Директор «Белавтодора» Юрий Масюк: Любой подрядчик, который приходит на новый рынок, в первую очередь – конкурент

Дороги по-белорусски: генеральный директор «Белавтодора» о деятельности холдинга в Украине. Белорусский холдинг «Белавтодор», в состав которого входит более десяти компаний, которые занимаются строительством и реконструкцией дорог, начал деятельность в Украине еще весной. О трудностях, с которыми столкнулись предприятия при участии в тендерах, и планах в работе, рассказал генеральный директор «Белавтодор» Юрий Масюк.

Читайте также: Славомир Новак: Не вижу ничего плохого в том, что политики пиарятся на дорогах

Юрий Станиславович, сколько компаний входит в холдинг «Белавтодор» и в каких странах сейчас действуют его представительства?

Фактически холдинг «Белавтодор» был основан в 2013 году, приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. Однако предприятия, вошедшие в него, занимались строительством дорог намного раньше. На данный момент холдинг «Белавтодор» насчитывает 13 дочерних организаций. 11 из них являются строительными компаниями, две другие – промышленная компания и транспортная.

Основная специализация холдинга — строительство, реконструкция и капитальный ремонт автомобильных дорог всех категорий. В среднем, за последние четыре года, годовой оборот «Белавтодора» составляет примерно 500 млн. долларов, а общая численность сотрудников холдинга – около 11 тысяч человек.

За пределы рынков Республики Беларусь мы начали выходить последние два года. Сейчас предприятия холдинга работают и выполняют работы в различных странах СНГ и Польше. Кроме того, сейчас мы участвуем в тендере по проекту в Молдове.

В Украине наш холдинг представлен тремя дорожно-строительными трестами: ДСТ №6, г. Гродно, ДСТ №4 г. Брест и ДСТ №2 г. Гомель. Кроме того, в помощь нашим трестам было создано совместное украинско-белорусское предприятие «Белавтодор – Украина», которое уже делает свои первые шаги на украинском рынке.

Читайте также: Оценка перспектив развития высокоскоростного пассажирского движения в секторе железнодорожного транспорта

Из воздуха в асфальт: как строят дороги напечатанными деньгами

Глава Счетной палаты Валерий Пацкан: 53% средств «ковидного фонда» ушло в «Укравтодор» на строительство и ремонт дорог

Депутат Леся Забуранная: Когда мы строим большое количество дорог, у меня возникает вопрос о том, не будут ли эти дороги пустыми

Министр Владислав Криклий: На ямках значительно легче «пилить» ресурсы, чем на капитальном ремонте дорог. Ведь трудно проверить, какая яма была отремонтирована

Какое впечатление произвел на Вас рынок Украины за время работы? Как «чувствует» себя иностранная компания, конкурируя с местными подрядчиками?

Любой подрядчик, который приходит на новый рынок, встречается с определенными трудностями. Их можно разделить на две категории. Первая — у каждой страны свое законодательство. Поэтому, чтобы чувствовать себя уверенно на чужом рынке, обязательно нужен адаптационный период. Необходимо для начала преодолеть всю цепочку действий, начиная с пересечения границы и до момента подписания договора с заказчиком вначале реализации проекта.

Есть и другая сторона. Как бы плохо или хорошо не был развит рынок, все равно есть компании, которые присутствовали на нем до вас. У этих предприятий уже устоявшиеся взаимоотношения с заказчиками. Поэтому, когда ты приходишь в регион и предлагаешь свои услуги, пытаясь конкурировать в цене, качестве, сроках исполнения, — в любом случае ты на рынке, как снег, посреди лета (смеется).

Сломать и перестроить определенный жизненный уклад за полгода нереально. Но все решается со временем и опытом. Поэтому критических комментариев Украина все-таки не заслуживает.

Какие проблемы существуют в Украине для иностранных компаний и Вашего холдинга?

В первую очередь, стоит отметить, что без помощи людей, которые хорошо разбираются в украинском законодательстве, особенностях рынка и экономики, сориентироваться в правилах проведения закупок довольно сложно.

Мы столкнулись с тем, что иногда заказчики (Службы автомобильных дорог в областях) не допускают тресты на тендеры, или потом отклоняют их предложения. Но компании, входящие в холдинг «Белавтодор», которые представляют его на украинском рынке, несмотря на трудности и определенное противодействие в регионах, будут работать в Украине, поскольку считают этот рынок перспективным.

Скажу откровенно, даже когда тендерное предложение нашего треста отклоняют, а затем, по решению Антимонопольного комитета, оказывается, что это было сделано неправомерно, — это не воспринимается, как негатив. Наоборот, мы понимаем, что наши действия были правильными, и нужно все оставить на своих местах до проведения следующих тендеров.

Опыт получает не только «Белавтодор Украина», но и дорожная администрация, которая допустила определенные ошибки. Соответственно, в следующий раз во время подготовки конкурсной документации, она будет более тщательно обрабатывать тендерные условия. Ведь, если ты регулярно относишься к выполнению работы безответственно, тебя сменит кто-то другой.

На какой стадии, по Вашему мнению, сейчас находится развитие транспортной инфраструктуры в Украине?

Шаги в направлении управления дорожной инфраструктурой, в частности, распределение обязанностей, акцентов и выбор подходов к решению задач, которые Беларусь проходила лет десять назад, в Украине происходят только сейчас. Безусловно, это вызывает определенные проблемы не только для тех, кто пытается привести систему в рамки, по которым подавляющая часть мировых дорожных администраций сейчас реализует дорожную политику. В связи с определенными затратами, страдают, в первую очередь, пользователи.

Радикально говорить о недостатках или преимуществах все же не хотелось бы, потому что каждая страна на определенном этапе проходила подобные проблемы.

Мы наблюдали их у своих соседей, в прибалтийских странах, да и сами проходили этот путь. Но одно можно сказать с уверенностью — независимо от условий, на рынке будет присутствовать тот, кто умеет и может наиболее коммуникабельно выстраивать взаимоотношения, и профессионально выполнять те обязательства, которые возьмет на себя по результатам тендеров.

Выигрывали ли тресты Вашего холдинга тендеры в Украине раньше?

С апреля 2017 года тресты «Белавтодор Украина» постоянно принимают участие в тендерах в разных областях Украины.

За это время по результатам проведения процедуры открытых торгов мы выиграли и заключили договоры на двух объектах.

Первый — текущий средний ремонт Н-16 Золотоноша — Черкассы — Смела — Умань на участке протяженностью 12 км (стоимость 113, 091 млн. грн. = 4,4 млн. долл.) А также — средний ремонт автомобильной дороги государственного значения Т-06 -14 Глубочица — Станишовка на участке чуть больше 7 км, в Житомирской области (стоимость 30,139 млн. грн. = 1,159 млн. долл.).

Наша компания принимала участие в достаточно больших тендерах. Это были услуги по текущему среднему ремонту автомобильной дороги Н-08 Борисполь — Днепропетровск — Запорожье на участке км 450+455 – км 474+193. Также капитальный ремонт Набережного шоссе на участке от Почтовой площади до моста Метро, а также услуги по текущему среднему ремонту автомобильной дороги государственного значения Н-22 Устилуг — Луцк — Ровно на участке км 35 + 000 — 45 + 300 в Волынской области.

Какие перспективы для холдинга «Белавтодор» Вы видите на украинском рынке? И как оцениваете опыт работы в Украине на данном этапе?

Опыт этого года я расцениваю как положительный. Пройдя этот путь, предприятия «Белавтодора», уже знают, как правильно и в кратчайшие сроки пройти все процедуры пересечения границы, следуя украинскому законодательству.

Второй момент — во время участия в тендерах, было сделано много работы по подготовке документации, определению конкурсной цены-предложения. Где-то мы выиграли, где-то проиграли, но, тем не менее, нам удалось почувствовать реальную цену, с которой можно выигрывать и реализовывать проект.

Третье — во время участия в тендерах происходит общение с заказчиками и представителями власти в тех или иных регионах. Это поможет в дальнейшем работать друг с другом более корректно.

И последнее — принимая участие в тендерах и осуществляя мониторинг рынка, мы поняли, что есть смысл выстраивать с Украиной еще и производственные отношения. Скорее всего, с начала весны, если мы увидим, что дорожное хозяйство и бюджет Украины ориентированы на улучшение существующей сети, будет планироваться ввод мощностей «Белавтодора»: асфальтобетонных заводов, техники и т.п.

Какие, по Вашему мнению, существуют проблемы в секторе дорожного строительства в Украине? И какие Вы видите возможности для использования своего опыта?

В европейских странах и на территории Республики Беларусь при подготовке тендерной документации все требования заказчика для реализации объекта обычно обобщенные.

Указывается, какие работы должны быть выполнены, выходные параметры и ориентировочная цена. Задача же подрядчика, действовать в условиях нормативных требований страны, предложить техническое решение, обеспечить выполнение и нести гарантийное обязательство.

Украинские же заказчики часто слишком детализируют, прописывая требования к составу асфальта, даже с требованием использовать материалы определенной марки. Такие ограничения могут отсекать лучшие предложения, способствуя коррупции.

Например, в Украине не так давно начал использоваться щебеночно-мастичный асфальтобетон. Беларусь первой на постсоветском пространстве применила этот материал. Поэтому опыта в реализации проектов, работе подрядчиков и выборе материалов, которые используются для щебеночно-мастичного асфальтобетона, у нас гораздо больше. И заказчик должен это понять. Просто нужно время, чтобы все стало на свои места.

Почему Беларусь сейчас активно использует бетон вместо асфальта?

Цементобетонное покрытие более выгодное в работе, чем асфальтовое, в первую очередь, в плане эксплуатации и дальнейшего содержания. Ведь выносливость таких дорог практически в два раза выше. Бетонные дороги рассчитаны на тяжеловесный грузопоток и по сравнению с асфальтобетонными дорогами – намного крепче.

Цементобетонные дороги – это достаточно ограниченная специализация, потому что стоимость оборудования, которое необходимо для производства соответствующей цементобетонной смеси, а также ее укладки, достаточно высокая. Один комплекс стоит более миллиона долларов.

«Белавтодор» имеет два современных комплекса для укладки бетона. К тому же, мы дополнительно укомплектовали бетоноукладчики специальными системами, которые позволяют контролировать ровность покрытия в режиме реального времени.

Читайте также: Главные научные открытия, которые меняют мир

13 самых интересных технологических разработок: чем удивил мир прошлый год

Автор: Дмитрий Сидоров

Источник: Экономическая правда

Перевод: BusinessForecast.by

При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.

Читайте по теме:

Оставить комментарий