Эти дети не умеют готовить пищу, делать покупки и распоряжаться деньгами. Они обычно не знают, кем хотят стать, а если и знают, понятия не имеют, как этого достичь.
Они просто не имеют человека, которому могли бы довериться, высказать наболевшее или услышать совет. Большинство из них практически не имеют шансов на усыновление.
По данным уполномоченного президента по правам ребенка, воспитанники интернатов в 500 раз чаще совершают самоубийство, в 30 раз более склонны к алкоголизму, в 100 раз чаще получают судимость, в 45 раз чаще становятся безработными.
7 лет назад общественная организация «Одна надежда» организовала наставничество – новый вид безвозмездной помощи детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, прежде всего, подросткам.
Оно не требует денег, специального образования и даже много времени. Наставник – это, в первую очередь, друг, который периодически навещает ребенка, находящегося в интернатном учреждении, и помогает ему советом или учит чему-то.
За годы своей деятельности «Одна надежда» нашла наставников для 1330 детей в Киеве и области. О некоторых историях их отношений мы недавно писали.
Этой осенью наставничество узаконили на государственном уровне и планируют распространить на всю Украину. 8 сентября парламент принял, а 5 октября президент подписал изменения в закон о защите детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, которыми наставничество вводится как официальная форма помощи детям в учреждениях институционального ухода.
22 ноября в Киеве состоялся посвященный этой теме саммит «Будь со мной» с участием супруги президента Марины Порошенко, уполномоченного по правам ребенка Николая Кулябы, представителей «Одной надежды», интернатных учреждений, а также самих наставников.
«Украинская правда. Жизнь» разбиралась в том, что такое наставничество и что оно может дать украинским детям.
Что делает наставник?
Наставник – это не член семьи, не учитель и не спонсор. Это авторитетный товарищ, который может выслушать, дать совет, заинтересовать, быть примером.
Наставник может научить подопечного самым простым бытовым вещам: как готовить пищу, стирать и гладить; объяснить, откуда берутся деньги и как правильно планировать бюджет, как выбирать товары в магазине; рассказать, куда обращаться для получения медицинской помощи или иных консультаций; помочь определиться с будущей профессией, подготовиться к поступлению в вуз или найти работу.
Завоевав доверие ребенка, он может объяснить, как строить близкие отношения и создавать семью. Возможно, показать пример собственной семьи, ведь воспитанники интернатов не видят здоровой модели семейных отношений и не умеют их создавать.
В конце концов, наставник – это человек, которому просто не безразличен этот конкретный ребенок.
Сколько времени и денег это потребует?
Минимальные обязательства, которые берет на себя наставник, – это посещать ребенка раз в неделю в течение часа на протяжении года.
Однако лучше ориентироваться на долговременное общение. Ведь «мы в ответе за тех, кого приручили». Как показывает опыт «Одной надежды», часто наставники продолжают общаться и дружить с воспитанниками на добровольных началах и после достижения ими 18 лет.
Никаких материальных обязательств наставник не имеет, но по желанию может принимать участие в материальном обеспечении ребенка.
Какие дети могут иметь наставника?
Наставника может иметь ребенок в возрасте от 0 до 18 лет, которые проживают в учреждениях институционального ухода, независимо от того, имеет ли он официальный статус сироты или нет (согласно статистике, его имеют лишь 10% воспитанников).
К таким заведениям относятся дом малыша, детский дом, детский дом-интернат, школа-интернат, учебно-реабилитационный центр, приют для детей, центр социально-психологической реабилитации детей, а также другие заведения для проживания детей.
Прежде всего, наставничество ориентировано на детей среднего и старшего школьного возраста. По словам психологов, маленькие дети плохо понимают такой формат отношений. Они надеются, что наставники их удочеряют или усыновляют, если, например, они хорошо будут себя вести, и очень огорчаются, когда этого не происходит.
В практике «Одной надежды» были случаи, когда наставники становились приемными родителями для своих подопечных. Однако если вы этого не планируете, лучше ориентироваться на детей старшего возраста.
Можно ли забирать ребенка в гости или гулять с ним в городе?
Сначала наставник посещает ребенка в заведении, где он проживает. Позже, с согласия администрации учреждения, самого ребенка, а также, при наличии, родителей или законных представителей, можно забирать ребенка за пределы заведения в то время, когда не проводится обучение.
На это время ответственность за жизнь и здоровье ребенка несет наставник.
Почему это лучше подарков, которые можно передать в интернаты?
По словам специалистов, дети в учреждениях институционального ухода уже обеспечены одеждой и едой, но очень нуждаются в обычном человеческом общении и социализации.
Николай Куляба говорит, что сейчас интернатные учреждения поддерживает много спонсоров. Часто они покупают то, что детям вообще не нужно и очень редко употребляется.
Однако, конечно, каждый делает то, что может сделать. Лучше передать в интернат подарок, чем не сделать ничего.
Кто может быть наставником?
По закону, большинство дееспособных лиц в возрасте от 18 лет.
Исключения – те же самые, что для усыновителей. Они прописаны в статье 212 Семейного кодекса.
В частности, наставниками не могут быть люди, которые уже были усыновителями или опекунами другого ребенка, но усыновление было отменено или признано недействительным по их вине; находятся на учете или на лечении в психоневрологическом или наркологическом диспансере; злоупотребляют спиртными напитками или наркотическими средствами; не имеют постоянного места проживания и постоянного заработка; страдают определенными болезнями или по состоянию здоровья требуют постоянного постороннего ухода.
Также наставниками, как и усыновителями, не могут быть иностранцы, которые не находятся в браке, кроме случаев, когда иностранец является родственником ребенка.
Наставниками также не могут быть люди, которые были осуждены по определенным статьям Уголовного кодекса или имеют непогашенную судимость за совершение других преступлений.
К кому обратиться, если я хочу стать наставником?
Согласно закону, подбором и обучением наставников будут заниматься центры социальных служб для семьи, детей и молодежи по месту проживания ребенка.
Между центром социальных служб для семьи, детей и молодежи, наставником и администрацией учреждения, в котором проживает ребенок, заключается письменный договор.
Для этого нужно согласие ребенка, если он достиг такого возраста и уровня развития, что может его высказать, а также письменное согласие родителей или иных законных представителей.
Однако этот процесс до сих пор не налажен на государственном уровне.
До марта Министерство соцполитики должно утвердить положение о наставничестве, а также программу обучения наставников.
По словам Николая Кулябы, положение может быть утверждено уже до конца года.
Руководитель ОО «Одна надежда» Татьяна Иордан поясняет, что к тому времени их организация проведет обучение методологии наставничества для партнерских организаций и специалистов Минобразования и Минсоцполитики, областных социальных служб.
Формируется база потенциальных партнеров, которые могут привлекаться к внедрению наставничества в своих областях. Такими партнерами могут быть общественные, благотворительные или волонтерские организации, в уставе которых прописана «защита прав детей».
Пока что люди со всей Украины, которые хотят стать наставниками, могут зарегистрироваться на сайте «Одной надежды».
Позже эти люди будут решать, в какую организацию или соцслужбу им обратиться в каждой области.
Сколько длится обучение на наставника?
В общественной организации «Одна надежда» обучение наставников продолжается 3-4 дня.
Сколько оно продлится, и как будет происходить на государственном уровне, пока сказать сложно, поскольку программа подготовки наставников еще не утверждена.
Могу ли я выбрать ребенка, которому стану наставником?
Нет. Наставники подбираются для ребенка, а не наоборот.
«Мы смотрим на потребности каждого ребенка, по ним составляется определенный документ, где указывается, что ему нужно именно сейчас. И согласно этих потребностей, подбирается наставник», – говорит Иордан.
Может ли наставничество заменить усыновление?
Конечно, нет. Но не все дети могут быть усыновлены. В частности, 90% детей в учреждениях институционального ухода официально имеют родителей, но это не делает их жизнь счастливее.
Дети-инвалиды и подростки имеют минимальные шансы быть усыновленными. И не все взрослые могут себе позволить усыновить ребенка по разным причинам.
Согласно закону, если ребенка усыновляют или берут под опеку, наставничество в отношении его прекращается.
Поэтому наставничество – это для тех детей, которые не будут усыновлены или на тот период, пока они не усыновлены. Оно никоим образом не может помешать ребенку получить другие формы помощи.
Кроме того, руководитель Центра социализации подростков 15+ проекта «Дом» Юлия Фещенко отмечает, что часто подростки к наставничеству относятся лучше, чем к возможности быть усыновленными.
«Много детей до 15 лет уже имеют опыт усыновления, отказа от опеки и возвращения в интернатное учреждение. С этой травмой не сравнится, пожалуй, даже потеря родителей. Как правило, для них слова «опека» или «детский дом семейного типа» уже не звучат сладко. Когда ты говоришь, что наставник – это просто друг, который просто рядом, чем-то поможет, что-то подскажет, это воспринимается лучше», – объясняет она.
Есть ли «противопоказания» к наставничеству?
Как объясняет Татьяна Иордан, иногда мотивация человека, который хочет принять участие в проекте, может быть неправильной.
Правильная мотивация: «Я хочу помочь одному ребенку и иду в проект ради этого ребенка».
Иногда человек хочет стать наставником, потому, что это тренд. Или он хочет самореализоваться и показать всему миру, что он классный волонтер.
Бывает так, что мотивация правильная, но у человека есть обстоятельства, которые будут мешать ему регулярно навещать ребенка.
«Например, у вас свой маленький ребенок на грудном вскармливании. Если ваш ребенок заболеет, вы выпадаете из наставничества на 2-3 недели, и ребенок в интернатном учреждении будет вас ждать», – говорит Иордан.
По ее словам, психологи, которые отбирают наставников, имеют много критериев, чтобы понять, будет ли определенный человек в этом успешным.
Не возникает ли у детей конфликтов из-за того, что кто-то имеет наставника, а кто-то – нет?
По словам практического психолога Центра социально-психологической реабилитации детей №1 города Киева Ирины Василюк, дети часто хвастаются друг перед другом тем, что у них есть наставник, и другие также хотят иметь такого друга.
Однако Татьяна Иордан отмечает, что серьезных конфликтов по этому поводу в практике не было.
«Они наоборот начинают коммуницировать, чтобы проверить, действительно ли это классно, что у тебя есть наставник», – говорит она.
А если я не понравлюсь ребенку?
К этому надо быть готовым.
Психолог Ирина Василюк рассказывает, что обычно воспитанники просят, чтобы у них появились наставники и поддерживают с ними отношения долгие годы.
Однако в их Центре социально-психологической реабилитации детей была девочка, которая отказалась от наставника. Она сказала: «Спасибо, но мне это не нужно, у меня есть много друзей».
Вместе с тем, если ребенок не идет на контакт сразу, это не значит, что ему не нужен наставник.
«Есть дети, которые даже представления не имеют о том, что взрослые могут быть безопасными. Они боятся снова пережить потерю», – говорит главный специалист Киевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Любовь Лориашвили.
По ее словам, это нормально, когда ребенку не нравятся взрослые незнакомые люди.
«Здесь очень важно, чтобы взрослый не испугался. Займитесь какой-то деятельностью. Посидите тихо с ребенком, нарисуйте что-то. И ребенок увидит, что вы все равно рядом, что вы не ушли. Возможно, вам придется приехать 10 раз, прежде чем ребенок захочет общаться», – говорит Лориашвили.
Однако если ребенок все же категорически откажется от наставника, его предложат кому-то другому.
Каких наставников больше всего не хватает?
Возможно, именно вас.
«Я поняла, что или я приду к ребенку такая несовершенная, какая я есть, или не придет никто», – сказала одна из наставниц в телесюжете.
Татьяна Иордан в комментарии «УП. Жизнь» также подчеркнула, что если вы станете наставником, вы будете лучшим наставником для этого ребенка, потому что шанс попробовать еще кого-то в этой роли у него вряд ли будет.
По словам Иордан, очень не хватает мужчин-наставников.
«Есть подростки-ребята, талантливые, которые пытаются развиться даже в тех ужасных условиях невозможности реализации, в которых они живут. И нет рядом мужчины, который бы просто сказал: «Пацан, пойдем, я буду с тобой играть в футбол». Не надо быть кандидатом наук, не надо быть кем-то особенным, просто придите», – призывает она.
Татьяна уверена, что если человек хочет быть наставником, он всегда найдет на это время: «Когда я пришла в наставники, это был один из рисков, который мне озвучила психолог: «Где ты найдешь время на ребенка?» и назвала мне 6 моих сфер деятельности. Я сказала: «Я понимаю, куда я иду, и на ребенка я время найду». Так и получилось».
Потому что один час вашего времени в неделю может изменить чью-то жизнь навсегда.
Автор: Екатерина Тищенко
Источник: «Украинская правда. Жизнь»
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.