Цены, зарплата и инфляция в Беларуси в январе-июле 1997 года

1) Индекс потребительских цен (ИПЦ) вырос на 43,4% за первые семь месяцев 1997 г. и на 67,3% по сравнению с соответствующим периодом 1996 года. Среднемесячная инфляция в течение первых семи месяцев 1997 г. составляла 5,3%. Рост ИПЦ во втором квартале 1997 года составил 14,4% по сравнению с 4,5 во втором квартале 1996 года и 23,6% в первом квартале 1997 года.

2) Продовольственные товары составляют 35% корзины товаров, используемой для расчета ИПЦ. ИПЦ на продовольственные товары вырос на 46,7% за первые семь месяцев 1997 года и на 69,7% по сравнению с январем-июлем 1996 года. Во втором квартале 1997 г. цены на продовольственные товары выросли на 17,2% по сравнению с 4,6% во втором квартале 1996 г. и 23,5% в первом квартале 1997 года.

Цены на продовольственные товары росли слегка опережающими темпами по сравнению с индексом потребительских цен в целом, начиная с 1996 года (это очевидно при сравнении как годовых, так и квартальных показателей соответствующих индексов).

3) Непродовольственные товары составляют 47% корзины товаров, используемой для расчета ИПЦ. Индекс цен на непродовольственные товары вырос на 32,1% за первые семь месяцев 1997 г. и на 49,7% по сравнению с соответствующим периодом 1996 года.

Рост цен на непродовольственные товары во втором квартале 1997 года составил 9,8% по сравнению с 3,9% во втором квартале 1996 года и 17,8% в первом квартале 1997 года. Начиная с 1996 года индекс цен на непродовольственные товары рос медленнее, чем индекс потребительских цен в целом и индекс цен на продукты питания.

4) Услуги составляют 18% корзины товаров, используемой для расчета ИПЦ. Индекс цен за услуги вырос на 40,2% за первые семь месяцев 1997 года и на 50,7% по сравнению с январем-июлем 1996 года. Рост цен на услуги во втором квартале 1997 года составил 6,7% по сравнению с 5,0% во втором квартале 1996 года и 30,7% в первом квартале 1997 года.

Цены на услуги росли медленнее по сравнению с ценами на потребительские товары в целом начиная с 1996 года, что явствует из годовых и поквартальных показателей соответствующих индексов.

5) Индекс цен производителей промышленной продукции (ИЦППП) вырос на 71,8% за первые семь месяцев 1997 года и на 100,1% по сравнению с соответствующим периодом 1996 года. Среднемесячный ИЦППП за первые семь месяцев 1997 года составил 8,1%. Во втором квартале 1997 года ИЦППП вырос на 16,2% по сравнению с 4,9% во втором квартале 1996 года и 40,6% в первом квартале 1997 года.

6) Номинальная заработная плата возросла на 44,3% за первые семь месяцев и на 86,1% по сравнению с январем-июлем 1996 года. Темпы роста номинальной заработной платы в январе-июле 1997 года составляли в среднем 5,5% ежемесячно.

Таким образом, темпы роста номинальной заработной платы в 1997 году сопоставимы с ростом потребительской инфляции (43,4% к июлю 1997 года), хотя следует отметить, что в период с июля 1996 года по июль 1997 года темпы роста номинальной заработной платы превысили темпы роста ИПЦ (86,1% и 67,3% соответственно).

7) Минимальная заработная плата (МЗП) используется в Беларуси в качестве ориентира для индексации заработной платы, хотя доход очень небольшого числа людей ограничивается МЗП. Минимальная заработная плата составляет 100.000 белорусских рублей по состоянию на конец 1996 года, после чего она повышалась на 30% до 130.000 рублей (1 января), на 15,4% до 150.000 (1 апреля) и на 33% до 200.000 рублей (1 сентября).

Дальнейшее повышение МЗП в 1997 году не планируется, однако освобождение подавленной инфляции и зарегистрированный рост производительности труда и рентабельности предприятий согласно официальной отчетности (а именно эти показатели используются Министерством труда для составления тарифных сеток) могут оказать давление с тем, чтобы МЗП была повышена до конца 1997 года.

8) Начиная со второго квартала 1996 года, официальная политика в области оплаты труда предусматривает сохранение реальной заработной платы на текущем уровне. Рассчитываемый экспертами проекта ВЕТ индекс реальной заработной платы в конце июля 1997 года возрос на 0,7% по сравнению с декабрем 1996 года и на 11,3% по сравнению с июлем 1996 года.

9) Рост реальной заработной платы является инфляционным. Рост реальной заработной платы на 11,1% во втором квартале 1996 г. вкупе с наращиванием кредитной эмиссии (М3) на 51% привели к росту инфляционного давления на экономику, которое сдерживалось административными мерами, включая ценовой контроль, введение ограничений на размер торговой надбавки предприятий розничной торговли и усиление контроля за хозяйственной деятельностью предприятий.

В результате этого в январе 1997 г. произошел «обвал»: курс белорусского рубля по отношению к доллару США на московской МВБ упал почти на 100% по сравнению с официальным курсом, установленным правительством Беларуси, что привело к резкому падению объема чистых резервов. Это заставило правительство Беларуси последовать рекомендациям Национального банка и частично либерализовать курсовую политику.

10) Снижение официального обменного курса белорусского рубля в 1-м квартале 1997 г. повлияло на уровень цен посредством повышения рублевой стоимости на каждый доллар стоимости импортируемой продукции. Однако прямое воздействие этого процесса на индекс потребительских цен было ограниченным, поскольку большая часть импортируемой продукции – сырье и энергоносители – идет на изготовление готовой продукции, которая затем экспортируется и не полностью попадает в корзину товаров, используемую при расчете ИПЦ. Стоимость импортируемого сырья в долларовом выражении оставалась неизменной.

11) В начале 1997 г. была разработана программа постепенного повышения коэффициента возмещения издержек по предоставлению коммунальных услуг, призванная снизить степень воздействия этого фактора на состояние государственного бюджета.

В случае реализации данной программы к концу 1997 г. коэффициенты возмещения издержек возросли бы до 80-100%. Несмотря на определенный рост в 4-ом квартале 1996 г. и 1-м квартале 1997 г., общий уровень возмещения издержек к концу 1-го квартала был ниже, чем в конце 1996 г. Несмотря на то, что общий уровень возмещения издержек предполагает массовое субсидирование коммунальных расходов государством, задолженность по оплате за коммунальные услуги по некоторым статьям составляет до 30%.

Выводы и рекомендации в области экономической политики

12) Стабильность цен является одной из важнейших макроэкономических задач любого государства. Средства достижения этой цели везде одни и те же: здоровая фискальная и кредитно-денежная позиция и приемлемая комбинация мер фискальной и кредитно-денежной политики, принимающая во внимание особенности каждой страны. Через шесть лет после начала процесса рыночных реформ, инициированного распадом СССР, Беларусь остается единственной страной с переходной экономикой в Европе, в которой не достигнута реальная макроэкономическая стабилизация. Государство не смогло добиться стабильности уровня цен.

13) Фискальную позицию в Беларуси в общем можно охарактеризовать положительно, несмотря на исключение из бюджета значительных внебюджетных фондов, что приводит к искажению общей бюджетной позиции страны. Денежно-кредитная политика стала излишне мягкой после прекращения в конце 1995 г. выполнения программы стабилизации, разработанной с помощью МВФ.

14) Возврат к административным методам управления экономикой, который начался в 1995 г., привел к постепенной экономической изоляции и увеличению рискового рейтинга страны. Прямым экономическим следствием этого стало исключительно низкий уровень внешнего финансирования со стороны многосторонних и двухсторонних доноров и частных инвесторов в виде прямых и портфельных инвестиций. С учетом весьма ограниченных успехов на ниве приватизации едва ли не единственным источником финансирования стала эмиссия центрального банка.

15) Стабилизация цен требует фундаментального пересмотра проводимой в Беларуси макроэкономической политики. Это обязательное условие получения доступа к источникам международного финансирования.

16) Изменение макроэкономической политики в свою очередь требует разработки плана реальной стабилизации, которого в настоящее время не существует. Для того, чтобы Беларусь была в состоянии создать план реальной стабилизации и достижения долгосрочной ценовой стабильности, основанной на фундаментальных принципах рыночной экономики, необходимо полностью выполнить программы структурной перестройки, разработанные совместно с МВФ и Всемирным банком.

17) Правительство запланировало месячную инфляцию в 1998 г. на уровне 2% (27% в год). Эти прогнозы соотносимы не столько с действительным положением дел, сколько с положением Программы социально-экономического развития страны до 2000 года. По расчетам экспертов ВЕТ, инфляция составит 85-80% в 1997 году (против 36% запланированных правительством) и 75-110% в 1998 году. Эти цифры основаны на экономической политике, проводимой в жизнь правительством, а также на растущем отставании Беларуси от соседних стран, особенно в сфере кредитно-денежной политики.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий