Что такое эмоциональный интеллект и как он влияет на жизнь

Чтобы объясниться, недостаточно говорить на одном языке. Недостаточно понимать значение слов, которые используют собеседники. Много информации остается вне слов: в действиях, жестах, мимике, эмоциях. То, как эмоции влияют на общение и жизнь, ученые тщательно исследуют с конца прошлого века.

Умение правильно понимать и использовать эмоции в повседневной жизни ученые называют «эмоциональным интеллектом».

Читайте также: Любко Дереш: Человечеству бы не помешало стать более интровертным, вести интроспекцию, чтобы лучше понимать себя

Идеальный руководитель: почему это не вы и что с этим делать

Быть боссом – легко. Эффективные решения для современных управленцев

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Эмоциональный интеллект — это умение дать совет своим и чужим эмоциям: точно понять, оценить и выразить их.

Исследователи Джон Мейер и Питер Селоувей, которые в конце 20-го века впервые описали это понятие, называют четыре направления эмоционального интеллекта:

– как мы оцениваем и выражаем эмоции;

– что о них знаем;

– как ими управляем;

– как на их основе принимаем решение.

Первый компонент – оценка и выражение эмоций – есть в любом взаимодействии.

Представьте: собеседница улыбается в ответ на ваши реплики, а вы про себя решаете, что ее улыбка – насмешливая и что она над вами смеется.

На самом же деле, человек радуется от ваших слов, или улыбается, потому что вы вежливый, или еще есть с десяток других причин.

Однако в определенный момент вы неправильно оценили эмоцию, и, как следствие, подумали о человеке и его намерениях то, чего он не имел в виду.

Развитый эмоциональный интеллект – это именно то, что позволяет более-менее точно оценить эмоции других людей и спасает от подобных недоразумений.

Обратная сторона медали – это необходимость точно выразить собственные эмоции. Если вы хотели засвидетельствовать кому-либо свое одобрение, а получилось больше похоже на зависть, последствия общения могут быть неожиданные.

Выражать эмоции так, чтобы это соответствовало изначальному замыслу, – одно из проявлений эмоционального интеллекта.

Вторая составляющая эмоционального интеллекта – это знания об эмоциях. Речь идет не о том, чтобы знать их названия, типы или классификации.

Это о более культурном и общественном контексте: мы знаем, что именно в нашей среде вызывает определенные эмоции.

Одни и те же действия и слова в разных обществах или меньших группах могут вызывать абсолютно разные эмоции.

Возьмите любой провокационный тезис и произнесите его перед разными людьми: например, скажите, что в Украине нужно узаконить однополые браки сначала праворадикально настроенным людям или апологетам «традиционных ценностей», а затем – защитникам прав ЛГБТ-сообщества.

Как думаете, эффект будет разный? А эмоции?

Возможно, эмоции будут даже противоположными: от возмущения до одобрения.

Другой пример – дипломаты, которые, уезжая в разные страны, тщательно изучают местные культурные контексты, ибо то, что украинцам кажется нормальным и не вызывает особых эмоций, представителей другой национальности может смутить, или оскорбить.

Угадать или почувствовать такие вещи невозможно, о них нужно знать.

Такое знание и его применение на практике является проявлением эмоционального интеллекта.

Третья составляющая – как мы способны управлять эмоциями.

Речь идет о том, чтобы сдержать эмоцию, не показав ее (не разозлиться, когда так хочется), и о том, чтобы урегулировать свое состояние после того, как эмоции уже проявились (успокоиться после того, как разгневались).

Сколько времени на это нужно? Легко ли это сделать?

По-разному. Исследователи утверждают, что чем больше развит эмоциональный интеллект, тем легче человеку нажать на тормоз и урегулировать свои эмоции.

Так же с эмоциями других: мы умеем развеселить грустного товарища, вызвать восторг, радость или раздражение среди собеседников?

Очевидно, что общего алгоритма «как развеселить человека» не существует, и что в каждой ситуации мы поступаем по-разному, но эмоциональный интеллект связан с тем, насколько хорошо нам это удается.

Четвертая составляющая эмоционального интеллекта касается поведения. Пусть в общении с другим человеком мы увидели определенную эмоцию и правильно ее определили.

А дальше?

Понимание эмоций должно помочь в самом важном аспекте – решить, как себя вести. Эмоции – это такая же информация, как поступки, слова и жесты. Эту информацию человек использует, чтобы обосновать свои действия.

Например, один человек цепляется за ступеньку, а другой подхватывает его, чтобы тот не упал. В таком случае одно действие (подхватить) является реакцией на другое (падать).

Если друг пишет вам: «Пойдем вечером в кино», то ваше действие – пойти в кино – является реакцией на его слова.

Но так, же действие может быть реакцией на чьи-то эмоции. Например, папа обнимает ребенка, потому что тот потерял любимую игрушку и теперь плачет. Обнять – это действие в ответ на эмоцию.

Очевидно, что решения, как мы будем действовать в следующий момент, принимаются очень быстро, и ни один человек не составляет в голове план «Что я буду делать, если мой собеседник разозлится или заплачет», но рассчитанные эмоции играют в этом не последнюю роль. Они являются информацией, которую нужно анализировать.

Кстати, еще 50 лет назад, не говоря о более давних временах, невозможно было представить, чтобы слова «эмоция» и «интеллект» оказались рядом в пределах одного понятия. В это было так же сложно поверить, как и в то, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот.

Эмоции и интеллект противопоставлялись друг другу. Считалось, что эмоции мешают принимать «рациональные», «разумные» решения.

Только во второй половине 20-го века социальные психологи взглянули на это по-другому. Они предположили, что в процессе эволюции эмоции помогали человеку приспособиться к различным средам и обстоятельствам и были напрямую связаны с выживанием человека как вида.

Возобладало мнение, что разум и эмоции противопоставлять не нужно, и что последние не препятствуют человеку мыслить, а наоборот, помогают.

ПОЧЕМУ ХОРОШО ИМЕТЬ ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Эмоциональный интеллект многие исследуют с прикладной точки зрения, чтобы узнать, как он связан с различными сферами жизни, с работой, с лидерством, со счастьем, с ежедневными привычками.

Чем отличается жизнь человека, чей эмоциональный интеллект развит больше, чем у других?

Например, австралийские исследователи Эмми Чан и Питер Капути выявили зависимость между эмоциональным интеллектом (ЭИ) и удовлетворенностью жизнью: чем выше у человека эмоциональный интеллект, тем больше он доволен собственной жизнью.

Так же и удовлетворенность браком: она на 26% зависит именно от уровня эмоционального интеллекта.

Также эмоциональный интеллект связан с удовлетворенностью работой. Исследователи Сатья Кумар и Видья Иэр из Индии опросили работников образовательных учреждений и обнаружили, что чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем больше работники удовлетворены своей работой.

Интересно, что такая связь еще сильнее у преподавателей, по сравнению с другими работниками образовательных учреждений. Это объясняют тем, что преподавательская работа предполагает постоянное общение с людьми, а где люди – там и эмоции.

Вспомните или представьте: первая пара в университете, 8.30 утра, большинство студентов не приходят вовремя, преподаватель не успел купить кофе, присутствующие на занятии не готовы дискутировать о Платоне и Аристотеле. Преподаватель не выспался, раздражается, разочаровывается, злится.

Последняя надежда на эмоциональный интеллект: чем больше он развит, тем проще преподавателю понять, оценить и урегулировать свои эмоции, сохранять спокойствие и конструктивный диалог со студентами.

От эмоционального интеллекта зависит, насколько человек способен быть логичным, представлять себя на месте другого и понимать, как другой себя чувствует.

Кроме того, ЭИ связан с тем, насколько мы склонны сотрудничать в команде. Командные игроки – это в основном люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта.

Американские исследователи Марк Бреккет и Джон Мейер выяснили, что чем ниже уровень ЭИ, тем больше люди потребляют алкоголь и наркотические вещества.

В то же время, люди с низким уровнем эмоционального интеллекта чувствуют себя более одинокими. Чувство одиночества зависит от эмоционального интеллекта на 24%.

Однако следует понимать, что все написанное выше касается статистических показателей, которые учитывают ответы большого количества людей. Поэтому если вы вдруг чувствуете себя одинокими и не совсем довольны своей работой, это не означает, что ваш эмоциональный интеллект низкий. Причины могут быть совсем другие.

Не все люди с высоким эмоциональным интеллектом любят работать в команде, как и не все среди них довольны своей жизнью. Объяснений для каждого отдельно явления есть всегда больше, чем одно.

Но тенденции эмоционального интеллекта действительно выглядят так.

КАК РАЗВИВАТЬ ЭИ

Хорошая новость заключается в том, что эмоциональный интеллект можно развивать в течение жизни. Он не является устойчивым признаком, и нет возрастной границы, после которой поздно браться за совершенствование.

Каким образом это возможно делать?

Во-первых, стоит быть наблюдательными в отношении эмоций. Попробуйте какое-то время целенаправленно обращать на них внимание. Чувствуете удивление, – затормозите на секунду и скажите про себя: «Я сейчас удивляюсь». Злитесь – пометьте эту злость.

Так же обращайте внимание на то, что вызывает эмоции: в ответ на какие слова или действия вы удивились, что именно вас разозлило.

Подобное и с эмоциями других: видите, как кто-то волнуется, скажите себе в голове: «Этот человек волнуется».

На первый взгляд, звучит нелепо. Но именно такие упражнения приучают замечать эмоции. Это важно, потому что пока что-то не замечено, оно будто бы и не существует.

Во-вторых, если вам кажется, что вы не всегда четко выражаете свои эмоции, просите фидбэк у тех, с кем общаетесь и кому доверяете.

Попросите собеседника отвлечься от разговора и поделиться впечатлениями, какие эмоции он только что увидел с вашей стороны.

Вам кажется, что вы были приветливы. Согласен ли с этим собеседник? Если он не согласен, то почему? Как, по его мнению, могло бы выглядеть радушие?

Такое упражнение сложно повторять часто, но оно позволяет узнать много интересного о том, как иногда ваше представление о своих эмоциях отличается от их восприятия другими людьми, и научиться более точно их выражать.

В-третьих, если вы не уверены, правильно ли понимаете эмоции других, спрашивайте прямо. Это не всегда уместно и возможно, но если чувствуете себя с людьми комфортно, делайте это чаще.

Дайте человеку шанс объяснить свои эмоции самому. Не придумывайте, что значит чья-то улыбка или поднятые вверх брови.

Скажите человеку: «Мне кажется, ты раздражаешься. Я права?». Вполне возможно, что в ответ услышите: «Нет».

Или вообще говорите, что не понимаете, какие эмоции выражает человек, и попросите рассказать. А тогда сравнивайте с собственным восприятием.

Спрашивать других людей об их эмоциях также очень полезно, если они происходят из незнакомых и отличных сред, например, из других стран.

В-четвертых, помните, что эмоции наиболее интенсивно задействованы тогда, когда мы общаемся с другими. Поэтому, чтобы развивать эмоциональный интеллект, общайтесь как можно больше, не избегайте разговоров, встреч и людей.

Здесь действует принцип перехода количества в качество: чем больше эмоций должны «обработать», тем легче и лучше делать это впоследствии.

И в-пятых, избавляйтесь от табу на эмоции. Хотя выше говорилось о том, что эмоции нужно уметь регулировать, это не то же самое, что нужно избегать их совсем.

В обществе существуют стереотипы о том, что, например, мужчины не могут показывать сентиментальность или уязвимость, не плачут прилюдно.

Такие стереотипы могут проявляться и для других категорий людей, например, руководитель фирмы может считать, что ему не подобает проявлять перед подчиненными умиления.

Однако отказывать себе в эмоциях только из-за того, что ты мужчина, директор или президент – не лучшая идея.

Представьте, что перед вами компьютерный текстовый документ. Текст или изображение в документе – это данные. Но, кроме того, существуют также метаданные – данные, которые не связаны с содержанием документа, а лишь рассказывают о нем: кто и когда его создал, в какой папке он лежит, какая дата последних внесенных изменений.

Часто метаданные и содержание документа являются равноценно важными, а иногда метаданные оказываются даже более важными. Они делают картину полной и позволяют узнать контекст документа: раскрыть секреты, понять больше.

Эмоции – как метаданные. Их самих недостаточно, чтобы понять, что происходит, но и без них это понимание часто не может быть исчерпывающим.

Эмоциональный интеллект в таком случае – это умение работать с метаданными: знать, что они существуют, уметь их найти, прочитать, при необходимости исправить и сделать из того выводы.

Автор: Людмила Смоляр

Источник: «Украинская правда. Жизнь»

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий