Бизнес-прогнозирование – искусство или наука?

Прогнозирование связано с получением наиболее точной оценки определенных событий и процессов в будущем. В современном стремительно меняющемся мире влияние таких факторов, как макроэкономика, конкуренция, рынки, социальная сфера и экологическая среда, на бизнес конкретной компании увеличивается с каждым днем, и, поэтому точный прогноз может означать разницу между успехом и неудачей.
Стоит отметить, что, к примеру, прогнозные оценки продаж и прибыли компании являются главной входной информацией для разработки различных стратегий развития бизнеса и др.
К слову, аргумент в пользу «не прогнозировать», базируется на том, что в будущем никаких серьезных изменений, как в лучшую, так и в худшую сторону, не ожидается, то есть ничего меняться не будет или у нас будет достаточно времени, чтобы отреагировать постфактум, уже после определенных событий. Но ведь это далеко не так. Жизнь каждый день преподносит замечательные сюрпризы, и было бы неплохо, хотя бы некоторые из них упреждать.
Таким образом, в современном стремительно меняющемся мире точный прогноз может означать разницу между успехом и неудачей. Сегодня настало время, когда больше нельзя полагаться исключительно на интуицию или еще какие-либо чувства при осуществлении прогнозов продаж, прибыли, предпочтений потребителей и ряда других экономических показателей.
В частности у интуиции есть, как минимум, три недостатка:
1. интуитивный прогноз всегда субъективен и по этой причине имеет определенной смещение;
2. интуиция в силу своей природы не может всегда быть правильной, то есть иногда она нас, к сожалению, подводит;
3. в-третьих, требуется немало лет практического опыта для того, чтобы узнать, как конвертировать интуитивные оценки в хорошие и качественные прогнозы.
В текущей ситуации важно научиться прогнозировать продажи, другие бизнес-показатели компании с как можно большей точностью. И здесь речь должна идти о конкретных статистических методах и специализированных программах.
Однако важно подчеркнуть, что и излишне идеализировать статистические методы и компьютерные программы также не стоит. Зачастую действительно стоит прислушаться к своей интуиции, к своему опыту, к рекомендациям коллег, или просто внимательно самому подумать о тех рядах данных, которые вы хотите прогнозировать. То есть личные оценки, базирующиеся на практическом опыте и предыдущих исследованиях, всегда должны играть важную роль в подготовке прогнозов.
В то же время, хотелось бы посоветовать, не использовать сложные методы прогнозирования до тех пор, пока они не продемонстрируют свою точность и эффективность на практике, в конкретных реальных ситуациях. В данном случае более простые методы прогнозирования зачастую оказываются более качественными и эффективными.
Кроме того, необходимо осознавать, что, к сожалению, в природе не существует прогнозов, методов и моделей, которые постоянно будут правильными и точными, то есть полностью совпадать с фактическими данными. Хотя, с другой стороны, если бы это было так, то нам, наверное, было бы не совсем интересно: все уже заранее известно и предсказано!
Экономические прогнозы должны базироваться на четкой логике, но никак не на субъективной риторике. Причем здесь речь должна идти не только о том, что может произойти, но и о том, насколько это вероятно.
Так как в прогнозах всегда присутствует неопределенность, то всегда необходима проверка качества прогнозов, которая показывает, как хорошо фактические данные следуют прогнозу, совпадают с прогнозными оценками. Первичной целью проверки качества прогнозной модели является определение необходимости пересмотра прогнозов (нужно или нет, и если нужно, то когда?). При этом прогноз будет подлежать пересмотру в том случае, если фактические данные выходят за пределы доверительных интервалов.
В целом при прогнозировании экономических показателей, на мой взгляд, целесообразнее использовать не одну, а несколько статистических моделей. Например, можно использовать наиболее оптимистичный прогноз, наиболее пессимистичный и наиболее вероятный.
Более того, хотелось бы обратить внимание, что в случае, если несколько прогнозных моделей основаны на различной информации, то комбинация моделей зачастую обеспечивает более качественный и точный прогноз, чем каждая модель по отдельности.
Идея комбинированного прогноза («combined forecasts») выглядит действительно впечатляюще: имея два, три прогноза, можно определенным образом соединить их в один комбинированный прогноз, у которого надежность и точность будут выше, чем у каждого индивидуального прогноза.
Таким образом, прогнозирование – это одновременно и искусство в творческом понимании, и наука в плане дисциплины используемых прогнозных техник. По некоторым оценкам, на 80% это наука и на 20% – искусство. На мой взгляд, эти составляющие распределены поровну.
В любом случае, сегодня не вызывает сомнения тот факт, что каждая компания должна разрабатывать свою личную прогнозную систему, позволяющую анализировать те или иные сценарии будущего. При этом прогнозирование должно рассматриваться не как какой-то «ответ» или «решение задачи», а скорее как еще одна дополнительная входная информация для принятия управленческих решений в сфере экономики и финансов.
Автор: Александр Муха
P.S. Уважаемые коллеги, присылайте Ваши статьи, посвященные анализу и прогнозированию в бизнесе, на электронный адрес info@businessforecast.by – мы с радостью опубликуем их у себя на сайте!

Читайте по теме:

Комментарии

  • 13 февраля 2013, 01:02 Александр Муха

    В Гонконге наиболее привлекательными объектами для инвесторов являются финансовый сектор, оптовая и розничная торговля. Правительство страны намерено снизить стоимость земли для строительства объектов системы здравоохранения, а также объектов в сфере туризма, развлечений, культуры и отдыха. В свою очередь, основными факторами инвестиционной привлекательности Румынии являются вхождение страны в Евросоюз в 2007 г., достаточно объемный внутренний рынок (население страны составляет 21,361 млн. чел.), низкие трудовые издержки и географическая близость к основным европейским рынкам сбыта. В отраслевом разрезе прямые иностранные инвестиции поступают в нефтегазовый сектор и энергетику Румынии. В июле 2009 г. казахстанская компания KazMunaiGaz приобрела румынский холдинг Rompetrol, в состав которой входят два нефтеперерабатывающих завода с суммарной мощностью 4 млн. тонн нефтепродуктов в год, а также сеть из 350 автозаправок. Чешский энергетический холдинг CEZ развивает крупнейший в Европе проект по использованию энергии ветра на морском побережье Румынии с мощностью 600 Мегаватт (проект будет завершен в 2010 г.).

Оставить комментарий