Деньги и кредит в Беларуси в 1997 году

1) Вслед за периодом определенного ужесточения кредитно-денежной политики в конце 1995 г. и начале 1996 г. дальнейших улучшений в этой сфере не наблюдалось. В течение 1996-1997 гг. изменения показателя объема резервных денег не демонстрировали какой-либо ярко выраженной тенденции.
За первые восемь месяцев 1997 г. объем резервных денег вырос на 55%, и высока вероятность того, что темпы роста объема резервных денег в 1997 г. превысят аналогичный показатель за 1996 г.

2) Рост объема резервных денег в 1997 г. в основном объясняется политикой Нацбанка, осуществляющего кредитование реальной экономики через банковскую систему.

В настоящее время более 90% кредитов Нацбанка, выданных коммерческим банкам, представляют собой целевые кредиты, направленные на оживление хозяйственной деятельности, особенно в сельском хозяйстве и жилищном строительстве; эти кредиты выдаются по ставкам, которые значительно ниже ставки рефинансирования (среднегодовая ставка составляет около 10%, при этом кредиты на жилищное строительство выдаются под 2% годовых).

Как следствие, совокупный рост кредитных обязательств коммерческих банков перед Национальным банком за первые восемь месяцев 1997 г. составил 97%.

3) Рост объема чистых кредитных обязательств правительства перед Национальным банком снизился во втором квартале 1997 г., после чего отмечена стабилизация данного показателя. За первые 8 месяцев 1997 г. объем кредитов Национального банка правительству возрос на 26%.

4) Объем чистых кредитных обязательств коммерческих банков перед Нацбанком в настоящее время превышает объем чистой задолженности правительства Национальному банку. Проект основных направлений кредитно-денежной политики в 1998 году предусматривает прирост чистого объема внутренних кредитов Нацбанка на 40%, причем большинство кредитов будет использовано для рефинансирования банков (+52%), в то время как рост объема кредитования правительства составит 13-14% в течение года.

Данный план подтверждает наличие тенденции создания денежной массы за счет квазифискальных субсидий вместо использования прямых бюджетных каналов.

5) С учетом быстрого роста объема целевого кредитования, количество ресурсов, распределяемых Нацбанком через аукционы (в 1995 г. такие ресурсы составляли до 80% общего объема кредитных обязательств банков перед Нацбанком), весьма незначительно. Это ограничивает возможности Нацбанка в плане управления банковской ликвидностью и явно сдерживает дальнейшее развитие банковской системы в стране.

Осознавая это, Нацбанк запланировал в 1998 г. более активно задействовать аукционы в качестве способа распределения кредитных ресурсов между коммерческими банками и снизить долю целевых кредитов в общем объеме кредитования на 10% во второй половине 1998 года.

По мнению экспертов проекта ВЕТ, Нацбанк, по-видимому, будет все же вынужден продолжить практику льготного кредитования, особенно сельского хозяйства (обычно основная масса таких кредитов выдается во 2-ом и 3-м кварталах), что свяжет его «по рукам и ногам» в его борьбе с инфляцией.

6) С учетом масштабов целевого кредитования Нацбанк не в состоянии избежать роста объема резервных денег, несмотря на то, что он предпринимает попытки привлечь средства на депозитные счета, предлагая конкурентные процентные ставки, а также расширяя практику использования операций на открытом рынке.

В настоящее время Национальный банк использует два типа инструментов денежного рынка: ГКО, эмитируемые правительством, и КО, эмитируемые Национальным банком. Существуют, однако, определенные трудности с их размещением, в результате чего объемы ликвидности, «откачиваемой» Нацбанком посредством продажи ценных бумаг, незначительны, так что его возможности в плане управления ликвидностью на денежном рынке остаются ограниченными.

7) В течение 1997 г. темпы роста объема резервных денег колебались значительно: 5% в первом квартале (самый низкий показатель с 1-го квартала 1996 г.), 31% во втором квартале (самый высокий показатель со 2-го квартала 1995 г.), 0% в июле, 12% в августе. Это свидетельство того, что Нацбанк испытывает определенные трудности в плане регулирования ликвидности экономики, что неудивительно, если принять в расчет объем целевого кредитования, осуществляемого по требованию правительства, и слабую степень развития денежного рынка.

Как отмечается в плане Национального банка на 1998 год, более активная координация действий Министерства финансов и Нацбанка является условием повышения эффективности работы последнего по управлению ликвидностью денежного рынка.

8) Широкая денежная масса – это денежный агрегат М3, определяемый как сумма денег в обращении (вне банковской системы) и вкладов небанковского сектора в национальных банках, включая вклады в иностранной валюте. Агрегат М2 определяет более узко, поскольку из него исключаются валютные вклады. Поскольку обменный курс в настоящее время меняется ежемесячно, М3 становится зависимым от курсовой политики. По этой причине М2 является более надежным ориентиром в определении направлений кредитно-денежной политики.

9) Быстрый рост объема резервных денег привел к росту М2 на 57% уже за первые восемь месяцев 1997 г., в результате чего был превышен объявленный Нацбанком в марте годовой плановый показатель 33%. Такие высокие темпы прироста денежной массы очевидно не соответствуют объявленным правительством плановым показателем месячного роста инфляции в 1997 году (2,5%).

10) Несмотря на повышение в мае 1997 г. показателя обязательных резервов, избыточная ликвидность банковской системы была ограничена. К концу августа 1997 г. банки все еще располагали большими избыточными резервами (6% от общей суммы вкладов), которые могли в любое время быть обращены в кредиты, что привело бы к дальнейшему росту денежной массы.

Этого не произошло, потому что банки очень тщательно изучают состояние потенциальных заемщиков, прежде чем выдать кредит (это вызвано большой долей безнадежной задолженности в кредитных портфелях банков).

В итоге отношение денежной массы к резервным деньгам ниже, чем это было бы в здоровой финансовой среде. В любом случае можно лишь приветствовать решение Нацбанка повысить коэффициенты обязательного резервирования с 1 сентября следующим образом: 21% – для вкладов до востребования (предыдущее значение коэффициента 17%), 17% – для вкладов на срок от 30 до 90 дней (ранее 13%) и 5% – для вкладов со сроком погашения свыше 3 месяцев (значение коэффициента осталось прежним). Положение об обязательном резервировании не распространяется на вклады со сроками погашения свыше одного года.

11) Скорость обращения денежной массы определяется как количество раз, которое деньги переходят от одного владельца к другому в течение определенного периода времени, и рассчитывается путем деления номинального ВВП на средний показатель объема денежной массы за этот период времени. Падение скорости обращения денежной массы означает увеличение спроса на деньги.

Если же, например, возрастают темпы инфляции, или если повышается привлекательность других активов, хозяйствующие субъекты пытаются реализовать имеющуюся у них на руках национальную валюту, в результате чего имеет место рост скорости обращения денежной массы (то же количество трансакций должно быть осуществлено с меньшим количеством денег).

12) За последние годы скорость обращения М2 была довольно стабильной. Это позволяет сделать вывод, что в долгосрочной перспективе количественная теория денег дает адекватное толкование динамики изменения объема денежной массы и цен.

Хотя, изменения в скорости обращения денежной массы могут привести к тому, что в краткосрочном периоде денежная масса и инфляция развиваются разнонаправлено, по мере возвращения скорости денежного обращения к долгосрочной тенденции темпы роста инфляции и темпы роста денежной массы с превышением темпов роста объемов производства примерно одинаковы.

13) В связи с широким разбросом минимальных и максимальных уровней процентных ставок, они не могут служить механизмом эффективного распределения ресурсов в Беларуси. Более того, намечающиеся в ближайшем будущем интервенции Нацбанка на денежном рынке не повлияют на стоимость ресурсов для клиентов – физических лиц, что существенно снижает эффективность кредитно-денежной политики.

14) За исключением марта и июля, когда было зарегистрировано снижение месячного показателя инфляции, в большинстве случаев реальные процентные ставки в Беларуси в течение первых восьми месяцев 1997 года оставались негативными. Негативные реальные процентные ставки в существующих экономических условиях ведут к весьма нежелательным последствиям: вместо того, чтобы стимулировать сбережения, они заставляют хозяйствующих субъектов обращаться к заимствованию денежных средств в ожидании роста доходов.

Источник: BusinessForecast.by

Уважаемые коллеги, пожалуйста, присылайте ваши статьи, презентации и другие материалы для публикации на сайте BusinessForecast.by на электронный адрес info@businessforecast.by.

Читайте по теме:

Оставить комментарий