О преимуществах работы фермера и переработчика, и лучших вариантах экспорта бобовых культур в интервью Agravery.com рассказал директор предприятия Валентин Медведюк.
Читайте также: Стратегия, деньги, замминистра: сработает ли новый план поддержки фермеров?
Ирина Кухтина: «В течение двух лет появится до десяти заводов по переработке ягод»
Александр Пахно: На небольшом участке сада можно заработать, как на тысячах гектаров зерновых
IT-инновации в агропромышленном комплексе: восемь ключевых направлений, о которых стоит узнать
Расскажите, почему выбрали для себя направление переработки именно нишевых культур?
— С 2007 года мы занимаемся переработкой культур – начинали с фруктов, потом из-за низкой цены перешли на нишевые культуры. Почему именно на них? Количество площадей занятых нишевыми культурами в последние 2-3 года существенно увеличилось, и будет расти в дальнейшем. Верю, что в этом есть и наша заслуга. Сотрудничая с нами, сельхозпроизводители поняли, что выращивание бобовых культур это хорошо не только для севооборота, но и приносит неплохую прибыль. Кое-где, на 40-60% выше, чем традиционные полевые культуры.
Наша мощная экспортная деятельность является примером того, что в Украине есть надежные и ответственные партнеры, которые умеют придерживаться взятых на себя обязательств по поставке качественного и конкурентоспособного сельскохозяйственного продукта. Можно сказать, мы выступаем авангардом, который продвигает их продукцию за пределы Украины. И поверьте, пусть с большими трудностями и препятствиями, но нам это удается.
Почему, на ваш взгляд, нишевые культуры становятся такими популярными в Украине, в целом в мире?
— Нишевые культуры интересны тем, что у них есть свой покупатель, относительно есть цена при стабильном экспортном рынке, который легче прогнозировать – он не настолько зависимый от спроса на другие продукты. Нишевые культуры для аграриев – это своеобразная «подушка безопасности», которая гарантирует им дополнительные прибыли, и дает возможность решать многие агрономические проблемы: страховаться от засухи или восстанавливать почву, пересевать ними погибшие озимые. В мире сейчас наблюдается стабильная тенденция – основные производители сокращают площади под пшеницу и выбирают более маржинальные нишевые культуры, к примеру, нут, чечевицу, фасоль, амарант и тому подобное.
Каким образом вы работаете с фермерами? Какие цены закупок продукции предлагаете?
— Сейчас мы работаем почти с полутора тысячами хозяйств – среди них есть и агрохолдинги (к примеру, Мироновский хлебопродукт и HarvEast), большое количество мелких и средних сельскохозяйственных предприятий, которые выращивают ту или иную культуру.
С более чем 80 хозяйствами мы работаем по форварду. Даем им обязательства, что выкупим их продукцию по выгодной рыночной цене, и всегда в точности выполняем свои договоренности. Кроме того, у нас накоплен большой опыт по технологии выращивания нишевых культур.
Рекомендуем фермерам и хозяйствам, какую культуру лучше посеять, помогаем в выборе семян и оптимальных условий для посева и выращивания. Увеличение объемов экспорта требует все большее количество качественного сырья для переработки. Для этого мы пошли в программу предыдущего кредитования аграриев, заключаем с ними форвардные договоры на новый урожай с первоочередным правом выкупа урожая по рыночной цене.
Каким образом формируете закупочную цену?
— Мы фиксируем в соглашении урожайность на минимальную цену и закупаем по цене, которая сложится на рынке на момент созревания урожая. Хорошо понимаем, что производителям нужно видеть перспективы, и мы им в этом помогаем. Я не исключаю, что через несколько лет мы предложим фермерам также специальную программу кредитования под урожай.
Как контролируете выполнение контракта фермерами? Какой процент форвардных контрактов остается не выполненным из-за их недобросовестности?
— Это тот фактор, который проконтролировать почти нереально. К сожалению, государство не может стать гарантом порядочности производителя в аспектах исполнения контракта, он всегда найдет 100 причин не поставлять товар переработчику. Даже в заключенных соглашениях, прописаны условия поставок, заложены штрафные и страховые санкции, которые не спасают нас.
У фермеров всегда есть соблазн продать урожай другим переработчикам или трейдерам – кто платит больше. Нам остается только верить сельхозпроизводителям на слово.
Переработкой, каких именно культур занимаетесь? Какова рентабельность вашего бизнеса?
— Мы занимаемся доработкой и упаковкой таких культур как фасоль, горчица, лен. В ближайшее время планируем пополнить список чечевицей, нутом и другими нишевыми культурами. В разрезе сезона прошлого года наша компания занимает лидирующие позиции по экспорту нишевых культур. В частности, по горчице это почти 20% всего экспорта из Украины и 35% по фасоли.
По поставке кондитерского льна мы стабильно входим в первую пятерку экспортеров. Относительно рентабельности, трудно сказать однозначно, она зависит от многих факторов. Прежде всего, это цена сырья, его качества, логистика – основные составляющие рентабельности нашей работы. Иногда приходится работать с минимальным заработком, но при этом выполняем взятые на себя обязательства перед партнерами.
Расскажите подробнее об объемах производства и экспорта вашей компании?
— Мы готовы перерабатывать 20 000 тонн каждого вида в год из тех, которыми занимаемся, но работаем не на полную мощность, экспортировали в прошлом году 20 тыс. тонн. В основном, это была горчица и фасоль.
Не тайна, что основным ограничительным фактором производства нишевых культур (например, бобовых) в Украине является отсутствие посевного материала. Как помогаете производителям в этом вопросе?
— Мы завозим семена бобовых культур для нужд хозяйств. Первый раз завезли 4 года назад из Канады. Сейчас ежегодно импортируем семена фасоли из Бразилии и Канады. К сожалению, в Украине селекцией семян нишевых бобовых культур почти никто не занимается, по моим подсчетам, рынок наполнен максимум на 10%.
Есть планы работать с семенными хозяйствами, мы готовы давать семенной материал высшего сорта для размножения, чтобы в дальнейшем дать ему официальный статус. Однако нам бы очень помогла целевая государственная программа. Потому что на уровне хозяйств и предпринимателей сделать это нереально.
Какие еще сложности в работе можете назвать в текущем сезоне?
— Основные трудности, как и нашей компании, так и многих других экспортеров — недостаток оборотных средств сезона сбора урожая. Ведь именно сезонная закупка позволяет четче выстроить взаимоотношения с конечным покупателем и работу собственных производственных мощностей, их равномерную загрузку.
К сожалению, банки не всегда готовы быстро отреагировать на наши нужды и выдать кредит в необходимом объеме, поэтому приходится часто отказываться от выгодных предложений сотрудничества. Плюс ко всему, мы сейчас заканчиваем техническое переоснащение компании, что тоже влечет за собой существенную финансовую нагрузку.
О какой модернизации предприятия идет речь? Сколько средств было вложено?
— В модернизацию мощностей в прошлом году нами были вложены около миллиона долларов кредитных средств. Эти деньги пошли на покупку решетного состояния, фотосепараторов, и рентген — детектора посторонних примесей и другого оборудования.
Об экспорте
Какую часть продукции компании вы экспортируете, а какую оставляете на внутреннем рынке?
— На внутреннем рынке остается не более 10% продукции, она становится сырьем для других предприятий, в частности компаний Данон, Нестле и тому подобное.
На ваш взгляд, в какие страны наиболее выгодно поставлять нишевые культуры и почему?
— Как я уже говорил, наше предприятие является активным участником международной торговли, экспортируем продукцию более чем в 20 стран. Продукцию нашей компании хорошо знают и относятся к ней с уважением не только в Европе, но и в Азии и Америке. За более чем 10-летний опыт работы нашими постоянными партнерами являются компании многих стран. Это компании из Германии, Австрии, Польши, Чехии, Нидерландов, Венгрии, Финляндии, Франции, Бельгии, Италии, Литвы, Болгарии, Македонии и т.д.
Основную часть культур отгружаем в европейские страны, потому что они широко используют масличные и зерновые культуры в продовольствии, в химической промышленности и в фармацевтических целях. Часть стран ЕС используют нашу продукцию главным образом в продовольствии. Европейский рынок всегда был привлекательным для Украины в силу его географической близости и потенциально высокого и постоянного спроса на нишевые культуры, но высокие требования к качеству продукции могут стать барьером на пути его покорения.
Значит, вы делаете ставку только на Европу?
— Нет, география поставок нишевых культур, конечно же, не ограничивается европейскими странами. Все зависит от спроса и цены на конкретную культуру в определенной стране. Так, например, для экспорта гороха Украине интересны такие страны как Индия, Пакистан, Бангладеш и Турция.
Выход с нишевой продукцией на рынок Китая возможен?
— Рынок Китая — это хорошее направление для развития, поскольку рост доходов населения и изменения пищевых предпочтений делают Китай все более интересным для импорта различных видов сельхозпродукции и продуктов питания. Агрорынки таких стран как Бразилия, Аргентина, Уругвай, Австралия, Казахстан ориентированы на китайцев. Следует понимать, что Китай очень серьезно защищает свой внутренний рынок, потому что не хочет быть зависимым от импорта.
Он мотивирует своих фермеров выращивать зерновые и другие культуры в больших объемах. К слову, китайский фермер не облагается никакими видами налогов. Поэтому, с одной стороны, Китай – достаточно большой и перспективный рынок, а с другой стороны, китайское правительство четко и ясно понимает степень риска и максимально фокусирует свои усилия на обеспечение продовольственной безопасности собственными силами.
Хочу отметить, что сотрудничество Украины и Китая в сфере АПК пока что на начальной стадии, и после возможного создания украинско-китайской зоны свободной торговли Украина получит доступ к китайскому рынку в качестве экспортера агропродукции и продуктов питания. Потому что Китай – страна бесконечных возможностей как в смысле объемов, так и ассортимента поставляемой продукции.
Автор: Ирина Глотова
Источник: Agravery.com
Перевод: BusinessForecast.by
При использовании любых материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт BusinessForecast.by обязательна.