Споры вокруг границы
Большинство вопросов двустороннего сотрудничества между странами должны решаться межправительственной украинско-молдовской смешанной комиссией по вопросам торгово-экономического сотрудничества, которая была создана в 1995 году.
К сожалению, быстрым согласованием спорных вопросов межправительственная смешанная комиссия не отметилась. Так, 12-е заседание состоялось в 2006 году, 13-е заседание в 2011 году, 14-е предполагалось 2012 году в Киеве, но не состоялось до сих пор. Однако есть предварительный оптимистический прогноз, что следующая встреча комиссии все же состоится вскоре.
Тем временем в рамках контактов между ведомствами готовятся протоколы, в которых закроются вопросы демаркации границ, урегулирования прав собственности, соглашения по Новоднестровской ГЭС.
Еще больше времени требует решение вопроса принадлежности 430 м береговой линии реки Дунай в районе порта Джурджулешть, которые согласно соглашения о госгранице признаны за Молдовой.
В этом случае речь идет об установлении двух пограничных знаков. Однако сделать это смогут, когда решат вопрос демаркации границы в районе Днестровской ГЭС-2, который зависит от признания права собственности Украины на часть буферного гидроузла.
Речь идет об участке, который занимает водохранилище в 17 га, который находится на правом берегу Днестра. Он был отведен УССР в 1981 году для строительства ГАЭС в связи с соответствующим постановлением Совета министров Молдавской ССР.
Учитывая то, что это советское постановление утратило силу, территория размещения буферного гидроузла ГЭС-2 и факт завершения его строительства без участия молдавской стороны привели к раздору между сторонами. Не обошлось без чрезмерной политизации вопроса и острой дискуссии в публичном пространстве Молдовы.
Решение спорных вопросов происходит одновременно с развитием других сфер сотрудничества. В частности, во время переговоров украинско-молдавской рабочей группы по вопросам транспорта в Кишиневе 28-29 июля стороны достигли принципиальных решений, которые, однако, все еще нуждаются в реализации.
Во-первых, речь идет о либерализации автомобильных перевозок и отмене разрешений на транзит грузового автотранспорта между Украиной и Молдовой. Считается, что это решение, прежде всего, выгодно молдавской стороне.
Во-вторых, предполагается либерализация авиасообщения, от которой выигрывают уже украинские авиаперевозчики, для которых предусматривается увеличение частот. В то же время, чиновники договорились о строительстве моста через Днестр между городами Ямполь (Украина) и Сорока (Молдова). Донорами этого проекта должны стать Европейский банк реконструкции и развития и ЕС.
Протекционизм или свободная торговля?
В мае 2016 года Министр иностранных дел Украины Павел Климкин выразил предложение относительно «постепенного распространения общего рынка ЕС на рынки государств, которые заключили Соглашение об ассоциации с ЕС, и введения дополнительного формата сотрудничества по вопросам, связанным с имплементацией соглашений о ЗСТ, гармонизацией систем верховенства права, усиления взаимодействия в сфере объединения транспортных и энергетических сетей, студенческих и молодежных обменов».
Насколько продвинулись в реализации этих планов дипломаты причерноморской тройки (Украина-Молдова-Грузия), выяснить не удалось.
Однако сам факт данного формата сотрудничества может свидетельствовать о появлении, по крайней мере, в Киеве планов по выделению государств, которые подписали Соглашение об ассоциации с ЕС, в отдельную группу в рамках инициативы Восточного Партнерства.
Это может быть хорошим стимулом для укрепления сотрудничества путем обмена опытом по имплементации СА и УВЗСТ и ухода от практик соревнования за статус «любимца» и наиболее продвинутого ассоциированного партнера ЕС. Впрочем, участие Украины и Молдовы в многосторонних экономических проектах, на практике, однако, не исключает «торговых» войн.
В апреле 2016 года неожиданно для Киева правительство Молдовы одобрило Постановление «О введении мер по защите внутреннего рынка» (до 31 декабря 2016 года), чем вызвало возмущение украинской стороны.
Речь шла о введении защитных квот и пошлин на отдельные товары украинского производителя: на молоко и сливки (10%), другую молочную продукцию (15%), сливочное масло и сыр (15%-20%); мясную продукцию (15%); цемент (10%). Такие протекционистские меры были восприняты в Украине с полностью прогнозируемым (если брать во внимание долгую и сложную историю украино-молдавских торговых отношений) возмущением.
В результате второй квартал 2016 года стал периодом не конструктивного диалога, а временем выяснения позиций и ухудшения отношений.
Энергетическое направление сотрудничества также требует перезагрузки, ведь Украина потеряла свои позиции на энергетическом рынке Молдовы. В результате непрозрачно проведенного тендера в феврале-марте 2016 года украинские коммерческие поставки электроэнергии прекратились.
По сообщениям молдавских СМИ, украинская сторона предложила лучшие условия, более низкую цену и гарантии того, что поставки будут выполнены в полном объеме. Несмотря на это, «контракты были заключены с приднестровской фирмой «Энергокапитал» – посредником в схемах поставки электроэнергии с МолдГРЕС, которая принадлежит россиянам.
По мнению экспертов, молдавские власти отказали украинцам, чтобы спасти приднестровский бюджет, а также сохранить собственные интересы в этой схеме.
Еще один сегмент двусторонних экономическо-торговых отношений требует отдельного освещения. Это импорт молдавского вина в Украину.
Молдавские компании уже давно жаловались на сложность доступа на украинский рынок. Зато Киеву бы следовало подумать о возможном плане поддержки не только украинского, но и молдавского виноделия.
Иначе, последствия от российского эмбарго, которые значительно ослабили экономику Молдовы, могут оказаться неприятными для Украины. Затруднительная экономическая ситуация добавляет пункты «дорожной карты», которую разрабатывает для Кишинева Москва.
Летом уже были озвучены некоторые из них. В частности, относительно растамаживания молдавской винодельческой продукции в Краснодарском крае. Импорт морем, а не транзит через Украину.
Битва за Днестр
Днестр – это водная пуповина Молдовы (обеспечивает 70% водных ресурсов и Кишинев, в частности). Качество питьевой воды, уровень воды и безопасность экосистемы реки в целом – это повестка дня, которую Украина и Молдова должны решать совместно.
Однако часто приходится слышать нарекания молдавской стороны на нежелание украинских коллег садиться за стол переговоров, чтобы обсудить вопрос Новоднестровской гидроэлектростанции. Считается, что именно ее деятельность является причиной нехватки воды и обмеления молдавского русла Днестра.
Кроме того, ощущаются последствия глобального изменения климата. Уровень реки не восстанавливается за зимне-весенний период.
Для украинской стороны Днестр и его притоки, в частности, Збруч – это, прежде всего, каскад гидроэлектростанций. Согласно принятой в июле 2016 года правительственной Программе развития гидроэнергетики Украины на период до 2026 года Днестр будет перегорожен дамбами в шести дополнительных местах.
Станет ли реализация этой Программы шагом к укреплению энергоэффективности Украины, как на это надеются инициаторы принятия ее правительством, неизвестно, но в том, что она поставила под угрозу экосистему Днестра, сомневаться не приходится.
Непосредственным проблемным вопросом, порожденным работой Новоднестровской ГЭС, для молдавской стороны является установление фиксированного объема спуска воды Днестровского водохранилища.
Для сохранения санитарного состояния Днестра на молдавском участке нужный объем воды составляет 120 кубометров в секунду (реальная ситуация – 105-107 кубометров в секунду), желаемый объем, однако, составляет 180-200 кубометров в секунду.
В августе 2016 года уровень воды в Нижнем Днестре упал до критической черты, в результате чего обеспечение водой Кишинева оказалось под угрозой.
Экологические ведомства двух государств также имеют ряд вопросов, которые накопились из-за перерыва в межведомственных консультациях. Речь идет о загрязнении Днестра из-за неисправных очистных сооружений.
Остро стоит вопрос сброса нечистот из Сорок и других молдавских городов, который ставит под угрозу нижнее течение Днестра в Одесской области и водообеспечение Одессы. Проблему загрязнения реки нечистотами уже признает и глава управления Гидрометеослужбы Молдовы Валериу Казак после посещения разных участков реки, в частности — участка Сорок.
Поэтому, чтобы развязать этот гордиев узел проблем, сторонам необходимо оставить шлейф взаимных обвинений в прошлом и воспользоваться международным опытом, который подскажет, как превратить Днестр в совместный проект по интегрированному управлению водными ресурсами.
На получение такого опыта, в частности, в рамках выполнения украинско-молдавского проекта «Содействие трансграничному сотрудничеству и комплексу управления водными ресурсами в бассейне реки Днестр» руководством Глобального экологического фонда выделено почти $ 2 млн. Также продолжается сотрудничество при посредничестве ОБСЕ и ЕЭК ООН.
Национальные меньшинства: проблемы самоидентификации
Украинское меньшинство в Молдове часто называют «забытой диаспорой». Официальный Киев до сих пор не разработал современную эффективную информационную и образовательную политику в отношении зарубежного украинства.
Это означает, что Украина не может расценивать украинское меньшинство (8,34% граждан Республики Молдова; 28,8% жителей Приднестровья) как однозначную «мягкую силу» Украины в соседнем государстве.
Следовательно, первоочередные задачи посольства в очередной раз сосредотачиваются на том, чтобы скоординировать между собой представителей украинских общин Кишинева, Северной Молдовы и Приднестровья. При этом важно уделять равномерное внимание украинцам из всех регионов Молдовы, а не фокусироваться преимущественно на украинцах Приднестровья, как это было раньше.
Для эффективной информационной кампании об Украине украинский информационный продукт должен попадать в информационное поле Молдовы, в котором доминирует российский контент. Для этой темы нужны трансляции коммерческих украинских телеканалов и продвижение информационного украиноязычного и русскоязычного контента.
Подобным путем идет Румыния, которая в рамках борьбы с российской дезинформацией создает для Молдовы общее информационное пространство с контентом на румынском и русском языках.
Время, безусловно, также влияет на состояние украинского меньшинства и ускоряет процессы ассимиляции. К тому же, Украина не предлагает никакой существенной морковки, которая бы побуждала молдавских украинцев держаться своей этнической идентичности.
Поэтому вполне ожидаемо, что количество школ, в которых изучается украинский язык и литература как предмет, уменьшается (78 в 2000-2001 и 50 сегодня). О том, что Украина теряет привлекательность и позиции в образовательном пространстве Молдовы также свидетельствует факт практического исчезновения академической украинистики в Бельцком государственном университете им. Алеку Руссо вследствие нехватки заинтересованных студентов.
В то же время, Украине не следует подражать российской образовательной политике в Приднестровье. В условиях, когда ситуация вокруг урегулирования конфликта на Донбассе во многих моментах отражает путь, что уже прошло Приднестровье, следует избегать любых договоров между Тирасполем и украинскими юридическими лицами.
В частности, Киеву политически невыгодно продлевать лицензии филиалам МАУП и национального университета «Одесская юридическая академия» в Приднестровье. Ведь предыдущая практика функционирования этих филиалов предусматривала подписание отдельных Меморандумов о сотрудничестве между университетом и министерством народного образования ПМР.
Интегрированное управление границами
Недемаркированная часть украино-молдовской границы состоит из нескольких участков: 3,2 км на приднестровском участке украинско-молдовской границы, около 500 м в районе порта Джурджулешты на юге и на дамбе Днестровской ГЭС, вопрос о которой остается наиболее проблемной частью переговоров на сегодня.
Не меньшая проблема это контроль над приднестровским участком границы. С одной стороны, равнинная местность является всепроникающей. С другой стороны, бедное население пограничной полосы годы было задействовано в контрабанде, которой промышляет регион.
Построенные за годы существования конфликта в Приднестровье схемы контрабандной торговли сигаретами и спиртом – это настоящий вызов правоохранительным органам обоих государств, который требует пресечения, как местных контрабандистов, так и организованной международной преступности.
В течение 2014-2016 годов граница с Приднестровьем оказалась под усиленным контролем украинских пограничников. К охране границы была задействована Национальная Гвардия согласно решению СНБО Украины.
Кроме того, начались инженерные работы в целях защиты пограничной полосы. Ужесточен паспортный контроль с особо придирчивой проверкой владельцев российских паспортов.
Эти меры, по меньшей мере, повлекли уменьшение количества пересечений границы, а с ним и контрабанды.
Важно, что все это осуществляется при помощи миссии ЕС по приграничной помощи Украине и Молдове (EUBAM), штаб-квартира которой с 2005 года располагается в Одессе.
Положительное влияние деятельности миссии на украинско-молдавский диалог пограничников и таможенников сложно переоценить. На сегодня он привел к имплементации национальных стратегий по внедрению интегрированного управления границами, важной сделке по осуществлению совместного контроля в пограничном пропускном пункте Кучурган-Первомайск (приднестровский участок) в Украине и не менее знакового соглашения об автоматизированном обмене данными о пересечении границы между Украиной и Молдовой.
На практике это означает, что молдавские пограничники будут владеть полной информацией относительно движения людей и товаров через Приднестровье из Украины, а также усиление безопасности границы.
Кроме того, вскоре начнется строительство совместного пункта пропуска «Маяки-Паланка-Удобное» (введение в действие в 2018 году) на территории Молдовы и переоборудование еще одного пункта пропуска «Рени-Джурджулешты» на территории Украины.
Все это будет способствовать скорости пересечения границы согласно принципу «одна остановка – одно окно», что, как ожидается, также положительно повлияет на экономическое развитие региона. Кроме того, действующие пограничные пункты будут усилены современным оснащением с выходом в базы данных Интерпола.
Не исключено, что в будущем дойдет до внедрения своего формата «шенгена» в пределах стран-участниц Восточного Партнерства, но пока что рамки программ Восточного Партнерства предусматривают финансирование указанных совместных пунктов контроля между Украиной и Молдовой.
Если средства на строительство ППП «Паланка» уже выделены, то по «Кучургану», насколько нам известно, решение еще не принято. Поэтому остается надеяться, что торжественные речи во время встреч президента Порошенко и премьера Филиппа 7 октября в Одесской области не останутся только обещаниями.
Вопрос Приднестровья
Кроме изменений в таможенных процедурах, самым важным стало решение о денонсации «Соглашения между правительством Украины и правительством РФ об организации военных межгосударственных перевозок и расчетов за них» и «Соглашения между правительством Украины и правительством РФ о транзите через территорию Украины военных формирований РФ, которые временно находятся на территории Республики Молдова».
Таким образом, российский миротворческий контингент в Приднестровье оказался отрезанным от России без возможности дальнейшей ротации.
Внешнеполитическая деятельность Тирасполя также была ограничена действиями Киева, в частности, благодаря закрытию неба над государством для частных бортов российских политиков, включая спецпредставителя президента РФ по Приднестровью Дмитрия Рогозина.
Также была определена приоритетность интересов Киева: демилитаризация Приднестровского региона путем вывода российского контингента.
Важность урегулирования приднестровского конфликта требует тесной координации действий между Киевом и Кишиневом.
Автор: Елена Бетлий, Институт мировой политики
Источник: Европейская правда
Перевод (с сокращениями): BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.