Успевает ли электрозарядная инфраструктура в Украине по темпам роста рынка электрокаров с мировыми трендами, и как самому установить зарядную станцию дома.
Читайте также на сайте Region35.ru о том, как купить электромобили Тесла (Tesla) в Украине
Три года назад ЭП писала об инфраструктуре для электрокаров в Украине и о том, насколько удобно передвигаться на электрическом транспорте между городами.
За это время количество электромобилей в стране выросло в четыре раза – с 5,6 тыс. до 27,3 тыс. Такие цифры приводят Мининфраструктуры и ассоциация «Укравтопром».
Каждый год украинцы покупали в среднем по 7,2 тыс. электрокаров. Существенный рост спроса на электрические автомобили произошел в 2018 году, когда с 1 января был отменен НДС на импорт таких транспортных средств. Еще раньше была отменена пошлина в 10%.
Однако одна из причин отказа от покупки электрокаров, которую часто называют автолюбители – это отсутствие необходимой инфраструктуры.
Насколько она изменилась за последние три года, успевает ли зарядная инфраструктура по темпам роста рынка электрокаров? Насколько изменились технологии зарядки электромобилей, и поспевает ли за трендами Украина?
Кто является крупнейшими игроками на рынке зарядных станций? Как самому установить зарядную станцию? Реально ли сегодня путешествовать между городами Украины на электрокаре?
Как было три года назад
Три года назад владелец Nissan Leaf Михаил Плужников так рассказывал о своем опыте передвижения между Киевом и Одессой (475 км) на электрокаре:
«Авто придется заряжать четыре-шесть раз в зависимости от маршрута. Немало времени владелец авто будет тратить на поиск водителей традиционных авто, которые часто паркуются на местах для зарядки электромобилей. Понадобится время и на запуск зарядной станции. Кроме того, электрокар может отказываться от зарядки, либо зарядка будет отказываться заряжать авто. Чтобы изучить эти случаи и подготовиться к ним, мне понадобился год. Уже имея опыт, я сократил время путешествия с 10 до 8 часов».
Через три года почти ничего не изменилось. Владельцы автомобилей с двигателем внутреннего сгорания так же продолжают занимать места для зарядки электрокаров.
Подключение к зарядным устройствам из-за технических проблем часто занимает 10-20 минут, а запас хода Nissan Leaf в 100-120 км до сих пор превращает путешествие этим автомобилем между городами в испытание на выносливость.
Впрочем, если проблем с пользованием инфраструктурой для зарядки электромобилей меньше не стало, то сама инфраструктура заметно эволюционировала.
Что изменилось в зарядной инфраструктуре
За последние три года значительно увеличилось количество зарядных станций по всей стране. Приводим цифры двух крупнейших украинских сетей.
В 2017 году к сети «АвтоЭнтерпрайз» было подключено 1417 зарядных станций. Сейчас их более 3 тысяч. Эта сеть накануне также попала в скандал относительно лоббирования ее интересов народным депутатом «Слуги народа» Александром Куницким.
В июле 2020 года программа «Схемы» обнародовала расследование, которое показало, что депутат рекламировал услуги этой сети и даже лоббировал установку зарядного устройства «АвтоЭнтерпрайз» во дворе, где расположены парламентские комитеты.
Кроме того, Куницкий зарегистрировал законопроекты, которые имели целью упрощение работы операторов сетей зарядных станций.
Другая сеть – «Тока» – увеличила количество зарядных станций с 62 до 484.
В начале 2018 года на рынок вышел новый игрок – сеть электрозаправочных станций YASNO E-mobility, подразделение компании «ДТЭК» Рината Ахметова. Пока сеть насчитывает 28 станций.
«Сегодня инфраструктура однозначно улучшилась в Украине, особенно в сети скоростных зарядок. В первую очередь из-за того, что компания «ДТЭК» и ее сеть зарядок YASNO начала два года назад устанавливать скоростные зарядки на трассах и в городе Киеве», – говорит сооснователь платформы бронирования зарядных станций Go To-U и Tesla Club Ukraine Назар Шимоне-Давида.
По его словам, владельцы электромобилей сейчас нуждаются в быстрых (от 50 кВт) и супер быстрых (от 100 кВт) зарядных станциях именно на трассах. Использование первых позволяет всего за 30 минут пополнить запас хода на 125-140 км. За это же время станция мощностью 120 кВт даст 270 км хода.
Два года назад отсутствие быстрых и супер быстрых зарядных станций на трассах ограничивали путешествия электрокаром на дальние расстояния. Сейчас это ограничение частично снято, по крайней мере, на трассах Киев-Львов, Киев-Одесса, Киев-Полтава.
«Рынок в Украине сам себя регулирует. У нас нет активной поддержки государства в развитии инфраструктуры, поэтому этот рынок, развивается по законам спроса и предложения», – заключает Назар Шимоне-Давида.
Владелец электрокара и культура зарядки
Несмотря на развитие зарядной инфраструктуры, типичные проблемы при ее использовании остаются. Это сбои в работе приложений сетей зарядных станций, проблемы с распознаванием автомобилей, ошибки зарядных устройств во время зарядки и другие.
«Культура зарядки» — необычный термин для владельца традиционного авто, но чрезвычайно актуальный для украинского владельца электромобиля. Он стал своеобразным мерилом качества той или иной зарядной станции.
«Зарядная станция имеет высокую «культуру зарядки», если водитель электрокара через приложение забронировал зарядную станцию, место на время брони не было занято, он с первого раза подключил авто и без приключений заправил», – объясняет руководитель сети электрозаправочных станций YASNO E-mobility Игорь Ковалев.
Важно, чтобы не было ошибок в протоколе обмена информацией между авто и станцией, чтобы между ними стабильно была четкая связь. Электромобиль «рассказывает» зарядной станции, как он хочет заряжаться, какова температура батареи, каково ее состояние, есть ли поврежденные ячейки.
«Если такого диалога между ними не будет, и станция будет выдавать другую, чем нужно мощность, то со временем батарея выйдет из строя», – добавляет Ковалев.
К сожалению, культура зарядки электрокаров в Украине пока не на высоком уровне. Все из-за того, что инфраструктура строится хаотично и без стандартизации.
Большинство зарядных станций устанавливают частные лица, которые покупают их у разных производителей, разного качества, с поддержкой различных протоколов обмена информацией. Как следствие, страдают владельцы электромобилей.
Отзыв одного из пользователей приложения для зарядки электрокаров
Именно о таких проблемах три года назад рассказывал владелец Nissan Leaf Михаил Плужников.
Спрос на высокую культуру зарядных станций растет и со стороны владельцев дорогих электрокаров.
Вместе с ростом количества электромобилей, доля Nissan Leaf за последние три года сократилась с 85% до 60%. Украинцы все чаще выбирают более технологичные марки с большим запасом хода.
Речь идет о Tesla. Даже первые модели S, батарея которой позволяет передвигаться на расстояние до 240 км, а последние (2019 года выпуска) — до 700 км.
Много кто купил новые автомобили у официальных дилеров, поскольку эволюционировало и предложение от официальных дилеров, появились Jaguar I-PACE (470 км), Audi e-tron GE (287-365 км), Hyundai IONIQ Electric (294 км), BMW i3 (290-359 км).
У владельцев дорогих электрокаров более высокие требования к качеству работы зарядных станций, а значит, владельцы зарядных станций и их сетей так или иначе будут вынуждены поднимать качество своих сервисов.
Как установить зарядную станцию
Установить станцию для зарядки электромобиля может кто угодно. Для себя владельцы таких авто обустраивают станции в подземных паркингах, возле частных домов и даже рядом с подъездами.
Устанавливают станции владельцы ресторанов, гостиниц, стоянок, супермаркеты и те, кто видит в этом возможность заработать.
Бизнес на зарядной станции может окупиться примерно через 5 лет.
«Инвестор арендует в ТРЦ часть земли, если она в собственности ТРЦ, или арендует определенную площадь под парковое место, где устанавливает зарядную станцию. ТРЦ выделяет электрическую мощность, минимум 150 кВт.
Однако такую большую мощность не так просто найти, а получить еще сложнее. Однако такой инвестор фактически является владельцем отдельного бизнеса, который мы обслуживаем и создаем операционную деятельность за счет нашего программного обеспечения», – рассказывает Назар Шимоне-Давида.
Например, Go To-U получает 20% от стоимости заправки. Плюс владелец станции ежемесячно платит платформе 100 евро за обслуживание. Это абонентская плата, в которую входит интернет-связь и линия поддержки станции. Все платежи поступают на платформу, которая в конце каждого месяца возвращает владельцу станции 80%.
Стоимость зарядки электрокара существенно отличается в зависимости от места расположения станции и мощности. Некоторые рестораны и гостиницы устанавливают станции на 15-22 кВт и позволяют клиентам пользоваться ими бесплатно.
Некоторые заведения взимают плату 5 грн. за кВт. В таком случае стоимость зарядки батареи Nissan Leaf на 24 кВт будет стоить 80-90 грн., если она не полностью разряжена и ее не заряжают до 100%. Для Tesla с батареей на 100 кВт зарядка обойдется в 350 грн.
На скоростных зарядных станциях стоимость 1 кВт составляет 9 грн., а значит «заправить» Nissan Leaf будет стоить 150 грн., а Tesla – 600-630 грн.
Между тем, собственную зарядную станцию может установить и обычный человек. Купить домашние станции можно как в упомянутой сети «Тока» так и на «Розетке». Цены стартуют от 10 тыс. грн. в зависимости от мощности и достигают 36 тыс. грн. и больше. Дополнительные расходы на установку оборудования, в том числе счетчика – это еще около 5 тыс. грн.
Экономия ощутима. Один километр на электрокаре обходится в 28 копеек, тогда как владельцы бензиновых автомобилей на эту же дистанцию потратят более 2 грн.
Главное условие для установки домашней станции – наличие разрешения от ОСМД или ЖЭКХ.
Путешествия между городами Украины и Европы
Несмотря на развитие инфраструктуры, и заправочных станций в Украине, количество которых измеряется несколькими тысячами, для электромобилей этого все еще недостаточно. Особенно их дефицит водители испытывают на выходных, в период праздников и летних отпусков.
Отправляясь из Киева, Одессы или Львова владельцы электромобилей, как правило, встречаются на одних и тех же станциях, из-за чего возникает очередь, в которой каждому для продолжения движения нужно около часа.
Руководитель YASNO E-mobility говорит, что направление Киев-Львов-Киев всегда загружено. В то же время, трасса Киев-Одесса имеет ярко выраженный сезонный характер. Направление на Полтаву еще слишком мало работает, чтобы делать выводы.
По его словам, зимой между городами обычно путешествуют владельцы Tesla и других электромобилей с большим запасом хода. Летом на Одессу ездят и на Nissan Leaf.
Решить эту проблему можно за счет бронирования. Но сделать это можно пока лишь на платформе Go To-U, где количество зарядных станций незначительно. Иные платформы не предоставляют возможность бронирования, поскольку не все зарядные станции поддерживают такой сервис.
Путешествие на электромобиле по странам Европы комфортнее, чем по Украине. В первую очередь из-за значительно большего количества станций. В прошлом году власти Германии объявили о намерении установить их на всех бензиновых автозаправках.
Более комфортным путешествие по ЕС является и потому, что скоростные зарядки там это норма, а не исключение. Особенно это чувствуют владельцы Tesla. На каждой станции есть минимум 5 зарядных устройств, а отсутствие необходимости загрузки приложения делает процесс быстрым и простым.
Слухи об установке станций Tesla в Украине ходили еще с 2016 года. С 2018 года на карте компании, с пометкой «будущие открытия» появились две точки – вблизи Житомира и Львова. Однако они так и остались планами.
«Как бы, не было обидно это признавать, но в частной переписке сотрудник компании Tesla Стивен Альтман-Ричер, член департамента развития бизнеса, сообщил нам, что компания не имеет намерений строить в Украине зарядные станции Tesla Supercharger в срок до 2022 года. Несмотря на существующие планы сделать это значительно раньше», – сообщала ранее эксперт по транспортным инновациям Офиса реформ при Министерстве инфраструктуры Марина Китина.
Автор: Всеволод Некрасов
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.