Обычно качество определенной валюты измеряют ее покупательной способностью относительно товарной массы или других валют. Покупательная способность денег – это их способность быть обмененными на все, что предлагают на продажу.
Мы живем в эпоху, когда люди делают в основном не то, что полезно и красиво, а то, что можно продать и за что платят деньги. Сейчас невозможно жить в обществе и заниматься только натуральным хозяйством, то есть потреблять только результаты своего непосредственного труда.
Основой современной цивилизации являются отношения купли-продажи, а товарный обмен невозможен без посредничества такой вещи, которая имеет универсальное свойство быть обмененной на все товары. Такой вещью является то, что обнаруживает универсальную покупательную способность, то есть речь идет о деньгах.
В современном мире деньги являются не только главной целью большинства направлений деятельности людей, но и одним из обязательных средств любой человеческой деятельности. В то же время предмет человеческой деятельности составляют вещи трех видов: расходный материал одноразового использования, основные средства многоразового использования и резервный запас расходных материалов и основных средств.
Разные виды деятельности предусматривают различные количественные соотношения между этими составляющими предмета деятельности, но любой вид деятельности предусматривает своим предметом расходный материал, основные средства и резервный запас расходных материалов и основных средств. Не является исключением и деятельность по производству товаров и их сбыту.
Цикл производства и обмена товаров начинается с использования части резервного запаса, за ним следует процесс непосредственного изготовления продукта труда (этот процесс является процессом использования расходных материалов и основных средств), следующим этапом является этап сбыта товаров и в завершение цикла – этап пополнения резервного запаса.
Деньги как одно из средств общественной деятельности используют при производстве и обмене товаров, и они одновременно проявляют все аспекты своих свойств: меры стоимости, средства обмена, средства платежа и средства сохранения сбережений. Мера стоимости является одним из критериев оценки удачного выбора расходных материалов и основных средств, а также главным критерием результата деятельности.
Мерой стоимости как свойством денег каждый субъект хозяйствования пользуется на всех стадиях цикла производства и обмена товаров. Но такое использование денег предполагает присутствие денег только идеально. Для рефлексии субъекта хозяйствования главное, чтобы эта вещь действительно существовала, но не обязательно, чтобы она была в распоряжении этого субъекта как материальный объект.
Деньги как носитель свойств средства обмена и средства платежа являются элементом расходных материалов и их используют на всех стадиях цикла, кроме стадии физического процесса преобразования объекта труда (непосредственного процесса использования расходных материалов и основных средств). Конечно, чтобы так использовать деньги, субъект хозяйствования должен иметь их в своем непосредственном распоряжении.
Свойство быть средством сохранения сбережений позволяет использовать деньги как существенный элемент резервного запаса расходных материалов и основных средств. Такое средство использования предусматривает, что деньги как материальный объект должны находиться непосредственно в распоряжении субъекта хозяйствования.
Все названные свойства денег – мера стоимости, средство обмена, средство платежа и средство сохранения сбережений – по своей природе не однородны, среди них есть первоначальные свойства и производные. В частности, целью деятельности субъекта хозяйствования является не просто дополнительные деньги, а такая валюта, которая больше всего соответствует понятию общественного богатства в максимально обобщенной его форме, которая охватывает все личные проявления понятия богатства.
Валюту, которая является обобщенной формой общественного богатства, субъект хозяйствования использует как средство сохранения сбережений. Именно этим средством сохранения (обобщенной формой общественного богатства) субъект хозяйствования измеряет свои расходы, поступления и конечный результат производства и сбыта товаров. Ни для кого не тайна, что такой валютой в Украине является доллар США.
Какая-то валюта может быть мерой стоимости только при условии, что она является средством сохранения сбережений. И наоборот, если есть средство сохранения сбережений, то все, кто имеет целью получить этого универсального представителя общественного богатства, будут относиться ко всем обстоятельствам своей деятельности по приобретению общественного богатства как к факторам, которые либо способствуют достижению цели, либо нет.
В то же время положительное и негативное влияние таких обстоятельств деятельности субъекта хозяйствования имеет свое количественное значение, которое определяется как величина денег, на которую увеличивается или уменьшается денежная величина будущей прибыли. Средством измерения этой денежной величины является средство сохранения сбережений. Значит, цель деятельности субъекта хозяйствования одновременно является средством измерения результатов такой деятельности.
Следовательно, свойство денег быть средством сбережения общественного богатства является основой для их свойств быть средством измерения стоимости, поэтому свойство денег быть средством сохранения сбережений является базовым и первоначальным свойством относительно свойства быть мерой стоимости. Соответственно, и необходимость свойств денег быть мерой стоимости обосновывается их свойством служить средством сохранения, поэтому свойство меры стоимости является производной от свойства быть средством сохранения сбережений.
А сейчас рассмотрим такие свойства денег, как свойство средства обмена товаров и свойство средства платежа. Обмен товарами с участием денег предполагает, что деньги последовательно переходят по цепочке продавцов, а товары – в противоположную сторону по цепочке покупателей.
Как бы то ни было, торговля товарами – это или когда товар дают в долг, а потом деньгами этот долг платят, или в долг дают деньги, а потом этот долг погашают поставкой товара. Обмен товаров всегда предполагает применение одной из этих двух операций – погашение деньгами предоставленного ранее товарного кредита или авансирование деньгами будущей поставки товара, к тому же обе операции являются уплатой деньгами.
Значит, чтобы деньги обнаружили свойства средства обмена товаров, им должны принадлежать свойства средства платежа: свойства средства уплаты в счет погашения товарного кредита или предоставление денежного кредита в качестве предоплаты за дальнейшую поставку товара. И наоборот, если есть средство платежа, то ряд платежей всегда можно обеспечить.
Так свойства средства обмена товаров являются производными от свойств средства платежа, а свойства средства платежа являются базовыми и первоначальными свойствами относительно свойства средства обмена товаров.
Свойство покупательной способности проявляться, как средство платежа непосредственно соответствуют существенной характеристике денег — их способности быть обмененными на различные товары. Деньги реализуются как деньги (подтверждают свою сущность) сполна тогда, когда их тратят, то есть между свойством денег быть средством платежа и их существенным качеством имеется положительная связь.
Другие отношения складываются между способностью денег быть обмененными на различные товары (существенный признак денег) и их свойством быть средством сохранения сбережений. Сохранение денег предполагает их изъятие из денежного обращения. Чтобы деньги сохранить, их некоторое время надо не использовать как средство платежа, то есть не давать деньгам возможности выявить свою существенную характеристику, а именно способность быть обмененными на различные товары.
В то же время, необходимость такого свойства денег, как способности быть средством сохранения сбережений, обосновывает их свойство быть средством платежа, которое (свойство) является средством реализации существенной характеристики денег: очень часто для того, чтобы потратить деньги, их сначала приходится некоторое время не тратить, а хранить (накапливать). Значит, чтобы деньги проявили свои свойства быть средством платежа, они перед этим должны выявить свойства средства сохранения сбережений.
В то же время наличие у денег такого свойства, как свойство средства сохранения сбережений, обосновывает необходимость наличия свойства денег быть средством платежа, потому что сохраненные деньги имеют какую-то ценность только тогда, когда ими в дальнейшем можно будет воспользоваться как средством платежа.
Однако такие два денежных свойства не равноценны. Если какая-то валюта способна проявлять лишь свойства средства платежа и в этой валюты отсутствуют признаки способности быть средством сохранения сбережений, то такая валюта является не очень хорошими деньгами. Но, несмотря на свои низкие денежные качества (вспомним хотя бы наши купоно-карбованцы), она же является настоящими деньгами, так как ее свойства соответствуют существенной характеристике денег – способности быть обмененной на различные товары и услуги.
Другое дело, если что-то способно обнаруживать лишь свойства средства сохранения сбережений и вовсе не обнаруживает свойств средства платежа. В таком случае речь идет о вещи (например, ценные бумаги или криптовалюты), которая является «инобытием» денег (как сказал бы Гегель) и которая способна реализовать свои частичные денежные свойства (то есть свойства средства сохранения сбережений) только с помощью настоящих денег (как вот валют, имеющих свойства средства платежа).
Значит, реализовать свойства вещи, что имеет свойства максимально обобщенной формы общественного богатства, можно, если заранее обменять ее на средство платежа. Поэтому если средство сохранения сбережений является мерой стоимости товаров, то средство платежа является мерой цены средства сохранения общественного богатства. Именно поэтому мы всегда измеряем, курсы различных фондовых инструментов какими-то средствами платежа и никогда не измеряем стоимость средств платежа акциями или биткоинами.
В известной формуле Ирвинга Фишера (MV=PY) деньги (M) на самом деле являются только как средство платежа. Деньги как средство сохранения сбережений скрыты в общей стоимости проданных товаров (PY), хотя оборот товаров и оборот средств хранения сбережений – это две разные сферы обращения денег: там, где продают средства сохранения сбережений, не торгуют товарами, и наоборот.
В то же время деньги, которые собираются использовать как средства сохранения сбережений или обменять на средства сохранения сбережений, не участвуют в транзакциях, связанных с куплей-продажей товаров. Поэтому правильнее было бы формулу Фишера несколько изменить, и тогда она стала бы такой.
Если взглянуть на то, как центральные банки ведущих стран мира боролись с последствиями кризиса 2008 года, то легко заметить, что для передачи в экономику дополнительных денег выбрали такой способ, который привел, прежде всего, к росту рынков средств сохранения сбережений (MrVr=kR). В то же время рост курса активов на этих рынках во много раз превысил рост производительности труда в промышленности и прибыльности промышленного производства.
Свойства денег быть средством сохранения сбережений и средством платежа объединяет то, что каждое из этих свойств покупательной способности денег требует наличия второго свойства. Субъект хозяйствования выходит на рынок со своим товаром, чтобы обменять его на деньги, которые в процессе этой операции должны выявить свойства средства платежа.
В то же время субъект хозяйствования интересует то, чтобы он, наконец, не должен как можно скорее тратить полученные деньги, а мог хотя бы часть их оставить себе как средство сохранения сбережений. И наоборот, деньги как средство сохранения сбережений имеют смысл только тогда, когда их в любой момент можно использовать как средство платежа.
Деньги, поступающие в распоряжение субъекта хозяйствования как средство платежа, предоставляют ему возможность использовать их как средство сохранения сбережений. В то же время наличие у субъекта хозяйствования денег как средства сохранения сбережений предоставляет ему возможность в любой момент использовать эти деньги как средство платежа.
Наличие у денег свойств средства платежа и средства сохранения сбережений обеспечивают существование покупательной способности как таковой и не требуют наличия у денег других дополнительных денежных свойств, ибо эти два свойства способны удовлетворить все потребности участников товарного производства, и обмена денежных свойств денег.
Наличие этих двух свойств денег достаточное для того, чтобы что-то, что выявляет свойства, было деньгами. В то же время это что-то может быть полноценными деньгами только тогда, когда оно обладает свойствами средства платежа и средства сохранения сбережений.
Но ни одна определенная сумма денег не может одновременно обнаруживать и свои свойства средства платежа, и свойства средства сохранения сбережений. Если деньги оказываются как средство платежа, то средством сохранения сбережений они одновременно остаются лишь потенциально, а если оказываются как средство сохранения сбережений, то их свойства средства платежа в это время находятся лишь в потенции.
Процесс производства товаров и оказания услуг, с одной стороны, является процессом создания новых потребительских ценностей, а с другой – процессом непрерывного потребления расходных материалов и основных средств.
Благодаря свойствам, присущим деньгам, субъекты хозяйствования могут держать значительную часть своего резервного запаса в денежной форме (в таком случае деньги проявляют свойства средства сохранения сбережений), предоставляют субъектам хозяйствования возможность своевременно привлекать в процесс производства, и сбыта товаров необходимых субъектов труда. И обеспечивать процесс производства и сбыта товаров самыми разными расходными материалами и основными средствами (в таком случае деньги проявляют свойства средства платежа).
Кроме того, что деньги являются необходимым условием развитого производства и сбыта товаров, они и сами являются товаром, потребительская ценность которого заключается в том, чтобы быть средством платежа и средством сохранения сбережений. В то же время разные валюты имеют различия в проявлении своих свойств быть средством платежа и средством сохранения сбережений, то есть отличаются своей потребительской ценностью.
Отличаются между собой разные валюты также качественными особенностями своей потребительской ценности (например, объемами и разнообразием товарооборота, который они обслуживают, региональной распространенностью и тому подобное), и количественными характеристиками (курсовыми соотношениями), которые к тому же имеют свойство динамично изменяться. Так, например, наличная гривна как средство платежа, заметно сильнее безналичной гривны украинских банков.
Владелец наличности в нашей стране имеет доступ к значительно более широкому и лучшему набору товаров и услуг, чем владелец такой же суммы безналичных банковских обязательств в гривне. Поэтому и рыночная цена наличной гривны, которая воспроизведена в безналичной гривне выше, чем официальный курс обмена этих двух разных валют.
Отличаются между собой особенностями своей покупательной способности и все остальные мировые валюты. На всех этих индивидуальных особенностях потребительской ценности различных валют и основывается международный межбанковский валютный рынок (рынок Форекс), оборот валют на котором исчисляется в триллионах долларов США в сутки.
Деньги — это такой товар, который, в отличие от других товаров, желают приобрести все и всегда. Поэтому в товарообмене деньги участвуют чаще других товаров. В соответствии со всем этим деньги являются крупнейшим товарным товаром, то есть деньги – это такой товар, который имеет самые полные свойства товара. Поэтому валюты, которые являются мировыми общепризнанными средствами платежа и самыми надежными среди всех имеющихся валют средствами сохранения сбережений, в то же время являются мерой ценности не только всех в мире товаров и услуг, но и мерой ценности всех других валют.
Следовательно, покупательная способность полностью и непосредственно оказывается в этих своих двух свойствах: способности быть средством платежа и способности быть средством сохранения сбережений, а эти два денежных свойства исчерпывающе характеризуют качество покупательной способности любой валюты.
В то же время покупательная способность – это внутренний закон денег, согласно которому деньги проявляют свои свойства и функционируют. Языком античных философов, покупательная способность – это логос природы денег, взамен функционирования денег как средства платежа и средства сохранения сбережений – это их тропос существования, то есть такой способ существования денег, который обеспечивает полную реализацию всех свойств, что их содержит покупательная способность.
Природа покупательной способности современных денег
Сейчас мы подошли к, пожалуй, самому важному вопросу теории денежного обращения: почему современные деньги – безналичные обязательства центрального банка и банков, а также денежные обязательства Центробанка, – имеют свойства покупательной способности? Чтобы ответить на этот вопрос, внимательно рассмотрим все эти денежные обязательства и требования.
Первое, что бросается в глаза, это достаточно формальная субъективность банковских клиентов: клиенты банков имеют право проявлять свою волю и чего-то требовать от своих банков только в пределах разрешенного правилами, утвержденными Национальным банком Украины. Так же и банки по своим денежным требованиям к НБУ могут надеяться только на то, что предусмотрено банковскими циркулярами НБУ.
Итак, НБУ самостоятельно определяет содержание и границы своих обязательств перед банковскими и небанковскими учреждениями и в то же время сам решает, с какими требованиями субъекты хозяйствования могут обращаться к нему и к банкам.
Во-вторых, хотя обычно реестры владельцев требований может составлять и вести кто угодно, но только не тот, кто имеет обязательства по этим требованиям, – НБУ, как и любой другой центральный банк, самостоятельно составляет и ведет реестр денежных требований к себе. К тому же Нацбанк сам себе устанавливает правила ведения этого реестра, сам их выполняет и заставляет банки и их клиентов (то есть тех, перед кем банк имеет обязательства по их требованиям) эти правила выполнять также.
Конечно, определенную свободу выбора нашим субъектам хозяйствования все же оставляют, но только в тех пределах, в которых выбор участников рынка не будет иметь нежелательных для Нацбанка последствий. Хотя, конечно, эффективность мер НБУ снижается практикой применения распространенных среди субъектов хозяйствования технологий обмана различных государственных контролеров и регуляторов, в частности, конечно, и Нацбанка.
Но как бы там ни было, на самом деле не банки и их клиенты, а именно НБУ определяет содержание денежных требований и к себе, и к банкам. Мы видим, что по своей экономической сути современные деньги являются больше требованиями центрального банка ко всем остальным участникам рынка, чем обязательствами перед ними. К тому же похоже на то, что банки и их клиенты вынуждены брать на себя обязательства выполнять требования НБУ по соблюдению установленных Нацбанком правил.
Здесь надо напомнить, что современный центральный банк является не только эмиссионным центром и банком банков, то есть не только выпускает в обращение новые порции денег, не только обеспечивает расчеты между банками и кредитует их, также современный центральный банк является регулятором банковской системы. Как банковский регулятор любой Центробанк позволяет банкам зарабатывать их деньги только при условии, что эти банки послушно и тщательно выполняют волю своего центрального банка и действуют четко в пределах его инструкций.
У современного банковского регулятора более чем достаточно рычагов для того, чтобы заставить стать послушным любой банк. Поэтому все банки, объединенные в СЭП центрального банка, независимо от формы их собственности и страны происхождения их владельцев, прежде всего, являются расчетно-кассовыми агентами своего Центробанка, которые действуют в соответствии с его инструкциями, а уже потом – коммерческими учреждениями.
Но установлены ли Национальным банком такие отношения со всеми участниками СЭП? Нет, Государственная казначейская служба Украины имеет с Нацбанком совсем другие отношения. Во-первых, Нацбанк платежные инструкции для Государственного казначейства страны не разрабатывает и не утверждает – такие инструкции Государственное казначейство для себя пишет самостоятельно; во-вторых, если НБУ видит все внутренние обороты денег банков в их ежедневных отчетах Нацбанка, то НБУ нельзя видеть того, что происходит на внутренних счетах Государственного казначейства.
К сожалению, широкая общественность в нашей стране очень мало знает о работе в Украине такого учреждения, как государство, и не интересуется его деятельностью, хотя у нас, как и в любой стране мира, Госказначейство является одним из самых влиятельных органов исполнительной власти. Но, несмотря на это, а также, несмотря на то, что Госказначейство в Украине очень часто позволяет себе делать то, чего оно не имеет права делать в соответствии с Конституцией и законами, не Госказначейство в нашей стране определяет экономическое содержание денежных требований и обязательств.
В конце концов, это определяет Верховная рада, когда принимает закон о госбюджете на соответствующий год по представлению правительства, то есть содержание денежных требований к поставщикам по государственным закупкам определяет государство в целом. Следовательно, современные деньги по своей экономической сути являются специфическим видом общественных отношений – требованиями к поставщикам по государственным закупкам и обязательствами граждан страны поставлять государству нужные ему материальные ценности и предоставлять нужные государству услуги.
И по своей правовой форме, и по экономическому содержанию деньги являются специфическим видом общественных отношений – требованиями со стороны одних и обязательствами со стороны других. Но между формой и содержанием есть существенное различие: то, что является требованиями банковских клиентов по юридической форме, по своему экономическому содержанию являются обязательствами этих клиентов, и наоборот – то, что по своей юридической форме является обязательствами банков по своему экономическому содержанию, является требованиями государства.
Если гривна является требованием государства ко всем пользователям украинской национальной валютой по поставке нужных государству товаров и предоставлению нужных ему услуг, значит, если современные деньги – это, прежде всего, средство платежа по государственным закупкам. То здесь действительными деньгами они могут стать только при условии, что у всех субъектов хозяйствования в стране действительно возникнут реальные и объективные встречные обязательства перед государством, которые будут отвечать этим требованиям.
Здесь мы, наконец, приблизились к теме налогов. В давние времена, когда в обращении были металлические деньги, государство как налоги собирало монетный металл. Так же и свои расходы государство обычно оплачивало золотом или серебром. Поэтому если в государственной казне исчерпывались запасы звонкой монеты, то для финансирования бюджетных расходов государство должно было занимать монетный металл у тех, кто имел либо полновесную монету, либо монетный металл в слитках.
Для изготовления сертификатов современных безналичных денег не нужны ни золото, ни серебро, ни даже бумага, ибо современные безналичные деньги «изготавливают» простым нажатием нескольких клавиш компьютера.
Оборот современных безналичных денег — это оборот требований государства, который отражается в компьютерной сети СЭП центрального банка. Сертификатами денег в таком случае являются электронные сообщения СЭП, которые хранятся и изменяются на жестких дисках компьютеров.
Оборот современных безналичных денег – это оборот требований государства в чистом виде. Такое обращение не опосредовано движением материальных вещей вроде монет, слитков металла, пачек денежных купюр, платежных чеков или других платежных документов, изготовленных из какого-то более или менее ценного материала.
После того, как денежные требования современного украинского государства возвращаются на счет Государственного казначейства в СЭП НБУ в виде уплаченных налоговых поступлений (то есть требования государства возвращаются государству), происходит то, что юристы называют удовлетворением требований о погашении налоговой задолженности, денежные требования государства как таковые погашаются и исчезают.
Вместе с тем наше государство, как и любое другое современное государство, осуществляет финансирование своих текущих расходов, то есть платит за закупку разных товаров (в том числе иностранной валюты) и придает ей различные услуги. Деньги для этого оно делает «из воздуха», точнее – с помощью компьютеров СЭП Национального банка.
Значит, современные безналичные деньги появляются тогда, когда государство финансирует свои расходы, а исчезают – когда эти деньги возвращаются государству в виде налоговых поступлений. Соответственно и источники расходов государства наполняют деньгами не налоги, а компьютер центрального банка.
Конечно, и учет уплаченных налогов, и сравнение величин налоговых поступлений и бюджетного финансирования, и расчет дефицита государственного бюджета и тому подобное – все это имеет какое-то значение и определенный смысл, но по своему экономическому значению это даже не бухгалтерский учет. Так называемые доходы государственного бюджета — это лишь статистические данные относительно сумм денег, изъятых из обращения за определенный промежуток времени.
Конечно, эти статистические данные никоим образом не влияют и не могут влиять на способность НБУ создавать деньги на счетах Государственного казначейства. Налоговые поступления не являются источником государственных расходов и вообще имеющийся дефицит государственного бюджета сам по себе не способен как-то влиять на возможности государства осуществлять свои расходы.
Самым ярким доказательством этого утверждения является ситуация с многолетним дефицитом госбюджета США, стран Еврозоны, Японии и Великобритании. Дефицит государственного бюджета этих стран из года в год растет, но если это как-то на что-то и влияет, то только на рост мировых фондовых рынков. Забегая наперед, скажу так – дефицит госбюджета сам по себе не является проблемой, проблему может создавать лишь неудачное направление использования бюджетных средств.
Есть такой термин – «бюджетное ограничение». Имеется в виду политика приведения расходов госбюджета в соответствии с уровнем текущих налоговых поступлений и государственных заимствований. Сейчас бюджетное ограничение — это сугубо политическое решение, которое не имеет никакого экономического обоснования.
Правительства ведущих стран Запада добровольно наложили на себя такое ограничение еще в 1970-х годах, когда находились в условиях длительной стагфляции и краха Бреттон-Вудской золотовалютной системы. Сделали они это, видимо потому, что не смогли (или не захотели) найти более удачное решение тех экономических трудностей, перед которыми тогда предстали. По сути, бюджетное ограничение – это искусственный аналог ограничений, которые испытывало любое правительство во времена существования сначала металлических денег, а затем золотого стандарта.
Но вернемся к покупательной способности современных безналичных денег. Современное государство, помимо всего прочего, прилагает большие усилия для того, чтобы заставить всех субъектов хозяйствования своей страны регулярно платить много налогов и сборов.
В то же время налоговое законодательство устроено так, что все субъекты хозяйствования постоянно имеют определенную налоговую задолженность. Чтобы никто не забывал о том, что налоги государству надо платить вовремя и полностью, работают специальные учреждения государственного принуждения: налоговая служба, полиция, суды, тюрьмы.
В то же время, государство по собственной воле взяло на себя обязательство принимать в оплату налоговой задолженности свои безналичные денежные требования в поставках по государственным закупкам. Более того, безналичные обязательства украинских банков наше государство определило как единственное средство уплаты себе налогов. Это обстоятельство обеспечивает постоянный спрос на денежные требования украинского государства (а именно безналичные деньги украинских банков и безналичные деньги НБУ) как на средство уплаты налогов.
Значит, украинская безналичная гривна после того, как осуществила акт уплаты государственных расходов, превращается в средство уплаты налогов. Но вряд ли поставщикам государства, которые только получили от государства определенное количество его требований, будет в ближайшее время нужно такое количество средств уплаты налогов.
В то же время поставщикам государства, кроме средств уплаты налогов, которые являются узкоспециализированным средством платежа, для финансирования своей текущей хозяйственной деятельности нужны обычные, универсальные средства платежа.
Однако не все субъекты хозяйствования являются поставщиками государства и соответственно не все в оплату за свои товары и услуги как средство платежа получают от него требования. Но все имеют налоговый долг перед государством, поэтому постоянно нуждаются в средствах уплаты налогов и постоянно вынуждены требовать от своих покупателей платить за полученные товары и оказанные им услуги средствами уплаты налогов.
Следовательно, возникает спрос на денежные требования государства как на средство уплаты налогов. Субъекты хозяйствования, нуждающиеся в средствах уплаты налогов, вынуждены предлагать свои товары и услуги, прежде всего тем, кто имеет это специфическое средство платежа. Согласно этому, у тех субъектов хозяйствования, которые имеют денежные требования государства, которые можно в дальнейшем использовать как средство уплаты налогов, появляется возможность использовать их как более или менее полноценное средство платежа при покупке нужных им товаров (услуг).
Так денежные требования государства приобретают свойства общего средства платежа. Вследствие этого в требования государства добавляют и свойства средства сохранения сбережений, потому что пока деньги не будут использованы как средство платежа, они оказываются как средство сохранения сбережений. Поэтому то, что современные безналичные деньги (безналичные требования государства) являются единственным средством уплаты налогов, влечет за собой наличие у них свойств покупательной способности.
Основной задачей современного государства в сфере денежного обращения является то, чтобы у поставщиков товаров и услуг был интерес именно к той валюте, которую выпускает государство их страны. И здесь решающую роль играет современная система налогов с ее широкой базой налогообложения.
В самом деле, зачем, к примеру, американскому государству собирать налоги, если оно, несмотря на наличие (или отсутствие) налоговых поступлений, может напечатать любое количество долларов США — лучшей в мире валюты?
Но тут сразу возникает вопрос, что какой тогда валютой через некоторое время будут пользоваться жители США, если им не нужно будет платить долларами налоги; останется ли после этого американский доллар самой надежной валютой в мире и, наконец, будут ли брать поставщики товаров и услуг доллары США у американского правительства?
Налоги придумали не для того, чтобы государство получало доход, а чтобы обеспечить продажу товаров и услуг за национальную валюту, то есть, чтобы создать предложение товаров, услуг и рабочей силы. Сбор налогов и привлечение национальной валюты в государственный долг – это только монетарные операции, которые никак не касаются формирования источников расходов государства.
Итак, как небезосновательно утверждает ММТ – современная теория денег (modern money theory), в современную эпоху налоги управляют деньгами, а не государственным бюджетом.
Криптовалюты, базирующиеся на платформе распределенного реестра их владельцев, монополия на «майнинг» которая не принадлежит государству, не могут быть требованиями ни одного государства, а, следовательно, не могут быть средствами и уплаты налогов. Криптовалюты не могут быть деньгами, а могут быть лишь спекулятивным средством сохранения сбережений во время стагнации мирового производства и переполнения каналов денежного обращения средствами платежа.
Автор: Константин Паливода, доктор экономических наук
Источник: Тиждень
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.