07.11.2019 – В Украине в ближайшие два года ожидается продолжение устойчивого дезинфляционного тренда, что позволит войти в целевой диапазон (5 ± 1%) уже в начале следующего года. В конце 2019 года инфляция снизится до 6.3%, а с конца 2020 – будет отвечать среднесрочной цели 5%. Об этом говорится в инфляционном отчете Национального банка Украины за октябрь 2019 г.
Дезинфляция будет способствовать ослаблению фундаментального давления на цены под влиянием жесткой монетарной политики, улучшению инфляционных ожиданий, замедлению роста зарплат и низкой продовольственной инфляции.
Вклад административной компоненты инфляции останется существенным и будет определяться, прежде всего, продолжением повышения ставок акцизов на табачную продукцию и минимальной цены на алкоголь.
Читайте также: Криптовалюта Libra от Facebook проваливается. Что же пошло не так?
Процесс дезинфляции продолжится в течение 2019-2020 гг., а в 2021 году инфляция будет колебаться вокруг среднесрочной цели. Более стремительное, чем ожидалось снижение фундаментального давления в 2019 году, в результате укрепления обменного курса гривны нивелирует рост цен на отдельные овощи и фрукты на фоне их плохого урожая.
Дальнейшее замедление инфляции до 5% в 2020 году, как и в этом году, будет проводить достаточно жесткие монетарные условия. Даже из-за постепенного снижения учетной ставки, ее реальное значение будет оставаться высоким ввиду улучшения инфляционных ожиданий.
Высокие реальные процентные ставки будут способствовать инвестиционной привлекательности гривневых финансовых инструментов и, соответственно, скажутся на обменном курсе гривны. Как следствие, более благоприятная, чем ожидалось ранее, ситуация на валютном рынке нивелирует давление на цены со стороны внутреннего спроса, который по новому прогнозу будет несколько выше, чем предполагалось.
Также медленной дезинфляции будут способствовать взвешенная фискальная политика, относительно низкие цены на энергоресурсы на мировых рынках и рост предложения продовольственных товаров благодаря повышению производительности сельскохозяйственного производства.
Базовая инфляция к концу 2019 года снизится до 5.3% благодаря жесткой монетарной политике и низкой импортируемой инфляции на фоне усиления реального обменного курса гривны. В 2020 году темпы роста инфляции продолжат замедляться до 4%, из-за жестких монетарных условий, и останутся на этом уровне и в дальнейшем.
Несмотря на значительное замедление роста заработных плат на прогнозном периоде, они и дальше продолжат приближаться к уровню стран-соседей благодаря росту производительности труда. Поэтому наибольший вклад в рост базовой инфляции будут обеспечивать рыночные услуги, где вес расходов на оплату труда является наибольшим.
Основными факторами, которые будут сдерживать рост базовой инфляции, останутся низкая импортируемая инфляция за счет как стабильно низкой инфляции в странах – ОТП, так и благоприятной ситуации на валютном рынке. Кроме того, снижение стимулов к миграции также будут способствовать дезинфляции за счет снижения давления на заработные платы.
Инфляция сырых продовольственных товаров в текущем году прогнозируется на уровне 7.2%. Основное ускорение роста цен уже произошло в середине года и определялось в значительной степени уменьшением предложения на внутреннем рынке из-за ухудшения урожаев отдельных видов плодоовощной продукции (в частности картофеля, ягод, яблок).
В следующих годах ожидается умеренный рост цен на сырые продовольственные товары (в пределах 3-4%) при отсутствии существенных шоков предложения, в том числе на мировых рынках. Фактором сдерживания продовольственной инфляции будет рост выпуска сельского хозяйства через повышение производительности в отрасли, однако стимулирующим фактором и в дальнейшем останется рост номинальных и реальных доходов домохозяйств.
Рост административно-регулируемых цен в текущем году замедлится до 11.7% и постепенно достигнет однознакового уровня в 2021 году. Высокая административная инфляция будет определяться, прежде всего, продолжением повышения ставок акцизов на табачную продукцию и минимальной ценой на алкоголь.
Ожидается, что больше всего подорожают табачные изделия (в текущем году – более 20%, а в последующих – около 13%). Благоприятная ситуация с ценами на природный газ на европейских рынках и внедрение рыночного ценообразования будут определять существенное удешевление газа для населения по итогам текущего года, а вместе с тем – снижение давления на зависимые от него тарифы на отопление и горячую воду.
В последующие годы ожидается сохранение зависимости цен на газ на внутреннем рынке от цен импортного паритета, что кроме частичного удорожания (4-13%) в последующие периоды, может определять сезонные колебания цены природного газа для населения. Кроме энергетической составляющей себестоимости, удорожание основных коммунальных услуг будет происходить также из-за продолжения роста заработных плат работников коммунальной сферы.
Благодаря относительно стабильной цене на нефть на мировых рынках и укреплению обменного курса гривны прогнозируется снижение стоимости топлива в текущем году. Это будет сдерживающим фактором для общей инфляции, как вследствие отрицательного прямого взноса, так и снижения себестоимости других товаров и услуг. В дальнейшем ежегодный рост цен на топливо будет близок к общему уровню инфляции.
Спрос и выпуск
Экономический рост в текущем году ускорится до 3.5% благодаря увеличению производительности в сельскохозяйственном производстве и росту внутреннего спроса, несмотря на замедление роста стран – ОТП.
В следующем году темпы экономического роста сохранятся на уровне 3.5%, а в 2021 году ускорятся до 4% благодаря смягчению монетарной политики, активной инвестиционной деятельности, улучшению потребительских настроений.
Основным фактором, сдерживающим рост ВВП, будет существенное снижение транзита природного газа из России в страны ЕС по территории Украины.
В 2019 году экономический рост ускорится до 3.5% благодаря благоприятным условиям торговли, а также очередному рекордному урожаю зерновых в Украине. Внутренний спрос останется стабильно высоким даже в условиях низких темпов роста ВВП стран – ОТП.
Основным фактором роста экономики остается частное потребление, которое благодаря сохранению высоких темпов роста доходов населения в текущем году вырастет на 8.5%, а в последующие годы замедлится до 5%, что соответствует прогнозной динамике реальных заработных плат.
В 2020-2021 годах дополнительными стимулами роста частного потребления будет улучшение потребительских настроений населения, восстановление кредитной активности на фоне существенного смягчения монетарных условий.
Инвестиции продолжат расти высокими темпами по всем компонентам ВВП. Однако будут замедляться на прогнозном горизонте до 9.3% в текущем году и около 7% в следующих годах, в результате роста доли издержек бизнеса на оплату труда и постепенного достижения достаточного уровня инвестиций для поддержания производственных нужд.
Инвестиционная активность будет определяться модернизацией и наращиванием производства в экспортно-ориентированных отраслях (прежде всего, сельское хозяйство, добывающая промышленность, металлургия), а также в восстановительной энергетике, чему будут способствовать государственные льготы.
Постепенное смягчение монетарной политики и внедрение рынка земли в конце 2020 года также будут стимулировать сохранение высоких темпов инвестиционной деятельности. Реализация государственной политики по обновлению дорожной инфраструктуры будет стимулировать инвестиции в строительство.
Негативный вклад чистого экспорта в ВВП на прогнозном периоде будет постепенно сокращаться. Объемы экспорта украинской продукции в 2019 году вырастут на 3.4%, прежде всего за счет наращивания поставок зерновых, продукции металлургии, а также железной руды. Сдерживающим фактором остается ослабление внешнего спроса на фоне замедления темпов роста экономик стран – ОТП.
Сокращение транзита природного газа по территории Украины будет сдерживать рост показателей экспорта в 2020-2021 годах, несмотря на ожидаемый прирост экспортных поставок продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности.
Основной вклад в наращивание физических объемов импорта в текущем году (на 7.1%) определяется увеличением объемов импорта природного газа для формирования дополнительного резерва в случае прекращения транзита газа. В дальнейшем темпы роста импорта в реальном выражении снизятся до 4-5% за год, в т. ч. за счет сокращения энергетического импорта.
Рост объемов инвестиций в основной капитал и в дальнейшем будет наращивать инвестиционный импорт, в частности машины и оборудование. Дополнительный спрос на импортируемую продукцию ожидается также со стороны домохозяйств на фоне повышения их реальных располагаемых доходов.
Прогноз экономического роста улучшен на всем прогнозном горизонте по сравнению с предыдущим Инфляционным отчетом. Одним из основных факторов такого пересмотра является существенно более высокий, чем ранее ожидался урожай зерновых (как в текущем году, так и прогноз на последующие годы), что будет стимулировать наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции.
Увеличение ресурсов у экспортеров позволит нарастить их инвестиции в основной капитал, что определяет пересмотр прогноза их роста на 0.2–0.3 в. п. Улучшение потребительских настроений обуславливает просмотр частного потребления на всем прогнозном горизонте.
Оценка факторов потенциального уровня ВВП и циклической позиции экономики Украины
Рост потенциального ВВП в конце 2019 года ускорится почти до 4%, и на прогнозном горизонте продолжится такими же темпами (с 2020 года, по оценкам НБУ, темпы роста потенциального ВВП достигнул долгосрочного равновесного уровня). Наибольший вклад в рост потенциального ВВП будет обеспечивать повышение производительности факторов производства, что постепенно будет приближаться к уровню более развитых экономик соседних стран.
Более быстрые темпы экономического роста возможны при условии имплементации структурных реформ.
В 2019 году вклад рабочей силы в рост потенциального ВВП будет положительным, что является результатом пенсионной реформы. В дальнейшем он снова станет отрицательным, что обусловлено, прежде всего, нехваткой работников рабочих профессий вследствие структурных дисбалансов на внутреннем рынке труда, а также естественным сокращением населения. Этот отрицательный вклад постепенно будет сокращаться благодаря затуханию миграционных процессов.
Разрыв ВВП на всем прогнозном горизонте ожидается незначительным, таким образом, не будет создавать ощутимого дополнительного инфляционного давления. В 2019 году ожидается небольшой положительный разрыв ВВП из-за увеличения доходов населения и улучшения потребительских настроений, вследствие чего возникает давление на инфляцию спроса.
Кроме того, улучшение условий торговли будет предопределять наращивание производства экспортоориентированных отраслей, что также будет способствовать расширению положительного разрыва выпуска. Незначительный отрицательный разрыв в 2020-2021 годах будет обусловлен ухудшением условий торговли и замедлением роста заработных плат, что будет соответствовать повышению производительности труда.
Доходы населения и безработица
Темпы роста доходов населения будут оставаться высокими, однако постепенно будут замедляться на всем прогнозном периоде. В текущем году рост заработных плат прогнозируется на уровне 18.2% в номинальном или на 9.2% – в реальном выражении на фоне интенсивной трудовой миграции и, соответственно, повышенного спроса на рабочую силу.
В дальнейшем стимулы для трудовой миграции будут снижаться из-за сокращения разрыва в заработных платах в Украине и в ближайшем зарубежье. Соответственно будет замедляться и рост заработных плат до 9-12% в год (в реальном выражении – 4-6%).
Уровень безработицы постепенно будет снижаться до 8% (по методологии МОТ) в 2021 году, что будет соответствовать его естественному уровню. Этому будут способствовать большие стимулы к трудоустройству из-за увеличения заработных плат, а также необходимости приобретения рабочего стажа для получения пенсий. Затухание интенсивности трудовой миграции будет способствовать устранению имеющихся диспропорций на рынке труда, в частности дефицита квалифицированной рабочей силы.
Фискальная политика
В текущем году ожидается положительный фискальный импульс на экономический рост. Более мягкий, чем ранее прогнозировалось, характер фискальной политики будет определяться ростом дефицита бюджета из-за значительного недовыполнения его доходной части, а также возможностей финансирования, что существенно улучшились для правительства в связи с активным входом нерезидентов на рынок внутренних заимствований.
Ожидается, что дефицит СЗДУ расширится до 2% ВВП к концу 2019 года, и сохранится на таком уровне и в следующем году.
Рост доходов СЗДУ в текущем году замедлится до 11% из-за слабого исполнения налоговых поступлений (кроме поступлений от НДФЛ, которые растут благодаря сохранению высоких темпов роста номинальной заработной платы). Частично это будет компенсировано значительным ростом неналоговых поступлений (в частности за счет роста на 45% г/г перечисления части прибыли НБУ).
Прирост расходов СЗДУ будет соответствовать темпам роста доходов. Ожидаемо больше всего в текущем году вырастут социальные расходы, в частности, рост расходов на оплату труда и пенсионное обеспечение превысят 17%, что будет стимулировать расширение внутреннего потребительского спроса. Капитальные расходы будут расти существенно меньшими темпами, что будет одним из факторов ожидаемого замедления темпов роста инвестиционной деятельности.
Государственный и гарантированный государством долг в процентах ВВП будет постепенно снижаться на всем прогнозном периоде, благодаря высоким темпам экономического роста, низкой волатильности обменного курса и выполнению бюджета с первичным профицитом в размере более 1% ВВП ежегодно.
Платежный баланс
В 2019 году дефицит текущего счета сократится до 2.9% ВВП, несмотря на более высокий обменный курс гривны, благодаря благоприятным условиям торговли и высоким объемам экспорта зерновых.
В 2020-2021 годах дефицит текущего счета постепенно будет расширяться, прежде всего, из-за ухудшения условий торговли, оживления внутреннего спроса, а также снижения объемов транзита газа. В то же время он будет оставаться в приемлемых пределах (по оценкам НБУ – 3% ± 1% ВВП) и финансироваться притоком капитала.
Начало новой программы с МВФ, а также сохранение привлекательных процентных ставок будут способствовать продолжению притока капитала государственного и частного секторов.
На прогнозном горизонте дефицит торговли товарами будет расширяться на фоне устойчивого потребительского и инвестиционного спроса.
В 2019 году рекордный урожай зерновых и мировые цены на железную руду будут обеспечивать высокие темпы роста экспорта товаров (6% г/г). В 2020-2021 годах ожидается замедление темпов роста экспорта товаров до 2% вследствие ухудшения условий торговли, несмотря на сохранение высокой урожайности зерновых и масличных.
Кроме роста экспорта традиционных сырьевых отраслей, ожидается некоторое увеличение поставок изделий машиностроения, в частности продукции вагоностроения в соседние страны.
В 2019-2021 годах темпы роста импорта постепенно начнут затухать, и колебаться в пределах 2-6% (14% в 2018 году) прежде всего вследствие сокращения энергетической составляющей.
В 2019 году энергетический импорт снизится на 10% вследствие падения цен на газ на треть, а также уменьшения цен на другие энергоресурсы. Частично это компенсируется увеличением физических объемов импорта природного газа для подготовки к возможному прекращению транзита газа Россией в начале 2020 года.
В дальнейшем энергетический импорт будет оставаться низким: постепенное повышение цен на энергоносители будет компенсироваться снижением объемов импорта газа.
Неэнергетический импорт также будет замедляться, хотя и не так стремительно (до 4% в 2021 году). В 2019 году рост импорта будет определяться как устойчивым инвестиционным (в частности, проектами «зеленой энергетики»), так и потребительским спросом на фоне ревальвации гривны.
В 2020-2021 годах потребительский спрос будет затухать на фоне замедления роста заработных плат и прекращения укрепления РЭОК гривны, в то же время инвестиционный спрос будет оставаться устойчивым.
На прогнозном горизонте ожидается постепенное сужение профицита торговли услугами вследствие снижения объемов транзита газа до 50 млрд. м3 в 2020 году и 30 млрд. м3 в 2021 году. Это частично будет нивелироваться продолжением роста экспорта IT услуг.
Профицит счета как первичных, так и вторичных доходов в 2019-2021 годах расширится, прежде всего, благодаря росту денежных переводов от трудовых мигрантов.
Ожидается дальнейшее повышение их доходов вследствие роста доли более квалифицированных специалистов, а также устойчивого роста ВВП в основных странах назначения трудовых мигрантов. В то же время количество трудовых мигрантов будет оставаться почти неизменным из-за конвергенции заработных плат рабочих профессий и насыщения рынка труда.
На прогнозном горизонте приток долгового капитала в частный сектор продолжит расти, что вместе с поступлением в государственный сектор профинансирует дефицит текущего счета. В то же время, ожидается постепенное прекращение роста спроса на наличную валюту на фоне снижения инфляционных ожиданий и адаптации к гибкому обменному курсу, что предполагает симметричную вероятность движения курса как укрепления, так и обесценивания.
Ключевым предположением прогноза является заключение новой программы сотрудничества с МВФ в конце 2019 года. Это даст возможность Украине получать другое официальное финансирование, улучшать условия доступа к международным рынкам капитала, а также поддерживать интерес иностранных инвесторов к украинским активам. Это также будет способствовать реализации стратегии правительства по снижению валютной части долга, в том числе, через постепенное замещение валютных ОВГЗ (в собственности резидентов) гривневым (в собственности нерезидентов).
Благодаря профицита сводного платежного баланса в 2019 году международные резервы вырастут до 23 млрд. долл. В дальнейшем, несмотря на осуществление существенных выплат по внешнему долгу, они будут колебаться на уровне 23-24 млрд. долл., и будут покрывать более трех месяцев будущего импорта.
По сравнению с прогнозом, опубликованным в июле, дефицит текущего счета незначительно расширился на всем прогнозном горизонте. Главными факторами такого пересмотра было повышение как потребительского, так и инвестиционного импорта (вследствие оживления внутреннего спроса и укрепления обменного курса гривны), а также снижения объемов транзита газа в 2021 году.
В то же время, это было частично компенсировано повышением экспорта благодаря росту цен и объемов поставок железной руды и увеличению прогноза урожая зерновых в 2019-2021 годах.
В 2019-2021 годах прогнозируется более высокий, чем ожидалось ранее, приток капитала в государственный сектор, прежде всего, благодаря росту интереса нерезидентов к ОВГЗ, номинированных в гривне.
Монетарные условия и финансовые рынки
Устойчивая тенденция к замедлению инфляции до цели 5% и улучшение инфляционных ожиданий будут обеспечивать условия для дальнейшего снижения учетной ставки до 8% на конец 2021 года.
Смягчение монетарной политики будет способствовать стабилизации РЭОК гривны в 2020-2021 годах после его укрепления в 2016-2019 годах.
Профицит ликвидности банковской системы поддерживается валютными интервенциями НБУ на фоне высокой заинтересованности нерезидентов в гривневых ОВГЗ.
Продолжение цикла смягчения монетарной политики будет определяться последующим стойким снижением инфляционного давления и улучшением инфляционных ожиданий. По мере дезинфляции ключевая ставка в реальном выражении будет снижаться с текущего уровня 10% и приблизится к нейтральному уровню в 2021 году. Соответственно номинальная учетная ставка снизится до 8% в 2021 году.
Как и раньше, самое стремительное снижение ставки ожидается в течение 2020 года вместе с возвратом инфляции до целевого диапазона. Однако по сравнению с июльским макроэкономическим прогнозом текущий прогноз базируется на более низкой траектории ключевой ставки в ближайшие кварталы, учитывая более существенное ее снижение в октябре. Однако ее значение на конец 2020 и 2021 годов оставлено без изменений.
Неопределенность относительно будущей траектории ключевой ставки обусловлена как проинфляционными рисками, так и прогрессом в проведении структурных реформ. При условии сохранения высокого потребительского спроса и превышения темпов роста зарплат над ростом производительности труда снижение ключевой ставки будет более умеренным.
В то же время, реализация анонсированных экономических и законодательных инициатив правительства будет способствовать улучшению инвестиционной и экономической среды и, соответственно, увеличению потенциала экономического роста. При таких условиях снижение ключевой ставки может произойти быстрее и быть более существенным.
Смягчение монетарной политики будет способствовать стабилизации РЭОК гривны в 2020-2021 годах после его укрепления в 2016-2019 годах. По оценкам НБУ обменный курс согласуется с фундаментальными факторами, поскольку дефицит текущего счета является приемлемым на прогнозном горизонте.
Ожидается сохранение значительного профицита ликвидности банковской системы, основным источником которого будут валютные интервенции НБУ, в том числе в результате сохранения спроса нерезидентов на гривневые ОВГЗ. Расширение ликвидности частично будет компенсироваться ростом наличности и покупкой валюты правительством для осуществления выплат по внешнему долгу.
Дальнейшее развитие безналичных расчетов частично будет компенсировать рост транзакционного спроса на наличные. Оно будет расти медленнее, чем номинальные потребительские расходы, а соотношение М0 к ВВП продолжит снижаться.
Риски прогноза
Основным риском для базового сценария макроэкономического прогноза является угрозы для макрофинансовой стабильности, преимущественно из-за решения украинских судов, которые могут существенно усилить уязвимость экономики Украины и помешать продолжению сотрудничества с МВФ.
Отсрочка подписания нового меморандума с МВФ может ухудшить курсовые и инфляционные ожидания. Такое развитие событий усложнит доступ Украины к международным рынкам капитала в период пиковых долговых выплат и ограничит интерес иностранных инвесторов к гривневым облигациям правительства.
Сложности с финансированием обусловят сокращение расходов бюджета, а усиление инфляционного давления, прежде всего через канал обменного курса, заставит НБУ проводить более жесткую политику, чем предусмотрено базовым сценарием.
Существенным риском для базового сценария является полное прекращение транзита природного газа из России по территории Украины после достройки основных обходных газопроводов в Европу. Сокращение валютных поступлений приведет к девальвационному давлению на обменный курс гривны, что может обусловить более медленное снижение процентной ставки, по сравнению с базовым сценарием.
Еще одним проинфляционным риском является дальнейшее замедление роста мировой экономики вследствие усиления торговых войн и нарастания геополитических конфликтов. Это может привести к более высокому, по сравнению с базовым сценарием, ухудшению условий торговли для Украины из-за снижения цен на мировых сырьевых рынках. Вследствие чего сократятся поступления валюты в страну от экспорта.
Кроме того, при таком сценарии возможен отток капитала из развивающихся стран, в том числе и Украины, что будет создавать дополнительное давление на обменный курс. По такому сценарию НБУ также будет проводить более жесткую монетарную политику.
Вместе с тем возможен и противоположный сценарий. Если дополнительные стимулы от центральных банков ведущих стран будут результативными, то это придаст дополнительный импульс росту мировой экономики. Это позволит НБУ смягчать монетарные условия более быстрыми темпами.
Все еще сохраняются риски, связанные с эскалацией военного конфликта на востоке страны и новыми торговыми ограничениями со стороны России. Эти риски могут ухудшить инвестиционный климат в стране, инфляционные и курсовые ожидания, что может потребовать от НБУ установления более высокой ключевой ставки, чем предусмотрено в базовом сценарии.
Сценарий ускоренного роста ВВП, объявленный правительством Украины, как целевой, рассматривается как положительный риск.
Вставка 5. Альтернативный сценарий: ускорение реформ
После последнего кризиса 2014-2015 годов экономика Украины восстанавливалась, постепенно ускоряясь. Однако средние темпы роста оставались сдержанными – около 3% в год. Темпы макроэкономического развития могут существенно ускориться в случае реализации ключевых внутренних реформ, предусмотренных Меморандумом о взаимодействии между правительством и НБУ, и судебной реформой как необходимой предпосылкой обеспечения верховенства права.
Важным фактором для ускорения развития украинской экономики является также фаза глобального экономического цикла, что также влияет на возможности привлечения иностранных инвестиций и спроса на продукцию украинского экспорта.
Влияние прогресса в осуществлении реформ на макроэкономическую среду является комплексным и приведет к переходу экономики к новым равновесным уровням экономического роста, обменного курса, текущего счета.
При таких условиях инвестиции будут существенно расти на фоне улучшения бизнес-среды, что впоследствии приведет к повышению общей производительности факторов производства (рабочей силы и капитала) и темпов потенциального роста экономики. Но на начальном этапе потребительский спрос будет расти опережающими темпами на фоне повышения заработных плат, что будет давить на цены в сторону роста.
Существенный приток инвестиционного капитала обусловит укрепление обменного курса гривны, ограничивая инфляционное давление. В конечном итоге значительные объемы инвестиций приведут к расширению внутреннего предложения, что также будет сдерживать инфляционные процессы.
На фоне улучшения макроэкономической и социальной среды, а также повышения заработных плат, отток рабочей силы за рубеж сократится, что в свою очередь будет способствовать насыщению рынка труда. Уровень участия населения в экономичных процессах будет расти, поэтому уровень безработицы, заметно будет уменьшаться и стабилизируется на более низком уровне.
Также будет расширяться дефицит текущего счета вследствие роста потребностей в импортных инвестиционных товарах (в частности, машинах и оборудовании). Такое расширение дефицита является типичным для стран с быстрым ростом экономики, на начальном этапе из-за повышенных потребностей в средствах производства.
Наращивание производственных мощностей будет способствовать увеличению экспортного потенциала, в частности в сельском хозяйстве, машиностроении и металлургии, а также уменьшению энергоемкости экономики. Поэтому со временем дефицит торговли снова сузится, что подтверждается опытом Польши, Чехии, Словакии и Румынии.
Опыт других стран также свидетельствует о ключевой роли инвестиций в ускорении экономического роста – для экономического прорыва ежегодные темпы роста инвестиций должны в среднем превышать 20%, а их доля в ВВП должна составлять 25-30%.
В то же время предшествовали или сопровождали такое наращивание инвестиций и ускорение экономического роста ряд структурных реформ, в частности либерализация торговли, создание и/или расширение экономических союзов (ЕС), усиление институтов, улучшение делового климата.
Также весомым фактором, который усиливал эффект реформ и поддерживал высокие темпы роста были благоприятные внешние условия. Однако опыт Израиля и Малайзии (в 1990-е годы), Пакистана и Уругвая (в 2000-е годы) свидетельствует, что добиться прорыва в экономическом росте можно и преимущественно за счет внутренних преобразований.
В сценарии ускоренного роста в Украине эффект на инфляцию в целом оценивается как нейтральный (она останется в пределах целевого коридора) через взаимную компенсацию отдельных каналов влияния (укрепление гривны будет компенсировать высокий потребительский и инвестиционный спрос).
Учетная ставка может снизиться и ниже 8% (как предполагается текущим прогнозом НБУ) из-за снижения нейтральной процентной ставки.
Сейчас последняя оценивается на уровне 3% в реальном измерении, но может быть ниже с учетом снижения премии за риск инвестирования в украинские активы и более быстрой ревальвации реального обменного курса.
Этот сценарий имеет также определенные риски. Укрепление курса может быть недостаточным для нивелирования инфляционных эффектов от перегретого потребительского спроса; недостаточное предложение на рынке труда повысит инфляционное давление; повысится уязвимость к потокам капитала.
Также важна фаза цикла мировой экономики, поскольку такой сценарий потребует внешних инвестиций и стабильного спроса на продукцию украинского экспорта.
Источник: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.