Психиатр Денис Угрин: У одного из пяти переболевших COVID-19 – высокий риск психического заболевания

коронавирус, COVID-19, пандемия

Детский и подростковый психиатр, декан магистерского курса по детской психиатрии King’s College (London) Денис Угрин рассказал УНИАН о том, как COVID-19 влияет на психическое здоровье, какие последствия мы ощутим после болезни, и дал советы детям и родителям как, по возможности, уберечь себя от психических расстройств.

Все чаще появляются новости о том, что у переболевших COVID-19 существует высокий риск развития психических заболеваний. Так ли это? Какие исследования проводились по этой теме? 

Несколько недель назад были опубликованы результаты огромной программы, которую провели в США. В исследовании проанализировали данные 68 миллионов американцев, среди которых было 60 тысяч людей, которые переболели COVID-19. Уникальность этого исследования в том, что сравнивали близкие группы людей с ковидом, и без ковида. Это первое уникальное крупное исследование. И, по его данным, в период от двух недель до 90 дней после болезни, у одного из пяти выявляли диагноз того или иного психического расстройства. Это очень много. Из них у 6% это был первый диагноз.

Что интересно, среди новых случаев — уровень тревожных расстройств больше, чем депрессивных. И странно, что новые случаи депрессивных расстройств у переболевших лиц на ковид не так отличаются от тех, кто переболел гриппом.

И что особенно волнует, у 1,6% лиц старше 65 лет развивалась деменция. Для сравнения, если взять все население в возрасте 65 лет, то в нем можно предсказать 1% случаев деменции (возможно, в Украине будут большие цифры из-за ожирения, алкоголизма, но это вряд ли больше, чем 2%). Это всех сильно шокировало.

Тревожные расстройства можно было предвидеть, хотя и не в таких масштабах. Стало понятно, что риск развития психических расстройств после ковида значительно выше по сравнению с такими заболеваниями, как грипп, или по другим болезням. Нет никаких сомнений, что риск существенно выше.

Уже известно, почему так происходит?

Мы не знаем точно. Скорее всего, это многофакторный процесс. Страх заразиться и передать инфекцию, страх, что из-за вас умрут другие люди, локдаун, невозможность выйти и контактировать с другими людьми… Все это, очевидно, влияет, играет важную, ведущую роль. Тревога растет очень сильно. Но для того, чтобы узнать больше, надо проводить более подробное исследование. Делать выводы еще рано.

Но у нас, в Англии, уже начали обустраивать клиники для того, чтобы лечить последствия болезни, в том числе и психические расстройства. Нужны специалисты, их пока нет.

Как пандемия влияет на детскую психику?

Я профессионально занимаюсь суицидами и самоповреждениями детей. Мы проводили небольшое исследование, узнавали, как повлиял ковид на количество обращений в больницы после неудачных попыток самоубийства, самоповреждений. Проанализировали данные примерно 2000 молодых людей из 10 стран. Интересно, что в разных странах количество детей, обращавшихся к врачам в марте-апреле, было значительно меньше, чем в прошлом году.

В Англии количество таких подростков ежегодно росло экспоненциально. Этой весной было практически вдвое детей меньше. Это уникальный случай, мы такого не видели много, много лет.

Мы опросили молодых людей, чтобы понять, почему так произошло. Одни признались, что боялись заразиться, другие говорили, что не хотели загружать врачей и медсестер, такая альтруистическая мысль была. Сейчас будем проводить исследования уже с 20-30 странами по второй волне.

Может ли пандемия стать детской травмой, которая даст знать о себе через годы?

Нас волнует, что дети меньше общаются между собой, вообще не общаются с дедушками и бабушками. Волнует то, что не ходят в школу. Однозначно будет негативное влияние на социализацию детей.

Я много лет работаю в Великобритании, много детей переезжает к нам из других стран. Я помню детей, которые были своего рода «Маугли», которыми никто не занимался. У меня есть видео с одним мальчиком из африканской страны, и если показать его специалистам, они скажут: «Аутизм». Но я увидел этого мальчика через два или три года — большинство симптомов исчезло. Я никогда не видел таких динамических изменений. Очевидно, дети наверстывают.

Я не думаю, что будут драматические изменения после пандемии, но это будет предметом исследований на годы, даже десятилетия.

Какие советы вы бы дали родителям?

Во-первых, не врать, не придумывать сказки, байки про ковид. Не надо говорить, что бабушка и дедушка никогда не умрут от ковида. Надо рассказывать правду в доступной форме. Но не надо обращаться: «Садись, поговорим о болезнях». Надо дождаться, пока ребенок сам заинтересуется. Во-вторых, дети нуждаются в социализации больше, чем взрослые. Для детей игры, в частности социальные, это как для нас работа.

Очень важно помнить, что детям нужен распорядок дня, рутина. Многим взрослым кажется, что на каникулах, во время удаленного обучения дети могут вставать, завтракать, когда угодно. Наоборот, сейчас нужен распорядок дня. Психическое здоровье лучше у тех, кто знает, когда что происходит.

Кроме того, родители должны понимать, что детям нужно не только полезное, но и приятное. И это должно быть каждый день. Но детей надо приучать, что счастливы не те, кто получают, а те, кто делятся. Нужно что-то отдавать другим людям. У нас в Лондоне есть «Пластуны», которыми я занимаюсь, они сейчас разносят рождественские открытки одиноким пожилым людям, общаются с ними, делают интервью…

Надо не забывать, что общение может быть важнее, чем физические потребности. Я бы обратил внимание родителей, что детям важно качество общения, а не его количество. Лучше 15 минут поговорить с ребенком, чем час сидеть рядом и смотреть в смартфон.

Родители, которые работают из дома, не всегда могут контролировать детей, они больше привычного времени проводят в смартфонах, компьютерах. Насколько это может быть вредно?

Мы не знаем точно. Есть предел, за которым это плохо сказывается. Есть рекомендации по экранному времени для детей разного возраста. Нет сомнения, что у старших детей, подростков, которые больше времени проводят в социальных сетях, в смартфонах, выше риск развития депрессии и тревоги. Но мы не знаем, что за этим стоит. Возможно, дети, у которых депрессия и беспокойство, проводят больше времени в смартфонах.

Я вижу соцсети как акселератор хорошего, так и плохого. Они акцентируют проблемы, которые есть у детей. Но я занимаюсь с детьми с аутизмом, я знаю, что они, ни с кем не общались, и вижу, как они перекликаются во время компьютерной игры. Такое общение лучше, чем никакое.

Может быть, дадите какие-то советы и родителям? Как им укрепить свое психическое здоровье? 

Я приглашаю в парк. «П» – приятные занятия, «А» – аэробика, «Р» – распорядок дня, рутина, «К» – коммуникация. Это основано на многолетних исследованиях. Кто из вас вчера делал какое-то приятное занятие? Не для заработка, не для развития? Просто для удовольствия? Но речь идет не о покупке вещей, в этом случае удовольствие короткое. Смаковать можно не только еду, а что угодно.

Важны долгие прогулки, медленный бег. Есть исследование, которое сравнило 30 минут аэробных упражнений три раза в неделю с антидепрессантами. Эффект был одинаковый, он длится 24 часа. И, скорее всего, прогулки и бег предупреждают деменцию.

Помните, что недосыпание приводит к состоянию, близкому к депрессии. Существуют три врага сна – кофеин, алкоголь и гаджеты перед сном. Важна регулярность приема пищи, полезны не супер дорогие продукты, а регулярность, прием их с кем-то еще. И есть много исследований о работе и отдыхе. Психическое здоровье лучше у людей, которые между отдыхом и заработком выбирают первое.

И очень важно общение. Одиночество – фактор риска для многих психических болезней. Изоляцию можно сравнить по силе с курением или ожирением. Помните о людях, которые одиноки.

Автор: Влад Абрамов

Источник: УНИАН

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий