Подробнее об этих вопросах и про многое другое народные депутаты, ведущие украинские и международные эксперты, и аграрии поговорят на Agri Invet Forum 2018, который состоится 16 мая в ВЦ «АККО Интернешнл».
В Минагрополитики радуются, что в этом году посевные площади под соей почти не сократились. Но для аграриев вопрос «масличных правок» в Налоговый кодекс до сих пор остается критическим. Если эти нормы до сентября 2018 года не отменят, агросектор за год получит минимум 6 млрд. грн. убытков.
Несмотря на масштабные акции протеста аграриев, парламент так и не рассмотрел за сессионную неделю 3-7 апреля законопроект №7403-2, который должен сохранить экспортный НДС на рапс и сою.
Мало того, что посевную кампанию 2018 года пришлось начать на месяц позже обычного, аграриям приходится сеять без дождя и при высоких температурах. Для фермеров Юга Украины восстановление систем мелиорации становится еще более острой проблемой. Экс-министр аграрной политики Алексей Павленко в конце 2015 года обещал, что Всемирный банк даст $2 млрд. на орошение. Но этих денег так никто и не увидел.
Кроме этого, агросектор беспокоит целый блок «земельной тематики». Аграрии хотят, чтобы правительство ускорило передачу государственной земли объединенным территориальным общинам. В то же время, фермеры боятся «дикого» запуска рынка земли в Украине.
Как парламент будет решать «масляные» и «земельные» проблемы аграриев, крупнейшие аграрные ГП действительно в этом году пойдут с молотка, и когда прекратится борьба с «теневой экономикой» из-за блокирования налоговых накладных агропроизводителей, Agravery.com обсудил с членом аграрного комитета ВР Сергеем Хланем, депутатом -мажоритарщиком от Херсонщины.
Третьего марта 2018 года в ВР было зарегистрировано межфракционное депутатское объединение «Аграрный совет», одним из заданий которого была отмена, так называемых «масляных правок». Сейчас имеем ситуацию, когда в сессионный зал одновременно поступили два депутатских законопроекта и № 7403-2, который поддерживают аграрии, и № 7403-д, который фактически предлагает сохранить «масляные правки». По вашему мнению, какой из этих документов поддержит ВР?
— Да, действительно, часть депутатов объединились для более мощной поддержки отмены «масличных правок» и продвижения законопроекта № 7403-2. В этом объединении есть представители разных фракций и политических сил. Они понимают, что отмена возмещения НДС при экспорте сои и рапса больно ударит по мелким и средним агропроизводителям.
Оба законопроекта будут рассматриваться на пленарном заседании совета, и именно парламентарии должны решить этот вопрос. Я верю, что будет найден компромисс, и взвешенное решение в интересах агропроизводителей.
Но у каждой стороны конфликта свое понимание понятия «компромиссный вариант». Например, глава налогового комитета ВР Нина Южанина свой законопроект №7430-д также считает компромиссным, который поддержит малых агропроизводителей.
На заседаниях налогового комитета также присутствовал председатель фракции Радикальной партии Олег Ляшко, который считает, что «масличные правки» помогут стимулировать промышленную переработку агросырья, а борьба против этих норм — лишь шалости «аграрного лобби»…
— Мы все же будем настаивать на законопроекте №7403-2, который поддерживают аграрии. Будем настаивать, чтобы законопроект поставили на голосование первым по порядку. Будем действительно агитировать парламентариев, чтобы проголосовали именно за этот законопроект. Если наш законопроект не пройдет, будем ставить на рассмотрение законопроект Южаниной. Он уже включен в повестку дня на рассмотрение сессионного зала, хотя мы подавали заявление, что законопроект подан с нарушением регламента.
Будем с голоса вносить правку, чтобы право на возмещение экспортного НДС имели не только сельхозпроизводители, но и хотя бы первый посредник. Если будет провалена и эта правка, тогда нам придется голосовать за этот закон, хотя мы понимаем, что он дискредитирует мелкого сельхозпроизводителя, но мы, хотя бы дадим возможность аграриям возмещать НДС при прямом экспорте.
А через какое время стоит ожидать голосования по «масляным правкам»?
— Вы же видите – последние две пленарных недели подряд оба законопроекты стоят в «непроходной» части повестки дня. На следующей пленарной неделе мы планируем идти на согласительный совет, и будем требовать у спикера ВР Андрея Парубия, чтобы эти законопроекты стояли в проходной части, и чтобы по этим документам было результативное голосование.
А по вашим предчувствиям, сессионный зал скорее поддержит агропроизводителей и поддержит законопроект 7403-д?
— По моим предчувствиям, все-таки поддержат законопроект Южаниной. Переработчики имеют мощное лобби, и в олигархическом сговоре они на шаг впереди от «аграрного лобби» в парламенте. Даже в аграрном комитете ВР мы видели голосование в интересах переработчиков, а не аграриев.
На одной из пресс-конференций вы говорили, что «масличные правки» могут ударить по аграрным хозяйствам вашего округа, поскольку соя является основной культурой для аграриев Херсонщины. Расскажите подробнее, как именно отказ от экспортного НДС на сою может повлиять на аграриев Херсонской области? Удастся ли при этом отыскать какие-то другие компенсаторы, например через областные программы поддержки аграриев?
— Нет, это будет невозможно. Если не поддержат ни один законопроект по масличным правкам, даже законопроект Южаниной, тогда мы увидим значительные потери для аграриев Юга. Местные агропроизводители используют воду, которая подается для орошения, стоимость которой равна стоимости НДС.
После вступления в действие «масличных правок» себестоимость продукции местных аграриев вырастет на 20%, соя с Юга Украины станет критически дорогой, нерентабельной, и встанет вопрос – а что вообще выращивать? Соя – это монокультура, которую можно выращивать год за годом. В условиях постоянного подорожания воды и электроэнергии мы не будем иметь такой монокультуры, которая была рентабельна для выращивания при орошении.
Если вопрос с масляными правками так и не решат, я лично не знаю, какой должен быть рентабельный севооборот для аграриев, работающих при орошении.
А какова доля сои в общей структуре агропроизводства на Херсонщине?
— Если говорить о земле, при орошении, то там соя занимает около 75%. На неорошаемых землях на Юге Херсонщины сою нет смысла выращивать.
В конце 2015 года тогдашний министр аграрной политики Алексей Павленко заявил, что Всемирный банк в конце 2015 года заявлял, что выделит на орошение Юга Украины $1,5-2 млрд. Но прошло два года, но о реализации этого проекта ничего не слышно, но за это время успело поменяться руководство Госводагенства и Минагрополитики.
Известно ли вам, по каким причинам тормозится реализация этого проекта? Удастся, ли наконец-то сдвинуть проект с масштабного восстановления мелиоративных систем на Юге Украины, и что вы для этого можете сделать? Вы как-то упоминали, что нынешний руководитель Госводагенства поддерживает сторону аграриев в проблеме восстановления мелиорации, но учреждение подчинено «непрофильному» Минэкологии…
— Алексей Павленко, к сожалению, тогда забежал вперед. У нас в политике достаточно часто случается: еще не сделано, но уже заявлено. Действительно, после первых переговоров с Всемирным банком Павленко заявил, что учреждение готово выделить до двух миллиардов долларов на мелиорацию. Но я присутствовал на всех переговорах, и никаких сумм Всемирный банк не озвучивал.
Они даже не озвучивали, что согласны кредитовать Украину по восстановлению мелиоративных систем. Они говорили про «потенциальную возможность» кредитования Украины по восстановлению мелиорационных систем, и то после того, как наша страна выполнит ряд требований.
Например, усовершенствует систему управления оросительными системами, разъединит хозяйственные и управленческие функции в структуре Госводагенства, примет законопроект «Об Ассоциации водопользователей», а Кабмин определит, что вопросы мелиорации стоят в приоритетах развития Украины.
Переговоры с Всемирным банком о кредитовании восстановления мелиоративных систем продолжаются и сейчас. Сколько они еще продлятся? Всемирный банк – очень инертная структура.
— В конце концов, не дожидаясь финала этой работы, мы начали лоббирование поддержки из госбюджета на восстановление мелиоративных систем, лоббируем и через областные советы – в прошлом году Херсонский облсовет дал 20 млн. грн., и мы видим эффективность использования этих средств – площадь пашни под орошением увеличивается.
В прошлом году частный бизнес вложил 70 млн. грн. на восстановление мелиоративных систем на Херсонщине. Насколько аграриям интересно самостоятельно инвестировать в мелиорацию, несмотря на то, что стоимость поставки воды, по вашим словам, равна объему НДС?
— В последние три года были продуктивные осадки, и мы видели более-менее нормальные урожаи на Юге Украины. Но мы помним, как 10 лет подряд на Юге совсем ничего не росло. Поэтому вопрос воды для Юга Украины – это вопрос жизни. Если не будет воды, то в условиях даже как сейчас – полтора месяца почти нет никаких осадков, где нет воды – земля не будет засеяна. Если не будет воды, не будет земледелия.
Сторонники снятия земельного моратория говорят, что возможность свободно покупать пашню будет стимулировать аграриев больше вкладывать в развитие агропроизводства. Если брать условия Херсонщины, сработает тезис, что запуск рынка земли простимулирует инвестиции в агросектор, в частности в мелиорацию?
— На сегодняшний день инвестиции идут в те земли, на которые гарантировано право собственности. Иначе нет смысла вкладываться в орошение, которое требует до $ 5 тыс. инвестиций на один гектар. Где нет гарантированного права собственности, любой аграрий опасается вкладывать свои деньги.
Фактически, гарантированные инвестиции идут в выкупленные земли, которые выдавались под личное крестьянское хозяйство – на такие земли не распространяется «земельный мораторий». Где агропроизводитель смог выкупить массив пашни, которая выдавалась под ОСГ, там он и вкладывает в орошение.
Еще раз подчеркиваю – когда право собственности будет гарантированным, фермер сможет себе купить 200 или 500 гектаров земли, он проинвестирует в свою собственность, а инвестиция будет гарантированно сохранена. На сегодняшний день очень крупные рейдерские риски, из-за чего фермер не может гарантировать свои инвестиции.
Теоретически, проблему «аграрного» рейдерства должны были снять антирейдерские штабы от Минюста, которые работали с 15 августа по 15 ноября в прошлом году. Заодно такие структуры должны разработать законодательные изменения, которые бы сделали невозможными рейдерские атаки. Но на прошлой неделе Минюст объявил о возобновлении работы антирейдерских штабов. По вашему мнению, в чем причина такого шага?
— К большому сожалению, наработки этих антирейдерских штабов не сработали – рейдерские атаки на аграриев продолжаются и на сегодняшний день. Максимум атак мы увидим в период жатвы. На сегодняшний день я не вижу более эффективного решения, как определение права собственности на землю.
Есть некоторые положительные результаты, как по ответственности нотариусов, которые ввел министр юстиции Петренко, когда им аннулируют лицензии и блокируют доступ к единому государственному реестру. Но на каждый «антирейдерский» шаг преступники находят свое противодействие.
Но тут дело упирается не только в юридические нюансы, но и работу силовых структур. В прошлом году аграрии часто жаловались, что полиция не знает, как нужно определять рейдеров и противодействовать им…
— Как правило, рейдеры всегда в сговоре с полицией…
Но это, же все равно упирается в вопрос реформы полиции. В этом случае законодательным путем можно что-то сделать?
— Конечно, все можно сделать. Но, как любят у нас говорить – почему мы так плохо живем? Нет, у нас неплохие законы, они достаточные, европейские, но у нас нет, кому выполнять эти законы.
Текущий политический сезон отмечается «тишиной» относительно вопроса с запуском рынка земли в Украине, хотя «земельный мораторий» был продлен лишь до 1 января 2019 года. Как не странно, пока еще ни одна политическая сила не подняла под свои знамена вопрос продления земельного моратория». В Минагрополитики, как и ранее, говорят, что правительственный законопроект о рынке земли в Украине подадут как раз тогда, когда сессионный зал будет готов голосовать.
По прогнозам Всемирного банка, Украина технически будет готова к запуску рынка земли в сентябре этого года. По вашим ожиданиям, что вообще ожидать в политическом плане в отношении «земельного вопроса»? Или все закончится тем, что осенью «земельный мораторий» продлят?
Или наоборот – Новый 2019 год Украина встретит с запущенным рынком земли? И видели ли вы, как депутат ВР, законопроект от Минагрополитики, на который постоянно ссылается глава министерства Максим Мартынюк?
— Я не видел этого законопроекта, никто не видел этого документа. Было два парламентских законопроекты, авторы первого – я и нардеп Алексей Мушак. Второй законопроект слово в слово повторял наш, и автором была Юлия Тимошенко. Я подписался и под этим законопроектом, чтобы дать четкий сигнал – хватит заниматься популизмом, пора переходить к практическим действиям. Других законопроектов о запуске рынка земли не зарегистрировано, я их не видел, но разговоры о них идут.
Когда можно ожидать запуска рынка земли? Людям настолько задурманили голову, и именно горожанам, которые не имеют в собственности сельскохозяйственной земли, но их убедили, что кто-то хочет распродать украинскую землю, и хочет оставить украинцев нищими. Будет ли этот вопрос решен к парламентским выборам?
— Я думаю, что нет, никто этот вопрос вносить в сессионный зал не будет. Я очень надеюсь, что ВР следующего созыва все же будет способна запустить земельную реформу, и запустит рынок земли.
А, по-вашему, почему так получилось, что ВР этого созыва неспособна запустить рынок земли? Насколько я помню, снятие земельного моратория было в коалиционном соглашении от 2014 года…
— Но и коалиции той уже нет…
У нас есть другой «подвешенный» «земельный» вопрос – так называемая «земельная децентрализация». В конце прошлого года парламент провалил президентский законопроект №7363, который должен решить проблему передачи государственной земли общинам. Насколько известно, АП забрала документ на доработку. Правительственный законопроект №7118 на аналогичную тематику ВР еще не рассматривала.
Аграрии хотят, чтобы передача земель общинам была как можно быстрее, поэтому парламенту придется вернуться снова к «земельной децентрализации». По вашему мнению, по каким законопроектам последует передача земли общинам – президентским…
— У меня складывается впечатление, что делается все так, например, вносятся нормы, чтобы не передать землю общинам. Например, президентский законопроект был довольно неплохой, но его «завалила» норма о праве РГА распоряжаться землей, если еще не создана объединенная территориальная община. Чтобы не эта норма, законопроект №7363 все-таки приняли бы.
Например, я убежден, что землю можно передавать только ОТГ. Это ускорит реформу децентрализации. Тем более что ОТГ несет большую ответственность за право распоряжаться своими ресурсами и средствами.
Параллельно ко всему идет процесс земельной децентрализации от Кабмина, где обычным распоряжением решили передать 760 тыс. га для ОТГ. Если верить данным правительственного ресурса otg.land.gov.ua, определенное количество государственной земли передали и ОТГ Херсонщины.
Есть ли данные, сколько ОТГ в области должна получить земли, какую площадь? И имеют ли интерес общины к государственной пашне, несмотря на проблемы с восстановлением оросительных систем?
— Нет у меня таких цифр. Но общины, правда, хотят брать государственную землю, даже с нерабочими системами орошения. Думаю, общины смогут лучше распоряжаться таким ресурсом. А если системы орошения еще и рабочие, то такую пашню можно будет сдавать на длительный срок в аренду, для инвестиций с длительным сроком окупаемости. Если фермер сможет получить землю в аренду на 25 лет, он сможет заложить сад, а не поле рапса, как сейчас, например.
Сейчас сельские общины получают в свои сокровищницы 100% всего земельного налога, в рамках реформы децентрализации. Но при этом, как жалуется ГФС, за последние три года площадь пашни, с которой платят налог, сократилось с 36 млн. га до 18 млн. га.
В чем здесь причина, на ваш взгляд? Неужели людям неинтересно получать больше налогов с пашни на своих территориях? Или это на самом деле сократилась площадь пашни в обработке?
— Сейчас фактически нет свободной земли для возделывания. Но как случилось, что налоги платятся только с половины площади пашни? В январе 2017 года отменили спецрежим оплаты НДС для аграриев. После этого агропроизводители потеряли интерес декларировать всю площадь пашни в обработке, как этого требуют условия уплаты единого налога 4 группы.
Однако аграрии начали переходить на общую систему налогообложения, привязанную к объему прибыли, а не к площади земли, которая обрабатывается.
Ситуацию мог бы исправить возврат спецрежима уплаты НДС агропроизводителям?
— Нет. Многие считают спецрежим НДС прозрачным механизмом, но и там было достаточно злоупотреблений. Думаю, вывести пашню из тени могли бы дотации на гектар пашни в обработке.
Для аграриев еще остается проблемным вопрос с законодательством о кооперации, который искусственно разделяет обслуживающие и производственные кооперативы. Законопроект, который должен решить эту проблему, зарегистрировали еще два года назад, но к рассмотрению дело не дошло. Сколько времени понадобится, чтобы устранить проблемы для кооператоров?
— Думаю, нам удастся рассмотреть этот законопроект к концу каденции ВР 8 созыва.
… к парламентским выборам осенью 2019 года?
— В Верховной Раде, к сожалению, быстро ничего не делается.
В Минагрополитики считают, что кооперацией среди крестьян удастся простимулировать программы господдержки, в частности на закупку молочного оборудования. Но при этом звучат голоса, что правительственные программы не сработают, потому что крестьяне не захотят терять субсидии. По вашему мнению, действительно ли фактор субсидий может помешать развитию кооперации среди сельчан? Если да, то, как такую проблему решить?
— Субсидии – это наша большая проблема. Их нужно выдавать только тем, кто в них нуждается. Я считаю правильным, что правительство не хочет давать субсидии людям, которые занимаются предпринимательством. Если хотите заниматься кооперацией – пожалуйста, берите оборудование на льготных условиях, но при этом не претендуйте на субсидию.
Сколько бы ни критиковали инициативу правительства по запрету покупки молока от населения, но я ее считаю правильной. Она простимулирует создание кооперативов, закупку доильного и охладительного оборудования. Ничего плохого я не вижу в том, что мы уберем ручное доение, а крестьяне начнут получать более высокую цену за лучшее качество их молока.
Еще одна проблема для аграрной отрасли – когда же Минагрополитики получит своего нового министра…
— Так он же и так есть!
Ну да, формально есть, Тарас Кутовой, но он написал еще в мае прошлого года заявление на увольнение…
— Ну да, это вопрос в сессионный зал не вносится, когда будет вноситься – не понятно. У нас много министерств до сих пор фактически не имеют своих руководителей.
Сессионный зал парламента не может определиться и по другому вопросу — запуску структуры заменяющей налоговую милицию, например Служба финансовых расследований. Для аграриев это вопрос особенно важен, потому что запуск СФР позволит обойтись без системы блокировки налоговых накладных, но заодно поможет выявлять «теневиков», с которыми не могут конкурировать честные агропроизводители.
В ВР зарегистрировано сразу 5 законопроектов, по которым депутатам не удается найти согласия. В чем проблема этих документов, и какой вариант лично вы поддержите?
— Знаете, я еще детально не изучал подробно эти все законопроекты. Да, мы все понимаем, что налоговая милиция должна уйти в прошлое, но идея запуска структуры взамен вызывает определенное сопротивление. Думаю, дискуссия станет более взвешенной, когда все 5 законопроектов, наконец-то попадут в сессионный зал.
В течение последнего месяца прозвучало несколько противоречивых сообщений о судьбе двух крупнейших аграрных ГП Украины – ГПЗКУ и Аграрного фонда. По одной информации, эти предприятия в текущем году планируется продать, по другой – ГП изъяты из списка на приватизацию в 2018 году. Есть ли у вас информация, какие на самом деле планы у правительства по ГПЗКУ и Аграрному фонду на 2018 год?
— Эти предприятия правительство включило в план на приватизацию в 2018 году. Но по ГПЗКУ не сняли вопрос с пересмотром условий «китайского кредита». Также – вопрос с исками к отдельным элеваторам ГПЗКУ. Но, в конце концов, надо заканчивать с этой структурой, нужно ее продавать. Я считаю, что Минагрополитики не должно заниматься хозяйственной деятельностью.
Автор: Иван Киричевский
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.