Причина этого – инфляция, или обесценивание денег во времени. В Украине она составляет сейчас примерно 14%, в США – 2%, в Венесуэле – более чем 2000%. Так что же означают эти цифры?
Читайте также: Методы расчета индекса потребительских цен (ИПЦ) в Беларуси и за рубежом
Если в январе вы шли в магазин и могли купить, например, колбасу по 100 грн., то сейчас такую же колбасу можно найти на полках по 120 грн., значит, на 20 грн. или 20% дороже. Означает ли это, что инфляция составляет 20%? Нет.
Дело в том, что мы потребляем не только колбасу. Мы покупаем также яйца, молоко, куртки, платья, телефоны, бензин и ламинат. Цены на все это тоже должны отслеживаться, чтобы понять, насколько повысилась инфляция.
А что делать, когда взлетели в цене устрицы и Бентли, а цены на капусту и носки остались неизменными – что же из этого учитывать в среднем росте цен? А как быть с сезонными колебаниями цен на овощи и фрукты? Со снижением цен в магазинах?
Поэтому специалисты используют специальный индекс потребительских цен, чтобы померить цены более объективно, и определить, насколько в среднем изменилась стоимость товаров, которые покупают украинцы.
Чтобы составить этот индекс, работники Госстата берут цены на товары в маленьких магазинах, в супермаркетах, на рынках, в интернете; в центре городов и на окраинах; в городах с миллионным количеством жителей и в деревнях по всей стране.
Ведь на оптовом рынке в Львове и в супермаркете на Крещатике цена на один и тот же товар может быть разной, а люди покупают товары и там, и там. При этом во внимание берется не только название продукта, но и бренд производителя или сети супермаркетов.
Кроме того, работники Госстата следят за потреблением 13 тысячами семей по всей Украине. Домохозяйства заполняют специальные формы, где указывают, что, сколько и по какой цене они покупали.
Зная это, можно посчитать, сколько и чего потребляют украинцы в среднем. Например, пусть семья покупает только сыр и чеснок и тратит на это денег поровну. Тогда его потребительская корзина будет состоять на 50% из сыра и 50% из чеснока.
Конечно, в наших реальных потребительских корзинах все не так просто. Примерно 42% корзины составляют продукты питания. Значит, если у нас было бы 100 грн. в месяц на потребление, 42 грн. из них мы потратили бы на еду.
А на алкоголь и сигареты мы тратим в среднем примерно столько же, сколько на мясо, или 8%. Целых 12% мы тратим на транспорт – покупку запчастей, заправки и обслуживание авто, покупку велосипедов, оплату билетов.
На образование домохозяйства в среднем направляют лишь 2% затрат. В реальной жизни этот показатель очень сильно разнится от семьи к семье, потому что подавляющее большинство здесь составляет оплата высшего образования.
Коммунальные услуги стоят средней украинской семье 7 грн. со 100 грн. Значит, страшный «тарифный геноцид» по статистике касается лишь 7% потребительских расходов украинцев.
Поэтому, цены отслеживаются в определенном наборе продуктов и услуг. Продукты и услуги включают в индекс с весами – коэффициентами, которые показывают, сколько того или иного продукта потребляет среднее украинское домохозяйство.
Полная стоимость этого продуктового набора меняется во времени, и вот именно это изменение, выраженное в процентах, мы называем инфляцией.
Поэтому, если в нашей условной потребительской корзине чеснок, к примеру, подорожал на 4% (или 2 грн.), а цена сыра не изменилась, значит, его стоимость увеличилась со 100 грн. до 102 грн., а инфляция составила 2%.
Стоимость же нашей реальной потребительской корзины выросла на 14% с начала 2017 года.
Почему меняются цены на продукты, почему они не могут быть стабильными?
Возьмем, например, говядину. В последние 10 месяцев цена на нее выросла на впечатляющие 30%, в чем же дело?
Чтобы вырастить корову, фермер тратит деньги на корма, на отопление коровника, на заработную плату сотрудников и прочее. Если в 2016 году цены на зерновые не повышались, то в этом году они несколько выросли.
Кроме того, после решения правительства об увеличении минимальной заработной платы, работники вместо 1400 грн. зарплаты начали получать 3200 грн.
Фермерам и владельцам крупных агрокомпаний пришлось платить своим работникам больше и, соответственно, увеличить цену на продукт, потому что они должны покрывать свои расходы.
Но даже это – не самый значимый фактор. Дело в том, что в этом году производители начали активно экспортировать мясо. Экспорт говядины вырос почти в полтора раза.
При этом количество коров и производимого мяса не увеличивалось, а это означает, что для внутреннего рынка говядины оставалось меньше, чем в 2016 году. А уменьшение количества любого товара из-за свободного рынка автоматически приводит к увеличению его цены.
По данным Госстата, в этом году в Украине больше всего выросли цены на арбузы, баклажаны и кабачки, снизились – на виноград, помидоры и огурцы. В среднем же, с учетом состава потребительской корзины, цены по состоянию на октябрь выросли на 14,6%, в сравнении с 2016 годом.
Кстати, именно в неравномерности роста или снижения цен кроется проблема с различными «увеселительными» индексами – вроде «индекса борща» или «индекса Биг-Мака». В потребительской корзине «индекса борща» говядина занимает почти 80%, потому что другие продукты очень дешевые.
Поэтому изменение цены на говядину сильно влияет на весь индекс. Кстати, в прошлом 2016 году говядина, по данным Госстата, подорожала лишь на 1,3%.
И значит ли это, что в прошлом году инфляции не было? Конечно, нет, потому что в реальной потребительской корзине украинцев говядина занимает лишь 0,2%, и колебания цены на нее далеко не такие ощутимые. На самом деле в 2016 году инфляция составила 12,4%.
Что может сделать с инфляцией правительство и НБУ?
Умеренная инфляция в пределах 1-3% для развитых стран и 3-5% для развивающихся стран считается признаком здоровой экономики. Умеренный рост цен означает, что люди становятся богаче и больше потребляют, и производители, соответственно, поднимают цены на свой товар.
Но когда цены растут более быстрыми темпами – это уже становится опасно для экономического роста.
Ведь нарушается баланс потребления и сбережения, компаниям и людям становится трудно планировать заранее, они действуют в условиях жесточайшей неопределенности, и это негативно отражается на бизнес — климате и экономике.
Может правительству стоит искусственно ограничить уровень цен, и инфляция будет преодолена? Не все так просто. Ручное регулирование цен выглядит простым решением, однако, никак не помогает экономике даже во время очень высокой инфляции. К примеру, как в Венесуэле.
Тогда на официальном рынке товар, на который цена регулируется, становится дефицитным и исчезает с полок, однако возникает полукриминальный черный рынок, где этот товар можно купить/продать по правдивой цене, но уже дороже из-за риска попасться полиции.
Частично украинцы имели возможность ощутить это на себе в период развала СССР, когда по регулируемым ценам в магазинах нельзя было купить товаров. В регионах России дошло до того, что даже говорили об угрозе голода.
Когда же по рыночным реформам 90-х «отпустили» цены, продукты сразу появились.
Что нужно сделать?
Правительство и Национальный банк могут частично помочь беде через управление денежным предложением, монетарными факторами – физическим количеством денег в обращении. Ведь, чем больше в обращении денег, из-за фиксированного объема товаров, тем более за эти товары будут просить.
И если правительство не требует от Нацбанка печатать лишние деньги для покрытия бюджетного дефицита, а Центробанк не раздает бесконтрольного рефинансирования банкам, тогда монетарные факторы не оказывают отрицательного влияния на инфляцию.
Наоборот, через абсорбирование (временного удаления с рынка) денежной массы Нацбанк может сдержать инфляцию. Такая политика называется инфляционным таргетированием.
НБУ меняет учетную ставку, чтобы выпустить в экономику через банки большее или меньшее количество денег.
Это касается, однако, только монетарных факторов, которые влияют на спрос из-за предложения денег.
Если инфляция связана с административным повышением регулируемых тарифов на газ, воду или отопление, или с изменениями в структуре себестоимости товара из-за увеличения какой-либо составляющей производственных расходов – ее укротить становится гораздо труднее.
Автор: Мария Репко, заместитель директора Центра экономической стратегии.
Источник: БизнесЦензор
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.