Согласно результатам исследования аудиторской компании PwC, в Украине за 2019-2020 годы 51% организаций пострадали от мошенничества. Лидером среди экономических преступлений стало незаконное присвоение имущества — его назвали 47% опрошенных.
В перечень самых распространенных экономических преступлений также вошли взяточничество и коррупция, мошенничество со стороны клиентов, киберпреступления и мошенничество в сфере закупок. По данным ведомственной статистики Министерства внутренних дел, по итогам 2020 года по результатам рассмотрения 3 908 уголовных производств в сфере коррупции установлена сумма материального ущерба государству вследствие экономической преступности в размере 3,025 млрд. грн.
А по расчетам Министерства экономики, уровень теневой экономики в январе-сентябре 2020 года вырос на 3 процентных пункта по сравнению с 2019 годом и составил 31% ВВП. Уголовные производства в сфере государственных финансов расследуют МВД, прокуратура и Служба безопасности. Эта распыленность на фоне приведенной статистики вызвала недовольство со стороны бизнеса и Международного валютного фонда.
Путем решения проблемы стал новый законодательный акт, принятый депутатами Верховной рады. Согласно ему, предотвращением и противодействием уголовным правонарушениям в области экономики и финансов государства будет заниматься единый орган.
12 мая Кабинет министров принял постановление о создании Бюро экономической безопасности. БЭБ призвано заменить налоговую милицию, экономические подразделения Нацполиции и так называемый департамент «К» СБУ.
Как будет происходить взаимодействие государства с предпринимателями после принятия нового закона? Не станет ли возобновление проверок бизнеса возвращением «масок-шоу»? Какие принципы качественного регулирования в законодательстве станут предохранителями возможных злоупотреблений?
Реформа налоговой милиции
Борьбой с налоговыми правонарушениями в Украине длительное время занималась налоговая милиция – подразделение фискальной службы. Она же была органом досудебного расследования по делам об уклонении от налогообложения и нарушениях в бюджетной сфере.
Налоговую милицию обвиняли в давлении, злоупотреблении силовыми полномочиями и использовании «схем». За годы деятельности орган получил неофициальный статус крупнейшего врага украинского бизнеса.
Проблема ликвидации налоговой милиции остро встала после Революции достоинства в 2014 году. Однако только в январе 2021 года Верховная рада одобрила проект закона «О бюро экономической безопасности Украины». Целесообразность создания бюро объясняют путаницей в распределении дел между тремя следственными органами и их низкой эффективностью работы.
Авторы законопроекта в пояснительной записке отмечали, что чрезвычайно малое количество возбужденных налоговой милицией, СБУ и Нацполицией дел доходило до суда. Еще меньше подтверждали вину тех, кого подозревали в экономических преступлениях. Так, в 2019 году было зарегистрировано 1 287 уголовных производств по уклонению от уплаты налогов. Судебных решений было только 18, из них обвинительных – всего десять.
В том же году шла активная работа над законопроектом «О службе финансовых расследований». Он был принят в первом чтении, но позже отклонен и снят с рассмотрения. Далее депутатский корпус начал работать над законопроектом «О бюро экономической безопасности». Его и приняли.
Ключевое бюро
БЭБ должно начать работу в сентябре 2021 года. Бюро будет заниматься уклонением от уплаты налогов и преступлениями, связанными с экономикой и финансами. От нового органа ожидают уменьшения доли теневого бизнеса в Украине, увеличения поступлений налогов и сборов, оптимизации структуры правоохранительных органов и сокращения количества работников, противодействующих преступности в сфере финансов.
Также ожидается, что БЭБ будет разбираться с экономическими правонарушениями на языке цифр, а не силовыми методами. «Сотрудники бюро будут давать рекомендации государственным органам с целью повышения эффективности принятия ими управленческих решений по регулированию отношений в сфере экономики», – говорится в тексте акта.
Предпосылки успешной работы нового органа
Директора Бюро экономической безопасности будет выбирать на открытом конкурсе комиссия, которая будет состоять из представителей, делегированных Верховной радой, правительством и президентом. В центральном и региональных подразделениях БЭБ будет работать 4 тыс. работников. Они также будут избираться с помощью конкурса, что не позволит дискредитированным работникам перейти из налоговой милиции.
Сотрудники бюро будут делиться на аналитиков и детективов. Первые будут анализировать информацию о расчетах компаний, изучать финансовые показатели и предупреждать преступления.
Детективы будут расследовать выявленные преступления. Они будут получать специальные звания, аналогичные полицейским, а их минимальная зарплата составит 20 прожиточных минимумов (в 2021 году – 45,4 тыс. грн).
В 2021 году на финансирование бюро заложили 587 млн. грн. При БЭБ создадут Совет общественного контроля, который будет следить за его деятельностью. В частности, совет будет рассматривать отчет директора бюро, и представлять свое заключение. В переходный период уголовные производства Налоговой милиции передадут Генеральной прокуратуре, чтобы избежать коллапса в системе.
Полномочия БЭБ: стоит ли беспокоиться
Один из ключевых принципов регуляторной политики — предсказуемость работы нового органа — стал главным акцентом для представителей бизнеса, приобщенных к разработке и обсуждению законопроекта. С этим возникли проблемы, и ясности в вопросе пока нет.
Новому правоохранительному органу до сих пор не дали окончательных полномочий. Для этого депутаты должны принять специальные изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодекс, объясняет партнер юридической фирмы «Василь Кисиль и партнеры» Назар Кульчицкий.
«Предложения уже есть и перспектива их внедрения, мягко говоря, настораживает», – говорит юрист.
В частности, предлагаются изменения в 212-ю статью Уголовного кодекса «Уклонение от уплаты налогов». Депутаты хотят увеличить штраф за это преступление и ввести уголовную ответственность за него до семи лет заключения.
«Перспектива заключать в тюрьму предпринимателей до семи лет является тревожным сигналом. Это означает, что государство меняет приоритеты. Теперь оно не столько хочет получить свои налоги, сколько хочет иметь возможность наказывать предпринимателей тюремным сроком», – заявляет Кульчицкий.
Другое предложение депутатов предусматривает до 12 лет тюрьмы за незаконное возмещение НДС или безосновательную подачу заявления на возмещение этого налога.
«Если сейчас НДС просто не возмещают тем, у кого нет для этого оснований, то новая статья может стать реальным поводом для того, чтобы «посадить» предпринимателя за представление недостоверной декларации. «Всех собак будут вешать» только на бизнесмена. Что это, как не смещение акцентов и выгораживание государственной системы?»- добавляет партнер юридической фирмы.
Кроме того, отдельным сотрудникам БЭБ предоставят широкие полномочия по использованию специальных средств, в том числе огнестрельного оружия. Европейская бизнес-ассоциация предупреждала, что это может быть использовано для давления на бизнес и продолжения печально известных традиций вроде «маски-шоу».
«Мы считаем, что именно эти рудиментарные нормы создают благоприятную среду для злоупотребления служебным положением и превышения полномочий», – добавили в ассоциации.
Кроме того, за оперативными подразделениями БЭБ закрепляются полномочия по осуществлению негласных следственных действий. Ассоциация считает, что это противоречит основным задекларированным принципам власти: упрощения ведения бизнеса и недопустимости давления на субъекты хозяйствования.
Юрист Кульчицкий предупреждает, что предложения законодателей снимают ответственность с налоговиков и таможенников и направлены против предпринимателей и импортеров.
«Повышение тяжести перечисленных преступлений дает правоохранителям две основные возможности. Первая — проведение негласных следственных действий в отношении фигурантов (прослушивание, аудио — и видеоконтроль), вторая – возможность ареста и содержания человека под стражей, чтобы его можно было шантажировать», – отмечает он.
Однако в Союзе украинских предпринимателей надеются, что бюро станет качественно новым органом, ведь, в отличие от налоговой милиции или СБУ, оно будет заниматься преимущественно аналитической работой.
Как БЭБ повлияет на бизнес в целом
По данным парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, в 2019 году в Украине ежедневно проводилось 183 ареста имущественных объектов и 200 обысков. В результате за год произошло 67 тыс. арестов имущественных объектов и 70 тыс. обысков. Силовики и налоговики сначала возбуждали фиктивные уголовные дела, а затем предлагали предпринимателям незаконные методы их закрытия. По словам авторов законопроекта, с появлением БЭБ в стране должно уменьшиться давление на бизнес.
«Новый орган будет аналитическим, и выявлять системные преступления. Он будет работать с базами данных, а не заниматься оперативно-розыскными мероприятиями или проведением обысков в офисах», – рассказал председатель комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев.
Депутаты утверждают, что отношения между предпринимателями и государством будут базироваться на принципах прозрачности и предсказуемости. «Деятельность БЭБ будет способствовать налаживанию партнерских отношений между бизнесом и контрольными органами, эффективности действий единого правоохранительного органа по борьбе с преступлениями в сфере экономики и повышению позиции Украины в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Выводы
Авторы законопроекта утверждают, что создание Бюро экономической безопасности является логическим продолжением реформы правоохранительных органов в духе создания Национального антикоррупционного бюро и Государственного бюро расследований.
По словам депутатов, дерегуляция в виде объединения функций налоговой милиции, экономического департамента Службы безопасности и прокуратуры в расследовании финансовых и налоговых преступлений уменьшит давление на бизнес. Этому будет способствовать изменение функции институции со следственной на аналитическую.
Однако бизнес-ассоциации и юристы предупреждают, что некоторые полномочия, которыми наделено БЭБ, позволят представителям государства заниматься давлением на добросовестных предпринимателей. Более того, изменения, которыми предлагается дополнить текст акта, расширяют полномочия детективов. Они смогут проводить следственные действия с использованием огнестрельного оружия и арестовывать бизнесменов.
Закон о создании БЭБ вызывает опасения относительно соблюдения принципов качественного регулирования. Открытыми остаются вопросы о невмешательстве государства в дела бизнеса через полномочия. При условии низкого уровня доверия предпринимателей к государственным органам вновь созданное бюро может либо усилить это отношение, либо ослабить его. Главным неизвестным в этом уравнении остается прозрачность принятия решений внутри БЭБ.
Законодательство предусматривает подотчетность и прозрачность бюро перед налогоплательщиками. Однако пробелы в отдельных положениях акта создают широкие возможности для различной трактовки норм сторонами.
Показателями успешности работы нового бюро станут увеличение налоговых поступлений в госбюджет, уменьшение теневого сектора экономики и повышение позиции Украины в рейтинге Doing Business. Этого можно будет достичь в случае соблюдения правил игры всеми сторонами, в первую очередь – государством.
Автор: Анна Родичкина
Источник: ЭП
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.