, учитывающая влияние разнообразных факторов на выбор молодым человеком профессии.
Анализ последних исследований. Над проблемой подготовки молодежи к профессиональному самоопределению работало и работает много исследователей. Так, психолого-педагогическим и социально-экономическим основам подготовки молодежи к выбору профессии посвятили труды К. Бондарчук, В. Гладкова, М. Захаров, Е. Климов, Г. Костюк, Е. Либанова, Ю. Маршавин, И. Назимов, К. Платонов, М. Пряжников, В. Пухлий, В. Рыжков, В. Савченко, В. Симоненко, С. Чистякова, Б. Федоришин, В. Ядов и другие.
Следовательно, фактически каждый из аспектов профессионального самоопределения был освещен в научной литературе. Однако высокий уровень безработицы среди молодежи и текучесть кадров, большое количество людей, недовольных своей специальностью, свидетельствуют о том, что вопрос выбора профессии молодежью нельзя считать решенным. Кроме того, опыт предшественников требует переосмысления и оценки с позиции задач настоящего.
Целью работы является анализ современных проблем профессионального самоопределения через оценку состояния системы профориентации молодежи Донецкой области, с учетом влияния финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., определение проблем профессионально ориентационной работы и разработка направлений ее совершенствования.
Изложение основного материала. Процесс профессионального самоопределения сложен и во многом противоречив. С одной стороны, он должен учитывать интересы, наклонности, способности личности, а с другой – потребности общества в работниках и специалистах определенных сфер профессиональной деятельности. Следовательно, на профессиональное самоопределение влияют интересы личности и потребности общества.
Обеспечить их взаимодействие, сочетание интересов призвана профессиональная ориентация.
Чтобы раскрыть сущность указанных процессов, необходимо разграничить понятия «профессиональное самоопределение» и «профессиональная ориентация».
На основе анализа по определению сущности профессионального самоопределения предлагаем авторский подход к трактовке изучаемого понятия.
В общем, считаем, что профессиональное самоопределение — долговременный процесс, начинающийся со старшего дошкольного возраста и продолжающийся до окончательного выбора профессии, направленный на изучение личностью собственных способностей, предпочтений, профессионально важных качеств, сопоставление их с профессиями с целью выбора конкретного вида профессиональной деятельности, с учетом факторов, влияющих на процесс самоопределения (внутренних и внешних).
С экономической точки зрения, профессиональное самоопределение следует понимать как выбор и участие лица в конкретном виде профессиональной деятельности, которая будет учитывать его наклонности, навыки и способности, обеспечивать развитие данного лица, его рациональное трудоустройство, эффективность труда и доходы.
А стране поможет наладить эффективную взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, что сократит дисбаланс на рынке труда, будет способствовать росту валового национального продукта и конкурентоспособности экономики.
Профориентацию или профессиональную ориентационную работу целесообразно определить как комплексную научно обоснованную систему средств социально-экономического, информационного, психолого-педагогического воздействия на человека с целью помощи ему в своевременном, сознательном, обоснованном профессиональном выборе с учетом способностей, интересов и потребностей экономики в кадрах.
Сегодня главной проблемой на рынке труда страны является дефицит квалифицированной рабочей силы, а именно – рабочих, практически во всех отраслях экономики, а также проблема количественного и качественного дисбаланса между спросом и предложением на рабочую силу.
Это свидетельствует о несовершенстве системы профориентации населения, которая должна способствовать сознательному профессиональному выбору, информировать молодежь о существующем мире профессий и потребностях рынка труда.
Это является главной причиной того, что молодые люди все чаще становятся безработными из-за недостатка соответствующих вакансий, отсутствия опыта работы, недостаточности рабочих мест, отвечающих запросам молодежи, как по содержанию работы, так и по уровню заработной платы, ошибочного выбора профессий, не имеющих спроса на рынке труда.
Важное значение приобретает профессиональная ориентация молодежи, которую осуществляют центры занятости и отдельные учебные заведения на всех этапах обучения. Для определения современных тенденций, присущих системе профориентации, следует сконцентрировать внимание на информации, которая характеризует уровень охвата молодежи Донецкой области профессиональными ориентационными услугами.
Так, результатом профессиональной информационной работы центров занятости среди молодежи в 2010 году стал охват профессиональными ориентационными услугами 58,3 тыс. человек, обучающихся в учебных заведениях разных типов, что на 9,3 тыс. человек больше, чем в 2009 г. и на 3,3 тыс. человек меньше, чем в 2008 году.
Профессионально ориентационными услугами в 2008 г. в Донецкой области было охвачено 56,5 тыс. выпускников школ (что на 13% больше, чем в 2007 г.), из которых 48% получили индивидуальные профессиональные консультации специалистов службы занятости. В 2007 году профессионально ориентационными услугами было охвачено 49,9 тыс. выпускников школ, из которых 41% получили индивидуальные профессиональные консультации специалистов службы занятости.
Анализ организации профессионально ориентационной работы среди молодежи в Донецкой области свидетельствует, что среди лиц, охваченных профессионально ориентационными услугами, наибольшая доля незанятой молодежи в возрасте до 35 лет и лиц, обучающихся в учебных заведениях разных типов.
И это указывает на то, что наибольшее внимание при проведении современной профессионально ориентационной работы уделяется уменьшению уровня безработицы и повышению уровня информированности учащихся о мире профессий и соответствии содержания профессиональной деятельности запросам и потребностям молодежи.
Также можно сделать вывод о преимущественно профессионально информационном и профессионально консультационном характере существующей системы профориентации.
Из анализа данных по организации профессионально ориентационной работы среди молодежи в Донецкой области, за период с 2006 года по октябрь 2010 года можно сделать вывод, что самая эффективная профориентация среди школьной молодежи проводилась в 2008 г. (56,5 тыс. выпускников). А в 2009 г. наблюдалось резкое сокращение уровня охвата учащихся профессиональными ориентационными услугами (43,4 тыс. выпускников).
Стоит подчеркнуть, что полученный результат, свидетельствующий о сокращении численности лиц, охваченных профессионально ориентационными услугами, и непосредственно количества указанных услуг, обусловлен, прежде всего, основными проблемами профориентации.
А именно: снижением численности лиц, обращающихся за помощью в центры занятости (что может свидетельствовать о низком уровне доверия и о сокращении численности учащейся молодежи); отсутствием налаженного плодотворного сотрудничества центров занятости с общеобразовательными учебными заведениями.
А также несовершенством организационной, нормативно-методической и материально-технической структуры профессионально ориентационной системы, технического и финансового обеспечения профориентации. Но показатели за 2010 год свидетельствуют об улучшении состояния профессиональной ориентации молодежи и постепенном преодолении негативных тенденций в организации профессионально ориентационной работы.
Важным аспектом в профессиональной ориентации является проведение профессионально ориентационных мероприятий среди молодежи.
Так, в течение 2009-2010 гг. Донецкий областной центр занятости и управления образования и науки Донецкой областной государственной администрации проводили ярмарки вакансий для молодежи, дни открытых дверей учебных заведений, профессионально графические экскурсии на предприятия, организовывали встречи с работодателями и успешными предпринимателями, Героями и ветеранами труда.
Введено проведение внеклассных мероприятий: уроки выбора профессий, профессиональные графические встречи, уроки реальной трудовой жизни, Дни карьеры, профессионально ориентационные семинары, ярмарки профессий и услуг службы занятости, информационные дни, Дни открытых дверей центров занятости для выпускников школ, презентации курсов обучения, профессионально ориентационные беседы, семинары, родительские собрания и другие.
Анализ проведения профессионально ориентационных мероприятий с выпускниками общеобразовательных школ в течение 2006-2009 гг. показал сокращение количества мероприятий, направленных на помощь молодежи в выборе профессии.
Такая тенденция обусловлена уменьшением количества форм и методов профессионально ориентационной работы с учащимися, которая часто сводится к эпизодическим беседам; отсутствием помощи учебных заведений в проведении профориентации (ликвидированы кабинеты профессионально ориентационной работы, в школах отсутствуют должности профконсультанта).
На основе проведенного анализа можно прийти к выводу, что в указанный период существенно уменьшилось количество проведенных информационных дней в школе, что, в частности, в дальнейшем негативно скажется на уровне знаний учащихся о востребованных профессиях на рынке труда, возможности сопоставления своих навыков и способностей с потребностями определенных профессий.
Следовательно, целесообразно увеличить количество уроков выбора профессии, что будет способствовать профессиональному самоопределению молодежи; профессионально графических встреч, что поможет ученикам узнать больше о мире профессий и определиться с видом будущей профессиональной деятельности; ярмарками профессий, где молодежь ориентируется на то, какие профессии пользуются спросом на рынке труда региона.
Что же касается численности учащихся общеобразовательных школ, охваченных профессионально ориентационными мероприятиями в течение 2006-2009 гг., то анализ выявил, что больше всего выпускников охвачено таким профессионально ориентационным мероприятием, как ярмарка профессий и услуг службы занятости для выпускников школ.
Следует отметить, что в 2009 г. наблюдается значительное уменьшение количества лиц, охваченных профессионально ориентационными услугами. Эта тенденция обусловлена, прежде всего, уменьшением численности лиц, обращающихся в центр занятости, что объясняется снижением демографических показателей и уровня доверия к профессионально ориентационной системе.
А также недостаточной численностью специалистов по профориентации, которые могут помочь молодежи в решении проблем профессионального самоопределения; снижением уровня в финансировании системы службы занятости из-за углубления социально-экономического кризиса.
Специалисты по профориентации Донецкой областной службы занятости систематически проводят не только разнообразные групповые профессионально ориентационные мероприятия для учащихся, но и введенные в практику профессиональной ориентационной работы мероприятия с родителями учащихся, индивидуальные консультации родителей с детьми-выпускниками.
В период с 2006 г. по 2008 г. наблюдалось постепенное повышение количества мероприятий с учениками, родителями и работниками образования (с 841 до 2026 мероприятий), а в 2009 г. – их резкое сокращение (до 994 мероприятий).
Проанализированные данные свидетельствуют о несовершенстве профессионально ориентационной работы из-за того, что большинство из вышеупомянутых мероприятий имеет профессионально информационный характер. При работе со школьниками почти отсутствуют профессиональные консультационные мероприятия.
Например, в течение I полугодия 2010 г. профессионально ориентационными услугами было охвачено 43,0 тыс. выпускников школ, из которых лишь 20,4 тыс. человек (47,4%) получили индивидуальные профессиональные консультации специалистов службы занятости.
Однако для того, чтобы профессионально ориентационная работа с молодежью была эффективной, ее необходимо проводить систематизировано и поэтапно, прежде всего, в общеобразовательных школах, где в течение учебного года должен предусматриваться постепенный переход учащихся от мероприятий с общим профессионально информационным направлением к психологически-диагностической и прогнозирующей профессиональной консультации, то есть к постепенной индивидуализации работы.
Комплексное исследование современного состояния профессионального самоопределения через оценку профессионально ориентационной работы среди молодежи Донецкой области выявило такие проблемы, которые стали особенно актуальными в условиях преодоления кризисных явлений.
Это низкая информированность школьников о мире профессий, неподготовленность к самостоятельному поиску и получению ими необходимой профессиональной информации, ученики не знакомы с профессиональными граммами, системой классификации типов профессий, с условиями правильного выбора будущей профессии; наблюдается уменьшение численности лиц, обращающихся в центр занятости.
А также стихийность, единичность, формализм в осуществлении профессионально ориентационной работы в учебных заведениях; несовершенство взаимосвязей с учебными заведениями различных форм собственности для осуществления на их базе профессионально ориентационной работы; отсутствие надлежащей собственной материальной базы службы занятости для обеспечения дифференцированного подхода к предоставлению профессионально ориентационных услуг.
Отсутствие единой научной системы профессионально ориентационной работы в учебных заведениях, современной научно-методической литературы по этой проблеме из-за устаревших подходов в организации профориентации и слабой материально-технической базы; отсутствие педагогических высших учебных заведений, которые готовили бы специалистов – профессиональных ориентологов; несовершенство организационной структуры управления профессионально ориентационной работой.
С целью решения указанных проблем необходимо разработать направления совершенствования профессионально ориентационной работы в условиях преодоления негативных последствий финансово-экономического кризиса. Например: внедрение новых профессионально ориентационных методов и форм ознакомления с миром профессий, конъюнктурой рынка труда предприятиями и организациями, учебными заведениями, перспективами развития профессий.
Предоставление профессиональной консультации по выбору или изменению профессии с учетом индивидуальных особенностей, способностей, состояния здоровья ученика и потребностей рынка труда в кадрах; формирование профессиональных интересов и способностей; расширение взаимосвязей с учебными заведениями; увеличение штатной численности специалистов по профессиональной ориентации.
А также повышение уровня финансирования профессионально ориентационной работы; внедрение эффективных и действенных программ профессиональной ориентации и совершенствование существующих по устранению негативных кризисных явлений в сфере профориентации на близкую и дальнюю перспективы; улучшение материально-технической базы в центрах занятости и учебных заведениях.
Для совершенствования системы профессиональной ориентации необходимо: наладить эффективную взаимосвязь между рынком труда и рынком образовательных услуг, что сократит дисбаланс на рынке труда; создать справочник наиболее востребованных профессий, который будет содержать описание этих профессий (профессиональные граммы) и информацию по их поиску; сформировать действенный механизм предоставления информации о современном состоянии рынка труда.
Создать необходимые правовые, организационные, технические и информационно-методические предпосылки для профессиональной самореализации молодежи; в рамках расширения взаимосвязей с учебными заведениями разработать систему профессионально ориентационных мероприятий с учащимися общеобразовательных школ путем внедрения профессионально ориентационных классных часов, бесед, профессионально ориентационных конференций.
Обеспечить выполнение задач региональной и местных программ занятости населения, сосредоточив внимание на повышении качества и результативности предоставления профессионально ориентационных услуг молодежи с учетом негативных социальных последствий экономического кризиса.
Выводы. Таким образом, решение вышеупомянутых проблем и внедрение названных направлений совершенствования профессионально ориентационной работы среди молодежи Донецкой области позволит улучшить процесс профессионального самоопределения молодежи, реформировать систему профессиональной ориентации и регулировать ситуацию на рынке труда.
Динамичность и неоднозначность современных процессов в профессионально ориентационной работе обусловливает необходимость решения вопросов финансирования системы профориентации, внедрения системы оценки ее эффективности и определения критериев для исследования качества профессионально ориентационной работы, что нужно для разработки научно обоснованных предложений по улучшению уровня предоставления профессионально ориентационных услуг.
Учитывая полученные результаты, в дальнейшем целесообразно сформировать графическую и экономико-математическую модели проведения профессионально ориентационной работы в учебных заведениях и центрах занятости, разработать методологию интегрального оценивания качества профессионально ориентационных услуг и механизм внедрения и развития действенной системы профориентации.
Автор: Н.С. Якимова, аспирантка, Донецкий национальный университет
Источник: Журнал «Демография и социальная экономика»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.