Что изменилось в украинской экономике от Соглашения об ассоциации с ЕС – исследование

С 1 января 2016 года в Украине официально начала действовать углубленная и всеобъемлющая зона свободной торговли (УВЗСТ) с ЕС. Но фактически много экономических положений Соглашения об ассоциации заработали еще до того. С весны 2014 года действовали автономные торговые преференции Евросоюза, с ноября 2014 применяются положения Соглашения об экономическом и отраслевом сотрудничестве.

Читайте также: Бесплатно, но не даром. Что не так с международной помощью Украине

Поэтому уже сейчас можно не только обсуждать возможности, но и анализировать первые последствия внедрения Соглашения для экономики Украины.

Соглашение влияет на экспорт, на импорт (последний можно будет оценить лишь по результатам 2016 года), на прямые иностранные инвестиции и другие каналы поступления капитала. Влияние на экономические отношения внутри страны касается бизнес-климата, конкурентоспособности, производительности и тому подобного.

Но эти влияния имеют разный временной горизонт.

Обнуление пошлин стимулирует относительно быструю реакцию бизнеса. Зато гармонизация законодательства обычно имеет растянутое во времени действие, а значит, последствия видны не сразу.

Мы сосредоточимся на последствиях, которые уже можно проследить. Это – в первую очередь влияние на внешнюю торговлю.

И в оценке влияния соглашения об ассоциации стоит учесть ситуацию в стране.

В 2014-2015 годах экономика Украины оказалась в условиях «идеального шторма» – произошло едва ли не все плохое, что могло произойти.

Совпали политический, экономический кризис, военный конфликт, что привело к потере значительной части производственных мощностей и разрыва производственных цепочек. На внешних рынках ситуация также не слишком благоприятная.

Макроэкономическая стабилизация была достигнута лишь во второй половине 2015 года, хотя ситуация до сих пор шаткая. Структурные реформы, призванные стимулировать экономическое восстановление, проходят медленнее, чем ожидалось, что ограничивает инвестиционную привлекательность страны.

Данные статистики: что изменилось?

В 2015 году объемы торговли между Украиной и остальным миром стремительно сокращались, не обошла эта тенденция и торговлю с ЕС.

По данным Госстата, экспорт товаров и услуг в ЕС составил 15,9 млрд. долларов США, что на 24% меньше, чем в предыдущем году, а импорт – 18,0 млрд. долларов США, это на 26% меньше в измерении год к году.

Впрочем, сокращение объемов торговли с ЕС было не таким стремительным, чем с другими странами мира. В 2015 году объем торговли с ЕС составил 37% общего объема торговли Украины, это наивысший показатель за последние двадцать лет.

В экспорте товаров и услуг доля ЕС составляет 33%, в импорте – 42%.

Товарная структура экспорта Украины в ЕС оставалась постоянной на протяжении последних лет, несмотря на экономические шоки.

Около трети занимает продукция сельского хозяйства и пищепрома, в первую очередь зерновые, семена масличных культур и растительное масло. На втором – экспорт черных металлов и изделий из них (22% экспорта в 2015 году), на третьем – электрические и механические машины (14%), преимущественно за счет электрического оборудования.

Снижение ввозных пошлин в ЕС не привело к резким изменениям в структуре торговли, ибо более низкими пошлинами в первую очередь воспользовались те производители, которые уже экспортировали в ЕС.

Структурные же сдвиги станут более заметными лишь через несколько лет, ведь установление новых связей и продвижение новых товаров займет время.

Ввозные пошлины

По оценкам МЭРТ, в рамках автономных торговых преференций (АТП) были обнулены пошлины ЕС на 94,7% товарной номенклатуры промышленных товаров.

По 83,4% сельхозтоваров и товаров пищепрома ЕС отменил пошлины, еще 15,9% начали действовать так называемые тарифные квоты.

Это не означает запрета на экспорт, но при превышении тарифной квоты применяется пошлина.

По расчетам Института экономических исследований и политических консультаций (ИЭИ), средняя ставка пошлины для украинских товаров упала с 4,9% до 0,5%, средневзвешенная – с 5,0% до 2,6%.

Существенное сокращение – в сельхозсекторе и легкой промышленности.

Именно эти отрасли получили наибольшие стимулы для активизации экспорта в ЕС.

В то же время сохранились ненулевые пошлины на несколько товарных групп – обувь, головные уборы; изделия из камня, гипса и др.; продукты растительного происхождения, транспортные средства и тому подобное.

В дальнейшем постепенно будет происходить снижение пошлин на эти товары.

Доступ на рынок ЕС для продукции животноводства

Для части товаров отмена пошлин не означает автоматического улучшения доступа, потому что для выхода на рынок нужно также выполнить требования по безопасности продукции.

Самыми строгими являются требования к продукции животноводства, где в настоящее время доступ на рынок ЕС предоставляется каждому предприятию индивидуально, после длительной проверки.

За последние годы Украина достигла прогресса в получении разрешений на экспорт отдельных видов продукции животного происхождения.

В частности, в конце 2015 года украинские производители молока и молочных продуктов  завершили процедуры подтверждения, и были зарегистрированы как поставщики продовольственных товаров в ЕС, что создает дополнительные возможности для переориентации экспорта с рынка России.

По состоянию на начало 2016 года украинские производители имеют право на поставки в ЕС семи из пятнадцати категорий пищевой продукции животноводства и восьми из десяти категорий побочных продуктов животного происхождения. Относительно ряда других товаров подготовка к выходу на рынок ЕС продолжается.

Но? несмотря на рост количества экспортеров в ЕС, их доля в общем количестве производителей крайне низкая.

С другой стороны, это означает, что Украина имеет потенциал для дальнейшего наращивания экспорта.

Тарифные квоты

Частью договоренностей в рамках соглашения стали так называемые тарифные квоты.

В рамках тарифных квот предусмотрены нулевые ставки ввозной пошлины, а вне их с объемами товаров применяются те же пошлины, которые действовали и ранее, в рамках Соглашения об ассоциации.

Предусмотрено 36 категорий товаров, к которым ЕС применяет тарифные квоты, в частности:

ряд продуктов животного происхождения: от мяса до меда;

продукты растительного происхождения: зерно, грибы, чеснок и тому подобное;

несколько позиций готовых пищевых и других продуктов, например сахар, сок, переработанные томаты, этанол и сигареты.

Использование тарифных квот является очень неравномерным. Среди 36 товарных категорий, в отношении которых в ЕС действуют тарифные квоты, в течение 2015 года было полностью использовано 9 тарифных квот, 11 – частично, а 16 не использовались вообще.

Возникает вопрос, насколько система тарифных квот сдерживает рост экспорта.

Анализ применения тарифных квот в рамках действия режима автономных торговых преференций Евросоюза свидетельствует: пока нет достаточных доказательств того, что применение пошлин вне объемов тарифной квоты носит ограничительный характер.

Четыре из девяти товаров, тарифная квота в отношении которых полностью использована, экспортировались в ЕС в объемах, которые в 2-20 раз превышают объем квоты. Это – кукуруза, сок, мед, ячменная крупа и мука. Очевидно, что для этих товаров действующие ввозные пошлины не являются «запрещающими».

Есть три товара, в отношении которых к середине 2015 года существовала гипотеза, что пошлины сверх объемов квот являются слишком высокими для продолжения экспорта – мягкая пшеница, переработанные томаты и мясо птицы.

Однако статистика 2015 года не подтверждает эту гипотезу: экспорт для всех трех товаров превысил объем квоты.

В 2015 году в отличие от 2014, Украина полностью использовали квоты на еще два товара – овес и сахар. Уровень их экспорта был близок к объему квоты, и это снова позволяет сделать предположение о потенциально ограничивающем влиянии ввозных пошлин.

Но делать окончательный вывод пока невозможно. Надо продолжить наблюдения.

Пересмотр объема тарифных квот будет возможен через несколько лет после начала применения УВЗСТ. К тому времени у нас будет достаточно наблюдений для обоснованных выводов относительно ограничивающего характера пошлин вне квоты.

Между тем, порой причиной неиспользования квот является недостаточное внутреннее производство и/или существование других, экономически более привлекательных рынков.

Детальные данные: везде падение было равномерным?

Хотя суммарные показатели экспорта в 2015 году сократились, по отдельным позициям не все так однозначно.

По динамике экспорта в ЕС всю товарную структуру можно условно разделить на три категории.

Первая категория – товары, экспорт которых вырос за два года.

Самым быстрым был рост экспорта продукции животного происхождения, который выиграл от снижения пошлин (а также наконец-то получено разрешение от ветеринарных служб ЕС). Также увеличился экспорт стеклянных изделий, жиров и масла, древесины и пробки и изделий из них, приборов и аппаратов, часов и тому подобное.

Вторая категория – товары, экспорт которых за два года сократился меньше, чем совокупный показатель сокращения экспорта в ЕС (минус 22%).

Большинство товаров этой группы за два года меняли тренд от роста к падению или наоборот. К этой категории можно отнести экспорт готовых пищевых изделий, текстильных изделий, механического и электронного оборудования, транспортных средств и тому подобное.

Наконец, третья категория – товары, экспорт которых за два года существенно сократился.

В этой группе – важные для украинской внешней торговли товары, такие как продукты растительного происхождения (экспорт семян масличных культур упал на 48%!), недрагоценные металлы, продукция химпрома и минеральные продукты.

Стремительное снижение экспорта здесь связано преимущественно с внешней конъюнктурой, а именно с падением мировых цен на сырьевые товары, а также снижением производственного потенциала Украины через физическую потерю части производств.

Что изменилось после 1 января 2016 года?

С начала 2016 года вместо режима автономных преференций применяется зона свободной торговли.

Процесс постепенной либерализации торговли продлится десять лет, хотя для некоторых украинских товаров предусмотрены более длительные переходные периоды.

В первый год УВЗСТ применяются те же пошлины, которые действуют с 2014 года в рамках АТП.

Следовательно, дополнительных стимулов для экспорта, благодаря снижению ввозных пошлин в начале, УВЗСТ не принес.

В течение следующих лет произойдет постепенное снижение до нуля ряда пошлин, а также расширение объемов тарифных квот для нескольких товаров, в том числе меда, пшеницы, кукурузы, соков.

Снижение пошлин Украиной будет происходить медленнее, чем это сделал ЕС.

С 2016 года Украина снизила среднюю ввозную пошлину на промышленные товары с 3,8% до 1,1%, а на продукцию сельского хозяйства и пищевой промышленности – с 8,6% до 5,6%. В целом уменьшение и обнуление пошлин коснулось 70% товарной номенклатуры.

В последующие годы пошлины на промтовары постепенно снизятся до нуля, но для доли сельхозтоваров останутся ненулевыми.

Также Украина будет применять тарифные квоты для трех товаров – двух видов мяса и сахара.

Отдельный режим предусмотрен для импорта легковых автомобилей из ЕС. Если объемы импорта превысят несколько пороговых значений, предусмотренных Соглашением, Киев сможет применять защитную пошлину в течение 14 лет. А значит, есть вероятность, что полная либерализация рынка может состояться лишь в начале 2030-х годов.

Также сейчас в Украине действуют несколько экспортных пошлин, в том числе на живой скот, кожсырье, семена некоторых масличных культур, лом черных и цветных металлов. Украина постепенно будет снижать их в торговле с ЕС, за десять лет эти пошлины должны быть окончательно отменены. Однако для нескольких товаров возможно применение дополнительного экспортного сбора, которое начнется, если экспорт в ЕС превысит пороговое значение.

Нетарифные барьеры

Пожалуй, самым важным компонентом УВЗСТ является сближение регуляторных систем Украины и ЕС, что ведет к существенному снижению нетарифных барьеров в торговле.

Договоренности сторон касаются улучшения работы таможен. Предусмотрена постепенная гармонизация системы технического регулирования Украины и ЕС.

Это позволит подписать Соглашение о соответствии и приемлемости промышленных товаров (АСАА), что уничтожит технические барьеры для выхода этих товаров на рынок ЕС.

Речь в первую очередь идет о продукции машиностроения, стройматериалов, игрушек, упаковки и отходов, взрывчатых веществ гражданского назначения.

Украина уже сейчас достигла очень значительного прогресса в выполнении этой части Соглашения. На начало 2016 года гармонизировано так называемое общее (горизонтальное) законодательство. Из 27 отраслевых технических регламентов, предусмотренных УВЗСТ, 8 – максимально приведены в соответствие с нормами ЕС, еще 16 базируются на нормах ЕС, но пока не идентичны им.

Активно реформируются системы стандартизации, метрологии, оценки соответствия и рыночного надзора.

Другой важной сферой является сближение законодательства Украины и ЕС относительно санитарных и фитосанитарных мер.

Поставлена амбициозная цель – создать на внутреннем рынке Украины систему контроля за безопасностью продуктов питания, которая бы соответствовала европейской.

Это долгосрочная перспектива, которая потребует значительных усилий как с точки зрения гармонизации нормативного поля (необходимо будет ввести в украинское законодательство свыше 250 нормативных актов ЕС), так и практического внедрения новых норм, как государственными органами, так и предприятиями.

Будет происходить также усиление защиты прав интеллектуальной собственности.

Выводы

Уже сейчас, в начале 2016 года, можно говорить об определенных экономических итогах применения положений Соглашения об ассоциации.

Во-первых, происходит постепенная переориентация торговых потоков на ЕС. В 2015 году торговля товарами и услугами с Евросоюзом составляла 37% общего объема торговли, это – исторический максимум.

Во-вторых, несмотря на общее сокращение экспорта в ЕС, связанное с экономическим кризисом в стране и падением мировых цен, экспорт части товаров рос очень быстрыми темпами. В частности – товаров животного происхождения.

В-третьих, на протяжении 2014-2015 годов экспорт товаров, в отношении которых действуют тарифные квоты, не ограничивался только объемами квот. Это дает основания надеяться, что частичная либерализация будет способствовать завоеванию рынка, а не станет барьером на пути экспорта.

Не дожидаясь начала применения УВЗСТ, в стране происходили реформы, связанные с реализацией обязательств в рамках Соглашения. Был достигнут значительный прогресс в реформе технического регулирования и государственных закупок, однако в большинстве сфер впереди еще долгий путь изменений.

Итак, несмотря на очень сложные условия в стране, часть производителей активизировало торговлю с ЕС, а государство готовит почву для дальнейшей экономической интеграции.

И если ни производители, ни государственные органы не прекратят своих усилий, за несколько лет положительные экономические последствия реализации УВЗСТ должны быть значительно выразительнее.

Автор: Институт евроатлантического сотрудничества

Этот текст является частью основательного исследования относительно применения Соглашения об ассоциации, которое выполнялось Институтом евроатлантического сотрудничества в сотрудничестве с Фондом Конрада Аденауэра.

Авторская группа включает представителей известных аналитических центров и независимых экспертов. Данный раздел готовился Вероникой Мовчан, Институт экономических исследований и политических консультаций.

Источник: Опубликован «Европейской правдой» с редакционными сокращениями.

Перевод (с сокращениями): BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий