Банковская система и государственные финансы в России в январе-сентябре 1995 г.

В сентябре 1995 г. на состояние второго уровня банковской системы России значительно повлияла ситуация, сложившаяся на межбанковском рынке. Начиная с августа число новых банковских учреждений не менялось, однако количество филиалов коммерческих банков увеличилось за сентябрь на 7, а за август-сентябрь – на 38.

В сентябре впервые с начала года понижение темпов роста числа новых банков было связано не со структурной перестройкой банковской системы и преобразованием некоторых банков, а со значительным сокращением количества уже действующих банков в результате отзыва у них лицензии в связи с нарушением банковского законодательства. Так, в сентябре у 31 банка была отозвана лицензия, а всего с начала года – у 114 банков.

Произошедшие изменения отразились на структуре банковской системы. Если до августа наблюдалась тенденция к сокращению числа паевых банков, при одновременном увеличении числа акционерных, то в сентябре количество паевых банков в общем количестве отечественных коммерческих банков возросло на 2, а количество акционерных банков снизилось.

Сначала года число банков, имеющих генеральную лицензию, не изменилось и на 1 уменьшилось число банков с простой валютной лицензией. При этом в сентябре уставные фонды банков с простой валютной лицензией возросли на 2,3%, банков с генеральной лицензией – на 5,44%. Средний уставной фонд зарегистрированных отечественных коммерческих банков в сентябре повысился до 3855,9 млрд. рублей.

Однако до настоящего времени значительное число отечественных банков имеют уставной фонд ниже среднего. Уставной фонд до 1 млрд. рублей к 1.10.95 имели 48,7% всех зарегистрированных банков, от 5 млрд. рублей – только 13,9% от общего количества банков.

В сентябре августовское обострение ситуации на рынке МБК продолжало сказываться на объемах межбанковских кредитов. Увеличившиеся с начала года на 45,2% объемы МБК в сентябре снизились на 11,7%, а с августа по октябрь – на 39,2%.

На кредитную деятельность банков (предоставление ссуд предприятиям, организациям и населению) события августа практически не повлияли. Так, объемы краткосрочных ссуд возросли с начала года на 45,8%, а за сентябрь на – на 1,1%. Темпы роста долгосрочных кредитов в целом с начала года отставали от темпов роста краткосрочных кредитов и к 1.10.95 составили 24,4%, но в сентябре темпы роста долгосрочных инвестиций банков опережали темпы роста краткосрочных и достигли 3,9%.

Государственные финансы

Укрепление положительных тенденций в реальном секторе экономики в январе-августе 1995 г. благоприятно повлияло на бюджетную систему. Федеральный бюджет был исполнен с дефицитом 18,1 трлн. руб., который снизился с 2,8% по отношению к ВВП (в январе-июле) до 2% (в январе-августе). Для консолидированного бюджета была характерна та же тенденция.

Положение в бюджетной сфере по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выглядит благополучным: на 2,7 пункта в консолидированном и на 2,4 пункта в федеральном бюджете выросла доля доходов по отношению к ВВП, а доля расходов снизилась соответственно на 5,6 и 6,5 пункта. Уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП уменьшился в этот период в 5 и более раз.

Постатейный анализ показал, что в январе-августе 1995 г., как, впрочем, и в январе-августе 1994 г., значительных изменений в доходной части консолидированного бюджета не произошло. Исключение составили акцизы (за счет расширения круга подакцизных товаров). Основные поступления, как и прежде, приходятся на налог на прибыль (его доля в общей сумме доходов увеличилась с 28,8% в январе-июле до 29,2% в январе-августе). Снижение доли налога на добавленную стоимость с 24,1 до 22,5% связано главным образом со спадом промышленного производства в августе.

Как и в 1994 г., значительные суммы налоговых платежей не поступают в бюджетную систему, оседая в недоимке. В январе-августе недоимка по платежам в бюджет с учетом долгов, перешедших с прошлого года, по данным Госналогслужбы РФ, увеличилась на 12,6 трлн. руб. по сравнению с январем-июлем и составила 52,7 трлн. руб., или на 25,6% от общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет, в том числе по налогу на прибыль – 17,6 трлн. руб. (23,7% от всей суммы поступлений этого налога), по налогу на добавленную стоимость – 21,1 трлн. (39,8%), по акцизам – 4 трлн. (29,9%), по платежам за право пользования недрами – 2,6 трлн. руб. (63,4%).

Расходная часть консолидированного бюджета была исполнена в сумме 253 трлн. руб., или 28,4% от ВВП. Из них большая часть – 163 трлн. рублей направлена на поддержание отраслей и отдельных объектов экономики, социально-культурные мероприятия, национальную оборону, государственное управление и правоохранительную деятельность.

Анализ показал, что в структуре исполнения федерального бюджета прослеживаются те же тенденции, что и в структуре доходов и расходов консолидированного бюджета. В августе доходы федерального бюджета превысили намечавшийся уровень и составили 125,2 трлн. руб., или 14,1% к ВВП. По-прежнему основную долю всех налогов составляет налог на прибыль, поступления по которому превышают бюджетные проектировки, что обусловлено главным образом перерасчетами за 1994 год.

Однако доля налоговых поступлений в общей сумме доходов несколько снизилась по сравнению с июлем и составила 78,6% (на 1.08.95 г. – 83%). Так, сокращение доли налога на добавленную стоимость с 33,2% в июле до 30,7% связано, прежде всего, со снижением объема промышленного производства в январе-августе. Дальнейшее уменьшение доли доходов от внешнеэкономической деятельности с 10,9% в январе-июле до 10,3% связано с тем, что общая сумма доходов росла быстрее, чем доходы от внешнеэкономической деятельности.

По сравнению с соответствующим периодом 1994 г. изменилась структура доходов федерального бюджета: доля налога на прибыль уменьшилась на 3,2 пункта, удельный вес акцизов вырос почти в 2 раза. Улучшилось исполнение федерального бюджета по сравнению с январем-августом 1994 г. Если на 1 сентября 1994 г. исполнение федерального бюджета в целом по доходам составило 32,2% утвержденной суммы, то на ту же дату 1995 г. – 71,5%, по налогу на прибыль соответственно 42,7 и 112,6%; по налогу на добавленную стоимость 30,8 и 77,6%; по акцизам – 12,1 и 80,4%.

В структуре расходов федерального бюджета по сравнению с июлем существенных изменений не произошло. Наблюдалось некоторое снижение доли расходов по отдельным статьям, что связано главным образом с их недофинансированием.

Общая сумма недоимки в федеральный бюджет продолжала расти и на 1.09.95 г. составила 28,4 трлн. рублей. По-прежнему наибольший удельный вес в общей сумме недоимки составили неплатежи по налогу на добавленную стоимость – 15,5 трлн. руб., или 54,6% от общей величины недопоступлений этого налога в федеральный бюджет; по налогу на прибыль – 6,9 трлн. руб. (24%), по акцизам – 3,6 трлн. руб. (12,7%).

В январе-августе дефицит федерального бюджета составил 14% от общей суммы расходов (предельный размер дефицита федерального бюджета, установленный Законом России, составляет 29,5% от суммы его расходов). По-прежнему в качестве основных были использованы неинфляционные источники покрытия дефицита, такие как реализация государственных ценных бумаг – 13,4 трлн. руб. (в том числе государственных краткосрочных обязательств – 14,8 трлн. руб.) и внешнее финансирование – 6,5 трлн. рублей. В августе был получен внутригодовой кредит Банка России (без учета его погашения) в сумме 3,5 трлн. руб. при плане первого полугодия 5 трлн. рублей.

Следует отметить, что если в первом полугодии удельный вес внутренних источников финансирования бюджетного дефицита преобладал и постоянно возрастал, то после 1 июля он стал снижаться: в январе-июне составил 71,0%; в январе-июле – 65,6%; в январе-августе – 64,1%. Соответственно стала расти доля источников внешнего финансирования благодаря поступлению кредитов международных финансовых организаций.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий