Чем лучше развито в экономическом плане государство, чем выше в нем уровень общественных свобод, тем быстрее оно усваивает и использует себе на пользу все инновации и преимущества цифровизации.
И наоборот – чем хуже в стране с экономикой и демократией, тем больше преград на пути цифровизации оно создает.
Украина находится в двусмысленной ситуации, потому что имеет скорее статус «островного государства» в цифровом океане.
С одной стороны, имеем прекрасные возможности для цифрового развития: много талантливых ИТ-специалистов, неплохую коммуникационную инфраструктуру, известные на весь мир стартап — проекты.
С другой стороны, из-за отсутствия взвешенного государственного подхода и единой стратегии цифровизации имеем множество искусственных ограничений, которые создают для этого процесса значительные препятствия.
Это касается и устаревшей нормативно-правовой базы. Отсутствие полного пакета законов (об электронных доверительных услугах, «облачных» технологиях, электронных коммуникациях, киберзащите) ставят под сомнение существование в Украине криптовалют.
В Эстонии планируют создание национальной криптовалюты Estcoin и формирование на ее базе Фонда национального благосостояния. Эта инициатива принадлежит государственному агентству электронного гражданства. Звучит несколько сказочно как для Украины, правда?
Тем не менее, Bitcoin уже пришел в Украину. Тысячи украинцев используют мощности своих компьютеров для генерации (майнинга) этой валюты, все больше людей начинают рассчитываться ею за различные товары и услуги.
Однако государство не спешит признавать эти процессы и должным образом на них реагировать, чтобы обеспечить криптовалютам качественное нормативное сопровождение.
Исследовав базу «Украинское законодательство» на сайте Верховной Рады, мы найдем «аж» два документа, которые касаются этого вопроса: одно письмо и одно разъяснение НБУ.
Еще одно разъяснение, подписанное заместителем председателя НБУ Олегом Чурием, появилось на сайте Нацбанка в августе после скандала с обнаружением правоохранителями мощностей для майнинга Bitcoin в помещении одного из киевских институтов.
Ни один из этих документов не дает исчерпывающего ответа на вопрос о статусе Bitcoin в Украине. Могут ли украинцы пользоваться преимуществами давно признанной в мире валюты?
Нацбанк еще в 2014 году разъяснил, что рассматривает виртуальную криптовалюту Bitcoin как денежный суррогат, который не имеет обеспечения реальной стоимостью и не может использоваться физическими и юридическими лицами на территории Украины как средство платежа, поскольку это противоречит нормам украинского законодательства».
Действительно, по закону о Нацбанке денежный суррогат – любые документы в виде денежных знаков, отличающиеся от денежной единицы Украины, выпущенные в обращение не НБУ, и изготовлены с целью осуществления платежей в хозяйственном обороте, кроме валютных ценностей. Но другой нормой этого закона выпускать и использовать денежные суррогаты как средство платежа в Украине запрещено.
Значит, НБУ не утверждает, что оборот Bitcoin в Украине незаконный, но на это намекает. В то же время в августовском разъяснении заместитель председателя НБУ говорит, что Bitcoin не имеет определенного правового статуса в Украине. Значит, он признает, что прямого запрета на оборот этой криптовалюты не существует, ведь то, что не запрещено законом, разрешено.
Впрочем, такая неоднозначность порождает значительные риски для всех, кто связан с Bitcoin. Это привело к тому, что разные инстанции могут трактовать данный вопрос по своему усмотрению. Так, в материалах дела относительно майнинга Bitcoin в помещении института сказано, что «биткоин» в Украине запрещен. Такой вывод делает следователь, судья.
Если следователь, судья берет на себя функцию определять законность или незаконность криптовалют, возникает вопрос, куда, собственно, три года смотрел Нацбанк. Где хоть один нормативный документ или проект закона в этом вопросе?
Впрочем, вопрос «кто виноват» не столь важен, как «что делать». А что-то делать с Bitcoin нужно срочно, иначе под суд рискует попасть каждый, кто использует эту или другую виртуальную валюту, например, валюту из онлайновых электронных игр.
Уже известно, что вопрос статуса Bitcoin планируется вынести на рассмотрение Совета финансовой стабильности до конца августа 2017 года. Во всяком случае, так обещает руководство Нацбанка. Однако нужно учесть несколько моментов.
Во-первых, на рассмотрение следует выносить не только вопрос статуса Bitcoin в Украине, как предлагает НБУ, а вопрос статуса всех криптовалют.
Во-вторых, среди участников совета упомянуты только финансовые учреждения, тогда как вопросы функционирования криптовалют относятся и к сфере ИТ. Поэтому к решению этого вопроса стоит привлечь специалистов, которые занимаются цифровым сектором государства.
В-третьих, к обсуждению статуса криптовалют в Украине нужно привлечь цифровую общественность, в частности специалистов, глубоко ознакомленных с этим вопросом. Как известно, Bitcoin создавался энтузиастами без участия государства как альтернатива «классическим» валютам и строился на отличных от них принципах эмиссии и обращения.
Предварительная договоренность со специалистами уже есть. В частности, президент Украинского инвестиционного холдинга Марк Гинзбург готов участвовать в разработке платформы для полноценного функционирования блокчейн в Украине и адаптации криптовалют в государстве. Бизнесмены с мировым именем готовы оказать нам поддержку в этом вопросе.
За рубежом используются различные подходы к классификации виртуального товара, собственно виртуальной валюты, нематериальной ценности. Хотя окончательное решение относительно этого, разумеется, будет принимать государство, я думаю, что базироваться оно должно на том, какой именно вариант будет самым удобным для украинских граждан.
Какой бы вариант классификации криптовалют не был избран, ясно одно: делать это нужно поскорее. Цифровая трансформация общества имеет одну специфическую особенность: это очень динамичный процесс, который не терпит аутсайдеров.
Украина и так отстает в развитии цифровых отраслей по сравнению с другими странами. Затормозив развитие этого звена, она рискует навсегда остаться среди тех, кто пасет задних. Хочется верить, что здравый смысл возобладает и этого не произойдет.
Автор: Александр Данченко, председатель комитета парламента по вопросам информатизации и связи, «Самопомощь».
Источник: Экономическая правда
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.