Программа развития животноводства: крупный и мелкий рогатый скот, свиноводство и молочная отрасль

Отрасль животноводства (КРС, МРХ, свиноводство, овцеводство, козоводство) в Украине переживает не самые легкие времена. Специалисты отмечают критическое сокращение поголовья КРС и кризис в работе молочного и мясного скотоводства. Программы господдержки помогают отдельным направлениям держаться на плаву.

Однако когда речь заходит о восстановлении отрасли животноводства, только этих шагов недостаточно. Актуальность проблемы возросла настолько, что встала на повестке дня высшего руководства государства. Как стало известно, Владимир Зеленский планирует встречу с представителями ассоциаций животноводов, чтобы из первых уст услышать о состоянии отрасли и найти путь выхода из кризиса.

AgroPolit.com уже проанализировал состояние отрасли в первой части аналитического материала. Теперь предлагаем комментарии от представителей профессиональной сферы о конкретных шагах, которые должно предпринять государство, чтобы спасти КРС, свиноводство, молочную отрасль.

Животноводство — мясное скотоводство 

Как рассказал в комментарии AgroPolit.com глава Украинской ассоциации развития животноводства и технологий Игорь Клименок, отечественное животноводство находится в глубоком кризисе, особенно скотоводство и овцеводство.

По данным Государственной службы статистики, по состоянию на 1 августа общее поголовье КРС (промышленное поголовье и животные в хозяйствах населения) сократилось на 6,4% по сравнению с 1 августа 2020 года – до 3,2 млн. голов, в том числе поголовье коров – на 5,9%, до 1,66 млн. голов. Промышленное поголовье КРС на указанную дату сократилось на 1,2% по сравнению с 1 августа 2020 года – до 1,01 млн. голов.

«Это обусловлено тем, что окупаемость инвестиций в животноводстве, особенно в мясном, является очень долгосрочной. В текущих условиях животноводством заниматься не выгодно. И соответственно, на мясо пойдет скот из числа молочных коров», – говорит Клименко.

На господдержку животноводства и переработки в 2021 году было направлено 1,6 млрд. грн в общей структуре государственной поддержки.

В 2022 году в рамках тех фондов средств, которые есть в объеме 4,5 млрд. грн, по результатам первого и второго кварталов предусматривается расширение государственной поддержки в первую очередь по направлению «животноводство». Поскольку этот сектор 30 лет демонстрирует падение показателей, и без высокого уровня государственной поддержки животноводства мы не обеспечим стабилизации ситуации, – анонсировал изменения министр аграрной политики Роман Лещенко.

Он добавил, что запрос на программы поддержки по животноводству является самым большим по объему. Украинские аграрии готовы вкладывать и развивать животноводство, но при условии долгосрочной прогнозируемой государственной политики с соответствующим финансированием.

Причем инвестировать хотят как украинские, так и зарубежные инверторы. Так, США могут согласиться инвестировать в развитие украинского животноводства по $250 млн. в течение четырех лет (2022/2025 годов). Инвестиционный проект предусматривает строительство 20 ферм с общим поголовьем 100 тыс. голов крупного рогатого скота, что позволит нарастить промышленное поголовье в стране на 20%. Соответствующий проект входит в План трансформации Украины, представленный президентом Владимиром Зеленским во время рабочей поездки в США.

Каких шагов ждут от государства?

Секретарь аграрного комитета Иван Чайковский назвал три шага для развития мясного скотоводства (КРС), которые вытекают из того, что животноводство – это уже добавленная стоимость (животные потребляют зерно, комбикорма и на выходе дают белок).

Первый – ввести нулевую пошлину при ввозе и вывозе крупного и мелкого рогатого скота (КРС и МРХ) за исключением телят весом до 300 кг (на них установить 10% вывозной пошлины). Соответствующий законопроект сейчас подготовил КМУ – он находится на рассмотрении ведомств, и очень надеемся, что в начале 2022 года его подадут в парламент. Нужно как можно быстрее убрать эту преступную, по моему мнению, импортную пошлину, чтобы дать толчок животноводству, – объясняет он.

Второй — спецрежим добавленной стоимости в АПК.

Напомню его суть, что снижение ставки НДС до 7% с нынешних 20 процентов на всех этапах производства – от сельскохозяйственного товаропроизводителя до прилавка. На каждом этапе изготовления аграрной продукции должна действовать ставка НДС 7%. Животноводам и переработчикам их продукции это позволит аккумулировать дополнительные финансовые ресурсы и направить их на развитие животноводства (мясного или молочного).

Потребитель — получит снижение конечных цен. Государство — увеличенные доходы, наращивание объемов производства аграрной продукции с добавленной стоимостью и импортозамещение по многим позициям изготовления продуктов, – говорит секретарь аграрного комитета Иван Чайковский.

Третий – принять закон о торговле. «Его задача – навести порядок со стоимостью входа для национального или местного товаропроизводителя в сеть супермаркетов и магазинов. Ведь мы все видим, что ритейл активно злоупотребляет на так называемых входных ценах, на плате за размещение на полке – и это можно продолжать, – подытожил нардеп.

Президент Украинской ассоциации развития животноводства и технологий предлагает такой перечень мер для стимулирования развития скотоводства, овцеводства и козоводства:

  1. Оптимизация таможенной политики Украины. Убрав пошлину на ввоз КРС и МРХ всех весовых категорий, мы будем стимулировать создание новых откормочных комплексов и соответственно увеличение поголовья;
  1. Отмена НДС при импорте товарной продукции КРС и МРХ уменьшит потребность в «заморозке» более чем на один год оборотных средств государственного бюджета для бизнеса, что позволит закупить большее количество животных. Этот механизм показал свою эффективность при импорте племенного состава КРС и МРХ.
  1. Внедрение долгосрочной государственной поддержки, минимум на 3-4 года, где в существующих программах государственной поддержки целесообразно добавить:

3.1. Возмещение стоимости объектов по производству кормов для КРС и МРХ для собственных нужд хозяйства, так как в структуре себестоимости затраты на корма составляют в пределах от 60 до 70%. При закупке у стороннего поставщика себестоимость кормов соответственно увеличивается на 20-30%, что, в свою очередь, повышает себестоимость готовой продукции. А создание собственных кормоцехов, соответственно, уменьшит себестоимость готовой продукции на 15-25%.

3.2. Специальная бюджетная дотация на 1 га окультуренных пастбищ, потому что в Украине стремительно уменьшаются площади, выделенные под пастбища. Еще меньше количество окультуренных пастбищ, которые эффективно орошаются и на которых обеспечено планирование выпаса скота. Стоит отметить, что именно наличие достаточного количества пастбищ делает прибыльным содержание и разведение мясных пород КРС, значительно повышает рентабельность содержания МРХ. Это стимулирует как сельхозпредприятия, так и население заниматься разведением скота.

3.3. Специальная бюджетная дотация на откорм бычков низких весовых категорий, ведь специальные условия кормления и содержания молодняка КРС, высокие риски его гибели значительно увеличивают себестоимость взращивания телят, поэтому очень часто их забивают в низких весовых кондициях. Это приводит к потере потенциальной прибыли, которую бы мог принести их дальнейший откорм.

Особенно нерентабельным кажется откорм бычков молочных пород, которые непригодны для разведения. И особенно это актуально для сельского населения, которое выращивает скот в небольшом количестве, и получение таких дотаций будет стимулировать докармливать молодняк КРС к большей кондиции и, соответственно, получать больше средств в его реализации.

3.4. Специальная бюджетная дотация на содержание коровы или телки до 1,5 летнего возраста при переходе из хозяйствования в физическом секторе в юридический или регистрации ФОП для стимулирования развития предпринимательства в сельской местности.

Такие первоочередные шаги имеют целью создание условий для увеличения поголовья КРС и МРХ, что, в свою очередь, увеличит поступления налогов в государственный бюджет и даст толчок к созданию новых рабочих мест, особенно в сельской местности. В общем, это положительно скажется на развитии не только животноводства, но и смежных отраслей – мясоперерабатывающей, молочной, растениеводства и тому подобное. И в комплексе от этого выиграет в целом Украина и все украинцы, – считает Игорь Клименок.

Животноводство-свиноводство

Госстат зафиксировал двухпроцентное увеличение количества свиней в Украине. На начало 2021 года в Украине насчитывалось 5,8 млн. свиней (на 113 тыс. голов больше, чем в начале 2020-го). Такая положительная динамика произошла благодаря большему поголовью свиней в сельскохозяйственных предприятиях. Промышленное свиноводство начало 2021-й с общим поголовьем, которое было на 320 тыс. голов или 9,7% выше по сравнению с 2020 годом – 3,6 млн. голов.

Сейчас, как объяснили AgroPolit.com в ассоциации «Свиноводы Украины» (АСУ), 2021 год стал для промышленного свиноводства особенно сложным. Так, более низкие цены закупки свиней убойных кондиций в последнем квартале 2020-го и в течение 2021-го на фоне увеличения расходов на кормление из-за подорожания кормовых ингредиентов более чем на 50%, которые в структуре себестоимости продукции животноводства в среднем занимают 65-70%, существенно снизили показатель рентабельности.

По предварительным оценкам, отечественные производители свинины завершат год с убытком около 10%. В результате такой ситуации ряд свиноводческих хозяйств, специализирующихся на откорме товарных поросят, уже приостановили свою деятельность, а отдельные производители закрытого цикла вынуждены сокращать маточное поголовье и объемы производства, чтобы обеспечить себя оборотными средствами.

Негативно на отрасли сказались и налоговые изменения — возврат 20% — ной ставки при операциях по поставке живых свиней, повлек диспропорцию между налоговым кредитом и налоговым обязательством, вынуждая предприятия частично покрывать эту разницу из оборотных средств. Такая ситуация усилила позиции производителей нелегального рынка свинины, доля которого оценивается в 30% от объемов промышленного производства, – говорится в комментарии AgroPolit.com президента ассоциации «Свиноводы Украины» (АСУ) Оксаны Юрченко.

В сложившихся условиях отечественное свиноводство нуждается в комплексной поддержке со стороны государства, чтобы остановить стагнацию, стимулировать детенизацию рынка и способствовать развитию отрасли.

Если вы сегодня спросите производителя, что стоит изменить в украинском свиноводстве, чаще всего услышите два ответа: введение пониженной ставки НДС по всей цепи производства свинины (а в идеале, такой подход должен распространяться на всю продовольственную корзину) и содействие в открытии рынков сбыта свинины, – заявила Оксана Юрченко.

Она пояснила, что сегодня производители свинины оказались в ситуации «разлома», когда на кормовое сырье имеют 14% ставку НДС, а продукцию реализуют с НДС 20%. «Одинаковая сниженная ставка на всю цепь – не только средство уменьшить налоговую нагрузку, но и удешевить продукцию для конечного потребителя. Он в Украине мог бы потреблять минимум вдвое больше мяса. Больше потребления — больший спрос и, соответственно, наращивание мощностей», — говорит она

Второй шаг (увеличение экспорта продукции свиноводства) тоже нужен, объясняет в разговоре с AgroPolit.com президент Ассоциации «Свиноводы Украины» (АСУ) Оксана Юрченко.

Ведь из-за африканской чумы свиней и потери шанса внедрения регионализации Украина находится в экспортной изоляции. Поставки отечественной свинины с 2016-го лишь одного года превысили 5 тыс. т, а импорт, наоборот, ежегодно растет. АЧС влияет не только на внешнюю торговлю, а, прежде всего на инвестиционную привлекательность бизнеса. Кто захочет вкладывать деньги в развитие свиноводства, когда риски поражения чрезвычайно высоки, а защита в этой ситуации равна нулю?

И речь идет не только об отсутствии механизма компенсации или требовании уплатить НДС за все ликвидированное из-за вспышки АЧС поголовье. Производитель свинины в Украине не имеет выбора страховых продуктов. По меньшей мере, 40% свиней выращиваются, и производится убой на частных подворьях, транспортируются по стране и реализуются через базары и мясные магазинчики, следовательно, об отслеживании и контроле над распространением болезней в таких условиях говорить сложно.

Наш потребитель не боится покупать мясо по рекламе из газетки в местах несанкционированной торговли, потому что так может или сэкономить несколько гривен на килограмме, или же верит, что это органическая и здоровая продукция. А пока есть спрос, есть и предложение, – напоминает она.

Как пояснила глава АСУ, в таких условиях, чтобы защититься от рисков заноса опасных болезней, промышленные свиноводы инвестируют миллионы в биологическую безопасность комплексов. Однако таких усилий недостаточно — вся система производства свинины в Украине должна быть прозрачной и прослеживаемой. Ввести такие правила – ответственность государства.

В этом контексте нельзя не упомянуть о необходимости введения электронного документооборота, изменения ветеринарного законодательства и требований к отслеживанию. Ведь ТТН (товаротранспортная накладная) позволяет реализовывать различные «схемы», – заявила Юрченко.

Также она напомнила, что отдельной темой идет потребность изменений в нормативную базу, регулирующую экологическую сферу. Законы мы принимаем европейские, а вот реализовываем их, ссылаясь на нормы, что прописывали для колхозов в 1960-х годах.

«Это как запчасти старого «Москвича» прикручивать к «Мерседесу» последней модели. Вряд ли такая машина поедет, а производитель вынужден в таких условиях работать, да еще и пытаться развиваться», – сетует Юрченко.

Однако, по ее словам, если не вдаваться в детали, а вернуться к проблемам глобальным, пожалуй, один из самых больших недостатков, который надо исправить, – отсутствие стратегического видения развития сектора АПК и свиноводства в частности (хотя так можно сказать о каждой отрасли) на уровне государства.

Отсюда все последствия. Возьмите для примера историю с пониженной ставкой НДС, в марте свиноводы ее получили, однако уже в августе вынуждены были с ней попрощаться. Такие решения на пять месяцев не принимаются! Вот и имеем перечень проблем отрасли, расписанный на десятки страниц. К сожалению, усилиями самого бизнеса решить эти вопросы не удастся. Здесь нужно вмешательство государства и сотрудничество с властью, чтобы АПК действительно был «локомотивом» экономики, – заявила Юрченко.

Животноводство — молочное скотоводство

Наиболее тяжело сегодня чувствует себя молочное скотоводство. Молочный рынок в последнее время работает в условиях дефицита сырья. Как утверждают специалисты, сегодня мы видим худшие показатели отрасли за все время истории страны, и без государственной поддержки Украина потеряет молочное животноводство.

Так, валовой надой молока за 10 месяцев 2021 года упал на 6% и составил 7 млн. 528,4 тыс. т. Это произошло за счет значительного падения производства в хозяйствах населения. Сейчас соотношение промышленного и молока от населения составляет 30,6% и 69,4%.

В целом же картина падения молочного производства в Украине из года в год ухудшается. Уже в 2020 году количество поголовья коров в Украине достигло наименьшей величины – 1,7 млн. голов. Даже в послевоенные времена в 1946 году было 4,6 млн. коров.

Поэтому первый минус — 1,7 млн. поголовья коров в Украине. Второй — наименьшее за все годы количество производства молока. Официально Украина якобы производит 9,8 млн. т молока, из них 2,7 мл т – это молоко из хозяйств, остальные (7,1 млн. т) – от населения. Однако статистические данные отличаются от реальных показателей, ведь практически все молоко от хозяйств (2,7 млн. т) перерабатывается.

Статистика свидетельствует о производстве ежегодно более 7 млн. т молока в частном секторе (в личных крестьянских хозяйствах). Столько молока нет. Почему? В советское время в Украине было 2,2 млн. поголовья коров (5,5 млн. т молока, произведенного единоличными хозяйствами). А сейчас поголовье коров – 1,3 млн., но производство молока почему-то выросло и достигло более чем 7 млн. т. Как утверждают представители молочной отрасли, частный сектор (единоличники) сейчас дает 3,5-4 млн. т молока. Общее количество молока в Украине вместе с хозяйствами – 6,2-7 млн. т.

Также на ситуацию негативно влияют различные факторы.

Как пояснил ситуацию председатель правления группы компаний «Формула смака» Александр Табалов, качество молока украинского происхождения в среднем ниже, чем у соседних стран, поэтому его сбор и переработка обходится дороже. Это первый фактор, который влияет на нашу рентабельность.

Второй — рынок сбыта, экспорт.

После всем известных событий в Крыму и на Донбассе российский рынок для нас был полностью закрыт. Сейчас этот рынок полностью забрала Беларусь, которая в последнее время очень сильно развила молочную отрасль. А также российская молочная промышленность нарастила свои объемы благодаря государственной поддержке и программе по импортозамещению. Если раньше с казахским рынком мы работали достаточно хорошо, то сейчас приходится конкурировать с россиянами. И через их лучшее плечо логистики не всегда успешно, – заметил Табалов.

Третий фактор, по словам Табалова, – это европейский импорт молочной продукции, в первую очередь польский. Их продукция у нас на полках стоит практически тех же денег, что и наша благодаря экспортным дотациям производителям в странах ЕС.

И четвертый момент, который негативно влияет на рентабельность производства, – работа сетей, которые диктуют свои условия. И с каждым годом бонусы, которые мы платим, становятся все больше. Плюс постоянная нехватка оборотных средств, особенно в сезон большого молока.

Мы закупаем у фермеров молоко по цене около 12 грн/л. Плюс 2-3 грн – это наша прибыль. Далее идут разные наценки: фонд заработной платы, энергоносители, логистика и прочее. Мы вошли в своеобразный круговорот, из-за которого к нам хлынул импорт молочной продукции. А при цене 12 грн/л рынок более-менее сбалансирован.

Повышение цены на молочное сырье снизит конкурентоспособность с импортными продуктами, потому что в ЕС существует программа поддержки. Поэтому импортные продукты будут еще дешевле, – пояснил Александр Табалов.

Спрос на молочные продукты в Украине уже начинает падать, и, прежде всего это связано со снижением покупательной способности украинского потребителя. В условиях карантина происходит снижение спроса из-за закрытия канала HoReCa, бюджетных учреждений, а восстановление спроса на молочные продукты в будущем будет происходить медленно.

В Минагро проблему видят и обещают противодействовать.

Как министр я все буду делать для того, чтобы укрепить позиции не только с точки зрения земли, но и с точки зрения скотоводства. Мы сейчас нарабатываем соответствующую программу, и когда выйдем на финальный ее вариант, то представим наше видение развития молочной отрасли.

Сегодня у нас есть четкое понимание, что нам нужно выйти на производство 6 млн. тонн молока в промышленном секторе и 2 млн. тонн – в секторе малых семейных ферм. При системных инвестициях в пятилетнем цикле мы можем развернуть эту всю парадигму, отойти от импорта и развивать внутреннего производителя, – отметил министр Роман Лещенко.

По его словам, сейчас остро стоит вопрос защиты рынка от импорта. Роман Лещенко отметил, что настроен в этом направлении категорически.

«Мы проводим соответствующие расследования, смотрим аналитику, но я хочу сказать, что мы точно будем защищать свой рынок. Особенно остро это касается сырной продукции, импорт которой растет в геометрической прогрессии. У нас в течение января-апреля этого года импортировано сырной продукции на 120 млн. грн, это притом, что в прошлом году по состоянию на это время импорт составлял 90 млн. грн.

К сожалению, существует недобросовестная конкуренция, и мы абсолютно серьезно рассматриваем вопрос защитных пошлин для нашей молочной отрасли. Не по всей группе товаров, а по отдельным видам. В первую очередь речь идет о сырной продукции. Без защиты рынка, без внутренней поддержки мы не сможем остановить эту интервенцию», – подчеркнул министр.

Для восстановления молочной отрасли Украины специалисты советуют провести следующие мероприятия:

  1. Разработать и утвердить на уровне Кабинета министров Национальную программу развития молочного скотоводства и перерабатывающей отрасли на период 2020-2030 гг.
  1. Разработать и утвердить Государственную программу поддержки молочной отрасли, которой необходимо предусмотреть финансирование для:

увеличения поголовья КРС;

улучшения селекционно-племенной работы личных крестьянских хозяйств, семейных молочных ферм, промышленных хозяйств;

строительства и реконструкции МТФ;

открытия семейных животноводческих ферм мощностью 10-50 голов КРС;

удешевления кратко и долгосрочных кредитов за счет бюджетных средств в молочном скотоводстве и молочной переработке;

строительства и модернизации молокоперерабатывающих предприятий;

финансирования производства нишевых молочных продуктов.

  1. Финансовое обеспечение Государственной программы поддержки молочной отрасли осуществлять за счет:

средств государственного бюджета;

других источников.

Другие источники:

фонд развития животноводства, который создается за счет отчислений относительно нормы содержания поголовья коров (25 голов на 100 га);

восстановление предыдущего механизма дотации товаропроизводителям за счет специального режима НДС;

аккумуляция средств за счет введения таможенных тарифов при перевыполнении квот импортной молочной продукции;

отмена уплаты НДС на импортное технологическое оборудование.

Для развития молочного скотоводства и перерабатывающей отрасли на период 2020-2030 гг. необходимо инвестирование в размере 90 млрд. грн (доля государственного финансирования – не менее 50%, как в Европейском Союзе).

  1. Ожидаемые результаты

Выполнение программы позволит до 2030 года:

довести численность поголовья коров до 3,0 млн. голов во всех категориях хозяйств;

довести объемы производства молока до 10 млн. тонн в год (производство семейными фермерскими хозяйствами – не менее 1 млн. т);

довести объемы переработки молока до 8 млн. тонн в год;

создать 60 тыс. рабочих мест в молочном скотоводстве и 500 тыс. новых рабочих мест в смежных отраслях;

обеспечить конкурентоспособность молочной отрасли на экспортных рынках;

довести потребление молока и молочных продуктов на 1 человека до 250 кг.

Также для поддержки молочной отрасли, возможно, ввести субсидирование экспорта (выделение дотаций на 1 т сухого обезжиренного молока – $300). Для этого необходимо выделить $3 млн. на поддержку экспорта. Это можно делать через Экспортно-кредитное агентство Украины.

«Молочный рынок в последнее время работает в условиях дефицита молока. Поэтому очень многие производители используют сухие компоненты – сухие смеси. Такая продукция в основном идет на экспорт. Более того, в странах Ближнего Востока есть предприятия, которые производят огромное количество молокопродуктов, притом, что сырого молока у них небольшая доля от реальной потребности. Понятное дело, что такая продукция из молока производится из сухих смесей, которые ввозятся из европейских стран. Это мировая тенденция. Однако нам бы не хотелось двигаться в этом направлении. Лучше иметь достаточное количество собственного свежего молока хорошего качества», — отметил Александр Табалов.

Автор: Наталья Белоусова

Источник: AgroPolit.com

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий