1. После отказа от политики жестких денежно-кредитных ограничений в начале 1996 г. денежно-кредитная политика государства становилась все более мягкой и первая половина 1998 г. свидетельствовала о сохранении этой тенденции. В Беларуси имелось два главных источника эмиссии денежного резерва, а именно: кредиты Нацбанка правительству и политика предоставления целевых кредитов реальному сектору экономики через банковскую систему.
К слову, с помощью сервиса extra-change можно осуществить на выгодных условиях обмен WMR на Сбербанк и на другие электронные деньги (WMZ, WMU, WMX, WMB, Яндекс.Деньги, QIWI, Perfect Money, RBK Money, LiqPay, PayPal, Z—Payment, Bitcoin, EasyPay), а также зачислить деньги на пластиковые карты (Visa, MasterCard) и счета в банках (Дельта Банк, Приват, Банк Авангард, ТелеБанк, Траст, Альфа-Банк, Русский Стандарт, Промсвязьбанк).
2. Денежный резерв увеличился на 12% в первом квартале и на 24% во втором квартале 1998 г. Отрицательная динамика роста денежного резерва в январе 1998 г. была вызвана потерей резервов Нацбанка вследствие принятых попыток не допустить девальвации белорусского рубля. Однако после выделения в феврале новых кредитов правительству и банкам денежный резерв вновь начал расти. В марте его рост стал еще более значительным, достигнув 16%.
3. Для первых двух кварталов 1998 г. была характерна тенденция увеличения кредитов Нацбанка правительству (рост на 11% в первом квартале и на 23% во втором квартале т.г.). За первую половину 1998 г. совокупный рост кредитов Нацбанка правительству уже достиг 36,5%. Хотя до первого квартала 1998 г. финансирование бюджетного дефицита за счет выпуска ценных бумаг вместо кредитов Нацбанка превысило запланированные объемы.
После принятия в октябре 1998 г. решения об увеличении размера бюджетного дефицита с 3,5% до 5% было осуществлено внутреннее финансирование с помощью кредитов Нацбанка на сумму более 6 трлн. рублей.
4. Как и в 1997 г., денежная эмиссия в 1998 г. во многом объясняется политикой целевого кредитования. Совокупный рост обязательств банков перед Нацбанком со второго квартала 1997 г. по второй кварта 1998 г. составил 93,2%. Вслед за увеличением на 4,01 трлн. рублей в апреле (что составляет наибольший рост с 1996 г.), эти обязательства выросли на 2,4 трлн. рублей в июне. В четвертом квартале 1998 г. отмечена значительная кредитно-денежная эмиссия для выдачи кредитов как сельскому хозяйству, в связи с плохим урожаем, так и промышленности, в связи с убытками, вызванными падением экспорта в Россию.
5. Таким образом, что в следствие выдачи кредитов правительству и целевого кредитования, денежный резерв резко увеличился к концу 1998 г. Стремительный рост обменного курса подтверждает эти ожидания субъектов хозяйствования. А девальвация обменного курса белорусского рубля на межбанковском рынке на 300% за третий квартал 1998 г. свидетельствует о резком ухудшении ожиданий субъектов хозяйствования относительно параметров будущей инфляции и, вероятно, служит предупреждением о начале нового этапа гиперинфляции.
6. Помимо целевых кредитов Нацбанк практически не использовал иные формы распределения ресурсов. Аукционная выдача займов в 1995 г. составила 80% от общего объема выдачи кредитов банкам, но с 1996 г. уже практически не использовалась.
Использование ценового механизма для распределения кредитов являлось базовым условием для обеспечения финансовой дисциплины заемщика, эффективности инвестиционных решений и кредитно-денежной политики в целом. Этот факт нашел отражение в планах Нацбанка на 1998 г. в форме предложенного возврата к практике аукционной выдачи займов банкам и сокращения целевых кредитов в общем объеме кредитов Нацбанка до 10% во второй половине 1998 г. К сожалению, после многообещающего сокращения на 62% в январе, доля целевых кредитов в кредитах Нацбанка возросла до 96% в феврале, достигнув 98,6% в августе 1998 г.
7. При стремительном росте объема целевого кредитования и выдачи кредитов правительству увеличение денежной массы было неизбежно. Тем не менее, для поддержания ликвидности банковской системы при проведении денежно-кредитной политики использовались три вида основных инструментов, а именно – обязательное резервирование, открытые рыночные операции и требование о размещении вкладов в Нацбанке.
8. В сентябре 1998 г. Нацбанк снизил нормы обязательных резервов для вкладов до востребования с 18% до 16%. Средний коэффициент обязательного резервирования, определяемый как отношение между обязательными резервами и общей суммой вкладов, был снижен до 16% к концу второго квартала 1998 г. Это снижение противоречит необходимости уменьшить избыточную ликвидность банковской системы, но могло быть продиктовано озабоченностью по поводу прибыльности банковской системы.
9. Помимо обязательных резервов банки располагают избыточными резервами, которые могут быть использованы для выдачи кредитов. Объем избыточных резервов в банковской системе Беларуси рос с марта 1997 г. и во втором квартале 1998 г. составил 14% от общей суммы вкладов. В случае обращения этих избыточных резервов в кредитные ресурсы произошел значительный рост денежной массы. Однако часть этой избыточной ликвидности успешно удерживалась внутри банковской системы, главным образом в форме депозитных счетов в Нацбанке. Ограничения на вывоз капитала и иные формы убеждения позволили Нацбанку привлечь депозиты по невыгодной процентной ставке.
10. Один из аргументов экспертов В.Е.Т. состоит в том, что более высокая роль рынка в определении процентных ставок является необходимым условием усиления эффективности денежно-кредитной политики. В 1998 г. выпускались только ГКО и ГДО. Выпуск ценных бумаг достиг своего пика в июне 1998 г. Объем оборота на вторичном рынке также рос, что рассматривалось как положительная тенденция.
11. Для эффективности открытых рыночных операций требовалось свободное установление процентных ставок. Существующее ограничение на уровень процентных ставок на первичном рынке государственных ценных бумаг, вне зависимости от их срока обращения, не дает возможности их использования в качестве механизма эффективного распределения ресурсов. Более того, интервенции Нацбанка на денежном рынке не могут повлиять на стоимость ресурсов для населения, таким образом ограничивая эффективность денежно-кредитной политики.
12. После снижения до 44% в апреле и 40% в мае, ставка рефинансирования снизилась еще до 38% к 1 августа 1998 г. Принимая во внимание имеющее место, инфляционное давление, такая динамика уровня ставки не соответствует желаемому результату. Фактические процентные ставки показывают доход, фактически полученный держателем актива после учета потери части стоимости актива, вызванной инфляцией.
На протяжении 1998 г. реальная ставка рефинансирования оставалась отрицательной, что определяло низкую привлекательность ценных бумаг в белорусских рублях и приводило к бегству капитала. Ежедневные ставки на межбанковском денежном рынке оставались ниже, чем ставка рефинансирования. Это отражает излишнюю ликвидность банковской системы и вызывает озабоченность в отношении прибыльности банков.
13. Ставки по депозитам и кредитам оставались отрицательными в реальном выражении на протяжении двух первых кварталов 1998 г. Это означало, что вместо того, чтобы стимулировать рост сбережений, процентные ставки в Беларуси заставляют субъектов хозяйствования предвосхищать свои расходы путем заимствования.
14. В целом власти по-прежнему отвергают применение процентных ставок в качестве механизма распределения ресурсов, и никаких изменений в их позиции не предвидится. Хотя в планах Национального банка на 1998 г. упоминался ряд важных реформ и шагов в направлении повышения эффективности денежно-кредитной политики, гибкости процентных ставок не было уделено достаточного внимания.
15. Широкий денежный агрегат есть не что иное как М3, который определяется как сумма денег в обращении (вне банковской системы) и вкладов небанковского сектора в местных банках, включая вклады в иностранной валюте. Агрегат М2 определяется более узко, поскольку из него исключаются вклады в иностранной валюте. Более высокий рост денежного резерва остановил снижение роста М3 в первом квартале 1998 г., и во втором квартале 1998 г. М3 вырос на 23%. Таким образом, вновь, как и в 1997 г. имело место тенденция квартального роста агрегата. М3.
16. Скорости обращения М2 и М3, начиная с 1995 г. были довольно стабильными на протяжении нескольких лет. Это предполагает, что агрегат М3 дает вполне адекватное объяснение динамики цен при отсутствии каких-либо изменений в режиме. Хотя изменение скорости обращения денежной массы означает, что в краткосрочной перспективе денежная масса и инфляция развиваются с разнополярной динамикой, по мере возвращения скорости денежного обращения к долгосрочной тенденции темп роста инфляции и темп роста денежной массы сверх роста производства будут приблизительно одинаковы.
17. Хотя агрегат М3 является адекватным средством для прогнозирования уровня цен, так как включает валютные вклады, стоимость которых зависит от обменного курса, этот агрегат не может служить надежным ориентиром денежно-кредитной политики в условиях неустойчивого обменного курса. К примеру, девальвация обменного курса приведет к увеличению агрегата М3 и повышению цен даже при отсутствии денежной эмиссии Нацбанка.
Источник: BusinessForecast.by
Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.